Блог им. Afarensis → На Белоозеро, Кириллов, Ферапонтово и дальше. Часть первая.

«Довольно пошлого гламура,
Все будут ездить на эндуро».
Народная мудрость



Планы, сборы, подготовка.

В прошлом году в отпуск сгонял на пару дней в Рязанскую область в Крутицы на спортивный аэродром. Как первая поездка дальше привычного региона меня тот вояж вдохновил на новые подвиги. В этом году решил проехать маршрут протяженнее и взять под это дело дня четыре, чтобы не спешить. Задумал прохватить по русскому северу, заглянуть в некоторые исторические места и просто вволю накататься. Каких-то четких целей на эту поездку себе не ставил. Была пара мест, куда собирался заехать обязательно, а в остальном предполагал просто катить в свое удовольствие. Вполне допускал, что могу перестроить маршрут в какой-то его части в зависимости от обстоятельств или полученной в пути информации. В общем, целью пути был сам путь.

Поскольку совсем не представлял себе темпы движения и не мог быть уверен, что окажусь в том или ином населенном пункте в конкретный день, не стал ничего бронировать нигде. А для подстраховки взял с собой палатку и спальник. В итоге нигде ими не воспользовался, но их наличие придавало уверенности и гарантировало известную степень автономности, буде понадобится. Еще взял два литра бензина в качестве НЗ на всякий случай, для самоуспокоения. Багажной системы у меня на мотоцикле по сути нет, только два мягких кофра на самодельных рамках из 6-мм прутка. Всякую мелкую россыпь (инструменты, мелкие запчасти, шмотки, воду/еду) рассовал в эти самые кофры. Спальник завернул в коврик и этот рулет вместе с палаткой закрепил багажными стяжками на пассажирском сидении. Болтается слегка, но держится, не слетит точно. И спинка шикарная получилась, что меня сильно выручало в пути.

За неделю до выезда стал отслеживать погоду по маршруту. Разные сервисы давали разные прогнозы, но все сходились в одном: последний день будут ливни с грозами с утра до вечера. Пришлось быстренько перелицевать планы под трёхдневку. Дневные пробеги соответственно выросли, но меня это не особо беспокоило, ведь проезжают же люди и по тысяче в сутки на таких же мотоциклах, а у меня самый длинный перегон в 650 км попадал на первый день, когда по идее усталость еще не накопится.

Итак, 4 августа, мот обслужен, вещи собраны. Поехали.

День первый.

Стартовал в 8 утра. Первая сотня километров до Тейково ничем особенным не ознаменовалась – места и дороги знакомые, дивиться нечему. После Тейково планировал углубиться в ивановские местные дорожки и срезать через лес на Гаврилов Ям, чтобы обойти Ростов Великий, в котором в этом году уже побывал. Конечно, не стоило ждать от районной дороги через лес автобанных качеств, но, свернув с ростовской трассы я наткнулся на такое.


Потом, спустя пяток километров, на такое.

Ну его нафиг! – подумал я и вернулся на хорошо знакомую дорогу. Ну что ж, Ростов так Ростов.

Ярославское шоссе. Тут все понятно – дубасишь и дубасишь. На ярославской объездной немного заблудился. Много очень плавных раздвоений дороги на одинаковые по количеству рядов и непонятно какая из них собственно объездная, а какая пошла в область или в город. Сомнения развеялись, когда увидел Волгу и мост. Красота конечно. Было бы круто, если бы на мостах, хотя бы при въезде, делали карманы с видовыми площадками – остановиться и обозреть пейзаж. После моста по вологодской трассе тоже, в общем-то ничего особенного. Так я и добрался до Данилова, где мне предстояло проститься с федеральной трассой и окунуться в глубинку.

Следующим пунктом на маршруте был город с чарующе-старинным названием Пошехонье. А еще, помнится, был когда-то пошехонский сыр. Как бы там ни было с сыром, дорожное покрытие заметно ухудшилось, появились многочисленные заплатки и бугры, чередующиеся с небольшими ямами. Движение из удовольствия превратилось в испытание. Но ведь за этим я и ехал, так что настрой бодрый, несмотря на то что скорость на отдельных участках падала до 50-70 км/ч. В четырехдневной версии маршрута Пошехонье было местом первой ночевки, а сейчас всего-то три с чем-то часа, так что никаких сомнений, что поеду дальше, до Белозерска. Трафик в обе стороны заметно уменьшился, что позволяло мне использовать встречную полосу для объезда особенно стрёмных участков. Так, рыская туда-сюда и незлобно поругивая про себя ярославских дорожников, я прошел этот небольшой отрезок до Рыбинского водохранилища. Перед самым Пошехоньем заглох и пришлось переключиться на резерв. В городе думал было остановиться на отдых-перекус. Но пока ехал его насквозь в поисках заправки, убедился, что это просто большая, местами симпатичная, но все же деревня. Решил не тормозить, а поесть где-нибудь в пути, когда всерьез проголодаюсь и начну усталость чувствовать.

Дорога вдоль водохранилища встретила меня свежеуложенным асфальтом, ещё даже без разметки, и жарой. Лиственные по преимуществу леса вдоль дороги сменились впечатляющими ёлками. Спустя некоторое время новое покрытие кончилось, и началась ухудшенная версия недавней пошехонской дороги. Порастрясла она меня порядком, а я ехал и все думал: когда же я знаменитое Рыбинское море увижу по левую руку? Ведь, если верить карте, дорога на нескольких участках подходила к самому берегу. Но пока что указатели намекали, что слева меня ждет нечто совсем иное:


На поклон к Великому Хану один километр. Вспомнив, что в прошлом визиты в Орду для владимирцев заканчивались очень печально, решил продолжить путь прямо. А тут и Вологодская область подоспела. Унылая разбитая ордынская дорога махом преобразилась в европейский автобан – погнали! Вообще, за всю поездку в плане асфальта меня больше всех впечатлила именно эта область: и областные и районные дороги отменного качества. Здесь даже снятый фрезой асфальт не сильно отличается по сцепным свойствам от обычного покрытия, и вологодские дорожные ремонты совсем не напрягали и не влияли на темп продвижения. А вот и море. Остановился перекурить и попытался запечатлеть пару сухогрузов.


В Череповец въехал в 17 с чем-то. Короче, попал в час пик. Что особенно радовало, так это отсутствие у Череповца объездной, и тащиться мне пришлось в этот самый час пик через весь город. Поехал собирать светофоры. В незнакомой обстановке новых городов в междурядье не лезу, ведь непонятно, как тут принято, как на мотоциклистов реагируют, поэтому законопослушно стою со всеми. Так, короткими перебежками прошел примерно половину города. Жара, чувствую, что тепловой удар все ближе. А еще изредка бывает, что при ярком свете у меня начинают сильно щипать и слезиться глаза, да так, что я почти ничего не вижу. На трассе это фигня, можно встать на обочине, пару минут проморгаться и ехать дальше. А вот в городском потоке это ой! И именно такая штука со мной в тот момент приключилась. Еду, надо поток читать, обстановку отслеживать, смотреть на знаки и незнакомые указатели, а я почти ослеп. А светофоры с длинными циклами, и пробки перед ними длиннющие – приходится по два-три цикла выстаивать, прежде чем моя очередь подходит. Со стороны, должно быть, совсем отбитая картина: проспект, стоячая пробка в четыре ряда, солнце жарит, а посреди машин стоит в выхлопном чаду со всеми вместе рыдающий байкер. Пытался, пока стоял, глаза тереть – не помогало. А ну нафиг! Первая, руль влево, аккуратненько в междуряд, вторая – поехали. Ух, как здорово. Мигом прошил город и начал поиски заправки, ведь это будет последний бензин до сегодняшнего финиша в Белозерске. Ага, вот она, «Татнефть». Полный бак и в закат. Буквально в закат – время вечернее, а еду я на запад. Какой я молодец, что взял солнечные очки, тут-то они и пригодились.

Все-таки хорошие дороги у вологжан. Ровные и пустые. Беззаботно качусь, любуясь пейзажем. Солнце светит почти навстречу, но в очках это совсем не мешает. А поперек дороги ветер несет какие-то пушинки-семена, солнце светит сквозь них, и получается какая-то не то сюрреалистическая, не то психоделическая картина, очень умиротворяющая. А еще жара спала, посвежело. Наверное, в этот момент я по-настоящему почувствовал, что меня полностью отпустила вся недавняя рабочая рутина, повседневная суета, и остановился непрерывный поток мыслей в голове. Хосспади, хорошо-то как!

Вдруг мотоцикл делает этакий небольшой, но отчетливый взбрык и как ни в чем не бывало несется дальше. Спустя пару километров опять — тыгыдым! А потом снова – тыгыдым-тыгыдым! Что бы это могло быть на таком-то автобане? Замечаю, что с некоторой регулярностью примерно в два-три километра на идеальном дорожном покрытии наличествуют этакие поперечные валики от обочины до обочины. Экая, право, странность! Ну, да ладно, не сильно-то они раздражают, даже наоборот, не дают совсем уж в транс погрузиться и выпасть из реальности. Может их там дорожники специально сделали, чтобы водители не расслаблялись?


Ну вот и цель пути, Белозерск. Все-таки я прошел сегодня свои 650 км. Кто-то (ЖЖисты, например) скажет: эка невидаль, мы вон и по полторы-две тыщи за сутки проходим! Да пожалуйста.
Стою у въездной стелы города и гуглю себе ночлег. Позвонил, сказали, что одноместные номера закончились, но могут меня заселить одного в четырехместный за 2500. А почему бы и да! Шарахаться по кустам и перелескам в сумерках в поисках тихого места под палатку особого настроя нет, а тут за сходные деньги кровать, душ, туалет и крыша над головой. Покружил по городу, выехал на набережную и нашел гостиницу Seaside. Зарегистрировался, заселился, разгрузил Стида и поставил его под своим окном. Прихватил с собой сигару и на разведку в ресторан. Еда у меня с собой была, а вот от стаканчика-другого чего-нибудь этакого я бы не отказался. Разведка кончилась тем, что я сел на мотоцикл и поехал искать «Красное и белое»…

С сигарой во рту и бутылкой массандровского хереса в кармане завалился на террасу ресторана с видом на Белоозеро и закат. Меня, как постояльца гостиницы, пустили туда со своим без пробкового сбора, даже бокал выдали. Приличия ради и вспомнив Хэмингуэя, я все же заказал двойной дайкири со льдом. Так, попыхивая сигарой и прихлебывая херес, я начал коротать вечер. За соседним столиком нарисовался какой-то крепкий мужичок, который залихватски, наподобие булгаковского Бегемота, опрокидывал одну за одной стопки водки. Познакомились, его звали Юра. Едет из Архангельска по русским северам. Хобби у него фиксировать геолокации и фотографировать малоизвестные памятники северной деревянной архитектуры. Он мне показал целую карту, которую составил за годы таких поездок. Молодец мужик, его бы каталог, да реставраторам в руки. Пока мы вели разговоры за жизнь и реставрацию с краеведением, к нам подсел владелец гостиницы Саша, смешливый такой дядька лет шестидесяти, и присоединился к нашей беседе. Он тоже был в теме и много всякого порассказал. Отличная компания, вкусное вино, ароматная сигара и тихий вечер – что еще нужно, чтобы встретить старость расслабиться с долгой дороги?


23:30. Однако пора и честь знать.
– Юра, Саша, я на боковую. Завтра выезжать рано. Спокойной ночи.

День второй.

Проснулся около 6 часов, планируя душ и бутеры в номере, кофе в ресторане, и скорее в путь. Но место явно не хотело меня просто так отпускать. Пока я гонял кофеи в ресторанчике, ко мне подсел Саша с вопросом:
— Ты же архитектор?
— Ага.
— Я вот планирую одну лодочную станцию в гостиничку переделать, мне ребята из Вологды проект состряпали – глянешь?
Первая мысль: бли-и-ин, я же в отпуске! Вторая мысль: почему бы и нет? Саша клёвый человек, можно и помочь. Посмотрел – хороший проект, выдал Саше свое одобрям-с.

Потом, уже навьючив и заведя мот, понял, что ключ от номера у меня в кармане (как кольцо у Бильбо). Слез и побежал отдавать. Ну, наконец-то старт!

На выезде из Белозерска еще накануне приметил заправку и теперь направился туда, дабы залиться. Под горловину. Чтоб до Кириллова о заправках не думать. Тем более, что их до него и не предвидится. Цвет и запах бензина повергли меня в глубокую задумчивость, но выбора не было. Поехали. Дорога была мной по достоинству оценена (если не считать «тыгыдымов») еще вчера, когда я ехал в закат, теперь я ехал почти в рассвет. Такая вот инверсия.


Предполагал доехать до Кириллова пораньше и там нагуляться вволю. Вышел на свой крейсер 100 и уверенно так попер – полный бак это километров 200-220, а мне надо проехать всего лишь 140. В общем километров за 50 до места назначения мотор зачихал, задёргался и выразил явное намерение заглохнуть. Что за напасть? Карбы? Утечка? Съехал на обочину, мот заглох. Открыл бак, посветил туда спичкой – бензина остался только резерв. Выходит, расход 10 на сотню, ну ни фига себе! С таким расходом мне резерва хватит километров на 20 в обычном темпе. Запас в баклажке трогать не хотелось, так как я догадывался (хрена! ничего я не догадывался), что впереди меня ждут стремные пути-дорожки Костромской области, и этот запас будет нужнее там. Облазил и обнюхал весть мотоцикл на предмет утечки – все сухо. Значит расход зверский – вот тебе и белозерский бензинчик! Пошел последние 50 км на резерве в самом экономичном и скучном режиме – только бы не обсохнуть. На последних каплях доехал до цели – лукойловской заправки в Кириллове. Залил 11 литров, то есть приехал я туда буквально на парах. Что это за бензоглюк такой был? Видимо, качество топлива.

Кириллов-Белозерский монастырь был в списке мест, обязательных к посещению. Давно туда хотел попасть. Еще будучи ребёнком, множество раз рассматривал его фотографии в соответствующих книгах из родительской библиотеки (они у меня реставраторы и библиотека на данную тематику – ого-го!). Вот никакого рационального решения: надо побывать там за тем-то и потому-то. Просто хочу и всё. Так что теперь могу с удовлетворением отметить – детская мечта сбылась. Не скажу, что, когда я там гулял по территории, меня охватывал дикий восторг или священный трепет. Скорее это был такой спокойный и давно ожидаемый кайф. С одной стороны, ничего нового я не увидел, потому что всю тамошнюю архитектуру я прекрасно себе представлял по книгам, с другой стороны вот представьте палеонтолога, который всю жизнь изучал трилобитов по каталогам и окаменелостям, и вдруг поймал живого. Кстати, похожие ощущения у меня были лет 20 назад на Соловках: вроде бы не увидел ничего нового, но вот же оно – потрогать можно, и это не сон.


Гулял по территории монастыря примерно час. Решил, что в отдельные экспозиции ходить времени маловато – будет повод вернуться потом еще раз. Стал, между прочим, замечать, что моя поездка все больше напоминает разведку боем – качу по маршруту, запоминаю интересные места, чтобы потом в каждое из них вернуться целенаправленно для более полного погружения. Когда вышел за ворота на парковку, увидел рядом с моим Стидом какой-то турэндуро (Трансальп? – точно Трансальп), увешанный кофрами, и чувака, который его чехлом накрывал.
— Привет. Вано из Владимира.
— Привет. Максим из Сергиева Посада.
Разговорились: откуда, куда, что интересного видели. Помнится, я еще пошутил, что на моем предстоящем сегодня маршруте его мотоцикл будет смотреться уместнее, чем мой. Я и не подозревал, что действительность превзойдет все ожидания. Попрощались, и я поехал к сувенирным развалам искать ложку. Тут вот какая штука: в прошлом году в Костроме купил сувенирную чайную ложечку. Просто так, без задней мысли – лишь бы не банальный магнитик. Потом появилась такая же ложечка с гербом Ростова Великого, потом из Плёса – и пошло-поехало. Так я стал коллекционером ложек и стараюсь из каждого города привести трофей. В итоге кирилловская ложка в кофре – mission complete, можно ехать дальше.

А дальше по программе Ферапонтово. В принципе его в моем списке мест, обязательных к посещению, не было. Когда планировал маршрут, решил: как попрет. И после Кириллова таки поперло: время есть, погода отличная, дорога – катись! Поехали! Поехали-то поехали, а по расходу бензина не оставляли подозрения. Ну вот на ходу и проверим. Спойлер: когда приехал в Ферапонтово, глянул в бак – вроде все в норме…
До Ферапонтова была довольно приятная дорожка (если не считать последние пару километров грейдера), даже встретил единственного за всю поездку лося. Вот такого.


Припарковал мотоцикл на берегу красивейшего озера и пошел гулять в монастырь.


Сам комплекс зданий любопытный, но ехал я туда за фресками Дионисия. Впечатлило. И сами фрески, и хорошая экспозиция по истории вопроса: обнаружение росписи, изучение, реставрация, сохранение. Кто мимо едет – всем советую.


После осмотра экспозиции в соборе погулял еще по территории монастыря, но тут начали набегать лесные домики толпы туристов, и я ретировался. За воротами по дороге на стоянку сталкиваюсь нос к носу с женщиной, которая таращится на меня и выпаливает: Вы на Балакирева живете! Я слегка офигеваю от такого поворота, но ведь да, я живу на улице Балакирева. Выясняется, что она тоже из Владимира с этой же улицы, мы с ней соседи через дом, и она меня там много раз видела – вот и тут узнала. Мир – большая деревня. На выезде из поселка купил дочке кулон в виде лягушки (она у меня обожает лягушек).

Про дорогу от Ферапонтова до Вологды нечего сказать кроме того, что она великолепная… и скучная. Странно: прекрасный вологодский асфальт, красивые вологодские виды, почти нет трафика – а ехать скучно. Видимо ко мне пришло пресыщение пейзажами среднерусской равнины, а больше тут и похвастать особо нечем, хорошие дороги приключениями не балуют.


Вологда. Да, сюда надо ехать хотя бы на пару дней – погулять есть где. Мне же надо было торопиться в Галич. Времени было уж 2 часа, а я планировал добраться до Галича до темноты (Пха-ха-ха!!! Я до него в тот день вообще не добрался). Поэтому я заехал в самый что ни на есть центр города, отметился в какой-то пафосной бургерной («МясоBULL», кажется), купил супруге льняную сумочку с вологодским кружевом и попер на выезд из города. Любят в Вологде перекрестки с круговым движением! На последним из них меня принимают гайцы…

Там не то, чтобы пост, там их целая дивизия была: четыре машины и человек десять личного состава. Вижу отмашку полосатой палкой, включаю поворотник, останавливаюсь.
— Здрасьте, лейтенант такой-то, документы, пожалуйста.
— Здрасьте, тарщлейтенант, а что я нарушил?
— Ничего. Плановая проверка документов у всех мотоциклистов, много аварий в этом году с вашим братом.
— Ну, держите.

В этот момент на том же кругу с адовым треском своей газонокосилки выруливает какой-то не в меру молодой белобрысый долбодятел на питбайке. Естественно, без шлема, зато в бронемайке и бронешлепанцах. Классика! Естественно, ему наперерез бросился один из жезлоносцев. Естественно, долбодятел не остановился. Надо было видеть, какой хищный блеск в глазах появился у блюстителей ПДД! Они попрыгали по машинам, врубили все, что мигает и крякает, и ринулись за ним. Наверное, лет 200 назад так выглядели борзые, которых спускали со сворки на зайца. Тарщлейтенант сунул мне документы (все в порядке, езжай давай, удачи) и начал кого-то вызывать по рации. На фоне всей этой суматохи я неспешно сел на мот, завел и вальяжно покатил по ярославке. Невозмутимый и преисполненный чувства собственного достоинства.

Продолжение следует.

Комментарии (5)

RSS свернуть / развернуть
+1
queridoamigo
Стал, между прочим, замечать, что моя поездка все больше напоминает разведку боем – качу по маршруту, запоминаю интересные места, чтобы потом в каждое из них вернуться целенаправленно для более полного погружения.
Теперь я знаю как называть этот стиль путешествий, которыми я сам занимаюсь.

Приезжаешь в город N, а в нем столько интересных мест, но «прямо сейчас не хочу / жарко / холодно / много людей / хочу уже ехать дальше» и уезжаешь с мыслями о том что вернешься сюда еще раз, но обязательно другими дорогами чтобы не повторяться.

Классно пишете, жду продолжения.
+1
iMihalych
Классный рассказ! У меня тёща живет за Череповцом, катаюсь к ней в гости на моте несколько раз в год (иногда из родного Владимира, иногда и Москвы). Да, дороги живописные тем более, что можно выбирать разные пути из Владимира (напр через Переславль на Калязин и Рыбинск — оч приятна дорога), а Череп прошивается в междурядье на раз.
0
Afarensis
В этом я и убедился, как следует из рассказа. Проспекты там широкие. А ты тоже из Владимира?
+1
iMihalych
Да, с Владимирщины (но тружусь в Мск). Планирую 1го октября принять участие в закрытии сезона, может найдёмся в колонне )
0
Afarensis
Первого с Wolves MC? Не факт, что буду. Но не исключаю.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. Afarensis, На Белоозеро, Кириллов, Ферапонтово и дальше. Часть первая.