Проект продается, 60 000 USD [email protected]

Блог им. Afarensis → Karjala 2023. Четвёртый день.

День четвертый: «Откуду есть пошла…» и Устюжна, недостижимая, как мечта о дембеле. 540 км.

Первый день
Второй день
Третий день




Проснулся рано, около 6 утра. Особо не торопясь собрал лагерь, нагрузил мот. Завтракать не хотелось. Чем дольше длится поездка, тем меньше я ем, и мне так комфортнее. Странно. Умылся-причесался. Сначала переживал, что в моей сегодняшней тысячезвездной гостинице нет зеркала, потом вспомнил, что вообще-то их у меня ровно две штуки. На руле. С некоторой опаской в одно из зеркал заглянул, ожидая увидеть там косматое чмо бомжеватого вида. Но нет, из зеркала на меня смотрел гадрозавр веселый, доброжелательный человек, тихо улыбающийся чему-то своему.



Фотография выше сделана в другом месте, но в зеркале в описываемом эпизоде было примерно то же самое. До свидания, Ладожское озеро. Нам было хорошо вдвоем.

Проэндурил обратно до трассы и направился в сторону Олонца. На сегодня маршрут был такой: Олонец, Лодейное поле, Старая Ладога, Тихвин, Устюжна. Олонецкий район погожим утром мне очень понравился. Вообще Приладожье видел в первый раз, и оно мне, что называется, зашло. Пока ехал до Олонца, заметил очередную перемену пейзажа: валуны пропали, пошли пески и среднерослый негустой сосняк, прям таки балтийское взморье. А еще очень понравилось, как там сделаны железнодорожные платформы. Этакий вестерн (фото не мое).



И снова жара +15 градусов, причем с самого утра.
Деревни тут тянутся вдоль рек и переходят одна в другую, так что непонятно, где одна закончилась, и другая началась. И вот я еду через очередную такую деревню, вижу впереди, вдоль самой обочины катят два пацана на пит-байке. Ну катят и катят – они примерно 30 км/ч едут, я иду около 60. Ничего не подозревая, аккуратно начинаю их обходить. И вот, когда я с ними уже поравнялся, пассажир пит-байка вдруг как повернется ко мне, да как гаркнет мне прямо в ухо: «БАЙКЕР!!!» Я от неожиданности навалил поддон кирпичей и чуть в канаву не улетел. К тому же все было так резко и неожиданно, что, услышав: «байкер!», я первым делом подумал: «где?!». Только потом дошло, что это про меня говорилось. Это пассажир так хотел привлечь к моей персоне внимание водителя. В общем, чудом удержав мотоцикл на траектории, я поспешил уйти от таких резких ребят подальше. А то мало ли что?

В Олонце погулял в городском парке, который там разбили на месте некогда стоявшей крепости. Интересно там решена парковая архитектура – на месте исторического расположения крепостных башен установили деревянные ажурные силуэты этих самых башен, только поменьше.




А еще я не просто гулял. Да, правильно, я искал ложку. Уж в таком-то историческо-музейном городе она должна быть. А вот и нет. Ладно, Лодейное Поле ждет нас. Там-то точно ложка будет!

На полпути между Олонцом и Лодейным Полем закончилась Карелия.



Hyvästi, Karjala!

На подъезде к Лодейному Полю был весьма впечатлен мостом через Свирь – такую конструкцию воочию видел впервые, у него для пропуска кораблей поднималась, не меняя горизонтального положения, вся центральная секция. Для этого там была устроена целая система противовесов в паутине тросов. Жаль, близ моста остановиться было нельзя из-за отбойника, а то бы обязательно сфотографировал. Ну, пусть будет фотка с просторов сети:


А у Лодейного Поля оказывается богатая история. Это, как я для себя открыл, вообще колыбель русского Балтийского флота. Зарулил в центр, на набережную, заглянул в очередной «Домик Петра» с экспозицией. Там был такой ми-ми-мишный макет!






Потом еще на выезде наткнулся на местный краеведческий музей, а там уже был макет профессиональный



А увлеченный смотритель с горящими глазами и взволнованным голосом провел для меня персонально импровизированную экскурсию, в ходе которой я узнал про ладожскую нерпу (уж не такая ли плескалась ночью возле лагеря?), которая из Ладожского озера по Свири до самого Лодейного поля порой доходит.

— Простите, а пингвины сюда тоже из Ладожского озера заходят? – спрашиваю я, кивая на чучело пингвина.

К счастью, оно не имело отношения к местной фауне, а символизировало антарктическую экспедицию Беллинсгаузена и Лазарева, ведь транспорт «Мирный» (во-о-он его модель) был построен на лодейнопольской верфи. О как! А ложки нет – от поездки начинает отчётливо попахивать незавершённостью миссии.

От Лодейного поля до Волхова очень приличная трасса, катить по которой на круйзере одно удовольствие. Северная природа осталась позади, ушли гранитные скалы и ледниковые валуны, высоченные елки и кривоватые березы пропали. Пошел смешанный лес, борщевик, места стали холмистыми. На очередной заправке пообедал «сникерсом» и встретил трех чуваков на хард-эндурах. Экипированы парни были в защиту полностью, без дураков. Разговорились о том, о сём. Я ожидаемо позавидовал им с их мотоциклами по поводу того, что они могут ГДЕ УГОДНО. Эндуристы утешили меня тем, что в отличие от них я на Стиде могу СКОЛЬКО УГОДНО. Ну, все верно. Наконец они завели свои трещотки и укатили месить грязь и сшибать пни по оврагам, а я спокойно доел-допил и двинулся дальше.



Следующим пунктом на пути у меня было то самое место, «откуду есть пошла Руськая земля», а именно Старая Ладога, которая согласно летописям была поселением (тогда еще просто Ладогой, без «Старой»), где обосновался легендарный Рюрик. Этакая прото-столица прото-Руси. Понятно, что со времен Рюрика там ничего не осталось, но крепость 15 века тоже заслуживает внимания. Катим до Волхова, через него еще один впечатляющий мост (и опять нет места остановиться для фото). Хорошо, что волховские развязки не такие мудреные, как медвежьегорские. А вот районным дорогам Ленинградской области можно и замечание сделать. После развязки шел вдоль реки, и приходилось периодически ямы объезжать. Впрочем, про все это я забыл, когда увидел на крутом волховском берегу три кургана. Это даже еще не «руськая земля», это лет на 100 старше. Что не мешает молве и фолк-хисторикам приписывать все это Вещему Олегу. Пока я там вокруг курганов бродил над волховским обрывом, почему-то вспоминались картины раннего Рериха из его славянского цикла (хотя курганы скандианвские, но не суть). А от всего этого места какой-то спокойной мощью веет. Там именно что хорошо было находиться. А может я просто такой впечатлительный?





Ну а теперь к крепости. Поселок Старая Ладога оказался небольшим и очень симпатичным, только нифига не приспособленным к такому наплыву туристов. В этом он мне напомнил Суздаль. Пока катил по главной улице, вертел головой в поисках щелки для парковки, но везде все заставлено. Ближе к собственно крепости парковались чуть ли не в два ряда. Тесно, надо быть внимательным, так как пешеходы ходят совершенно произвольно, а деление улицы на тротуар и проезжую часть весьма условно. Увидал после моста группу мотоциклистов (человек 5 или 6) на спортах и дорожниках, которые вроде как умудрились втиснуться в какой-то карман вдоль улицы. Кажется, рядом с ними еще немного места осталось – Стиду точно хватит. Заруливаю к ним, спрашиваю девушку-спортоводку, можно ли с ними встать? Она как-то неопределенно пожала плечами и кивнула в сторону другого чувака из их компании (старшего?). Вокруг было так шумно и суетно, что вести сколько-нибудь осознанный диалог было невозможно, а в конце концов они вообще завели мотоциклы и куда-то поехали. А место тут же было занято каким-то «крузаком» на московских номерах и «ренджем» на питерских, столичные – они шустрые! Забыл упомянуть, к тому времени, когда я выехал из Лодейного Поля, окончательно победила хорошая погода и стало совсем тепло, а когда я метался по Старой Ладоге в поисках стоянки было уже по-настоящему жарко, градусов под 30. Плюс еще пылища и шум. В общем в такой обстановке я совсем потерялся. Поставил мотоцикл на каком-то укатанном колесами остатке то ли газона, то ли тротуара прямо напротив крепости и пошел в музей.
Староладожская крепость очень здорово отреставрирована. Я взял билет только на посещение территории, обойти всю экспозицию – это полдня надо. Приступная или напольная часть крепости (стена, три башни) восстановлена полностью, а вот часть, выходящая к реке – остается в руинах. Интересно, это ее так специально законсервировали, или в будущем тоже восстановят? Сама по себе крепость вполне стандартная мысовая фортификация при слиянии двух рек, характерная для Восточной Европы с седых времен и до 17 века. Но в уме выстраивается линия преемственности древнерусских столиц Ладога – Киев – Владимир (и рек: Волхов, Днепр, Клязьма) с характерной градостроительной композицией. Во Владимир вон даже топонимику частично киевскую перенесли: Рпень, Лыбедь.







Маленькое отступление: принимая во внимание, гм… текущую международную обстановку, в этом месте может показаться, что автор на что-то глубокомысленно намекает. Так вот, автор ничего, кроме перечисленных исторических фактов не подразумевает и ни на что не намекает. Sapienti sat.

С такими думами об исторических судьбах городов и гидронимов я погулял по крепости, полюбовался вековечным течением древнего Волхова – припал к истокам так сказать. А ведь тысячу лет назад тут над обрывом мог стоять кто-нибудь исторический и точно так же смотреть на реку. Впрочем, вон того водного горе-лыжника, которого в три лодки вылавливают, он – исторический – точно не мог видеть. А я так и не сумел увидеть ни одной сувенирной ложки с символикой города, хотя на обратном пути на трассу заглянул во все попутные сувенирные лавки. Что-то не везет мне на ложки в этом путешествии.

А время меж тем к пяти часам, а мне сегодня до Устюжны по планам добираться, а это еще 300 км, так что едем дальше. На Тихвин и Устюжну пошел по А114. Дорога вдоль реки Сяси оказалась совсем ненапряжной. Мотор поет, погода отличная. Еду, перевариваю в голове увиденное за день. В Тихвине на въезде оказался т-34 (ну что такое? Что ни город, то на въезде танк или кладбище), причем неправильный: маску пулемета установили прицелом вниз, а траки зачем-то выкрасили зеленым.



Сам город прошил, не останавливаясь – впечатлен не был, хотя слышал много о том, что Тихвин надо посетить обязательно. На выезде решил заправиться и встретил двух парней на «ершах», которые подивились на мой номер и рассказали, что тоже в дальняки хотят ездить, да семья/работа/кошка/дача не пускают. Не стал их огорчать своим даже большим комплектом (семья/работа/кошка/дача/собака/фикус), в отношениях с которым у меня по части дальняков полная гармония и взаимопонимание. А так позитивные оказались чуваки! Пожелали друг другу удачи и разъехались.

Задумался и понял – а ведь в своем путешествии я вообще не общаюсь с людьми, если не считать таких вот мимолетных встреч. Почти во всех случаях, когда мне приходится с кем-то говорить, моя речь состоит из единственной реплики: «Здравствуйте, 92-го полный бак, пожалуйста». И никакого дискомфорта я от этого не испытываю. Видимо, это одна из моих целей в таких поездках – избавиться от общества людей на несколько дней. Нам со Стидом и вдвоем неплохо.

Еще заметил интересное – совсем пропало желание есть. Желудок о себе вообще перестал напоминать. Последний раз перекусил шоколадкой на «Сургутнефтегазе» под Лодейным полем, да так и не ел с тех пор. Возможно, отпадает дурная привычка заедать стресс, и организм переходит на тот объем пищи, которого ему на самом деле достаточно?

А природа по дороге продолжала меняться. Появились какие-то интересные деревья. Высоченные, с белыми стволами и ветвлением у самой верхушки. Как будто наши родные осины решили прикинуться импортными эвкалиптами.



Ну, вот и Вологодская область. Здрасьте, давно не виделись! Пусть будет небольшой отдых перед сегодняшним финальным рывком. Осталось еще 117 км по навигатору.
Уже и сумерки наметились. Снова надо привыкать к ранним вечерам и закатам, еду-то на юг. Ну ладно, сотню до темноты проеду без проблем. Местность стала довольно однообразная и какая-то неприветливая. Много грунтовых поворотов в лес, похожих на входы в пещеры – ветви смыкаются наверху, а сами колеи теряются дальше в темноте. Частенько колеи глубокие и залитые водой, а путь от асфальта к опушке полностью разбит лесовозами. Мрачная картина. При этом асфальтовая дорога выше всяких похвал. Так вот и еду, но уже хочу поскорее причалить. Вот указатель «Устюжна 73». Скоро уже. Солнце село. Какая-то развилка, заправка, указатель «Устюжна 52». Ура! Стоп! По одометру от предыдущего указателя я проехал не 21, а 28 километров! И одометру я доверяю, в отличие от. Короче, Устюжна так от меня и отдалялась на десяток примерно километров с каждым новым указателем. То есть принципиально я к ней приближался, но каждый раз фактическое оставшееся до нее расстояние было заметно больше обещанного на указателях. Всё напоминало знаменитый диалог из одного художественного фильма:

— Что там с сосисками, Чарли?
— Две минуты, Турецкий!

— Что там с сосисками, Чарли?
— Пять минут, Турецкий!
— Но ведь три минуты назад ты сказал, что они будут готовы через две?!

Это здорово сказалось на моральном состоянии. Все мысли теперь были о том, чтобы скорее доехать. Уже и холодно стало, и плечи с шеей затекать начали, и темнеет постепенно, и туман пополз с полей. А самый главный облом – невозможно даже примерно рассчитать, сколько еще ехать осталось по времени и в километрах. Потому что связи нет, и Яндекс-навигатор грузиться не желает. То есть, непонятно, на что надеяться. И вот в таком состоянии я начал разглядывать лесные «пещеры», а также съезды в поля по бокам дороги внимательно и вдумчиво, предполагая стоянку не доезжая Устюжны. Но все эти грунтовки напоминали разбитые танкодромы, по которым танки больше не могут ездить.

«Устюжна 36», а по одометру получается, что не меньше 45. Начал подмерзать, но останавливаться и лезть за свитером пока лень. «Устюжна 32», не верю…

Долгожданный поворот на Устюжну тоже не без извращений оказался. Обычно же знак с указанием поворота на город ставится за пару километров до самого поворота, а потом еще метров за 300 дублируется? Ну как-то так. А тут ничего нет, я внимательно смотрел. И вот я обгоняю какую-то фуру, собираюсь аккуратно перестроиться после обгона обратно в свою полосу перед тягачом. ВНЕЗАПНО вижу поворот направо и знак «на Устюжну туды!» прямо перед самым поворотом. Не знаю, что там подумал про меня водитель фуры, а я мысленно перед ним извиняюсь. Аккуратно перестроиться не получилось, я выкрутил газ и метнулся вправо как заяц. Естественно, я перед этим оценил наши возможные траектории и убедился, что мы ну никак не пересечемся, иначе бы я на такой маневр не решился. А если бы знаки стояли, как обычно, я бы и с этим обгоном не стал заморачиваться, а просто дотошнил бы за фурой оставшиеся полкилометра до поворота.

Ну, вот и она. Ахиллес все-таки догнал черепаху.



По одометру в итоге вышли те самые 117 километров, что и навигатор вначале показывал. Не верьте знакам на трассе А114. На «Лукойле» у въезда в город отогревался в кафе со стаканом кофе и гуглил гостиницы, так как подходящих мест для палатки по пути сюда не увидел, а искать их сейчас по темноте совсем не хотелось. Оказалась только одна со свободным номером. Люксом за 4500 рублей. Вот это в мой бюджет, формат и принципы не укладывалось никак… И тут Остапа понесло! Примерный мой разговор с администратором: «смотрите, у нас с Вами есть два способа действий. Первый – вы согласны меня заселить за имеющиеся у меня 2500, второй – вы меня не заселяете. В первом варианте вероятность сдать номер, хоть и за часть стоимости, составляет ровно единицу, во втором варианте сдать номер в 11 вечера за полную стоимость в ночь с воскресения на понедельник в провинциальном городке в стороне от магистральных дорог стремится к нулю. Сравнить выгоду от обоих вариантов предлагаю Вам самостоятельно». И что бы вы думали? Здравый смысл победил, и я заселился в люкс! Да еще и мотоцикл разместился в своем «люксе», на закрытой охраняемой парковке. Да еще и с таким вот соседством!





Скутер БМВ – это вам не хухры-мухры!

Я чувствовал себя Бобиком в гостях у Барбоса в отсутствие не только хозяина, но и самого Барбоса. Или персонажем какого-нибудь контркультурного фильма 60-х, где какие-то полубомжи-хиппи случайно отхватывают где-то чемодан денег и «покоряют» Лас-Вегас. Расположился по-королевски, скинул пропотевший и пропыленный прикид, помылся, заказал чая в номер и достал остатки коньяка. Аппетит так и не появился, ну и фиг с ним, все равно по карельской привычке продуктами не запасся. Запустил в качестве колыбельной серию «Хорнблауэра» и пил чай с коньяком. А потом спать.

Хватит на сегодня, пожалуй.

А финал всё ближе...

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. Afarensis, Karjala 2023. Четвёртый день.