Проект продается, 60 000 USD [email protected]

Блог им. Afarensis → Karjala 2023. Третий день.

День третий: место силы, дорога мечты и динозавр в зеркале. 510 км.


Первый день
Второй день




Хорошо, когда организм рано просыпается сам, без будильника. Это значит, с ним все в порядке. Ну, почти. Радостно встал в полседьмого, но перспектива перетаскивать весь хабар вниз и заново его увязывать на мотоцикл эту радость слегка омрачила. Ничё, пойдет вместо утренней гимнастики. А еще вспомнил про «талон на питание» и спустился в кафе за обещанным завтраком.



Э-э-э… не понял! Чашка «растворимого чая» и ломтик хлеба с пергаментно-прозрачным кружком копченой колбасы – это тот самый знаменитый завтрак??? А, да, ещё была каша. «Какая? Пластиковая». Я от нее благоразумно отказался.

Пока грузил все на Стида, собрал вокруг себя небольшую группу рабочих-узбеков (в гостинице шел ремонт крыльца), которые засыпали меня дельными советами. Сразу вспомнился анекдот про секс на Красной площади. А еще вчера пока прокручивал в навигаторе карту Медвежьегорска в поисках жилья, вдруг услышал у себя в голове: «Людк, а-а Людк!». Точно! На карте указано: «локальный ориентир, место съёмок к/ф «Любовь и голуби». Захотел доехать до места, где снимали любимое кино наташкиных родителей. Это тут раскрученная достопримечательность. Не скажу, что прям большой поклонник этого фильма, но нужно признать, что кино вышло богатым на мемы. Одно только «Ах ты, сучка крашенная!» многого стоит. Вчера был такой умученный, что было не до того, а сегодня утром напрочь про это намерение забыл. Советчики на парковке совсем заболтали. Так что на место исторических съёмок я не попал. «Эх, Вася, Вася!». Правда, чуть позже попал в другое место съёмок, но об этом ниже. А еще тут есть финский укрепрайон, точнее то, что от него осталось. Но ко всяким военным заброшкам я отношусь равнодушно или даже брезгливо, так что туда-то я вообще не собирался. А зря! Сами ДОТы и прочий железобетон можно и не осматривать, а вот виды с той горы на озеро – это нечто! Оценить смог уже дома по чужим фотографиям.

Иной читатель скажет: да что ж это за путешествие? Там забыл, тут не побывал, сюда не заехал, тут погода помешала, а вон то вообще на другой раз отложил. А как же интересности, культурная программа и залипание на красоты? Где новые знакомства, зависалово с новообретенными друзьями? Где курсы бульдозеристов, в конце концов?! Для себя я на эти вопросы ответил так: в мотопутешествии для меня самое главное – перемещение сквозь новый пейзаж с максимальной включенностью в окружение. Согласитесь, такое даст только мотоцикл (тут к месту вспомнить минутки сенсорики). Все остальное желательно, но вторично и необязательно. В тот же Петрозаводск ради содержащихся в нем интересностей можно приехать поездом, пароходом, подземным вертолетом или на вьючных свиньях. Вид транспорта в такой поездке не имеет значения, значение имеет Петрозаводск. А в мотопутешествии наоборот, значение имеет мотоцикл, а города – просто пункты на карте, по которым удобно выстраивать маршрут, пролегающий через тот искомый пейзаж. Так что в этой поездке я без сожаления пропускал Петрозаводск или Медвежьегорск, у меня была другая цель. Впрочем, некоторое количество исключений в виде мест, куда заехать обязательно надо, на маршруте обязательно найдется. В прошлом году это был Кирилло-Белозерский монастырь, в этом году Успенская церковь в Кондопоге. Да, я знал, что в 2018 году она сгорела. Какой-то местный малолетка возомнил себя Варгом и решил самоутвердиться через поджог. Это конечно было очень огорчительно, но объект хорошо изучен реставраторами, материалов, чертежей, фото по нему уйма, воссоздать проблем не составит. Да, конечно, это будет новодел в современном материале – но это ж лучше, чем ничего. Вон, предусмотрительные японцы свои синтоистские святилища в Исэ вообще раз в 20 лет полностью перестраивают, начиная то ли с 8-го, то ли с 4-го века. Каждые 20 лет новодел – и ничего. Вот мне и было интересно, как далеко в восстановлении церкви реставраторы продвинулись? Может уже закончили? Все-таки пять лет прошло.

На выезде из Медвежьегорска меня ждала развязка. А петель в ней было больше, чем у меня извилин в голове. Если кратко, я в то утро ее хорошо изучил, пока выпутался и вышел на петрозаводскую трассу, ту самую Колу. Через некоторое время по сторонам дороги появились крошащиеся гранитные скалы. Сам на ходу не снял – фото из интернета даёт о них некоторое представление.



Кто много путешествовал по Кавказу/Уралу/Алтаю, а также прочим Альпам и Саянам, ничего особенного в них не увидал бы, меня же впечатлило. А погода все лучше и лучше. Утро было солнечным и, скажем так, свежим, а вот позже, днём солнце прогревало землю и воздух уже совсем по-летнему.
Смешной завтрак из кусочка колбасы на ломтике хлеба давно был впитан молодым растущим организмом. Следовательно, пора искать местечко, где можно расположиться и НАКОНЕЦ, ПОЗАВТРАКАТЬ НОРМАЛЬНО. Вот многообещающий поворот в лес. В лесу скрывалась грунтовка, впрочем, вполне проезжабельная и вела она на специальную мою завтрачную поляну, где я и остановился. Достал заготовленные накануне бутеры, паштет и воду, пока ел, сидя на бревне, слушал, как на соседней елке кукует кукушка. Не считал…



Впрочем, долго рассиживаться не стал – меня же ждет Кондопога! Да и погода определенно улучшалась, стало солнечно, и даже вполне тепло. Едем дальше. В какой-то момент увидел указатель «Гирвас». О! Я же про это место много у кого читал, причем самого разного. Вон VladXT660 был разочарован, другие писали менее пессимистично. Так лучше самому заглянуть и составить собственное мнение. Повернул перед заправкой (о! назад поеду, тут и зальюсь) направо, потом петлял по поселку, который мне очень понравился. Вроде бы ничего особенного, но как-то там чуть более ухожено, чем привычно. Дома яркие, цветники везде, мало глухих двухметровых заборов, всё больше небольшие прозрачные ограды, много деревьев по улицам, главным образом сосны и лиственницы. Еду и думаю, вот тут бы я старость и встретил!



Наконец переехал дамбу и запарковал мотоцикл на стоянке у музея. А потом пошел смотреть сам палеовулкан. Я уже читал у других, что никакой там не водопад, а просто русло сброса воды гирвасской ГЭС, и не ждал там увидеть ниагарские каскады. Каскады там бывают только в моменты сброса. Собственно, сама скала, по которой вода в такие моменты течет, это часть древнего лавового потока, а интерес это место представляет не столько с точки зрения природных красот, сколько с точки зрения геологии. Попробовал увидеть на натуре то, что так хорошо и четко на схеме рядом с тропинкой разрисовано, но ничего не понял. Хотя фактура самой скальной породы мне показалась интересной. Что-то тут изверглось и, по-видимому, хорошо рвануло в протерозое, 2,2 миллиарда лет назад. А ведь тогда не то, что многоклеточных организмов не было, даже простейшие эукариоты под вопросом. Я смотрю на скалу, которая принадлежит совсем другой планете, ни в чем не похожей на нашу современную Землю.





Осознание этого факта задало определенный философский настрой. С этим настроем решил прогуляться дальше вдоль канала. Зашел туда, где все тропинки заканчиваются и туристов совсем нет. Солнце уже хорошо пригревало, пахло нагретой хвоей и мхом. В этом месте было как-то совсем умиротворённо, я вдруг почувствовал себя в совершенной безопасности, понимал совершенно отчётливо – пока я здесь со мной точно ничего плохого произойти не сможет. Преисполненный таких сантиментов сложил свой небольшой сейд в подарок месту.



Думаю, на жаргоне поклонников Кастанеды можно было бы назвать это местом силы. Впрочем, я от мистики далёк, посему, вволю нагулявшись по заросшим лесом остаткам вулкана, направил стопы в сувенирный павильон. Кстати о стопах, пока лазил по склонам древнего кратера, заметил, что нога почти полностью прошла. Вот что Гирвас животворящий делает))).

Купил дочке вот такую футболку. Как раз в её духе.



А ещё взял на память несколько галек с берега канала. На выходе к стоянке и дороге в посёлок есть несколько стендов, посвящённых фильмам или их эпизодам, которые тут снимали. Оказывается их немало: «Белое солнце пустыни», «Абориген», «А зори здесь тихие» (исходный фильм), «Деревня Утка», «И на камнях растут деревья», «Седьмая руна». Пожалуй, надо будет пересмотреть. Чего-то не представляю себе сцен из «Белого солнца», которые могли быть тут сняты…

Вот, кстати, тот самый случай импровизации, когда оказываешься там, куда и не планировал. Можно считать это компенсацией за то, что вынужденно или по раздолбайству пропустил.

После Гирваса летел в Кондопогу, как на крыльях. Иногда дорога выходила к берегам озёр, да и без этого окружение было приятным. Кстати, и сплошного потока на дороге не было, ехать там очень комфортно. В Кондопогу заезжал со стороны Берёзовки, там еще оказались такие уютные домики, утопающие в сирени, что я прям завертелся головой по сторонам. Первый звоночек прозвенел, когда пошли какие-то промзоны, потом мимо жутко вонявших очистных сооружений, а дальше окончательный постапокалипсис, Адъ и Израиль.

Минутка сенсорики. Обоняние. Сидя на мотоцикле, ты обоняешь мир скорее как пешеход или велосипедист, нежели как автомобилист, который обоняет главным образом запах материалов салона или ароматизатора. Сосновая хвоя, болотистая низина, цветущая липа или силосная яма – все проявлено, как оно есть на самом деле. От велопешеходной схемы эти ощущения отличаются скоростью их смены: сосны с липами не успевают надоесть, чадящий маслом КамАЗ или силосная яма не успевают достать.

Я расчитывал, что высоченный шатер церкви будет виден издалека и послужит мне ориентиром, но что-то его все нет и нет… Немного заблудился, встал посреди окружавшего меня трэша и запустил на телефоне навигатор. Если гора не идет к Магомету, Вано достает навигатор. Ах, вона куда меня занесло! Построил маршрут и поехал. Вот, на месте. Навигатор в телефоне показывал, что я приехал, но церкви не было ни в каком виде. Вместо нее был забор вот с таким плакатом да небольшой штабель обгорелых бревен.



Ну ни фига себе! А я-то так ждал этой встречи. Вот даже выложу ту самую фотку из гиппнрейтеровского альбома, которая меня еще с детства очаровала и оформилась в мечту туда съездить. Мораль: избегайте завышенных ожиданий, когда беретесь мечту в жизнь претворять. Хотя бы в половине случаев.



Очевидно, что подобные поездки затеваются ради положительных впечатлений. Но, разумеется, нет никаких гарантий от обломов и разочарований, поэтому очень важно быстро переключаться на какие-то другие вещи, которые еще предстоят, ждут за горизонтом, а не фиксироваться на только что случившейся неудаче. Это же касается и лёгких аварий, вроде моей. Серьезные аварии или травмы, понятное дело, требуют совсем другого подхода, впрочем, и в их случае лучше сохранять оптимизм.

Что ж, теперь в Петрозаводск. В прошлогоднем отчете я писал про вологодскую трассу, что она «великолепная… и скучная». В том смысле, что технически ехать по ней прекрасно, а смотреть особо не на что. Дороги в Карелии мне показались и великолепными, и совсем нескучными, по крайней мере, окружающие меня виды не приедались, хоть и не сказал бы, что сменялись они резко. Карельская природа очень разная, но при этом какая-то цельная. Так и докатил до столицы республики. Город не изучал, по времени не получалось, да и не планировал. Только выехал к набережной, где прогулялся, пока обедал шавермой (да, именно так по-питерски я привык ее называть). А еще набрёл на сувенирную лавку, в которой после моего ухода стало меньше на одну ложку с профилем Петра Алексеича Романова и на одну шунгитовую подвеску. Ложку себе в коллекцию, подвеску супруге.

Минутка занудства: шунгит — докембрийская горная порода, состоящая в основном из углерода и занимающая по составу и свойствам промежуточное положение между антрацитами и графитом. Встречаются разновидности шунгита чёрного, тёмно-серого и коричневого цвета.

Везет мне сегодня на докембрий.

Из Петрозаводска планировал через Пряжу уйти на Питкяранту, а дальше катить вдоль берега Ладожского озера и подыскивать местечко для ночлега. Вот тут, пожалуй, была лучшая часть всей поездки. Во-первых, начало неприлично везти с погодой, стало солнечно, установилась «настоящая жара», градусов в 15, так что я отважно убрал свитер в кофр. Во-вторых, это была квинтэссенция того самого «перемещения сквозь пейзаж», о котором я упоминал выше, которое и является главной целью моих мотопутешествий. Временами открывающаяся панорама напоминала кадры из какого-нибудь роуд-муви «про Америку». По дороге перемещаться было очень комфортно – трафик редкий, ни «гонщиков», ни «тормозов», никто никому не мешает. Дорожное полотно выше всяких похвал, нечто подобное видел когда-то давно в Эстонии. Особенно удивили странные сливные решетки, регулярно встречающиеся по обочинам (вон они на фото). Это что? Ливневка? Вне населенного пункта?



Пейзажи продолжают плавно меняться, заонежские высокорослые леса вдоль дороги пропали, стали встречаться гранитные скалы, покрытые мхом и поросшие то там, то тут мелкими кривыми березами или ёлками.




В Вилге купил продуктов на ужин и покатил дальше по «американской» дороге. Солнце уже давно начало свой спуск к горизонту, но совсем не спешило, северные вечера долгие, и я совершенно не беспокоился, что не уложусь в световой день. От Вилги через Пряжу до Питкяранты была сплошная дорожная медитация. Перемены местности очень плавные, из-за этого поначалу дорога может показаться однообразной. Однако если ехать не спеша и уделять достаточно внимания окружению, то количество картин, отложившихся в памяти, будет немалым. Еще и с погодой повезло. В Пряже заехал на заправку и смог в полной мере оценить карельский придорожный сервис. В принципе уже в Пудоже на заправке был полноценный магазинчик со всякой всячиной (с ассортиментом не только масло/антифриз или сникерс/энергетик) и какой-никакой общепит. Тут все было по-взрослому: и любые авторасходники, и небольшой супермаркет с полновесным ассортиментом, и полноценное кафе (или уже ресторан?) с кухней, и детская игровая зона, и прилавки с сувенирами. И такие заправки, а по сути, многофункциональные комплексы дорожного сервиса у меня были дальше везде до самого выезда из Карелии и еще пару таких (Газпромнефть кажется) встретил в Ленинградской области. Ощущение, что я в другой стране усилилось ещё больше. А ещё там все камеры на дороге работают от солнечной батареи, когда ясно, и от мини-ветряка, когда пасмурно или ночью.

О закупке продуктов впрок я перестал думать вообще – была уверенность, что смогу поесть или купить их в любое удобное для меня время на любой карельской трассе. Так вот, не думая о запасах, я катил себе дальше на запад. Опять пошли скалы и опять другие, не похожие на те, что я утром видел под Медвежьегорском и на те, что были под Вилгой.





А еще по сторонам дороги на участке от Ведлозера до Иля-Лаваярви стало много озер с хорошими подъездами прямо с трассы. Народу, вопреки моим ожиданиям, на озерах лагерями стояло немного. Может, потому что были будни? Даже пожалел немного, что еду дальше, так как отличных стоянок – целая россыпь под рукой, ничего искать не надо, ломиться через бурьян и заросли в поисках подходящей лужайки не придется.




В магазине на заправке перед Питкярантой решил купить карельского бальзама, дабы скоротать вечерок у костра на берегу озера. Дальше была сама Питкяранта, встретившая меня на въезде очередной братской могилой и танком Т-26 на постаменте. Кладбища на въездах в российской провинции вообще частенько попадаются, что немного напрягает. Лучше бы их делали где-нибудь в стороне, в тихих уединенных местах. В общем, ничем не примечательный городок, с некоторых точек которого, впрочем, открывались роскошные виды на озеро. Привет, Ладога! Собственно, вдоль его берега мой дальнейший путь и лежал. Скалы пропали, вокруг начался редкий сосновый лес без подлеска, в котором прямо между стволов были разбросаны ледниковые валуны, некоторые размером с дом. Дорога стала петлять и скакать вверх-вниз. Асфальт оставался по-прежнему приличным, хоть я и съехал на районную дорогу. Солнце наконец-то приблизилось к горизонту. Этим закатом я буду любоваться еще часа три. Катя по деревням вдоль Ладожского озера, обратил внимание, что отдельные дома или их небольшие группы довольно сильно разбросаны в пределах одного населенного пункта. Едешь, смотришь – домики, палисадники, автобусная остановка, снова домики и дальше лес. А деревня не закончилась, за лесом – снова группа домов, мостик, школа. Кстати, много брошенных домов. Причем брошенных совсем недавно, они только начинают разваливаться.



Время к восьми вечера, а что там у меня с усталостью? Прислушиваюсь к организму на ходу, никаких неприятных симптомов, даже спина и шея не затекли. Неплохо, хотя, конечно, многое решает погода. А еще заметил, что совершенно не голоден, хотя кроме пары бутербродов на полянке под Медвежьегорском да петрозаводской шавермы я ничего сегодня не ел. Впрочем, определенное утомление накопилось, скорее психологическое. О его наступлении я догадался, когда в один прекрасный момент увидел в зеркалах силуэт крупного гадрозавра, который вышел на опушку позади меня, неспешно пересек шоссе и скрылся в прибрежной чаще. Совсем как на известной реконструкции Константина Флёрова, вот на этой (висит в Москве в палеонтологическом музее):



Бр-р-р! Не спать!

И вот, проводив взглядом перебежавшую мне дорогу лису (настоящую), проехав Мансилу, начинаю предметно интересоваться возможным местом ночлега на озере. С асфальта периодически отходили в сторону берега грунтовые отворотки, и я начал их зондировать одну за другой. Обычно они приводили к небольшой бухточке с пляжем. Иногда вместо пляжа были камыши с валунами.





Все бы ничего, но в одном таком месте топкий берег, в другом мусорно, в третьем дорога близко. С какой-то там попытки нашел отличный мыс, немного не доезжая до Усть-Видлицы. Пришлось слегка поэндурить по грунтовке и валунам вдоль берега, зато стоянку себе роскошную нашел. От дороги прилично, за лесом ее совсем не слышно, соседей вокруг никого. Сосны, камни, вода, небо.





И дров прилично. Ставлю палатку, разгружаю мотоцикл, развожу огонь. Стоп. Не развожу огонь. Почему? Где зажигалка? Полгода назад завязал с курением, соответственно наличие зажигалки в кармане стало редким исключением, а не правилом. И вот перед выездом, еще во Владимире, покупая воду в дорогу, взял и зажигалку именно для костра в лагере (ведь горелку, как мы помним, я не нашёл). И вот её нет. В карманах нет, в кофрах и бауле тоже. А я так мечтал о горячем чае с бальзамом! Вспомнил, как персонаж фильма «Кукушка» огонь добывал и пожалел, что не ношу очков… Впрочем солнце стояло уже совсем низко и толку от него уже не было бы. Убрал бальзам (кощунственно его так вот утилитарно для согрева пить), достал НЗ в виде маленькой коньяка. Буду так согреваться. Но сначала ужин – ставший уже традиционным сухпай: хлеб, сыр, колбаса.



Озеро, помимо шума прибоя, временами издавало где-то вдалеке от моего лагеря странные трубные звуки, которые далеко разносились над водой, как будто пело какое-то крупное животное. Например, гадрозавр. Остаток вечера провел, бродя по берегу, прихлебывая коньяк и фотографируя все вокруг.




И еще раз фотографируя, потому что свет поменялся, и все стало еще лучше.





И еще раз… Вот, к примеру, давешний гадрозавр ходит по отмели:



Так, стоп, хватит коньяка. Пошли спать, завтра рано в путь и программа обширнейшая.
Как нетрудно догадаться, засыпал я в этот раз без «Хорнблауэра», зато под звук настоящего прибоя.

До завтра.

Комментарии (8)

RSS свернуть / развернуть
+1
komendant
Озеро, помимо шума прибоя, временами издавало где-то вдалеке от моего лагеря странные трубные звуки, которые далеко разносились над водой, как будто пело какое-то крупное животное
Баррантиды, уникальная аномалия Ладоги.
0
cozobrod
«перемещение сквозь новый пейзаж с максимальной включенностью в окружение», согласен на 100%, лозунг мотопушествий.
0
cozobrod
мотопутешествий — sorry))
0
serg78
Классно!!! НО не добыл огня и даже не попытался… эх, отказался от такого приключения… Мотоцикл+бензин+мотор+аккумулятор+немного фантазии…
0
goos1199
Просто супер! Давно я с таким удовольствием ничего не читал. А огонь не добыть когда рядом есть мотоцикл — это не простительно!)
+1
Marklar
Хороший мыс, только никому не говори где он, а то загадят окончательно.DJI-0955
dp pics hd
0
Afarensis
Похоже на мой. Как определил?
+1
Marklar
Не сомневайся, твой. Я там бывал пару раз.
IMG-20231013-195310-600
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. Afarensis, Karjala 2023. Третий день.