Блог им. Afarensis → Karjala 2023. Первый день.
Весной поменял на Стиде резину. Новые покрышки очень музыкально звучали, катясь по ровному асфальту, а я гадал: притрутся ли и перестанут ли петь? В какой-то момент, экстренно тормозя и заблокировав оба колеса, я услышал не пение, а громкий вой, переходящий в отчаянный визг. Потом мы со Стидом упали и гасили остаточную инерцию в скользячке со снопами искр. Глухой удар в борт «Соляриса» остановил наше движение.
Вскочил сразу же, не пытаясь даже выяснить, все ли у меня в организме цело. Периферическая нервная система никаких сигналов о повреждениях в центральную не слала, а центральная переполнялась досадой от того, что поездка закончилась не начавшись.
А что же было вначале? Вначале было слово. И слово это было Карелия, точнее Karjala. В 2000-м году меня занесло в Беломорскую Карелию в составе этнографической экспедиции. А ещё раньше я полюбил вокально-инструментальный ансамбль Amorphis, а ещё раньше я прочитал «Калевалу» (да-да, целиком), а ещё раньше, совсем уж в детстве, я обожал рассматривать фотоальбом Гиппенрейтера «Заонежье» 1972 года издания в родительской библиотеке. Одним словом, я был обречен на Карелию. Только потом после 2000-го начались всякие альтернативные тусовки, фестивали музыкальные и реконструкторские, немного велосипеда и байдарки. Параллельно всеразличное трудоустройство и его периодическая смена. Потом женитьба и рождение дочки, обзаведение недвижимостью и еще куча забот. Карелия всё откладывалась.
С появлением мотоцикла я стал практиковать небольшие прохваты на 2-3 дня по соседним областям, попутно оттачивая навык выкраивания под это времени. Зимой 22-23 строил планы на летний дальняк в разных его географических вариантах. В какой-то момент перед мысленным взором возникли буквы Karjala. Значит так и будет.
Планы, сборы.
В итоге под поездку смог организовать себе пять свободных дней с 8 по 12 июня. Маршрут проложил такой: Владимир, Переяславль-Залесский, Ярославль, Вологда, Липин Бор – первый день. Липин Бор, Вытегра, Пудож, Медвежьегорск – второй день. Медвежьегорск, Кондопога, Петрозаводск, Питкяранта, Устье Видлицы – третий день. Устье Видлицы, Олонец, Лодейное Поле, Старая Ладога, Тихвин, Устюжна – четвертый день. И Устюжна, Бежецк, Калязин, Переяславль-Залесский, Владимир – пятый день. Погода по прогнозу была не сильно приятной, по крайней мере, первые два дня – холодно и сыро, остальные три вроде бы лучше. В любом случае менять планы уже не было возможности, поэтому в самом худшем случае буду в этой поездке прокачивать скилл радостного приятия всего, что будет.
По вещам собирался несколько менее легкомысленно, чем обычно. Во-первых соорудил таки на Стида «хитровыгнутый» багажник, о котором уже упоминал в рассказе о прошлогодней поездке. На самом деле по конструкции ничего особенного, просто, логично, удобно. Согнул все из 8-й арматуры и обратился к знакомому сварщику. А где багажник, там и задний кофр. «Кофром» у меня стала обычная дорожная сумка на 30 литров. В нее напихал в основном сменную и теплую одежду. И запасные кроссовки на случай, если основные промокнут. Сумку разместил на багажнике, спальник, коврик и палатку на заднем сидении. Все это замотал в черные мусорные пакеты скотчем и закрепил стяжками. Получился образ как раз для моего бомж-трипа.
Во-вторых, взял полный комплект одежды на смену, так как в дороге ожидались дожди, а настоящего долгоиграющего мотодождевика у меня нет, и вероятность промокнуть весьма высока. Дешевенький «рыбацкий» дождевик у меня все же был, но я совершенно не представлял его возможностей и долговечности, так что особо на него не рассчитывал, если дожди будут с утра до вечера. В качестве утепления были свитер и тельняшка. Еще взял с собой запас мусорных пакетов и скотча, чтобы вещи герметично упаковывать.
В-третьих, собирался взять газ и горелку. Но не нашел их ни в квартире, ни на даче. Чудеса! Ладно, вместо горелки взял зажигалку. Нет, я не предполагал на зажигалке суп варить. Всего лишь разжигать костер.
В-четвертых, купил накомарник и запасся самой лютой разновидностью «Гардекса». Я же в Карелию еду. В июне. А там в это время года КОМАРЫ-Ы-Ы!
В-пятых, ура! Я наконец-то обзавелся «батоном» для инструментов. Теперь не надо тратить драгоценное место в кофрах на ключи да мелкие запчасти. Но все же часть пространства в кофрах заняли 3 литра резервного бензина. По расчетам мне предстоял один перегон почти в 200 километров, и моего бака на него не хватит. Значит, берем запас.
В-шестых, хотел взять миску/ложку/кружку. Но… забыл. Да и не понадобились они мне в отсутствие горелки.
Из сложной техники и гаджетов у меня был целый один смартфон (он же навигатор) и зарядник к нему. Его и документы с банковскими картами я определил в набедренную сумку, которой, как и долгожданным «батоном» я обзавелся этой весной. Ненавижу ездить с рюкзаком!
Ну, перечислением всякого мыльно-рыльного барахла, аптечек да прочих салфеток я утомлять не буду. На всякий случай захватил газовый баллончик – отогнать бешеного енота или гопоту какую. Надеюсь, не пригодится.
По экипу/защите до самого предстартового дня терзался сомнениями. Шлем, перчатки – тут все понятно. Очень хотел поехать в черепахе, в ней я себя как-то спокойнее чувствую. Но у меня нет подходящей теплой куртки, чтобы в холодную погоду ее на черепаху надеть. А жары точно не будет. В последний день перед выездом посмотрел погоду – дубак. Решено, едем в старой доброй косухе, в ней точно не продует. По обуви у меня таки который уже сезон полный швах, езжу в обычных кроссовках. Для пущего пафоса называю их «мои мотокроссовки», притом, что это обычные старые, но еще крепкие Ecco.
Так, ладно. Хватит вступлений, пора уже ехать.
День первый: продубас с полутора эксцессами. 630 км.
9 часов утра 8-го июня, четверг. Старт. Сфотографировал одометр, заехал на заправку и залился под горловину.
Вышел на трассу в сторону Юрьев-Польского, и так начался отсчет Большой Поездки Этого Лета. В первый день предполагался простой, если не сказать тупой, продубас как можно дальше сквозь хорошо знакомые и изъезженные окрестности родной области. Конечный пункт сегодня по планам – село Липин Бор на Белоозере. Там планировал поставить на берегу палатку на первую ночёвку.
Предполагавшийся скучным перегонперестал быть томным утратил свое уныние в Рязанцево. После железнодорожного переезда я не стал разгоняться до 60, осторожно набрал 40 и тихонько пошел через населёнку. Тут внезапно из-за кустов справа со стороны стоянки от «Пятёрочки» выскакивает мне поперёк «Солярис». Именно выскакивает на весь корпус, а не осторожно высовывает кончик носа, как по идее надо бы при такой фиговой видимости с второстепенной дороги. До него метров 20 и я пытаюсь оттормозиться. Метрах в 10 от машины происходит блокировка обоих колёс, мы падаем и уже в скользячке останавливаемся о борт автомобиля.
Как выше написал – вскочил сразу же. Мотоцикл лежал на боку, уперевшись обоими колесами в двери «Соляриса», двигатель заглох. Обошёл его, осмотрел – на вид все в порядке: поворотники, зеркала на месте, фара цела, ничего не течёт, не капает, багажник на месте. Из-под стяжек выдернуло палатку и бутылку с водой. У палатки как минимум протерт насквозь чехол, бутылка улетела на встречную обочину. Теперь осмотрел себя – все цело, ничего не болит, хотя вот это последнее еще ни о чём не говорит – шок. В этот момент заметил вылезших из машины виновниц торжества (тут вообще окружающий мир начал возвращаться к своей привычной скорости, до этого несколько секунд растянулись в минуты). Две женщины бальзаковского возраста, на вид нормальные такие, не бляди, не хабалки, не фифы. В глазах плещется ужас. То есть они сами всё поняли и верно оценивают произошедшее. Поначалу они, видимо, сочли, что меня убили, а тут увидели, что я шевелюсь и способен не только ходить, но даже поднять мотоцикл. Почти сразу подбежал чувак из машины, шедшей за мной, и помог откатить мотоцикл на обочину (руки у меня изрядно дрожали). Пока катили мотоцикл мимо приходящих в себя тёток, одна из них, глядя на меня, взмолилась: «Ну вы хоть не молчите!», на что получила от меня угрюмое «Привет»…
А мой мозг тем временем бешено перемалывал все поступившие в него за последние 30 секунд сведения и выдавал итоговую калькуляцию: если Стид поломан, то поездка закончена. Если я поломан… хотя, вроде, нет. А от дома отъехал всего-то на сотню километров! В этот момент, поставив на подножку мотоцикл, я опустил руки, и из правого рукава на асфальт вылилось с полстакана крови. Тёток это добило. Тут я окончательно синхронизировался с текущей реальностью и начал управлять ситуацией. Первое – отпустить добросердечного дядьку. Выполнено («Спасибо, старина, дальше я сам»). Второе – установить по возможности позитивный контакт с водительницей «Соляриса», а заодно не дать ей смыться, если она такое задумала. «Добрый день. Давайте подумаем вместе, как нам минимизировать последствия аварии для меня и для вас». Так, зависла и пытается сообразить, куда это сюжет поворачивает. Это хорошо, пусть подумает пока. Третье – снова осмотреть мотоцикл и, если визуально все в порядке, попробовать завести. Чих… чих… тыр-дыр-дыр-дыр-дыр… Так, тут, похоже, все в порядке, значит поездка не завершилась. Не завершилась, если – четвертое – я сам не получил повреждений, несовместимых с ездой. А, ч-чёрт! Руль, бак и сиденье перемазал кровищей, пока мот катал туда-сюда. Пора уже и собой заняться.
Снимаю куртку, протираю салфетками рукав изнутри, пока кровь не засохла. Теперь сама рука. Та-а-ак, на локте неслабая такая дыра, из которой бежит бодрый ручеёк. Водительница тем временем начинает выходить из ступора. Посылаю ее спутницу в аптеку за углом за левомеколем; бинты, перекись и пластыри у меня с собой. «Так-с. Давайте-ка меня немного подлатаем, я еще раз осмотрю мотоцикл, себя и багаж и, если все в порядке, вы пожелаете мне лёгкой дороги, я пожелаю вам быть внимательней, и мы разъедемся. Это первый вариант. Второй – вызываем ДПС, скорую, все оформляем и теряем от четырех часов до целого дня». Мысленно я молил всех дорожных богов, чтобы она согласилась на первый вариант, ведь по второму всем будет совсем плохо. Она влетает по полной, потому что виновник аварии очевиден (я правда уже убрал мотоцикл с дороги – но есть свидетели). А я отменяю свой вояж, так как предстоящая бумажная волокита с ментами съест один день как минимум, плюс еще медосвидетельствование… В общем, при таком раскладе я уже никуда не поеду. Что ж, она выбрала первое. Фу-х! Мне помогли остановить кровь и перевязаться (рука вроде сгибается), я вытер мотоцикл.
Подсчитаем ущерб: разбитый правый локоть, который ближайшие два дня будет плохо гнуться, но рулить смогу; слегка порванные на коленке джинсы и легкая ссадина, несильный ушиб правого плеча и правой стопы – хвала дугам! Правая дуга сточилась, наверное, на полмиллиметра (и это сталь – я подумал, что было бы с ногой и меня передернуло). Порван чехол палатки (сама цела), протерта дыра в кармане правого кофра, вырван замок одной из молний набедренной сумки и – прикол – протёрта небольшая дыра с тыльной стороны этой сумки, с той, что к ноге прилегает (как??). Несмотря на повреждения локтя, на рукаве куртки только слегка потерлась краска – хорошая кожа рулит! Думаю, в черепахе я бы вообще ничего не почувствовал, но джинсовка, надетая поверх, лишилась бы правого рукава – все же не косуха. На правой перчатке и шлеме – только незначительные царапины. Одним словом, перчатки, шлем, куртка отработали, как надо и остались пригодны для дальнейшего использования. Кстати, пригодилась запасная пара обуви, потому что мои «мотокроссовки» от близкого знакомства с асфальтом превратились в элегантные «мотобосоножки» (рванина в хлам). Зато ноги спасли.
Вот тебе и «Бегство от безопасности», точнее его неизбежная оборотная сторона. Ну, все правильно, у Баха тоже не только романтические полеты и Великий Американский Воздушный цирк описаны, но и аварии, и нештатные посадки в поле жидкой грязи, и утренняя холодрыга на высоте двух километров.
Окончательно пришёл в себя. Раньше в такой ситуации обязательно бы закурил. Сейчас же удовольствовался маленькой коробкой яблочного сока, купленного тут же в «Пятёрочке». Ну что, всё? Всё. Правая сторона тела немного побаливает, но рука рулить позволяет, а ногой я ближайшие пять дней все равно почти не собираюсь пользоваться. Можно ехать дальше. До Ярославского шоссе добрался без приключений, обошёл Переяславль и двинулся на Ростов. «Ярославка» удобна, предсказуема и проста в использовании. Впрочем, и тут с меня дорожные боги взяли небольшую жертву. Еду, значит, себе еду, никого не трогаю. Тут по мне проходит автоматная очередь. Нет, конечно, но такое ощущение, что кто-то бросил в меня на ходу несколько горстей мелких камешков. Может, с какого самосвала сдуло – такое бывает. Но нет, никаких самосвалов в пределах прямой видимости не наблюдается. А один из этих камешков пребольно хлестанул по бедру (да, снова по правому) и место удара принялось наливаться болью, словно туда шилом ткнули. Да блин! Присмотрелся, а у меня из ноги торчит пчела, которая исхитрилась при столкновении меня ужалить. Так вот что это были за камешки – пчелиный рой, сквозь который я проехал! На ближайшей заправке, до которой дотянул на остатках резерва, я развлекал публику тем, что спустил штаны и вытаскивал глубоко засевшее жало. Кстати, со старта по одометру я прошел 172 километра и спалил полный бак. 11 литров на 172 километра это выходит 6,4 литра на сотню. Многовато. Вернусь домой, надо будет карбюраторы смотреть.
В дороге старался фиксировать по возможности свои ощущения и давать им интерпретацию. И решил их включить в свой рассказ в виде небольших таких вставок (они будут курсивом). Общий вывод: по ощущениям мотоцикл совмещает скорость автомобиля с включенностью в окружение велосипедиста или пешехода. А теперь несколько детальнее. Итак:
Минутка сенсорики. Вкус по понятным причинам сразу пропустим. Впрочем, любители открытых шлемов могут поделиться вкусовыми ощущениями от случайно залетевших мошек, слепней, воробьёв и птеродактилей.
Зрение. Сначала хотел сказать, что оно одинаково, что в окне плацкартного вагона, что в автомобиле, что на мотоцикле. И тут задумался – СТОП! Зрительные ощущения отличаются даже между купе и плацкартом или между интегралом и открытым шлемом. Когда я еду на мотоцикле, в поле зрения нет ничего, кроме окружающего пейзажа, куда бы я голову ни повернул. В поезде я могу видеть пейзаж, только повернув голову в определенную сторону, причем гарантированно не по направлению движения. В других направлениях я увижу матрасы на фоне потолка или чьи-то ноги. В автомобиле я увижу пейзаж везде вокруг себя, но он будет нарезан на триптих стойками кузова. На мотоцикле я вижу окружение, как если бы я его видел, как обычно, без визора. Только через визор.
После пчелиного обстрела стал замечать, что подмерзаю слегка, было градусов 15, не больше. А тельняшку в гараже забыл. Следовательно, надо найти какую-нибудь местную одежку на замену. А тут как раз Данилов по пути – вот в нем в «Фикспрайсе» и купил за 300 рублей «футболку мужскую», как значилось на ценнике — на самом деле самую обычную теплую тельняшку. Сразу стало комфортнее. В свитере было бы, пожалуй, жарковато, а так самое оно. Правда, некоторую трудность вызвал процесс надевания, так как правый локоть очень не хотел сгибаться безболезненно. А правая ступня начала распухать и болеть. Та-а-ак, вот это уже плохо!
Дальнейший перегон до Вологды ничем примечательным не ознаменовался, кроме одного вредного инвалида на «Приоре», который упорно шел передо мной 80, а когда я его пробовал обогнать, он специально разгонялся, чтобы я обгон не мог завершить. Вижу встречный поток, притормаживаю и становлюсь за этим товарищем обратно в свою полосу. Так этот гад тут же снова до 80 сбрасывает и тошнит дальше. Появляется просвет на встречке – я снова на обгон, и снова та же история. Да, вот тут в полный рост проявился основной недостаток Стида – никакая динамика наверху и максималка в 130. В конце концов, я этого оригинала все же обошел, когда он бдительность на минуту утратил. И что бы вы думали? Обогнал я его и иду свои 100-110, думаю: сейчас он отстанет, а он мне на хвост сел и поджимает или обогнать норовит, при этом старается выдавить на обочину. И так километров десять. Чувак, ты ж принципиально не быстрее 80 только что ездил? Ты вообще нормальный?
Дорога была очень красивой. Распогодилось, вышло солнце, и ехать стало совсем весело. Жаль только, температура не баловала, так что на вологодской объездной я таки втиснул между тельняшкой и косухой свитер – сразу стало хорошо. Было прикольно проезжать развязки. Я еду по объездной под путепроводами, а там наверху стоят какие-то пацаны-питбайкеры и мне вниз приветы машут, а я им вверх. СТОП! А ведь остановка на путепроводах запрещена! Хулиганы))).
Объехал Вологду и зарулил на «Газпромнефть» на выезде из Майского. Время приближалось к шести вечера, это значит я в седле уже 10 часов. До Липина Бора остается 160 километров – в принципе почти укладываюсь в запланированный график. Залил полный бак, посмотрел на «Баранку», которую все нахваливают, но от ужина решил отказаться. Решил, что возле Липина Бора есть еще одна «Баранка» – можно будет поесть там. А сейчас лучше по свету продолжить путь. Совсем забыл, что я уже прилично сдвинулся на север и белые ночи тут уже вполне себе есть. Катиться по вологодской дороге – одно удовольствие. Мотор поет, солнце посылает на землю теплый вечерний свет, покрытие под колесами близко к идеальному. Проскочил указатель на Ферапонтово – ага! В прошлом году я здесь был. После Ферапонтова начинались полностью незнакомые места, и оставалось 60 километров до конечной точки сегодняшнего пути. Наконец добрался до «Лукойла» с «Баранкой» возле поворота с трассы на Липин Бор – а дальше всего километра три. Пока ходил расплачиваться за бензин, понял, что правая ступня побаливает, а правый локоть не гнется совсем из-за слоя запекшейся крови. Шарахаться по лесу в поисках места для лагеря, потом ставить палатку и разгружать мотоцикл в таком состоянии совсем расхотелось. Набрал номер гостиницы «Усадьба помещика Гуляева» — там сказали, что остался последний номер и мне могут его придержать. Ура, ночуем в цивилизации!
Подъехал, заселился. Гостиница представляла из себя здоровенный деревенский дом с кучей комнат и общим двухсветным холлом внизу. Всё очень уютно, как-то по-домашнему. Какой-то прям «Отель у погибшегомотоциклиста альпиниста» Общительный доброжелательный персонал, владелец, Александр, весёлый человек, всегда готовый выслушать клиента. Поднялся в свой номер и когда разулся – понял, что хромаю я довольно сильно и наступать на правую ногу могу с трудом. Вот те раз! Что ж, пора подумать и об ужине – из еды сегодня были только бутерброды под Даниловом. Поселок оказался непрост, в нем обнаружился вполне серьезный торговый центр о двух этажах с «Пятерочкой», аптекой и всяким прочим. Не ожидал от населенного пункта в 3500 жителей. Купил поесть, взял вина и затарился в аптеке обезболивающими. Заметил, что на площадке перед ТЦ местные гопники смотрели на меня не враждебно, а с каким-то даже уважением. А вдоль улицы в палисадниках только-только зацветала сирень. И это 8-е июня, на минуточку.
Пока шел через сосновый лесок обратно в гостиницу, был нещадно кусан комарами, а заодно заметил, что боль и хромота немного поубавились. В гостинице угостил вином Сашу – хозяина заведения. Везет мне в этих краях на Саш-отельеров, в прошлом году в Белозерске жил тоже у Саши. А еще на территории гостиницы имелись три шкафоподобных пса, от одного вида которых поначалу хотелось залезть на какую-нибудь елку повыше. Что ж, за ночующий у крыльца Стид я могу не беспокоиться.
Сообразил немудрёный бутербродный ужин. Пока ел, смотрел «Хозяина морей» на телефоне. Захотелось переключиться на что-то недорожное и немотоциклетное.
Дальше была ночь. Нога без кроссовки и носка разболелась совсем дико. Уж не перелом ли? Прощупал и промял, как мог стопу и голеностоп – на ощупь все на месте, да и при переломе, думаю, такое прощупывание без блокады вряд ли бы смог осуществить. Спать я почти не мог – иногда задремывал ненадолго, когда боль чуть отпускала. Нужных обезболивающих ни с собой, ни в здешней аптеке не было. Спазганы-ибупрофены-дротаверины – они совсем о другом. Промаялся до утра.
А дальше был следующий день Большой Поездки Этого Лета.
Вскочил сразу же, не пытаясь даже выяснить, все ли у меня в организме цело. Периферическая нервная система никаких сигналов о повреждениях в центральную не слала, а центральная переполнялась досадой от того, что поездка закончилась не начавшись.
А что же было вначале? Вначале было слово. И слово это было Карелия, точнее Karjala. В 2000-м году меня занесло в Беломорскую Карелию в составе этнографической экспедиции. А ещё раньше я полюбил вокально-инструментальный ансамбль Amorphis, а ещё раньше я прочитал «Калевалу» (да-да, целиком), а ещё раньше, совсем уж в детстве, я обожал рассматривать фотоальбом Гиппенрейтера «Заонежье» 1972 года издания в родительской библиотеке. Одним словом, я был обречен на Карелию. Только потом после 2000-го начались всякие альтернативные тусовки, фестивали музыкальные и реконструкторские, немного велосипеда и байдарки. Параллельно всеразличное трудоустройство и его периодическая смена. Потом женитьба и рождение дочки, обзаведение недвижимостью и еще куча забот. Карелия всё откладывалась.
С появлением мотоцикла я стал практиковать небольшие прохваты на 2-3 дня по соседним областям, попутно оттачивая навык выкраивания под это времени. Зимой 22-23 строил планы на летний дальняк в разных его географических вариантах. В какой-то момент перед мысленным взором возникли буквы Karjala. Значит так и будет.
Планы, сборы.
В итоге под поездку смог организовать себе пять свободных дней с 8 по 12 июня. Маршрут проложил такой: Владимир, Переяславль-Залесский, Ярославль, Вологда, Липин Бор – первый день. Липин Бор, Вытегра, Пудож, Медвежьегорск – второй день. Медвежьегорск, Кондопога, Петрозаводск, Питкяранта, Устье Видлицы – третий день. Устье Видлицы, Олонец, Лодейное Поле, Старая Ладога, Тихвин, Устюжна – четвертый день. И Устюжна, Бежецк, Калязин, Переяславль-Залесский, Владимир – пятый день. Погода по прогнозу была не сильно приятной, по крайней мере, первые два дня – холодно и сыро, остальные три вроде бы лучше. В любом случае менять планы уже не было возможности, поэтому в самом худшем случае буду в этой поездке прокачивать скилл радостного приятия всего, что будет.
По вещам собирался несколько менее легкомысленно, чем обычно. Во-первых соорудил таки на Стида «хитровыгнутый» багажник, о котором уже упоминал в рассказе о прошлогодней поездке. На самом деле по конструкции ничего особенного, просто, логично, удобно. Согнул все из 8-й арматуры и обратился к знакомому сварщику. А где багажник, там и задний кофр. «Кофром» у меня стала обычная дорожная сумка на 30 литров. В нее напихал в основном сменную и теплую одежду. И запасные кроссовки на случай, если основные промокнут. Сумку разместил на багажнике, спальник, коврик и палатку на заднем сидении. Все это замотал в черные мусорные пакеты скотчем и закрепил стяжками. Получился образ как раз для моего бомж-трипа.
Во-вторых, взял полный комплект одежды на смену, так как в дороге ожидались дожди, а настоящего долгоиграющего мотодождевика у меня нет, и вероятность промокнуть весьма высока. Дешевенький «рыбацкий» дождевик у меня все же был, но я совершенно не представлял его возможностей и долговечности, так что особо на него не рассчитывал, если дожди будут с утра до вечера. В качестве утепления были свитер и тельняшка. Еще взял с собой запас мусорных пакетов и скотча, чтобы вещи герметично упаковывать.
В-третьих, собирался взять газ и горелку. Но не нашел их ни в квартире, ни на даче. Чудеса! Ладно, вместо горелки взял зажигалку. Нет, я не предполагал на зажигалке суп варить. Всего лишь разжигать костер.
В-четвертых, купил накомарник и запасся самой лютой разновидностью «Гардекса». Я же в Карелию еду. В июне. А там в это время года КОМАРЫ-Ы-Ы!
В-пятых, ура! Я наконец-то обзавелся «батоном» для инструментов. Теперь не надо тратить драгоценное место в кофрах на ключи да мелкие запчасти. Но все же часть пространства в кофрах заняли 3 литра резервного бензина. По расчетам мне предстоял один перегон почти в 200 километров, и моего бака на него не хватит. Значит, берем запас.
В-шестых, хотел взять миску/ложку/кружку. Но… забыл. Да и не понадобились они мне в отсутствие горелки.
Из сложной техники и гаджетов у меня был целый один смартфон (он же навигатор) и зарядник к нему. Его и документы с банковскими картами я определил в набедренную сумку, которой, как и долгожданным «батоном» я обзавелся этой весной. Ненавижу ездить с рюкзаком!
Ну, перечислением всякого мыльно-рыльного барахла, аптечек да прочих салфеток я утомлять не буду. На всякий случай захватил газовый баллончик – отогнать бешеного енота или гопоту какую. Надеюсь, не пригодится.
По экипу/защите до самого предстартового дня терзался сомнениями. Шлем, перчатки – тут все понятно. Очень хотел поехать в черепахе, в ней я себя как-то спокойнее чувствую. Но у меня нет подходящей теплой куртки, чтобы в холодную погоду ее на черепаху надеть. А жары точно не будет. В последний день перед выездом посмотрел погоду – дубак. Решено, едем в старой доброй косухе, в ней точно не продует. По обуви у меня таки который уже сезон полный швах, езжу в обычных кроссовках. Для пущего пафоса называю их «мои мотокроссовки», притом, что это обычные старые, но еще крепкие Ecco.
Так, ладно. Хватит вступлений, пора уже ехать.
День первый: продубас с полутора эксцессами. 630 км.
9 часов утра 8-го июня, четверг. Старт. Сфотографировал одометр, заехал на заправку и залился под горловину.
Вышел на трассу в сторону Юрьев-Польского, и так начался отсчет Большой Поездки Этого Лета. В первый день предполагался простой, если не сказать тупой, продубас как можно дальше сквозь хорошо знакомые и изъезженные окрестности родной области. Конечный пункт сегодня по планам – село Липин Бор на Белоозере. Там планировал поставить на берегу палатку на первую ночёвку.
Предполагавшийся скучным перегон
Как выше написал – вскочил сразу же. Мотоцикл лежал на боку, уперевшись обоими колесами в двери «Соляриса», двигатель заглох. Обошёл его, осмотрел – на вид все в порядке: поворотники, зеркала на месте, фара цела, ничего не течёт, не капает, багажник на месте. Из-под стяжек выдернуло палатку и бутылку с водой. У палатки как минимум протерт насквозь чехол, бутылка улетела на встречную обочину. Теперь осмотрел себя – все цело, ничего не болит, хотя вот это последнее еще ни о чём не говорит – шок. В этот момент заметил вылезших из машины виновниц торжества (тут вообще окружающий мир начал возвращаться к своей привычной скорости, до этого несколько секунд растянулись в минуты). Две женщины бальзаковского возраста, на вид нормальные такие, не бляди, не хабалки, не фифы. В глазах плещется ужас. То есть они сами всё поняли и верно оценивают произошедшее. Поначалу они, видимо, сочли, что меня убили, а тут увидели, что я шевелюсь и способен не только ходить, но даже поднять мотоцикл. Почти сразу подбежал чувак из машины, шедшей за мной, и помог откатить мотоцикл на обочину (руки у меня изрядно дрожали). Пока катили мотоцикл мимо приходящих в себя тёток, одна из них, глядя на меня, взмолилась: «Ну вы хоть не молчите!», на что получила от меня угрюмое «Привет»…
А мой мозг тем временем бешено перемалывал все поступившие в него за последние 30 секунд сведения и выдавал итоговую калькуляцию: если Стид поломан, то поездка закончена. Если я поломан… хотя, вроде, нет. А от дома отъехал всего-то на сотню километров! В этот момент, поставив на подножку мотоцикл, я опустил руки, и из правого рукава на асфальт вылилось с полстакана крови. Тёток это добило. Тут я окончательно синхронизировался с текущей реальностью и начал управлять ситуацией. Первое – отпустить добросердечного дядьку. Выполнено («Спасибо, старина, дальше я сам»). Второе – установить по возможности позитивный контакт с водительницей «Соляриса», а заодно не дать ей смыться, если она такое задумала. «Добрый день. Давайте подумаем вместе, как нам минимизировать последствия аварии для меня и для вас». Так, зависла и пытается сообразить, куда это сюжет поворачивает. Это хорошо, пусть подумает пока. Третье – снова осмотреть мотоцикл и, если визуально все в порядке, попробовать завести. Чих… чих… тыр-дыр-дыр-дыр-дыр… Так, тут, похоже, все в порядке, значит поездка не завершилась. Не завершилась, если – четвертое – я сам не получил повреждений, несовместимых с ездой. А, ч-чёрт! Руль, бак и сиденье перемазал кровищей, пока мот катал туда-сюда. Пора уже и собой заняться.
Снимаю куртку, протираю салфетками рукав изнутри, пока кровь не засохла. Теперь сама рука. Та-а-ак, на локте неслабая такая дыра, из которой бежит бодрый ручеёк. Водительница тем временем начинает выходить из ступора. Посылаю ее спутницу в аптеку за углом за левомеколем; бинты, перекись и пластыри у меня с собой. «Так-с. Давайте-ка меня немного подлатаем, я еще раз осмотрю мотоцикл, себя и багаж и, если все в порядке, вы пожелаете мне лёгкой дороги, я пожелаю вам быть внимательней, и мы разъедемся. Это первый вариант. Второй – вызываем ДПС, скорую, все оформляем и теряем от четырех часов до целого дня». Мысленно я молил всех дорожных богов, чтобы она согласилась на первый вариант, ведь по второму всем будет совсем плохо. Она влетает по полной, потому что виновник аварии очевиден (я правда уже убрал мотоцикл с дороги – но есть свидетели). А я отменяю свой вояж, так как предстоящая бумажная волокита с ментами съест один день как минимум, плюс еще медосвидетельствование… В общем, при таком раскладе я уже никуда не поеду. Что ж, она выбрала первое. Фу-х! Мне помогли остановить кровь и перевязаться (рука вроде сгибается), я вытер мотоцикл.
Подсчитаем ущерб: разбитый правый локоть, который ближайшие два дня будет плохо гнуться, но рулить смогу; слегка порванные на коленке джинсы и легкая ссадина, несильный ушиб правого плеча и правой стопы – хвала дугам! Правая дуга сточилась, наверное, на полмиллиметра (и это сталь – я подумал, что было бы с ногой и меня передернуло). Порван чехол палатки (сама цела), протерта дыра в кармане правого кофра, вырван замок одной из молний набедренной сумки и – прикол – протёрта небольшая дыра с тыльной стороны этой сумки, с той, что к ноге прилегает (как??). Несмотря на повреждения локтя, на рукаве куртки только слегка потерлась краска – хорошая кожа рулит! Думаю, в черепахе я бы вообще ничего не почувствовал, но джинсовка, надетая поверх, лишилась бы правого рукава – все же не косуха. На правой перчатке и шлеме – только незначительные царапины. Одним словом, перчатки, шлем, куртка отработали, как надо и остались пригодны для дальнейшего использования. Кстати, пригодилась запасная пара обуви, потому что мои «мотокроссовки» от близкого знакомства с асфальтом превратились в элегантные «мотобосоножки» (рванина в хлам). Зато ноги спасли.
Вот тебе и «Бегство от безопасности», точнее его неизбежная оборотная сторона. Ну, все правильно, у Баха тоже не только романтические полеты и Великий Американский Воздушный цирк описаны, но и аварии, и нештатные посадки в поле жидкой грязи, и утренняя холодрыга на высоте двух километров.
Окончательно пришёл в себя. Раньше в такой ситуации обязательно бы закурил. Сейчас же удовольствовался маленькой коробкой яблочного сока, купленного тут же в «Пятёрочке». Ну что, всё? Всё. Правая сторона тела немного побаливает, но рука рулить позволяет, а ногой я ближайшие пять дней все равно почти не собираюсь пользоваться. Можно ехать дальше. До Ярославского шоссе добрался без приключений, обошёл Переяславль и двинулся на Ростов. «Ярославка» удобна, предсказуема и проста в использовании. Впрочем, и тут с меня дорожные боги взяли небольшую жертву. Еду, значит, себе еду, никого не трогаю. Тут по мне проходит автоматная очередь. Нет, конечно, но такое ощущение, что кто-то бросил в меня на ходу несколько горстей мелких камешков. Может, с какого самосвала сдуло – такое бывает. Но нет, никаких самосвалов в пределах прямой видимости не наблюдается. А один из этих камешков пребольно хлестанул по бедру (да, снова по правому) и место удара принялось наливаться болью, словно туда шилом ткнули. Да блин! Присмотрелся, а у меня из ноги торчит пчела, которая исхитрилась при столкновении меня ужалить. Так вот что это были за камешки – пчелиный рой, сквозь который я проехал! На ближайшей заправке, до которой дотянул на остатках резерва, я развлекал публику тем, что спустил штаны и вытаскивал глубоко засевшее жало. Кстати, со старта по одометру я прошел 172 километра и спалил полный бак. 11 литров на 172 километра это выходит 6,4 литра на сотню. Многовато. Вернусь домой, надо будет карбюраторы смотреть.
В дороге старался фиксировать по возможности свои ощущения и давать им интерпретацию. И решил их включить в свой рассказ в виде небольших таких вставок (они будут курсивом). Общий вывод: по ощущениям мотоцикл совмещает скорость автомобиля с включенностью в окружение велосипедиста или пешехода. А теперь несколько детальнее. Итак:
Минутка сенсорики. Вкус по понятным причинам сразу пропустим. Впрочем, любители открытых шлемов могут поделиться вкусовыми ощущениями от случайно залетевших мошек, слепней, воробьёв и птеродактилей.
Зрение. Сначала хотел сказать, что оно одинаково, что в окне плацкартного вагона, что в автомобиле, что на мотоцикле. И тут задумался – СТОП! Зрительные ощущения отличаются даже между купе и плацкартом или между интегралом и открытым шлемом. Когда я еду на мотоцикле, в поле зрения нет ничего, кроме окружающего пейзажа, куда бы я голову ни повернул. В поезде я могу видеть пейзаж, только повернув голову в определенную сторону, причем гарантированно не по направлению движения. В других направлениях я увижу матрасы на фоне потолка или чьи-то ноги. В автомобиле я увижу пейзаж везде вокруг себя, но он будет нарезан на триптих стойками кузова. На мотоцикле я вижу окружение, как если бы я его видел, как обычно, без визора. Только через визор.
После пчелиного обстрела стал замечать, что подмерзаю слегка, было градусов 15, не больше. А тельняшку в гараже забыл. Следовательно, надо найти какую-нибудь местную одежку на замену. А тут как раз Данилов по пути – вот в нем в «Фикспрайсе» и купил за 300 рублей «футболку мужскую», как значилось на ценнике — на самом деле самую обычную теплую тельняшку. Сразу стало комфортнее. В свитере было бы, пожалуй, жарковато, а так самое оно. Правда, некоторую трудность вызвал процесс надевания, так как правый локоть очень не хотел сгибаться безболезненно. А правая ступня начала распухать и болеть. Та-а-ак, вот это уже плохо!
Дальнейший перегон до Вологды ничем примечательным не ознаменовался, кроме одного вредного инвалида на «Приоре», который упорно шел передо мной 80, а когда я его пробовал обогнать, он специально разгонялся, чтобы я обгон не мог завершить. Вижу встречный поток, притормаживаю и становлюсь за этим товарищем обратно в свою полосу. Так этот гад тут же снова до 80 сбрасывает и тошнит дальше. Появляется просвет на встречке – я снова на обгон, и снова та же история. Да, вот тут в полный рост проявился основной недостаток Стида – никакая динамика наверху и максималка в 130. В конце концов, я этого оригинала все же обошел, когда он бдительность на минуту утратил. И что бы вы думали? Обогнал я его и иду свои 100-110, думаю: сейчас он отстанет, а он мне на хвост сел и поджимает или обогнать норовит, при этом старается выдавить на обочину. И так километров десять. Чувак, ты ж принципиально не быстрее 80 только что ездил? Ты вообще нормальный?
Дорога была очень красивой. Распогодилось, вышло солнце, и ехать стало совсем весело. Жаль только, температура не баловала, так что на вологодской объездной я таки втиснул между тельняшкой и косухой свитер – сразу стало хорошо. Было прикольно проезжать развязки. Я еду по объездной под путепроводами, а там наверху стоят какие-то пацаны-питбайкеры и мне вниз приветы машут, а я им вверх. СТОП! А ведь остановка на путепроводах запрещена! Хулиганы))).
Объехал Вологду и зарулил на «Газпромнефть» на выезде из Майского. Время приближалось к шести вечера, это значит я в седле уже 10 часов. До Липина Бора остается 160 километров – в принципе почти укладываюсь в запланированный график. Залил полный бак, посмотрел на «Баранку», которую все нахваливают, но от ужина решил отказаться. Решил, что возле Липина Бора есть еще одна «Баранка» – можно будет поесть там. А сейчас лучше по свету продолжить путь. Совсем забыл, что я уже прилично сдвинулся на север и белые ночи тут уже вполне себе есть. Катиться по вологодской дороге – одно удовольствие. Мотор поет, солнце посылает на землю теплый вечерний свет, покрытие под колесами близко к идеальному. Проскочил указатель на Ферапонтово – ага! В прошлом году я здесь был. После Ферапонтова начинались полностью незнакомые места, и оставалось 60 километров до конечной точки сегодняшнего пути. Наконец добрался до «Лукойла» с «Баранкой» возле поворота с трассы на Липин Бор – а дальше всего километра три. Пока ходил расплачиваться за бензин, понял, что правая ступня побаливает, а правый локоть не гнется совсем из-за слоя запекшейся крови. Шарахаться по лесу в поисках места для лагеря, потом ставить палатку и разгружать мотоцикл в таком состоянии совсем расхотелось. Набрал номер гостиницы «Усадьба помещика Гуляева» — там сказали, что остался последний номер и мне могут его придержать. Ура, ночуем в цивилизации!
Подъехал, заселился. Гостиница представляла из себя здоровенный деревенский дом с кучей комнат и общим двухсветным холлом внизу. Всё очень уютно, как-то по-домашнему. Какой-то прям «Отель у погибшего
Пока шел через сосновый лесок обратно в гостиницу, был нещадно кусан комарами, а заодно заметил, что боль и хромота немного поубавились. В гостинице угостил вином Сашу – хозяина заведения. Везет мне в этих краях на Саш-отельеров, в прошлом году в Белозерске жил тоже у Саши. А еще на территории гостиницы имелись три шкафоподобных пса, от одного вида которых поначалу хотелось залезть на какую-нибудь елку повыше. Что ж, за ночующий у крыльца Стид я могу не беспокоиться.
Сообразил немудрёный бутербродный ужин. Пока ел, смотрел «Хозяина морей» на телефоне. Захотелось переключиться на что-то недорожное и немотоциклетное.
Дальше была ночь. Нога без кроссовки и носка разболелась совсем дико. Уж не перелом ли? Прощупал и промял, как мог стопу и голеностоп – на ощупь все на месте, да и при переломе, думаю, такое прощупывание без блокады вряд ли бы смог осуществить. Спать я почти не мог – иногда задремывал ненадолго, когда боль чуть отпускала. Нужных обезболивающих ни с собой, ни в здешней аптеке не было. Спазганы-ибупрофены-дротаверины – они совсем о другом. Промаялся до утра.
А дальше был следующий день Большой Поездки Этого Лета.
- Afarensis
- 1 октября 2023 в 18:34
- ?
Человек не может (или не хочет) 15 тыс потратить на нормальный туристический мотоэкип (на авито этого добра валом, и если у тебя не уникальные массогабаритные характеристики, то купить вещи б/у несколько раз проблем не составит), так что это скорее философия такая. Замёрз — купил тельник, одел, поехал дальше.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (10)
RSS свернуть / развернуть