Проект продается, 60 000 USD [email protected]

Блог им. IsyanovDV → Harley-Davidson + Dynojet Target Tune + Dynojet PowerVision - личный опыт.

«О, если бы мой мотоцикл мог говорить, то нашел бы он цензурные слова для меня?» © (народная мудрость)

Введение в тюнинг прошивок на мотоциклах Harley — Davidson.
Как только очередной несчастный вступит на этот скользкий путь «чуть затюнить свой Харлей», то через некоторое время он так или иначе придет к вопросу настройки топливной смеси. Ибо любой тюнинг, которые так или иначе связан с двигателем, (хромовые херовины в расчет не берем) для 100% отдачи требует настройки топливных карт в ЕСМ (конечно, если это не карб, статья не про него точно). Не, конечно куча народа ставит себе красивые и громкие глушаки, крутые «нулевики» и потом мучается «не едет», «провалы», «стреляет» и прочее… самое безобидное — это когда тюнинг вообще не дает никаких плюсов кроме внешних, но чаще всего «тюненый» мот начинает ехать хуже стока.

<cut name=«В общем так или иначе, тюнинг двигателя и изменение режимов работы инжектора и зажигания — это вещи неразрывно связанные. И что нам доступно, в случае если мы — счастливый владелец Харли? — да море всяких возможностей, не зря же ХД — марка №1 в части тюнинга.
Если коротко, что все возможные варианты сводятся к трем основным:
1. Замена самих топливных карт в ЕСМ;
2. Изменение сигналов от ЕСМ;
3. Замена ЕСМ на афтемаркет (с возможностью изменения топливных карт).

Что касается варианта №2 — это огромная масса различных устройств разных поколений, всякие „Коммандеры“ от разных компаний, от самых простых (подключаемых в разрыв между ЕСМ и форсунками и имеющих несколько простейших регулировок) до сложных, подключаемых к диагностическому разъему и управляемых по блютуз со смартфона. Вариант №3 представлен на рынке той же фирмой Thundermax, правда „лучшие собаководы“ заявляют, что оные рассчитаны на спортивный тюнинг и родные „мозги“ ХД лучше.

Но я буду вещать про вариант №1 — изменение топливных карт непосредственно в ЕСМ. И для этого есть на рынке замечательное устройство — Dynojet PowerVision: www.dynojet.com/power-vision/ Конечно, есть еще SE Tuner, но мало того, что „одноразовый“, так у него еще и сильно урезаны функции по сравнению с PV, ну и нет возможностей автотюна (о чем ниже).
В общем это такой небольшой планшетник, который можно закрепить на руль, который можно подключить к ПК. В это устройство можно загрузить целую базу прошивок от Диножет, а также 8 своих прошивок, можно написать самому любую прошивку с нуля, можно использовать для контроля разных датчиков, считывание ошибок и так далее. Есть одно „НО“ — устройство „жениться“ с ЕСМ и дополнительная лицензия стоит почти как половина устройства. Тем не менее, ничего лучше пока не придумано, есть огромная база прошивок под разное железо, есть люди, которые могут даже удаленно сварганить прошивку под твой набор железок и т.д.

В общем я с этим устройством подружился еще на прошлом мотоцикле, заценил как нормальная прошивка „оживляет“ мотоцикл даже на стоковом железе. А когда начал тюнить свою прошлую электру ТС 88» — то через PV залил себе прошивку от Тимофея и подстроил ее под себя. И про это, про подстройку и будет мой рассказ.

Quick Tune & Target Tune (Auto Tune)
После того, как мы залили себе «среднюю по больницу» прошивку в любимый мотоцикл, у нас есть несколько вариантов донастроить ее. В целом эти варианты делятся на 3 категории:
1. Диностенд;
2. Донастройка вручную (Quck Tune):
3. Донастройка с помощью дополнительного оборудования (Target Tune).

К сожалению, диностенд для мотоцикла есть не везде, но еще хуже — нет людей, способных прогнать мотоцикл и сварганить хорошую прошивку. Поэтому мне было доступно только опции №2 и №3. Опцию №2 я конечно же использовал, благо на PV это крайне удобно реализовано. Ездил, газовал, прислушивался, менял, проверял и т.д. — в общем так или иначе нашел тот идеал, лучше которого «на слух» настроить было нельзя. И как перфекционист я конечно же задумался о варианте №3, благо та же компания Dynojet за определенное количество зеленых бумажек предлагает нужное решение: www.dynojet.com/target-tune/

Схема работы такая: в коллекторы ввариваются порты (18 х 1.5) в которые вкручиваются широкополосные кислородные датчики (стандартные Bosh 4.2) которые подключаются к коробочке Target Tune, которая в свою очередь через Data кабель цепляется к PV а тот в свою очередь подключен к ЕСМ. Запускается режим Autotune, выбирается в PV прошивка, которую надо «учить», она загружается в ЕСМ, после чего надо прогнать на мотоцикле, чтобы «научить» прошивку. Физически это заключается в прогонке всех возможных режимов «обороты / степень открытия дроссельной заслонки», при этом на PV мы видим карту с обученными режимами:

Самый важный сектор — правый верхний угол.

После того, как мы заполнили максимум ячеек можно сохранить «обученную» прошивку в слот памяти PV и после этого залить ее в ЕСМ. Также важно следить за показателем «среднее количество несовпадений» (насколько я понимаю расхождения ожидаемых параметров с реальными), если этот показатель менее 3% — значит «прошивка норм!»

В общем теория понятна, осталось купить и сделать… но ценник на комплект TargetTune не меленький, и вроде «итак нормально едет» и прочее. Но вот сдлуяайно осенью прошлого года мне достался б.у. Target Tune (он не привязывается к ЕСМ) за копейки, но без датчиков и data-кабеля. С датчиками все просто — они стандартные, купил в местном автомаге. Порты купил на Алике:


Сначала думал купить data-кабель на сайте Dynojet, но мне сказали «сорри бро, в Россию не отправляем, покупай у нашего официала в РФ», я им «ваш официал не отвечает на почту и на телефон», а они мне в ответ «сорри бро, никак не можем!». Ну и ладно, взял кусок гибкой витой пары, разъемы типа таких aliexpress.ru/item/32912119601.html?spm=a2g0s.9042311.0.0.264d33edWebdj9&_ga=2.235827654.653821496.1592822654-1687696240.1578138427 и клеевой пистолет — через 15 минут кабель был готов. В общем весь комплект был готов к установке в ноябре 2019 года: ia.wampi.ru/2020/06/22/20200527_175614.jpg
Но начался снег, сезон закрыт и в общем прогон был запланирован на весну 2020го… но в январе 2020-го я неожиданно поменял мотоцикл, снял с него весь тюнинг и на нем потренироваться не получилось. Новый мот я готовил к сезону в феврале 2020го и тогда портов в коллектора под рукой не было, я просто навешал тюнинга на двигло, прошил прошивкой от Тимофея, и с помощью QuckTune вылизал ее насколько у меня хватило понимания и терпения.

Практика использования Target Tune.
Итак, на момент середины июня 2020 года у меня было следующее:
1. Мотоцикл, прошитый и квиктюненый через PV;
2. Собранный комплект Target Tune (прибор, ШКД, кабель для подключения к PV, коннектор быстрого подключения питания);
3. Новые порты для коллекторов;
4. Желание наконец-то опробовать купленное еще в 2019 году оборудование;
5. Отпуск!

В общем за несколько часов я снял выхлопную систему, вырезал коронкой на 25мм вводы под порты, приварил их полуавтоматом, покрасил термостойкой краской, собрал все на мотоцикл. Чтобы сам прибор TargetTune не висел на соплях — из жестянки быстро слепил колхозное крепление, которое прикрутил заместо крышки воздушного фильтра:


Первым делом проверил, что все работает: подключил тюнер, завел, и в PV вывел на экран показания ШКД — работает!!!


На следующий день, как дорога подсохла после дождя я выехал на трассу для «обучения» прошивок. За основу взял ту прошивку, которую я долго квиктюнил и которая меня в принципе устраивала, за трассу для тюнинга взял кусок федералки возле аэропорта.
В целом я сделал 3 заезда и получил несколько прошивок, назову их:
Вариант 1 — изначальная прошивка которую я протюнил через квиктюн;
Вариант 2 — прошивка, полученная после 1-го прогона;
Вариант 3 — прошивка, полученная после 2-го прогона;
Вариант 4 — соответственно прошивка, полученная после 3-го прогона.

Сейчас то я знаю, что при прогоне не надо пытаться выжать из мотоцикла все лошади, надо ехать равномерно, пытаясь через КПП и ручку газа равномерно заполнить все возможные ячейки на экране. Я в последнем прогоне гнал мот по полной, даже тормоза перегрел, и эти было неправильно, но про это ниже. Также желательно это делать на дороге, где минимум транспорта, ибо реально мешает.

Итак, что получилось.
После первого прогона я получил 201 заполненную ячейку и среднее отклонение в 4% (фото не сделал). Сохранил новую прошивку в память, загрузил ее и прогнал второй раз. Получил 196 ячеек, 2% среднее отклонение, в общем можно было дальше и не гонять:


Но я вошел в азарт, решил «ну еще разок, теперь то я знаю как ячейки быстро заполнять!» — и это была ошибка, я ехал реально быстро, иногда в нереальных режимах КПП/Оборотов и быстро заполнил табло ячеек:


Но результат был удручающим: среднее отклонение 4% и максимальное 15%!


Стало понятно, что прогоны надо делать в одном режиме и без экстрима, что показания не соответствуют нормальным. Но все равно залил прошивку, стартанул — и понял «не то пальто!», сразу же провалы на средних. Вернул вариант №3, поехал в гараж, слил полученное на ноут и посмотрел на разницу в прошивках. Разница была в таблице таблице VE Airflow (наверное самая важная таблица прошивки). Вот дельта (разница) для первого горшка между прошивкой №1 и №3:


Сняв тюнер и ШКД (поставил на их место заглушки) и поставив холодильники поехал еще раз прогнать и понять, что же я получил. Поехал в своем обычном режиме, особенно обращая внимание на работу мотоцикла на оборотах 2000-3000 и на 40-67% открытия дросселя. Прогнал все 4 варианта по два раза, прислушиваясь к ощущениям, звуку работы мотора, динамике, температуре двигателя и прочему — в итоге оставил Вариант №3. В этом варианте мотор наилучшим образом раскручивается, нет провалов, в общем прямо «шепчет» и валит.

ИТОГО

Стоило ли оно того? Ну в моем случае да, ибо сам набор для тюнинга мне обошелся наверное в 25-30% от цены нового на сайте Диноджет. Получил ли я разницу в отдаче? — получил, хоть и оценить точно без диностенда не могу. Ну и разница таблице VE явно показывает, что моя прошивка была не идеальная, теперь же я самоуспокоился )))

Ну и да, просто прошивка даже стокового мота нормальной improved прошивкой + квиктюн может заметно изменить отдачу от мотора, а если меняете железо — то обязательно этим надо заморочиться, рекомендую Тимофея (Timusa), он делает отличные прошивки под разное железо, плюс квиктюн — мотор меняется кардинально.

У меня все, спасибо тем, кто дочитал все это до конца ))) ">
  • IsyanovDVIsyanovDV
  • Дмитрий
  • 22 июня 2020 в 14:52
  • 6
  • ?

Комментарии (24)

RSS свернуть / развернуть
+1
Terrano
Боевой осмысленный чувак)).
Вот реально полезный пост, в закладочки.
Беда что дольше 2 сезонов не езжу на чем-то одном (кроме пожилых непродаваемых калек в конюшне), соответственно нет любимого единственного готового жрать бюджет в одну морду Харлея))
Но по свободе очень хочу таки подцепить запылившийся PV ну или купленный еще ранее SE ST.
0
IsyanovDV
Беда что дольше 2 сезонов не езжу на чем-то одном
У меня также получается, но и что из этого? Даже 2 сезона хочется ездить «на полную» )))

ну или купленный еще ранее SE ST.
Одноразовая штука, в отличии от PV, ну и возможности гораздо ниже.
0
Terrano
На счет женитьбы SE — я свой разженил… Но суть такова, да.
+ Там тот же процесс обучения прохватом, интерфейс через ПК вполне себе.
В каком-то смысле у PV все ближе и «ламповее», настроечки, менюшечки в крохотном приборчике, это есть. Если мото один любимый то играться в удовольствие…
Меня по честному наоборот занимал вопрос, зачем он мне все время перед глазами, настроил — забыл.
+1
IsyanovDV
На счет женитьбы SE — я свой разженил…
Сколько стоило?
Там тот же процесс обучения прохватом, интерфейс через ПК вполне себе.
Да, но SE не умеет работать с ШКД, он может работать только со стоковыми узкополосными лямбдами, поэтому точность подстройки сильно ниже. ТаргетТюн же с помощью ШКД делает эмуляцию прогона на дино-стенде, но также умеет и работать с узкополосными стоковыми лямбдами, но с ними точность подстройки никакая, особо смысла нет (если прошивка изначально нормальная).
В каком-то смысле у PV все ближе и «ламповее», настроечки, менюшечки в крохотном приборчике, это есть.
У SE возможностей менять прошивку ниже, и говорят в последних версиях вообще возможности порезали (сам не проверял), но информация от знающего человека. Типа, чтобы сильно не увлекались и не ломали мотоциклы, ибо установка официального SE не лишает гарантии — значит надо сделать так, чтобы народ себе мотоцикл не сломал. В этом смысле PV позволяет творить что угодно, если руки прямые.
Меня по честному наоборот занимал вопрос, зачем он мне все время перед глазами, настроил — забыл.
Да так и происходит, настроил и забыл, снял и положит в ящик. Сначала прошил после тюнинга, погонял пару недель для квиктюна, потом снял. И вот сейчас достал, сделал автотюн, выбрал себе прошивку, залил и снял.

P.S. Мы PV покупали с товарищем, сложили цену самого прибора + доп.лицензия и разделили пополам, настраиваем моты по очереди у кого потребность. Если брать PV не 3 и более человек — то это самый выгодный вариант.
+1
Terrano
Сотку стоило, польский комрад которого я уже не помню (но Тим его знает) творил отворотное чудо.
В остальном — истина. Куцоват орел, и очень давит на русскую психику его одноразовость.
Если еще и функционал порезали — а там свадьба совпадает с обновлением — вообще малопонятное в условиях рынка осложнение.
Именно поэтому труд сей — в закладки, вдруг рукочес совпадет со свободным временем.
Сейчас так вообще запарка, с конюшней в том числе, сезон короток.
0
IsyanovDV
Если еще и функционал порезали — а там свадьба совпадает с обновлением — вообще малопонятное в условиях рынка осложнение.
Я думаю, что первая причина — это гарантия на мот, ибо все оборудование от SE ставится с поддержкой гарантии, а кривой прошивкой можно убить мотор. Второе — SE tuner вроде как рассчитан в основном на прошивку поверх железа от того же SE, типа поэтому много функционала ему и не надо.
0
brimbon
Замечательный пост. И работа проделана титаническая, снимаю шляпу.
-1
DanielAdvy
У такого как ты, шляпы быть не может, априори. Максимум кепарик.
+1
IsyanovDV
И работа проделана титаническая, снимаю шляпу.
Спасибо, но ничего титанического там нет. Если покупать TargetTune новым, то там все есть в наличии, главный вопрос — это снять коллекторы, вварить порты и поставить все назад, что не особо и трудно.
здесь был ататат

0
sergeech007
Поставил плюс, но понял только процентов 15 поста, в основном междометия)))
А если серьезно, то слава Богу, что я в этом ни черта не понимаю и просто катаю в удовольствие. Мне не с чем сравнить, счастье в неведенье! А так конечно наверняка тоже захотелось бы чего-то начать тюнить и тогда привет дырявый бюджет))
В целом конечно респект рукастости и упоростости!
0
IsyanovDV
Тюнинг — это темная сторона мотоциклизма, засасывает )))
На самом деле я лично получаю удовольствие улучшая свой байк и строя его под себя. Но занятие не для всех, таки да.
0
Dust
  • Dust
  • 25 марта 2023 в 15:38
Я тоже заморачивался с автотюном. но возник вопрос — а надо ли менять карты зажигания, и какой максимальный градус опережения зажигания можно и нужно выставлять перед обкаткой карт, чтоб получить максимальную мощность?
0
IsyanovDV
Автотюн меняет только карты AFV, отношение воздух/топливо. Градус опережения трогать не надо.

Опережением можно поиграть потом, выставив на малых оборотов опережение побольше (потом проверять тестовым заездом) ибо максимальный момент мотор даёт на грани детонации.
0
Dust
Так разве не надо после изменения углов зажигания, автотюн прогонять?
0
IsyanovDV
Теоретически да. Но лучше вообще не трогать УОЗ, от его изменений толку мало, проверял много раз.
Лучше заменить валы, на те же 255, тогда сразу чувствуется на низах торч.
0
Dust
У меня стоит 30/30 вал от Star racing, 285й. Момент хорошо подрос, но вот лёгкости разгона, как при росте лошадей, не ощущается)
0
IsyanovDV
Ну игра с опережением КМК тебе ничего особо не даст.
Я с твоими валами не имел дел, ставил себе 543-е на 88" и 255-е на 103", первые добавляют середину а вторые как раз низов. И кстати да, лёгкость разгона дают серединные — вырховые валы, а низовые дают момент но сдыхают после 4 тысяч оборотов.
0
step0
Топливные карты через ШДК умеет делать много кто, благо 4-тактные моторы одинаковые по своей сути. А вот что с таймингами зажигания? Не понятно. В частности при изменении фаз/камеры сгорания их нужно корректировать.
0
IsyanovDV
Через PV можно и тайминги корректировать без проблем, там также есть таблицы для этого.
0
step0
Через показания ШДК мозги могут настроить карты без участия человеков. Для зажигания такого НЕТ. Речь не про редактирование, а про настройку, мать её. Например после портинга головок и установки 112 инчей цилиндров какие базовые значения ставить, в какую строну их регулировать? Это, как понимаю, сотни заездов на стенде с потенциальным разрушением мотора от детонации. потому и интересен вопрос.
0
IsyanovDV
Я не знаю, насколько будут влиять на углы опережения твои изменения.

Можно поступить так: на сайте Диножет есть форма Get tune, описываешь в ней свое железо, в течении 7-10 дней тебе Диноджет высылает «среднюю по больнице» прошивку для твоего железа. А там уже можно играться с автотюном. Ну и играться с опережением в режиме quick tune например, после отстройки смеси.
0
step0
О, прикольно. Спасибо, не знал такое ваще, что можно купить какую-то базовую прошивку.
0
IsyanovDV
Не купить, Dynojet тебе бесплатно ее пришлёт.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. IsyanovDV, Harley-Davidson + Dynojet Target Tune + Dynojet PowerVision - личный опыт.