Проект продается, 60 000 USD [email protected]

Блог им. KonstantinP → 2019 Север. Куйва рад вам! Часть 1.

День первый. Москва-Онега


В первый день был запланирован долгий беспосадочный перегон до границы Карелии. Нагрузив Плотву как ишака, ранним утром мы тронулись в путь. Ну как ранним — часа на два позже того времени, которое я изначально спланировал. Вообще в этой поездке я заметил одну странность — казалось бы, если я, путешествуя в одиночку, завтракаю и сворачиваю лагерь за час, то вдвоем мы должны управиться в два раза быстрее — пока один готовит завтрак, второй убирает спальники и палатку. В реальности же получилось совсем наоборот — быстрее, чем за два часа мы ни разу не собирались.

]
Начало тут

Наш путь лежал на Север, через древние русские города. Ради интереса я проехал Ярославль и Вологду не по объездным дорогам, а через исторические центры. Что сказать — красивые купеческие города, которые можно сделать привлекательными для наших и иностранных туристов, если немного облагородить их, убрав всякую дикость вроде уродских рекламных баннеров с фасадов домов и какого-то безумного количества проводов над головой. Особенно в Ярославле — в некоторых местах кажется, что между домами натянули плотную рыболовную сеть.
За Вологдой встретили гуляющее по дороге, без какого-либо присмотра, большое стадо коров и более экзотическую для этих мест скотину. Бедолага, как он здесь оказался?

В Вытегре было запланировано посещение музея-подводной лодки но из-за задержки на старте сделать этого не получилось — когда мы туда приехали, музей уже был закрыт. Закупившись к чаю в вездесущем Магните, мы двинули к месту нашей первой ночевки. Вот только на подъезде к этому месту начался первый грейдер. Лида, к тому времени уставшая от долгого перегона, начала меня тут же пилить, всячески высказывая недовольство. Бедняжка, она еще не представляла что впереди нас ждут сотни километров грейдера, грунтовки, броды и прочие развлечения. Так она и бубнила в гарнитуру что-то типа «и зачем мы сюда едем, что — других дорог не было? Зачем вообще мы съехали с асфальта, когда это все закончится?», пока я не выехал на пустынный берег Онежского озера. Место оказалось отличным — сосновый бор на берегу Онеги, длинный песчаный пляж и полное отсутствие людей. Пока я разбирал вещи с ставил палатку, Лида пошла гулять на берег озера и нашла там сделанные кем-то качели и столик. Вернулась она уже в совсем другом настроении, было заметно что место ей очень понравилось. Я решил воспользоваться моментом и раскрыл ей некоторые детали нашего маршрута, рассказав, что будет много плохих дорог, которые ведут к красивым местам, нужно к этому приготовиться и не нагнетать. Обычно мы с ней ездили только по асфальтированным трассам, редко съезжая на грунтовки, поэтому многокилометровый грейдер оказался для нее неожиданностью. Лида согласилась с моими доводами и до конца поездки почти не высказывала недовольства. Понять ее можно, особенно тем, кто хоть раз продолжительное время ездил пассажиром на мотоцикле по трясучей дороге. Сидеть над задним колесом, пытаясь удержаться в седле тяжелее, чем управлять мотоциклом, сидя между колес и подвесок, имея возможность привстать на подножках.



День второй. Онега-Вёгоруксы.
Проснулись мы рано утром под крики чаек и шум прибоя. Поднявшийся прохладный ветер гнал по озеру высокие волны, но вместе с тем разогнал облака и висящее над горизонтом солнце начало нас согревать. Завтракая за столом, я наблюдал за чайками, которые словно замерли в небе над водой, ловко паря в воздушных потоках. Вчера был долгий перегон на большое расстояние, приходилось держать высокую скорость движения и мыслей, но сегодня можно было расслабиться и получать удовольствие от происходящего вокруг. Начался наш отпуск.

Первым делом мы поехали в сторону Андомы-горы. Я тут уже бывал, но очень хотелось показать это необычное место Лиде. Андома находится у деревни Гневашевская Вологодской губернии и туда ведет вполне приличный грейдер.

Смотровая площадка немного изменилась с момента моего последнего посещения. Появились ограничительные столбики, препятствующие подъезду автомобилей к краю горы и появилась бревенчатая смотровая площадка. Не знаю даже хорошо это или плохо. Хочется, чтобы такие места оставались нетронутыми, в первозданном виде. С другой стороны внутрироссийский туризм становится массовым и без ограничительных мер такие уникальные места как Андома быстро придут в печальное состояние. Людям зачем-то нужно сделать фотографию своей машины непременно на краю обрыва и то, что он от этого разрушается их не останавливает.
С высоты открывается прекрасный вид на Онегу. Если посмотреть направо в сторону Карелии, то вдалеке, за рекой Андомой, видно огромное Сухоялецкое болото.

С горы мы двинули вологодскими грейдерами в еще одно интересное место. Дорога шла через северные деревни, где нам встретился колоритный деревянный мост через реку Андому.




Само место, в которое мы направлялись, с виду ничем не выделяется — сперва большая поляна с высоченной травой, над которой летало огромное количество разноцветных бабочек. А за поляной просто лес. Лида до последнего не понимала, зачем я ее сюда притащил. На самом деле мы приехали к одному из немногих лесных геоглифов, существующих в нашей стране. Если посмотреть на это место сверху, то простой лес превратится в четкую зеленую надпись «Ленин». По легенде, этот геоглиф был посажен учениками местной школы весной 1924 года и является единственным сохранившимся до наших дней геоглифом, созданным в год смерти вождя. В 2018 году этот геоглиф включили в список памятников культурного наследия и стали охранять, но тут выяснилось, что охраняют не совсем то. На самом деле оригинальная посадка 1924 года находится чуть выше и полностью заросла, а вот видимую надпись посадили пионеры в 1984 году, но 60-летие. Но как бы там ни было, место необычное.



От геоглифа мы выехали на трассу Вытегра-Медвежьегорск, по которой нам предстоял перегон на 300км. Дорога с хорошим, ровным асфальтовым покрытием шла сквозь дремучие карельские леса, изредка проходя через небольшие деревушки. Транспорта, ни встречного, ни попутного практически не встречалось. Светило солнце, набежавшие было тучи рассеялись и настроение было отличное. Мы ехали не спеша, километров 90-100, общаясь по гарнитуре.
Вдруг встречная машина моргнула мне фарами. «Гаишники наверно стоят» — подумал я — «Спасибо, конечно, что моргнул, но нам-то пофиг — мотоцкилы для местных ментов все равно что стелс, они еще и отвернутся когда мимо них поеду». Но тут я заметил, что вдалеке на дороге, за мостом, лежит что-то темное и решил, что там произошло какое-то ДТП, у кого-то оторвался бампер и меня именно об этом и хотели предупредить. Подъехав еще ближе, я понял что все было гораздо серьезней — темный предмет оказался мопедом Альфа и он лежал в моей полосе. Метрах в 20 от него на встречной полосе лежал мужик и вокруг него суетилось несколько человек. Еще в 20 метрах стоял Форд Транзит с разбитым лобовым и капотом. Я съехал на примыкающую дорогу и поспешил к месту аварии. Успел вовремя, потому что один из доброхотов уже вовсю агитировал за перенос пострадавшего с проезжей части. Как я понял, ДТП произошло совсем недавно. Пострадавшему мопедисту на вид было лет 60, он лежал в неестественно позе и был без сознания, но дышал. Недалеко валялся слетевший с его головы шлем-моргуновка. Посмотрев что к чему, я набрал 112, оператор сообщила, что с проезжавшей мимо машины ей уже звонили и она направила к нам бригаду скорой, но уточнила детали — состояние пострадавшего, возраст и т.д. Сказала что машина едет со станции Повенец — это примерно 80км, ближе все равно никого нет. Пока я с ней разговаривал, пострадавший начал приходить в сознание. Ну, условно — стал стонать и мычать. Остановилась машина с мурманскими номерами, из нее вышел мужик и представившись сотрудником МЧС, осмотрел и аккуратно ощупал пострадавшего. Так же в весьма жесткой форме отогнал все того же доброхота, который опять порывался переместить пострадавшего. Все это время рядом стоял парень, который трясущимися руками закуривал одну сигарету за другой — это был водитель Транзита. С его слов он ехал в сторону Пудожи, а мопедист пересекал трассу по прилегающей дороге, слева направо (для форда) — с одной стороны подходила грунтовка, в другую сторону уходила асфальтированная дорога в лес — видимо там находится какая-то деревня. И вот мопедист ему не уступил, даже не посмотрел и поехал поперек трассы. Я его особо не расспрашивал — было видно что он очень сильно переживает. Однако вопрос у меня был — Форд оставил длинный четкий тормозной след на асфальте. Который почему-то начинался на встречной для Форда полосе, за сплошной осевой линией разметки. А вот столкновение произошло уже в полосе Форда.
Пострадавший тем временем начал приходить в относительное сознание. Мчсник пытался наладить с ним контакт, спрашивал как его зовут, сколько лет, задавал какие-то отстраненные вопросы. Тот ему что-то отвечал, но снова и снова отключался. А скорой все не было, как и ДПС, хотя прошло уже очень много времени. Мимо проехало несколько машин, которые даже не остановились.
Как-то раз, лет 15 назад, меня сбила машина. Я ехал на велосипеде на работу, активно педалируя и пытаясь установить новый рекорд скорости, а одна мадам выезжала со двора и решила что мне не нужно уступать. Я перелетел через капот, стукнулся головой об асфальт, разодрал локти. Мадам похлопала глазами, пожала плечами и убедившись что я не пострадал поехала по своим делам. Ну, может быть она испугалась, потому что я, вскочив на ноги, показал сильное недовольство ее поступком, кхм. Я позвонил в 112, сказал что меня сбили и что я пострадал. Меньше, чем через 5 минут на месте было 3 экипажа ДПС и скорая. Оказывается, если дтп с пострадавшими, то все приезжают очень быстро. Больше мне не приходилось сталкиваться с подобными случаями, поэтому я считал что так вот оно всегда и происходит — быстро приезжают службы, оказывают помощь.
Прошло еще какое-то время. Я точно не знаю сколько, не засекал. Может минут 40, может чуть больше. Вдалеке показались синие маячки и подъехала машина скорой помощи. Почему-то остановилась она не около пострадавшего, чтобы было проще и быстрее его грузить, а также съехала на прилегающую дорогу. Из скорой быстрым шагом подошли 2 женщины, одна из которых несла большой оранжевый чемодан. Действовали они очень профессионально, по моему обывательскому мнению — все делали без спешки и суеты, но четко и быстро. Осмотрели и ощупали пострадавшего, вкололи ему какой-то укол, немного перевернули его. А дальше… собственно все. Одна женщина, видимо врач, стала звонить по телефону диспетчеру и сообщила тому, что пострадавший тяжелый и что они его грузить не будут, так как его надо реанимировать, а у них машина для этого не предназначена. Вторая внимательно посмотрев на трясущегося водителя Форда, вколола что-то и ему, сказав что это для успокоения. А дальше все стали ждать реанимацию. Которая должна приехать со стороны Пудожи (тоже около 80км), но не сразу, потому что сейчас находится на вызове. Как освободится — обязательно приедет.
Сказать что я был удивлен — ничего не сказать.Но такова суровая российская реальность, или другими словами пздц. На участке в несколько сот километров работает всего 3 машины скорой, реанимация из них только одна.
МЧСник откланялся и уехал. К этому моменту со сторону деревни, которая предположительно находится за лесом, подъехали жигули, из которой вышли мужики, знающие мопедиста. Они стали куда-то звонить и договариваться чтобы увезти мопед. Экипаж ДПС так и не появился. Видимо эту службу настолько оптимизировали, что на весь район осталось пара человек. Я простоял еще минут 10 и спросив у врача нужен ли я им (она сказала что если я не очевидец момента аварии, то не нужен), тоже поехал. В голове начало крутиться много мыслей, однако я твердо решил не рефлексировать, потому как можно залезть в такие дебри подсознания, что самой логичной покажется мысль сдать мотоцикл на терминале ближайшей ТК для отправки домой и никогда больше на него не садиться.

Добравшись до Медвежьегорска и пополнив запасы еды и топлива, мы повернули по указателю на Великую губу. Недоезжая до деревни Шуньга, у моста над губой Святуха, свернули с асфальтированной дороги на грунтовку, ведущую через Кажму на Космозеро. Извилистая неширокая грунтовка долго петляла через густой лес, пока не вывела нас на берег узкого и очень длинного озера Космозера — при ширине 200-300 метров его протяженность больше 30км. Когда-то тут стояли карельские деревеньки, о которых в наши дни остались только надписи «урочище» на карте.

В одном из таких урочищ с названием Узкие сохранилась единственная постройка — старинная деревянная часовня Космы и Дамиана, стоящая здесь с начала 1620х годов. Конечно с тех пор ее много раз реставрировали, последний раз часовню обновили в 2007 году силами энтузиастов, сохранив прежний облик и резные элементы. Вход в часовню свободный, внутри находился алтарь и открытая коробка для пожертвований на реставрацию, в которой лежало несколько тысяч рублей. Увидеть такое в России можно редко, обычно все на замках либо разворовано. Я тоже кинул пару сотен в ящик и поднялся по лестнице на башню часовни. На ступенях лестницы какая-то птица свила гнездо и отложила яйца. Очевидно, что посетителей тут немного, а неадекватных и вовсе нет. С колокольни открылся умиротворяющий вид на озеро.


Проехав дальше вдоль озера, мы въехали в одноименное село Космозеро, стоящее здесь как минимум с 16 века. В селе сохранилось несколько больших деревянных домов с резными наличниками на окнах и балясинами на балюстрадах балконов.

Так же в селе находится деревянная церковь Александра Свирского, срубленная в 1770х годах. К сожалению вход в церковь закрыт на огромный амбарный замок, с виду такой же древний, как и церковь. Зато можно оценить красивые резные причелины на замшелой крыше и другие наружные украшения строения.




После Космозера грунтовка вывела нас на асфальтированную дорогу, в направлении села Великая губа, доехав до которого мы вновь свернули на грейдер, ведущий в Оятевщину. Уже вечерело и нужно было искать место для лагеря. Я съехал с грейдера на грунтовку, ведущую к урочищу Вёгоруксы, а там и вовсе свернув в поле выехал на берег Онежского озера, где мы и разбили наш лагерь. С одной стороны нам открывался прекрасный вид на ровную гладь губы Вёгоруксы Онежского озера, с другой стороны, за полянкой, по которой мы ехали от дороги, над лесом возвышалась покосившаяся колокольня какой-то древней деревянной церкви. Едва мы успели поужинать, как начал накрапывать мелкий моросящий дождь и мы отправились спать.



День 3. Вёгоруксы-Толвуя.



Сегодняшний день был четко распланирован, была договоренность по времени с одним человеком, поэтому проснулись мы рано по будильнику, часов в 6 утра. Первым делом отправились осматривать урочище. Вёгоруксы — это общее название местности, в которой расположены сразу несколько заброшенных деревень — Погост, Вянишполе, Рамполе и Южный двор. Первые три стоят на берегу Вёгорукской губы, а Южный двор немного поодаль. Это селение одно из древнейших известных в этих краях и располагалось на торговом пути из Новгорода к Белому морю. Некогда очень богатое селение сейчас покинуто людьми, оставившими после себя величественные деревянные постройки. В Вянишполе еще сохранилось пара огромных деревянных домов, но они находятся в очень ветхом состоянии и возможно вскоре и вовсе исчезнут, если их конечно не переместят в какой-нибудь музей.



В Погосте от домов остались только обвалившиеся стены, зато сохранилась церковь Николая Чудотворца с высокой колокольней. Колокольню построили не раньше 1750х годов рядом с часовней, а в 19 веке на месте часовни построили церковь и соединили ее с колокольней. Последний раз строение реставрировалось в 90х годах, но маковка купола колокольни уже покосилась и грозит обвалиться на землю.
Внутри церкви есть остатки алтаря с иконостасом, вскрытый пол и кирпичная печка. Раньше тут кипела жизнь. На Рождество набивался люд и растапливали печку, венчавшиеся здесь осенью пары, летом крестили младенцев, тут же провожали стариков в последний путь. Сейчас же слышно только жужание слепней, да шум ветра, врывающегося через разбитое окно.
Скрипучая лестница вывела меня на смотровую площадку колокольни, с которой открывался панорамный вид на всю Вёгоруксу — видно все 4 деревни и озеро.



Осмортев Вёгоруксы мы поехали каменистой дорогой в Оятевщину. От Великой губы до Оятевщины сейчас проложили широкий грейдер, но мне хотелось проехать часть пути по старой дороге, поэтому мы свернули через Южный двор к Узкой Салме. Узкая дорога шла петляла через лес по пригоркам, смотреть на ней оказалось нечего, поэтому через 10 километров мы выехали на грейдер и довольно быстро преодолев еще 15 км, доехав до деревни Оятевщина, которая располагается на самом берегу Онежского озера, напротив музея-заповедника Кижи.

Там я позвонил Дмитрию, телефон которого мне дал петрозаводский соклубник на майском слете Трансальп-клуба. Дмитрий — хозяин гостевого дома, расположенного в деревне Ерсенево. Дороги от Оятевщины до Ерсенево нет, добраться можно только на лодке. Мы оставили мотоцикл на берегу, а сами погрузились в оранжевый катер Дмитрия, который пришел минут через 10 после звонка. Сперва он отвез нас в свой дом, где мы переоделись и оставили свои пожитки, а дальше переправил нас в Кижи. Вообще про Дмитрия могу сказать только хорошее — очень гостеприимный человек и прекрасный рассказчик. Пока мы плыли, он поведал нам как живется местным жителям рядом с заповедником, показав свое «удостоверение аборигена», немного (из-за времени) поведал об истории Кижей и Вёгоруксы и предупредил про большое количество змей на острове — служители музея не избавляются от гадюк, поэтому те чувствуют себя на острове вольготно. Местные же живут по принципу — «сколько раз увидел — столько убил». Так же Дмитрий предложил нам длительную обзорную водную экскурсию вокруг Кижей, с рыбалкой в онежских шхерах, но мы были ограничены по времени.

В Кижи я хотел попасть с детства. Помню в 5 классе на уроке русского языка мы писали изложение, в котором рассказывалось про этот остров. Точное содержание изложения я не помню, но то, что в Кижах деревянные храмы построены без единого гвоздя я запомнил на всю жизнь.
Дмитрий привез нас к пирсу у главного входа в музей и мы договорились, что позвоним ему как засобираемся назад. Перевозка стоила 500р в одну сторону, вне зависимости от количества пассажиров (вместимость лодки 5 человек+капитан), а за вход мы заплатили в кассу музея по 650 рублей.

Думаю не нужно говорить что там красиво, это и так все знают. Хочу сказать что как музей Кижи великолепен! Мне он понравился не только тем, что там собраны уникальные образцы деревянного зодчества русского Севера, а тем что там работают уникальные люди. Это не просто сотрудники музея, которые работают за зарплату, это ярые, идейные фанаты своего дела. Выставка интерактивна, если можно так сказать. В кузнице кует кузнец, на верфи лодочник вручную выдалбливает лодку из ствола дерева, в светлицах сидят девушки в старинных крестьянских костюмах и прядут на веретене пряжу. Причем они действительно делают это, а не для вида, для туристов. Лодочник оказался очень интересным собеседником. Не отрываясь от работы он рассказал как лодки делали раньше, что и как на них возили, как делают сейчас. Рассказал, что ежегодно участвует в международных соревнованиях по реконструкции и как готовит для них лодки. Когда он устал, предложил мне помахать теслом и попробовать вырубить часть лодки. Смотрительницы в домах как будто только нас и ждали, и отвечали на любой наш вопрос с какой-то жадностью, будто не говорили ни с кем долгое время, а тут им подвернулись мы, хотя посетителей было не так уж и мало. И знают они про свои экспонаты абсолютно все — как что применялось и работало, как заготавливали материалы и как их обрабатывали, как жили и чем занимались. Кижи напомнили мне автомобильный музей РВАИ в Рязани, в который я попал весной 2008 года. Там тоже экскурсовод был энтузиастом своего дела, знал о представленной технике абсолютно все, во всех экспонатах можно было посидеть, открыть капот, залезть снизу. К сожалению, тот музей был уничтожен и разворован после посещения тогдашним министром обороны Сердюковым. Обычно в музеях всё находится за ограничительной ленточкой, ничего нельзя трогать, а злобные бабульки знают только что надо отгонять хулиганов, которые суют свой нос за ограничительную ленту, желая рассмотреть экспонат поближе.

Главной достопримечательностью Кижей является ансамбль Спасо-Кижского погоста, с храмами Преображения Господня, Покрова Богородицы и отдельно стоящей колокольней. В храм Покрова я не пошел, потому что он передан современной ЗАО РПЦ и прямо на входе в это древнее строение шла бойкая торговля магнитиками, иконками и прочей чепухой. Храм Преображения, который является самым узнаваемым экспонатом музея, был построен в 1714 году по уникальной конструкции со множеством куполов. К сожалению, в момент посещения заповедника он был на закрыт на реставрацию, но мы смогли подняться на колокольню и рассмотреть сверху всю панораму музея. И посмотреть было на что. Хотя здесь же меня ждало и самое главное разочарование — на колокольне я увидел множество гвоздей, вбитых тут и там. Легенда о Кижах без гвоздей была самым грубым образом разбита.



Самому древнему экспонату музея — Часовне Воскресения Лазаря из Муромского монастыря больше 600 лет! По преданию, ее построил основатель муромского монастыря, расположенного недалеко от Андомы-горы, во второй половине 14 века. В музей часовня перенесена в 60х годах прошлого века. Это единственный экспонат музея, огороженный ленточкой.

Посетив некоторую часть экспозиций и наобщавшись со смотрительницами в крестьянских избах, мы позвонили Дмитрию. В Кижах мы пробыли около пяти часов, но осмотреть все так и не успели. Сюда стоит приезжать на целый день, чтобы не спеша обойти весь остров, осмотреть все постройки и восхититься деревянной резьбой.

Попрощавшись с нашим капитаном, мы опять выехали на грейдер, ведущий в сторону Великой губы. Дальше мы доехали до села Толвуя и свернули по грейдеру на Лебещину. За Лебещиной мы выехали на лесную дорожку, которая привела нас в тихую бухту на безымянном полуострове, выступающем в Онегу.

Приехали мы туда уже на закате, солнце садилось в ровную гладь воды, над которой, пронзительно крича, летали чайки. Я даже решил тут искупаться, хотя вода была не очень теплой.
Поужинав, мы отправились спать. Тут случилась одна неприятная ситуация, о которой хотелось бы рассказать. Я проснулся ночью, перед рассветом, потому что услышал над собой мужские голоса. Два или три человека шепотом общались между собой, обсуждая мотоцикл. Сунув руку под подушку и нащупав там ножик я замер, прислушиваясь. Рядом спала Лида, которую эти голоса не разбудили. Как поступить и что делать в случае нехорошего развития ситуации? Все лишние вещи, которые не поместились в палатку и тамбур, мы собрали в кофры, которые пристегнули к мотоциклу. Не видя гостей, не зная их количества и намерений, воображение начинало рисовать всякие гадости. К счастью, гости оказались адекватными и явно не хотели нас тревожить, тихо пообсуждали мотоцикл, повспоминали молодость и явы и удалились. Возможно это были местные рыбаки, которые поутру шли к своим местам и обнаружили нас. Сейчас, сидя за компом, я не вижу в этой ситуации ничего страшного. Но тогда, признаюсь, было неприятно.


День 4-5. Толвуя-Воттоваара.


Утром мы неспешно двинулись в сторону Медвежьегорска, от которого выехали на трассу Кола и свернули на юг, в сторону Петрозаводска. У поворота на Гирвас мы заехали на азс и заправили полный бак и обе канистры, потому что путь нам предстоял неблизкий, да и дорога непростая.
Перед Гирвасом я свернул в лес, в сторону Пальозера. Здесь, среди дремучих карельских лесов, затерялся брошенный военный аэродром. Я был немного удивлен, обнаружив что взлетная полоса находится в очень неплохом состоянии. Аэродром не используется и не охраняется с 1992 года и я ожидал увидеть растущие между разбитых плит деревья, но в реальности асфальтовое покрытие было лучше, чем на некоторых дорогах Карелии.



Вдоволь накатавшись по взлетной полосе и доехав до поселка, мы заглянули в магазинчик и приобрели там тушенку с названием «Хохлома» Балтийского завода. Помимо красочного оформления в этой тушенке прекрасным оказалось и содержимое. Качество этой тушенки достойно упоминания в этом рассказе. В Москве такой тушенки я не встречал ни до поездки, ни после.
В Гирвасе было запланировано посещение кратера палеовулкана, возрастом более 2 миллиардов лет. Но когда мы к нему подъехали, начался такой сильный дождь, что желание лазить по камням пропало. Посильнее укутавшись в дождевики, мы поехали дальше, к поселку Юстозеро, у которого свернули на грейдер, ведущий в сторону Поросозеро.



По этому грейдеру предстояло проехать больше 110 километров. Хорошо что дождь к моменту съезда с асфальта закончился и стало выглядывать солнце. Эта дорога оказалась очень живописной, изобиловала поворотами, спусками и подъемами, так же встречались колоритные деревянные мостики через ручьи.
В Поросозеро мы проехали к центру поселка, чтобы немного отдохнуть от тряски и поесть мороженного. Пока Лида ходила в магазин, рядом со мной остановилась машина и оттуда вышел служивый, представившийся прапорщиком погранслужбы ФСБ. Показав удостоверение, он поинтересовался кто мы, откуда и куда едем. Спросил не собираемся ли мы незаконно пересекать границу. Убедившись, что мы не шпионы, пожелал нам счастливого пути.





Мы же, немного вернувшись назад по грейдеру, свернули к деревне Гимолы и примерно через час добрались до большого путевого камня, стоящего на развилке.



Повернув по указателю на лесную грунтовку, мы уперлись в большую лужу, образовавшуюся от пересекающего дорогу ручья. Выдав Лиде модные и красивые сапоги ОЗК, я отправил ее измерять глубину брода и искать подводные камни. Самым простым путем оказалось держаться по краю лужи, потому что посередине были глубокие колеи, оставленные машинами.




Продолжение здесь — тыц

">

Комментарии (30)

RSS свернуть / развернуть
+1
Paladin33rus
Хорошо вы подготовились. 5 дней, а еще даже не Медвежьегорск. Может есть какая карта с отмеченными местами?
0
Paladin33rus
Тут с этой эзоляцией ударился в краеведение. А говорил выше о чем-то подобном: Владимирская область
0
AmitDima
А по Московсковской области есть такое? А то хочется заранее разметить куда ехать после освобождения.
0
Paladin33rus
Не, я по своим болотам пока начал такое ваять. Приезжай к нам :)
0
AmitDima
У меня не болотоходная техника. У меня не спортивный спортбайк. По
этому надо что-то точно проходимое и без длинных грунтов.
0
Paladin33rus
Эх, недопонимание получилось с болотами. Я езжу сейчас на турере ST1300. С асфальта съезжаю на очень недалеко. Так что на карте все легкодоступное для пузотёров.
0
AmitDima
Что бы вы назвали самым интересным во Владимирской области?
+1
Paladin33rus
Наш local pub, конечно. А если серьёзно, то тут смотря что ищешь. Отработанный Дюкинский карьер востребован, в т.ч. эндуристами. Можно приехать в частный город Доброград, созданный одним предпринимателем как его город мечты. Можно по всяким храмам-монастырям угореть. А можно просто на уединенное озеро, например Кщара.
0
sergeech007
Я бы ещё добавил мемориал места гибели Гагарина и Перегона. И недалеко относительно от Мск, и облагорожено достаточно не плохо. Ну и интересное место само по себе, даже музей есть, не только комплекс.
0
sergeech007
*Гагарина и Серегина
+1
Paladin33rus
Всё в порядке. Он там указан :)
0
sergeech007
Ну все, тогда я спокоен)))
0
KonstantinP
Не друг, нету. Но я специально указал в тексте название ключевых населенных пунктов, поэтому можно примерно посмотреть как мы двигались.
+3
Rybkin
я вот все читаю читаю про подобные путешествия и жду когда же кто-нибудь напишет как он или она уезжали от медведей или стаи волков)) что-то так и не пишет никто))
если серьезно, рассказ и фото отличные, плюсик!
0
KonstantinP
Куропатки подойдут? Медведей не было. Куропатки будут во второй части )))
0
Oktavist
Ну я от стаи диких собак уматывал) это считается?)
+1
klim_povorot
На многих фотках Лида либо сидит на моте не вставая, либо грустно стоит рядом. Похоже она не разделяет энтузиазма капитана.
0
KonstantinP
Ну да, ей нравились все места, где мы стояли лагерем, но не очень нравилась дорога между ними ))
+1
mirage
Отличный отчёт, беру себе на заметку некоторые места! Спасибо!
+1
Rival
Обстоятельное размеренное описание обстоятельно подготовленного маршрута. Спасибо за текст, ощущения и фотографии!
0
snowylion
Спасибо, записал некоторые места.
0
Oktavist
Рассказ супер! На одном дыхании!
+1
wladislaw
Хороший рассказ! Верблюд под Вологдой гораздо интереснее смотрится чем медведи. Не стоит боятся людей которые разговариваю возле палатки. Со злым умыслом подходят тихо. И как у вас на двоих все вещи помещаются по кофрам? Я один езжу: три кофра + сумка на пассажирском месте и всё под завязку. Молодцы!
0
Mistral
Вот вмегда тоже этот вопрос интересует! Как в двоем и с палаточным режимом можно в три кофра влезть???!)))
0
ogr
  • ogr
  • 21 мая 2020 в 12:42
Очень интересный пост!
0
Mistral
А можно конкретнее пояснить, где геоглифы находятся? А то никак найти не могу)))
И вообще, какими материалами вы пользовались для разработки маршрута? Про геоглифы не везде найдешь…
0
Mistral
Съездил в те края. С погодой очень повезло! От Великой Губы до Оятевщины кладут новый асфальт. В конце этого сезона почти до самих Кижей можно будет доехать по асфальту.
0
hrenov_drumm
Крутой отчет, спасибо!
Только маленькая ремарка. «Пудож» — он мужского рода, соответственно, «в Пудоже», а не «в Пудожи». И Онежское озеро — оно не Онега, а Онего, мужской род. Онега — это река в Архангельской области и никакого отношения к Онежскому озеру не имеет, они даже к разным океанам относятся. Онего — Атлантика, Онега — Северный Ледовитый. Еще город на этой реке стоит, с таким же названием.
+1
PL48
  • PL48
  • 12 марта 2021 в 10:20
Спасибо за отчет! Как будто сам там побывал)
+1
canon3000
Лидой изменрять лужи это наверно неправильно) в прошлом году хотел тоже поехать из оятевщины на Кижи, но телефон не отвечал, возможно тот же самый капитан катера, видел его телефон в одном из видео. пришлось просто вокруг Онеги проехать. спасибо за рассказ, теперь ещё больше хочется туда в район великой губы
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. KonstantinP, 2019 Север. Куйва рад вам! Часть 1.