Блог им. Lekxsa → Гора Воттоваара

На гору Воттоваара я мечтала попасть года с 2008, когда впервые услышала о её существовании. Вроде, близко, а вроде — и не складывалось.
Поэтому когда появилась возможность, я пододвинула другие планы на отпуск, чтобы её увидеть.
Гора находится в Карелии. Место овеяно всякими мистическими байками. Про неё говорят и пишут в Интернетах, что она пускает не только лишь всех, и подъем на неё даётся не каждому. А чтобы всё-таки увидеть её, нужно задабривать местных духов какими-нибудь ништяками.

Духи и прочие суеверия в моём мире не приживаются, а даже если они и существуют, то их иерархия гораздо ниже моей, человеческой. Поэтому ещё непонятно, кто кого задабривать должен, в случае чего.
Каким бы ни было моё отношение к суевериям, ехали мы до подножия горы гораздо дольше запланированного. Зато увидели в очередной раз водопад Гирвас и даже постояли там лагерем.
А до Гирваса удалось заехать поужинать на самой интересной в Карелии базе отдыха «Хаски Моа». Несмотря на отсутствие брони и поздний час нас накормили в местной столовой, и на песиков полюбоваться разрешили. Хотя, если говорить про " Хаски Моа", там надо именно останавливаться хотя бы на пару дней.

В самом Гирвасе удалось погулять возле водопада, и даже искупаться в нём, пусть и в одежде. Ну, жара в 30 градусов — самый повод сделать экип максимально мокрым. Это вариант мотокондея. Ещё и в походный душ воды набрали, чтобы было, чем по дороге обливаться.

Следующим пунктом остановки было местечко Поросозеро. С заправкой, большим магазином и кафе. В пути мне захотелось нормально вымыть голову, и это получилось сделать в очень мелкой речке, под мостом. С учётом того количества озёр, которые мы проезжали мимо, выбор водоёма был, мягко говоря, странным. Сначала над нами смеялись мальки, а потом они уплыли (я очень боюсь рыб и решила их выгнать). Но вернулись ребята быстро, с более крупными рыбами. То ли на разборку с нами их пригнали, то ли решили показать родителям крайне странных двуногих.

Поросозеро оказалось милейшим местечком. Дорога до него, правда, оставляет желать лучшего. Грунтовка, местами разбитая, на которой изредка приходится уворачиваться от летящих по условной встречке лесовозов и каких-то ещё больших машин. Ну, и пыльно. На качество дороги очень жаловались местные. А кафе, к тому времени, как мы решили к ним наведаться, уже закрылось. Почти всё там работает до 18:00. Кроме частной заправки, хозяин которой разливает бензин из канистры. Он рассказал о своём опыте посещения Воттоваары, самым ярким впечатлением которого были различные чудаки. Кто-то, с его слов, голышом лежит на камнях, заряжаясь энергией, кто-то — где-то там ползает, общается с духами горы, делает странные вещи. Но большинство медитирует.

Навигатор рисовал две дороги на гору: длинную и короткую. По длинной можно было подъехать к более пологому подъему, и мы сначала даже думали добираться этим путём. Очень хотелось прям на мотоциклах доехать до вершины.
Дорога до подножия оказалась с сюрпризами. Уже не так удивляла грунтовка, качество которой в сухих местах оказалось в разы лучше ожиданий.

Нюанс в том, что местами путь шёл через болото, где дорога ниже уровня этого самого болота. За счёт чего там огромные лужи. В общем, искупались мотики. Ну, и ноги оказались почти до колена мокрые насквозь. По пути нам встретился мемориал потерянным номерам. Прямо к деревьям было приколочено всё найденное в лужах: пороги, бампера и, конечно, номерные знаки. Задорное местечко.

До стоянки Южная мы добрались за полночь. Невероятно хотелось есть. Было решено перекусить — и поехать дальше. Но, пока готовили еду, поняли, что уж очень лениво продолжать путь прямо сейчас. К тому же, на стоянке было кострище, стоял вигвам, валялись какие-то посохи. А импортозамещенный джин подмигивал из сумки.

Выдвинувшись утром следующего дня, вернее часов в 17, мы узнали у местных, доставляющих народ к горе, о том, что с мечтой забраться на вершину горы на мотоциклах лучше распрощаться. Длинная же дорога такая, что УАЗики туда не все лезут.

Оставшиеся 5 километров по короткому пути были, хоть и через лужи, но пролетели настолько быстро, что мы даже проехали лишнего, и пришлось чуть вернуться. Мотики вместе с сырой обувью, шлемами и экипом (в моём случае, только протекторами) решено было оставить прямо возле тропы. Всё, что не влезло в кофры, прекрасно поместилось между мотоциклами, а взятый лишний тент защищал боты от дождя и лишних глаз. Я даже придумала дополнительную шторку, натянув между гусями сетку и повтыкав в неё веточек и листиков. Получилась настоящая маскировка.

Очень хотелось дойти до места, обозначенного на карте как кемпинг на берегу озера. Подъем в гору с едой, водой и палаточными принадлежностям — вещь не самая простая. Особенно в самом начале, где особенно круто. Но с остановками на отдых где-то часа за полтора мы добрались до озера. По пути мы пытались найти источник (на карте он был), но физически мы его не встретили. Может, пересох. Нагромождение камней и сухих деревьев, конечно, поражает. На один из камней мы забирались, чтобы осмотреться на местности. А озеро несколько не оправдало ожиданий. Оно оказалось заросшим, а по берегам уже стояли лагерями туристы.

После недолгих поисков места решено было устроить лагерь как раз возле камня, с которого мы осматривались на месте. Кстати, с утра на нём появились пирамидки. Уж очень мне хотелось их построить.

Стоянка в таком месте, с одной стороны, была очень ветреной, а с другой — там получилось выделить отдельный угол для кухни-гостиной с настоящим камином. Его роль исполнило пространство между камнем и тем, что можно назвать землёй. Сухие деревья, которых рядом было более, чем просто много, — прекрасные дрова. Смотреть на них за ужином — одно удовольствие.

А ещё была невероятно красивая луна, появившаяся часа на два. Кстати, в июле на Воттовааре очень светлые ночи.

На следующий день, когда мы пошли на озеро за водой для душа, мы разболтались с одним из туристов. Он оказался моим земляком, тоже из Череповца. Правда, я переехала в 2006 году, а он до сих пор там живёт. Он поведал, как поживает город металлургов, мы чуть перемыли кости бывшему (давно) мэру, ныне очень уважаемому человеку. Ну, и разошлись.

Второй раз мы с ним встретились уже у подножия горы, куда мы спустились зарядить телефон, а он — ждать маршрутку до своей машины. Кстати, он появился внизу очень вовремя: мы как раз сетовали, что не взяли с собой из лагеря провод для зарядки. Дядечка рассказал интересную историю. 11 лет назад врачи сообщили, что он смертельно болен, и жить ему осталось совсем ничего. Он плюнул на всё — и по совету знакомого китайца поехал на Воттоваару. Еле добрался до вершины, там пролежал несколько часов. Потом расходился. Вернувшись в Череповец, он сдал анализы — и оказалось, что выздоровел полностью. С тех пор каждое лето ездит на гору на несколько дней. За правдивость истории ручаться не могу, но должна же быть какая-то мистика в рассказе.

Мой земляк поведал нам про природный бассейн из камней, где можно искупаться и нарисовал на земле приблизительный маршрут прогулки по красивым местам, включающим действующий источник. Когда мы попытались воплотить его в жизнь во время прогулки, мы быстро сбились с пути. Источник мы не нашли (благо, с собой было 12 литров воды), бассейн с чистой водой — тоже. И до «лестницы в небо» из камней добраться не удалось. Зато мы побывали на вершине горы, это камень, в который в 1935 (вроде) году геологии вбили гвоздь, обозначающий, что именно это самая высокая точка горы. На камне было торжественно выпито вино, которым решено было отметить достижение цели поездки.

Пока втыкали на солнышко, красоты горы и алкоголь, вдалеке засверкала молния. Решено было тiкать с камня и искать, где бы спрятаться, чтобы не намокнуть. Лагерь был ну очень далеко.

Пока искали укрытие, добрели до амфитеатра: подобие Колизея из камней, внутри которого болотистое озеро. А укрытие нашлось почти рядом с этой местной достопримечательностью: своеобразная пещера из камней. В ней, пережидая дождь, мы допили остаток винишка.

После грозы как-то почти резко испортилась погода, стало холодно, а я начала вырубаться. Ни источника с водой, ни лестницы в небо мы, как я уже писала, так и не нашли. Зато нашли голову шамана, под которой посидели, пережидая новую порцию дождя. Именно там к нам прицепилась радуга, которая преследовала нас всю дорогу назад.

В лагере мы вспомнили, что почти закончилась еда, а ещё закончилась возможность в виде газа комфортно её готовить. И вообще пейзаж горы начал навевать тоску и уныние. Поэтому решено было валить утром и в палатке больше не ночевать. А ещё закончились сигареты. Хоть курить бросай.

Обратный путь был быстрее. До Поросозера мы доехали часа за два. Правда, в единственном местном кафе поесть опять не удалось: оно оказалось закрытым на обед. Зато пока мы перекусывали бутербродами, местные мальчишки угостили нас шашлыком, а ещё подали прекрасную идею прыгнуть в воду с импровизированной вышки. Я как раз сетовала, что так и не удалось нормально искупаться. Вода, на удивление, оказалась не очень и холодной. А если прыгать, то проблема окунуться отпадает сама собой.

Похолодало не только на горе, но и во всей Карелии. По дороге до Олонца, где была забронирована гостиница, мы знатно замерзли. Зато в пути нас догнала радуга с горы (это была именно она), и я её даже похитила.

Следующий день был примечателен только очередной радугой. До СПб доехали очень быстро. Но холодно.

Мое резюме о Воттовааре:
— природа, хоть и очень красивая, но моих ожиданий не оправдала. Лес на горе смешанный, местами болото. Сочетание сухих деревьев и камней впечатляет. Но куда более эффектно было бы, если бы сухие деревья и камни сочетались с хвойным, а не смешанным лесом.

— сухие деревья пугающе хорошо горят в костре. А ещё они действительно выглядят, как посохи, стоящие корнями вверх.

— дорога до горы скорее утомительная, чем интересная. Имеет смысл оставлять технику на ближайшей турбазе, а до подножия ехать, пользуясь трансфером. Это проще, быстрее, приятнее. К тому же, даёт возможность заработать местным.
— строить пирамидки из камней увлекательно.

PS: я помню, помню, что надо дописать про Крым. Пока очень хочется попробовать в остаток отпуска метнуться на Кавказ.