Блог им. hanirick → Путешествие на YBR 125 в Крым и на Кавказ ( лето 2019). Часть 1.
День первый. Липецк — Ростов-на-Дону. 28 мая 2019 года. Ночью почти не спал. Встал в 04:00 утра. Два дня перед отправлением упаковывал вещи. Впихивал невпихуемое, оценивал нужность вещей, избавлялся от лишнего, проверял надежность крепления мотосумок и заднего кофра. Это мое первое мотопутешествие в России, естественно элемент волнения ощущается. До этого на мото ездил только по Юго-Восточной Азии, в том числе и на дальние расстояния.
Мотоцикл был немного подготовлен для моездки:
— поменяна резина перед и зад (дорожная Shinko 90/90 и 110/90)
— заменил масло
— установлен прикуриватель и разъемы USB
— сварганил небольшой ветровик (из штатного стекла от ёбра и крепления экшн-камеры)
— приобретена багажная система и дуги безопасности
— сзади установлен кофр Givi на 34 литра, по бокам герметичные мотоавоськи по 30 л каждая
— установил ветрозащиту рук
— крепление для телефона с Алиэкспресса
Надо сказать, что еду я на легендарном малокубатурнике Yamaha YBR 125 (2013 г.в., с пробегом в 12.000 км). Надежность, доступность запчастей и простота конструкции являются его плюсами. Минусом в моем случае выступает тот момент, что мотоцикл мной особо не изучен и совершенно нет навыков вождения мотоцикла в российских реалиях. Купил я его совсем недавно и покататься толком не успел. Пару раз выезжал недалеко от дома, а с багажом не ездил и вовсе. Ну и еще добавляются мои невысокие навыки по технической части. В любом случае решено ехать и я отправляюсь в путь.
Выезд намечен на 05:00 утра. Планирую за сегодня добраться до Ростова-на-Дону, где меня ждет знакомый. Учитывая невысокую скорость транспорта моего, закладываю с запасом 12 часов в пути (700 км) Никуда сворачивать не буду, тупо трасса. Нужно привыкнуть к мотоциклу, удостовериться, что багаж закреплен и не сползает (беспокоит сумка справа, так как находится всего лишь в 4-5 см над выхлопной трубой и боюсь, чтобы ее не прожгло). По опыту предыдущих поездок по Азии знаю, что нужно организму (особенно пятой точке, шее и рукам) привыкнуть к дороге.
Итак, поехали!
Выезжаю на объездную Липецка и держу путь на Воронеж. К 7:00 проезжаю Воронеж. Уже маленькая победа :) Мотоцикл урчит, сумки не сползают, кофр на месте. Утром слегка подмерз, но решил не утепляться, так как синоптики обещали теплую погоду днем. Так как полон сил, то решаю ехать не останавливаясь столько, сколько выдержу. Через 360 км заезжаю на заправку, разминаюсь. Последние километры ехал уже на резерве и боялся обсохнуть на трассе, но еще около 1-1.5 литра в баке плескалось, когда остановился. То есть, теоретически 380-400 км можно проехать на баке.
Первые впечатления от мотоцикла. До 90 км/ч разгонялся пару раз под горку, в основном скорость держу 80-85, бороты не выше 7 тыс. Обгонять можно только медленные фуры и дорожную технику и то, при условии, что едешь на спуск. Если не требовать от мотоцикла невозможного, то вполне ехать комфортно. Настраиваешься на свой ритм, едешь не спеша, успеваешь крутить головой по сторонам немного. Меня по несколько раз обгоняли одни и те же машины. То есть, если ехать не быстро, но с минимумом остановок, то средняя скорость у ёбра получается не сильно ниже автомобиля, делающего длительные перекуры.
Первые впечатления о трассе. Хорошая ровная дорога. Ремонтов почти нет ( видно недавно закончились, судя по свежим латкам) или они не мешают проезду. Заправок в изобилии. Раньше ездил по М4 только автостопом, теперь вот довелось прокатиться в качестве водителя.
Вторую половину пути в 350 км пролетел на автопилоте. И уже в 15:00 навигатор выводил меня из дебрей и переплетений улиц в Нахичевани (это район в Ростове). В городе ездить не понравилось, хочется природы и тишины. За сегодня пробег составил 698 км, в пути был 10 часов, около 1 часа из них на отдых и две заправки. Арифметическими действиями с расчетом съеденного бензина не занимался, в среднем около 3 л/100 км пути вышло.
Следующие два дня собираюсь провести в Ростове. Отдохнуть от дороги, увидеться со знакомыми, немного закупиться провизией и выдвигаться в Крым.
В Ростове повидался со старыми друзьями, погулял по центру и рано утром последнего дня весны стартовал в сторону Крымского полуострова.
Дорога через Тимашёвск и Славянск-на-Кубани уже не такая гладкая, вся в заплатках, но вполне проезжабельная. Появились ремонты дороги со светофорами. Несколько раз, балансируя на щебенке и пыли обочины, объезжал скопившиеся пробки перед ними. В отличие от первого дня, останавливался на отдых несколько раз, чтобы размять булки и немного переждать жару в тени. После Темрюка, километрах в 30 от моста, дорога превращается в отличное шоссе. Перед въездом на Крымский мост остановили на посту, формально проверить документы, но в основном потрепаться про мотоцикл и задать классические вопросы «сколько жрёт, сколько прёт?».
Быстро пролетел 19 км моста и въехал на полуостров. На трассе «Таврида» пока открыта только одна полоса, но задержек по движению нет. К 17 часам добрался до окрестностей Феодосии и поехал на гору Клементьева.
В 2016 году учился там летать на параплане. На горе, рядом с лётным клубом «Бриз» есть типа кемпинга. Можно поставить палатку в любом месте. Палаточный сбор в этом году 60 рублей/ сутки с человека. За эти деньги можно припарковать своего коня, поставить палатку, пользоваться туалетом, оставить мусор, зарядить гаджеты. Пользоваться душем 80 рублей/раз. Но помню, что раньше там был никакой напор воды и мне там мыться не понравилось. Я делал проще: набирал 5 литровую бутыль воды, оставлял ее на пару часов на солнце и принимал душ. Воду можно набрать в туалете. Есть там и кафешка, довольно хорошая в плане кухни, но правда как по мне дорогая. Ничего там не заказывал, все готовил на горелке. В кафе прохладно и открывается просто улётный вид на море, Карадаг и долину внизу. Там можно зарядить свои девайсы; я там периодически работал на ноутбуке. Интернета там доступного нет (точнее он есть, но нужно заранее заказывать пароль и логин платные). Есть вагончики: 400 рублей/койка в сутки с человека. В эту цену входит и душ и все остальные блага кемпинга. Место на горе спокойное, тихое, нет проходного двора и левых людей (лишь изредка заезжают небольшие группы туристов сделать селфи на фоне природных красот).
Интернет в Крыму. Подключил у себя дома в Липецке за 170 рублей МТС (20 Гб + 500 минут + 500 смс) и пакет Россия Плюс за 100 р. в мес. Итого, получается в Крыму как в домашнем регионе. Много интернета мне нужно для работы, поэтому считаю что совсем не дорого вышло. Местные операторы предлагают условия по связи и интернету хуже.
На закате поставил палатку, приготовил на горелке горячего горохового супа и завалился спать. За день проехал 660 км. Мот едет нормально, масло не ест.
Гора Клементьева (Узун-Сырт). Сегодня, 1 июня, отдыхаю от дороги. Заряжаю свои девайсы, готовлю на горелке походную еду, зависаю в интернете и занимаюсь зарядкой на свежем воздухе. Последний месяц провел практически полностью дома, поэтому жизнь на свежем воздухе идёт на пользу.
Рядом с горой Клементьева расположена гора под названием Коклюк. На обрыве горы в 1997 году построили белую арку с балюстрадой и надписью «Звездопад воспоминаний» (45.007157, 35.204447)
Оттуда открывается потрясающий вид на виноградники, солёной озеро внизу и море за Коктебелем. Я там уже бывал три года назад, но пешком. Теперь же хочу заехать на мотоцикле. Дорога из разбитого асфальта идет только до аэродрома ЦАГИ, что у подножья горы. Последний километр (где как раз подъем на гору) до арки представляет собой грунтовку из пыли и щебня. Резина у меня чисто для асфальта, но заехал наверх довольно бодро. После небольшой фотосессии нужно возвращаться. Где сильный угол спуска, метров сто вел мот рядом с собой, спешившись, так как не хотел рисковать и завалить ёбра. На завтра в планах поехать к заброшенной Крымской АЭС.
2 июня г. Клементьева — Крымская АЭС. На сегодня рано утром планировал поехать в сторону Щёлкино, к заброшенной Крымской атомной станции. Но решил немного поспать, провозился с завтраком и выдвинулся только после 8:00.
К АЭС ведёт вполне сносная бетонная дорога. Когда я подъехал к входу в здание реактора, там уже стояла машина с такими же исследователями заброшек, как и я. Пока я лазил по зданию реактора, ещё 3 машины подрулили. Охраны нет, только перед входом написано, что проход запрещен и здание под охраной. Есть какая-то будка с охраной и шлагбаумом рядом с дорогой на станцию, примерно в километре от входа.
Станцию перестали строить в 1987 году, после аварии на Чернобыле, а ещё через два года окончательно отказались возводить ее дальше. Уровень готовности объекта был 80%. Многочисленное и дорогостоящее оборудование было распродано и разворовано. Станцию уничтожают уже 30 лет, но до сих пор сооружение поражает. Шутка ли, 16 этажей железобетона и около 1300 помещений! Лазил там около часа, хотя можно и полдня там петлять. Можно подняться на крышу реакторного отсека, откуда открывается вид на окрестности. Всем любителям «Сталкера», техногена и «такую страну просрали!» обязательно к посещению. Есть планы по строительству бюджетораспилочного индустриального парка на месте заброшенной АЭС, поэтому успевайте увидеть своими глазами.
Координаты поворота на станцию: 45.386861, 35.775348
Координаты здания реактора: 45.391692, 35.803568
3 июня. Сегодня хочу смотаться на Генеральские пляжи. Можно было конечно объединить поездку туда с посещением заброшенной Крымской атомной станции, но получилось бы слишко сложно в физическом плане.
Стартовал около 9:00 и взял курс на Керчь. В Керчи поворот на с. Войково и дорога в сторону Азовского моря, к поселку Курортное. Вполне сносная асфальтовая дорога перед Курортным заканчивается и превращается в щебеночный грейдер. После села кончается щебёнка и дорога представляет собой разветвленную сеть грунтовок. Рай для эндуро покатушек. Но и ёбрик с небольшим напрягом, но все же героически преодолел все тяготы и невзгоды щебёнки и грунтовки. Генеральские пляжи оказались очень крутым местом. Малолюдные, с красивыми каменными берегами. Чистая и теплая вода в море. Сделаны даже небольшие беседки на смотровых площадках. Ещё там можно встретить руины довольно известного античного поселения «Полянка» (за большим забором, который легко перелезть — ориентир: приставленные к забору камни). Кроме этого поселения, в котором все раскопано ещё в 80-е годы, можно встретить руины других древних построек рядом с соседними бухтами. Там, среди плит фундамента, я нашел кучу осколков древней керамики. Довольно интересно прикоснуться к артефактам, которым более 2 тыс. лет.
Доехал я до бухты Сиреневая и, так как вода подходила к концу, а солнце жарило просто нещадно, развернулся и поехал назад. Народ там в бухтах стоит лагерями основательно, но людей мало и есть бухты совсем безлюдные
4-5 июня. г. Клементьева — Симферополь. Выясняю, что в Крыму временно обосновался мой друг-парапланерист из Ижевска, Сергей. С ним познакомился три года назад здесь же, на Клемухе, где жили в палатках по соседству. У него можно будет остановиться на пару дней, постираться и привести себя в порядок. За пару часов доезжаю до столицы Крымского полуострова и оказываюсь в цивилизации. Мотоцикл оставляю на соседней парковке, за небольшую мзду охраннику. Так же делал и в Ростове.
6 июня. Симферополь — пос. Межводное ( кайтерская коса). Цель моей поездки в Крым — кайтсёрфинг. Популярное место для занятий этим видом спорта расположено как раз в поселке Межводное, что на западном побережье Крыма. С утра выехал из Симферополя и через 3 часа был на месте. Здесь собираюсь пробыть 1-2 месяца. Поэтому в моем мотопутешествии наступает большой перерыв. Грузия до сих пор закрыта для российских мотоциклистов, думаю насчет планов по путешествию на российский Кавказ, но пока все зыбко и неточно. На кайт-станции есть время, чтобы собраться мыслями и определиться насчет дальнейших планов в моей мотопоездке. В любом случае до задуманной изначально точки я доехал и пока беру паузу…
Мотоцикл был немного подготовлен для моездки:
— поменяна резина перед и зад (дорожная Shinko 90/90 и 110/90)
— заменил масло
— установлен прикуриватель и разъемы USB
— сварганил небольшой ветровик (из штатного стекла от ёбра и крепления экшн-камеры)
— приобретена багажная система и дуги безопасности
— сзади установлен кофр Givi на 34 литра, по бокам герметичные мотоавоськи по 30 л каждая
— установил ветрозащиту рук
— крепление для телефона с Алиэкспресса
Надо сказать, что еду я на легендарном малокубатурнике Yamaha YBR 125 (2013 г.в., с пробегом в 12.000 км). Надежность, доступность запчастей и простота конструкции являются его плюсами. Минусом в моем случае выступает тот момент, что мотоцикл мной особо не изучен и совершенно нет навыков вождения мотоцикла в российских реалиях. Купил я его совсем недавно и покататься толком не успел. Пару раз выезжал недалеко от дома, а с багажом не ездил и вовсе. Ну и еще добавляются мои невысокие навыки по технической части. В любом случае решено ехать и я отправляюсь в путь.
Выезд намечен на 05:00 утра. Планирую за сегодня добраться до Ростова-на-Дону, где меня ждет знакомый. Учитывая невысокую скорость транспорта моего, закладываю с запасом 12 часов в пути (700 км) Никуда сворачивать не буду, тупо трасса. Нужно привыкнуть к мотоциклу, удостовериться, что багаж закреплен и не сползает (беспокоит сумка справа, так как находится всего лишь в 4-5 см над выхлопной трубой и боюсь, чтобы ее не прожгло). По опыту предыдущих поездок по Азии знаю, что нужно организму (особенно пятой точке, шее и рукам) привыкнуть к дороге.
Итак, поехали!
Выезжаю на объездную Липецка и держу путь на Воронеж. К 7:00 проезжаю Воронеж. Уже маленькая победа :) Мотоцикл урчит, сумки не сползают, кофр на месте. Утром слегка подмерз, но решил не утепляться, так как синоптики обещали теплую погоду днем. Так как полон сил, то решаю ехать не останавливаясь столько, сколько выдержу. Через 360 км заезжаю на заправку, разминаюсь. Последние километры ехал уже на резерве и боялся обсохнуть на трассе, но еще около 1-1.5 литра в баке плескалось, когда остановился. То есть, теоретически 380-400 км можно проехать на баке.
Первые впечатления от мотоцикла. До 90 км/ч разгонялся пару раз под горку, в основном скорость держу 80-85, бороты не выше 7 тыс. Обгонять можно только медленные фуры и дорожную технику и то, при условии, что едешь на спуск. Если не требовать от мотоцикла невозможного, то вполне ехать комфортно. Настраиваешься на свой ритм, едешь не спеша, успеваешь крутить головой по сторонам немного. Меня по несколько раз обгоняли одни и те же машины. То есть, если ехать не быстро, но с минимумом остановок, то средняя скорость у ёбра получается не сильно ниже автомобиля, делающего длительные перекуры.
Первые впечатления о трассе. Хорошая ровная дорога. Ремонтов почти нет ( видно недавно закончились, судя по свежим латкам) или они не мешают проезду. Заправок в изобилии. Раньше ездил по М4 только автостопом, теперь вот довелось прокатиться в качестве водителя.
Вторую половину пути в 350 км пролетел на автопилоте. И уже в 15:00 навигатор выводил меня из дебрей и переплетений улиц в Нахичевани (это район в Ростове). В городе ездить не понравилось, хочется природы и тишины. За сегодня пробег составил 698 км, в пути был 10 часов, около 1 часа из них на отдых и две заправки. Арифметическими действиями с расчетом съеденного бензина не занимался, в среднем около 3 л/100 км пути вышло.
Следующие два дня собираюсь провести в Ростове. Отдохнуть от дороги, увидеться со знакомыми, немного закупиться провизией и выдвигаться в Крым.
В Ростове повидался со старыми друзьями, погулял по центру и рано утром последнего дня весны стартовал в сторону Крымского полуострова.
Дорога через Тимашёвск и Славянск-на-Кубани уже не такая гладкая, вся в заплатках, но вполне проезжабельная. Появились ремонты дороги со светофорами. Несколько раз, балансируя на щебенке и пыли обочины, объезжал скопившиеся пробки перед ними. В отличие от первого дня, останавливался на отдых несколько раз, чтобы размять булки и немного переждать жару в тени. После Темрюка, километрах в 30 от моста, дорога превращается в отличное шоссе. Перед въездом на Крымский мост остановили на посту, формально проверить документы, но в основном потрепаться про мотоцикл и задать классические вопросы «сколько жрёт, сколько прёт?».
Быстро пролетел 19 км моста и въехал на полуостров. На трассе «Таврида» пока открыта только одна полоса, но задержек по движению нет. К 17 часам добрался до окрестностей Феодосии и поехал на гору Клементьева.
В 2016 году учился там летать на параплане. На горе, рядом с лётным клубом «Бриз» есть типа кемпинга. Можно поставить палатку в любом месте. Палаточный сбор в этом году 60 рублей/ сутки с человека. За эти деньги можно припарковать своего коня, поставить палатку, пользоваться туалетом, оставить мусор, зарядить гаджеты. Пользоваться душем 80 рублей/раз. Но помню, что раньше там был никакой напор воды и мне там мыться не понравилось. Я делал проще: набирал 5 литровую бутыль воды, оставлял ее на пару часов на солнце и принимал душ. Воду можно набрать в туалете. Есть там и кафешка, довольно хорошая в плане кухни, но правда как по мне дорогая. Ничего там не заказывал, все готовил на горелке. В кафе прохладно и открывается просто улётный вид на море, Карадаг и долину внизу. Там можно зарядить свои девайсы; я там периодически работал на ноутбуке. Интернета там доступного нет (точнее он есть, но нужно заранее заказывать пароль и логин платные). Есть вагончики: 400 рублей/койка в сутки с человека. В эту цену входит и душ и все остальные блага кемпинга. Место на горе спокойное, тихое, нет проходного двора и левых людей (лишь изредка заезжают небольшие группы туристов сделать селфи на фоне природных красот).
Интернет в Крыму. Подключил у себя дома в Липецке за 170 рублей МТС (20 Гб + 500 минут + 500 смс) и пакет Россия Плюс за 100 р. в мес. Итого, получается в Крыму как в домашнем регионе. Много интернета мне нужно для работы, поэтому считаю что совсем не дорого вышло. Местные операторы предлагают условия по связи и интернету хуже.
На закате поставил палатку, приготовил на горелке горячего горохового супа и завалился спать. За день проехал 660 км. Мот едет нормально, масло не ест.
Гора Клементьева (Узун-Сырт). Сегодня, 1 июня, отдыхаю от дороги. Заряжаю свои девайсы, готовлю на горелке походную еду, зависаю в интернете и занимаюсь зарядкой на свежем воздухе. Последний месяц провел практически полностью дома, поэтому жизнь на свежем воздухе идёт на пользу.
Рядом с горой Клементьева расположена гора под названием Коклюк. На обрыве горы в 1997 году построили белую арку с балюстрадой и надписью «Звездопад воспоминаний» (45.007157, 35.204447)
Оттуда открывается потрясающий вид на виноградники, солёной озеро внизу и море за Коктебелем. Я там уже бывал три года назад, но пешком. Теперь же хочу заехать на мотоцикле. Дорога из разбитого асфальта идет только до аэродрома ЦАГИ, что у подножья горы. Последний километр (где как раз подъем на гору) до арки представляет собой грунтовку из пыли и щебня. Резина у меня чисто для асфальта, но заехал наверх довольно бодро. После небольшой фотосессии нужно возвращаться. Где сильный угол спуска, метров сто вел мот рядом с собой, спешившись, так как не хотел рисковать и завалить ёбра. На завтра в планах поехать к заброшенной Крымской АЭС.
2 июня г. Клементьева — Крымская АЭС. На сегодня рано утром планировал поехать в сторону Щёлкино, к заброшенной Крымской атомной станции. Но решил немного поспать, провозился с завтраком и выдвинулся только после 8:00.
К АЭС ведёт вполне сносная бетонная дорога. Когда я подъехал к входу в здание реактора, там уже стояла машина с такими же исследователями заброшек, как и я. Пока я лазил по зданию реактора, ещё 3 машины подрулили. Охраны нет, только перед входом написано, что проход запрещен и здание под охраной. Есть какая-то будка с охраной и шлагбаумом рядом с дорогой на станцию, примерно в километре от входа.
Станцию перестали строить в 1987 году, после аварии на Чернобыле, а ещё через два года окончательно отказались возводить ее дальше. Уровень готовности объекта был 80%. Многочисленное и дорогостоящее оборудование было распродано и разворовано. Станцию уничтожают уже 30 лет, но до сих пор сооружение поражает. Шутка ли, 16 этажей железобетона и около 1300 помещений! Лазил там около часа, хотя можно и полдня там петлять. Можно подняться на крышу реакторного отсека, откуда открывается вид на окрестности. Всем любителям «Сталкера», техногена и «такую страну просрали!» обязательно к посещению. Есть планы по строительству бюджетораспилочного индустриального парка на месте заброшенной АЭС, поэтому успевайте увидеть своими глазами.
Координаты поворота на станцию: 45.386861, 35.775348
Координаты здания реактора: 45.391692, 35.803568
3 июня. Сегодня хочу смотаться на Генеральские пляжи. Можно было конечно объединить поездку туда с посещением заброшенной Крымской атомной станции, но получилось бы слишко сложно в физическом плане.
Стартовал около 9:00 и взял курс на Керчь. В Керчи поворот на с. Войково и дорога в сторону Азовского моря, к поселку Курортное. Вполне сносная асфальтовая дорога перед Курортным заканчивается и превращается в щебеночный грейдер. После села кончается щебёнка и дорога представляет собой разветвленную сеть грунтовок. Рай для эндуро покатушек. Но и ёбрик с небольшим напрягом, но все же героически преодолел все тяготы и невзгоды щебёнки и грунтовки. Генеральские пляжи оказались очень крутым местом. Малолюдные, с красивыми каменными берегами. Чистая и теплая вода в море. Сделаны даже небольшие беседки на смотровых площадках. Ещё там можно встретить руины довольно известного античного поселения «Полянка» (за большим забором, который легко перелезть — ориентир: приставленные к забору камни). Кроме этого поселения, в котором все раскопано ещё в 80-е годы, можно встретить руины других древних построек рядом с соседними бухтами. Там, среди плит фундамента, я нашел кучу осколков древней керамики. Довольно интересно прикоснуться к артефактам, которым более 2 тыс. лет.
Доехал я до бухты Сиреневая и, так как вода подходила к концу, а солнце жарило просто нещадно, развернулся и поехал назад. Народ там в бухтах стоит лагерями основательно, но людей мало и есть бухты совсем безлюдные
4-5 июня. г. Клементьева — Симферополь. Выясняю, что в Крыму временно обосновался мой друг-парапланерист из Ижевска, Сергей. С ним познакомился три года назад здесь же, на Клемухе, где жили в палатках по соседству. У него можно будет остановиться на пару дней, постираться и привести себя в порядок. За пару часов доезжаю до столицы Крымского полуострова и оказываюсь в цивилизации. Мотоцикл оставляю на соседней парковке, за небольшую мзду охраннику. Так же делал и в Ростове.
6 июня. Симферополь — пос. Межводное ( кайтерская коса). Цель моей поездки в Крым — кайтсёрфинг. Популярное место для занятий этим видом спорта расположено как раз в поселке Межводное, что на западном побережье Крыма. С утра выехал из Симферополя и через 3 часа был на месте. Здесь собираюсь пробыть 1-2 месяца. Поэтому в моем мотопутешествии наступает большой перерыв. Грузия до сих пор закрыта для российских мотоциклистов, думаю насчет планов по путешествию на российский Кавказ, но пока все зыбко и неточно. На кайт-станции есть время, чтобы собраться мыслями и определиться насчет дальнейших планов в моей мотопоездке. В любом случае до задуманной изначально точки я доехал и пока беру паузу…
- hanirick
- jbj
- 28 августа 2019 в 21:53
- 5
- ?
Проблем нет, просто кто-то продолжает распространять эту информацию. Если не пустили кого-то одного, это не значит что не пустят остальных, значит были причины, вообще было бы правильно из России никого не выпускать, пока мусор разделять и нормально перерабатывать не научатся, лемс тушить и за ядерными испытаниями следить.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (13)
RSS свернуть / развернуть