Блог им. MyMarvel → Чечня и Дагестан на Stels Delta 200 (ч.2: Горы)
Предыдущая часть — начало путешествия
На следущее утро я морально приготовился к дополнительным 50 км грунтовки, и поехал. Знаете, это абсолютно разные чувства — вчера ехать 50 км на сломанном моте и не знать, сколько там ещё впереди, или сейчас — спокойно рассекать 50-60 км/ч на ровно урчащем друге и знать, что через час я, скорее всего, выеду на асфальт где-то рядом с Артезианом. В ушах музыка, пустынная дорога — что может быть лучше. Встретил даже какой-то родник посреди полупустыни и цветущие кусты.
Вот только моя решимость преодолеть грунтовку сыграло со мной злую шутку — где-то к середине пути я понял, что офигенно туплю. Параллельно со мной, всего в каких-то жалких 5-10 километрах, шла приличная асфальтовая дорога. Видимо вчера я запутался в указателях и надо было просто поехать на Махачкалу в объезд по асфальту, с самого начала. Но я всё равно рад, что так получилось — настолько эта дорога была необычной, другой, столько она дала мне эмоций, что я ни за что не променял бы её, даже если бы знал про асфальт. В итоге даже не проехав и 50-ти километров, я свернул к асфальту и уже без приключений доехал до Кизляра.
Удивило пересечение границы с Дагестаном. Да, это было похоже именно на пересечение границы с каким-то другим государством — всех останавливают, проходишь паспортный контроль, вояки с автоматами, собаки — всё как положено. А вроде одна страна…
Легко доехал до Хасавьюрта. Здесь стоит сделать отступление и сказать, что я увлекаюсь страйкболом и наша команда моделирует разведывательно-десантную роту морской пехоты времён второй чеченской войны. Из-за этого у меня на слуху многие населенные пункты Чечни, которые как-то связаны с боевыми действиями. И когда я смотрел, как лучше мне проехать до Грузии, именно это мне и пришло в голову — мне стало интересно посмотреть собственными глазами, где сражались наши парни.
Сразу бросились в глаза изменения в климате. Высокие деревья, яркая, сочная трава. После скудных пейзажей астраханской и калмыкской областей это очень заметно. Даже немного завидно — ну почему у нас в Волгограде нет такого буйства зелени, ведь мы даже севернее Чечни живём. А тут ощущение, что попал в подмосковье какое-то. Ещё было удивительно, насколько Чечня компактная. Равнинную часть можно по кругу легко объехать за день. Между крупными населенными пунктами расстояния по 20 км.
Близилась ночь, а я как раз только-только подъехал к горам. Ставить палатку у очередной речки в очередном живописном лугу уже как-то надоело, брать номер когда здесь такой шикарный воздух — тем более не хочется. Да, есть опасность нарваться на активных граждан республики Ичкерия, но боевые действия закончились в 2005-м, вероятность их встретить в реальности не такая уж большая. Была не была. Свернул в горы. Поднялся по серпантину, совсем немного, минут 15. Уже выше птичьего полёта, облака — низкие и вот-вот пойдет дождь. Свернул на еле заметную лесную грунтовку, которая уходит вверх по склону, очень быстро превращаясь в узкую тропинку. Нашел более-менее ровный участок. И всё же страшно — а кто эту тропинку протоптал-то? Здесь населённых пунктов нет. Тропинка ведет просто к трассе. Странно всё это. Еще и на палке перчатка наколотая какая-то висит — знак какой-то. Брррр. Сверну-ка я подальше от тропинки. Но далеко не получится. Глаз у горцев намётаный, да и блестящие части на моте заметны издалека. Хорошо, что скоро ночь…
Всю ночь шёл ливень, но я прекрасно выспался. Однако собирать палатку с утра было не очень приятно — мало того, что она вся мокрая и в листве, так я ещё её неправильно ночью закрыл и внутрь натекла приличная такая лужа, замочив ещё и мой надувной коврик с некоторыми вещами. А учитывая, что воздух сам по себе влажный, как и все вновь надетые вещи, было совсем не по себе. Так ещё и на тропинку иногда поглядывал — мало ли кто там пойдёт…
Но, когда я спустился с гор обратно на трассу, засветило солнце, одежда высохла, и настроение вновь поднялось. Однако мот неожиданно зачихал снова. Я особо не паниковал, но решил всё же заехать в Грозном в какой-нибудь мотосервис. Ещё оставалось 100км, и я потихоньку поехал. Километров через 10 чихание прошло. Я окончательно убедился, что причиной выкручивания форсунки было именно плохое горючее — видимо сегодня с утра вся нехорошая жидкость отделилась в баке от нормального бензина и попала в карбюратор первой. Хорошо, что её оставалось мало.
Дорога была оживленной, и в какой-то момент я подъехал к полицейскому блок-посту. Перекрёсток был сложный, дорога разделялась на две. Пост стоял на противоположной стороне перекрёстка, я мельком кинул взгляд на ГАИшников и парней с автоматами. Они внимательно на меня смотрели, но не выказывали какого-то беспокойства. Я повернул, и у меня в наушниках в музыке появился какой-то посторонний шум, на который я не обратил тогда внимания. Через 5 км я остановился спросить дорогу и оказалось, что на перекрёстке я повернул не туда. Вернулся обратно к посту, а там ко мне бегут уже все 3 ГАИшника, отчаянно маша своими палками. Я спокойно у них останавливаюсь — наверно простая проверка документов.
— Ты что творишь, ты почему не останавливаешься!?
— Я же стою перед вами.
— Мы тебе всем постом махали и я свистел тебе даже! У нас тут начальник как раз с проверкой был, мы передали твой номер уже всем постам, неостановка транспортного средства. У нас тут камеры везде!
— Да у меня наушники, я и сейчас вас плохо слышу.
В общем, что говорить, это Чечня, договорились мы, они стерли мой номер со своей доски и передали другим постам отбой. Но я понял, что шутить с этим здесь не стоит, и после этого пялился в ГАИшников на каждом следующем посту до последнего.
Грозный меня особо не впечатлил. Получился один забавный момент. Приехал я по навигатору к мечети Сердце Чечни. Я, видимо, тогда совсем уставший уже был, потому что меня даже не смутило то, что у этого красивого огромного здания, вокруг которого я гулял, даже нет четырех башенок, свойственных всем мечетям. Подхожу я, значит, к «охраннику», и смотрю, что-то у него форма уж больно крутая, и М16 в руках…
— Стой, ближе не подходи!
— Подскажите, а где здесь вход в мечеть-то?
— *ухмылка* Мечеть? Так вон же она там, а это президентская резиденция. Не мечеть это в общем!
Поворачиваюсь — и действительно, из-за деревьев сиротливо выглядывают башенки небольшой мечети. Раскланиваюсь, иду к моту. Тут ко мне подлетает раздолбаная девятка, в которой четыре мужика с автоматами, всё в таких же беретах и форме, как и прошлый «охранник». Вопросы всё те же — ты чего здесь делаешь, а ну ладно, езжай, не задерживайся тут. Мне вообще так странно было видеть это оружие, я привык видеть максимум АКСУ у наших ментов, но никак не такой арсенал. Видно, что обстановка здесь всё ещё не простая.
Наверно, настоящая мечеть меня не впечатлила потому, что я уже был в некоторых мусульманских странах и видел мечети помасштабнее этой. Просто у меня было ожидание какого-то невероятного зрелища после того, как я мельком видел репортаж о «Сердце Чечни» какого-то телеканала много лет назад. Реальность оказалась намного проще.
Однако я очень удивился, когда, заехав в небольшой поселок Шали, моему взору открылась по настоящему большая мечеть, да еще и с очень красивой белой отделкой. Оказалось, что эта мечеть даже больше, чем Сердце Чечни, и её ещё не открыли — собираются в сентябре. Правда, даже местные не понимают, зачем. Город действительно небольшой. Кому туда ходить? Но политика такая. Каждому району Чечни по своей мечети, чем больше, тем лучше. Такие дела.
Зато меня очень обрадовал постамент с танком Т-72 совсем рядом с мечетью. Прямо как в честь Великой Отечественной Т-34 ставили. Оказалось, что этот постамент прямо перед моим приездом поставили, всего два дня назад. Надо помнить историю и не допускать войны.
В первый раз в Чечне столкнулся с человеком, который не знал русского. В шаурмячной жена хозяина заведения тихонько сидела в углу и раскрывала пакетики, складывая их в кучу. К моему удивлению, это был чей-то заказ — за ними вскоре пришла покупательница. Мы немного поговорили с хозяином — парень моего возраста. В конце я спросил, что он думает о войне, нужна ли была она. Взгляд уходит в сторону — «я не берусь об этом судить».
Равнинную часть Чечни я посмотрел. Времени еще навалом. Решил немного прокатиться в горы — до села Ведено совсем рукой подать. После этого крюка можно считать Чеченскую часть путешествия законченной и ехать в Грузию.
Заехал в красивое ущелье. Начались небольшие серпантины. Вот и село. Нависшие над горами облака впечатляют. Ну что же, обратно? Эй, какой-то странный маленький зелёный значок — «Ноев Ковчег 64 км». Что за бред? Еще только середина дня. Скатаюсь проведаю. Поговорил с местными. Оказывается, в горах спокойно сделали казино, и, возможно для привлечения внимания, нашли каменную гору, напоминающую корабль. И якобы даже находили разные каменные вещи оттуда. Глупость какая, не мог великий потоп быть настолько давно, чтобы уже вещи каменели. На душе спокойно, на небе солнце — поеду скатаюсь туда. Очередной блок пост. Мне машут — проезжай.
— Что за ноев ковчег такой?
— Озеро?
— Нет, казино наверно
— Ааа, тебе туда не надо. Езжай 30 километров, там озеро, красиво, все ездят, езжай туда. Дальше не езжай, не нужно тебе это.
Поехал по красивейшему серпантину. На очередном повороте стоит серьезный круизёр наподобии Honda Shadow 750, не раздумывая подъезжаю к нему. Пара из Москвы, приехали катать по Грузии. Вот только не судьба, передали мне новости с границы — Грузия закрыта для любого мото транспорта до 10 мая, скорее всего власти опасаются нового мотопробега Ночных Волков. На границе уже больше 60 мотов. Ясно-понятно, спасибо за известия. Вот так дела…
— Мы с озера едем, уже возвращаемся в Москву. До озера аккуратнее, камни после обвалов острые попадаются, можно колесо порезать в два счёта. И холодно очень. Хотя тебе, — парень оценивающе-грустно окинул мой прикид из ветрового комбеза и торчащих теплых штанов, — наверно норм будет. Озеро красивое.
Ну что же, у меня впереди ещё неделя, планов ноль, поехали кататься по Чечне! Серпантин мне очень понравился. Хорошая дорога, ничем не ограждённая пропасть, изредка — провалы в асфальте — не зевай! Невольно вспомнилось путешествие по США — именно там я впервые в жизни катался по горам, и сейчас вспомнил, насколько это захватывающе. Горное озеро действительно красивое. Воздух — действительно холодный. До темноты ещё часа 4. Договорился о том, чтобы по возвращению переночевать в палатке в одной из беседок, которые построены неподалеку. До Ботлиха всего 37 километров, решил смотаться туда перед тем, как возвращаться на равнинную часть в Грозный. Правда, немного насторожило заверение хозяйки, что ехать туда полтора часа. 37 километров? Ну да, серпантин, но всё же. Ладно, успеваю. Потом, раз Грузия отпала, наверно стоит посмотреть Аргунское ущелье, слышал что оно очень красивое, стоит там побывать.
Ну вы уже поняли почему полтора часа, да? Асфальт закончился почти сразу. Но грунтовка хорошая — такая же, как была под Астраханью. Только серпантин. Проезжающие мимо тонированные приоры останавливались, махали руками. «Ты куда едешь?» — «В Ботлих» — «А, ну хорошо тогда. Думали ты озеро пропустил и заблудился» :) Видимо дальше туристы редко катаются.
Иногда на больших кочках я слышал разовый металлический стук, но не придал этому большого значения, решив, что это центральная подножка на пружине прыгает.
Ещё меня впечатлила огромная эффективность блок-постов в горах. Здесь вообще одна дорога, ты в любом случае блок-пост должен проехать. Даже пешком поблизости нет возможности его обойти. Террористам непросто будет перемещаться по Чечне. Хотя наверняка местные найдут хитрые тропы, куда уж без этого. Однако теперь стало больше ясности, зачем обстреливать блок-пост, о чём иногда передавали по телеканалам в начале нулевых.
Виды стали ещё красивее. Облака обрамляли окружающие меня горы и придавали особый шарм открывающейся мне перспективе. Именно там я сделал эти красивые панорамы в шапках моего рассказа.
Сам Ботлих встретил меня очень дружелюбно. Проехав за 5 минут из одного его края в другой, я поспрашивал местных, где здесь продают не бодяженный бензин. Вообще сделаю ремарку — если кто не знает, все официальные сетевые гиганты, такие как лукойл, газпромнефть, ТНК и прочие — резко закончились где-то на границе с Дагестаном. Дальше пошли неизвестные названия, но хотя бы с приличными бензоколонками. РусьНефть, РоссНефть. Какие-то бренды на английском. Чем выше в горы, тем потрёпанее становились заправки. Так что мои вопросы были актуальными, и все мне однозначно указали на одну из заправок рядом с мостом, по которому я въезжал.
На заправке со мной разговорился местный житель, по совместительству — владелец отеля неподалеку, сунул мне свою карточку. Спросил, по какому маршруту я сюда ехал. Оказалось, что это еще нормальный, «лайт» путь. У него сейчас остановились мотоциклисты, которые поедут по реально жёсткому пути. Я уточнять не стал, но впечатлился.
Остановился на выезде сфотографировать название поселка. И тут ко мне подъезжает машина с дагестанскими номерами.
Далее: Часть 3
- MyMarvel
- Никита
- 22 мая 2019 в 12:05
- 2
- +47
- Sheff_serg
- 22 мая 2019 в 13:04
- ↓
И тут ко мне подъезжает машина с дагестанскими номерами… Наверняка в гости позвали))
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (12)
RSS свернуть / развернуть