Проект продается, 60 000 USD [email protected]

Блог им. Tavor → Португалия. Поездка выходного дня. Гора Сьерра де Эштрела

Намедни было решено разбавить скучные будни на чужбине поездкой на местную достопримечательность и единственное (в Португалии) место, где зимой бывает снег. А именно — на гору (и одноименный национальный парк) Сьерра де Эштрела. Гора с романтическим названием (Гора Звезды) знаменита:
1. Снегом (зимой) и горнолыжной базой (одной на всю Португалию)
2. Двумя башнями непонятного назначения (видимо остатки несостоявшейся программы португальской космической экспансии)
3. Одноименной породой пастушьих собак (вес до 50 кг, оборудованы густым мехом)
4. Сопутствующими достопримечательностями — горными озерами, ледниковыми долинами, сыром и вяленым мясом местного изготовления (активно впариваемых туристам).

Кому интересны португальские краеведческие заметки, исторические справки, фотографии природы, особенности работы ГугльМапс в условиях португальского высокогорья и всякое другое — велкам под кат (траффик!).







Гора кстати не столь уж и высока — всего 2000м, но по здешним меркам — немало. На самой горе уже бывал три года назад (некоторые фотки с тех времен), а вот долину Зезере тогда упустил. Долина (длиной от 10и до 13и км по разным источникам) осталась после схода ледника много миллионов лет назад (сколько точно — португальцы не знают, их тогда здесь еще не было). Размеры — поражают даже при знакомстве с помощью ГугльМапс. В долине находится городок Мантейгаш (по португальски «мантейга» = «масло», а постфикс "-ш" соотв — множественное число, но при чем к городу масло — осталось неизвестным), где и решено было заночевать. Забегая вперед — ассортимент бюджетных отелей был представлен в единственном числе пансионом Эштрела, где за 32 евро выдали очень неплохой номер (как для уровня заведения). На первом этаже наличествовал бар с видом на долину, где подавали разливное пиво по евро за бокал. Вид из номера, вопреки обещаниям букинга, оказался не на долину а на соседей через улицу, что тоже неплохо, учитывая что мот был запаркован как раз под окном. А вот о местной цервки (1935-го года постройки) в 10и метрах от пансиона — букинг тактично умолчал. Колокола звонили исправно прямо в окна каждый час. Почему-то отбивая время по два раза. Впрочем выспаться колокола не помешали (не звонили ночью?).



Но это потом, а сперва было решено посетить геодезический центр Португалии находящийся на холме в поселке под названием Вила де Рей (Королевская Деревня). В недавней поездке на север по N2 — проскочил мимо, а вот сейчас решил наверстать. Насчет точности португальской географии возникли некоторые сомнения — уж слишком точно совпал центр страны с живописным холмом, а не какой-нибудь свинарней в долине. Но тем не менее — красиво.



На холме (официально — гора Мелриса) стоит здоровенный железобетонный обелиск с памятной табличкой, повествующей что конкретно этот был поставлен в 1985-м году в присутствии народа и официальных лиц на фестивале в честь основания деревни королем Динишем в 1285-м году (700 лет назад то-есть). Для пущей важности все даты записаны римскими цифрами — MCMLXXXV и MCCLXXXV (подозреваю вызвавшими немалое смятение среди португальских туристов). А над ними ни к селу ни к городу — масонский (их тут много) треугольник с датой постройки самой первой пирамиды — 1802. Слева — каноническими синими чернилами по белому кафелю записано кто приложился к объекту, когда и как, включая президента Рамалью Эанеша, посетившего его в 1985-м году (надо полагать остальные президенты не нашли весомых причин сюда забраться, впрочем и места для них на кафеле оставили не много). Забавно что и римляне и мавры оттоптались по Португалии примерно сравнимое время (порядка 400-450 лет), но для написания памятных дат используются римские цифры, а не арабские (видимо римляне пороли строже будущих португальцев).

Панорама

Мальчик изучает направления на разные города и места (на табличках)

Португальские байкеры фотографируются

Красоты

Железный конь на фоне красот

Запасной геодезический центр, без обелиска (но с байкерами)


Пофотографировав природу португальского центра и поздоровавшись с двумя португальскими покорителями оффроада на новой Африке и Тэнере — двинулся дальше. По дороге — выпил кофе в городке Олейруше (странно, в названии тоже масло). Где рядом с тенистой городской площадью у горсовета стояла, прижав левую руку к сердцу — статуя падре Антониу де Андраде. Вообще ставить статуи местным попам — добрая португальская традиция, по которой можно легко судить о уровне благосостояния общины. Если в бронзе в полный рост — значит с деньгами у общины всё в порядке. Если в граните — еще лучше. Если в граните да еще и с гранитными детишками за руки — значит вообще отлично. А если один бюст без рук — дела плохи.

В Олейруше стало быть — деньги водятся. Данный-же падре оказался реально крут — первый европеец (и еще миссионер), перешедший через Гималаи и добравшийся до Тибета, где немедленно учредил первую католическую миссию! (см Википедию). Так что памятник мог-бы быть и побольше, и не только в Олейруше.

ГугльМапс упорно старался завести в конечный пункт, Мантейгаш, либо строго слева либо справа, но никак не через ту самую долину ледника Зезере (и как оказалось — на то была причина). Чтобы обмануть упрямую программу — в маршрут была добавлена промежуточная точка — поселок Уньяш да Серра (что такое Unhais — не известно, но близко к unhas=ногти). Тут ГугльМапс сдался и проложил трассу по прямой. Примерно посредние маршрута можно было отвернуть в сторону и посетить саму вершину с башнями и лыжной станцией, что и было запланировано.




Сперва всё шло отлично — попетляв по тесным улицам Уньяша — дорога начала бодро карабкаться в гору. Постепенно градус подъема и кол-во поворотов начали увеличиваться, а качество асфальта — наоборот, падать. Зернистость увеличилась настолько, что стало непросто отличать покрытие от насыпанного по обочинам гравия. Дальше дорога наконец вышла на финишную прямую, в конце которого имелись две заколоченные постройки в состоянии унылого запустения и гостеприимно распахнутый шлагбаум. За которым — обычная грунтовка, примерно 3х метров шириной, с песком, камнями и выбоинами, отлично смотревшаяся-бы где-то в Средней Полосе, но не очень уместная на пути к достопримечательности государственного масштаба на высоте полутора километров. Причем справа от грунтовки гора уходила круто вверх, а слева — не менее круто вниз. А перед выездом на грунтовку (где открытый шлагбаум) — оптимистично стоял знак «осторожно камнепад». И ГугльМапс уверенно вел вперед. Посмотрев на часы и прикинув что если вернусь и поеду в объезд — получу все шансы обнаружить пансион запертым (заселение официально до 8и вечера) — решительно двинулся вперед. Оказалось, что если не газовать и резко не тормозить — опасности улететь вниз практически нет, но тем не менее — ехать некомфортно когда с одной стороны не видишь дна. Со временем справа появилась толстая труба в бетонном коробе (видимо с озера в город), что внушило некий оптимизм что скоро будут люди. Опасения вызывал только лихой серпантин в нескольких км впереди по карте. Если он тоже по грунту — поездка на Варадере (масса 280 кг, резина Мецелер Туранса) по португальским горам точно заиграет новыми красками. Однако обошлось — перед самым серпантином появился асфальт, а скоро дорога вывела к главной магистрали где остановился передохнуть и забацать очередной фотосет. Передохнув — двинул к вершине.

На перекрестке с основной трассой

В другую сторону.

Вид грунтовки сверху. Грунтовка — всё что справа от серпантина. Со стороны — выглядит ничего особенного. Но повторюсь — ни дна ни левого склона с дороги не видно, что не приятно.

Еще один вид, подробней. Судя по крестику — доехали не все…

Диспозиция местности. На случай если кто захочет повторить. Или не захочет.


На вершине всё по прежнему — башни, обелиск с крестом, магазины для туристов. Зашел в магаз выпить кофе и с места был атакован португальским продавцом, с ножом в одной руке и куском сыра в другой, немедленно потребовавшим доложить какой сыр я предпочитаю — мягкий типа плавленого, или твердый выдержанный. Отбиться не перепробовав все сыры и не промычав что-то типа «все отличные, трудно выбрать» — не получилось. А учитывая что деревенская дикция у продавана это далеко не ведущий теле-новостей — конструктивного диалога не вышло. Сделав еще пару шагов — был взят в оборот бабкой с вяленым мясом (презунту по ихнему), тоже с ножом. Видимо хитрый маркетинговый ход — нож в руке делает покупателей сговорчивей. Пришлось и тут попробовать. Но до прилавка с кофе добрался, где взял стаканчик кофе и эпических размеров бутерброд, размером с пол-батона, с теми самыми сыром и мясом (сандеш мишту ком кейжу и презунту, 4.50 евро). С чем и отбыл. Немного пофотографировал и двинулся в Мантейгаш, заселяться.

Внизу — Португалия

Остатки португальских Звездных Войн

Панорама (три года назад)

Магазин с мясом и сырами. Ножи — в наличии

Магазин со всяким португальским рукоделием (artesanto называется, очень гордятся)

Щенки горных овчарок на продажу. На клетке надпись «Аки а каеш» = «Тут есть собаки». Почему одни в клетке, другие нет — не ясно.
На заднем плане — шкуры баранов и козлов которых помогали пасти папы и мамы этих щенков

Еще собачки. Кстати любопытно — в городах таких не держат вообще

На задах притаилась церковь. Видимо некоторые на лыжи не помолившись не становятся

Еще красоты

Недостроенный отель. Зданий в подобном виде на горах много. Если подойти поближе — можно обнаружить матерные надписи на русском.

Лыжная база. Но на подъемнике можно покататься даже летом

Зимой тут снег


По дороге наделал фоток долины, злополучной грунтовки, так мило и живописно выглядевшей с высоты. Остаток вечера провел за пивом и новостями.

Долина Зезере живьем. Есть мнение что врут ученые про ледник. Явно-же рептилоиды прорыли.

Официальная версия ученых прилагается.

Пансион снаружи невзрачен (здание слева)

Бар на нулевом этаже

Вид с терассы бара на долину и пиво.

Церковь на уднобном расстоянии для верующих

Церковь изнутри. На полу — ламинат

Вид на город Мантейгаш с другой стороны (долина с юга, а это — с севера)


С утра забил в ГугльМапс координаты дома и получил два маршрута на выбор — через гору направо или через деревни налево. Выбрал через гору. Ожидал что поеду вчерашним маршрутом через долину и лыжную базу, но ГугльМапс оказался начеку. Доверившись в вопросе выезда из города электронному помошнику (а это со средневековыми португальскими городками не такое тривиальное занятие как может показаться — просто выехать) — выехал на совсем другую дорогу, не ту по которой приехал. Возвращаться из-за такого пустяка однако не стал и поехал дальше. Через полчаса понял, что электронный болван ведет меня по северному склону, а не через вершину. С матюгами перепроложил и поехал куда хотел с самого начала (на карте можно увидеть круг). Однако о такой задержке не пожалел — в отличии от южного склона, северный был покрыт облаками и выглядел очень живописно (см фотографии). Накатавшись по горе — снова забил в телефон домашний адрес и опять доверился «электронному помошнику». Кстати к чести португальцев нужно признать что интернет есть даже в самых отдаленных *б*нях. Помошник не подкачал и в этот раз — сначала водил по всем окрестным деревням с убитым асфальтом и дорогой в одну колею (местами перед поворотами даже сигналил чтобы не влететь в деревенский трактор), а потом — пригласил съехать на грунт и пилить вниз к подножию по прямой. На этот раз проявил твердость и эндурить на Варадере по горам отказался — за что был наказан еще часом нарезания кругов по португальским горным селам. Но со временем выехал на трассу в сторону Куимбры, а там и на платную до Лиссабона, по которой наконец-то вжарил 160 и через пару часов был дома.

Облака с северного склона Сьеры де Эштрелы утром (на южном склоне — ни одного облака!)

Фотографии не передают эпичности масштаба. Гора в этом месте — около 1900м. Облака — где-то 1000-1500.

Облако лезет на гору

Обратно — масштаба не передать

Полосатый столб в кадре — для поиска дороги зимой. Это еще не самый высокий. Бывают — метров по пять.

Это не фотошоп, честно!

Железный конь на фоне обзорной площадки

Вот по таким дорогам битый час нарезал круги между селами. И это еще неплохой асфальт.


Итого полтора дня поездок, 750 км маршрут и вот эта заметка.


Всем кто прочитал — спасибо. Дальше — оставшиеся фотографии.

Вдоль дорог множество «карманов» под одну машину. Чтобы романтичный португалец мог остановиться и пофотографировать не создавая аварийных ситуаций. Вид из одного такого.

Еще один

Горы

Озеро. Озер и водохранилищь тут много. К некоторым практичные португальцы ухитрились приделать электростанции

Дорога

Тут был ледник?
20180730_110524
Пояснительная табличка для тех кто еще не понял куда заехал

Вдалеке за облакми — толпы ветряков. Был план заехать к ним, но не вышло. Может в след раз

Дорога

Спец карман в шахматную клетку. Видел только два таких. Назначение — не понятно

Где-то рядом электростанция. Вниз пошли высоковольтные линии

Озеро

Водохранилище

Дамба водхранилища сбоку. Что странно — вход свободен всем желающим. Для (бывшего) советского человека — немыслимо чтобы такой объект без колючей проволоки и автоматчиков с собаками.

Правила поведения на водохранилище. Судя по тому, что турист тут на 99% местный и вот такие таблички — португальцы таки бывают буйные.
На гранитной доске надпись — Дамба Маркиза Силвы. Не было тут большевиков — до сих пор маркизы встречаются.

Странный обычай — складывать столбики из камней. Занимаются этим делом сами туристы (один был застигнут в процессе). Зачем — не понятно.


Вот и всё. Больше заметок про Португалию тут >>
  • TavorTavor
  • 30 июля 2018 в 22:10
  • 1
  • оценка: +9

Комментарии (6)

RSS свернуть / развернуть
0
RRPuh
Места очень интересные! Рассказ тоже интересный, но есть впечатление, что с некоторой снисходительностью к местным жителям писано))
0
Tavor
Про местных жителей старался раскрыть вопрос здесь
Про снисходительность скажем так. Поучиться у португальцев несомненно есть чему, но местами от гм… недалекости просто оторопь берет.
Ну типа устроить серьезный пожар в лесу выполняя указание президента о расчистке леса чтобы этих пожаров не было.
То-есть собрал португальский колхозник сухой кустарник и не придумав ничего лучшего — решил сжечь тут-же.
Сгорело пол-леса, тушили вертолетами. И такое — на каждом шагу.
0
AlexSpain
За то язык у португальцев красивый). Obrigado...Salva e protege.....Obterei tudo o que quero.
Много слов, как и в испанском. Но в португальском предложении их значение не всегда понятно.
-1
Tavor
Недавно был в Испании… пребывая в уверенности что языки похожие и народы вроде не чужие — попытался пообщаться на «портуньёле», разбавляя португальский небольшим испанским словарным запасом.
Результат оказался печален…
+1
Motohomer
блин, а мы воопще без языков приедем… онли инглиш но он вроде неактуален в стране порто? как тебя в фб найти, есть пара вопросов)
-1
Tavor
С инглишем тут всё очень даже неплохо. Заметно лучше чем в Испании или Франции.
Когда приехал был в шоке что в местном ЖЭКе сеньора непринужденно перешла на английский.
На улице часто когда видят что не местный и на португальском не свободно говоришь — тоже переходят на английский. Но это Лиссабон и крупные города. В глуши тут и португальский такой что фиг поймешь.
В ФБ сейчас мало бываю. Пиши сюда в приват.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. Tavor, Португалия. Поездка выходного дня. Гора Сьерра де Эштрела