Блог им. Tavor → Немного о Португалии
Так случилось, что два с половиной года назад оказался в Португалии. По приезду немедленно купил мотоцикл, им оказался Yamaha TDM900. По итогам жизни и путешествий в этой стране — могу поделиться некоторой информацией и впечатлениями.
1. О мотоцикле.
2010-го года выпуска с пробегом около 30,000 км. На момент покупки был лучшим вариантом по соотн цена/результат. TDM показал себя достаточно удобным и более-менее экономичным (по сравнению с Honda VTR1000), но больше подходящим для путешествий чем для города. В городских пробках короткие передачи и дерганность на малых скоростях доставляют мало радости. ABS срабатывал нечастно, но пару раз действительно выручил. Недавно продал, сейчас присматриваю новые варианты. Держал — бесплатно под окном, по привычке с родины — на серьезной каленой мотоцепи к фонарному столбу. Впрочем бывший хозяин утверждал, что TDM-ы в Португалии не популярны, и угона бояться не надо. Наблюдая новый из салона KTM Duke у соседа, пристегнутый велосипедным тросиком — за свой TDM я не волновался (если что — сначала уведут у соседа). На видео — поездка по набережной Лиссабон — Кашкайш — Кабо-де-Рока.
2. О формальностях
Покупка/продажа мотоцикла (или машины) — дело десяти минут. Нужно прийти в «консерваторию» при местном трибунале (суде) или в т.н. «ложа де сидадао» (жэк, почта, нотариальная контора и еще куча всего в одном флаконе, обычно при больших супермаркетах) где специально обученный португалец меняет владельца в базе и ставит печать в техпаспорт. После чего остается уплатить 65 евро пошлины и покупатель уезжает на мотоцикле домой, а новый техпаспорт (уже на его имя) — приходит ему на почту в течении пары недель. Расходы на мотоцикл объемом больше 800 составили около 160 страховки и 140 налог в год.
3. О дорогах
Дороги — отличные. Делятся на платные магистрали и бесплатные местного значения. Платные — построены на кредиты от Евросоюза (иногда в странных местах и в явно избыточном количестве). И те и другие — хорошего качества, но как нетрудно догадаться — платные гораздо качественнее, прямее и шире. Оплата при проезде через спец ворота (бывает по разному — заранее или по итогу сколько наездил), или автоматическими камерами — фотографирующими номера. С этим вариантом поджидала засада — оказывается после поездки по платной трассе без ворот — нужно в течении недели прийти на почту, назвать номер и попросить счет. Если не пришел — через полгода счет придет на почту сам, но уже с пеней. Стоимость для мотоциклов считается как для легковых, за одним исключением — если по контракту поставить себе беспроводный считыватель типа «Виа Верде» — для мотоциклов будет дешевле. Покатавшись пару раз по дорогам местного значения — принял твердое решение впредь ездить только по платным. Дело в том, что они узкие, без обочины (обогнать плетущийся впереди фермерский грузовик часто никакой возможности), петляют со страшной силой и каждые несколько километров проходят через поселки, где быстрее 50-и (а то и 30-и) — нельзя. Удовольствия — никакого.
4. О местных мотоциклах и мотоциклистах
В отличии от автомобилей, для мотоциклов здесь нет обязательного ТО. По этой причине можно встретить аппараты удивительных возрастов и состояний. Часто попадаются очень ухоженные экземпляры совсем дремучих годов (то-же самое касается автомобилей). Мотосезон тут круглый год, и (что странно) несмотря на дождливые зимы и близость океана — техника не ржавеет. Предпочтения у португальцев в плане мотоциклов — особым пафосом не отличаются. Для большинства — просто средство передвижения. Встретить гражданина в костюме верхом на двухтактном кроссаче или товарища в шортах и шлепанцах на литровом спорте — обычное дело. Кстати что интересно — квадроциклы здесь полноправные участники дорожного движения (кроме скоростных трасс). Также португальцы очень уважают Харлеи, на стендах их много.
5. О безопасности и авариях
По первому времени после приезда складывается впечатление о безопасности на дорогах. Это обманчивое впечатление. Действительно — граждане ездят гораздо аккуратнее и ведут себя вежливо. Но в этом и таится опасность. Во-первых люди начинают расслабляться за рулем. Во-вторых — как только что-то идет не так — остальные к этому не готовы. Это кстати относится не только к безопасности на дорогах, но ко всему в Португалии. Печальный пример — пожары этим летом (см «Педрогау Гранде» — 47 человек заживо сгорели в машинах). Другой пример — прошлым летом 300 машин сгорело на поле возле какого-то фестиваля, только потому что нет закона не парковать машины на сухой траве или хотя-бы выставлять охрану с огнетушителем. Так вот — за рулем очень много стариков и женщин, и если такой водитель зевнул за рулем (особенно на скоростной трассе) — аварии происходят очень серьезные. Только под моим домом на улице с относительно низким движением — три больших аварии за два года, одна — со смертельным исходом. Мото-аварий видел лично две. Обе — мотоциклиста не пропустил какой-то чайник выезжавший со двора. Каждый года на мостах через Тежу массовые аварии с появлением сильных туманов.
6. О дилерах
«Официалов» в нашем понимании (с огромными магазинами из стекла и бетона где представлена вся гамма моделей) тут практически нет. Вместо них «концессионеры». Для мотоциклов это может быть небольших размеров зал, где стоят по две-три самых ходовых модели от нескольких производителей, рядом с которыми — б/у-шные мотоциклы и мастерская за соседней дверью. А может быть что мастерская вообще за 40 км в глуши. Из-за этого «прийти в салон и выбрать модель» — зачастую не так просто как хотелось-бы. Отдельная песня — б/у техника. Купить можно либо с рук по объявлению, либо на т.н. «стэнде» — куда хозяева отдают технику для продажи. С рук дешевле и есть вероятность проехаться. Но без всяких гарантий. Со стенда — могут дать гарантию на год, но чаще всего проехаться не дадут. Максимум — завести, и то от внешнего аккума, тк штатный может быть разряжен в ноль. На вопрос «как-же я куплю если не проверил в движении» — удивляются и отвечают типа «можно покупать — аппарат хороший, не обманем». На тест-драйв концессионеры дают покататься, но видимо только то, что заставляет производитель. Что хочешь — не возьмешь.
7. О полиции
Полиция (как и португальцы в целом) — довольно дружелюбна и (как многие здесь) — часто владеет английским. Дорожная делится на два вида — GNR (нацгвардия) и PSP (общественной безопасности). Первая (относится к армии кстати) патрулирует междугородные трассы и береговую линию, вторая — исключительно в городах. Обе — совмещают функции дорожной и обычной полиции (для объективности нужно упомянуть муниципальную полицию, подчиняющуюся местным властям, но её функции дублируют PSP). За мелочи не штрафует, может остановить поинтересоваться всё-ли в порядке (если например заблудился и воткнул в навигатор) и даже не спросить документы. Но часто проводит рейды — когда перекрывает дорогу и проверяет всех подряд. Проверяют серьезно и вдумчиво — карту гражданина (вместо паспорта), техпаспорт, права, страховку, уплату налога, тест на алкоголь, досмотр багажника и т.п. Однажды нарвался на такой рейд, и на беду — забыл дома паспорт и техпаспорт. Полицаи сильно удивились когда на ломанном португальском сказал что сейчас жена привезет всё (благо недалеко). Ответили что привозить не нужно, проверили по базе и пожелали хорошего пути. Курьезный случай был с одним бывшим соотечественником, однажды поинтересовавшимся (по старой привычке) — основанием для остановки. Полицейский вообще не понял о чем речь. Объяснил глупому иностранцу, что «они — полиция, им основание не нужно».
8. О ценах
Цены на бензин — одни из самых высоких в Европе (1,50-1,60 евро в разное время). Причина — те самые кредиты на которые (в том числе) настроено куча дорог. Сейчас правительство выбивает эти деньги из граждан всеми возможными способами, и в цене на бензин — львиная доля это налоги (правительство понять можно — самые активные и трудоспособные португальцы валят в Европу и гасить долги перед ЕС не намерены, как страна будет выкручиваться — не ясно). Но нужно отметить — цены колеблются сообразно цене на нефть, если нефть дешевеет — бензин тоже (а не как у нас — дорожает чтобы компенсировать потери). На всё остальное (еда, одежда, гостиницы) — цены весьма гуманные (москвичам вообще покажутся низкими). Но цены на коммуналку (электричество, газ) — опять очень высокие (с тех пор как португальцы прошляпили Анголу — своих углеводородов нет). В целом — страна очень небогатая по сравнению с другими западно-европейскими странами. И это проявляется во всем. Магазины например (если не сетевые гипермаркеты) — по меркам России/Украины — вообще на уровне сельпо.
9. О достопримечательностях, природе, климате и т.п.
Их много. Очень много древних замков, акведуков, монастырей и соборов. Перечисление займет отдельную статью, и про главные уже рассказано не раз путешественниками — Баталья, Томар, Обидуш, Алкобаса, Монсанту… десятки их. Рядом с Португалией — Испания и Марокко, где тоже есть где покатать. Сезон как уже писал — круглый год, но нужно учитывать зиму (а зима здесь с ноября по март включительно). Зимой — часто дожди, причем это может быть даже не дождь, а вода просто «висит в воздухе» в виде мелкой пыли. Температура зимой — минимум 13-15. При этом не только на улице, но и в квартире — центрального отопления нет, а греть квартиры до +20 — для большинства глупое расточительство и/или непозволительная роскошь. Радует что если появляется солнце — всё высыхает мгновенно. Солнце здесь злое. Летом жарко. В центральных регионах просто беда, доходит до +45, в прибрежных из-за океана полегче, плюс жара переносится легко из-за перепада температур. Днем может быть +35, но как только Солнце заходит — с океана немедленно приходит прохлада и ночью может быть всего +20. Океан — Атлантический, в любое время года +16-17 градусов, с непривычки кажется холодным, но на третий год привыкаешь.
10. О языке
Язык как нетрудно догадаться — португальский (есть еще второй официальный — мирандский, но о нем можно забыть). Тем не менее, это не вполне тот, на котором говорит 219 миллионов и который на 6-м месте в мире (португальцы этим страшно гордятся). Тот — бразильский португальский (сильно изменившийся за 500 лет колонизации). А этот — континентальный португальский, и говорит на нем всего 11 миллионов. Отличаются настолько, что начав (по ошибке) учить на родине бразильский — в Португалии вы не поймете ничего. Впрочем адаптироваться долго времени не займет. На слух — произношение похоже на русский. В шуме аэропорта, например, можно принять двух разговаривающих португальцев за русских — настолько близки звуки и интонации. То-есть по фонетике — заметно проще английского. Но по грамматике — намного сложнее (романская группа). Тем не менее — если иметь возможность общаться с людьми — на разговорном уровне освоить не сложно.
11. О людях
Люди в массе приветливые и когда видят желание изъяснятся с ними на их языке — очень симпатизируют. Вообще люди — совсем другое племя по менталитету нежели их соседи — испанцы, не смотря на то, что языки похожи как русский и украинский (отношения между народами — соответствующие, до сих пор помнят кто у кого чего отжал и учат в школе когда удалось особо удачно навалять соседям). Впечатление иностранца — у людей силен дух коллективизма (хотя-бы вспомнить эпоху великих географических открытий — набиться в деревянную каравелу и поплыть к черту на рога открывать Японию не перегрызя глотки по дороге — это кое-что). Агрессия между португальцами на бытовом уровне — нечто немыслимое. Например капающая вода из кондиционера или лающая целый день собака — для соседей вообще не повод проявлять недовольство. Население — на 98% этнические португальцы, эмигранты приезжают из бывших колоний (Ангола, Мозамбик, Бразилия) благо язык знают и готовы к любой работе. Беженцы (которых безуспешно пытается навязать ЕС) — долго не задерживаются — сразу валят дальше в более богатые Францию/Германию/Англию. Недавно был курьезный случай — ЕС потребовал от Португалии отчитаться о борьбе с расизмом и дискриминацией. Португалия доложила — «расизма нет, дискриминации тоже». ЕС не поверил и потребовал статистику по неграм (в Португалии «негр» — не оскорбление — в прессе таки и пишут «negros», а «черный» — наоборот — обидное слово). То-есть еврокомиссары задумали ткнуть носом в недостаточно высокие зарплаты и малый процент негров на гос.должностях. Но ничего не вышло — оказывается в паспортной базе графы «цвет кожи» нет (равно как происхождения, вероисповедания и т.п.), поэтому собрать статистику по неграм — нет никакой возможности. А нет статистики — нет проблем. Негры протестовали и требовали чтобы их пересчитали. Еще интересно — кое в чем португальцы близки советскому менталитету, есть такое слово «кунья», означает ровно то-же что забытое ныне «блат». Говорят — без него расчитывать на серьезную должность и карьеру не стоит.
12. Немного об истории
До 70-го года правил диктатор Салазар, водивший дружбу с Гитлером, но ухитрившийся отмазаться от участия в войне и проводивший политику изоляционизма под национальной идеей «Бог-Семья-Родина». Из-за адских военных расходов (для поддержания порядка в колониях) и без того небогатая страна скатилась в полную нищету. Тем не менее — Салазар старался. Только при нем в 50х появилось обязательное 4-летнее образование и медицина для обычного народа (до сих пор в стране 700 тысяч неграмотных). Неизвестно что-бы у него получилось, но Салазар умер. Вскоре после чего португальцы устроили первую в мире «цветную революцию», переименовали мост имени диктатора в мост 25 апреля (день революции), и местный Ельцин немедленно раздал независимость всем колониям, начав покупать нефть в Анголе по мировым ценам. Дальше была непростая дружба с Евросоюзом (кстати немногие знают, что Португалия — одна из стран-учредителей НАТО и создателей валюты Евро), куча кредитов, вмешательство еврокомиссаров в управление страной, повальная эмиграция, безработица и кризис. Сейчас, говорят, начало налаживаться. Люди (в основном молодежь) из страны по-прежнему валят в промышленных масштабах (работы нет), но начали подтягиваться богатые европейские пенсионеры, соблазненные теплым солнцем и низкими ценами. Примерно так.
По прочтении решил добавить пару слов.
Есть момент насчет достопримечательностей. Если вы расчитываете встретить здесь нечто из одного ряда с Петергофом или Версалем — то нет. Португальские дворцы на порядок скромнее, многие — в весьма печальном состоянии (влажность). Злые языки утверждают, что в некоторых запрещено фотографировать именно чтобы не выставить Португалию в неприятном свете (например Дворец Пена). Вообще когда ходишь по дворцам и видишь кроватки королей, в наше время подходящие разве что ребенку — появляется странное и трудноописуемое чувство. Говорят, есть и очень крутые дворцы, поддерживаемые в отличном состоянии (штаб масонов в Лиссабоне, например), но туда не каждого пускают и только по записи.
Кое-что общее у португальцев и испанцев есть — коренные представители из глубины страны — очень низкого роста, порядка 1.50, при этом вполне пропорционального сложения. Особенно ярко это выглядит когда в какой-нибудь монастырь приезжает экскурсионный автобус из глубинки и оттуда высыпают все как один — натурально хоббиты (не хочу обидеть). Впервые увидел — обалдел. Видел один такой из Испании, ну и в самом Лиссабоне встречал немало маленьких людей. В пригородах можно встретить домики 18-го, 19-го века, двери — где-то на уровне глаз взрослого человека, аналогично будки караульных в фортах (которых очень много по берегу) — поместится разве что ребенок.
Португалия изобрела гениальный способ борьбы с пороками — их здесь разрешают и после этого они становятся португальцам не интересны. В центре столицы запросто можно учуять запах паленой тряпки, а гуляя по Байше (район Лиссабона) вечером, вам не раз предложат «джойнт». Но местные говорят что покупать не стоит — в большинстве это румынские цыгане продают туристам резаный лавровый лист из ближайшего магазина. Потому что употреблять разрешили, а барыжить прямо на улицах — всё-таки нет.
Вообще некоторые вещи можно встретить наверное только в Португалии. Например в центре ротунды (круг) может стоят стела с масонским знаком (они здесь сильны, называются Rotary Club), а рядом — бигбоард с рекламой португальской Компартии (тоже в большом авторитете) с лозунгом типа «Долой евро, вернем эшкудо», «Хватит кормить евробюрократов» и т.п. смелыми речами.
1. О мотоцикле.
2010-го года выпуска с пробегом около 30,000 км. На момент покупки был лучшим вариантом по соотн цена/результат. TDM показал себя достаточно удобным и более-менее экономичным (по сравнению с Honda VTR1000), но больше подходящим для путешествий чем для города. В городских пробках короткие передачи и дерганность на малых скоростях доставляют мало радости. ABS срабатывал нечастно, но пару раз действительно выручил. Недавно продал, сейчас присматриваю новые варианты. Держал — бесплатно под окном, по привычке с родины — на серьезной каленой мотоцепи к фонарному столбу. Впрочем бывший хозяин утверждал, что TDM-ы в Португалии не популярны, и угона бояться не надо. Наблюдая новый из салона KTM Duke у соседа, пристегнутый велосипедным тросиком — за свой TDM я не волновался (если что — сначала уведут у соседа). На видео — поездка по набережной Лиссабон — Кашкайш — Кабо-де-Рока.
2. О формальностях
Покупка/продажа мотоцикла (или машины) — дело десяти минут. Нужно прийти в «консерваторию» при местном трибунале (суде) или в т.н. «ложа де сидадао» (жэк, почта, нотариальная контора и еще куча всего в одном флаконе, обычно при больших супермаркетах) где специально обученный португалец меняет владельца в базе и ставит печать в техпаспорт. После чего остается уплатить 65 евро пошлины и покупатель уезжает на мотоцикле домой, а новый техпаспорт (уже на его имя) — приходит ему на почту в течении пары недель. Расходы на мотоцикл объемом больше 800 составили около 160 страховки и 140 налог в год.
3. О дорогах
Дороги — отличные. Делятся на платные магистрали и бесплатные местного значения. Платные — построены на кредиты от Евросоюза (иногда в странных местах и в явно избыточном количестве). И те и другие — хорошего качества, но как нетрудно догадаться — платные гораздо качественнее, прямее и шире. Оплата при проезде через спец ворота (бывает по разному — заранее или по итогу сколько наездил), или автоматическими камерами — фотографирующими номера. С этим вариантом поджидала засада — оказывается после поездки по платной трассе без ворот — нужно в течении недели прийти на почту, назвать номер и попросить счет. Если не пришел — через полгода счет придет на почту сам, но уже с пеней. Стоимость для мотоциклов считается как для легковых, за одним исключением — если по контракту поставить себе беспроводный считыватель типа «Виа Верде» — для мотоциклов будет дешевле. Покатавшись пару раз по дорогам местного значения — принял твердое решение впредь ездить только по платным. Дело в том, что они узкие, без обочины (обогнать плетущийся впереди фермерский грузовик часто никакой возможности), петляют со страшной силой и каждые несколько километров проходят через поселки, где быстрее 50-и (а то и 30-и) — нельзя. Удовольствия — никакого.
4. О местных мотоциклах и мотоциклистах
В отличии от автомобилей, для мотоциклов здесь нет обязательного ТО. По этой причине можно встретить аппараты удивительных возрастов и состояний. Часто попадаются очень ухоженные экземпляры совсем дремучих годов (то-же самое касается автомобилей). Мотосезон тут круглый год, и (что странно) несмотря на дождливые зимы и близость океана — техника не ржавеет. Предпочтения у португальцев в плане мотоциклов — особым пафосом не отличаются. Для большинства — просто средство передвижения. Встретить гражданина в костюме верхом на двухтактном кроссаче или товарища в шортах и шлепанцах на литровом спорте — обычное дело. Кстати что интересно — квадроциклы здесь полноправные участники дорожного движения (кроме скоростных трасс). Также португальцы очень уважают Харлеи, на стендах их много.
5. О безопасности и авариях
По первому времени после приезда складывается впечатление о безопасности на дорогах. Это обманчивое впечатление. Действительно — граждане ездят гораздо аккуратнее и ведут себя вежливо. Но в этом и таится опасность. Во-первых люди начинают расслабляться за рулем. Во-вторых — как только что-то идет не так — остальные к этому не готовы. Это кстати относится не только к безопасности на дорогах, но ко всему в Португалии. Печальный пример — пожары этим летом (см «Педрогау Гранде» — 47 человек заживо сгорели в машинах). Другой пример — прошлым летом 300 машин сгорело на поле возле какого-то фестиваля, только потому что нет закона не парковать машины на сухой траве или хотя-бы выставлять охрану с огнетушителем. Так вот — за рулем очень много стариков и женщин, и если такой водитель зевнул за рулем (особенно на скоростной трассе) — аварии происходят очень серьезные. Только под моим домом на улице с относительно низким движением — три больших аварии за два года, одна — со смертельным исходом. Мото-аварий видел лично две. Обе — мотоциклиста не пропустил какой-то чайник выезжавший со двора. Каждый года на мостах через Тежу массовые аварии с появлением сильных туманов.
6. О дилерах
«Официалов» в нашем понимании (с огромными магазинами из стекла и бетона где представлена вся гамма моделей) тут практически нет. Вместо них «концессионеры». Для мотоциклов это может быть небольших размеров зал, где стоят по две-три самых ходовых модели от нескольких производителей, рядом с которыми — б/у-шные мотоциклы и мастерская за соседней дверью. А может быть что мастерская вообще за 40 км в глуши. Из-за этого «прийти в салон и выбрать модель» — зачастую не так просто как хотелось-бы. Отдельная песня — б/у техника. Купить можно либо с рук по объявлению, либо на т.н. «стэнде» — куда хозяева отдают технику для продажи. С рук дешевле и есть вероятность проехаться. Но без всяких гарантий. Со стенда — могут дать гарантию на год, но чаще всего проехаться не дадут. Максимум — завести, и то от внешнего аккума, тк штатный может быть разряжен в ноль. На вопрос «как-же я куплю если не проверил в движении» — удивляются и отвечают типа «можно покупать — аппарат хороший, не обманем». На тест-драйв концессионеры дают покататься, но видимо только то, что заставляет производитель. Что хочешь — не возьмешь.
7. О полиции
Полиция (как и португальцы в целом) — довольно дружелюбна и (как многие здесь) — часто владеет английским. Дорожная делится на два вида — GNR (нацгвардия) и PSP (общественной безопасности). Первая (относится к армии кстати) патрулирует междугородные трассы и береговую линию, вторая — исключительно в городах. Обе — совмещают функции дорожной и обычной полиции (для объективности нужно упомянуть муниципальную полицию, подчиняющуюся местным властям, но её функции дублируют PSP). За мелочи не штрафует, может остановить поинтересоваться всё-ли в порядке (если например заблудился и воткнул в навигатор) и даже не спросить документы. Но часто проводит рейды — когда перекрывает дорогу и проверяет всех подряд. Проверяют серьезно и вдумчиво — карту гражданина (вместо паспорта), техпаспорт, права, страховку, уплату налога, тест на алкоголь, досмотр багажника и т.п. Однажды нарвался на такой рейд, и на беду — забыл дома паспорт и техпаспорт. Полицаи сильно удивились когда на ломанном португальском сказал что сейчас жена привезет всё (благо недалеко). Ответили что привозить не нужно, проверили по базе и пожелали хорошего пути. Курьезный случай был с одним бывшим соотечественником, однажды поинтересовавшимся (по старой привычке) — основанием для остановки. Полицейский вообще не понял о чем речь. Объяснил глупому иностранцу, что «они — полиция, им основание не нужно».
8. О ценах
Цены на бензин — одни из самых высоких в Европе (1,50-1,60 евро в разное время). Причина — те самые кредиты на которые (в том числе) настроено куча дорог. Сейчас правительство выбивает эти деньги из граждан всеми возможными способами, и в цене на бензин — львиная доля это налоги (правительство понять можно — самые активные и трудоспособные португальцы валят в Европу и гасить долги перед ЕС не намерены, как страна будет выкручиваться — не ясно). Но нужно отметить — цены колеблются сообразно цене на нефть, если нефть дешевеет — бензин тоже (а не как у нас — дорожает чтобы компенсировать потери). На всё остальное (еда, одежда, гостиницы) — цены весьма гуманные (москвичам вообще покажутся низкими). Но цены на коммуналку (электричество, газ) — опять очень высокие (с тех пор как португальцы прошляпили Анголу — своих углеводородов нет). В целом — страна очень небогатая по сравнению с другими западно-европейскими странами. И это проявляется во всем. Магазины например (если не сетевые гипермаркеты) — по меркам России/Украины — вообще на уровне сельпо.
9. О достопримечательностях, природе, климате и т.п.
Их много. Очень много древних замков, акведуков, монастырей и соборов. Перечисление займет отдельную статью, и про главные уже рассказано не раз путешественниками — Баталья, Томар, Обидуш, Алкобаса, Монсанту… десятки их. Рядом с Португалией — Испания и Марокко, где тоже есть где покатать. Сезон как уже писал — круглый год, но нужно учитывать зиму (а зима здесь с ноября по март включительно). Зимой — часто дожди, причем это может быть даже не дождь, а вода просто «висит в воздухе» в виде мелкой пыли. Температура зимой — минимум 13-15. При этом не только на улице, но и в квартире — центрального отопления нет, а греть квартиры до +20 — для большинства глупое расточительство и/или непозволительная роскошь. Радует что если появляется солнце — всё высыхает мгновенно. Солнце здесь злое. Летом жарко. В центральных регионах просто беда, доходит до +45, в прибрежных из-за океана полегче, плюс жара переносится легко из-за перепада температур. Днем может быть +35, но как только Солнце заходит — с океана немедленно приходит прохлада и ночью может быть всего +20. Океан — Атлантический, в любое время года +16-17 градусов, с непривычки кажется холодным, но на третий год привыкаешь.
10. О языке
Язык как нетрудно догадаться — португальский (есть еще второй официальный — мирандский, но о нем можно забыть). Тем не менее, это не вполне тот, на котором говорит 219 миллионов и который на 6-м месте в мире (португальцы этим страшно гордятся). Тот — бразильский португальский (сильно изменившийся за 500 лет колонизации). А этот — континентальный португальский, и говорит на нем всего 11 миллионов. Отличаются настолько, что начав (по ошибке) учить на родине бразильский — в Португалии вы не поймете ничего. Впрочем адаптироваться долго времени не займет. На слух — произношение похоже на русский. В шуме аэропорта, например, можно принять двух разговаривающих португальцев за русских — настолько близки звуки и интонации. То-есть по фонетике — заметно проще английского. Но по грамматике — намного сложнее (романская группа). Тем не менее — если иметь возможность общаться с людьми — на разговорном уровне освоить не сложно.
11. О людях
Люди в массе приветливые и когда видят желание изъяснятся с ними на их языке — очень симпатизируют. Вообще люди — совсем другое племя по менталитету нежели их соседи — испанцы, не смотря на то, что языки похожи как русский и украинский (отношения между народами — соответствующие, до сих пор помнят кто у кого чего отжал и учат в школе когда удалось особо удачно навалять соседям). Впечатление иностранца — у людей силен дух коллективизма (хотя-бы вспомнить эпоху великих географических открытий — набиться в деревянную каравелу и поплыть к черту на рога открывать Японию не перегрызя глотки по дороге — это кое-что). Агрессия между португальцами на бытовом уровне — нечто немыслимое. Например капающая вода из кондиционера или лающая целый день собака — для соседей вообще не повод проявлять недовольство. Население — на 98% этнические португальцы, эмигранты приезжают из бывших колоний (Ангола, Мозамбик, Бразилия) благо язык знают и готовы к любой работе. Беженцы (которых безуспешно пытается навязать ЕС) — долго не задерживаются — сразу валят дальше в более богатые Францию/Германию/Англию. Недавно был курьезный случай — ЕС потребовал от Португалии отчитаться о борьбе с расизмом и дискриминацией. Португалия доложила — «расизма нет, дискриминации тоже». ЕС не поверил и потребовал статистику по неграм (в Португалии «негр» — не оскорбление — в прессе таки и пишут «negros», а «черный» — наоборот — обидное слово). То-есть еврокомиссары задумали ткнуть носом в недостаточно высокие зарплаты и малый процент негров на гос.должностях. Но ничего не вышло — оказывается в паспортной базе графы «цвет кожи» нет (равно как происхождения, вероисповедания и т.п.), поэтому собрать статистику по неграм — нет никакой возможности. А нет статистики — нет проблем. Негры протестовали и требовали чтобы их пересчитали. Еще интересно — кое в чем португальцы близки советскому менталитету, есть такое слово «кунья», означает ровно то-же что забытое ныне «блат». Говорят — без него расчитывать на серьезную должность и карьеру не стоит.
12. Немного об истории
До 70-го года правил диктатор Салазар, водивший дружбу с Гитлером, но ухитрившийся отмазаться от участия в войне и проводивший политику изоляционизма под национальной идеей «Бог-Семья-Родина». Из-за адских военных расходов (для поддержания порядка в колониях) и без того небогатая страна скатилась в полную нищету. Тем не менее — Салазар старался. Только при нем в 50х появилось обязательное 4-летнее образование и медицина для обычного народа (до сих пор в стране 700 тысяч неграмотных). Неизвестно что-бы у него получилось, но Салазар умер. Вскоре после чего португальцы устроили первую в мире «цветную революцию», переименовали мост имени диктатора в мост 25 апреля (день революции), и местный Ельцин немедленно раздал независимость всем колониям, начав покупать нефть в Анголе по мировым ценам. Дальше была непростая дружба с Евросоюзом (кстати немногие знают, что Португалия — одна из стран-учредителей НАТО и создателей валюты Евро), куча кредитов, вмешательство еврокомиссаров в управление страной, повальная эмиграция, безработица и кризис. Сейчас, говорят, начало налаживаться. Люди (в основном молодежь) из страны по-прежнему валят в промышленных масштабах (работы нет), но начали подтягиваться богатые европейские пенсионеры, соблазненные теплым солнцем и низкими ценами. Примерно так.
По прочтении решил добавить пару слов.
Есть момент насчет достопримечательностей. Если вы расчитываете встретить здесь нечто из одного ряда с Петергофом или Версалем — то нет. Португальские дворцы на порядок скромнее, многие — в весьма печальном состоянии (влажность). Злые языки утверждают, что в некоторых запрещено фотографировать именно чтобы не выставить Португалию в неприятном свете (например Дворец Пена). Вообще когда ходишь по дворцам и видишь кроватки королей, в наше время подходящие разве что ребенку — появляется странное и трудноописуемое чувство. Говорят, есть и очень крутые дворцы, поддерживаемые в отличном состоянии (штаб масонов в Лиссабоне, например), но туда не каждого пускают и только по записи.
Кое-что общее у португальцев и испанцев есть — коренные представители из глубины страны — очень низкого роста, порядка 1.50, при этом вполне пропорционального сложения. Особенно ярко это выглядит когда в какой-нибудь монастырь приезжает экскурсионный автобус из глубинки и оттуда высыпают все как один — натурально хоббиты (не хочу обидеть). Впервые увидел — обалдел. Видел один такой из Испании, ну и в самом Лиссабоне встречал немало маленьких людей. В пригородах можно встретить домики 18-го, 19-го века, двери — где-то на уровне глаз взрослого человека, аналогично будки караульных в фортах (которых очень много по берегу) — поместится разве что ребенок.
Португалия изобрела гениальный способ борьбы с пороками — их здесь разрешают и после этого они становятся португальцам не интересны. В центре столицы запросто можно учуять запах паленой тряпки, а гуляя по Байше (район Лиссабона) вечером, вам не раз предложат «джойнт». Но местные говорят что покупать не стоит — в большинстве это румынские цыгане продают туристам резаный лавровый лист из ближайшего магазина. Потому что употреблять разрешили, а барыжить прямо на улицах — всё-таки нет.
Вообще некоторые вещи можно встретить наверное только в Португалии. Например в центре ротунды (круг) может стоят стела с масонским знаком (они здесь сильны, называются Rotary Club), а рядом — бигбоард с рекламой португальской Компартии (тоже в большом авторитете) с лозунгом типа «Долой евро, вернем эшкудо», «Хватит кормить евробюрократов» и т.п. смелыми речами.
- Tavor
- 5 сентября 2017 в 18:01
- 3
- +72
- Vetmedicus
- 5 сентября 2017 в 18:31
- ↓
Спасибо, очень интересно. Про сезон круглый год прям зависть берет…
здесь был ататат
здесь был ататат
здесь был ататат
интересный «взгляд изнутри», сам там два отпуска провел — впечатления во многом схожие. вообще, сложилось ощущение, что там довольно много выходцев с постсоветского пространства проживает. вообще, из европейских локаций Португалия наверное одна из моих любимых — природа, еда, вино, люди, серфинг (!) — все замечательное )) Кстати, спасибо за хорошую идею — на мотоцикле по ней поколесить тоже было бы здорово.
А дворец в Синтре это да, какой-то позор )) После экскурсии по интерьерам хочется оказать местным монархам материальную помощь ) Кстати, президентская резиденция в Лиссабоне тоже крайне скромная, сразу видно, живут по средствам ))
А дворец в Синтре это да, какой-то позор )) После экскурсии по интерьерам хочется оказать местным монархам материальную помощь ) Кстати, президентская резиденция в Лиссабоне тоже крайне скромная, сразу видно, живут по средствам ))
Круто написано. Познавательно, без воды. Также как и предыдущий комментатор провел там два отпуска. Поскольку речь в статье зашла про негров, был у меня один эпизод общения с негром в Лиссабоне на платной парковке. Выпрашивал денег за парковку, и типа если не дам денег, то поцарапает машину. Уехал с парковки, встал в метрах 300 бесплатно на улице. Но нигер конкретно выбесил.
Если не секрет, вы в Португалии по учебе или работе? Продолжаете жить или уже уехали?
Если не секрет, вы в Португалии по учебе или работе? Продолжаете жить или уже уехали?
Вообще такое поведение для них не свойственно — угрожать поцарапать машину. Можно было без затей полицию вызывать.
Из моего опыта — часто пытаются услужить на забитых парковках, но если паркуешься сам и показываешь что он не нужен — спокойно отваливает. Местные часто пользуются услугами, у них принято дать небольшую монету. Возле супермаркетов могут банку йогурта дать или яблоко — видел такое ) А в некоторых местах видел таблички от муниципальной полиции типа «парковка бесплатная, денег помогайлам не давать, вызывать полицию».
В Португалии живу пока. В интернете работаю, жить всё равно где, но в Португалии сильно дешевле выходит.
Из моего опыта — часто пытаются услужить на забитых парковках, но если паркуешься сам и показываешь что он не нужен — спокойно отваливает. Местные часто пользуются услугами, у них принято дать небольшую монету. Возле супермаркетов могут банку йогурта дать или яблоко — видел такое ) А в некоторых местах видел таблички от муниципальной полиции типа «парковка бесплатная, денег помогайлам не давать, вызывать полицию».
В Португалии живу пока. В интернете работаю, жить всё равно где, но в Португалии сильно дешевле выходит.
Вспомнил еще интересное. В Лиссабоне помогайлы (не обязательно негры) придумали полезный бизнес. В городе везде платные парковки, где нужно бросить в автомат монеты, а он выдаст чек, на котором будет пропечатано время до которого оплачена парковка. Так вот хозяева машин за парковку не платят, а дают мелкую монету помогайле. Когда на горизонте появляются контролеры — помогайла бежит к паркомату, пробивает чеки на минимальное время для всех машин, и суёт эти чеки под дворники. Контролёрам придраться не к чему, и все довольны )))
- OrangeDiavel
- 6 сентября 2017 в 12:32
- ↑
- ↓
Такую же тему встретил в Мурсии, в Испании, причем проворачивают наши, постсоветские маргиналы, втроем, и негров отгоняют от «своей» территории.
Прошлой осенью в октябре там был, жил в Кашкайше в районе на 2:30 на первом видео, где съезд с набережной вниз направо. Приятно было снова увидеть. Запомнилась главным образом история про то как на малолюдной части пляжа в скалах нашел птицу со сломанным крылом (большую какую-то морскую вроде чайки)и три дня потратил на то чтобы ее наконец забрали, начиная от вопросов в ближайшем зоомагазине, сообщения спасателям с пляжа и звонков в ветслужбу. Причем я был не первым кто об этой находке сообщал. В итоге на третий день увезли бедолагу. А по мото теме интересного мало нашел, в Испании больше видел ретро мотоциклов и музеев.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (26)
RSS свернуть / развернуть