Проект продается, 60 000 USD [email protected]

Блог им. Sonic_22 → Бийск как объект туризма или всё же не зря построили объездную? Часть первая, историографическая.

Всем ранней весны!
Написать эту портянку меня побудили два фактора: желание накрутить пробег и приступ графомании
1. Поток туристов в Горный Алтай и далее с каждым годом всё больше, а другой дороги, кроме как через Бийск в ту сторону по сути нет (вернее, есть, конечно, но это большие объезды по разбитым второстепенным направлениям).
2. Читая записи о путешествиях других людей видно, что Бийск воспринимается сугубо как пункт «заправиться- пожрать», хотя, если выделить хотя бы час времени, то окажется, что в городе даже есть, на что можно посмотреть. Но об этом чуть позже.
Поскольку изначально получился длиннопост, пришлось снова разбить его на два блока.
Здесь под катом будет относительно краткое изложение трехвековой истории города.
Если вам кажется, что «историческая» часть не имеет отношения к мотоциклизму, то вам не кажется. но без неё сложнее понять как и почему получилось то, что получилось. Если у вас нет интереса читать мои потуги в историографию, просто пропустите эту заметку.
Всем остальным желаю приятного времяпрепровождения!


«Сначала было слово...»
Итак. На дворе начало 18 века. Российская империя, как мы помним, ширит границы во все стороны. Для защиты этих самых границ и просто обозначения присутствия строятся, как тогда это называлось, остроги и крепости. Так было и в этих местах. Нужна была хотя бы минимальная защита южной границы от набегов тогда ещё вполне себе бодрых кумандинцев, джунгаров (не хомяков) и прочих лиц, которые проявив интернациональную любовь к слову «халява», время от времени сильно портили жизнь переселенцам и торговым мимокрокодилам.
Как принято считать, тогдашний царь Российского государства Петр Первый (ибо Императором он стал чуть-чуть позже, как, впрочем, и Великим) специально ради этого на пару минут отвлекся от раскатывания в блин своего шведского коллеги Карла ХII вместе с его армией и прочими примкнувшими и самолично продиктовал указ об основании где-то в далеких ебенях крепости для защиты рубежей уже тогда многострадальной Родины. Но… глядя на указы об основании крепостей можно увидеть, что они были по своей сути типовым документом, которые, как мне кажется, давали государю на подпись поутру за завтраком или утренним горшком. Но тс-с! Не будем рушить пафос момента. Своим величайшим повелением Петр Алексеевич постановил «Граду на Неве… то есть на Бии быть!». То был 1708 год, и в следующем году всё завертелось…
Если посмотреть на эти места с воздуха, то можно увидеть, что местность, где находится Бийск, похожа на этажерку. Когда давно-давно, еще до появления в этих местах лысых прямоходящих обезьян да и вообще задолго до их появления, от подножий тогда ещё молодых и высоких Алтайских гор брала своё начало река, масштабы которой было сложно даже представить — от текущего уровня разница в высоте берегов несколько десятков метров. Со временем климат смягчался, ледники таяли, а река мелела всё сильнее и оставляла за собой ступеньки бывших берегов. Когда в этих местах появились люди, местность уже в плане ландшафта напоминала современную, хотя и была сильнее покрыта лесом. Так вот, наши предки идиотами не были (по крайней мере, не все) и быстро смекнули, что на высоком берегу крепости обороняться проще, чем в чистом поле, посему там и решили строиться.
Что мы представляем себе при слове «крепость»? Защитный ров, крепкие стены, мощный гарнизон и приданная артиллерия. Всё это было. Но не здесь. Изначально Бикатунский острог (а именно так ее назвали) представлял из себя несколько деревянных построек на берегу с частоколом вокруг и населением по разным сведениям от полутора до пяти сотен душ разного пола и возраста.

Примерно так по мнению историков выглядела эта неприступная твердыня.

Нужно отметить, что у острога все же были свои пушки, две из которых до сих пор стоят на страже, регулярно заряжаемые мусором и окурками аборигенами.

Где точно находилась крепость никто толком до сих пор не в курсе и вот почему: злые враги, согласно ориентировке состоявшие в ОПГ «Джунгары», проходя мимо и решив переправиться через реку в своем любимом месте, неиллюзорно огребли от той самой артиллерии острога при попытке переправы через Бию. После чего обиделись, сожгли нахрен всё это непотребство и пошли дальше. Но двуногая смска уже успела убежать, так что момент внезапности был упущен. Позднее уже готовые к отпору местные чуть севернее погнали ссаными тряпками этих самых джунгаров в их родные края дабы последние не лезли куда не просят, а тихо селективно выводили новую породу хомячков, называя их в свою честь.
Но, так или иначе, остатки Бикатунского острога пришлось разбирать дабы не портить вдохновляющие пейзажи, и строить по новой и в другом месте, ибо на старом карма уже испорчена и чакры не откроются. Собсна, теперь уже крепость построили на том месте, где стоит современный Бийск. Кстати, по одной не внушающей доверия легенде, сжигая острог, джунгары не стали брать с собой пушки, которые по ним так лихо лупили, ибо… не умели ими пользоваться. Хотя, скорее всего, дело в пресловутом исчерпании боекомплекта. А таскать с собой тяжеленные бесполезные чугунные дрыны- затея крайне утомительная. В общем, по новой артиллерию заказывать не пришлось. Через 7 лет построились снова с учетом пожеланий и замечаний по v 1.0. Назвали это Бийской крепостью, и тут уже укрепились серьезно- ров, колья, башни, больше пушечек и солдатиков. Даже пару раз модернизировали оборонительную систему дабы не устаревала. Но… за это время у врагов кончились солдатики, а в связи с принятием под протекторат алтайцев (в смысле народ такой живущий в основном в Республике Алтай), граница отодвинулась дальше. Короче, город больше не атаковали и не сжигали, а зря. На этом, пожалуй, заканчивается первый- «военный» период истории города.
После того как в городе и округе стало относительно безопасно… насколько это возможно для конца 18- начала 19 века, Бийск теряет статус крепости, все укрепления, которые всё это время строили, холили и лелеяли, разобрали и пустили на сараи и сортиры. А поскольку город не может состоять из одних сараев и сортиров, то высокое начальство несколько раз называло Бийск то селом, то уездным городом, то снова селом, то снова городом. Содомия какая-то терминологическая, чесслово! Нет, на самом деле в городе до сих пор стоит каменное задние гарнизонной гауптвахты 1797 года постройки в котором даже довелось посидеть некоторым из декабристов… Так себе слава, конечно, но чем богаты. Правда, на сегодняшний день в этом суровом даже на вид здании размещается бизнес-центр. Ага, девочки и мальчики в строгих костюмах сидят в тех же помещениях, где в рванье и на соломе сидели 200 лет назад провинившиеся солдаты и казаки. Как говорится, форма динамична, содержание статично. Кхм, простите, отвлекся.
В общем, как только город «снял погоны», народ потянулся активно осваивать окрестные места ибо климат хоть и суровее, чем на западе, но зато меньше внимания со стороны власти ибо далеко да и в целом как-то свободнее дышится. Быт, конечно, соответствующий, но это временная трудность. Зато сколько возможностей заработать- и лес, и мех, и прочие ништяки, которые может дать нетронутая природа. Поскольку относительно рядом находился тогда уже промышленный Барнаул, то основной уклон производства делался на переработку всего, что добывалось рядом, что несколько сдерживало амбиции промышленников. Зато Бийск очень полюбился купцам. Шутка ли, последний по сути крупный оплот цивилизации на торговых маршрутах в Монголию и Китай.
Как раз с купеческой братией и связан первый настоящий подъем Бийска во середине-второй половине 19 века. Бийск хоть и не был административным центром, но стал крайне важным звеном в существовавших тогда (а по факту чуть не до второй половины 20 века) торговых маршрутах, а значит в принципе не особо бедным городом. Еще вот в чем повезло — поместного дворянства в этих ебенях не было, соответственно архаичность общественной системы столь болезненная для европейской части страны не так сильно влияла на жизнь города. Основной движущей силой была экономически активная часть населения. А это означало, что сидеть и восхищаться о том, как упоительны в России вечера под хруст французской булки некогда. И балы ежедневные организовывать некогда. Надо делать деньги. В то время Бийск напоминал эдакую лайт-версию американского Клондайка на Аляске. И это хорошо ибо эти люди, развиваясь и богатея лично, тянули за собой и остальной город- кроме расширения предприятий и притока рабочей силы беспрецедентными были масштабы меценатства- оно было правилом хорошего тона (кстати, конец 19-начало 20 века является пиком по объемам добровольной помощи вообще по всей России). Кроме того, в городе бурное развитие получило банковское дело- где купцы, там и банкиры, которые так же немало средств вложили в развитие промышленности и инфраструктуры города.
Примерно с середины 19 века в Бийске начинается каменное строительство. Причем массовое, попрошу заметить. Купцы строят пассажи, доходные дома и особняки, причем каждый хочет сделать красивее, лучше, чем у соседа. И так же не забывают соревноваться в благотворительности- на деньги самых богатых семей города строятся детские учебные заведения, храмы, театр (который, правда был построен в 1916 году, но тоже на такой основе). К сожалению, мне неизвестны первоначальные названия улиц, на которых в основном локально развернулось это великолепие, но сейчас это улицы Льва Толстого, Советская, Красногвардейская, проспект Кирова и всё, что находится в их границах. Сохранились фотографии некоторых мест во времена расцвета купеческого Бийска и уверяю вас, они ничуть не отставали в роскоши от петербургских улиц. Ну ладно, чуть-чуть отставали.


Отдельно отмечу размещение в городе с 1830 года до революции Алтайской духовной миссии, а это вам не то! Серьёзная контора где попало головной офис открывать не будет.
В общем, на рубеже 19-20 веков Бийск представлял из себя вполне себе хорошо развивающийся город с очень неплохими перспективами- до города дотянули железнодорожную ветку дабы объемы торговли с соседними странами выросли ещё больше, уже тогда начались первые попытки прокладки Чуйского тракта не как тропы, а именно в виде дороги.
В самом городе с 1912 года начал кататься первый автомобиль, а к революции их было уже 6. И три мотоцикла! Так что бийскому мото-движению уже больше века. Так-то!
И грянул гром!
События 1917 года кардинально изменили Бийск. Долой царя, долой Временное правительство, долой коммунистов, долой белых… чего только не было в те годы. Если коротко, то сначала советская власть в городе взяла верх над сторонниками Временного правительства, потом ее свергли мимо проходящие белые, попутно расстреляв часть участников и закопав их во дворе дома, где я провел детство. Вернее в те годы там, конечно, был глухой лес. И только в конце 70-ых в этом месте построили многоэтажку. А парк около нее до сих пор украшен каменной стелой с памятной табличкой.
После окончания гражданской войны жизнь в городе мало чем отличалась от остального союза. Продразверстка, коллективизация, индустриализация, электрификация и прочее-прочее. В связи с прекращением притока банковского капитала и полной ликвидации купеческой прослойки, город, конечно, начал сдавать, каменные особняки и церкви использовались чёрте как, и по сути быть бы Бийску очередной тупиковой станцией очередной ветки Транссиба, если бы не 1941 год и всё, что с ним связано.
Ремарка. Я ни в коем случае не описываю войну как какой-то светлый период истории. В те годы на фронт ушли почти 27 тысяч жителей города, из которых почти 10 тысяч домой уже не вернулось. Для города с населением в 80 тысяч (по данным на 1939 год), цифра серьезная.
В годы войны город, как и вся страна, выкладывался по полной для достижения скорейшей победы- большая часть бывших особняков и пассажей были превращены в госпитали для раненых, сюда вывозились жители блокадного Ленинграда и, самое главное, в город эвакуировали несколько вполне себе важных промышленных предприятий с квалифицированными специалистами, которых не пустили на фронт в дополнение к уже имеющимся.
Очень символично выглядит в этой ситуации собор Александра Невского, который был построен в 1904 году. Если посмотреть на него сейчас- это часть кузнечного цеха «Бийского завода Электропечь»- внутри до сих пор на стене можно увидеть фреску с изображением Иисуса, а на внешней стене в этом же примерно месте находится надпись, призывающая рабочих, инженеров и техников работать не покладая рук для нужд фронта. Говорят, храм скоро вернут назад РПЦ и… нет у меня уверенности, что обе части истории будут сохранены… Простите, снова отвлекся.


Так или иначе, война закончилась, а заводы назад никто не повез. Во многом благодаря этому после войны город начал своё стремительное развитие и рост- разоренной стране нужно было буквально всё, много и сразу. Кроме того, удаленность от границ и посторонних глаз в этот раз помогла- рядом началось военное строительство. Был создан целый комплекс предприятий оборонки- завод, на котором разрабатывали и собирали ракеты для РСЗО, завод по производству больших-больших ракет (не знаю, насколько эти данные закрытые, но на всякий случай названия заводов называть не буду).
И самое главное- в Бийске был создан и всё существование Союза расширялся Бийский Химический Комбинат. Боюсь показаться тем дедом, который сидит в кресле у камина с рассказывает байки с трубкой в руке, но… Это было огромное предприятие даже по меркам Союза. Если вы посмотрите на спутниковую карту Бийска, то возьмите площадь города и с западной стороны отложите её же- на всей этой территории был БХК. Его руины до сих пор не до конца уничтожены- огромные корпуса, дороги, странные сооружения, назначение которых мы в детстве представляли себе, когда там лазили… об этом я могу рассказывать часами, перемешивая в коктейле слухи от бывших работников этого гиганта промышленности, реальные факты и просто фантазии обывателей. Но поверьте, завод, где были свои корпуса рекреации с пальмами и комплексами бассейнов (это я видел лично), внутренние автобусные маршруты в черте предприятия, сооружения с тремя-пятью подземными уровнями (к сожалению, затопленными грунтовыми водами сейчас), был настоящим левиафаном среди заводов региона. Чего уж там- Бийскую ТЭЦ, являющуюся одной из крупнейших в Сибири построили для обеспечения работы БХК. А сейчас она без перегрузки обеспечивает энергией половину края и ещё добрую часть Республики Алтай.
Подробно описывать советский период не стану дабы не утомлять публику отчетами в духе «в… году построено ...., где разместилось.....» ибо по всей стране и за её пределами хватает архитектуры в стиле «сталинский ампир», «хрущевский классицизм», «брежневское барокко» (сами догадайтесь, какого из стилей не существует в реальности). Отмечу лишь, что благодаря тому, о чем я написал, город можно смело делить на «старую» и «новую» части практически без перемешивания- старинные здания никто не замещал по мере их износа на новостройки- новые районы проще было планировать и строить на пустующией земле, чем ютить новые здания в узких старых улицах.
За сим краткий курс по истории города закончен, прошу вас во вторую часть. Там мы узнаем, на что же можно пялиться в Бийске кроме симпатичных особ женского пола. Мы ж о высоком тут рассуждаем, ага)
Ты ещё не ушёл? Молодец) оставлю тут код ваучера на 5 евро для louis. Мне не успеет пригодиться, а ты забирай. Действителен до 15 марта
JRP1T / 6ZWPYJMV6D
  • Sonic_22Sonic_22
  • Павел
  • 27 февраля 2019 в 17:46
  • 2
  • оценка: +39

Комментарии (10)

RSS свернуть / развернуть
+4
oleg-gx
Красавчик! Как красиво расписал!!!
+2
Bungur
Отлично пишешь, несколько лет назад по пути в Горный специально заехал в старый центр, так как никуда не торопился. С удовольствием походил, пофотал пару часов. Немного не ухожено, но в целом очень красиво и интересно, особенно размещение в дореволюционных особняках различных современных учреждений типа «Прокуратура» или собес какой-нибудь ))
НО! в целом объездная дорога — это благо, ибо то состояние в котором находятся дороги в вашем городе это что-то неописуемое. Причем прямо с въезда по улице с говорящим названием Яминская. В прошлом году, приехав на авто к вам в город на выставку собак, в какой-то момент просто встал посреди дороги, не понимая как можно здесь вообще проехать, в итоге крался за местными по их фарватеру.
А на моте в сторону Горного сразу ухожу на объездную, без вариантов.
+1
Sonic_22
Спасибо за уделенное время!
С какого-то странного въезда вы к нам заезжали) он есть такой но да, один из худших
Дороги да, иной раз смотришь танковый биатлон и не можешь понять, чего они на танках по таким крутым дорогами соревнуются, а потом доходит…
0
Bungur
ну так из Новокузнецка со стороны Целинного заезд
+3
VladXT660

Для меня Бийск вот эта надпись, прям мечтаю с ней сфоткаться.

но за пост спасибо, утром обязательно прочитаю. Фотографии интересные.
+4
Sonic_22
Реальность немного более сумрачна))
-1
buzileus
Всё так плохо?))
+2
Sonic_22
Да нет, обычный провинциальный бывший промышленный центр обычного депрессивного региона страны, находящейся в перманентном кризисе))
0
mk468
Спасибо за ваучер, пригодился!
+1
Sonic_22
Пожалуйста! А то так и вышел бы срок
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. Sonic_22, Бийск как объект туризма или всё же не зря построили объездную? Часть первая, историографическая.