Проект продается, 60 000 USD [email protected]

Блог им. maxys146 → Сказка о таинственном контррулении. Часть 5. Промежуточный итог.

Первая часть.
Вторая часть.
Третья часть.
Четвертая часть.

Эта часть будет короче остальных. Читая комментарии к моей сказке, я вижу, что люди не очень вдумываются в написанное, а спешат скорее хоть что-нибудь возразить. Поэтому вполне естественно, что ключевые тезисы от них ускользают.
Чтобы упростить таким «быстрым» критикам понимание текста, я сейчас повторю некоторые важные тезисы.



1. Истоки проблемы.
При управлении мотоциклом используется несколько разных техник входа в поворот. Однако, с тех пор, как широкое распространение получила идея, что есть только одна техника (контрруление), у людей отпала необходимость разбираться в нюансах разных техник, в их освоении и применении на дорогах.
И то правда – а зачем пытаться что-то понять, если что бы человек ни делал, все равно это будет контрруление. Применить в такой ситуации неправильную технику невозможно просто по определению.

2. Суть проблемы
В результате люди счастливо ездят, пребывая в твердой уверенности, что используют контрруление. При этом те, кто в очередной раз вписался во все повороты, критикуют тех, кто не вписался. Но никто из них не может сформулировать, в чем ошибка. Максимум – это формулировка «мало контррулил». И так продолжается до тех пор, пока очередной пилот, успокоенный уверенностью, что он отлично контррулит, из-за отсутствия техники реального контрруления, не оказывается в Книге Памяти, так и не успев понять, что же он делал не так. А остальные вздыхают, произнося туманное «недорулил».

3. Решение проблемы.
Чтобы снизить кол-во ДТП на ДОПах из-за отсутствия техники контрруления, необходимо объяснять людям наличие разных техник, их различия и их применение (что я и делаю в своей сказке), а также обучать на практике тем техникам, которые применяются на ДОПах (что мы и делаем на площадке на занятиях с учениками).

Хочу еще раз обратить внимание, что сейчас речь не идет вообще обо всех существующих техниках, а лишь о трех основных техниках, применяемых на ДОПах.

4. Общие моменты техник вхождения в поворот, используемых на ДОПах
Все техники входа в поворот на ДОПах требуют решения двух задач:
— создания наклона мотоцикла в сторону поворота для сохранения равновесия, исходя из скорости и радиуса поворота
— обеспечение необходимого угла поворота руля, обеспечивающего накат колеса по нужной траектории
В данном случае мы не говорим, какими способами решаются эти задачи

5. Критическая задача
Поскольку решение каждой из двух задач требует времени, длительность входа в поворот определяется временем решения более долгой (критической) задачи. Такой критической задачей является создание наклона мотоцикла.

6. Решение задачи наклона в разных техниках управления (физический аспект)
На ДОПах мы рассматриваем три техники управления входом в поворот
— нормальное (или простое) руление
— контрруление
— виражирование

При нормальном (простом) рулении наклон мотоцикла создается разностью опрокидывающих моментов силы тяжести и центростремительной силы.

При контррулении наклон мотоцикла создается суммой опрокидывающих моментов силы тяжести и центростремительной силы.

При виражировании наклон мотоцикла создается инерцией поперечного колебания мотоцикла

7. Решение задачи наклона в разных техниках управления (технический аспект)
Технический аспект — это нюансы техники исполнения. И я прошу обратить внимание, что хотя тезис «руль влево — мотоцикл вправо» можно условно считать верным, в зависимости от дополнительных условий, при одном и том же «руле влево» мы получим очень разное «мотоцикл вправо».
При нормальном рулении момент силы тяжести создается смещением ЦТ к центру поворота, а противоположный (мешающий) момент центростремительной силы создается поворотом руля в ту же сторону.

При контррулении момент силы тяжести создается смещением ЦТ к центру поворота, а сонаправленный (помогающий) момент центростремительной силы создается предварительным кратким поворотом руля в противоположную сторону без компенсации этого поворота наклоном в ту же сторону

При виражировании инерция поперечного колебания мотоцикла создается предварительным кратким поворотом руля в противоположную от центра поворота сторону с одновременной компенсацией этого поворота наклоном в ту же сторону и последующим быстрым перекладыванием мотоцикла в сторону основного поворота.

8. Применение различных техник на ДОПах

Плавные изгибы трассы.
Рекомендуется нормальное руление. Допустимо — виражирование и легкое контрруление

Крутые изгибы трассы и повороты
Рекомендуется виражирование и контруление. Допустимо — нормальное руление при снижении скорости

Корректировка траектории в повороте
Рекомендуется — контрруление. Допустимо — нормальное руление. Недопустимо — виражирование.

Обруливание неожиданных (небольших) препятствий
Результативно — контрруление. Бесполезно — виражирование и нормальное руление.

P.S. Автор не я, опубликовано с его разрешения.
  • maxys146maxys146
  • Макс
  • 16 июля 2015 в 16:50
  • 4
  • оценка: -13

Комментарии (63)

RSS свернуть / развернуть
+7
sharkwithgun
Как-то очень все непонятно, с этим нормальным рулением, виражированием…

При виражировании инерция поперечного колебания мотоцикла создается предварительным кратким поворотом руля в противоположную от центра поворота сторону с одновременной компенсацией этого поворота наклоном в ту же сторону и последующим быстрым перекладыванием мотоцикла в сторону основного поворота.

Сам мотоцикл все-равно закладывается поворотом руля в противоположенную сторону, как и при контррулении, тогда в чем принципиальная разница? В том, что пилот наклоняется в другую сторону? Сомнительно.

У меня, честно говоря, складывается впечатление, что автор пытается разделить контрруление на медленное, среднее и быстрое, и обозвать каждый по своему (нормальное, виражирование, тру-контрруление). Читая данную диссертацию будучи без опыта, чую, я вскипятил бы себе мозг.
+1
maxys146
Немного не так. При виражировании мотоицкл наклоняется в основном весом сначала в одну сторону, а потом так-же перекладывается в другую, нужную сторону. За счет иннерции перекладывания мотоцикл наклоняется вполне неплохо, но само контрруление здесь не учавствует. Именно из-за этого перекладывания сначала в сторону противоположную повороту а потом в сторону поворота и создается впечатление что это и есть контрруление. Очень частая ошибка когда пытаются этим «контррулением» обьехать внезапно появившееся авто и не хватает буквально чуть чуть.
+1
sharkwithgun
Весом, это как? Давить на подножку? Если в этот момент посмотреть на мотоцикл, то мы все-равно увидим, как руль отклоняется в другую сторону для того, чтобы мотоцикл наклонился, это же и есть контрруление, или нет?

А теперь представим такую ситуацию, человек доехал до точки А, начал виражирование так называемое, наклонил в противоположенную сторону весом мотоцикл, начал перекладывать в сторону поворота и в тот момент, когда он проходит вертикаль пусть будет точка Б, с нее он начинает по инерции наклон в поворот. Так вот, что мешает пилоту доехать прямо и спокойно до точки Б и оттуда просто завалить сразу в нужную сторону мотоцикл, к чему эти виляния?
-2
maxys146
Ничего если использовать контрруление.
А по факту виражирование происходит на уровне рефлексов у неопытного человека. Опасное заблуждение которое привело не к одному десятку дтп в стиле «не вписался в поворот».
+5
sharkwithgun
На ДОПах мы рассматриваем три техники управления входом в поворот
— нормальное (или простое) руление
— контрруление
— виражирование

Итого: виражирование на уровне рефлексов у неопытных и неэффективно, а как по мне, так это вообще то же контрруление с ненужным маневром вначале, нормальное (простое) руление неприменимо на скоростях выше околонулевых. Получаем, что единственная эффективная техника входа в поворот – контрруление?
+7
HecnTV
Видео у Кейта кода со вторым рулем на моте! посмотрите его уже и ткните автора лицом в него хорошенько! там чувак прыгает на подножках в попытке повернуть но мот едет почти прямо. Хватит. Кейд Код круче вас, понимаю что тяжело но придется смериться.
+3
Sworfly
Эм… наклонить мотоцикл на скорости весом? Да там одна гироскопическая сила с двух колес будет в разы больше той силы, что пилот сможет всем своим весом приложить к подножкам.
-1
maxys146
Именно, и многочисленыые «не вписался в поворот» этому подтверждение. Хотя потом говорят что умеют делать контрруление.
+1
Novel
www.youtube.com/watch?v=Vv9idmInvuA
www.youtube.com/watch?v=emoTVrhysGg
вот 2 гироскопа — прилагаемые усилия массы к ним больше их собственной массы в десятки раз
внимание вопросы:
1) как масса человека будет влиять на массу гироскопов мотоцикла (ну примерно килограмм 40, если учесть, что мотоцикл весит порядка 160)?
2) ехал и прыгал на правой подножке держась за бак и наклоняя тело вправо (ногу в боте свело) — отклонение при скорости 60 км/ч было примерно пол полосы за почти километр — что я делал не так?
3) как мне вообще весом что-то делать, если я например на баке лежу?
0
Novel
и еще вопрос: разве свешивание применяется не для перераспределения центра масс именно в повороте, а предварительное свешивание происходит только частично и практически не меняет развесовку?
-1
maxys146
начать свешивание в повороте = дестабилизировать мотоцикл.
Если просто наклонить корпус не двигая задницу то получим неполное свешивание которое может помочь пройти поворот, менее эффективно чем полное конечно.
Если свешиваться как на ШКМГ то только ПЕРЕД поворотом и в поворот входить уже с зафиксированным на мотоцикле телом.
0
Sworfly
ЧТО?! Какое еще неполное свешивание??? Оно даст только две вещи: усталость рук, спины, шеи и хрен знает какую развесовку мотоцикла, зависящую от того, на сколько дернулись мышцы пилота во время изменения нагрузки.
-1
maxys146
Наклон тела.
Или вы на ДОП фигачите до подножек как на треке?)
0
Sworfly
Тело наклоняется ВМЕСТЕ с мотоциклом и никак иначе.
0
maxys146
Тогда зачем в ШКМГ свешиваются? Можете обьяснить по пунктам что происходит и для чего это нужно?
-1
vlasovn33
Смотрите wsbk, там практически нет «свешиваний».
0
Nova_Logic
сам посмотри. только лучше с открытыми глазами, чтобы больше такую ерунду не говорить
-1
vlasovn33
То что вы называете «свешиванием» часто ошибочно принимают момент выпрямления мотоцикла.
В сравнении с рсбк пилоты, например, bsb вообще попой ровно сидят
0
Novel
вы учтите, что наклон идет только для смещения центра тяжести — на томже турэнуро аналог свешивания — прижаться к баку
-1
maxys146
Это не аналог свешивания. Свешивание это смещения центра масс влево или вправо относительно оси мотоцикла.
0
Novel
да не дестабилизирует смещение попы ваш мотоцикл даже в повороте
дестабилизируют ваши руки дернувшие руль — а они дернут, ибо опоры в ногах не будет, и вы рефлекторно схватите руль
проверяется просто — входите в поворот максимально выпрямившись без свешивания, войдя в поворот — прижимаетесь к баку — вот вам тот же эффект свешивания — и никакой дестабилизации
-1
maxys146
Попробуй сделать это на треке в хорошем наклоне. Только постарайтесь не падать)
проверяется просто — входите в поворот максимально выпрямившись без свешивания, войдя в поворот — прижимаетесь к баку — вот вам тот же эффект свешивания — и никакой дестабилизации
Откуда при наклоне к баку свешивание? О_О
0
Novel
и вы не ответили на вопрос выше: почему у меня не получается отклонить мотоцикл массой тела?
-1
maxys146
Потому что вы не переносили массу тела на одну сторону мотоцикла и он был в равновесии.
Прыгать на подножках это бред, независимо от точек крепления человека к мотоциклу это стабильная система. А вывести его из равновесия могут немногие т.к. это реально страшно и очень тяжело чисто психологически.
Если-бы вас снять со стороны во время этих телодвижений то было-бы видно что в то время как вы прыгаете на подножке мотоцикл наклонен в противоположную сторону для компенсации смещения тела.
0
costarider
Известно ведб что самая стабильная позиция мотоцикла — вертикальная. При этом больше сцепление резины и легче использовать тормоз. «Свешивание» применяется в спортивной езде для того чтоб угол наклона байка уменьшить. При этом байк встаёт в более вертикальную позицию и становится более стабильным и устойчивым. Это и есть причина свешивания. Никакого перераспределения веса между передним-задним колесами при свешивании не имеет место.
0
Zhretz
Я понять не могу, опубликовавший пост человек пишет, что он не автор. А кто тогда в комментах отвечает, автор, или тот кто запостил?
-1
maxys146
Отвечаю я.
здесь был ататат

-1
maxys146
Мое личное мнение.
Я не люблю смотреть разные ролики типа видеоблогов или обзоров, рассказов про что нибудь или видеоуроков. Для меня текст намного понятнее.
Хотя многим нравится. Может и снимем комментарии к материалам, но не скоро и именно как комментарии, а не полноценные ролики.
+5
Sworfly
Мне вот интересно, автор проходил в ВУЗе раздел физики «Механика»? такое чувство, что нет, т.к. во всех частяхъ тонны ляпов.
Все управление мотоциклом уже очень давно проанализированно и уложено в формулы.
1) Если мы движемся на небольшой скорости, то поворачиваем руль в сторону поворота и компенсируем центробежную силу смещением центра тяжести тела, а поворачивае только благодаря уменьшению сопротивления вращения колеса в нужном направлении.
2) На бОльших смещения центра тяжести тела уже не хватает и мы вынуждены наклонять мотоцикл с помощью гироскопической силы переднего колеса, что вместе с изменением радиуса пятна контакта на покрышке позволяет нам повернуть.

ЗЫ. Простите за сумбурность объяснения, но после суток работы лучше не написать, да и на канале лаборатория «в шлеме» есть замечательное видео, где показывается расстановка сил в процессе поворота.
0
p0nch
Ты почитай комменты к предыдущим статьям- движок простым языком народ читать не хочет, а ты предлагаешь лекции по физике. ;)
+4
p0nch
Не движок ессно, а — даже простым

Млин, автокоррекция достала.
Хорошо тут заметил, чуть было девочке на ДР не смс-нул вместо
— «С Днюхой! Прухи!»
— «С Днем Шлюхи!
Во попал бы! )) Фиг отмажешься.
0
Sworfly
Если ты про рекомендованное мной видео, то там на столько элементарно и интересно описано, что поймет любой)
0
p0nch
Не, я не про видео, про это
автор проходил в ВУЗе раздел физики «Механика»
0
p0nch
Ну вот, уже намного интереснее и понятнее.
+4
vlasovn33
Честно пробывал прочитать полностью хотя бы одну часть, но даже заключительную и как бы итоговую и то не осилил.
Зачем выкладывать этот весь бред и так усложнять простую вещь?
+3
p0nch
Не поверишь- там написано зачем:
1.
так продолжается до тех пор, пока очередной пилот, успокоенный уверенностью, что он отлично контррулит, из-за отсутствия техники реального контрруления, не оказывается в Книге Памяти
Это предостережение- не умеешь, не лезь.
2.
что мы и делаем на площадке на занятиях с учениками
Это предложение пойти поучиться.
+5
vlasovn33
не поверь, учился и гражданскому и спортивному вождению,
Но так сложно и местами не правильно объяснять довольно простые вещи нельзя
+13
Koma25
Автор ты сам сидел когда нибудь на мотоцикле? Попробуй на нормальной скорости бросить руль и весом пыпытайся порулить мопедкой своей, если не получится, возьмись одной рукой и потяни на себя, обрати внимание куда поедешь. Если не запомнил, повторяй пока не дойдет. Прекращай лить воду и забивать людям мозги. Тем боле используешь термины значение которых ты не понимаешь, если ты учитель то таких как ты надо обходить стороной. И не стоит в своем бреде упоминать людей из «Книги памяти»
Минусуйте)))
0
Sworfly
А вот фиг вам©, за такой коммент только плюс можно поставить =)
0
HecnTV
Ну если сместить центр масс сильно назад (например разведя руки в сторону), то байк будет сам создовать немного контр руление, особенно на малых скоростях. Если же взяться например за ветровик, то уже другое дело. У Кода есть и видео и объяснение процессов.
+3
MOTOPPP
Вот для автора текста — ну глаз режут такие фразы. Для внятного анализа просто знания слов недостаточно.

При виражировании инерция поперечного колебания мотоцикла создается предварительным кратким поворотом руля в противоположную от центра поворота сторону

Инерция не может СОЗДАВАТЬСЯ. Она была, есть и будет. Что тут должно было быть написано в самом деле — непонятно.

При виражировании инерция поперечного колебания мотоцикла создается предварительным кратким поворотом руля в противоположную от центра поворота сторону

У колебания не бывает инерции. У колебания есть амплитуда какая-нибудь, частота, но не инерция. Тут надо додумывать, что имелась в виду наверное масса мотоцикла с водителем.
+1
MOTOPPP
обеспечение необходимого угла поворота руля, обеспечивающего накат колеса по нужной траектории
В данном случае мы не говорим, какими способами решаются эти задачи

Необходимый угол поворота руля обеспечивается поворотом руля с помощью рук же.
Или я чего-то не знаю и тут просто необходимо употребление множества слов и вынесение проблемы поворота руля в отдельно рассматриваемую задачу управления мотоциклом в контексте физического воздействия конечностей на рукоятки руля управления мотоциклом. А?
+2
PyccoTypucTo
Очень веселят вот эти приписки в конце: «Мопед не мой, я только продаю...»
0
yudakov
Гениально!
Спасибо автору за проделанную работу.
0
PyccoTypucTo
Вот ты тролль
+6
aba
  • aba
  • 16 июля 2015 в 20:06
суть проблемы — надумана, люди падают совсем не потому что мало или много контррулят. виражирование — это как я понял паладиновсий «нырок»? чота я не видел чтобы кто-то его на большой скорости использовал

короче давайте теперь для дебилов — попроще. по шагам:

«чтобы сделать контрруление надо 1) 2) 3)»

«чтобы сделать фуражирование виражирование надо 1) 2) 3)»

или хотя бы видосы виражирования найдите раз уж прямо все его вместо контрруления делают (и видосы контруруления заодно, чтобы сравнить)

потому как я ни хрена не понял что имеется ввиду
0
sharkwithgun
Видели может в потоке шашечки на не очень высокой скорости, когда мотоцикл из ряда в ряд с раскачки такой перемещается, я так понял, что что-то такое имелось в виду. Практического толку никакого, так чисто побаловаться)
+1
aba
помоему это делается чтобы траекторию ближе к внешнему краю сделать. чтобы задом не цепануть на срезании
+6
MAZaic
Передайте автору, что он графоман. Усложнять проще парёной репы.
+1
HecnTV
Не уловил разницу между виражированием и контр рулением. Разжуйте без умных фраз и кучи текста! на данный момент ощущение что просто придумали новое назнание, можно в школе говорить что я клевый препод у меня своя техника.
+5
Spayn
Представляю как засраны мозги у учеников этого учителя :)
+1
archmaestro
Зачем изобретать велосипед?!
У Кейта Кода, Ника Йенача все это написано и применительно не только для трека в каждой главе описывается применение каждой из техникик на ДОПах.
Господа, читайте умные книжки, написанные людьми с большим стажем, а не видео и статьи ровесников.
0
mikksture
Пойду лучше «Войну и Мир» прочту — там меньше написано
здесь был ататат

0
Vanechek
Спасибо! интересная статья… все по полочкам!.. комменты — огонь!!.. мне всегда нравилось наблюдать как в перерывах между заездами люди не способные въехать даже в 100-ню на квалификации, рассказывают о правилах и понимании движения, техники… ПЗЦ — это даже не анекдоты про «Вовочку»)))))
0
grayknight
Давно ещё ради интереса пробовал сделать то же самое на (!) велике. На скоростях около 30 км\ч отклонение веса дела в самом деле дает смещение, не быстрое, конечно, но дает. Другое дело, что руль там можно не трогать, он и сам едет куда хочешь. На скоростях ниже лучше используется руль.

Все же, присоединюсь к посту выше.

Очень был бы благодарен, как начинающий, увидеть, что же такое конкретно нормальное руление, виражирование, контрруление. Ну, примерно в таком виде — руление это поворот руля, чтобы рулить, надо повернуть руль туда, куда хочешь ехать. Виражирование — это (...), чтобы виражнуть, надо (...), контрруление это (...), чтобы так рулить, надо (...).

А то даже с каналами Ютуба — как-то не очень понятно…
+1
bob248
Скоро будем обсуждать тему «Как правильно ходить на двух ногах»
0
Anton123
У меня вопрос к ТС.
Все прочитал, почти все понял. Непонятно виражирование.
Я понял так — для того, чтобы повернуть направо с использованием виражирования, я должен отклонить руль влево и перенести свою массу тоже влево, мот начнет входить в левую траекторию с наклоном (обычное руление), после чего я должен резко переложить его направо и со слов автора, это перекладывание будет почему-то быстрее, чем обычное руление. Не вижу, откуда возьмется более быстрый наклон мота направо. Гироскопический эффект и масса мота будет нам мешать больше, чем при обычном рулении. В чем я не прав? ТС пишет что-то о том, что иннерция поможет быстро переложить мот. Кмк, она будет мешать.

Мне кажется, что виражирование возникает тогда, когда пилот пытается выполнять контрруление, но инстинкты заставляют его перенести массу тела и наклонить мот в контр-сторону (мешает ощущение потери равновесия и падения, которые д.б. при правильном контррулении).
-1
maxys146
ТС пишет что-то о том, что иннерция поможет быстро переложить мот.
Совершенно верно.
Констркция мотоцикла такова что он сам пытается выпрямиться. Когда мы слегка закладываем его весом в одну сторону он сопротивляется и пытается вернуться в строго вертикальное положение. Мы даем ему это сделать и по иннерции пройдя вертикаль мотоцикл продолжает отклоняться в другую сторону и мы ему в этом помогаем. Получается своеобразная «раскачка», этот прием используется во многих ситуациях.
0
OmenWD
Вроде допер до сути вообще. Однако склюняюсь к мысли что статья в данной редакции ни кому не в помощь. Но да ладно.
Впрос:
если коммента «А по факту виражирование происходит на уровне рефлексов у неопытного человека.»
и из статьи
«Корректировка траектории в повороте
Рекомендуется — контрруление. Допустимо — нормальное руление. Недопустимо — виражирование.

Обруливание неожиданных (небольших) препятствий
Результативно — контрруление. Бесполезно — виражирование и нормальное руление.
»
не означает что «виражирование» — совершенно бесполезное даже опасное действо, которое желательно искоренить?

Либо это просто новое название образно говоря 2-х действий (контрруления и одновременного контрсвешивания, а-ля кросс-мэн).
-1
maxys146
ИМХО виражирование бесполезно, да. Контрруление полностью покрывает его возможности. Однако многие новички его используют и думают что это контрруление, а это неправильно и опасно в некоторых ситуациях.
Поэтому знать что такое виражирование по моему обязательно.
0
OmenWD
Согласен. Просто нужно сказать что если ты болтаешься на байке как сосиска это не контрруление)
И то что импульс должен идти от ноги, упертой в противоположную подножку что поможет исключить болтанку.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. maxys146, Сказка о таинственном контррулении. Часть 5. Промежуточный итог.