Блог им. maxys146 → Сказка о таинственном контррулении. Часть 1. Рождение мифов.
Все мы понемногу увлекаемся психологией и умеем рассказывать интересные истории так, чтобы они надолго оставались в памяти слушателей. Вы спросите, какая тут связь с контррулением? Пока никакой. Но открою вам секрет: если интересная история важна многим и долго сохраняет свою актуальность, то она превращается в миф.
Происходит это очень просто.
Сначала появляется человек, который реально что-то знает. Может он сам это что-то открыл, или лично увидел, но он действительно знает. Потом у него появляется желание поделиться своим знанием с другими. А чтобы они запомнили его историю, он, как говорят психологи, добавляет туда мнемонические якоря. Иногда это делается осознанно, иногда интуитивно, — не важно. Важно то, что для того чтобы историю запомнили, в нее нужно добавить что-то эдакое – сенсацию, парадокс, гиперболу. Чтобы слушатель сказал «круто!» и изумился услышанному.
Потом слушатель делится услышанной историей с другими, те с третьими и т.д. При этом каждый четко передает другим изумивший его мнемонический «якорь», но упускает или искажает дополнительные детали. И в конце концов остается только запоминающийся парадокс, слегка приправленный комментариями, не имеющими ничего общего с исходной логикой.
Так рождается миф или догмат веры.
Но на этом история не заканчивается. Рано или поздно появляется человек, который хочет проверить истинность этого догмата. И он начинает ставить эксперименты буквально воспроизводя содержание мифа и не учитывая все утерянные нюансы исходного знания. И естественно эксперимент проваливается. Догмат веры оказывается несостоятельным. Так возникают разрушители мифов.
Однако, что делать, если миф, объясняющий какое-то явление разрушен, а явление реально существует? История повторяется и создается новый миф. И это может продолжаться бесконечно…
… Сейчас мы используем для передвижения огромный набор разнообразных транспортных средств. Тут и автомобили, и мотоциклы, и велосипеды, и поезда, и еще невесть что. Но мало кто задумывался о том, что в этом списке последними появились именно мотоциклы. Автомобили были раньше. Более того, даже велосипеды появились после автомобилей. Впрочем, это вполне логично. Человечество, привыкшее ездить на 4-х колесах и на лошадях, сначала заменило лошадей в повозке и сделало автомобиль. Потом на смену лошади в верховой езде пришел велосипед. И только после этого, объединив велосипед и автомобиль, человек создал мотоцикл.
Однако, во всей этой истории самым важным для нас является то, что все названные устройства научились поворачивать с помощью специального механизма – рулевого управления.
С автомобилем все было просто – поверни колесо в сторону и твой автомобиль поедет туда, куда ты повернул колесо. В первых автомобилях использовался прямой привод колеса – т.е. что-то похожее на руль велосипеда, где угол поворота рулевого рычага и угол поворота колеса совпадают. Аналогичный механизм вполне естественно возник и на велосипедах. Вначале система была реверсной с одним рычагом управления – поворачиваешь рулевой рычаг влево, а колесо и экипаж поворачивают вправо. Но потом появился «рогатый» руль, который нужно было крутить двумя руками. Он сохранял «правильную» логику, более удобную и понятную для восприятия – куда повернул руль, туда повернулось и колесо, туда же поехал и весь экипаж.
Так появилось первое правило руления:
Поворот экипажа осуществляется путем поворота руля и управляемого колеса в желаемую сторону на нужный угол.
Конечно же, даже в те давние времена на экипажи и их седоков в повороте действовали те же силы, что и в современных мотоциклах. Но скорости были маленькие и поэтому возникающие в повороте силы были небольшими. И никто не обращал внимания на эти силы и даже не упоминал их при описании техники руления.
Но мы с вами не можем пройти мимо этих сил. Точнее, речь идет об одной силе – центробежной. Для автомобиля, устойчиво стоящего на 4-х колесах, она вообще не важна. А вот для двухколесного велосипеда важна. При повороте центробежная сила легко опрокидывает двухколесный экипаж. И чтобы этого не произошло, центробежную силу нужно как-то компенсировать, смещая центр тяжести системы в сторону поворота. Но т.к. центробежная сила мала, да и вес велосипеда по сравнению с весом седока не так велик, компенсация легко достигалась небольшим наклоном тела в сторону поворота.
Так появилось второе правило руления:
Поворот двухколесного экипажа осуществляется путем поворота руля и управляемого колеса в желаемую сторону на нужный угол с одновременным наклоном тела к центру поворота.
Впрочем, такой небольшой наклон осуществлялся инстинктивно, поэтому обращать на него особое внимание не было необходимости. И второе правило руления осталось незамеченным.
А потом появился мотоцикл. Он имел большую скорость и большую массу, поэтому центробежная сила в повороте оказывалась значительной, а небольшого инстинктивного наклона тела было недостаточно для ее компенсации.
Тогда-то второе правило руления и было вытащено из пыльных кладовых человеческого знания. Но к этому моменту все уже привыкли, что при повороте важен только угол поворота руля и колеса. Все остальное происходит автоматически. И вот, чтобы привлечь внимание к особенностям управления мотоциклом, второе правило руления стало формулироваться в виде парадокса:
Если обычный экипаж можно повернуть с помощью руля, то поворот мотоцикла нельзя осуществить простым поворотом руля в нужную сторону. Нужно еще наклонить мотоцикл в сторону поворота для сохранения равновесия.
А потом по мере передачи этого знания между людьми уточнения насчет роли наклона и использования руля были забыты и остался голый парадокс:
Мотоцикл поворачивается не рулем, а весом (т.е. переносом центра тяжести).
Так родился первый миф об управлении мотоциклом.
Потом были придуманы другие способы управления. В частности, контрруление, о котором мы поговорим позднее. Там тоже все было не очень просто и при передаче знания возникли искажения – суть метода была перепутана с техническим приемом, позволяющим его реализовать. В результате родилось ошибочное представление, что контрруление – это приложение к рулю усилия, направленного в противоположную повороту сторону.
А потом в строгом соответствии с законами развития мифов появились люди, которые захотели проверить – а действительно ли мотоцикл поворачивается весом (смещением центра тяжести). Эти люди не знали первую часть второго правила руления насчет работы рулем, или забыли о ней и воспроизвели только сам миф – отобрали у пилота доступ к рулю и заставили его поворачивать только переносом веса. И конечно ничего путного из этого не вышло. Вписаться в поворот не удавалось. Возник новый парадокс – мы видим, что весом повернуть не удается, но когда руки на руле, поворот получается. И при этом мы помним, что поворотом руля в сторону поворота мотоцикл не управляется, а вот таинственным контррулением с толканием руля от поворота управляется.
Так родился второй миф об управлении мотоциклом:
Мотоцикл управляется только контррулением. И если вы этого не понимаете, то значит вы просто выполняете его неосознанно.
А как же рулится мотоцикл на самом деле?
Об этом мы поговорим во второй части истории.
Продолжение следует.
Вторая часть.
P.S. Автор не я, опубликовано с его разрешения.
Происходит это очень просто.
Сначала появляется человек, который реально что-то знает. Может он сам это что-то открыл, или лично увидел, но он действительно знает. Потом у него появляется желание поделиться своим знанием с другими. А чтобы они запомнили его историю, он, как говорят психологи, добавляет туда мнемонические якоря. Иногда это делается осознанно, иногда интуитивно, — не важно. Важно то, что для того чтобы историю запомнили, в нее нужно добавить что-то эдакое – сенсацию, парадокс, гиперболу. Чтобы слушатель сказал «круто!» и изумился услышанному.
Потом слушатель делится услышанной историей с другими, те с третьими и т.д. При этом каждый четко передает другим изумивший его мнемонический «якорь», но упускает или искажает дополнительные детали. И в конце концов остается только запоминающийся парадокс, слегка приправленный комментариями, не имеющими ничего общего с исходной логикой.
Так рождается миф или догмат веры.
Но на этом история не заканчивается. Рано или поздно появляется человек, который хочет проверить истинность этого догмата. И он начинает ставить эксперименты буквально воспроизводя содержание мифа и не учитывая все утерянные нюансы исходного знания. И естественно эксперимент проваливается. Догмат веры оказывается несостоятельным. Так возникают разрушители мифов.
Однако, что делать, если миф, объясняющий какое-то явление разрушен, а явление реально существует? История повторяется и создается новый миф. И это может продолжаться бесконечно…
… Сейчас мы используем для передвижения огромный набор разнообразных транспортных средств. Тут и автомобили, и мотоциклы, и велосипеды, и поезда, и еще невесть что. Но мало кто задумывался о том, что в этом списке последними появились именно мотоциклы. Автомобили были раньше. Более того, даже велосипеды появились после автомобилей. Впрочем, это вполне логично. Человечество, привыкшее ездить на 4-х колесах и на лошадях, сначала заменило лошадей в повозке и сделало автомобиль. Потом на смену лошади в верховой езде пришел велосипед. И только после этого, объединив велосипед и автомобиль, человек создал мотоцикл.
Однако, во всей этой истории самым важным для нас является то, что все названные устройства научились поворачивать с помощью специального механизма – рулевого управления.
С автомобилем все было просто – поверни колесо в сторону и твой автомобиль поедет туда, куда ты повернул колесо. В первых автомобилях использовался прямой привод колеса – т.е. что-то похожее на руль велосипеда, где угол поворота рулевого рычага и угол поворота колеса совпадают. Аналогичный механизм вполне естественно возник и на велосипедах. Вначале система была реверсной с одним рычагом управления – поворачиваешь рулевой рычаг влево, а колесо и экипаж поворачивают вправо. Но потом появился «рогатый» руль, который нужно было крутить двумя руками. Он сохранял «правильную» логику, более удобную и понятную для восприятия – куда повернул руль, туда повернулось и колесо, туда же поехал и весь экипаж.
Так появилось первое правило руления:
Поворот экипажа осуществляется путем поворота руля и управляемого колеса в желаемую сторону на нужный угол.
Конечно же, даже в те давние времена на экипажи и их седоков в повороте действовали те же силы, что и в современных мотоциклах. Но скорости были маленькие и поэтому возникающие в повороте силы были небольшими. И никто не обращал внимания на эти силы и даже не упоминал их при описании техники руления.
Но мы с вами не можем пройти мимо этих сил. Точнее, речь идет об одной силе – центробежной. Для автомобиля, устойчиво стоящего на 4-х колесах, она вообще не важна. А вот для двухколесного велосипеда важна. При повороте центробежная сила легко опрокидывает двухколесный экипаж. И чтобы этого не произошло, центробежную силу нужно как-то компенсировать, смещая центр тяжести системы в сторону поворота. Но т.к. центробежная сила мала, да и вес велосипеда по сравнению с весом седока не так велик, компенсация легко достигалась небольшим наклоном тела в сторону поворота.
Так появилось второе правило руления:
Поворот двухколесного экипажа осуществляется путем поворота руля и управляемого колеса в желаемую сторону на нужный угол с одновременным наклоном тела к центру поворота.
Впрочем, такой небольшой наклон осуществлялся инстинктивно, поэтому обращать на него особое внимание не было необходимости. И второе правило руления осталось незамеченным.
А потом появился мотоцикл. Он имел большую скорость и большую массу, поэтому центробежная сила в повороте оказывалась значительной, а небольшого инстинктивного наклона тела было недостаточно для ее компенсации.
Тогда-то второе правило руления и было вытащено из пыльных кладовых человеческого знания. Но к этому моменту все уже привыкли, что при повороте важен только угол поворота руля и колеса. Все остальное происходит автоматически. И вот, чтобы привлечь внимание к особенностям управления мотоциклом, второе правило руления стало формулироваться в виде парадокса:
Если обычный экипаж можно повернуть с помощью руля, то поворот мотоцикла нельзя осуществить простым поворотом руля в нужную сторону. Нужно еще наклонить мотоцикл в сторону поворота для сохранения равновесия.
А потом по мере передачи этого знания между людьми уточнения насчет роли наклона и использования руля были забыты и остался голый парадокс:
Мотоцикл поворачивается не рулем, а весом (т.е. переносом центра тяжести).
Так родился первый миф об управлении мотоциклом.
Потом были придуманы другие способы управления. В частности, контрруление, о котором мы поговорим позднее. Там тоже все было не очень просто и при передаче знания возникли искажения – суть метода была перепутана с техническим приемом, позволяющим его реализовать. В результате родилось ошибочное представление, что контрруление – это приложение к рулю усилия, направленного в противоположную повороту сторону.
А потом в строгом соответствии с законами развития мифов появились люди, которые захотели проверить – а действительно ли мотоцикл поворачивается весом (смещением центра тяжести). Эти люди не знали первую часть второго правила руления насчет работы рулем, или забыли о ней и воспроизвели только сам миф – отобрали у пилота доступ к рулю и заставили его поворачивать только переносом веса. И конечно ничего путного из этого не вышло. Вписаться в поворот не удавалось. Возник новый парадокс – мы видим, что весом повернуть не удается, но когда руки на руле, поворот получается. И при этом мы помним, что поворотом руля в сторону поворота мотоцикл не управляется, а вот таинственным контррулением с толканием руля от поворота управляется.
Так родился второй миф об управлении мотоциклом:
Мотоцикл управляется только контррулением. И если вы этого не понимаете, то значит вы просто выполняете его неосознанно.
А как же рулится мотоцикл на самом деле?
Об этом мы поговорим во второй части истории.
Продолжение следует.
Вторая часть.
P.S. Автор не я, опубликовано с его разрешения.
- maxys146
- Макс
- 10 июля 2015 в 8:10
- 11
- +12
- PyccoTypucTo
- 10 июля 2015 в 8:25
- ↓
Надо же, сейчас появится загадочный автор и наконец расскажет нам с какой стороны нужно редьку жрать.
Пока не задумываешься все отлично получается)) как в анекдоте:
По коридору ВУЗа идет профессор. Навстречу студент:
— Здравствуйте, профессор. Можно Вас спросить?
— Конечно, спрашивайте, молодой человек.
— Скажите, профессор, Вы когда спать ложитесь, бороду на одеяло или под одеяло кладете?
После некоторой паузы:
— Да, знаете, как-то не задумывался.
— Ну, извините, пожалуйста.
Разошлись.
Через неделю зеленый профессор с кругами под глазами встречает в коридоре того же студента и хватает за грудки:
— Ну ты и сволочь! Неделю уже спать не могу — и так неудобно, и так неудобно!
По коридору ВУЗа идет профессор. Навстречу студент:
— Здравствуйте, профессор. Можно Вас спросить?
— Конечно, спрашивайте, молодой человек.
— Скажите, профессор, Вы когда спать ложитесь, бороду на одеяло или под одеяло кладете?
После некоторой паузы:
— Да, знаете, как-то не задумывался.
— Ну, извините, пожалуйста.
Разошлись.
Через неделю зеленый профессор с кругами под глазами встречает в коридоре того же студента и хватает за грудки:
— Ну ты и сволочь! Неделю уже спать не могу — и так неудобно, и так неудобно!
- Sanchez_RSC
- 10 июля 2015 в 10:30
- ↑
- ↓
Вот анекдот в точку — особенно на эндурке хорошо заметно. Стоит начать задумываться как ты едешь, правильна ли стойка, не ипанёшься ли ты вот на этой канаве впереди — йобс НЕМИНУЕМ! А когда после очередного падения ты злой, что тебя все как лоха на трассе делают, зло выкручиваешь ручку и валишь на рефлексах — едешь довольно долго. :)))
не могу с вами согласится, каждый поворот должен выполнятся с контр рулением, что бы вырабатывался рефлекс, и в экстренной ситуации не нужно было думать как, а делать. Очень много дтп связанно с тем, что пилот поворачивает руль от препятствия, тем самым поворачивает на него. Ну и видел случаи на затяжных поворотах, когда «свешивание» было совсем не эффективно, а поворот продолжался, пилот просто не понимал как уменьшить радиус поворота.
многие аварии от недостатка опыта и переоценки своих возможностей. Все используют контрруление порой даже не подозревая об этом, но освоение контрруления это не панацея. Для безопасной езды надо еще уметь тормозить, оценивать дорожную ситацию и много еще всего.
Как в айкидо (и подобных видах спорта с бросками) сначала учишься правильно делать страховку (падения).
Как в айкидо (и подобных видах спорта с бросками) сначала учишься правильно делать страховку (падения).
Контрруление — высокоэффективный приём управления двухколёсным (одноколейным) транспортом, основанный на осознанном манипулировании центробежной и силой притяжения путём смещения колеса (колёс) в сторону от равновесной точки опоры.
Само название состоит из двух частей «контр» и «руление», то есть «руление наоборот», противоруление.
Основная цель контрруления — быстрое (доли секунды) достижение нужного угла наклона мотоцикла или другого двухколёсного (одноколейного) транспортного средства перед изменением траектории на желаемую, например перед поворотом или для восстановления прямолинейного движения после него.
«Викепедия»
Тут и придумывать больше нечего, хотя насчет «осознанного» я бы поспорил…
Само название состоит из двух частей «контр» и «руление», то есть «руление наоборот», противоруление.
Основная цель контрруления — быстрое (доли секунды) достижение нужного угла наклона мотоцикла или другого двухколёсного (одноколейного) транспортного средства перед изменением траектории на желаемую, например перед поворотом или для восстановления прямолинейного движения после него.
«Викепедия»
Тут и придумывать больше нечего, хотя насчет «осознанного» я бы поспорил…
- Think_Stone
- 10 июля 2015 в 10:25
- ↑
- ↓
Кто-то вообще про это не слышал. А многие из тех, кто слышал, считают, что именно так мотоцикл поворачивает. Хотя контрруление служит, как правильно написано выше, именно для наклона мотоцикла.
Doc как раз все наоборот если мот наклонил вправо руль сам уходит на сколько ему надо влево, вот тебе и контрруление и чем больше скорость тем больше поворот руля, главное не мешать этому вцепившись в руль а просто фиксировать это положение и не сбрасывать газ.Все этим пользуются рефлекторно чтобы не упасть.Никогда не задумывался перед поворотом что надо делать контрруление и слово это модное ухо режет.
правильнее было бы сделать ссылку на Подборку эффектных трюков..., но решил вставить этот трюк, который без брюк…
В статье все же речь про руление, а не легкую корректировку направления.
У Кейта Кода был эксперимент, где пилоту на бак ставили отдельные ручки, чтобы держаться, а руль был свободен — никто в повороты нормально войти не мог — мотоцикл ехал практически прямо. Правда на скорости до 30 км/ч при должном умении можно довольно узкие траектории выписывать.
У Кейта Кода был эксперимент, где пилоту на бак ставили отдельные ручки, чтобы держаться, а руль был свободен — никто в повороты нормально войти не мог — мотоцикл ехал практически прямо. Правда на скорости до 30 км/ч при должном умении можно довольно узкие траектории выписывать.
хотел другую ссылку дать (правильную) Подборка эффектных трюков..., но больше понравился этот
Много я «накрутил»?:)
Обычно такие посты вызывают холивары, но тем не менее управление мотоциклом тема которая мне наиболее интересна.
Весёлые картинки, отчеты о путешествиях или личные впечатления я смотрю здесь редко. А тем затрагивающих управление мотоциклом, тактику поведения на ДОП и мотобезопасность на байкпосте до обидного мало.
Обычно такие посты вызывают холивары, но тем не менее управление мотоциклом тема которая мне наиболее интересна.
Весёлые картинки, отчеты о путешествиях или личные впечатления я смотрю здесь редко. А тем затрагивающих управление мотоциклом, тактику поведения на ДОП и мотобезопасность на байкпосте до обидного мало.
здесь был ататат
Вот в восьмидесятых не было инета и не знали мы ничего о контррулении, но как то катали и не парились. Всё дело было не физике процесса а в постепенно набираемом опыте. В раннем детстве велосипед, в школе мопед и кастом на базе велосипеда с мотором мотоцикла «Восход 2м», потом уже настоящий мотоцикл «Ява 638-05» (в моём случае). После длительный перерыв и в начале двухтысячных Р-6, сел и поехал не думая, как я буду поворачивать. Всё чушь, инстинкты рулят.
Закрытием газа в повороте рулит не инстинкт самосохранения, а идиотизм и недостаток опыта. Инстинкт самосохранения рулит тобой при торможении перед выездами с прилегающих территорий, перекрёстками и пешеходными переходами, а так же в междурядье не даёт тебе валить на всю ручку. Открытие газа в повороте на все деньги кстати то же не приведёт ни к чему хорошему и самосохранение здесь не при чём.
Мот всего-то будет нестабилен но тут уже решает резина. Да и зависит от того на какой скорости валишь. При 100+ обратной тяги хватит что бы проехать и на закрывающемся газе, правда непонятно зачем это нужно. Как можно улететь на встречку, вот это интересно) Переднее будет загружаться пока резина не потеряет держак, потом лоусайд и ты уже едешь на жопе. Разве что так можно попасть на встречку))
Вариант второй — добавление газа сильно рано\сильно много — естественно будет выносить на внешний радиус.
Вариант второй — добавление газа сильно рано\сильно много — естественно будет выносить на внешний радиус.
- Sanchez_RSC
- 10 июля 2015 в 10:28
- ↓
Мне понравилось вступление. Как «сарафанное радио» искажает истоки. Всё так и есть. По поводу остального… Дальняк, скучно, еду без рук. Вообще вверх их подняв. Работаю корпусом. Смещаюсь по полосе вправо и влево, руля не трогаю. Не уверен, что войду так в настоящий поворот, ну так я и не мастер, а развлекаюсь. Не исключаю, что мастер повернет с руками на баке, без руля. Да и глядя на стантрайдеров понимаешь — рулят они много чем, но часто руль им не нужен вовсе ;)
здесь был ататат
здесь был ататат
Спасибо за то, что статья написана без орфографических ошибок и не перегружена жаргонизмами, гиперболами, эллипсами и прочими грамматическими конструкциями, которые нормально воспринимаются в устной речи но здорово утомляют в печатном тексте.
И да, центробежной силы не существует (в физике, во всяком случае). Есть инерция, которая заставляет двигаться тело (мотоцикл) прямолинейно и равномерно.
И да, центробежной силы не существует (в физике, во всяком случае). Есть инерция, которая заставляет двигаться тело (мотоцикл) прямолинейно и равномерно.
Хорошо так всё начиналось и бац — «центробежная сила». Уважаемый автор, центробежная сила — это тоже миф, это упрощение для пассажиров автобуса, чтобы не рассказывать им про вектора и массы. Инерция — вот правильный термин.
В целом тема вечная, можно каждый год обсуждать контрруление, и каждый год будут обнаруживаться новые незнайки. Хуже того, можно знать что такое контрруление, понимать его смысл, но все равно водить мотоцикл как велосипед. В мотошколу ходят далеко не все, на экзамене упражнений на контрруление нет, в реальной жизни обойтись без него вполне можно. До первого экстрима, когда окажется, что мотоцикл не слушается. И чпок…
Пусть всплывает эта тема, если об этом задумается лишний десяток человек — отлично.
В целом тема вечная, можно каждый год обсуждать контрруление, и каждый год будут обнаруживаться новые незнайки. Хуже того, можно знать что такое контрруление, понимать его смысл, но все равно водить мотоцикл как велосипед. В мотошколу ходят далеко не все, на экзамене упражнений на контрруление нет, в реальной жизни обойтись без него вполне можно. До первого экстрима, когда окажется, что мотоцикл не слушается. И чпок…
Пусть всплывает эта тема, если об этом задумается лишний десяток человек — отлично.
Ну, если Ваше образование закончилось в школе, то в чем-то Вы правы. В школе много врут, говорят на ноль делить нельзя, корень из отрицательных чисел извлекать, и еще много всего.
Но если вы претендуете на грамотного человека, хотя бы википедию полистайте на тему центробежной силы. Это упрощение, иногда действительно удобное.
Но если вы претендуете на грамотного человека, хотя бы википедию полистайте на тему центробежной силы. Это упрощение, иногда действительно удобное.
Интересная тема! Для многих занудна, но ведь всем и не угодишь. Все пользуются «Байпостом», но кому интересно, как там организован интернет? Но ведь есть те, кому и интересно!
Так родился второй миф об управлении мотоциклом:Лично я являюсь апологетом «второго мифа» и считаю, что контрруление используется всегда, всеми, на любых скоростях. Даже при рулении «без рук». Даже при ходьбе пешком. На любом статически неустойчивом транспорте.
Мотоцикл управляется только контррулением. И если вы этого не понимаете, то значит вы просто выполняете его неосознанно.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (82)
RSS свернуть / развернуть