Проект продается, 60 000 USD [email protected]

Блог им. maxys146 → Сказка о таинственном контррулении. Часть 1. Рождение мифов.

Все мы понемногу увлекаемся психологией и умеем рассказывать интересные истории так, чтобы они надолго оставались в памяти слушателей. Вы спросите, какая тут связь с контррулением? Пока никакой. Но открою вам секрет: если интересная история важна многим и долго сохраняет свою актуальность, то она превращается в миф.


Происходит это очень просто.

Сначала появляется человек, который реально что-то знает. Может он сам это что-то открыл, или лично увидел, но он действительно знает. Потом у него появляется желание поделиться своим знанием с другими. А чтобы они запомнили его историю, он, как говорят психологи, добавляет туда мнемонические якоря. Иногда это делается осознанно, иногда интуитивно, — не важно. Важно то, что для того чтобы историю запомнили, в нее нужно добавить что-то эдакое – сенсацию, парадокс, гиперболу. Чтобы слушатель сказал «круто!» и изумился услышанному.
Потом слушатель делится услышанной историей с другими, те с третьими и т.д. При этом каждый четко передает другим изумивший его мнемонический «якорь», но упускает или искажает дополнительные детали. И в конце концов остается только запоминающийся парадокс, слегка приправленный комментариями, не имеющими ничего общего с исходной логикой.
Так рождается миф или догмат веры.

Но на этом история не заканчивается. Рано или поздно появляется человек, который хочет проверить истинность этого догмата. И он начинает ставить эксперименты буквально воспроизводя содержание мифа и не учитывая все утерянные нюансы исходного знания. И естественно эксперимент проваливается. Догмат веры оказывается несостоятельным. Так возникают разрушители мифов.
Однако, что делать, если миф, объясняющий какое-то явление разрушен, а явление реально существует? История повторяется и создается новый миф. И это может продолжаться бесконечно…

… Сейчас мы используем для передвижения огромный набор разнообразных транспортных средств. Тут и автомобили, и мотоциклы, и велосипеды, и поезда, и еще невесть что. Но мало кто задумывался о том, что в этом списке последними появились именно мотоциклы. Автомобили были раньше. Более того, даже велосипеды появились после автомобилей. Впрочем, это вполне логично. Человечество, привыкшее ездить на 4-х колесах и на лошадях, сначала заменило лошадей в повозке и сделало автомобиль. Потом на смену лошади в верховой езде пришел велосипед. И только после этого, объединив велосипед и автомобиль, человек создал мотоцикл.
Однако, во всей этой истории самым важным для нас является то, что все названные устройства научились поворачивать с помощью специального механизма – рулевого управления.

С автомобилем все было просто – поверни колесо в сторону и твой автомобиль поедет туда, куда ты повернул колесо. В первых автомобилях использовался прямой привод колеса – т.е. что-то похожее на руль велосипеда, где угол поворота рулевого рычага и угол поворота колеса совпадают. Аналогичный механизм вполне естественно возник и на велосипедах. Вначале система была реверсной с одним рычагом управления – поворачиваешь рулевой рычаг влево, а колесо и экипаж поворачивают вправо. Но потом появился «рогатый» руль, который нужно было крутить двумя руками. Он сохранял «правильную» логику, более удобную и понятную для восприятия – куда повернул руль, туда повернулось и колесо, туда же поехал и весь экипаж.
Так появилось первое правило руления:
Поворот экипажа осуществляется путем поворота руля и управляемого колеса в желаемую сторону на нужный угол.
Конечно же, даже в те давние времена на экипажи и их седоков в повороте действовали те же силы, что и в современных мотоциклах. Но скорости были маленькие и поэтому возникающие в повороте силы были небольшими. И никто не обращал внимания на эти силы и даже не упоминал их при описании техники руления.
Но мы с вами не можем пройти мимо этих сил. Точнее, речь идет об одной силе – центробежной. Для автомобиля, устойчиво стоящего на 4-х колесах, она вообще не важна. А вот для двухколесного велосипеда важна. При повороте центробежная сила легко опрокидывает двухколесный экипаж. И чтобы этого не произошло, центробежную силу нужно как-то компенсировать, смещая центр тяжести системы в сторону поворота. Но т.к. центробежная сила мала, да и вес велосипеда по сравнению с весом седока не так велик, компенсация легко достигалась небольшим наклоном тела в сторону поворота.
Так появилось второе правило руления:
Поворот двухколесного экипажа осуществляется путем поворота руля и управляемого колеса в желаемую сторону на нужный угол с одновременным наклоном тела к центру поворота.
Впрочем, такой небольшой наклон осуществлялся инстинктивно, поэтому обращать на него особое внимание не было необходимости. И второе правило руления осталось незамеченным.
А потом появился мотоцикл. Он имел большую скорость и большую массу, поэтому центробежная сила в повороте оказывалась значительной, а небольшого инстинктивного наклона тела было недостаточно для ее компенсации.
Тогда-то второе правило руления и было вытащено из пыльных кладовых человеческого знания. Но к этому моменту все уже привыкли, что при повороте важен только угол поворота руля и колеса. Все остальное происходит автоматически. И вот, чтобы привлечь внимание к особенностям управления мотоциклом, второе правило руления стало формулироваться в виде парадокса:
Если обычный экипаж можно повернуть с помощью руля, то поворот мотоцикла нельзя осуществить простым поворотом руля в нужную сторону. Нужно еще наклонить мотоцикл в сторону поворота для сохранения равновесия.
А потом по мере передачи этого знания между людьми уточнения насчет роли наклона и использования руля были забыты и остался голый парадокс:
Мотоцикл поворачивается не рулем, а весом (т.е. переносом центра тяжести).
Так родился первый миф об управлении мотоциклом.
Потом были придуманы другие способы управления. В частности, контрруление, о котором мы поговорим позднее. Там тоже все было не очень просто и при передаче знания возникли искажения – суть метода была перепутана с техническим приемом, позволяющим его реализовать. В результате родилось ошибочное представление, что контрруление – это приложение к рулю усилия, направленного в противоположную повороту сторону.

А потом в строгом соответствии с законами развития мифов появились люди, которые захотели проверить – а действительно ли мотоцикл поворачивается весом (смещением центра тяжести). Эти люди не знали первую часть второго правила руления насчет работы рулем, или забыли о ней и воспроизвели только сам миф – отобрали у пилота доступ к рулю и заставили его поворачивать только переносом веса. И конечно ничего путного из этого не вышло. Вписаться в поворот не удавалось. Возник новый парадокс – мы видим, что весом повернуть не удается, но когда руки на руле, поворот получается. И при этом мы помним, что поворотом руля в сторону поворота мотоцикл не управляется, а вот таинственным контррулением с толканием руля от поворота управляется.
Так родился второй миф об управлении мотоциклом:
Мотоцикл управляется только контррулением. И если вы этого не понимаете, то значит вы просто выполняете его неосознанно.

А как же рулится мотоцикл на самом деле?
Об этом мы поговорим во второй части истории.

Продолжение следует.

Вторая часть.

P.S. Автор не я, опубликовано с его разрешения.
  • maxys146maxys146
  • Макс
  • 10 июля 2015 в 8:10
  • 11
  • оценка: +12

Комментарии (82)

RSS свернуть / развернуть
+58
PyccoTypucTo
Надо же, сейчас появится загадочный автор и наконец расскажет нам с какой стороны нужно редьку жрать.
0
SDenis
воистину верую теперь!!!
+1
Locarus
Научит отца детей делать, у нас говорят :)
+3
Antique
то чувство когда комментарий набрал больший рейтинг чем пост :D
0
maxys146
Просто пост слишком неоднозначный и большая почва для холивара)
Это нормально, я подобного и ожидал)
+4
Watchman
А мне интересно продолжение. В итоге будет управляемый занос в сторону действия центробежной силы?
+5
storm13
Тоже заметил что на картинке пример не контрруления, а управляемый занос.
0
__Doc__
А по мне так руление — следа нет, дыма нет.
+3
Df_LSD
Холивар?? Я давно понял что в душе не знаю как на самом деле управляю мотоциклом, да и пофик. Главное получается.
+22
DaKar
Пока не задумываешься все отлично получается)) как в анекдоте:
По коридору ВУЗа идет профессор. Навстречу студент:
— Здравствуйте, профессор. Можно Вас спросить?
— Конечно, спрашивайте, молодой человек.
— Скажите, профессор, Вы когда спать ложитесь, бороду на одеяло или под одеяло кладете?
После некоторой паузы:
— Да, знаете, как-то не задумывался.
— Ну, извините, пожалуйста.
Разошлись.
Через неделю зеленый профессор с кругами под глазами встречает в коридоре того же студента и хватает за грудки:
— Ну ты и сволочь! Неделю уже спать не могу — и так неудобно, и так неудобно!
+7
Sanchez_RSC
Вот анекдот в точку — особенно на эндурке хорошо заметно. Стоит начать задумываться как ты едешь, правильна ли стойка, не ипанёшься ли ты вот на этой канаве впереди — йобс НЕМИНУЕМ! А когда после очередного падения ты злой, что тебя все как лоха на трассе делают, зло выкручиваешь ручку и валишь на рефлексах — едешь довольно долго. :)))
+4
HecnTV
А что бы рефлексы развить нужно через силу покатать правильно и как вариант попадать, иначе откуда рефлексам взяться?
+1
ninjan
не могу с вами согласится, каждый поворот должен выполнятся с контр рулением, что бы вырабатывался рефлекс, и в экстренной ситуации не нужно было думать как, а делать. Очень много дтп связанно с тем, что пилот поворачивает руль от препятствия, тем самым поворачивает на него. Ну и видел случаи на затяжных поворотах, когда «свешивание» было совсем не эффективно, а поворот продолжался, пилот просто не понимал как уменьшить радиус поворота.
0
DaKar
многие аварии от недостатка опыта и переоценки своих возможностей. Все используют контрруление порой даже не подозревая об этом, но освоение контрруления это не панацея. Для безопасной езды надо еще уметь тормозить, оценивать дорожную ситацию и много еще всего.
Как в айкидо (и подобных видах спорта с бросками) сначала учишься правильно делать страховку (падения).
+1
ninjan
Согласен. Я к тому что нужно понимать теорию, и закреплять ее опытом. Если человек делает интуитивно и не понимает то порог его возможностей ниже, в сравнении с тем кто понимает и умеет. Т.е. хотел сказать, что нужно уметь падать в айкидо, а не понимать что ты падаешь потому что тебя бросают.
+1
DaKar
Изучишь оружие — победишь в бою.
+1
MaxMad
+100500 анекдот
+6
DaKar
Контрруление — высокоэффективный приём управления двухколёсным (одноколейным) транспортом, основанный на осознанном манипулировании центробежной и силой притяжения путём смещения колеса (колёс) в сторону от равновесной точки опоры.

Само название состоит из двух частей «контр» и «руление», то есть «руление наоборот», противоруление.
Основная цель контрруления — быстрое (доли секунды) достижение нужного угла наклона мотоцикла или другого двухколёсного (одноколейного) транспортного средства перед изменением траектории на желаемую, например перед поворотом или для восстановления прямолинейного движения после него.
«Викепедия»
Тут и придумывать больше нечего, хотя насчет «осознанного» я бы поспорил…
+2
Think_Stone
Кто-то вообще про это не слышал. А многие из тех, кто слышал, считают, что именно так мотоцикл поворачивает. Хотя контрруление служит, как правильно написано выше, именно для наклона мотоцикла.
0
__Doc__
Ну да, мотоцикл наклоняется и руль сам поворачивает внутрь поворота (заметно, если энергично наклонить в поворот небольшого радиуса — как на джимхане).
+2
bob248
Doc как раз все наоборот если мот наклонил вправо руль сам уходит на сколько ему надо влево, вот тебе и контрруление и чем больше скорость тем больше поворот руля, главное не мешать этому вцепившись в руль а просто фиксировать это положение и не сбрасывать газ.Все этим пользуются рефлекторно чтобы не упасть.Никогда не задумывался перед поворотом что надо делать контрруление и слово это модное ухо режет.
0
bob248
Doc Вы правы, на пешеходных скоростях именно так происходит
+3
seitz
манипулирование силой притяжения — это пять
0
KOT_3axap
гравицапа, не?
0
seitz
не менее, чем
+6
DaKar
смотришь на мастеров и понимаешь, что они меняют законы физики в свою пользу, поэтому «манипулирование» как раз тот процесс к которому нужно стремиться)
вот пример руления только весом тела, специально выбрал такой ролик, чтобы не отвлекались на экип)))
0
MaxMad
Сисек нет. Можно было и в экипе ролик ставить!
+1
DaKar
С твоей аватаркой не поспоришь)
0
MaxMad
Сиськи должны быть сиськами, а не горохом!
+2
gukol
Это питерская Эмма Мотогонщица. Ей можно и без сисек.
+2
Hopma
и фигура и сиськи нормально, у каждого свой вкус на сиськи...))
0
MaxMad
Да. Для мамы двоих детишек выглядит вполне :)))
+1
seitz
познавательно, и смотреть приятно. Но законы физики она не меняла. Но разве что самую малость, как она без газа едет? Мой бы заглох. А рулить телом все на лисапете умеют без рук, при этом руль все равно поворачивается.
+2
Michael13
На ручке газа стоит специальная шайба скорее всего, которая не дает вернуться ручке газа самостоятельно. Эдакий круиз контроль. Ну либо тупо холостые подняла — на инжекторах это легко.
0
seitz
ясно, уличная магия
+1
DaKar
правильнее было бы сделать ссылку на Подборку эффектных трюков..., но решил вставить этот трюк, который без брюк…
+2
Michael13
В статье все же речь про руление, а не легкую корректировку направления.
У Кейта Кода был эксперимент, где пилоту на бак ставили отдельные ручки, чтобы держаться, а руль был свободен — никто в повороты нормально войти не мог — мотоцикл ехал практически прямо. Правда на скорости до 30 км/ч при должном умении можно довольно узкие траектории выписывать.
0
DaKar
роликов про контрруление тьма, да и здесь их было много выложено, а эту все-таки «смотреть приятно»)
и в этом ролике смещением ц.т. достигается поворот руля, тогда как контрруление — наоборот
+2
D503
Дык тут нет руления. Она по прямой едет. Небольшие виляния — не в счет! зайти в настоящий поворот только весом не выйдет.
0
DaKar
хотел другую ссылку дать (правильную) Подборка эффектных трюков..., но больше понравился этот
0
Michael13
Оба ролика хороши, но оба вообще не в тему. Даже рядом.
0
DaKar
выше объяснил почему не стал вставлять ролик именно про контрруление
+1
Gage
Руление телом теперь мое любимое руление изо всех типов рулений )))
+18
CAHbOK
ну как по мне то первая часть ни о чем, можно было сразу все рассказать в первой. Ради чего огород то городить?
0
chrome
А как же «пробег» накрутить? :)
+1
maxys146
Много я «накрутил»?:)
Обычно такие посты вызывают холивары, но тем не менее управление мотоциклом тема которая мне наиболее интересна.
Весёлые картинки, отчеты о путешествиях или личные впечатления я смотрю здесь редко. А тем затрагивающих управление мотоциклом, тактику поведения на ДОП и мотобезопасность на байкпосте до обидного мало.
0
chrome
Тема интересная, никто не спорит. Но зачем разбивать на две части, да еще и с такой слабой первой — не понятно.
-1
maxys146
Вторая часть еще не дописана. Только тссссс)
0
ohotnikCB
да не ужели нас ждет очередная интрига)))
0
chrome
А что, если она так и не будет дописана? Это ужас же: мифы развенчали, а правды не сказали! Будут люди сидеть и без веры и без знаний. Нельзя же так!
0
Michael13
Не, Макс, сюда надо было выкладывать уже законченный рассказ. Сейчас он больше вопросов вызывает…
-1
maxys146
Это наоборот хорошо.
Смотри сколько людей начали умные книжки и видео вспоминать.
Дай человеку информацию, он через час ее забудет.
Дай человеку дойти до нее своим умом и он запомнит это на всю жизнь)))
0
ohotnikCB
так значит второй части не ждать? ну мы ж книжки уже вспомнили, умом дошли)))
-1
maxys146
Долгими зимними вечерами...)
Будет вторая, будет)
0
Michael13
Ну, книжек то я уже много каких перечитал, всякие Коды, Парксы и прочие. Видео на эту тему тоже кучу пересмотрел. На практике давно уже всё освоил. А тут статья говорит, что всё на самом деле не так. Понять, что же Паша хотел сказать, я не смогу, пока второй части не увижу )
+1
BigMan
давай исчё)))
+1
bacha
Требую вторую часть!!! Или я лопну от нетерпения и забрызгаю весь байкпост своими ментальными внутренностями)))
+1
ohotnikCB
да во второй 99% будет объяснение физики управления мотоциклом по книжкам Ли Паркса или Кейта Кода… чего там выдумывать то еще и разрушать
здесь был ататат

+3
pacifist
Вот в восьмидесятых не было инета и не знали мы ничего о контррулении, но как то катали и не парились. Всё дело было не физике процесса а в постепенно набираемом опыте. В раннем детстве велосипед, в школе мопед и кастом на базе велосипеда с мотором мотоцикла «Восход 2м», потом уже настоящий мотоцикл «Ява 638-05» (в моём случае). После длительный перерыв и в начале двухтысячных Р-6, сел и поехал не думая, как я буду поворачивать. Всё чушь, инстинкты рулят.
+3
hobo
Инстинкт самосохранения рулит также закрытием газа в повороте))) Если не знаешь что этого делать нельзя, то улетаешь либо на встречку, либо в обочину. Вот так рулят инстинкты при езде на мотоцикле.
+1
pacifist
Закрытием газа в повороте рулит не инстинкт самосохранения, а идиотизм и недостаток опыта. Инстинкт самосохранения рулит тобой при торможении перед выездами с прилегающих территорий, перекрёстками и пешеходными переходами, а так же в междурядье не даёт тебе валить на всю ручку. Открытие газа в повороте на все деньги кстати то же не приведёт ни к чему хорошему и самосохранение здесь не при чём.
+1
hobo
так посади на мот человека, который не знает, что газ в повороте закрывать нельзя, и посмотри, как сработают его инстинкты самосохранения) Кейт Код отчасти прав в своей книжке.
0
Otam
Мот всего-то будет нестабилен но тут уже решает резина. Да и зависит от того на какой скорости валишь. При 100+ обратной тяги хватит что бы проехать и на закрывающемся газе, правда непонятно зачем это нужно. Как можно улететь на встречку, вот это интересно) Переднее будет загружаться пока резина не потеряет держак, потом лоусайд и ты уже едешь на жопе. Разве что так можно попасть на встречку))
Вариант второй — добавление газа сильно рано\сильно много — естественно будет выносить на внешний радиус.
+4
Sanchez_RSC
Мне понравилось вступление. Как «сарафанное радио» искажает истоки. Всё так и есть. По поводу остального… Дальняк, скучно, еду без рук. Вообще вверх их подняв. Работаю корпусом. Смещаюсь по полосе вправо и влево, руля не трогаю. Не уверен, что войду так в настоящий поворот, ну так я и не мастер, а развлекаюсь. Не исключаю, что мастер повернет с руками на баке, без руля. Да и глядя на стантрайдеров понимаешь — рулят они много чем, но часто руль им не нужен вовсе ;)
0
__Doc__
У того же Кейта Кода в киношке есть байк с указателем положения руля. Так вот там, когда «рулят весом» по указателю видно, что также имеет место быть контрруление. :)
+1
sepulturo
бредовый пост. Все уже давно описал Кейт Код.
здесь был ататат

здесь был ататат

0
Sniff
Спасибо за то, что статья написана без орфографических ошибок и не перегружена жаргонизмами, гиперболами, эллипсами и прочими грамматическими конструкциями, которые нормально воспринимаются в устной речи но здорово утомляют в печатном тексте.

И да, центробежной силы не существует (в физике, во всяком случае). Есть инерция, которая заставляет двигаться тело (мотоцикл) прямолинейно и равномерно.
0
razoom1
Я думал будет что-нибудь про прецессию гироскопа, а там… Скучно короч, низач0т.
+1
MaxMad
Контр руление? А что это?
0
Ramzs
На самом деле я не так давно понял, что действительно немного бессознательно использую контрруление. Причём я это понял на 350-килограммовом мотоцикле. На 280-килограммовом так не было )) Как будет в следующий раз — постараюсь запомнить, в какой ситуации это случается.
+1
aLexusPro
Хорошо так всё начиналось и бац — «центробежная сила». Уважаемый автор, центробежная сила — это тоже миф, это упрощение для пассажиров автобуса, чтобы не рассказывать им про вектора и массы. Инерция — вот правильный термин.

В целом тема вечная, можно каждый год обсуждать контрруление, и каждый год будут обнаруживаться новые незнайки. Хуже того, можно знать что такое контрруление, понимать его смысл, но все равно водить мотоцикл как велосипед. В мотошколу ходят далеко не все, на экзамене упражнений на контрруление нет, в реальной жизни обойтись без него вполне можно. До первого экстрима, когда окажется, что мотоцикл не слушается. И чпок…

Пусть всплывает эта тема, если об этом задумается лишний десяток человек — отлично.
0
hobo
В школе, на уроках физики, доступно объясняют что есть сила, а что инерция. Рекомендую повторить школьный курс физики)
0
aLexusPro
Ну, если Ваше образование закончилось в школе, то в чем-то Вы правы. В школе много врут, говорят на ноль делить нельзя, корень из отрицательных чисел извлекать, и еще много всего.

Но если вы претендуете на грамотного человека, хотя бы википедию полистайте на тему центробежной силы. Это упрощение, иногда действительно удобное.
0
Asfaltero
Это упрощение, иногда действительно удобное.
А почему ж его тогда для объяснения процесса не использовать-то, раз удобное?
0
MaxMad
Угу. + контр руление начинает работать на скорости 40 +, а на экзамене восьмёрка и доска :))
Хотя возможно тут ещё от геометрии мото зависит. У меня на 40+ включается :))
+3
avt0gen
Накой вот эти посты нужны? Все уже давно разжевано, написана куча книг, снята куча видео.
Гуглите «A twist of the wrist».
0
Asfaltero
Код как раз физикой процесса не особо заморачивался, напирая на психологию и физиологию… Есть куча авторов, которые про физику объясняют, только каждый по-своему, по мере испорченности — у кого всем гироскопы рулят, у кого — смещение центра масс…
0
V_a_s_o
… он увидел только край солца и оно уже ослепило его
0
Asfaltero
Интересная тема! Для многих занудна, но ведь всем и не угодишь. Все пользуются «Байпостом», но кому интересно, как там организован интернет? Но ведь есть те, кому и интересно!
Так родился второй миф об управлении мотоциклом:
Мотоцикл управляется только контррулением. И если вы этого не понимаете, то значит вы просто выполняете его неосознанно.
Лично я являюсь апологетом «второго мифа» и считаю, что контрруление используется всегда, всеми, на любых скоростях. Даже при рулении «без рук». Даже при ходьбе пешком. На любом статически неустойчивом транспорте.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. maxys146, Сказка о таинственном контррулении. Часть 1. Рождение мифов.