Привет, Байкпостовчанин. Кажется, ты используешь AdBlock.
БайкПост развивается и существует за счет доходов от рекламы. Добавь нас в исключения.
открытое письмо как отключить

Блог им. RatmiR73 → Как поворачивать/делать радиус поворота меньше на мотоцикле (Rouquin Malin)

Представляю Вашему вниманию перевод и озвучку видео французского райдера Rouquin Malin "Как поворачивать/делать радиус поворота меньше на мотоцикле".



Немного об авторе: Rouquin Malin — основатель проекта AntiPiloteDeLigneDroite (или же Лига Пилотов Против Езды По Прямой), один из основателей французской мотоджимханы, подробно разбирающий механику управления мотоциклом на примере своих экспериментов.

Содержание:

1) Контрруление? (Counter-steering?)
2) Наклон без использования руля
3) Как уменьшить радиус поворота

1) Контрруление?

Гироскопический эффект, увеличивает баланс мотоцикла.
Итак, этот эффект противостоит нашим усилиям, направленным на то, чтобы наклонить мотоцикл…
Стандартное решение для победы в этой борьбе – контрруление.

Это отлично работает. НО…

Вместо того чтобы следовать в нужном направлении, вы толкаете ту же сторону руля (прим. то есть чтобы повернуть вправо, вы толкаете от себя правую рукоятку), это заставляет переднее колесо сначала повернуть в противоположную сторону.

Когда переднее колесо повернулось в противоположную сторону, мотоцикл сначала тоже будет двигаться в противоположном направлении, даже если мотоцикл наклонился в нужном направлении…

Но когда мотоцикл достаточно наклонился, руль поворачивает в сторону наклона, и это позволяет мотоциклу быстро последовать в заданном направлении.

А если мотоцикл быстро следует в нужном направлении, это означает, что радиус поворота так же быстро уменьшится. Вы помните, как действует центробежная сила?
Объяснение: когда объект движется по окружности, сила [направленная от центра] будет выталкивать этот объект за пределы его траектории. Это центробежная сила. Она действует на высоту центра тяжести связки «водитель+мотоцикл».

Формула: Fc = m * V2/R. Центробежная сила пропорциональна массе, скорости в квадрате, но обратно пропорциональна радиусу траектории.

Так что если радиус быстро уменьшается, то сила значительно возрастает. Поэтому мотоцикл хочет распрямиться, как только мы перестанем толкать рукоять руля.

Вывод 1

Если мы хотим сохранить нашу траекторию, то нам нужно продолжать давить на рукоятку, чтобы предотвратить распрямление мотоцикла.
Но это давление на рукоятку передаётся на пятно контакта/шину, так что риск скольжения переднего колеса будет выше.

Может, другое решение будет лучше?

Часть 2, Наклон без использования руля

2) Наклон без использования руля

Даже без использования руля мы можем наклонить мотоцикл.
Это возможно увидеть, но это не столь очевидно – руль немного поворачивается в сторону наклона…
На скорости, которая не должна была этого допустить =)
Но…Мне приходится прилагать большие усилия своим телом, чтобы наклонить мотоцикл.

Потому что мне приходится бороться с гироскопическим эффектом, который стремится сохранить переднее колесо в его вертикальном положении, и с наклоном мотоцикла, который норовит повернуть переднее колесо в сторону наклона.

Когда эффект от наклона побеждает в этой борьбе, мотоцикл начинает сначала падать, а затем балансирует сам себя, даже без ускорения.

Итак, мотоцикл способен сбалансировать себя, без ускорения, даже когда он падает. Как это работает?

Когда мотоцикл наклоняется, руль хочет повернуть. Так что когда он падает, он хочет повернуть всё больше и больше…

Давайте сделаем небольшую напоминалку…
Запомните: при повороте руль «толкает» рулевую колонку в противоположную от поворота сторону, а затем и весь мотоцикл следует за этим движением…

Мотоцикл наклоняется, руль поворачивает. Затем это «толкает» рулевую колонку в противоположную от направления наклона сторону. Это «тормозит» эффект наклона.

Вывод 2

Наклонить мотоцикл без контрруления возможно, и это помогает уменьшить вероятность соскальзывания [переднего колеса].
Но вы должны сильно наклонить своё тело, как будто бы вы хотите упасть, это даст вам достаточно усилий, чтобы наклонить мотоцикл.
Свободный поворот руля сопротивляется прилагаемому вами усилию по мере того, как это самосбалансирует мотоцикл.

Давайте продолжим эксперимент

Часть 3, Как уменьшить радиус поворота

3) Уменьшаем радиус поворота

В предыдущей части мы показали, что поворот руля в направлении угла наклона, помогает сохранить ваш баланс.
Это означает, что скорость и гироскопический эффект – не единственные причины баланса мотоцикла во время поворота.
Так что мы можем замедлиться, пока мы наклоняемся…А затем, мы в состоянии наклонить [мотоцикл] и выполнить наш поворот ;)

Когда мотоцикл замедляется, гироскопический эффект уменьшается, и затем, прикладывая те же усилия своим телом, мотоцикл наклоняется больше.

КАК ЭТО РАБОТАЕТ?

Давайте вернёмся к упражнению.

Эффект самобалансирования вкупе с центробежной силой настолько силён, что мне приходится использовать моё тело как инвертированный противовес. Эффект настолько силён, что как только я прекращаю прикладывать усилия своим телом, мотоцикл пытается вытолкнуть меня на противоположную сторону, и мне становится трудно сохранять прямолинейность

Когда мы думаем об уменьшении радиуса поворота, нам нужно:
+ уменьшить центробежную силу
+ уменьшить эффект самобалансирования

Итак, давайте сначала начнём с того, что замедлим мотоцикл, пока он наклоняется…

Когда он замедлится, баланс переднего колеса уменьшится
И это позволит рулю повернуть больше внутрь поворота, и мотоцикл повернёт больше без большего наклона
Затем повороты станут всё уже и уже.

Но мне всё ещё нужно использовать инвертированный противовес [Rouquin имеет в виду наклон в сторону поворота и использование веса тела]…

Так что мотоцикл всё ещё пытается остаться в самобалансировании. Итак, когда мы уменьшаем скорость во время наклона, мы уменьшаем радиус поворота, без падения. НО…

Когда вы замедляетесь, находясь в наклоне, вам необходимо:
+ не прекращать поворот переднего колеса!
+ не прекращать поворот руля!
Вы должны знать, как замедлиться (с помощью тормозов или торможения двигателем) в порядке убывания (уменьшая прикладываемые усилия, сначала понемногу, затем всё больше и больше)

И последнее…

Если вы не замедлитесь так, как это нужно сделать, в связке со слишком быстрым поворотом руля, то это может распрямить мотоцикл настолько, что вы выйдете за пределы заданной траектории поворота

1. Если вы чересчур перетормаживаете, то это приведёт к переносу массы на противоположную от направления наклона сторону
2. Этот эффект противостоит наклону и пытается выпрямить мотоцикл.
3. Если переднее колесо замедлится, руль повернётся больше, что увеличит эффект самобалансирования.

Настолько, что мотоцикл распрямит сам себя.

Вывод 3

Для уменьшения радиуса поворота вы должны уменьшить скорость в момент наклона.
Тормозите, уменьшая прикладываемое усилие, не прекращайте поворот переднего колеса и руля.
В то же время используйте положение своего тела, чтобы свести к минимуму давление на руль.
Руль должен поворачиваться сам (для уменьшения радиуса), но, возможно, вам придётся уменьшить скорость его поворота (чтобы замедлить эффект самобалансирования).

Оригинал видео:


Размещено с разрешения автора. Перевод и озвучка: Мото джимхана Ульяновск
  • RatmiR73RatmiR73
  • Андрей
  • 22 декабря 2018 в 17:57
  • 20
  • ?

Комментарии (13)

RSS свернуть / развернуть
+1
BazzaNI
Спасибо!
+5
RatmiR73
Пожалуйста =)
К стилю изложения Рокина нужно привыкать, поэтому чтобы избежать недопонимания вкратце основные мысли видео:
1) Контрруление действует на любой скорости
2) Если радиус быстро уменьшается, то сила значительно возрастает. Поэтому мотоцикл хочет распрямиться, как только мы перестанем толкать рукоять руля.
3) Он показывает как развесовка влияет на мотоцикл, управляя без руля. При этом Роукин не противопоставляет контрруление и «езду без использования руля» — потому что по сути мотоцикл совершает те же действия, что и при контррулении.
4) Если повернуть руль до упора в наклоне, то мотоцикл не упадёт, а будет пытаться выпрямиться. однако для этого важно не прекращать поворот и держать руль повёрнутым до упора.
5) Описано как мотоцикл балансирует сам себя и почему.
+4
serg78
Этот комментарий информативнее всего видео. Автор видео всё время ссылается на гироскопический эффект, но мы то знаем что он почти не влияет, а мотоцикл распрямляется из-за геометрии вилки, её наклона(трейла).
-4
Schwarz
Смешно в очередной раз читать про КОНТРруление. Это, видимо, сильно затянувшееся недоразумение или даже чья-то шутка. Есть одно обычное руление двухколёсным транспортом и говорить про контрруление, то же самое, что говорить про контрдыхание. «Если вы хотите сделать вдох, то сначала сделайте КОНТРвдох! Выпускайте воздух из лёгких желая вдохнуть и тогда волшебным образом вслед за этим произойдёт вдох!»
Всегда! Всегда! А не иногда! Все мы выдыхаем перед вдохом. И всё мы чуть виляем рулём в сторону противоположную запланированному повороту, чтобы наклонить мотоцикл или велосипед и совершить поворот.
+5
DrewID
Это делается автоматически в большинстве случаев. НО. В стрессовой ситуации люди, казалось бы умеющие управлять мотоциклом крутят руль туда же, куда хотят повернуть, а мотоцикл почему-то едет в другую сторону. Так было и со мной однажды, но сосредоточившись и вспомнив этот термин и что нужно делать, успешно вышел из поворота.
0
dvkozurev
Вообще нет, точнее никогда не виляем, особенно на велосипеде, где эффект гироскопа не так влияет за счет меньшей массы колес. «Кажется виляем» — не считается, это всего лишь взгляд в направлении поворота и перенос массы тела по отношению к рулю и не более. Это можно сделать только специально, тем более на велосипеде, а на шоссейнике то и вообще противопоказано, ввиду короткого выноса руля и и невозможности потом поймать велосипед на асфальте из за скользяка переда.
Рулит байк наклоном, без КР в некоторых случаях просто не наклонить байк настолько чтобы вписаться в радиус вот и все. А то что вы уже во время поворота докладываете байк — не совсем контр руление, ложить траекторию надо до, а не во время, иначе это не поворот, а лотерея.
Вот пример того же на горнике www.youtube.com/watch?v=RdRjjvKQ1k8
Это хорошо что вы освоили на «механическом» уровне и не вникаете, это на самом деле правильно, но есть люди которые вообще ездят даже интуитивно не используя КР, по прямой, даже на мото поворачивая с черепашей скоростью практически в вертикальном положении. Таких людей громадная масса, просто достаточно глянуть на задний баллон, сразу видно кто наклоняет байки, а кто нет, последние про КР возможно вообще не слышали.
Может сумбурно вышло, но как то так )
0
Spelli
Среди всего этого потока слов зацепила одна фраза:
Когда вы замедляетесь, находясь в наклоне, вам необходимо:
+ не прекращать поворот переднего колеса!
+ не прекращать поворот руля!
То есть если я начал тормозить в повороте (допустим испугался внезапно изменившейся дорожной обстановки, увидел на дороге брошенную кувалду, лужу масла или кота..)то нужно стараться аккуратно притормозить, свеситься и довернуть руль в сторону поворота, чтоб уйти на внутренний радиус или наоборот прибавить газ, выпрямиться и приотпустить руль, чтоб уйти от препятствия по внешней? Если уж начал тормозить, то угол поворота станет только круче и для этого надо прилагать соответствующие усилия, как этот парень и описывает, верно?
0
RatmiR73
Попробуйте поворачивать без рук — делать круги. При выполнении этого упражнения на себе чувствуешь эффект самобалансировки мотоцикла, и как он будет пытаться выпрямиться. Чтобы не упасть при торможении и не распрямить мотоцикл, нужно продолжать поворачивать (т.е. прилагать усилия к рулю), и не распрямлять руль. По сути да — чтобы пойти по внутреннему радиусу, нужно замедлиться, свеситься в поворот и по возможности довернуть руль. Чтобы распрямиться — газ или задний тормоз без удерживания руля в блоке. Наглядный пример как делать нельзя — когда Роукин упал, пытаясь зацепиться за столб. Необходимо помнить о центробежной силе (или как многие поправляют — центростремительной). Я, увы, не теоретик, и вдобавок ко всему гуманитарий) Поэтому могу объяснить только то, что ощущаю сам на основании базовых знаний физики)
0
ASUS_Fan
Специальной центростремительной силы в природе нет. Ее роль выполняет одна или несколько других одновременно действующих сил.
+1
ku7mich
Хотел бы добавить по поводу перевода, где-то на 02:13 объясняется про контр-руление — переводчик добавил немного от себя, т.к. в субтитрах нету «право» или «лево», а вот в озвучки говорят про поворот направо в то время как на видео выполняется поворот налево.
0
RatmiR73
Да, добавил сам, для наглядности) Направо привёл в пример, потому что мотоциклист уезжает в правую от зрителя сторону)
0
Ty3
Ну это совсем для блондинок))) Все же видят, что мот поворачивает на лево.
ЗЫ Без притенззий, отличное видео!
+1
famalata
Оставлю и тут тоже)
Парни постарались — спасибо!
Но:
1. При контррулении давление от рукоятки руля передаётся на покрышку и уменьшает сцепление

— увеличение давления на переднем колесе могло бы привести к уменьшению сцепления, но только если на руле повиснуть (и то не факт). А то ещё и наоборот, приведёт к увеличению сцепления. А вообще — само по себе контрруление выполняется без давления на руль вниз (давление идёт вперёд)
.
.
2. Наклоняем байк без использования контрруления

— таки с использованием — просто при этом нет давления на руль, но телом вы делаете то же самое — заставляете руль подруливать. Об этом подробно рассказывал Jet
youtu.be/wARGOpzdCHw
.
.
3. Для уменьшения радиуса уменьшаем скорость в момент наклона. Тормозим с одновременным рулением. Перемещаем вес тела

— всё так, если речь идёт про джимхану и если торможение передним тормозом выполняется только до апекса. Хотя торможение передком будет распрямлять мотоцикл, но также будет помогать довернуть руль.
.
.
А вообще уже давным-давно всё это было рассказано в роликах Кинтаро;)
www.youtube.com/playlist?list=PLPRuX9QmtJacTx3reeDRUxXusm3wVjBlx
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. RatmiR73, Как поворачивать/делать радиус поворота меньше на мотоцикле (Rouquin Malin)