Проект продается, 60 000 USD [email protected]

Honda CB900F Hornet 2002 → Колхозный тюнинг или как мне было лень покупать поворотник

Так случилось, что по весне подмыло гараж и мой Хорнет плавненько завалился на правый бок. К счастью, погиб только один китайский поворотник. Начал смотреть замену — ничего не приглянулось, с Луиса один поворотник заказывать душила жаба. Но тут наткнулся на тему про светодиоды в стопарь, и понеслось.
Самодельный светодиодник

Сразу замечу, что получившийся вариант является опытным образцом. Поэтому не гнался за эстетикой и внешним видом. Делалось всё для апробирования технологии и вообще проверки возможности установки полного комплекта таких поворотников. В целом, меня самого результат удовлетворил. Буду делать все четыре, с конструктивными улучшениями.

А еще наши особисты не поняли бы меня, если бы я притащил на работу зеркалку, поэтому всё фоткалось на мобилки — качество снимков, к сожалению, соответствующее.

В первоначальном проекте было три базовых требования:
— всё это должно жрать мало тока (т.к. мне на допосвещение и так не хватает);
— желтый свет только при свечении;
— свечение в виде стрелки.

По светодиодам долго выбирать не стал — остановился на т.н. пираньях (собственно, на пост тов. Highmen'а наткнулся, когда искал инфу по ним). Сначала были куплены китайские Betlux в одном известном магазине электроники. При напряжении в 2.1 В они влезали по пять штук в линейку. При попытке проверить их на максимальное напряжение все дружно сгорели.

После этого в другом известном магазине электроники были куплены пираньи Vishay, модель TLWY8900. Тут уже сопротивление подбиралось более гуманно. Поэтому светодиодных жертв не было. Но, поскольку напряжение в бортовой сети ой-как не постоянно, то решено было подбирать резистор опытным путём, чтобы светилось на холостых и не горело (пламенем) на пике реле-регулятора. Дальше я побежал к нашим аппаратчикам гонять лабораторный БП. Выяснилось, что нормально светящиеся при 12 В светодиоды начинают краснеть при 15 В (а по мануалу-то верхний потолок напряжения 15.5 В, хотя обычно всё считают на 14,5 В). Короче, как ни жонглируй резисторами, а диапазона напряжений светодиода не хватает на нормальную работу в мотосети.

Опытные товарищи (в лице моего давнего друга и, по совместительству, нашего главного железячника) посоветовали ставить стабилизатор напряжения. Были даже мысли воткнуть стабилизатор тока (что правильней для светодиодов), но я посчитал это уже перебором для поворотника.

После покупки микросхемы L7812ABV-DG и конденсаторов обвязки для неё, была собрана «макетная плата».

И начался процесс испытаний и сбора статистики (прогон на разных напряжениях от 10 до 15.5 В).
10.0 В
11.0 В
12.0 В
13.0 В
13.5 В

Тут же выяснился коварный нюанс стабилизатора, который я по неопытности пропустил в даташите. А именно — заявленная просадка напряжения в 2 В. В реальности, значение оказалось чуть меньше. Но тем не менее. Спасло ситуацию то, что светодиоды начинают приемлемо светиться при напряжении меньше рабочего. Короче, после всех опытов и повторных расчётов остановился на резисторе в 22 Ом (да, вишаевские светики жрут 70 мА, вместо более популярных 30 мА). Возможно, на следующих образцах увеличу до 24 Ом, чтоб не думалось…

После обкатки электросхемы началось самое интересное (по крайней мере для меня самого, поскольку раньше этим не занимался) — изготовление печатной платы. Плату «проектировал» в одной широкоизвестной в узких кругах отечественной чертилке — Компасе-3D. Опять же опытные товарищи советовали использовать специализированные инструменты. Но по образованию я инженер-механик и все эти PCAD'ы от меня далеки. Тратить время на их изучение было жалко.

Дальше был ЛУТ. Первый отжатый у жены утюг оказался нерабочим (грел слабо), второй оказался разобранным. Пришлось собирать. Переводил через подложку от самоклейки. Результат приятно удивил.


Толщины линий в надписях составляют порядка 0.2 мм. Перевелись на ура. Травилось всё в хлорном железе. Начитавшись ужасов про его агрессивность решил подготовиться основательно :)

На следующий день после получения платы понял, что накосячил с зеркальностью дорожек. В итоге микросхему пришлось крепить кверху ногами. Решил, что для опытного образца и так сойдет.

Дальше были конструкторские изыскания — из чего, собственно, делать корпус. Над задней крышкой долго не думал — пара алюминиевых уголков и метизы. Были мысли пустить в ход имеющийся в наших недрах 3D-принтер, но как-то не сложилось.


А вот лицевая часть вызывала беспокойство. Сначала хотел всё залить лаком и по краям герметиком. В целях сокращения трудоёмкости до нуля. Но представил, как это будет мыться (и пачкаться), и стало не по себе. Уже не помню как, но нашел в интернетах упоминание вакуумной формовки оргстекла (а оргстеклом в 2 мм толщиной я на всякий запасся ещё при покупке стабилизаторов). Городить что-то из пылесоса и духовки для изготовления поворотника ну совсем не хотелось. Решил пойти простым путём. Деревянные «матрица» и «пуансон» в купе со строительным феном.

Электролобзика под рукой не оказалось. Пришлось пилить сначала на торцовочной пиле, потом болгаркой, затем высверливать дрелью. И всё это тщательно обработать напильником, т.е. дремелем. На удивление, получилось приемлемо. В одном месте слои оргстекла слиплись, пришлось пропиливать. Ну и поверхность не идеальная в итоге. Но, честно говоря, думал вообще ничего не получится.

В принципе, оргстекло можно гнуть в несколько проходов. Сначала давил общую форму «линзы», а затем по частям выравнивал крепежный фланец алюминиевым профилем. В сборе, смотрится вполне сносно, на мой субъективный взгляд (фотки в стиле — найди поворотник среди груды хлама).


Крышка крепится к корпусу на 4 винта М2 (больший диаметр банально не влез из-за галтелей на крышке), соединение заделывается прозрачным герметиком. После сборки сразу напрашивались доработки в «серийную» конструкцию. Планирую оргстекло делать без фланца, немного уменьшить толщину (глубину) и крепить его на три винта М3 по бокам к дополнительным опорам. Ну, и пришлось из-за этого немного изменить разводку самой платы.

Дальше, наконец-то, можно было ехать в гараж и пытаться всё это присобачить к мотику. Крепился чудо-поворотник через еще один алюминиевый уголок (ну, люблю я этот материал!). Сам уголок и его покраска делались уже на скорую руку, поэтому косяки — налицо. У меня на мотике, из-за установленных боковых кофров, поворотники крепятся не на штатное место, а значительно выше. Но посадочная площадка аналогична штату.




Слева стоит китайский светодиодник в корпусе, похожем на оригинальный хондовский. Собственно, такой же до весны стоял и справа. Люксметром, естественно, ничего не замерялось, но по субъективным ощущениям самоделка светит раза в полтора-два ярче китайца.





Оно же, но уже с установленным на место стопарём и верхним кофром.

Ну, и парочка бессмысленных видео по теме.
 


После установки были ходовые испытания (как раз два дня под дождями ездить пришлось). После первичного осмотра — всё в порядке. А грязью действительно покрывается быстро…


Сейчас не спеша готовлюсь к изготовлению «серийных» образцов. Мой Хорнет японской версии, следовательно в передних поворотниках стоят габариты. Сначала хотел сделать и их тоже. Но это нужно ставить еще один стабилизатор (либо общий, либо в каждый поворотник), а места маловато. Да и «стрелка» поворотника в этом случае будет уже ни так смотреться… В итоге, забил. Тем более, нашими стандартами такая иллюминация не описывается, могут быть проблемы. Хотя, концепция, конечно, правильная — центральная фара и два желтых огня по бокам, сразу понятно, что это мотик едет, а не тазик с одной перегоревшей лампой.

Так что буду делать еще четыре одинаковых (крепежные уголки только будут левые-правые) поворотника и ставить полный комплект. На данный момент остановился на такой вот конструкции.

  • V0ronV0ron
  • Дмитрий
  • 20 апреля 2015 в 23:50
  • 41
  • оценка: +114

Комментарии (54)

RSS свернуть / развернуть
+13
djafar737
сума сойти!)))) до чего дошел прогресс! три раза +++)))
+5
Hagor
  • Hagor
  • 20 апреля 2015 в 23:56
Я у мамы инженер-электрик :D Отлично сделано) Чуть поменьше бы и вообще отлично. Ну и крепёж поизящнее)
0
V0ron
Спасибо! По размеру долго мучался. Если сделать меньше, то будет ни такая сочная стрелка (на этих светодиодах, по крайней мере). Но в «серийной» версии уходит фланец фиксации оргстекла, за счёт этого сам корпус станет поменьше и не будет видно страшного крепежа.
+9
Hellriker
Автор просто маньяк! )
+1
TermoSINteZ
Красиво и аккуратно!
Сзади таким же как оргстекло методом можно сделать крышечку (из абс например), чтоб не торчали гайки с винтами.
0
V0ron
Спасибо! Друг посоветовал залить заднюю часть монтажной пеной, срезать по шаблону, шлифануть и покрасить. Но, что-то мне это представляется очень хлопотным.
А с абс-пластиком, мне кажется, такой фокус не пройдёт — начнет плавиться. Ну а метизы на «серийной» версии всё равно будут не видны — здесь же всё собиралось из того, что было под рукой.
+2
slipuringa
Вот, может чем поможет… habrahabr.ru/post/241909/
а так респект!
0
TermoSINteZ
Да, силикон прокатит. Сам тоже так делал. Но вонючее это дело… ппц
0
V0ron
Спасибо за ссылку. Нужно будет ознакомиться.
+1
AlexeyMit
Здорово! Каждый раз удивляюсь рукастости наших собратьев! Молодец!
+2
ultorix
Просто класс! А начальник у тебя бездельник, если у тебя есть столько свободного времени при таких прямых ручках-то!
0
V0ron
Спасибо! А начальник у нас молодец! :) Всегда не против, если мы что-то сами по аппаратной части делаем, хотя, формально, наш отдел разработки ПО. Благодаря этому и инструмент какой-никакой есть, и попрактиковаться на чём. Но по ушам я, конечно, получил за нерациональное расходование рабочего времени… :)
+16
Teamyopt
Зачем ты мотоцикл вообще покупал? Мог бы сам собрать)
+6
pahomius
Ага, самое главное тут конечно лень :D
0
pozitivnii
ОТЛИЧНО в мемориз, вопрос о видимости в яркий солнечный день
проводились испытания?
0
V0ron
Спасибо! Не было как-то пока ярких солнечных дней. А то самому хочется проверить. Но в результате не сомневаюсь, на взгляд светит раза в полтора-два ярче китайского поворотника (что слева остался). Эти светодиоды сами по себе не плохую светоотдачу имеют. Сначала очковал, что сбоку будет плохо видно (угол у светодиодов 90 гр, вроде), но опасения не оправдались — оргстекло дополнительно отражает, поэтому даже ровно сбоку мотоцикла видно отчетливо.
+1
madEngineer
А всего-то стоило курсу прыгнуть… )
Предлагаю рацуху: изготовить треугольную пластину-накладку, закрывающую схему, внешним контруром повторяющую внутренний край светодиодной стрелки.
Крепить на существующие винты через проставки. На внешней стороне пластины гравировать «Ledicator-1».
0
V0ron
За предложение спасибо! Идея очень интересная. Хотя, изначально специально ориентировался на так сказать скелетный дизайн, чтобы все потроха было видно. Но вот теперь задумался…
+1
kelchin
маньяк! вот бы мне столько свободного времени(((
+1
Durimar
Однозначно в избранное! Идея формовки орг.стекла великолепна, надо обязательно попробовать что нибудь самому сварганить, какой нибудь влагозащищенный кейс для тлф/навигатора(думается если постараться и найти неисправную копию устройства — можно формовать «заподлицо»)
0
V0ron
Вообще, технология далека от совершенства. Для поворотника сойдёт, но для закрытия экрана — не очень имхо. Сложно получить идеально гладкую лицевую поверхность (ну или нужно лепить «матрицу» из гипса и долго и упорно шлифовать). Плюс нужно делать петли, замок… Под навигатор/телефон (да и вообще, как прозрачный бардачок получилось) для себя выбрал прозрачный кейс Peli.


Это вроде модель Peli 1040 (я его уже пиарил где-то в коментах). Стоит уже года 3 — полёт нормальный. Хотя сначала думал, что развалится от вибраций нахрен. Крепил банально винтами М4 через проставку. Но теперь вот подумываю заменить их на пластиковые клипсы или какую-нить другую резину/пластмассу.
Извиняюсь за качество фоток, всё забываю эту коробушку нормально сфоткать.
+1
Durimar
Ктож спорит… Идея/технология далека от совершенства, но на то у нас и голова чтоб довести идею до рабочего состояния, а руки чтоб реализовать…
+1
S1D
  • S1D
  • 21 апреля 2015 в 8:11
После прочтения подобных статей, меня всегда посещают мысли — какой же я безрукий и бестолковый )) Автор красавчик
0
Decrypter
Мда, бросился ты во все тяжкие… :-)
Шаблонная плата на картонке супер, тоже люблю накидать на столе изначально схему и проверить в работе а уж потом оформлять.
Выглядят, на мое мнение, на мотоцикле не очень, но зато их будет виднее намного!
+1
avruser
Однозначно годнота. Пили корпуса различных поворотов на продажу и прозрачные стёкла к существующим поворотам. Будет очень неплохо.
А вот электронную начинку лучше поменять, использовать импульсные драйвера для светодиодов. Вот с ними можно легко организовать интересный эффект: «белый габарит, жёлтый поворот». Да и места они сильно меньше занимают.
0
V0ron
На продажу не окупится :) Да и действо это скучное — оргстекло давить.
Задумывался про белый габарит, но в поворотнике он, имхо, будет лишним. Ни так отчетливо стрелка желтого света будет видна. Драйвера мне советовали опытные товарищи, но хотелось как проще.
А про эффект «белый габарит, жёлтый поворот» поясни, не очень понял, как это можно организовать за счёт драйвера. У меня на габариты отдельный плюс идёт (спереди).
+1
avruser
В том и фишка, что можно с помощью импульсных драйверов ( ну не только импульсных, вообще-то) реализовать эффект ДХО и поворота «в одном флаконе» по следующему алгоритму: «включили зажигание -> загорелся ДХО -> включили поворотник, ДХО погас и в промежутке между миганиемм поворотов ДХО не работает -> выключили поворотник -> через некоторое время ДХО включился.
А реализуется это через управляющий вход у драйвера. Есть у нас две цепи, белая и жёлтая, у каждой свой драйвер. При включении жёлтой цепи, управление драйвера белой сажается через транзистор с РС цепочкой на базе, на землю. Что приводит к отключению диодов. Вот и весь алгоритм. На авто я такого уже тучу собрал у себя на работе. Вот надо себе на мот вколхозить.
0
V0ron
Ясно. Спасибо за разъяснения. Нужно будет ознакомиться с матчастью…
+1
Aydinka
А нам на работе всего 15 мин на перекур дают :(
+1
cember
АНТИрукожопства пост :)
получилось просто мегаотлично!!!
кстати, по идее надо спереди делать не просто габариты, а сразу дневные ходовые — будет вообще отлично.
но светодиоды там должны быть мощные…
0
V0ron
Смотрел в эту сторону. Но так и не понял, что говорят про это ПДП и ГОСТы. Про машины, вроде, всё уже подробно описано, но на ДХО для мотиков вроде нормативов нет. Так что если какому-нить гайцу будет скучно…
С другой стороны, у меня еще по бокам дополнительный свет стоит (светодиодная матрица в линзе), так что ДХО, вроде, уже излишеством будут…
+1
cember
я себе на Х4 вешал — с ними гораздо лучше
0
V0ron
Блин, а ты был прав! :)
Полноценные ДХО ставить не стал, обошелся просто белой светодиодной лентой на SMD5050. Наклеил и привязал хомутами её на ветрозащиту рук.

Светит убедительно, а жрёт (по подсчетам) не более 10 Вт, что, соответственно, аналогично двум лампочках габаритов.
На фотке, кстати, вся эта конструкция уже после небольшой скользячки. Часть диодов стерлась, а остальные остались светить.
Когда-нить я, наконец-то, поставлю обратно боковые фонари дополнительного освещения, и гирлянда получится ваще зачетная! :)
0
RideBike
руки то рабочие, молодец. но поворотник страшный и большой, не вписывается в черты мотоцикла(
+1
V0ron
Отчасти согласен. На то оно и колхозинг. Но на эстетику и внешний вид у меня в мотике давно уже болт положен. В приоритете здесь был функционал, и он меня устроил.
0
RideBike
как бывший владелец хорнета (сменил на африку) скажу смело, нельзя такого крассавца так уродовать)))
0
V0ron
У этого Хорнета и так судьба незавидная была. Прошлый (позапрошлый?) хозяин зачем-то зад задирал. Из-за этого пассажир сидел на спине водителя, почти. Плюс болтанка от кофра. Пришлось выгибать обратно (два лома и распорка в балку крыши гаража). Оригинальная фара была лопнутая, поменял сразу на линзу. Так что ему уже не привыкать :)
Ну и, честно говоря, родные поворотники ему не очень идут (мой колхоз, конечно, еще страшней). У него вид относительно современный, а поворотники выглядят весьма архаично. Ну, и круглая фара, конечно. Но новых Хорнетах фару другую уже ставят, и поворотники немного симпатичней (хотя, передние могли и с фарой совместить). Но это уже, как говорится, на вкус и цвет…
0
Efr
  • Efr
  • 21 апреля 2015 в 10:06
Круто, конечно, но мне интересно, на сколько данный поворотник тяжелее родного и на сколько больше вибрирует.
0
V0ron
Специально не взвешивал. Но, навскидку, прибавка в массе несущественная. Тут же оргстекло такой же толщины, как на оригинальном. А два алюминиевых уголка не шибко тяжелей литого пластикового корпуса. Когда буду остальные делать, взвешу ради интереса.
А вот по вибрациям — хрен знает. Померить нечем. На холостых вроде не дребезжит. Собственно, пока и поставил для обкатки. Если будут проблемы, буду городить резиновые шайбы или типа того.
+1
Hitch
  • Hitch
  • 21 апреля 2015 в 11:05
тот момент когда колхоз лучше родных )
0
c_piper
фигею =) наши руки не для скуки…
здесь был ататат

0
R154
  • R154
  • 21 апреля 2015 в 12:28
Вот это я понимаю нечего делать)))))))))) Красота!
0
TORBEEV
Автор МОЛОДЕЦ! Рукастый-молоткастый!!! Сколько времени было потрачено от момента размышлений до тест-драйва?
0
V0ron
Спасибо! Где-то две-три недели от того, как узнал, что старый поворотник в осколки, и до выезда с этим. Проектирование шло как-то волнами, сложно время посчитать. А само изготовление — 3-4 дня, после обеда на работе. Честно говоря, с изготовлением, думал, дольше прокопаюсь. Тем более почти все технологии осваивались в первый раз.
+1
Angry
  • Angry
  • 21 апреля 2015 в 12:40
Самый дорогой поворотник получился :D
+2
V0ron
Если без учета трудоёмкости, а только по цене комплектухи и расходников, на удивление, не намного дороже оригинала :)
Вот когда мне друг предложил корпус (с аэродинамикой и всеми делами) на станке с ЧПУ из цельного куска алюминия выточить, вот тогда я понял, что можно было сделать самый дорогой поворотник! :)
+1
Programer23
И это вы называете колхозом? Да тут е**ли и мозгов потрачено больше чем на переборку двигателя. Колхоз это от Явы поворотник на первое время прикорячить. А тут ИСКУССТВО!!!
+1
SStaSS
Русский тюнинг. Бессмысленный и беспощадный :D
0
Jacken
Руки растут от куда надо, отлично получилось!!!
0
Kap1tan
РЕСПЕКТ :-) изобретателю и рационализатору Ку -2 раза :-) отличная мысль и реализация.
0
dark-air
Очень стильно и красиво получилось, и этой галочкой — хорошо понятно, что поворотник, и в какую сторону собираешься ехать, акцентирует внимание, здорово!

Смотрится лучше китайского.
Один момент, посоветую — проверь на всякий случай, что сбоку этот поворотник тоже видно.
Насколько я понимаю, многие производители ставят до сих пор лампочки и объёмный рассеиватель, чтобы угол видимый был побольше.
0
V0ron
Спасибо! С боку, вроде, тоже нормально. Самоотражения от оргстекла и широкий угол рассеивания светодиодов делают своё дело.

В солнечную погоду тоже видно нормально.
0
FrancisLeary
Вот извращенец-то
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Honda CB900F Hornet 2002, Колхозный тюнинг или как мне было лень покупать поворотник