Проект продается, 60 000 USD [email protected]

Блог им. Highmen → Краткое пособие по установке светодиодов в стандартный задний фонарь.

Пост для тех у кого нет желания или возможности тратить баксы на тюнинговый светодиодный фонарь. Итак, начнём. Для превращения стандартного заднего фонаря в светодиодный нам понадобятся красные светодиоды «пиранья»

фольгированный стеклотекстолит, несколько резисторов, диодов, утюг и паяльник,

а также лазерный принтер, хлорное железо, припой, флюс ЛТИ-120, многожильный провод, цоколь от родной лампы, термоклей.
На первом фото показан разобранный фонарь с извлеченным отражателем и инструменты использованные для этого. Из картонки по месту вырезан шаблон будущей платы на которой будут распаяны светодиоды.

На этом шаблоне пробуем расположить светодиоды, особых пожеланий у владельца мото не было, поэтому было решено напихать их как можно больше, для получения максимально возможного светового потока. Светодиоды разместили в пять рядов по 5 штук в каждом, при этом важно не забыть про их теплоотвод. Для возможности работы фонаря в двух режимах: габарит и стоп-сигнал каждый ряд светодиодов имеет по паре токоограничительных резисторов и диодов. Подключение каждого ряда реализовано вот по такой схеме:

В режиме «габарит» ток через одну цепочку светодиодов составляет 7мА при 14,5В и примерно в два раза меньше при 12В. В режиме «стоп» 35мА. Рисунок будущей платы нарисован в Sprint Layout, программа бесплатна и проста как огурец Paint. Далее идёт процесс изготовления печатной платы по лазерно-утюжной технологии, запечатлеть это действо к сожалению не удалось, но в сети полно обучающих видео на эту тему. Потом равняем края платы, дорабатываем напильником, сверлим отверстия под светодиоды, облуживаем дорожки, паяем. Вот что у нас получилось:

на листке бумаги виден рисунок печатной платы, который был с помощью утюга перенесен на фольгированный текстолит для последующего травления.
Чтобы не курочить проводку мотоцикла, подключение получившейся конструкции реализовано с помощью цоколя родной лампочки. Для облегчения теплового режима светодиодов, на плате сделаны теплоотводы, их видно на обратной стороне платы (металлические прямоугольники).

Из-за клинообразной формы фонаря было решено паять светодиоды под углом по отношению к плате, чтобы свет от них попадал точно на рассеиватель.

После монтажа всех деталек обязательная промывка платы от флюса и покрытие двумя слоями лака УР-231. На следующих фотографиях попытка продемонстрировать работу платы со светодиодами в разных режимах.
Габарит:

Стоп-сигнал:

Тоже самое в фонаре:


Плюсы данной конструкции:
• Ток потребления не более 200мА (у стандартной лампы около 2А).
• Пятикратное резервирование, одновременный выход из строя всех пяти рядов светодиодов при исправном РР маловероятен.
• Долговечность, первые образцы ездят уже несколько лет и сгорать не собираются.
• Себестоимость 300 – 500 рублей.
По такой технологии нами было сделано довольно много фонарей для авто и мото, проблем нет, владельцы довольны. Сейчас в процессе поворотники от этого же мотоцикла, как будут готовы фото добавлю сюда.
На ваши вопросы постараюсь ответить в комментариях.
На закуску вопрос для внимательных: от какого мотоцикла этот фонарь?

Фотографии архивом: фонарь пароль: байкпост
  • HighmenHighmen
  • Сергей
  • 18 января 2015 в 14:17
  • 74
  • оценка: +115

Комментарии (82)

RSS свернуть / развернуть
+7
z18xer
руки откуда надо!
0
Vulcanolog
Похож на ямаховский.
0
Vulcanolog
Хорошо конечно, но я бы всё собрал на макетной плате, ато травить.., принтер))))
0
Highmen
Не угадал.
0
Highmen
Можно и на макетке распаять, но сложнее. Придётся зачистить и облудить много тонких проводков и на плате не будет теплоотводов, хотя они может и не понадобятся, плата при 23град. чуть теплая.
+2
Vulcanolog
Я тут прикинул цена диодов платы и т.д выходит примерно в 60 гривен.Цена двухконтактной светодиодной лампы в стоп 63, узнать бы разницу что лучше?
здесь был ататат

+1
Vulcanolog
Спорно, плата светит без отражателей, соответственно всё на совести светодиодов, а лампа в отражатель, тем самым фокусирую пучёк, по мне так пучёк ярче, но плата выглядит красивше.
0
CheRcheL
Ты учти еще тот фактор, что новый светодиодный стопак будет потреблять намного меньше энергии.
0
Vulcanolog
Я учитываю, но меня этот фактор никогда не волновал во первых, а во вторых я имею ввиду лампу светодиодную.
здесь был ататат

0
Highmen
Плата дороже китайской светодиодной лампочки, но свет равномернее, ярче. Как хозяин смонтирует на свой мот попрошу снять видео.
+2
del_x13
Молодчина, все доходчиво изложено любой может повторить если захочет. Обязательно занесу в избранное. Считаю вот такими ребятами двигается прогресс на Земле. Константин Циолковский на велосипеде ездил, а его идеи помогают людям в космос летать. Сергей удачи Вам в жизни, на дорогах и новых идей.
0
SpeedSG77
Ну насчет любой повторить сможет — далеко не факт… Я — точно так не смогу… Я смогу денег заплатить за такую работу.
И да — сделано отлично. Всегда восхищался людьми, которые отлично дружат с руками…
0
Highmen
Поищи поблизости ребят из радиокружка или просто гиков — электронщиков. Сделают все в лучшем виде, работа не сложная. Хозяин этого фонаря заплатил 250р за диоды и 500р за работу. Китайская светодиодная лампочка дешевле, но в родном фонаре — это колхоз, имхо без обид. Уж лучше родной свет оставить.
0
Highmen
Стараемся, спасибо.
0
Oxoxo777
Спасибо. Молодец, полезный пост. В избранное.
0
Shiftuia
Как раз сейчас себе делаю диодный стоп, автор, можно узнать почему именно КД 510?
И сильно ли заметно различие в яркости при разном напряжении?
0
Highmen
Диоды любые, 510 просто есть в наличии. Если в последовательной цепи пять диодов, разница яркости на заведенном и заглушенном моте минимальна, меньше чем у лампочки Ильича. Шесть штук чуть хуже.
0
NOEL636
О, отличный пост.
0
Endless
подскажите, где купить хлорное железо? И оно алюминий тоже травит?
+1
lohmat
В ближайшем радиомаркете спроси…
0
Highmen
В любом радиомагазине есть, можно через инет заказать, стоит 150р банка, хватит на 20 таких плат. Можно травить ещё медным купоросом и ещё чем то не помню(погуглите), это есть в хозмагазинах.
+1
Wicked_Garry
За пост плюсег:))
Но стабилизатор питания, ну хотя бы банальную кренку, поставить бы желательно.Ну что б уж совсем «по уму»
+1
lohmat
Не, кренка не пойдет, тут импульсник надо ставить, а то радиатор здоровый придется влепить.
0
Wicked_Garry
Ну х/з на 20 светодиодов может и с малым радиатором проканать
Но импульсный и (исходя из схемы подключения) двухдиапазонный конэчно готичней:))))
Но дороже
+1
Gato
Сейчас как раз делаю на кренке и поворотники и стоп. Греться при таких токах потребления там просто не с чего. Автор статьи меня опередил немного, как закончу поделюсь своим вариантом. Определённо респект за реализацию режимов «габарит» и «стоп» я реализовал отдельными цепями.
0
lohmat
Давай, показывай свой вариант, поглядим ;-)
+1
Gato
Сейчас стадия запила корпуса, пока есть только электрическая часть собранная навесным монтажом и спринтлэйаутовская разводка для лазерноутюжного процесса изготовления платы. У меня Днепр, решил дать генератору подышать по свободнее.


Схема простейшая собранная на КР142ЕН12А, фотки пока только полевые для собственного архива, делюсь, чтобы не показаться голословным. Как закончу — будут нормальные фотки и полноценное описание.
0
Highmen
Без макета не обойтись, всё правильно. Плата это уже финал отработанной конструкции. Чтобы фото влезло нужно в фастпике сделать её разрешение 800 на 800. Кренка включена как стабилизатор тока видимо, ей и конденсаторы нужны, я бы добавил защитные диоды. А потом всё это упятерить для каждой группы светодиодов.
+1
Gato
Конденсаторы выполняют роль сглаживающих фильтров, не более, напряжение в борт сети редко поднимается выше 15 вольт и прецезионной импульсной техники в поворотниках, габаритах и стопах нет, так что я от кондеров отказался, стаб рассчитан на работу до 37 вольт, так что с работой кондеров вполне справляется сам стабилизатор. Данная кренка куда интереснее своих собратьев. В ней реализована полная внутрисхемная защита от перегрузок по току, напряжению и перегреву выходного транзистора. По факту у нас параметрический стабилизатор со всеми вытекающими. Ввиду этого у меня применяются по одной на каждый поворотник, стоп и габарит. Насчёт картинок на будущее учту, вставлял из контакта, думал форум умный — масштабирует сам.
+1
Highmen
И ещё кондюки защищают стабилизатор от само возбуждения. Для авто и мото существуют спец стабилизаторы, кроме всевозможных защит они выдерживают скачок напряжения 60 вольт. Если нужно посмотрю название, они в soic8. Я их использовал в в односветодиодном вольтметре для мото.
0
Gato
Самовозбуждение не учел, почитал, оно вроде как случается на ВЧ, а тут у нас особо его и нет, но задумался над установкой конденсатора, раз делаю сам, так пусть уже полностью по уму будет сделано. Стабилизатор автомобильный бы с удовольствием глянул, монтаж soic8 не пугает, хотя надо бы сначала его характеристики глянуть, как у него там с рабочими параметрами. Буду благодарен.
0
Highmen
Пожалуйста: LM2931
Самый дешевый стабилизатор из автомобильных который я смог найти.
0
Highmen
Я вас уверяю, этот вариант работает хорошо, не надо там кренок. Лучшее враг хорошего. Вся фишка в хороших светодиодах, пираньи они же flex яркие, мощные с хорошим теплоотводом от кристалла, хорошо держат перегруз ( у многих рабочий ток до 70мА).
+1
Wicked_Garry
Не никто ж не спорит:)
Стаб нужон так сказать для компенсации скачков напряжения в бортовой сети(для успокоения так сказать).Для светодиодов таки ток основополагающий фактор.
В светодиодах зависимость напряжение/ток не линейное.И ток прирастает в геометрической прогресии к приросту напряжения.
Тут все зависит от номиналов ограничивающий сопротивлений:)))
Страничку с расчетами на фотке видать не очень вот я посоветовал стаб, ну из разряда «перебздеть» чем «недобздеть»:))
+17
cross_tver
Сделано хорошо и грамотно, но позволю себе одно наблюдение за свой относительно долгий водительский стаж: Гораздо заметнее, когда загорается то что не горело, а не просто становится ярче габарит.
Как раз на днях тут был пост с видео про моргалку в стопарь. Это так сказать повод для апгрейда )
Но самое главное, что хотелось сказать: лучше заметен тот стоп-сигнал который загорается отдельно! Не тусклее-ярче, а именно отдельным сектором. Как вариант, к данной схеме, я бы сделал к примеру габарит по контуру, а стоп в середине. Ну или наоборот, главное что бы количество диодов при работе стопа было больше.
0
Vulcanolog
Полностью согласен!
0
Highmen
Можно и так сделать, а можно поставить к этому фонарю ту китайскую приблуду — стробоскоп, он выдержит. Представляю как он будет долбить по глазам ночью. Чтобы сделать режим стоп ярче ток увеличен в 5 раз, но можно и добавить, запас есть, плата чуть теплая. Фотик плохо передаёт градиент яркости. Вот вариант через лист бумаги

+2
Loki2100
Это без разницы, кстати. Если водитель едущий сзади на мгновение отвлечется, когда вы будете нажимать на тормоз, то для него ничего не изменится или изменится совсем неуловимо. Самое правильное, если габарит и стоп будут иметь разный световой рисунок.
0
Vanechek
0
Jeep174
Очень полезно, спасибо автору. Собираюсь подкову себе на М109R делать, подключение пригодится)
0
lohmat
В общем, задумался о доп. свете на дугах — соответственно надо гену разгрузить чуток, а тут как раз эта статья! :) Уже заказал такие диоды на ali…
здесь был ататат

0
Motochemist
Если нечем заняться, то поделка очень хороша, вот только зачем, если китайцы продают готовые лампы со сверхъяркими светодиодами с любым цоколем рублей за 200 — 300?
0
Drag
выше уже обсудили — лампа даёт не такой хороший пучок света.
0
Vulcanolog
Да не кто и не обсуждал толком, на авто например светят причудесно)) вот только знакомый лапмочки ставил раза в три дороже которые я бы купил)
0
Wicked_Garry
А стоп поди от Боливарки 50?:))
0
Highmen
Мимо ). Чуть подскажу, довольно редкий и большой мот.
0
kaliban
Года два назад сделал себе подобный стоп-сигнал, габариты и стоп разделил отдельными стабилизаторами LM7812, светодиоды использовал белые, выпаянные из неисправной лампы, соединенные группами по три, групп в итоге получилось больше двадцати (точно не помню). в сравнении с китайскими готовыми светодиодными лампами — небо и земля =)
0
M_Eagle
Сергей! А в поворотники такой же тип светодиодов планируешь ставить?
0
Highmen
Да, только желтые, уже собрали, светят ярко, в круглый поворотник смогли засунуть 16 светодиодов. Плата хорошо влезла, даже пилить ничего не нужно.
0
M_Eagle
Ждем-с фотоотчет!!!
Если не трудно, конечно ;)
+1
55213425
Сергей, пробовал делать на таких же светодиодах стоп-сигнал на Yamaha Roadstar. В итоге результатом остался недоволен. Следующий выбор пал на трехчиповые SMD светодиоды. Светят во много раз ярче, чем пираньи. В итоге и стоп-сигнал и повороты были переведены на SMD светодиоды.
здесь был ататат

здесь был ататат

+1
VitalyVP
Пиранья в светофорах используется, вроде всем видно? Попробуйте купить и протестить пиранью типа www.chipdip.ru/product/bl-fl7615pgc/, глаза потом как после электросварки себя чувствуют. Так что правильно подобрать диоды с большим углом рассеивания и силой света- и ни одна готовая диодная лампочка не сравнится, проверено.
0
lohmat
Пробовал использовать SMD светодиоды LG на 0.5 Вт для освещения: если их в нормальном режиме использовать, то только на алюминиевой плате, иначе охлаждения не хватает — перегреваются и деградируют, пришлось занижать мощность. Более яркие в SMD и делают, т.к. охлаждать проще (если на алюминиевой плате, конечно).
0
Highmen
Kostello все правильно написал, пираньи нужно выбирать с большими канделами, они очень яркие. На смд тоже можно сделать будет проще и компактнее, но пока мы не подобрали надежные автомобильные светодиоды. Фирменные (типа osram) стоит дорого, а из дешевых уж лучше пираньи, хотя сверлить дырки в плате удовольствие сомнительное, согласен.
0
xizar
отличное пособие начинающему радиолюбителю ))) А почему светодиоды красные, а не белые? Они обычно подороже. Ведь рассеиватель фары всё равно даст красный цвет?
+1
Highmen
Красный свет без проблем проходит через красный светофильтр, почти не теряя яркости. Кроме того цвет фонаря в таком варианте более насыщенный, рубиновый что ли. Такие светодиоды есть всех цветов, а красные нескольких оттенков, в том числе RGB, дерзайте, можно и телик сделать ).
0
xizar
А фонарь этот от Индейца ))
0
Highmen
От Хонды…
0
bakinbard
Может, Magna?
0
bakinbard
А, нет… скорее VTX какой-нибудь, но разве он редкий?..
0
Highmen
Толще втыкса.
+1
lohmat
Если использовать белые светодиоды с красным фонарем, свет не слвсем красный будет- спектр у светодиодов не такой как у лампы… Лучше красные светодиоды и прозрачный плафон.
0
Vanechek
вопрос на закуску для тех кто «шарит» )))
возникла идея сделать вот такой вариант!
www.youtube.com/watch?v=l5i_dDU8O2w
вот схему бы нарисовать…
0
Drag
можно поискать по ключу «светодиодный линейный индикатор» или что-нибудь такое.
например, вот на радиокоте статейка небольшая
Или можно идти более сложным путём — с помощью ардуино, но, имхо, нафик не нужно — транзисторная схема проще и дешевле.
0
Drag
есть ещё, кстати, готовые светодиодные ленты «бегущая волна»
+1
Highmen
Думаю тут не обошлось без микроконтроллера с ШИМ выходами. А также кренки, транзисторов, конденсаторов, двухцветных ярких светодиодов. Немного другой уровень сложности и цены. Кроме того нужно прозрачное стекло заднего фонаря, на коленке его не сделать.
0
lohmat
Такой вопрос, а цоколь для подключения прям от лампочки взяли? Или их без лампочки где-то купить можно? :)
0
Highmen
Пришлось варварски раздавить колбу лампочки, выковырить содержимое припаять провода и залить термоклеем.
0
symon
  • symon
  • 21 января 2015 в 18:08
некоторые фото стали не доступны, не могли бы вы их обновить? Или это проблема глобальная?
0
Highmen
Вот архив с картинками, может так лучше?
фонарь
Пароль: байкпост
0
suntex
какая яркость диодов в кд???
0
Highmen
При выборе светодиодов по КД (мера яркости) нужно учитывать угол рассеивания, т.к. он влияет на количество света. Т.е. У светодиода на 20 Канделл с углом рассеивания 10 градусов света меньше, чем у светодиода в 7 КД с углом 90 град. Последние я использовал, фирмы Vishay — очень яркие. В этом проекте безродные, с рынка по 10р. штука.
0
symon
  • symon
  • 24 января 2015 в 12:12
Получается что этот расчет и подбор резисторов подразумевает постоянно включенный габарит? Я просто к чему, есть ток от габарита, и есть от стопа, когда они вместе они суммируются, и светодиод получает силу обоих, что б не сгорели они так. А вот если подключение с постоянным горением габарита, то вопрос снят)
0
Highmen
Да, предполагается постоянно включенный габарит. Светодиоды этого типа бывают с рабочим током 40 и 70мА. Марка использованных в этом проекте неизвестна, поэтому выбраны токи близкие к нижнему значению. Настольные испытания показали небольшой разогрев платы, что обещает долгую и счастливую жизнь фонаря. Обычно деградация светодиода начинается при температурах выше 70град.
0
cember
а зачем заморачиваться LED-фонарями? или LED-лампочками?
красивее? сомневаюсь. долговечнее — сомневаюсь, ибо эти диоды — отчаянный нонейм-китай
экономия электричества — копеешная.
я за диоды только в одном случае — когда диодным ближний-дальний делать. а так глупости и не более.
это мое ИМХО!
автору за труд респект, если душа его довольна — значит все-таки не зря!
0
Highmen
Отчасти я с тобой согласен! Наверное поэтому на моём моте светодиодов нет. Тем не менее значительная часть байкеров обожает приделывать рюшечки улучшать своих железных коней. Возможно этот пост поможет им сделать всё правильно.
0
cember
хотя может когданибудь мне станет скучно и я свой колясыч делаю лампочковитее голды? :)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. Highmen, Краткое пособие по установке светодиодов в стандартный задний фонарь.