Блог им. Highmen → Краткое пособие по установке светодиодов в стандартный задний фонарь.
Пост для тех у кого нет желания или возможности тратить баксы на тюнинговый светодиодный фонарь. Итак, начнём. Для превращения стандартного заднего фонаря в светодиодный нам понадобятся красные светодиоды «пиранья»
фольгированный стеклотекстолит, несколько резисторов, диодов, утюг и паяльник,
а также лазерный принтер, хлорное железо, припой, флюс ЛТИ-120, многожильный провод, цоколь от родной лампы, термоклей.
На первом фото показан разобранный фонарь с извлеченным отражателем и инструменты использованные для этого. Из картонки по месту вырезан шаблон будущей платы на которой будут распаяны светодиоды.
На этом шаблоне пробуем расположить светодиоды, особых пожеланий у владельца мото не было, поэтому было решено напихать их как можно больше, для получения максимально возможного светового потока. Светодиоды разместили в пять рядов по 5 штук в каждом, при этом важно не забыть про их теплоотвод. Для возможности работы фонаря в двух режимах: габарит и стоп-сигнал каждый ряд светодиодов имеет по паре токоограничительных резисторов и диодов. Подключение каждого ряда реализовано вот по такой схеме:
В режиме «габарит» ток через одну цепочку светодиодов составляет 7мА при 14,5В и примерно в два раза меньше при 12В. В режиме «стоп» 35мА. Рисунок будущей платы нарисован в Sprint Layout, программа бесплатна и проста какогурец Paint. Далее идёт процесс изготовления печатной платы по лазерно-утюжной технологии, запечатлеть это действо к сожалению не удалось, но в сети полно обучающих видео на эту тему. Потом равняем края платы, дорабатываем напильником, сверлим отверстия под светодиоды, облуживаем дорожки, паяем. Вот что у нас получилось:
на листке бумаги виден рисунок печатной платы, который был с помощью утюга перенесен на фольгированный текстолит для последующего травления.
Чтобы не курочить проводку мотоцикла, подключение получившейся конструкции реализовано с помощью цоколя родной лампочки. Для облегчения теплового режима светодиодов, на плате сделаны теплоотводы, их видно на обратной стороне платы (металлические прямоугольники).
Из-за клинообразной формы фонаря было решено паять светодиоды под углом по отношению к плате, чтобы свет от них попадал точно на рассеиватель.
После монтажа всех деталек обязательная промывка платы от флюса и покрытие двумя слоями лака УР-231. На следующих фотографиях попытка продемонстрировать работу платы со светодиодами в разных режимах.
Габарит:
Стоп-сигнал:
Тоже самое в фонаре:
Плюсы данной конструкции:
• Ток потребления не более 200мА (у стандартной лампы около 2А).
• Пятикратное резервирование, одновременный выход из строя всех пяти рядов светодиодов при исправном РР маловероятен.
• Долговечность, первые образцы ездят уже несколько лет и сгорать не собираются.
• Себестоимость 300 – 500 рублей.
По такой технологии нами было сделано довольно много фонарей для авто и мото, проблем нет, владельцы довольны. Сейчас в процессе поворотники от этого же мотоцикла, как будут готовы фото добавлю сюда.
На ваши вопросы постараюсь ответить в комментариях.
На закуску вопрос для внимательных: от какого мотоцикла этот фонарь?
Фотографии архивом: фонарь пароль: байкпост
фольгированный стеклотекстолит, несколько резисторов, диодов, утюг и паяльник,
а также лазерный принтер, хлорное железо, припой, флюс ЛТИ-120, многожильный провод, цоколь от родной лампы, термоклей.
На первом фото показан разобранный фонарь с извлеченным отражателем и инструменты использованные для этого. Из картонки по месту вырезан шаблон будущей платы на которой будут распаяны светодиоды.
На этом шаблоне пробуем расположить светодиоды, особых пожеланий у владельца мото не было, поэтому было решено напихать их как можно больше, для получения максимально возможного светового потока. Светодиоды разместили в пять рядов по 5 штук в каждом, при этом важно не забыть про их теплоотвод. Для возможности работы фонаря в двух режимах: габарит и стоп-сигнал каждый ряд светодиодов имеет по паре токоограничительных резисторов и диодов. Подключение каждого ряда реализовано вот по такой схеме:
В режиме «габарит» ток через одну цепочку светодиодов составляет 7мА при 14,5В и примерно в два раза меньше при 12В. В режиме «стоп» 35мА. Рисунок будущей платы нарисован в Sprint Layout, программа бесплатна и проста как
на листке бумаги виден рисунок печатной платы, который был с помощью утюга перенесен на фольгированный текстолит для последующего травления.
Чтобы не курочить проводку мотоцикла, подключение получившейся конструкции реализовано с помощью цоколя родной лампочки. Для облегчения теплового режима светодиодов, на плате сделаны теплоотводы, их видно на обратной стороне платы (металлические прямоугольники).
Из-за клинообразной формы фонаря было решено паять светодиоды под углом по отношению к плате, чтобы свет от них попадал точно на рассеиватель.
После монтажа всех деталек обязательная промывка платы от флюса и покрытие двумя слоями лака УР-231. На следующих фотографиях попытка продемонстрировать работу платы со светодиодами в разных режимах.
Габарит:
Стоп-сигнал:
Тоже самое в фонаре:
Плюсы данной конструкции:
• Ток потребления не более 200мА (у стандартной лампы около 2А).
• Пятикратное резервирование, одновременный выход из строя всех пяти рядов светодиодов при исправном РР маловероятен.
• Долговечность, первые образцы ездят уже несколько лет и сгорать не собираются.
• Себестоимость 300 – 500 рублей.
По такой технологии нами было сделано довольно много фонарей для авто и мото, проблем нет, владельцы довольны. Сейчас в процессе поворотники от этого же мотоцикла, как будут готовы фото добавлю сюда.
На ваши вопросы постараюсь ответить в комментариях.
На закуску вопрос для внимательных: от какого мотоцикла этот фонарь?
Фотографии архивом: фонарь пароль: байкпост
- Highmen
- Сергей
- 18 января 2015 в 14:17
- 74
- +115
- Vulcanolog
- 18 января 2015 в 14:56
- ↑
- ↓
Хорошо конечно, но я бы всё собрал на макетной плате, ато травить.., принтер))))
- Vulcanolog
- 18 января 2015 в 15:05
- ↓
Я тут прикинул цена диодов платы и т.д выходит примерно в 60 гривен.Цена двухконтактной светодиодной лампы в стоп 63, узнать бы разницу что лучше?
здесь был ататат
- Vulcanolog
- 18 января 2015 в 19:22
- ↑
- ↓
Спорно, плата светит без отражателей, соответственно всё на совести светодиодов, а лампа в отражатель, тем самым фокусирую пучёк, по мне так пучёк ярче, но плата выглядит красивше.
- Vulcanolog
- 18 января 2015 в 21:26
- ↑
- ↓
Я учитываю, но меня этот фактор никогда не волновал во первых, а во вторых я имею ввиду лампу светодиодную.
здесь был ататат
- Wicked_Garry
- 18 января 2015 в 18:12
- ↓
За пост плюсег:))
Но стабилизатор питания, ну хотя бы банальную кренку, поставить бы желательно.Ну что б уж совсем «по уму»
Но стабилизатор питания, ну хотя бы банальную кренку, поставить бы желательно.Ну что б уж совсем «по уму»
- Wicked_Garry
- 18 января 2015 в 19:19
- ↑
- ↓
Ну х/з на 20 светодиодов может и с малым радиатором проканать
Но импульсный и (исходя из схемы подключения) двухдиапазонный конэчно готичней:))))
Но дороже
Но импульсный и (исходя из схемы подключения) двухдиапазонный конэчно готичней:))))
Но дороже
Сейчас стадия запила корпуса, пока есть только электрическая часть собранная навесным монтажом и спринтлэйаутовская разводка для лазерноутюжного процесса изготовления платы. У меня Днепр, решил дать генератору подышать по свободнее.
Схема простейшая собранная на КР142ЕН12А, фотки пока только полевые для собственного архива, делюсь, чтобы не показаться голословным. Как закончу — будут нормальные фотки и полноценное описание.
Схема простейшая собранная на КР142ЕН12А, фотки пока только полевые для собственного архива, делюсь, чтобы не показаться голословным. Как закончу — будут нормальные фотки и полноценное описание.
Без макета не обойтись, всё правильно. Плата это уже финал отработанной конструкции. Чтобы фото влезло нужно в фастпике сделать её разрешение 800 на 800. Кренка включена как стабилизатор тока видимо, ей и конденсаторы нужны, я бы добавил защитные диоды. А потом всё это упятерить для каждой группы светодиодов.
Конденсаторы выполняют роль сглаживающих фильтров, не более, напряжение в борт сети редко поднимается выше 15 вольт и прецезионной импульсной техники в поворотниках, габаритах и стопах нет, так что я от кондеров отказался, стаб рассчитан на работу до 37 вольт, так что с работой кондеров вполне справляется сам стабилизатор. Данная кренка куда интереснее своих собратьев. В ней реализована полная внутрисхемная защита от перегрузок по току, напряжению и перегреву выходного транзистора. По факту у нас параметрический стабилизатор со всеми вытекающими. Ввиду этого у меня применяются по одной на каждый поворотник, стоп и габарит. Насчёт картинок на будущее учту, вставлял из контакта, думал форум умный — масштабирует сам.
Самовозбуждение не учел, почитал, оно вроде как случается на ВЧ, а тут у нас особо его и нет, но задумался над установкой конденсатора, раз делаю сам, так пусть уже полностью по уму будет сделано. Стабилизатор автомобильный бы с удовольствием глянул, монтаж soic8 не пугает, хотя надо бы сначала его характеристики глянуть, как у него там с рабочими параметрами. Буду благодарен.
- Wicked_Garry
- 18 января 2015 в 23:01
- ↑
- ↓
Не никто ж не спорит:)
Стаб нужон так сказать для компенсации скачков напряжения в бортовой сети(для успокоения так сказать).Для светодиодов таки ток основополагающий фактор.
В светодиодах зависимость напряжение/ток не линейное.И ток прирастает в геометрической прогресии к приросту напряжения.
Тут все зависит от номиналов ограничивающий сопротивлений:)))
Страничку с расчетами на фотке видать не очень вот я посоветовал стаб, ну из разряда «перебздеть» чем «недобздеть»:))
Стаб нужон так сказать для компенсации скачков напряжения в бортовой сети(для успокоения так сказать).Для светодиодов таки ток основополагающий фактор.
В светодиодах зависимость напряжение/ток не линейное.И ток прирастает в геометрической прогресии к приросту напряжения.
Тут все зависит от номиналов ограничивающий сопротивлений:)))
Страничку с расчетами на фотке видать не очень вот я посоветовал стаб, ну из разряда «перебздеть» чем «недобздеть»:))
- cross_tver
- 18 января 2015 в 18:15
- ↓
Сделано хорошо и грамотно, но позволю себе одно наблюдение за свой относительно долгий водительский стаж: Гораздо заметнее, когда загорается то что не горело, а не просто становится ярче габарит.
Как раз на днях тут был пост с видео про моргалку в стопарь. Это так сказать повод для апгрейда )
Но самое главное, что хотелось сказать: лучше заметен тот стоп-сигнал который загорается отдельно! Не тусклее-ярче, а именно отдельным сектором. Как вариант, к данной схеме, я бы сделал к примеру габарит по контуру, а стоп в середине. Ну или наоборот, главное что бы количество диодов при работе стопа было больше.
Как раз на днях тут был пост с видео про моргалку в стопарь. Это так сказать повод для апгрейда )
Но самое главное, что хотелось сказать: лучше заметен тот стоп-сигнал который загорается отдельно! Не тусклее-ярче, а именно отдельным сектором. Как вариант, к данной схеме, я бы сделал к примеру габарит по контуру, а стоп в середине. Ну или наоборот, главное что бы количество диодов при работе стопа было больше.
Можно и так сделать, а можно поставить к этому фонарю ту китайскую приблуду — стробоскоп, он выдержит. Представляю как он будет долбить по глазам ночью. Чтобы сделать режим стоп ярче ток увеличен в 5 раз, но можно и добавить, запас есть, плата чуть теплая. Фотик плохо передаёт градиент яркости. Вот вариант через лист бумаги
здесь был ататат
- Motochemist
- 18 января 2015 в 20:47
- ↓
Если нечем заняться, то поделка очень хороша, вот только зачем, если китайцы продают готовые лампы со сверхъяркими светодиодами с любым цоколем рублей за 200 — 300?
Года два назад сделал себе подобный стоп-сигнал, габариты и стоп разделил отдельными стабилизаторами LM7812, светодиоды использовал белые, выпаянные из неисправной лампы, соединенные группами по три, групп в итоге получилось больше двадцати (точно не помню). в сравнении с китайскими готовыми светодиодными лампами — небо и земля =)
здесь был ататат
здесь был ататат
Пиранья в светофорах используется, вроде всем видно? Попробуйте купить и протестить пиранью типа www.chipdip.ru/product/bl-fl7615pgc/, глаза потом как после электросварки себя чувствуют. Так что правильно подобрать диоды с большим углом рассеивания и силой света- и ни одна готовая диодная лампочка не сравнится, проверено.
Пробовал использовать SMD светодиоды LG на 0.5 Вт для освещения: если их в нормальном режиме использовать, то только на алюминиевой плате, иначе охлаждения не хватает — перегреваются и деградируют, пришлось занижать мощность. Более яркие в SMD и делают, т.к. охлаждать проще (если на алюминиевой плате, конечно).
Kostello все правильно написал, пираньи нужно выбирать с большими канделами, они очень яркие. На смд тоже можно сделать будет проще и компактнее, но пока мы не подобрали надежные автомобильные светодиоды. Фирменные (типа osram) стоит дорого, а из дешевых уж лучше пираньи, хотя сверлить дырки в плате удовольствие сомнительное, согласен.
вопрос на закуску для тех кто «шарит» )))
возникла идея сделать вот такой вариант!
www.youtube.com/watch?v=l5i_dDU8O2w
вот схему бы нарисовать…
возникла идея сделать вот такой вариант!
www.youtube.com/watch?v=l5i_dDU8O2w
вот схему бы нарисовать…
можно поискать по ключу «светодиодный линейный индикатор» или что-нибудь такое.
например, вот на радиокоте статейка небольшая
Или можно идти более сложным путём — с помощью ардуино, но, имхо, нафик не нужно — транзисторная схема проще и дешевле.
например, вот на радиокоте статейка небольшая
Или можно идти более сложным путём — с помощью ардуино, но, имхо, нафик не нужно — транзисторная схема проще и дешевле.
При выборе светодиодов по КД (мера яркости) нужно учитывать угол рассеивания, т.к. он влияет на количество света. Т.е. У светодиода на 20 Канделл с углом рассеивания 10 градусов света меньше, чем у светодиода в 7 КД с углом 90 град. Последние я использовал, фирмы Vishay — очень яркие. В этом проекте безродные, с рынка по 10р. штука.
Получается что этот расчет и подбор резисторов подразумевает постоянно включенный габарит? Я просто к чему, есть ток от габарита, и есть от стопа, когда они вместе они суммируются, и светодиод получает силу обоих, что б не сгорели они так. А вот если подключение с постоянным горением габарита, то вопрос снят)
Да, предполагается постоянно включенный габарит. Светодиоды этого типа бывают с рабочим током 40 и 70мА. Марка использованных в этом проекте неизвестна, поэтому выбраны токи близкие к нижнему значению. Настольные испытания показали небольшой разогрев платы, что обещает долгую и счастливую жизнь фонаря. Обычно деградация светодиода начинается при температурах выше 70град.
а зачем заморачиваться LED-фонарями? или LED-лампочками?
красивее? сомневаюсь. долговечнее — сомневаюсь, ибо эти диоды — отчаянный нонейм-китай
экономия электричества — копеешная.
я за диоды только в одном случае — когда диодным ближний-дальний делать. а так глупости и не более.
это мое ИМХО!
автору за труд респект, если душа его довольна — значит все-таки не зря!
красивее? сомневаюсь. долговечнее — сомневаюсь, ибо эти диоды — отчаянный нонейм-китай
экономия электричества — копеешная.
я за диоды только в одном случае — когда диодным ближний-дальний делать. а так глупости и не более.
это мое ИМХО!
автору за труд респект, если душа его довольна — значит все-таки не зря!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (82)
RSS свернуть / развернуть