Проект продается, 60 000 USD [email protected]

Блог им. MOTOPPP → Категория А по-болгарски.


Болгарский перец в Болгарии — чушка. А острый перец — люта чушка. Если тебе сказали идти направо, надо идти прямо. Стол — это стул. То есть сидят тут на столе. Хоть он и стул фактически. И арбуз здесь — дыня. Это всё не хуже нашей чёрной смородины, которая если красная, то она зелёная. Мальчик и девочка здесь — среднего рода. И падежей в болгарском языке нету, ни одного. Зато на прошедшем времени оторвались — их целых пять форм. Я уж молчу о том, что когда здесь говорят «да» — мотают головой, словно «нет» и наоборот. Филин, кстати — бухал. Не чувак по прозвищу Филин пьянствовал, а птица филин по болгарски — «бухал». Так что некоторые из нас, имея с утра опухшую физиономию, могут загадочно сказать — я филин. Рискуя, правда, съездить после этого в ближайшую наркологическую клинику против своей воли.
Я что хотел сказать выше — что я был готов к местным неожиданностям в процессе получения категории.
Внизу текст и фото. Добро пожаловаться.

Вообще-то я хотел написать парой абзацев о том, как сдал экзамен и получил категорию. Не вышло.
Балканский полуостров населяют спокойные и неторопливые люди. Это очень, очень хорошо. Ругани и суеты здесь не увидишь долго. Драк нет. Пьяных нет. Есть, но они не местные. На дороге процент хамов и торопыг крайне мал, оттого и чувствуешь себя спокойно на любой дороге — от деревенской улицы до магистрали. Это плюс. Хороший такой, спокойный плюс.
Теперь минус. Всё делается спокойно и неторопливо. Медленно. Даже делая скидку на предыдущую жизнь вприпрыжку, привыкнуть к этому сложно.

Первый раз я заглянул в одну из областных автошкол в начале июня. Так как при планировании получения категории А и размышлении над покупкой мотоцикла оказалось, для того, чтобы открыть здесь категорию А, необходимо было поменять российское в/у, в котором у меня открыты В и С, на местное, чему я и посвятил весну. А для этого надо было:
1. Перевести на болгарский язык и легализовать аттестат о среднем образовании. Да-да, школьный. Зачем? А таким образом государство пытается ограничить доступ к управлению транспортными средствами необразованных граждан. Процесс занял две недели плюс 1300 рублей.
2. На основании переведённого аттестата получить в местном Наробразе так называемое «Уверение» — подтверждение того, что я закончил школу. Процесс длился около месяца и обошёлся в 700 рублей.
3. Пройти психотест, так как имеющаяся категория С обязывала меня, как потенциального водителя грузовика, быть уравновешенным, хладнокровным человеком. Эта экзекуция явилась в здешние нормативы из Евросоюза. Заключалась она в двухчасовом корпении над логическими задачами, тестами на внимание, письменными рассказами и ответами на вопросы. Самым интересным был заключительный тест — на специальном приборе, имеющем две педали, кнопки, экран и динамик, надо было в течение десяти минут реагировать на цвет, свет и звук определённым образом — жать кнопки и педали. В ускоряющемся темпе. Как обезьянка, или на ком такие эксперименты ставят. Сдал. Да, и плюс 1000 р. После сдачи тестов выдали специальную карточку. Ура, я документально адекватен.

4. Пройти медкомиссию.
Небольшое отступление для полноты картины: я хорошо помню, как я последний раз проходил медкомиссию на получение прав в России. Это была особая медкомиссия. Я не забыл. Особенно принцессу из кабинета с надписью «Венеролог», её чистые глазёнки и волшебную никелированную палочку-ковырялочку, которую она сунула туда, куда в принципе ничего не должно суваться. Соваться. Да вообще никому нельзя так делать! Потом врач Ухогорлоносен вертел меня на хитром стуле, уморить хотел. Вертел, вертел, потом остановил и говорит — СМОТРИ СЮДАА! — на кончик карандаша то есть. А я не могу, у меня глаза замкнуло на седалищный нерв, они в разные стороны смотрят и тошнит сильно. Чувствую, сейчас вместо посмотреть меня стошнит на карандаш. «Отлично», говорит, и отпустил с миром. Отличней некуда, весь день мне плохо было. А ещё флюорография. И кровь из пальца — ну это вообще запретить надо. У меня девочка брала кровь, практикантка. А матёрая докторша стояла рядом и поучала её. Уж на что я не люблю это вот — когда палец сжимают, трут-трут-трут ваткой, а потом — ТЫЧ! Блин, но девочка боялась больше меня. И от волнения долго не могла продырявить несчастный палец. ТРИ(!) раза тыкала:
Тыч!
Я — Ой!
Она — Ай!
Врачиха — Сильней!!!
Припев (х3)
Я вполне серьезно предлагал порезать себя самостоятельно и отлить им крови, сколько надо, лишь бы перестали они в меня тыкать этим лезвием. Надоело, ей-богу.
Я потом спрашивал себя и окружающих — я разве в космонавты записывался? Или в порно-кино шёл сниматься, что у меня такие анализы брали? Нет. Это был клинический произвол. Навязанные услуги, или как там правильно. Хотел их засудить потом, но времени не нашлось — то работа, то ремонт в квартире. Их на том свете черти так же иголочками тыкать будут, в гениталиях тоже ковыряться и в очереди нескончаемой заставят стоять, когда в туалет хочется так, что невмоготу, а очередь оставить нельзя.

Ничего общего те медкомиссии, что я проходил в России, не имеют со здешними осмотрами. Медкомиссия (хочется взять это слово в кавычки) отняла 20 минут времени и около 600 рублей. Для прохождения пришлось пойти в книжный магазин почему-то, и купить там за 10 рублей тонюсенький бланк несерьёзного вида. Без места для фотографии. С ним я и пошёл по нескольким врачам, из которых самым строгим оказался окулист – заставил назвать несколько букв на всем известном стенде. Всё. Остальные спрашивали, нет ли проблем, и, поскольку проблем не было, шлёпали печать. Окулист, хирург (не тот), невропатолог, ухогорлоносен и общий врач. Вроде всё.

Быстро пост пишется, да не быстро документы делаются.
При попытке поменять права всплыла неожиданная проблема – в здешнем аналоге ГАИ отказались признавать мою честную категорию С, так как по местным законам, в порядке очерёдности получения категорий сначала может быть получена категория В, а уж потом С. А я, как рождённый в СССР, получил категорию С в УПК, это, если кто тупой и не знает не в курсе, учебно-производственный комбинат, последние два года школы раз в неделю мы посещали его и получали там рабочие профессии, из которых «Автодело» было самым шикарным направлением – к окончанию школы ты уже имел права профессионала! Первой была открыта категория С, а затем, после сдачи практики – В. Даты стоят соответствующие, оттого гаишный компьютер не захотел оформлять мне категорию С. Да, можно было пойти к начальству, написать какую-нибудь кляузу и ждать ответа, считая дни уходящего мотосезона. Но на кой она мне тут, эта С? Ведь грузовика у меня нет. Так решил я и поменял права, получив в итоге синюю европейскую карточку.
Всё, бегом в школу. Областной город, надо будет ездить на занятия 60 км в один конец. Ну да бешеной собаке сто вёрст — не крюк, охота пуще неволи и вообще.
В школе мне сообщили, что стоимость обучения – около 10000 рублей (кстати, категория В стоит ровно столько же), а времени оно отнимет не больше, чем потребуется для наката уверенной сдачи всех элементов. Только практика, теория не нужна, ибо есть В. То есть, хоть на следующий день сдавай экзамен. Прекрасно, подумал я, заполнил анкету, и стал ждать звонка из школы о начале занятий.
Прошла неделя. Тишина. Приезд родственников и запланированная поездка вчетвером в Белград на концерт Билли Айдола скрашивали нервозность ожидания. Звонок из школы раздался на второй неделе, и я, решив ударить рублём по разгильдяйству, объяснил звонившему, что я уже задолбался ждать их звонка и дела с ними не хочу иметь.
Нашёл небольшую школу в районном городке. Условия те же, но ездить никуда не надо, и даже экзамен проходит тут. Мотоцикл – 750-кубовый синенький Кавасаки. Мотоциклетных категорий здесь 4 штуки – Ам, А1, А2 и А. Ам открывается автоматом с легковушками, а остальные можно получить, обучаясь только на технике соответствующего класса. В моём случае от 600 кубов:


Школа получилась крайне либеральной какой-то, домашней и, да — неторопливой. Сначала кучу времени отняло оформление документов: здешние законы предписывают обмен документами между школой и ГАИ до начала занятий, оформление страховок и всё такое бумажное. Потом начались неспешные занятия. Я приезжал к инструктору, грузил в багажник конусы, защиту, радар, вёз на площадку и там расставлял, а инструктор подъезжал следом и – начиналось.
Чтобы получить заветную буковку в права, надо сдать инспектору площадку и город. Площадка включает пять элементов:
1-Толкание мотоцикла руками.


2- Восьмёрка двойная. Никаких сложностей. Со второго часа вовсю контрсвешивался и притормаживал задним тормозом, радуясь такому халявному способу ездить по маленькому кругу медленно и устойчиво:



3- Змейка, остановка, посадка пассажира, разворот, проезд, остановка. Легкотня, за исключением пассажира. Развернуться с ним надо на ограниченном пятачке, не встав на землю ногами. Не сразу начало получаться, но практика наше всё и повторенье — мать ученья.
Девочка заезжает в третий элемент:



4- С замером скорости: 30км/ч — слалом, разворот, разгон до 50, торможение после конуса и объезд препятствия. На третьем занятии инструктор стал меня уже осаживать, так как к моту я прикатался и жарил меж конусов по этим страшным камушкам за тридцать:



5- Экстренная остановка. Разгон до 50 км/ч на третьей передаче, торможение после ворот, остановка в коридоре. Неприятный элемент. На нижнем фото показано ближе покрытие, на котором я всё это исполнял, каждый раз щедро удобряя полигон кирпичами:



Как я и предполагал, много времени обучение не отняло: три раза по два часа на полигоне — и я прокатываю без ошибок все элементы. Тут надо добавить, что инструктор обозначил требуемую скорость вместо 30 — 27 км/ч и вместо 50 — 46-47 км/ч, приняв во внимание состояние покрытия площадки.

Стали ждать инспектора. А их мало, и приехать к нам принимать экзамены попросту некому. Лето, отпуска, так сказали мне. Но вот дождались как-то, приехал строгий дядька и принял. Только у меня. Один студент не пришёл, второй деньги не заплатил, а девочке рано было сдавать. Так что отстреливался я без ансамбля.
Экзамен снимался на видео, для чего у инспектора была специальная камера, которую он прилепил на стекло мерса инструктора. На всю площадку допускалась одна ошибка в виде касания земли, конуса или недобора скорости. После ошибки запоротый элемент можно один раз повторить. Все элементы прокатил без ошибок, только экстренное торможение он меня заставил проехать ещё раз — уж не знаю почему. После этого отправились в город. У меня под шлемом гарнитура, позади едут инструктор с инспектором, инструктор говорит мне куда ехать, инспектор водит жалом и фиксирует ошибки. Экзамен прекращается немедленно в случае не предоставлении преимущества, падения, движения на красный и ДТП, остальные ошибки караются баллами, некая сумма которых превращает курсанта из экзаменующегося снова в учащегося. Перед экзаменом я интересовался у инструктора, не строит ли козней инспектор при приёме экзамена в виде, например, требования остановиться в неположенном месте или других провокаций. «Нет», — ответил он твёрдо. Методика принятия экзамена утверждена и регламентирована документально, с этой точки зрения курсант ограждён от произвола и «заваливания» на экзамене. Видеокамера используется с той же целью — иметь пруф в случае непоняток. Покатались мы 25 минут (в областном городе это 45 минут), всё, стой, сдал. Инструктор сказал, ни одной ошибки не записано. Ура, товарищи, ура!
При расставании инструктор что-то сказал про звонок через два дня, я решил, что он мне отдаст диплом об окончании курсов, с которым я и поеду в гаи менять права. Оказалось, на руки ничего не выдаётся. Просто в компьютере ГАИ в моём файле появляется ещё одна открытая категория. Вот такие странности. Хотя, может, это и к лучшему. Ещё узнал тут про общую базу данных, и мне сразу стало немножко обидно за нашу нефтеобильную газово-ядерную Родину. После того, как встал на учёт в местном варианте ФМС, информация становится доступной всем государственным службам. Например, когда я менял водительское, мне не надо было фотографироваться, вся информация, включая фото, бралась из недр базы. Кстати, вот оно:



Маша и Степаша открывать категорию А пока не хотят. У них своих дел хватает:


упд:

Забрав права, немедленно собрался в Софию, перерегистрировать мот. 160 км в один конец, в итоге наездил 400.
Утром было +8, утеплился как мог, так как куртка летняя. Вверху — термо, флис, куртка с подкладом, внизу меринос, наколенники и джинсы. По дороге на заправках раздевался, так как днём было +23.
Никакой ветрозащиты, ехал на магистрали 120, вполне терпимо. Быстрее иногда поддавал, но недолго.
Сиденье, о переделке которого я писал тут, оказалось вполне удобным, а на «дверные ручки»иногда можно поставить ноги.
Познал несколько особенностей — турбулентность спутного следа фур, уродов, едущих сзади вплотную, снятый специальной машиной асфальт(чёрт, это было просто опасно! знаков я не видел, успел только со ста сбросить до 60 км/ч и влетел на этот вельвет, метров пятьсот аккуратно помотался и свинтил на прочную обочину).
Сразу после выезда повстречал человек десять на больших чопперах, все мне махнули, ну и я тоже. Почти все встречавшиеся мотоциклисты машут рукой или бикают.
Два дня после поездки отходили онемевшие кончики указательного и большого пальца правой руки. Грешу на разбитые передние сайлент-блоки опор двигателя и на неправильно закрученный правый балансир руля — прикручен был вплотную к трубке руля.
В остальном понравилось. В городе — мобильность, на трассе — ветер. По Софии ездил аккуратно, между рядов пару раз пролез к светофору. Мотоцикл откровенно рассматривают, несколько человек на светофорах что-то спрашивали, отвечал.
Да — номеров не получил, в наличии не оказалось. Наверное, я первый ухарь, пожелавший получить синие номера на мотоцикл. Пообещали заказать, на следующей неделе снова ехать. Зато купил перчатки, а то в горнолыжных как-то не айс.)

  • MOTOPPPMOTOPPP
  • Сергей
  • 26 сентября 2014 в 17:03
  • 7
  • оценка: +67

Комментарии (34)

RSS свернуть / развернуть
+4
roland-913
поздравления! отлично написал — быстро и легко читать.
0
Filosof63
Отличный пост. Много интересного и познавательного.
Я был в Болгарии в июне и на арендной маине проехал по ее дорогам 2250 км. Ни разу не видел ни одного гайца-уже подумал что в Болгарии просто нет такой службы.
Особо понравился болгарский народ, ракия, домашнее вино ( которое можно по чуть-чуть принимать для утоления жажды находясь за рулем).
+4
MOTOPPP
Здешние полицейские — обычные люди. Да, берут. Но не зверствуют, подстав не делают. Часто отпускают, если видят какой-нибудь явный форс-мажор.
Остановили меня как-то за отсутствие винетки (штраф по нашему 6000р.). Перед написанием протокола дали понять, что можно решить по-другому. Я никогда не давал, и денег с собой не было. Только кредитка. Рассказал им, что машину купил вот недавно, и хозяин про винетку не сказал, а я ещё не въехал в местную автотему. Они объяснили, где можно купить винетку (ибо 2 ночи, и если остановят дальше, точно впендюрят штраф) и — отпустили. Вот так. Ну, я с винеткой купил пива упаковку да чипсов, вернулся, оставил им. Они так засмущались :)
0
MOTOPPP
Да, за рулём тут можно иметь до 0,49 промилле.
+9
Vitzley
Дааа, если бы у нас такая подготовка была бы обязательной, на сколько бы ДТП было бы меньше…
+1
MOTOPPP
Летом друзья из Парижа приезжали, у них, сказали, кроме площадки и города, ещё и шоссе сдавать надо.
0
madox
Согласен. Готовился по весне… В результате то, что описал автор у нас сотоит из пооддготовки на категорию «А» + курс «контраварийного вождения». И то примерно.
Не плохо было бы перенять программу приёма экзамена…
0
theuser
Площадка с видом на горы.
Шикарно!
0
MOTOPPP
Тут куда не повернись, всё с видом на горы)
+1
k750
  • k750
  • 26 сентября 2014 в 22:01
Очень здорово написано! И познавательно и с юмором. ) Удачи Вам!
0
MOTOPPP
Спасибо, и вам ровных дорог!
+3
sergeymtv
«Толкание мотоцикла руками» — жесть :)
А вообще, посерьезней, чем у нас экзамены. Но и полезней на много.
0
MOTOPPP
Да, перед восьмерками как раз вспотеешь, пока по жаре-то его покатаешь.
+1
Ilya_L
  • Ilya_L
  • 26 сентября 2014 в 22:35
Ещеб рассказали как уехать в Болгарию…
0
MOTOPPP
Бизнес-эмиграция (надо денег столько вложить, что нет смысла уезжать), пенсионная программа или представительство российской компании.
0
frozen
При наличии собственности- внж получить не так уж и сложно, а далее дело за малым.
Чем вы занимаетесь если не секрет?
0
MOTOPPP
Пишу посты на байкпост.
Фриланс.
0
MOTOPPP
При наличии недвижимости никто почти в Европе ВНЖ не даёт. Только Латвия, и может, ещё кто. Визу — дадут, и то — 90 дней через 90.
0
MOTOPPP
Уехать в самом деле не проблема. Другой вопрос, на что жить. Доход нужен постоянный. Иначе тут давно бы уж тьма народа жила…
0
frozen
Ну там с визами запариться не особо сложно для получения внж. Мне оно не нужно, у меня мульти годовой, ребенку сразу на 5 лет дали. Ездим частенько. Русских и украинцев очень много)) Самый лучший вариант иметь зарплату российскую и жить там. Мне нравится спокоствие и движение без пробок, но не всем такая жизнь подойдет)) Вот недавно вернулись, отдыхали месяц на море. Хочется уже обратно. Зимой надеюсь выбраться на лыжах в пампорово)
0
zogar-zag
Интересный рассказ. Ты по болгарски шпрехаешь я так понял.
0
MOTOPPP
Не так хорошо, как хотелось бы. Ходили к репетитору, по неск. месяцев.
0
Viajo
тоесть с ними по английски говорить нет смысла? то же живу за границей 3 страны сменил уже. везде гворил на английском. от чего мой круг обещния состоит лишь из весьма образованных людей.
+1
MOTOPPP
Не пойму ничего. Как может знание английского в европе привлекать образованных людей?
Болгария — страна с кириллицей, даже не собирающаяся продаваться за калач западноевропейской латинице, как, например, Сербия. Много народа от 30 и старше говорят, ну или понимают по-русски, многие учились в России. По-английски проще только с молодёжью разговаривать, кто со школы или после университета помнит его, или учит специально для работы.
0
Viajo
забыл уточнить) я по азии ежжу. тут кирилицей только удивлять людей, ну или меня ихниме каракулями)
0
MOTOPPP
Если Азия, то понятно…
0
SpeedSG77
Какое знакомое покрытие на площадке… У меня почти такое же было… Я к концу обучения дрифтовал на Патроне помаленьку :-)))

Спасибо за пост, тезка — почитал с удовольствием! Да еще и познавательно!
+1
MOTOPPP
Покрытие ужасное. Тоже дрифтил.
Перед экзаменом привёз метлу и разметал камни в коридоре торможения пятого элемента и слалома.
На пятом элементе можно разогнаться до пятидесяти, отметить это взглядом и вот оно — торможение. А в слаломе четвёртого элемента не получается смотреть на спидометр — посмотрел, убедился, что 30, вошёл в конусы и ну мести хвостом. Инструктор больше меня боялся, что я шлёпнусь.
0
alexnab
Там же катался в июле — пожурили за скорость и все ))
драйв Renault Captur в Болгарии
youtu.be/T6n_cyzFKnI
0
MOTOPPP
пожурили за скорость и все
Рано делать выводы. Камер тут мало, и информация с них очень долго может идти, но иногда приходит…
0
Ivanovdmt
Да уж, наш экзамен в РФ полная шляпа с евро вариантом. Я бы не сдал сразу…
0
MOTOPPP
Думаю, сдал бы. Я там где-то писал, что к моменту начала учёбы мотостаж всей моей жизни составлял месяц владения нынешним мотоциклом, купленным как раз перед учёбой, и грядущий проезд на экзамене без ошибок всех элементов полигона казался мне невыполнимым. Ничего, накат есть накат, всё получилось же. У капиталистов, говорят, ещё жёстче.
+1
dim07
Спасибо! С удовольствием прочитал и повспоминал болгарцев:-) Стоянка это имя а булка это невеста вроде :-) и их вечное утром :-) думал все жаворонки а они переносят назавтра все что можно сделать сегодня :-)
Мой Доминатор был куплен в Варне и ждет летних покатушек! Хорошо что для мотиков не нужна винетка. Прежний хозяин мота номер возил в кофре :-) типа отвалился…
+1
MOTOPPP
Да, а Ваня, Димка и Сашка — женские имена.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. MOTOPPP, Категория А по-болгарски.