Блог им. Diman76 → Категория А в Германии

Небольшая остросюжетная история о том, зачем и как я это сделал. Плюсом упражнения на экзамене. Сия статья ни в коем случае руководством к действию не является, однако удовлетворению праздного интереса из серии «а как там у них?» может послужить сполна.



Как я уже писал ранее, в моей жизни прошлой осенью случился крутой переворот и я переехал на работу в Германию. Через месяц купил тут себе BMW K1300GT и спокойно раскатывал на нём остаток сезона-21 (который закончился только в декабре, к слову, до этого погода вполне себе позволяла). Естественно, гонял по нашим правам, полученным в РФ. Для этого, кстати, достаточно обычного нашего пластика, без международных прав, т.к. все права выданные года с 12-го полностью соответствуют требованиям Венской конвенции. Единственное но заключается в том, что водить вы по ним можете только будучи нерезидентом, туристом по сути. А если устроился на работу и получил вид на жительство, то права нужно сменить на немецкие. Кстати, похожий закон, насколько я помню, действует и в России. Точно знаю, что мне по этим немецким правам в России водить нельзя (равно как и с правами любого другого государаства), там, конечно, много всяких но, но суть понятна, права надо менять.

К сожалению, Россия не входит в перечень стран, для которых достаточно подать заявление в местный Landratsamt и просто получить новый пластик. С другой стороны, с нуля процедуру проходить тоже не придётся, достаточно сделать подтверждение, то есть, сдать экзамены — теорию и практику. Просто так записаться на экзамены тоже не получится, т.к. всё делается через автошколу, соответственно, с ними в любом случае нужно проконтактировать. Процесс обретения немецкий прав очень нетороплив и тернист, поэтому, кто будет проходить через это — начинайте делать как только вам пришлют соцтрах, ИНН и сделают счёт в банке. Для обмена прав даётся 6 месяцев, эти 6 месяцев можно катать по своим, потом они на территории Германии превращаются в юридическую тыкву. Я переезжал в конце сентября 2021 года, когда в разгаре было коронобесие, а в Германии оно было одним из самых жестких. Вплоть до того, что обучение в автошколах запрещали (социальные контакты же!), поэтому отдельно по землям выходили акты о продлении иностранных прав до года. Сезон уже кончается, права действуют год, ну и займусь ими весной, подумал я. Однако, недооценил степень подлючести бездушной немецкой бюрократии — зимой запрет сняли, а срок действия иностранных прав снова установили по умолчанию — на полгода и никакие отговорки о том, что я заехал сюда, когда был год не работали. Херр Николаеф, ир ауслендишер Фюршершайн ист ин Дойчлянд нур бис дие Энде дес Мэрценс гюльтиг. Пфердшайзе! Дело запахло керосином и потерей приличной части сезона. Эту чудесную новость мне сообщили в начале января и я потихонечку начал ковырять по документам. Итак, что нам потребуется:

1.Курсы первой помощи (Erste Hilfe) — заплатить 40 евро, пройти однодневный семинар, на котором вспомнить как накладывать давящие повязки, делать непрямой массаж сердца и искусственное дыхание, выучить пару немецких слов. Также выучить, что на каждом столбике на автобане стрелочкой показано направление к ближайшей колонне экстренного вызова. Проводятся они, как правило, раз в месяц, по субботам. Занятие на целый день — с 9 утра до 5 вечера. После чего становимся счастливыми обладателями свидетельства о том, что мы эти курсы прошли. Мне не повезло и паравозик ушёл. Следующий был только в феврале. В конце февраля…
2. Справка об остроте зрения (Sehtest). Получается в любой оптике или в медпункте у работодателя (если он есть, у нас — есть). Это если у вас зрение нормальное… Я записался к нашему заводскому врачу — все приблуды для проведения теста у нас в медпункте есть. Прошёл тест (стандартно — определение остроты зрения с коррекцией, без коррекции, цветное зрение… притом выучить таблицу не получится — прибор генерирует рандомный набор колец с прорезями) и получил nicht bestanden (не прошёл). Уже начал посыпать себе голову пеплом, но врач сказал, что он может выдать заключение только в том случае, если на каждом из глаз зрение не ниже 0,7 (в очках или без — без разницы), у меня же амблиопия на левом глазу и там острота 0,3 (и не корректируется). Права мне дадут, но нужно получить заключение профильного специалиста (Augenarzt — глазной врач). А к нему надо записаться, то есть, взять Termin… а с терминами у врачей в Германии очень плохо. Ходит шутка, что незапланированно болеть тут вообще не стоит. У меня получилось взять термин только в конце второй недели марта. Права превращались в тыкву, напомню, в конце марта… Расстался у врача с 120 евро, прошёл расширенный осмотр, выдали мне это заключение несчастное. Отлегло… стряхнул пепел с головы.
3. Отправить заявление, копию российских прав, Erste Hilfe и Sehtest в районную администрацию (Landratsamt), именно они, а не полицейские, занимаются выдачей прав (а ещё регистрационным учётом ТС до кучи). Они там через некоторое время должны сказать, что да, вы можете сдавать согласно параграфа такого-то, такого-то там закона. Мне они ответили далеко не сразу (прошёл месяц), после того, как мы их легонько подопнули (справились, мол, как там дела), они недовольно попросили либо оригинал прав, либо заверенную копию. В общем, скатались в местную ратушу поселковую и поставили там печатку на копию, копию же отправили в Ландратсамт. Через пару дней мне пришёл конвертик, что да, можете сдавать… и что ваши права уже превратились в тыкву, потому что на дворе — апрель.
4. Записаться в автошколу. Они должны предоставить доступ к приложению с экзаменационными заданиями (можно выбрать русский язык), а также провести минимум 4 часа практических занятий. В общем, с автошколой тоже просто так не получилось. Мы им долго писали и не получали ответа. Всё это пришлось аккурат на пик омикрона и вся автошкола, всем составом, дружно сидела окоронованная и на больничном. Как раз, где-то в апреле лёд тронулся. Мне дали ключ от приложения. Скачать его в российском AppStore не получилось, впрочем, я как раз переходил на немецкий, т.к. все мои карты, с которых платилась подписка, превратились в тыкву из-за всем известных событий. Приложение я скачал и начал прорешивать задания. Задания довольно каверзные — вариантов ответа, как правило, 3… верные от 1 до 3. Выбрал больше — ошибка, меньше — ошибка. У каждого вопроса своя «цена» — от 2 до 5 баллов. За экзамен можно набрать не больше 10. Те, что на 5 баллов это, как правило, задачи на перекрёстки. Есть много видеовопросов, есть вопросы-задачи из серии «чему равняется ваш остановочный путь со 100км/ч вычисленный по эмпирической формуле». Особый прикол — вопросы про наркоту. Выглядит это примерно вот так



Всего задачек порядка 1000. После того, как прорешали всё, система предлагает заново прорешать те задачки, которые в прошлый раз были завалены и так раза 4, пока не останется неверно решенных заданий. У меня на это дело ушло недели 2. После чего нужно сделать «валидацию» — пройти симуляцию экзамена и успешно сдать его пять раз… подряд… если решил 4 раза и на 5 набрал больше 10 пунктов — заново. Прогресс прохождения видят сотрудники автошколы. Когда я всё прошёл на 100%, мне сказали, мол, через школьное приложение подавайте заявку в TüV и записывайтесь на экзамен, мы им все документы отправим. В общем… опять Termin… В конце мая. Ещё один месяц бездарно потерян.

5. Сдаём теоретический экзамен. В общем, ничего сложного, после того, как я отправил заявку через школьное приложение, на следующее утро мне пришло письмо с просьбой выбрать время и место проведения экзамена. Чуть позже прилетел конвертик с квитанцией на 170 евро за экзамены. Оплачиваем и ждём экзамена. Дополнительно предупредил, что мне надо сдавать на русском, но они были уже в курсе — с автошколы сказали. В классе сидел только инспектор из TüV и лежали планшеты. У него в системы были уже все данные, поэтому он попросил только показать ID и сказал, за какое место проходить. В общем… я почти не сдал. Набрал 8 баллов. Чуть-чуть… но чуть-чуть не считается, поэтому bestanden. На дворе уже конец мая.

6. Практикуемся. Я хотел начать кататься как можно раньше, но мне сказали, мол, студентов много сейчас, поэтому давай после того, как сдашь теорию. А сезон идёт… После того, как теорию я сдал, сразу сел на уши (точнее через свою коллегу из кадров) автошколе, что надо бы начать кататься. Молчание было лишь ответом. В итоге меня всё это задолбало, я собрал всю волю в кулак и позвонил им сам. Директор оказался не говорящим по-английски (а майн Дойч ист шлехт), но уже через 10 минут перезвонил его коллега, который по-английски говорил. Это оказался мой инструктор Клаус. Договорились, что встретимся вечером в следующий вторник… на дворе было 17е июня. Соответственно, кататься я начал 21го. Думал, что откатаю эти 4 несчастных часа и всё ок. Но мне сказали, что контора (в которой я работаю) всё покрывает и катай, пока Клаус не скажет, что всё ОК. Откатал я в итоге не 4 часа, а больше 12. После чего, Клаус сказал ОК и записал меня на экзамен… 13 июля. О том какие упражнения нужно делать и как — снял отдельное видео… Оно в конце поста

7. Практический экзамен. Утром мы перегнали байк из гаража Клауса на площадку перед местным макдаком, откуда начинаются все экзаменационные маршруты. Сам экзамен был в районе 4 вечера, поэтому я вернулся домой (за 22км), чтобы не сдохнуть на тридцатиградусной жаре в полном экипе. В тот день я был последний и единственный на А. В общем, экзаменатор, милый дядечка, сначала задаёт несколько вопросов из серии «как проверить глубину протектора», «как проверить поворотники» и так далее, после чего на тебя надевают позорный жилет с надписью Fahrschule и вставляют в ухо наушник от рации. Ты едешь вперёд, а инструктор с инспектором едут на тачке сзади и командуют nach rechts, nach links, dritte Ausfahrt и так далее. Прикатываемся на неоживлённую улицу в промзоне, расставляем конусы и сдаём упражнения по выбору экзаменатора (всего 9, из них 4 обязательных и ещё 2 выбираются из остальных) и после этого катаем Prüfungsfahrt — зачётная поездка. Во время которой максимально корректно соблюдаем скоростной режим, максимально картинно крутим башкой и максимально вежливо пропускаем пешиков и велосипедистов. В общем, сдал, без особых проблем, на моё счастье, они решили прогнать меня не по городку, а по окрестным деревням (кружок получился на 30км).

8. Получаем пластик. Для этого нужен термин (опять, ага) в ландратсамте. Хорошо, что именно в этот отдел (Führerscheinstelle) обычно народу немного и термины были. На следующий день. В общем, 14 июля я стал счастливым обладателем немецкий водительских прав. Наконец-то!

По времени: мучительно долго… 5 месяцев, притом, что учиться с нуля было не нужно. Тот, кто столкнётся с необходимостью замены, лучше начинать процесс сразу после прибытия.
По финансам: сколько пошлина за выдачу не помню, немного… Sehtest (у офтальмолога) — 120 евро, Erste Hilfe — 40 евро, базовый контракт с автошколой — 690 евро, дополнительные 10 часов езды — ещё 700 евро, экзамены в TüV — 170 евро. Вот вам и около 1800 евро. Хорошо, что практически все эти расходы возместили у работодателя.

В общем, пройдя через эти 8 кругов бюрократического ада и потратив 5 месяцев времени (держит в уме почти 2 куска евро) теперь совсем не хочется этих самых прав лишаться… а возможностей — море.


Короткое видео о порядке обмена и сдачи экзамена в Германии
  • Diman76Diman76
  • Дмитрий
  • 18 июля 2022 в 22:29
  • 3
  • ?

Комментарии (30)

RSS свернуть / развернуть
+1
Yahometo
Нечто похожее я проходил в 90-е, в Финляндии. Только менял права кат. Б.
И тогда у финнов это было сильно гуманней и дешевле, чем ныне в Германии.

Но в пределах года финны и без экзаменов права меняли. А если сроки профукал, что я благополучно и сделал, то через экзамены, но без всяких автошкол и излишней волокиты. Заняло это у меня 3-4 недели, да и то, с пересдачей практического экзамена (ошибок не было, но надо было башкой сильнее крутить и тупить на манер чайника).

Как оно там у финнов сейчас, не скажу, но навряд ли что-то сильно изменилось. Хотя…
+2
MikeNN
тернистый путь, но важен результат — на дорогах Германии и в головах водителей полный порядок. Интересно было узнать что регистрацией т/с занимаются гражданские. Нам бы тоже не мешало упитанных парней из МРЭО отправить на реальную работу, а не вот это вот всё)
0
Diman76
Тут вообще полиция, по сути, занимается только тем, что иногда явных нарушителей на дороге останавливает. Штрафы выписывает — Verkehrsamt, то есть просто подразделение администрации, они же, как я уже сказал, занимаются регистрацией транспорта и выдачей прав. Организацией и приёмом экзаменов и техосмотром занимаются TüV и DEKRA — это вообще отдельные организации, никак к власти не относящиеся, типа наших операторов техосмотра, но более централизованные. С регистрацией тут тоже много приколов, на самом деле. Самый главный — решу я переехать, например, из своей деревни в Ульм. Нужно, соответственно, сделать там Anmeldung, прописку то есть, и номера сменить, чтобы на них код был не BC, а UL. Первые одна-три буквы — это название района. Одна буква — для самых больших, типа B — Berlin, M — München, но Гамбург будет HH — Hansenstadt Hamburg. Потом две, типа UL — Ulm, BC — Biberach, LL — Landsberg am Lech и так далее, ну а три — это совсем маленькие общины, типа GAP — Garmisch-Partenkirchen
здесь был ататат

здесь был ататат

0
Moor
  • Moor
  • 19 июля 2022 в 12:06
По сравнению с нашим латвийским экзаменом — просто халява. Не про деньги, конечно, а про сдачу практического. У нас на площадке 8 обязательных фигур, на скоростных замеряют скорость. Площадку не сдал — в город не едешь. Очень мало кто с первого раза сдает.
0
Diman76
Да, я, кажется, видел. Денис, который Хантер, снял видео. Я не могу ручаться, что во всех местах в Германии принимают одинаково и, скорее всего, довольно много зависит от инспектора и его настроения. В нашей деревне, по крайней мере, было так.
0
sborovkov
зато если есть российские права, то для получения латышских прав надо сдать только город и только на машине. Категорию А получаешь вместе с Б, если в россиских правах были открыты обе и А и Б.
0
Diman76
В Германии, как понял, если у тебя есть несколько категорий, то надо подтверждать всё. Вопросы на теории немного разные — есть спецблок на категорию, поэтому сдав теорию на А, применить её к Б не получится. Но таких нюансов я не знаю, может и есть какие-то упрощения. Я — чистый мотоциклист, у меня категории Б в правах нет )
+1
Alexeybelg
Да, всё солидно у них. Поздравляю с благополучным итогом. Но самое главное — это то, что автор успел……. получить права до окончания сезона
0
Diman76
тут с этим попроще — сезон до декабря )
+1
Kadet73
Интересный путь у них и небюджетный)
0
Diman76
самое главное — небыстрый
0
Shelti
Ужасть какой. Упаси Маниту от подобного здесь…
0
capitan_amer
почему вы не переводите слово «термин»? Оно что, не имеет аналогов в русском языке? По моему оно переводится — запланированная встреча
0
Diman76
уж слишком оно короткое и ёмкое… настолько, что даже в речь русскоязычных в Германии (а в наших краях их прям много) вошло без изменений. Никто не говорит «взять явочку» или «назначить встречу»… все говорят просто «взять термИн»
0
haurhot
Да, одно слово удобнее описательной фразы. В русском будет что-то навроде «талончик очереди» или «встал в очередь на...».
0
at_hacker
«Запись», «записаться».
0
srw
  • srw
  • 20 июля 2022 в 11:42
очень интересно за что реально лишают прав с практическими случаями и какое наказание, если кто без прав поедет, и как устроены проверки на дорогах
0
Diman76
Ну тут не одна категория лишения прав — есть просто Fahrverbot — лишение на 1-2-3 месяца и есть прям жесткое, когда набрал 8 штрафных пунктов к правам (например, оставление места ДТП даёт сразу 6). Пунктов немцы боятся больше штрафов, потому что штрафы тут не такие здоровые, как в той же Дании (у них они, кажется, с 1000 крон стартуют, т.е. со 150-160 евро). Но если набрать 8 и лишиться прав, то придётся учиться заново… полностью, т.е. минимум полгода времени и штуки 2-3 евро. И, если повезёт, то ещё на идиотен-тест отправят (который мало кто с первого раза сдаёт). Тут, в общем, наказывают не столько деньгой, сколько геморроем. А по штрафам… коллега привёз превышение на 22км/ч на окружной Карлсруэ — балл во Фленсбург и 100 евро штрафа. Можно посмотреть все эти штрафы по запросу Bußgeldkatalog. Просроченные иностранные права это, по факту, езда без прав, а за такое могут прям а-та-та сделать. Другое дело, что никто особо не проверяет. На дорогах так я вообще не видел, чтобы полиция стояла и тормозила. Но опять же — всё может быстро всплыть на поверхность, если придёт штраф с пунктами (попросят номера прав водителя, чтобы пункт нарисовать) или ДТП.
+1
iBrabus
Я оспаривать не буду, автору спс за инфо, но опишу свой опыт и опыт колег.
До войны работал в дальнобое на польскую компанию (география поездок вся Европа). Колеги тоже разбросаны по разным странам ЕС в разных компаниях.
Ездим по украинскому пластику. У некоторых даже ВНЖ уже оформлено было. Единственное «но» раз в 6 месяцев должны перезаехать в ЕС и тогда права менять не нужно. Хотя откровенно многие знакомые забивали на это и никогда ничего не было. Тот же BAG никогда вопросов не задавал.
В общем удивлен, мне казалось что замена дело добровольное…
+1
Diman76
там был какой-то пунктик, типа если доказать, что ты маятниковый мигрант, то можно… в нашем — нет. На полицейских нарваться, конечно, шанс минимальный, но если случится авария и начнут разбираться…
0
Shura
Какой шрифт в правах красивый! Которым имя-фамилия выбита.
+1
AlexGun
Ай маладца!
Поздравлям! ;)
+1
HotGuy
Позновательно! Цены и сроки конечно ахтунг
+1
Diman76
не… цены и сроки это скорее verdammte Scheiße )
+1
AlexDrozd
гугл прям так и перевел «е№ена мать» )
0
Diman76
ну не совсем… там немного другой смысл, но общая эмоциональная окраска да, такая )
0
lexashka
а так на каждую категорию надо? если А и В? два набора экзаменов?
спасибо
0
Diman76
теорию, вроде как, можно заодно сдать, но будет больше вопросов (на разные категории есть спецвопросы… на А, например, что будет, если на мотоцикле с коляской резко заложить правый поворот, что будет, если тормозить в повороте и т.п. На В — там про прицепы, грузы и прочую требуху). А практику в любом случае сдавать раздельно
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. Diman76, Категория А в Германии