Блог им. WhiteMotard → 7 уроков эндуро по-русски
Первый курс обучения эндуро-кроссу я прошел пару лет назад. Друзья посоветовали, сказали, что без этого в городе делать нечего.
Я, конечно, посмеялся, в то время мы всё больше «спортами» увлекались, мечтали «с коленочкой» повороты проходить, но на тренировку пришел. Откатал час, потом столько же на диванчике пролежал — вымотался!
Через неделю еще раз попробовал, и так все лето… Чему научили, не сразу и понял. А когда понял, только спасибо говорил. Попробую и вам рассказать немножко, а поможет мне в этом чемпион России по мотокроссу, победитель Кубка Урала по эндуро, Иван Пушкарев.
Час первый. Снова в школу.
Опыт на классических мотоциклах к эндуро-кроссу подходит слабо. Органы управления те же, но посадка необычная, седло узкое, ходы подвесок огромные. А главное, он ощущается не по-дорожному легкомысленно, вроде бы под тобой «велосипед», но высоченный и с очень злобным характером. Когда один мой знакомый открутил лишнего на 500-кубовом KTM, мотоцикл из-под него уехал. А парнишка остался в воздухе висеть, как кот по имени Том из заграничного мультфильма, правда недолго. Благодаря мощной кроссовой экипировке обошлось без последствий. Мотоцикл мы тоже подняли и дальше поехали.
На первой тренировке нужно привыкнуть к правильной кроссовой посадке и обуздать ручку газа. Передним тормозом пользоваться крайне осторожно.
На снимке: базовая посадка на мотоцикле типа кросс и эндуро.
Час второй. Разгон-торможение.
На втором занятии разгоняемся и останавливаемся, не вставая на подножки. При разгоне загружаем переднюю часть мотоцикла наклоном тела вперед.
Газ крутим аккуратно, невзирая на кубатуру. Эндуро весит сущие килограммы, потому ускоряется мгновенно.
В торможении вес переносим на заднее колесо. Ногой поддавливаем на задний тормоз, и аккуратно, одним пальчиком, на передний.
В городе, привстав на подножках и сместившись на заднюю часть сидения, можно выиграть метр-два в экстренном торможении.
Час третий. Повороты сидя.
Самое трудное — поймать баланс. В повороте сидя ты поднимаешь ногу для баланса, подобно тому как канатоходец балансирует шестом. Плечи отваливаются назад и поворачиваются параллельно линии руля. Внешний локоть поднят, внутренний опущен. Ровный газ. Взгляд на точку выхода из поворота. Мотоцикл вкручивается в поворот. Если у тебя сорвало оба колеса, вытянутой ногой успеешь подстраховаться от падения.
В городе эта техника применяется в скользких поворотах на любой поверхности, на классических мотоциклах или мотардах. Единственно, что приходится учитывать – недостаточная защита обычной мотообуви. Если в кроссовке опереться на ступню, есть риск повредить лодыжку. Кроме того, городская мотообувь гораздо легче, чем защищенный кроссовый бот, а значит, и балансировать в городской обуви нужно немного по-другому.
Час четвертый. Ездим «в стойке».
На кроссе и эндуро ездят стоя. Ноги представляют собою дополнительный амортизатор. Зажатый между ног узкий корпус кроссового мотоцикла управляется по большей части ногами. Стоя на подножках, бережешь позвоночник от мелкой трясучки.
Вот правильная позиция стоя при спокойном прямолинейном движении.
При разгоне «в стойке» наклоняем тело вперед.
При торможении оттягиваемся назад.
Стойку в городе можно применять на любом классе мототехники, кроме мощных круизеров, конечно. Будьте аккуратнее с наклонами, когда едете по городу, стоя на подножках, на асфальте не всегда можно разглядеть щебень и песок.
Когда стоя проходите трамвайные рельсы, не используйте передний тормоз.
Час пятый. По горам, по долам.
Штурмуем холмы. Пока без прыжков, просто ползем вверх.
И, что будет посложнее, съезжаем вниз. Передний тормоз дозируем по микрону!
Час шестой. По сырой траве.
Если повезет, пойдет дождь. Когда однажды он полил, мы все переместились под деревянный навес. Серега Monster в шутку спросил: «Поедешь?» Я в шутку ответил: «Конечно».
Когда шутки кончились и я попытался тронуться, мокрые камни несколько минут были против. Мотоцикл глох или радостно шлифовал зубастыми колесами гладкие булыжники. Запрыгнуть в седло было невозможно. Ребята вышли из под навеса и взяли коня под уздцы, то бишь ухватились за широкий руль. Я сел и поехал. Следующий километр эндурной трассы прошел минут за 15. Заднее колесо вихлялось по траве, диск переднего тормоза забросало глиной. Когда добрался до базы, был по уши в грязи, но с довольной улыбкой на лице.
Час седьмой. Всё и сразу.
Иван, погоди же, мы так пока не умеем!
Мы в этом деле пока что дети малые.
Да что же это такое, у тебя и детишки-то ездят лучше нашего? Ай, ладно, пойду переобуваться, без меня не начинайте!
На снимках Иван Пушкарев, кроме того, на котором Лиза, это её восьмой мото-час.
Спасибо Вячеславу Верхотурцеву за снимок на обложку поста.
- WhiteMotard
- Вадим Белошедов
- 4 июня 2013 в 2:22
- 57
- +96
- WhiteMotard
- 4 июня 2013 в 2:53
- ↑
- ↓
думаю, что не наклонять. В эндуро-кроссе, как я это понимаю, смещают вес вперед, чтобы разгрузить заднее колесо, для ускорения.
А меня учили что это чтоб стоять на ногах. Мот сам по себе, а ты должен на нем стоять. Не скажу что у меня получалось и не получается ибо сейчас нет возможности. Но всетаки мне кажется что в мотокроссе и в эндуро самое главное что ты стоишь на моте. И если можешь без рук стой без рук. А загружать колесо??? Отлично я не знаю какие камни если я нажму руками на руль, то первый, же камень всеми пружинами катапультирует меня. Я должен просто стоять на гуляющем коне. Ну и коленками пинать его иногда
Подавляющее большинство прыжков делается стоя в средней позиции на ровном газу.
При этом в полете есть две возможности отрегулировать угол атаки мотоцикла.
Открываешь газ — мот начинает задирать нос, т.к. стремится провернуться относительно заднего колеса.
Закрываешь газ или жмешь задний тормоз (со сцеплением) — нос опускается.
Задний тормоз применяют если дело плохо и мотик вылетел уж сильно агрессивно вверх и нужно экстренно его опустить чтобы не исполнить бэкфлип или не упасть на жопу.
С этим надо пробовать аккуратно, работает очень резко.
Газ закрывается, обычно, инстинктивно, т.к. мотор начинает орать, легко раскручивая колесо в воздухе. Ну или от страха. В результате может быть посадка на переднее колесо.
Позиция при приземлении зависит от ландшафта. Старообрядцы обычно отпускают мот от себя подавая руль вперед и смещаясь немного назад. Новая школа, в т.ч. это идет от америкосов — исповедуют приземление в передней атакующей позиции, при этом надо более активно открывать газ, чтобы не опустить перегруженный нос.
В любом случае приземляться лучше на заднее колесо и на открытом газу, т.к. обычно за приземлением следует интенсивный разгон, да и стабильности это что ли больше придает.
Но в любом случае надо понимать, что посадка на переднее, заднее или оба колеса это все варианты нормы, при условии что после приземления тебя не раскалбашивает и ты не летишь вперед мотика…
Ну как-то так…
Кстати у тебя 2Т, он на закрытие газа реагирует более вяло чем 4Т.
При этом в полете есть две возможности отрегулировать угол атаки мотоцикла.
Открываешь газ — мот начинает задирать нос, т.к. стремится провернуться относительно заднего колеса.
Закрываешь газ или жмешь задний тормоз (со сцеплением) — нос опускается.
Задний тормоз применяют если дело плохо и мотик вылетел уж сильно агрессивно вверх и нужно экстренно его опустить чтобы не исполнить бэкфлип или не упасть на жопу.
С этим надо пробовать аккуратно, работает очень резко.
Газ закрывается, обычно, инстинктивно, т.к. мотор начинает орать, легко раскручивая колесо в воздухе. Ну или от страха. В результате может быть посадка на переднее колесо.
Позиция при приземлении зависит от ландшафта. Старообрядцы обычно отпускают мот от себя подавая руль вперед и смещаясь немного назад. Новая школа, в т.ч. это идет от америкосов — исповедуют приземление в передней атакующей позиции, при этом надо более активно открывать газ, чтобы не опустить перегруженный нос.
В любом случае приземляться лучше на заднее колесо и на открытом газу, т.к. обычно за приземлением следует интенсивный разгон, да и стабильности это что ли больше придает.
Но в любом случае надо понимать, что посадка на переднее, заднее или оба колеса это все варианты нормы, при условии что после приземления тебя не раскалбашивает и ты не летишь вперед мотика…
Ну как-то так…
Кстати у тебя 2Т, он на закрытие газа реагирует более вяло чем 4Т.
вообще-то при повороте сидя, ногу выстявляют не для баланса, а для загрузки переднего колеса, при этом другой ногой нужно давить, что есть силы на подножку для смещения центра тяжести, а если есть силы то можно вообще чуть-чуть привстать на ноге, получается что на одной ноге стоишь, а другую как можно сильней вывешиваешь паралельно поверхности (в идеале естественно), вот тогда мотоцикл действительно вкручивается в поворот ))
- Hendrickson
- 4 июня 2013 в 16:11
- ↓
Буквально 15 минут назад изучал сайт школы мотокросса и тут на этот пост набрёл… Кажется это знак :))
- Rudesigner
- 4 июня 2013 в 19:05
- ↓
чуваки не спорьте не гадайте, вот посмотрите масса уроков от профессионалов ютуб
- YaniKamikaze
- 6 июня 2013 в 9:34
- ↓
Однозначно превосходный пост! В коллекцию!
А то я в воскресенье на своём Юби по лесу/песку/горам/камням наездилась и нифига не поняла КАК я так ни разу не упала (хотя «почти» падений было много). Вот хоть будет что проанализировать и на что опираться.
Хотя УБР и кроссовый мот рядом не стоят по динамике… Всё равно будет, что поизучать =)
А то я в воскресенье на своём Юби по лесу/песку/горам/камням наездилась и нифига не поняла КАК я так ни разу не упала (хотя «почти» падений было много). Вот хоть будет что проанализировать и на что опираться.
Хотя УБР и кроссовый мот рядом не стоят по динамике… Всё равно будет, что поизучать =)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (49)
RSS свернуть / развернуть