Блог им. unicorn → Первый - Warrior: Орлята учатся летать
В сезон надо ездить, а не мемуары строчить! — скажете вы и будете абсолютно правы. Но для будущих поколений тоже что-то надо оставить :)
По еще свежим впечатлениям, как оно было — впервые оседлать рычащего 300-кг зверя и проехать на нем первые километры.
История посвящается Максу, Кате, Артему, Жене, нашедшим время выкатывать такого неформатного первосезонника, и всем начинающим злобным (и не очень) чопперюгам :)
Если коротко, то выводы из этой истории я для себя сделал следующие:
1. Перед выездом в город договоритесь с друзьями, которые покажут вам азы, или пройдите курс в мотошколе. В обоих случаях идеальный вариант, когда учить вас будут на вашей же технике. Впрочем, лучше совместить и то и другое — сначала ебрик в мотошколе, а потом освоение своего мотоцикла.
2. Лучше 10 раз упасть на площадке, чем 1 раз на магистрали.
3. С самого начала учитесь настраивать зеркала. Пригодится.
4. Не пытайся прорваться на желтый, и тем более — когда даже желтый уже погас. С мигающим зеленым будь аккуратнее, если ты будешь на перекрестке через 1-2 секунды после моргания — езжай, если нет — смотри в зеркала и аккуратно тормози.
5. Едешь в колонне — не нужно ехать за ведущим след-в-след, особенно если он успел под светофор, а ты нет. Тебя всегда подождут после светофора, ты же новичок.
6. В любой ситуации: не уверен — тормози!
7. Учись пользоваться поворотниками даже когда катаешься на площадке/в гаражах.
8. Чем быстрее научишься расслаблять руки, тем быстрее поедешь (а не поплетешься на низших передачах с риском для себя, окружающих и мотоцикла).
9. Учиться кататься нужно в том же экипе, в котором дальше будешь ездить — надо привыкнуть к таким ощущениям, чтобы потом не переучиваться.
Долгими зимними вечерами, коротая время до сезона и снимая токсикозные симптомы, просматривал чопперфорум (о существовании БП я тогда еще не знал) и наткнулся на интересную дискуссию — «С какой кубатуры начинать чопперисту?» Обсуждение сводилось примерно к следующему:
— бери 400, особенно если это первый аппарат
— нет, 400 мало, запчасти только из Японии, не едет и потом хрен продашь, бери 600
— это же чоппер, он тяжелый, бери 800-900, в самый раз
— да фигня все, я начинал с 1300/1400/[подставить сюда топовую кубатуру в линейке], и всё отлично
Многостраничный холивор заканчивался одной просто шедевральной фразой, которую не грех всасывать с молоком матери каждому будущему мотоциклисту. «Неважно с какой кубатуры начинать, главное не закончить на 2 м3 земли».
Крепко держась за эту мысль и волнуясь, как не волновался перед первым свиданием с первой девушкой, я морально готовился к первым покатушкам, назначенным на субботу 4 июня. Вопрос с мотошколой и правами А-категории все еще решался и был в подвешенном состоянии, а сезон уже в разгаре и ждать меня не собирался. Парни могли выкатывать меня только по субботам, но все равно это куда лучше, чем самостоятельно набивать синяки и шишки и незаслуженно царапать хромированные бока своего красавца. Тем более, когда опыт двухколесной езды исчерпывался великом в детстве и скутером пару раз 8-9 лет назад.
За несколько дней до этого пришлось в режиме ошпаренной кошки искать резину на перед. Разумеется, хотелось Metzeler Marathon ME880. Кто же знал, что моя размерность окажется самой редкой и дорогой? Звонки по фирмам, найденным в инете, заканчивались либо на «кончилась», либо на «заказывайте, доставим через 2 недели». Так дела не делаются, подумал я (да и в последний момент тоже, добавил скалящийся в ухмылке здравый смысл), и с упрямством настоящего козерога нашел ПОСЛЕДНЮЮ имевшуюся в МОСКВЕ покрышку. Парадокс, не правда ли? Готовь снегоход летом, а моцик зимой, а не наоборот! Резина обошлась в 7700, монтаж где-то в 1100, все было сделано незадолго перед выездом. Где-то в этот же период Макс нашел время и на глаз подкрутил крепление лапки переключения передач, чтобы с ней можно было работать в спортивном мотоботе. Жизнь показала, что его глаз алмаз, все встало на свои места, сейчас езжу и даже не вспоминаю, что когда-то было по-другому.
Также за несколько дней перед выездом была сделана ОСАГО + ее расширялка до 3 млн. руб. на случай эпического въезда в Майбах / Роллс-Ройс / кортеж Папы Римского. В конце июня также дооформил страховку от несчастных случаев, максимальное покрытие — 1 млн. руб (ну его нафиг, это максимальное покрытие, сами знаете, в каких ситуациях оно выплачивается), с процентом выплат при переломах от 2 до 15.
Добравшись до места сбора, мне предстоял бесплатный аттракцион под названием «Одень-ка спортэкип в первый раз жарким летним вечером». Управился минут за 15, наполовину обессиленный, раздраженный, взмокший и застёбанный ехидными комментариями типа «Вот у тебя появились СИСЬКИ!!!» (надев термобелье и застегнув черепаху) или «Теперь ты знаешь, как пахнет от настоящего мотоциклиста» (одевшись полностью и обливаясь потом). Нашлись старые перчатки одного из друзей, они многое видели на своем веку, сильно тертые, но летние и разношенные, как раз под мою руку — не в зимних же «варежках» ездить. Дошли до гаража, где стояла вся мототехника, честь выкатывать с крутого спуска моего коня была поручена Жене. Надо было видеть этот детский восторг, с которым ярый приверженец спортов, трековый завсегдатай и обладатель CBR600 выезжал из гаража и спускался по склону! Человек не может улыбаться спиной, но тогда казалось, что он улыбается даже ей… :)
Местом учебного катания была выбрана автобусная площадка неподалеку, культовое место для мотоциклистов района, давшая путевку в жизнь наверное всему району. (АХТУНГ! Перед поездкой я был заверен, что местные гаишники туда не суются и вообще к мотоциклистам привыкшие. Данные по вашему району могут отличаться с точностью до наоборот!) Вечер выходного дня, автобусы там уже редкие гости, а под ночь вообще исчезают. Чего же еще можно было пожелать.
Разумеется, поездка из гаража до площадки предстояла мне только как второму номеру. Смирившись с этой участью, я смиренно сел сзади и ухватился за sissy bars (это было ошибкой), за рулем был Макс… На километровом прямике он решил посмотреть возможности аппарата (и видимо дать мне шанс нюхнуть пороху) — рванув со светофора и довольно быстро перешагнув сотню, он не слышал моих сдавленных матерных криков сзади, т.к. руки от поручней начало реально отрывать! (движок к раме крепится жестко, да и балансирных валов нихт). Надо было браться за наездника, а не за поручни (что я потом неоднократно сообщал своим вторым номерам). Было страшно, на пике разгона не покидало ощущение «Сейчас улечу назад, и прощай сезон». В довершении всего, на площадке Макс сделал свой обычный круг почета, проехав вместе со мной круг «с коленочкой». Позади Ворриора на дорогу сыпались свеже-«отложенные» кирпичи :)
На месте собралась вся компания, дружно возжелавшая потестить мой аппарат. Почувствовав себя героем анекдота «Ты женись, а мы по***мся», решил отойти от экстремальных впечатлений. Мои «инструкторы» общались с аппаратом легко и непринужденно, по ходу движения периодически закидывая ноги на дуги, пафосно проезжая мимо на 10-20 км/ч и крича: «Вот так на нем и надо ездить!» и улыбаясь до ушей. Собравшись с мыслями, оседлал его и я. Вначале — краткий инструктаж. Сначала завести. Завел — вибрации, конечно, ощутимы. Дальше — учиться давать столько оборотов, сколько нужно. Правая кисть училась делать новые движения. Дальше сложнее — держать обороты — 1.5, 2, 2.5 тысячи, с минимальными отклонениями от заданных. Трудно, но что-то получилось (правда, обороты «скакали» от заданных где-то на +-200, к ручке газа привык не сразу, а на моем аппарате она еще и тюненая бОльшего диаметра, чем родная). Затем еще более страшное — попробовать на нем тронуться и проехать по прямой «вон до той трещины» (расстояние в 5м). На первый взгляд переключение с нейтрали на 1ю передачу и обратно показалось несложным, но ловить нейтраль было посложнее. Спасла автомобильная память (как меня учили) — не знаешь, что сделать на минимальной скорости, зажми сцепление (но когда научишься — при торможении сцепление не трогай!). Вряд ли я сделал это с первого раза… Но, плавно отпустив сцепление, на холостых (900 об/мин), смешно болтая в воздухе ногами, таки добрался до заветной точки и остановился без падения.
Перед всеми этими операциями мне было показано, что на сцеплении и переднем тормозе надо ВСЕГДА держать как минимум 2 пальца. Как выяснилось потом, из-за особенностей рукояток руля (и тугого сцепления) двумя пальцами до полного выжима работать нельзя — рычаги упираются в безымянный палец и мизинец. Так что в будущем привыкал работать передним тормозом (при сильном торможении) и особенно сцеплением не двумя, а четырьмя пальцами.
Сделал? Отлично. Теперь проедь на нем чуть дальше (метров 10), ноги поставь на подножки. КАК ЭТО НА ПОДНОЖКИ? — офигевало мое ленивое, не подготовленное к такому стрессу, тело. А вот так — тронулся и проехал! Сначала это казалось высшим пилотажем. Сказано, сделано… По первому разу трогался с болтающимися ногами, работая только сцеплением (благо площадка ровная) мотоцикл подколбашивало, и только потом, на ходу, закидывал ноги на подножки. БЛИН, ДА ОН ЕДЕТ!!!
По первому делу глох конечно при трогании, но кое-как ехал… Поступило новое задание — проехать кругом всю площадку, против часовой, 4 поворота налево. «Нифига себе» — подумал я, но перечить наставникам не смел и от безысходности таки проехал ее. Потом еще раз. И еще раз. Всё на 1й передаче пока что, куда мне выше. И ооооочень аккуратно прибавляя газ. На таких мизерных скоростях чувствовался наклон площадки (он таки был). Приходило велосипедное ощущение — чем выше скорость, тем стабильнее мотоцикл и тем более уверенно чувствуешь себя в седле. Я и за руль держался, вцепившись мертвой хваткой и мешая мотоциклу изо всех сил. Посмотрев на мои относительные успехи, джедаи дают новое ЦУ — проехать ее уже по часовой с правыми поворотами. Долго ли, коротко ли, справился. Поймал себя на мысли, что при езде рефлекторно смотрю, где находятся мои ноги — на первый раз может такое и прощается, но от этого надо как можно быстрее уйти! Особенно если ты на чоппере — там такие подножки и лапки, что у ног нет другого выбора, кроме как стать в нужное место.
По ходу остановок и передышек в первый же выезд я сотворил какую-то невиданную хрень, которые мои учителя посчитали заготовкой к «бёрнауту на месте» — доехав до места предположительной остановки, я оперся левой ногой на землю, забыл переключиться на нейтраль и отпустил сцепление. Мотоцикл тут же рванул вперед, я от неготовности улетел назад, правая рука на газе и откручивает еще — в общем, моцик развернулся на 90 градусов возле левой ноги, после чего в отместку за такие выкрутасы завалился на меня левым боком. Странно, что страшно не было вообще, было непонятно, что я сделал не так (понимание пришло потом). Тут же ко мне подбегает группа поддержки и дружно поднимает аппарат, не прекращая меня подкалывать: «Нифига себе ты даешь, в [подставить название стант-школы] за такое деньги берут!» и «Быстро ты завалился, а мы только на столбы прыгать приготовились!». Благодаря полному экипу у меня обошлось даже без синяков, у мотоцикла добавилась пара царапин на левом зеркале и дуге. Как выяснилось, поднять его не так сложно — спасают дуги и не такой большой для такой кубатуры вес.
В течение вечера продолжал наматывать круги на 1й передаче, потихоньку прибавляя газ, учиться трогаться-останавливаться и привыкать к мысли «Куда смотришь — туда и едешь». К большему был ни морально, ни физически не готов. Ради интереса попробовал оседлать сделанный под ч0ткий стрит SV1000, но после Ворриора с его гипертрофированными органами управления (захочешь — не промажешь) SV-шка показалась совсем потусторонней: подножек под тобой не видно (очень критично, когда на моте до этого вообще не катался), узкие клипоны на уровне пояса… Тронуться получилось, поехать — нет.
Квинтэссенцией вечера стал диалог с Артемом (второй сезон, Honda X4 => Suzuki SV1000), инструктором по плаванию.
— Я не безнадежен? Какие у меня шансы?
— Шансы… Ты спортсмен? Регулярные физические нагрузки организму даешь? С великом на «ты»? Каким-то другим образом координацию разрабатываешь? Ответы «нет», «нет», «нет» и «нет»!
— Что, все так плохо?..
— Да нет в общем-то. Просто я показал тебе, что никаких предпосылок для быстрого освоения мотоцикла у тебя НЕТ. Значит, будешь всему этому учиться. Не скажу, что ты выбрал для этого самый быстрый или безопасный путь, но… ты поедешь.
Уезжал с площадки опять же вторым номером, наполовину морально опустошенный — «Я знаю, что ничего не знаю!», наполовину ободренный тем, что вот она какая, мечта, и что я сделал еще один шаг к ее достижению. Раньше представлял себе кайф от управления мотоциклом, тогда его не было и близко, было ощущение от тяжелой, непривычной работы. Но какое-то из шестых или седьмых чувств подсказывало, что все еще впереди, главное научиться.
Неделя пролетела, точнее проплелалсь, в предвкушении следующей субботы, а значит — нового выезда. Мне опять же не дали вести мотоцикл из гаража до площадки, правильно сделали.Вспомнив реки пота, пролитые на 1м занятии, во второй раз (и в 3й тоже) решил обойтись без подшлемника. Не знаю, правильно ли это, но т.к. ношу очки (и езжу соответственно в них), из-за мокрого подшлемника стекла норовят запотеть и вывести тебя на время из строя. Добравшись до приключений до места обитания автобусов и мотоциклистов, повторил пройденный материал предыдущего заезда. Вскоре мне открывают новый мир под названием «вторая передача», и на ней я снова нарезаю круги в обоих направлениях. Как и любой новый элемент вождения мотоцикла, было страшно, было сначала непривычно, но увидев и почувствовав, как он едет, страхи ушли. Причем ушли далеко…
Парни умотали в близлежащий магазин за водичкой, на круге со мной осталась одна Катя. Я в это время прохожу круг все быстрее и быстрее. Дальше, с ее слов — «Я вижу, что он проходит все ближе и ближе к бордюру, я не понимаю — ЗАЧЕМ?! Пытаюсь ему кричать, но он не слышит… Ну вот, доигрался...» Под «доигрался» она имела в виду вылет на 30 км/ч на бордюр с последующим придавливанием мотоциклом моей тушки. Дело было так. Проходя круг против часовой и ловя кайф от того, что еду быстрее, чем на круге до этого, что получается закладывать мотоцикл на ранее недосягаемые углы, при выезде я прямик я ВНЕЗАПНО! понимаю, что еду слишком близко к бордюру, вроде бы параллельно, но расстояние все сокращается… кадры идут как в замедленной съемке, но тело не успевает отдать приказ отвернуть… в итоге — чирк правой дугой по бордюру, чирк — и это уже переднее колесо, а затем мотоцикл залетает туда, кренится вправо, сдает опять же вправо с тротуара на газон и я меееедленно с него лечу… кое-как успев оценить обстановку после падения (руки-ноги целы), вижу бегущую ко мне с другого конца площадки девушку с приложенным к уху телефоном, не помню как выбираюсь из-под аппарата и жду подмоги, потому поднять его в одиночку думал будет нереально. «Испугался?» — "(сам офигевая от того, что нет) Нет..." Подмога подоспела, и общими усилиями он был поставлен на колеса. На газоне осталась прочерченная выхлопом борозда, мотоцикл нахватал земли и травы на подножки, пыли на прямотоки, но завелся без проблем.
Дальше, разумеется, вел себя аккуратнее. Макс понял, что «научил меня плохому» (показав, как быстро на нем можно ездить), и дал новое задание — учиться им управлять на минимальной скорости. Сначала — по ходу кругового движения разворачиваться и ехать в обратном направлении. Ох и велик у меня тогда был радиус разворота ))). Потом — плавно уменьшать этот самый радиус разворота. Артем долго и упорно боролся с моими напряженными руками, хлопая по ним и показывая, как надо водить мотоцикл. Дело осложнялось периодически заезжающими на круг и покидающими его автобусами и троллейбусами, а также лужами масла и мусора по центру площадки, но на этот раз обошлось без фейлов.По ходу маневров учусь пользоваться поворотниками — тогда это казалось неудобно. Это сейчас я могу идти на обгон, включать поворотник, откручивать газ, выжимать сцепление и повышать передачу отновременно, а тогда даже такое элементарное действие отвлекало внимание.
Задаю вопрос, как трогаться на подъеме. Макс чешет затылок и выносит вердикт — можно этому научиться путем трогания «в бордюр», но им жалко меня и технику, поэтому надо научиться трогаться со 2й передачи. Полчаса было потрачено на это. В итоге пусть криво, косо, пусть не 10 раз из 10, но со 2й трогаться научился. «Макс, а какое-то практическое применение этому есть? — Нет, но теперь ты сумеешь тронуться в горку». Отлично!
Время близится к отъезду. Инструкторы не могут решить, что со мной делать — везти нажопником или таки дать самостоятельно довести его до гаража (1.5км от площадки по ненапряжному маршруту). Победила дарвинистская точка зрения: «Если ему хочется, то пускай едет!». Выкатываемся компанией с узкого проезда от площадки на светофор, на нем нам налево и потом прямо до самого гаража. Зажигается зеленый, ребята включают аварийки и прикрывают меня от могущих появиться машин. Закладываю его в левый поворот, недавно проехали поливалки, но обошлось без падений, на прямой занимаю крайнюю правую полосу и еду не выше 60 км/ч, тогда это казалось быстро. Особенно если открыт визор — пришлось его открыть, чтобы очки не запотевали, да и вообще это хороший индикатор скорости. Перед гаражами прямик с хреновым асфальтом, на котором понимаю всю мудрость фразы «Чем быстрее едешь, тем меньше ухабы». С честью преодолев эту, по тем временам, «полосу препятствий», доезжаем до грунтовки в гараж, останавливаемся, и тут я понимаю, что дальше ехать с такими «навыками» не могу — свалюсь. Мотоцикл в гараж заводит «инструктор»…
Возвращаюсь к себе уже с позитивным настроем — что-то начало получаться, прогресс виден. Артем сдергивает меня с небес на землю: -Куда тебе в город? Ты хотя бы 5 раз из 5 тронешься, не заглохнешь? Вот и учись. Успеешь еще.
С нетерпением ожидаю третьего «сеанса». Дождался, до площадки уже еду сам, по-быстрому вспоминаю упражнения.
Откатав там минут 20-30, компания решает — на площадке мне уже делать нечего, Макс подытоживает — «Сейчас мы тебя выкатим в город к Макдональдсу, посмотрим как ты ездишь». От площадки до него около 5 км.
Опять мне страшно, но разве это не то, зачем сюда приехал и зачем взял мотоцикл вообще? Поехали!
Опять левый поворот у площадки на прямик, там уже скорость повыше, молюсь, чтобы светофор на прямой был зеленый — зеленый! — едем дальше — опять зеленый. Нужно обогнать грузовик, черт, ОН ЧТО, МЕНЯ НЕ ВИДИТ? ЗАЧЕМ СДАЕТ НАЛЕВО?!?!? Ручку на себя, уффф, проскочил… прямая, едем… поворот направо, зеленая стрелка… едем, прямик, потом налево на светофоре… Колонну ведет Макс на GSX-R750, я за ним. Затем наступает очередная феерия, рисковавшая обратиться длительным фейлом. Макс проскакивает под мигающую стрелку, я еду за ним метров 50 сзади. В полной уверенности, что так и надо, делаю poker face и на светофоре пру за ним дальше, не обращая внимания на поток по левую руку от меня, готовящийся уйти налево (т.е. в меня!). Светофор пролетался почти без торможения, а там же, блин, НАЛЕВО НАДО! + к тому недавно прошли поливалки… Зажав передний тормоз (не до упора), пытаюсь вписаться влево. Прямо по курсу, если бы не свернул — заезд на заправку BP. Если бы улетел в нее — там на въезде лежак — могло бы случиться все что угодно. Меня спасло 2 вещи: 1) дорога в этом месте широкая, ее ширины хватило, чтобы успеть повернуть 2) в момент экстренного маневра я волевым усилием переключился на спинной мозг, расслабился и поверил в мотоцикл — «ВЫВЕЗИ, РОДНОЙ!!!» — он меня вывез даже без чиркания подножками… Какое же было удивление Макса, когда он после перекрестка увидел в своих зеркалах большую круглую фару, едущую за ним по пятам!
Получив по приезду умеренный нагоняй, перекусив и пообщавшись с местными мотоциклистами, мы отправились обратно. И тут я опять не удержался от фейла. Стремясь уйти за ведущим под (его) мигающую стрелку налево, я вылез на перекресток, когда потоку справа (которому ехать по прямой) уже зажегся зеленый, и машины потихоньку начали движение. Слава Создателю, там не нашлось бешеных джигитов или мальчиков-мажоров на папиныхВолгах Кайеннах, когда мимо них с тем же самым poker face-ом под интегральным забралом проезжал псих на Ворриоре!
Чуть не поймав в гаражах в голову от Артема, который, как выяснилось, занимается еще и боксом и жаждет максимально доходчиво (если на словах не получается) объяснить клиническому идиоту, что так делать НЕ НАДО!!!, пытаюсь спокойно проанализировать, где и в чем я был неправ. Вспоминаю, что вроде бы на машине я так не езжу — значит, и на мотоцикле буду вести себя культурно (до сих пор тех ошибок и не повторял). Макс подбадривает:
— На площадке мы тебе дали все что могли, теперь чему-то новому ты сможешь научиться только в городе.
— Так я же ни *** еще не умею и не знаю!
— Твоим главным знанием и умением пока будут ПДД. Остальному научишься, катая по району.
Вдохновленный таким напутствием, я спокойно оседлал свою машину и поехал восвояси.
У ребят в гаражах все хорошо — и своя компания, и инструмента навалом, и покататься есть где, одно НО — живу от них в 25км, значит, требуется передисклокация к себе в район. С момента крайнего учебного выезда прошел почти месяц, за который я успел съездить в отпуск и найти «проверенный» гараж почти у себя под боком, пусть и в 4км от дома, но у хорошего знакомого-автомеханика, с удобным подъездом, охраной и камерами. Операция переброски меня и стального друга была назначена на 13 июля; почему так хорошо помню — потому что на этот день можно смело назначать свой второй день рождения.
Приехав своим входом к Максу, одевшись в экип и придя к гаражам, без всякой раскачки — «Едем к тебе». Время уже позднее, хозяин гаража вечно ждать не будет, поехали. Страшно был п****ц как, ярко-зеленый новичок и переться на МКАД… если бы не перегон, то первый месяц, или по крайней мере 2 недели, я бы туда вообще не лез. При том, что опыт езды на машине есть и свежий, и на МКАДе принципиально стараюсь передвигаться только в левой полосе. Макс нашел время, чтобы сопроводить меня на джиксере до гаража. Расчетное расстояние — 23км, из них больше половины по МКАДу. Задание на маршрут — дальше 3й (из 5) полос не высовываться, никуда не гнать, он едет сзади и моргает аварийкой (а у меня ее конструктивно НЕТ… обидно). Время выезда — вечер, около 22ч, т.к. прав у меня еще нет, нарываться на мотобат ну очень не хочется. В такое время мотобат на дорогах надо еще поискать (или приехать на Смотровую, но нам туда не надо), на стационарные посты ГАИ дано указание забить болт.
Я нервничаю, давно не сидел в седле, навыки сильно забылись. Выезд на МКАД и тут же — первый реальный шанс перейти на новый уровень и отправиться в страну вечных покатушек. Подкатываю на минимальной скорости к выездному карману, верчу головой — вроде бы нет никого — по газам, выезжаю во 2ю (из 5) полос. Проходит сколько-то секунд или долей секунд, и меня прошибает холодный пот, когда с громким гудком в полуметре слева проносится фура. Рассказ Макса: «Ты выехал прямо перед фурой, она тебе дала свет из всей люстры, ты не обратил на это внимания, она еле успела уйти влево». Медленно выдыхая, тошню по 2й полосе, все попытки вылезти левее оперативно пресекает Макс, заходя слева от меня и делая недвусмысленные жесты «Куда пошел?! Вертай взад!».
Более-менее спокойно проделав полпути по МКАД, вижу сзади слева одиночную фару. Мысль — «Макс решил, что надо вылезти на полосу левее». Старший сказал надо, значит надо, вылезаю на своих тошнотных 60 км/ч влево… и каково было мое удивление, когда мотоцикл не гася скорость, уворачивается от меня по остатку полосы и удирает вперед! Принимаю вправо, вижу сзади Макса, едем дальше. С его слов: «Ты чуть девочку на БМВ не запечатал под джип! Она ехала себе по полосе, тут перед ней без поворотников (не умел тогда я ими пользоваться) вылезаешь ты, а в полосе слева от нее едет джип! Она еле увернулась от тебя и от него». Когда об этом узнал, было стыдно, обидно, неудобно, «больше так не буду». Причина проста (ну кроме того, что я, м**ак самоуверенный, решил сам свой аппарат по МКАДу повести) — хреново настроенные зеркала по принципу «И так сойдет», и неумение пользоваться поворотниками.
Заехав в город, добрались без приключений (если не считать заглохший старт со светофора при подъезде к гаражу), доехали до ГСК, встретил мастера и поставил своего коня в новую конюшню. Весь разбор вечерней езды был заснят на видео (нашлемная GoPro), утром показан и разжеван. Дважды хотелось провалиться сквозь землю с шевелящимися на затылке волосами. Я ведь ЧЕСТНО так больше не буду! Не зря же остался жив-здоров вместе с остальными участниками движения…
P.S. После таких фейлов понимаешь, откуда о первосезонниках часто говорят, будто они крайни везучи и живучи. Но ну его нафиг, повторять такие детские ошибки, которые потом могут стоит невосполнимо дорого.
ДЕЛАЙТЕ ПРАВИЛЬНО!
— Учитесь в мотошколе
— Добивайтесь помощи и сопровождения друзей
— Пользуйтесь поворотниками
— Настраивайте зеркала
— Соблюдайте скоростной режим
— Следите за СВЕТОФОРАМИ
— и читайте дорожные знаки (не зря же их повесили)
— Ездите в полной экипировке
Несоблюдение хотя бы одного из этих пунктов может привести к чему угодно, явно нехорошему.
Буду рад, если эта история предострежет хотя бы одного человека от неправильных и необдуманных действий, чреватых синяками, травмами, преждевременными закрытиями сезонов.
По еще свежим впечатлениям, как оно было — впервые оседлать рычащего 300-кг зверя и проехать на нем первые километры.
История посвящается Максу, Кате, Артему, Жене, нашедшим время выкатывать такого неформатного первосезонника, и всем начинающим злобным (и не очень) чопперюгам :)
Если коротко, то выводы из этой истории я для себя сделал следующие:
1. Перед выездом в город договоритесь с друзьями, которые покажут вам азы, или пройдите курс в мотошколе. В обоих случаях идеальный вариант, когда учить вас будут на вашей же технике. Впрочем, лучше совместить и то и другое — сначала ебрик в мотошколе, а потом освоение своего мотоцикла.
2. Лучше 10 раз упасть на площадке, чем 1 раз на магистрали.
3. С самого начала учитесь настраивать зеркала. Пригодится.
4. Не пытайся прорваться на желтый, и тем более — когда даже желтый уже погас. С мигающим зеленым будь аккуратнее, если ты будешь на перекрестке через 1-2 секунды после моргания — езжай, если нет — смотри в зеркала и аккуратно тормози.
5. Едешь в колонне — не нужно ехать за ведущим след-в-след, особенно если он успел под светофор, а ты нет. Тебя всегда подождут после светофора, ты же новичок.
6. В любой ситуации: не уверен — тормози!
7. Учись пользоваться поворотниками даже когда катаешься на площадке/в гаражах.
8. Чем быстрее научишься расслаблять руки, тем быстрее поедешь (а не поплетешься на низших передачах с риском для себя, окружающих и мотоцикла).
9. Учиться кататься нужно в том же экипе, в котором дальше будешь ездить — надо привыкнуть к таким ощущениям, чтобы потом не переучиваться.
Долго запрягаем...
Долгими зимними вечерами, коротая время до сезона и снимая токсикозные симптомы, просматривал чопперфорум (о существовании БП я тогда еще не знал) и наткнулся на интересную дискуссию — «С какой кубатуры начинать чопперисту?» Обсуждение сводилось примерно к следующему:
— бери 400, особенно если это первый аппарат
— нет, 400 мало, запчасти только из Японии, не едет и потом хрен продашь, бери 600
— это же чоппер, он тяжелый, бери 800-900, в самый раз
— да фигня все, я начинал с 1300/1400/[подставить сюда топовую кубатуру в линейке], и всё отлично
Многостраничный холивор заканчивался одной просто шедевральной фразой, которую не грех всасывать с молоком матери каждому будущему мотоциклисту. «Неважно с какой кубатуры начинать, главное не закончить на 2 м3 земли».
Крепко держась за эту мысль и волнуясь, как не волновался перед первым свиданием с первой девушкой, я морально готовился к первым покатушкам, назначенным на субботу 4 июня. Вопрос с мотошколой и правами А-категории все еще решался и был в подвешенном состоянии, а сезон уже в разгаре и ждать меня не собирался. Парни могли выкатывать меня только по субботам, но все равно это куда лучше, чем самостоятельно набивать синяки и шишки и незаслуженно царапать хромированные бока своего красавца. Тем более, когда опыт двухколесной езды исчерпывался великом в детстве и скутером пару раз 8-9 лет назад.
За несколько дней до этого пришлось в режиме ошпаренной кошки искать резину на перед. Разумеется, хотелось Metzeler Marathon ME880. Кто же знал, что моя размерность окажется самой редкой и дорогой? Звонки по фирмам, найденным в инете, заканчивались либо на «кончилась», либо на «заказывайте, доставим через 2 недели». Так дела не делаются, подумал я (да и в последний момент тоже, добавил скалящийся в ухмылке здравый смысл), и с упрямством настоящего козерога нашел ПОСЛЕДНЮЮ имевшуюся в МОСКВЕ покрышку. Парадокс, не правда ли? Готовь снегоход летом, а моцик зимой, а не наоборот! Резина обошлась в 7700, монтаж где-то в 1100, все было сделано незадолго перед выездом. Где-то в этот же период Макс нашел время и на глаз подкрутил крепление лапки переключения передач, чтобы с ней можно было работать в спортивном мотоботе. Жизнь показала, что его глаз алмаз, все встало на свои места, сейчас езжу и даже не вспоминаю, что когда-то было по-другому.
Также за несколько дней перед выездом была сделана ОСАГО + ее расширялка до 3 млн. руб. на случай эпического въезда в Майбах / Роллс-Ройс / кортеж Папы Римского. В конце июня также дооформил страховку от несчастных случаев, максимальное покрытие — 1 млн. руб (ну его нафиг, это максимальное покрытие, сами знаете, в каких ситуациях оно выплачивается), с процентом выплат при переломах от 2 до 15.
Добравшись до места сбора, мне предстоял бесплатный аттракцион под названием «Одень-ка спортэкип в первый раз жарким летним вечером». Управился минут за 15, наполовину обессиленный, раздраженный, взмокший и застёбанный ехидными комментариями типа «Вот у тебя появились СИСЬКИ!!!» (надев термобелье и застегнув черепаху) или «Теперь ты знаешь, как пахнет от настоящего мотоциклиста» (одевшись полностью и обливаясь потом). Нашлись старые перчатки одного из друзей, они многое видели на своем веку, сильно тертые, но летние и разношенные, как раз под мою руку — не в зимних же «варежках» ездить. Дошли до гаража, где стояла вся мототехника, честь выкатывать с крутого спуска моего коня была поручена Жене. Надо было видеть этот детский восторг, с которым ярый приверженец спортов, трековый завсегдатай и обладатель CBR600 выезжал из гаража и спускался по склону! Человек не может улыбаться спиной, но тогда казалось, что он улыбается даже ей… :)
… медленно едем...
Местом учебного катания была выбрана автобусная площадка неподалеку, культовое место для мотоциклистов района, давшая путевку в жизнь наверное всему району. (АХТУНГ! Перед поездкой я был заверен, что местные гаишники туда не суются и вообще к мотоциклистам привыкшие. Данные по вашему району могут отличаться с точностью до наоборот!) Вечер выходного дня, автобусы там уже редкие гости, а под ночь вообще исчезают. Чего же еще можно было пожелать.
Разумеется, поездка из гаража до площадки предстояла мне только как второму номеру. Смирившись с этой участью, я смиренно сел сзади и ухватился за sissy bars (это было ошибкой), за рулем был Макс… На километровом прямике он решил посмотреть возможности аппарата (и видимо дать мне шанс нюхнуть пороху) — рванув со светофора и довольно быстро перешагнув сотню, он не слышал моих сдавленных матерных криков сзади, т.к. руки от поручней начало реально отрывать! (движок к раме крепится жестко, да и балансирных валов нихт). Надо было браться за наездника, а не за поручни (что я потом неоднократно сообщал своим вторым номерам). Было страшно, на пике разгона не покидало ощущение «Сейчас улечу назад, и прощай сезон». В довершении всего, на площадке Макс сделал свой обычный круг почета, проехав вместе со мной круг «с коленочкой». Позади Ворриора на дорогу сыпались свеже-«отложенные» кирпичи :)
На месте собралась вся компания, дружно возжелавшая потестить мой аппарат. Почувствовав себя героем анекдота «Ты женись, а мы по***мся», решил отойти от экстремальных впечатлений. Мои «инструкторы» общались с аппаратом легко и непринужденно, по ходу движения периодически закидывая ноги на дуги, пафосно проезжая мимо на 10-20 км/ч и крича: «Вот так на нем и надо ездить!» и улыбаясь до ушей. Собравшись с мыслями, оседлал его и я. Вначале — краткий инструктаж. Сначала завести. Завел — вибрации, конечно, ощутимы. Дальше — учиться давать столько оборотов, сколько нужно. Правая кисть училась делать новые движения. Дальше сложнее — держать обороты — 1.5, 2, 2.5 тысячи, с минимальными отклонениями от заданных. Трудно, но что-то получилось (правда, обороты «скакали» от заданных где-то на +-200, к ручке газа привык не сразу, а на моем аппарате она еще и тюненая бОльшего диаметра, чем родная). Затем еще более страшное — попробовать на нем тронуться и проехать по прямой «вон до той трещины» (расстояние в 5м). На первый взгляд переключение с нейтрали на 1ю передачу и обратно показалось несложным, но ловить нейтраль было посложнее. Спасла автомобильная память (как меня учили) — не знаешь, что сделать на минимальной скорости, зажми сцепление (но когда научишься — при торможении сцепление не трогай!). Вряд ли я сделал это с первого раза… Но, плавно отпустив сцепление, на холостых (900 об/мин), смешно болтая в воздухе ногами, таки добрался до заветной точки и остановился без падения.
Перед всеми этими операциями мне было показано, что на сцеплении и переднем тормозе надо ВСЕГДА держать как минимум 2 пальца. Как выяснилось потом, из-за особенностей рукояток руля (и тугого сцепления) двумя пальцами до полного выжима работать нельзя — рычаги упираются в безымянный палец и мизинец. Так что в будущем привыкал работать передним тормозом (при сильном торможении) и особенно сцеплением не двумя, а четырьмя пальцами.
Сделал? Отлично. Теперь проедь на нем чуть дальше (метров 10), ноги поставь на подножки. КАК ЭТО НА ПОДНОЖКИ? — офигевало мое ленивое, не подготовленное к такому стрессу, тело. А вот так — тронулся и проехал! Сначала это казалось высшим пилотажем. Сказано, сделано… По первому разу трогался с болтающимися ногами, работая только сцеплением (благо площадка ровная) мотоцикл подколбашивало, и только потом, на ходу, закидывал ноги на подножки. БЛИН, ДА ОН ЕДЕТ!!!
По первому делу глох конечно при трогании, но кое-как ехал… Поступило новое задание — проехать кругом всю площадку, против часовой, 4 поворота налево. «Нифига себе» — подумал я, но перечить наставникам не смел и от безысходности таки проехал ее. Потом еще раз. И еще раз. Всё на 1й передаче пока что, куда мне выше. И ооооочень аккуратно прибавляя газ. На таких мизерных скоростях чувствовался наклон площадки (он таки был). Приходило велосипедное ощущение — чем выше скорость, тем стабильнее мотоцикл и тем более уверенно чувствуешь себя в седле. Я и за руль держался, вцепившись мертвой хваткой и мешая мотоциклу изо всех сил. Посмотрев на мои относительные успехи, джедаи дают новое ЦУ — проехать ее уже по часовой с правыми поворотами. Долго ли, коротко ли, справился. Поймал себя на мысли, что при езде рефлекторно смотрю, где находятся мои ноги — на первый раз может такое и прощается, но от этого надо как можно быстрее уйти! Особенно если ты на чоппере — там такие подножки и лапки, что у ног нет другого выбора, кроме как стать в нужное место.
По ходу остановок и передышек в первый же выезд я сотворил какую-то невиданную хрень, которые мои учителя посчитали заготовкой к «бёрнауту на месте» — доехав до места предположительной остановки, я оперся левой ногой на землю, забыл переключиться на нейтраль и отпустил сцепление. Мотоцикл тут же рванул вперед, я от неготовности улетел назад, правая рука на газе и откручивает еще — в общем, моцик развернулся на 90 градусов возле левой ноги, после чего в отместку за такие выкрутасы завалился на меня левым боком. Странно, что страшно не было вообще, было непонятно, что я сделал не так (понимание пришло потом). Тут же ко мне подбегает группа поддержки и дружно поднимает аппарат, не прекращая меня подкалывать: «Нифига себе ты даешь, в [подставить название стант-школы] за такое деньги берут!» и «Быстро ты завалился, а мы только на столбы прыгать приготовились!». Благодаря полному экипу у меня обошлось даже без синяков, у мотоцикла добавилась пара царапин на левом зеркале и дуге. Как выяснилось, поднять его не так сложно — спасают дуги и не такой большой для такой кубатуры вес.
В течение вечера продолжал наматывать круги на 1й передаче, потихоньку прибавляя газ, учиться трогаться-останавливаться и привыкать к мысли «Куда смотришь — туда и едешь». К большему был ни морально, ни физически не готов. Ради интереса попробовал оседлать сделанный под ч0ткий стрит SV1000, но после Ворриора с его гипертрофированными органами управления (захочешь — не промажешь) SV-шка показалась совсем потусторонней: подножек под тобой не видно (очень критично, когда на моте до этого вообще не катался), узкие клипоны на уровне пояса… Тронуться получилось, поехать — нет.
Квинтэссенцией вечера стал диалог с Артемом (второй сезон, Honda X4 => Suzuki SV1000), инструктором по плаванию.
— Я не безнадежен? Какие у меня шансы?
— Шансы… Ты спортсмен? Регулярные физические нагрузки организму даешь? С великом на «ты»? Каким-то другим образом координацию разрабатываешь? Ответы «нет», «нет», «нет» и «нет»!
— Что, все так плохо?..
— Да нет в общем-то. Просто я показал тебе, что никаких предпосылок для быстрого освоения мотоцикла у тебя НЕТ. Значит, будешь всему этому учиться. Не скажу, что ты выбрал для этого самый быстрый или безопасный путь, но… ты поедешь.
Уезжал с площадки опять же вторым номером, наполовину морально опустошенный — «Я знаю, что ничего не знаю!», наполовину ободренный тем, что вот она какая, мечта, и что я сделал еще один шаг к ее достижению. Раньше представлял себе кайф от управления мотоциклом, тогда его не было и близко, было ощущение от тяжелой, непривычной работы. Но какое-то из шестых или седьмых чувств подсказывало, что все еще впереди, главное научиться.
… едем чуть быстрее…
Неделя пролетела, точнее проплелалсь, в предвкушении следующей субботы, а значит — нового выезда. Мне опять же не дали вести мотоцикл из гаража до площадки, правильно сделали.Вспомнив реки пота, пролитые на 1м занятии, во второй раз (и в 3й тоже) решил обойтись без подшлемника. Не знаю, правильно ли это, но т.к. ношу очки (и езжу соответственно в них), из-за мокрого подшлемника стекла норовят запотеть и вывести тебя на время из строя. Добравшись до приключений до места обитания автобусов и мотоциклистов, повторил пройденный материал предыдущего заезда. Вскоре мне открывают новый мир под названием «вторая передача», и на ней я снова нарезаю круги в обоих направлениях. Как и любой новый элемент вождения мотоцикла, было страшно, было сначала непривычно, но увидев и почувствовав, как он едет, страхи ушли. Причем ушли далеко…
Парни умотали в близлежащий магазин за водичкой, на круге со мной осталась одна Катя. Я в это время прохожу круг все быстрее и быстрее. Дальше, с ее слов — «Я вижу, что он проходит все ближе и ближе к бордюру, я не понимаю — ЗАЧЕМ?! Пытаюсь ему кричать, но он не слышит… Ну вот, доигрался...» Под «доигрался» она имела в виду вылет на 30 км/ч на бордюр с последующим придавливанием мотоциклом моей тушки. Дело было так. Проходя круг против часовой и ловя кайф от того, что еду быстрее, чем на круге до этого, что получается закладывать мотоцикл на ранее недосягаемые углы, при выезде я прямик я ВНЕЗАПНО! понимаю, что еду слишком близко к бордюру, вроде бы параллельно, но расстояние все сокращается… кадры идут как в замедленной съемке, но тело не успевает отдать приказ отвернуть… в итоге — чирк правой дугой по бордюру, чирк — и это уже переднее колесо, а затем мотоцикл залетает туда, кренится вправо, сдает опять же вправо с тротуара на газон и я меееедленно с него лечу… кое-как успев оценить обстановку после падения (руки-ноги целы), вижу бегущую ко мне с другого конца площадки девушку с приложенным к уху телефоном, не помню как выбираюсь из-под аппарата и жду подмоги, потому поднять его в одиночку думал будет нереально. «Испугался?» — "(сам офигевая от того, что нет) Нет..." Подмога подоспела, и общими усилиями он был поставлен на колеса. На газоне осталась прочерченная выхлопом борозда, мотоцикл нахватал земли и травы на подножки, пыли на прямотоки, но завелся без проблем.
Дальше, разумеется, вел себя аккуратнее. Макс понял, что «научил меня плохому» (показав, как быстро на нем можно ездить), и дал новое задание — учиться им управлять на минимальной скорости. Сначала — по ходу кругового движения разворачиваться и ехать в обратном направлении. Ох и велик у меня тогда был радиус разворота ))). Потом — плавно уменьшать этот самый радиус разворота. Артем долго и упорно боролся с моими напряженными руками, хлопая по ним и показывая, как надо водить мотоцикл. Дело осложнялось периодически заезжающими на круг и покидающими его автобусами и троллейбусами, а также лужами масла и мусора по центру площадки, но на этот раз обошлось без фейлов.По ходу маневров учусь пользоваться поворотниками — тогда это казалось неудобно. Это сейчас я могу идти на обгон, включать поворотник, откручивать газ, выжимать сцепление и повышать передачу отновременно, а тогда даже такое элементарное действие отвлекало внимание.
Задаю вопрос, как трогаться на подъеме. Макс чешет затылок и выносит вердикт — можно этому научиться путем трогания «в бордюр», но им жалко меня и технику, поэтому надо научиться трогаться со 2й передачи. Полчаса было потрачено на это. В итоге пусть криво, косо, пусть не 10 раз из 10, но со 2й трогаться научился. «Макс, а какое-то практическое применение этому есть? — Нет, но теперь ты сумеешь тронуться в горку». Отлично!
Время близится к отъезду. Инструкторы не могут решить, что со мной делать — везти нажопником или таки дать самостоятельно довести его до гаража (1.5км от площадки по ненапряжному маршруту). Победила дарвинистская точка зрения: «Если ему хочется, то пускай едет!». Выкатываемся компанией с узкого проезда от площадки на светофор, на нем нам налево и потом прямо до самого гаража. Зажигается зеленый, ребята включают аварийки и прикрывают меня от могущих появиться машин. Закладываю его в левый поворот, недавно проехали поливалки, но обошлось без падений, на прямой занимаю крайнюю правую полосу и еду не выше 60 км/ч, тогда это казалось быстро. Особенно если открыт визор — пришлось его открыть, чтобы очки не запотевали, да и вообще это хороший индикатор скорости. Перед гаражами прямик с хреновым асфальтом, на котором понимаю всю мудрость фразы «Чем быстрее едешь, тем меньше ухабы». С честью преодолев эту, по тем временам, «полосу препятствий», доезжаем до грунтовки в гараж, останавливаемся, и тут я понимаю, что дальше ехать с такими «навыками» не могу — свалюсь. Мотоцикл в гараж заводит «инструктор»…
Возвращаюсь к себе уже с позитивным настроем — что-то начало получаться, прогресс виден. Артем сдергивает меня с небес на землю: -Куда тебе в город? Ты хотя бы 5 раз из 5 тронешься, не заглохнешь? Вот и учись. Успеешь еще.
… выезжаем в город! ...
С нетерпением ожидаю третьего «сеанса». Дождался, до площадки уже еду сам, по-быстрому вспоминаю упражнения.
Откатав там минут 20-30, компания решает — на площадке мне уже делать нечего, Макс подытоживает — «Сейчас мы тебя выкатим в город к Макдональдсу, посмотрим как ты ездишь». От площадки до него около 5 км.
Опять мне страшно, но разве это не то, зачем сюда приехал и зачем взял мотоцикл вообще? Поехали!
Опять левый поворот у площадки на прямик, там уже скорость повыше, молюсь, чтобы светофор на прямой был зеленый — зеленый! — едем дальше — опять зеленый. Нужно обогнать грузовик, черт, ОН ЧТО, МЕНЯ НЕ ВИДИТ? ЗАЧЕМ СДАЕТ НАЛЕВО?!?!? Ручку на себя, уффф, проскочил… прямая, едем… поворот направо, зеленая стрелка… едем, прямик, потом налево на светофоре… Колонну ведет Макс на GSX-R750, я за ним. Затем наступает очередная феерия, рисковавшая обратиться длительным фейлом. Макс проскакивает под мигающую стрелку, я еду за ним метров 50 сзади. В полной уверенности, что так и надо, делаю poker face и на светофоре пру за ним дальше, не обращая внимания на поток по левую руку от меня, готовящийся уйти налево (т.е. в меня!). Светофор пролетался почти без торможения, а там же, блин, НАЛЕВО НАДО! + к тому недавно прошли поливалки… Зажав передний тормоз (не до упора), пытаюсь вписаться влево. Прямо по курсу, если бы не свернул — заезд на заправку BP. Если бы улетел в нее — там на въезде лежак — могло бы случиться все что угодно. Меня спасло 2 вещи: 1) дорога в этом месте широкая, ее ширины хватило, чтобы успеть повернуть 2) в момент экстренного маневра я волевым усилием переключился на спинной мозг, расслабился и поверил в мотоцикл — «ВЫВЕЗИ, РОДНОЙ!!!» — он меня вывез даже без чиркания подножками… Какое же было удивление Макса, когда он после перекрестка увидел в своих зеркалах большую круглую фару, едущую за ним по пятам!
Получив по приезду умеренный нагоняй, перекусив и пообщавшись с местными мотоциклистами, мы отправились обратно. И тут я опять не удержался от фейла. Стремясь уйти за ведущим под (его) мигающую стрелку налево, я вылез на перекресток, когда потоку справа (которому ехать по прямой) уже зажегся зеленый, и машины потихоньку начали движение. Слава Создателю, там не нашлось бешеных джигитов или мальчиков-мажоров на папиных
Чуть не поймав в гаражах в голову от Артема, который, как выяснилось, занимается еще и боксом и жаждет максимально доходчиво (если на словах не получается) объяснить клиническому идиоту, что так делать НЕ НАДО!!!, пытаюсь спокойно проанализировать, где и в чем я был неправ. Вспоминаю, что вроде бы на машине я так не езжу — значит, и на мотоцикле буду вести себя культурно (до сих пор тех ошибок и не повторял). Макс подбадривает:
— На площадке мы тебе дали все что могли, теперь чему-то новому ты сможешь научиться только в городе.
— Так я же ни *** еще не умею и не знаю!
— Твоим главным знанием и умением пока будут ПДД. Остальному научишься, катая по району.
Вдохновленный таким напутствием, я спокойно оседлал свою машину и поехал восвояси.
… и меняем базу
У ребят в гаражах все хорошо — и своя компания, и инструмента навалом, и покататься есть где, одно НО — живу от них в 25км, значит, требуется передисклокация к себе в район. С момента крайнего учебного выезда прошел почти месяц, за который я успел съездить в отпуск и найти «проверенный» гараж почти у себя под боком, пусть и в 4км от дома, но у хорошего знакомого-автомеханика, с удобным подъездом, охраной и камерами. Операция переброски меня и стального друга была назначена на 13 июля; почему так хорошо помню — потому что на этот день можно смело назначать свой второй день рождения.
Приехав своим входом к Максу, одевшись в экип и придя к гаражам, без всякой раскачки — «Едем к тебе». Время уже позднее, хозяин гаража вечно ждать не будет, поехали. Страшно был п****ц как, ярко-зеленый новичок и переться на МКАД… если бы не перегон, то первый месяц, или по крайней мере 2 недели, я бы туда вообще не лез. При том, что опыт езды на машине есть и свежий, и на МКАДе принципиально стараюсь передвигаться только в левой полосе. Макс нашел время, чтобы сопроводить меня на джиксере до гаража. Расчетное расстояние — 23км, из них больше половины по МКАДу. Задание на маршрут — дальше 3й (из 5) полос не высовываться, никуда не гнать, он едет сзади и моргает аварийкой (а у меня ее конструктивно НЕТ… обидно). Время выезда — вечер, около 22ч, т.к. прав у меня еще нет, нарываться на мотобат ну очень не хочется. В такое время мотобат на дорогах надо еще поискать (или приехать на Смотровую, но нам туда не надо), на стационарные посты ГАИ дано указание забить болт.
Я нервничаю, давно не сидел в седле, навыки сильно забылись. Выезд на МКАД и тут же — первый реальный шанс перейти на новый уровень и отправиться в страну вечных покатушек. Подкатываю на минимальной скорости к выездному карману, верчу головой — вроде бы нет никого — по газам, выезжаю во 2ю (из 5) полос. Проходит сколько-то секунд или долей секунд, и меня прошибает холодный пот, когда с громким гудком в полуметре слева проносится фура. Рассказ Макса: «Ты выехал прямо перед фурой, она тебе дала свет из всей люстры, ты не обратил на это внимания, она еле успела уйти влево». Медленно выдыхая, тошню по 2й полосе, все попытки вылезти левее оперативно пресекает Макс, заходя слева от меня и делая недвусмысленные жесты «Куда пошел?! Вертай взад!».
Более-менее спокойно проделав полпути по МКАД, вижу сзади слева одиночную фару. Мысль — «Макс решил, что надо вылезти на полосу левее». Старший сказал надо, значит надо, вылезаю на своих тошнотных 60 км/ч влево… и каково было мое удивление, когда мотоцикл не гася скорость, уворачивается от меня по остатку полосы и удирает вперед! Принимаю вправо, вижу сзади Макса, едем дальше. С его слов: «Ты чуть девочку на БМВ не запечатал под джип! Она ехала себе по полосе, тут перед ней без поворотников (не умел тогда я ими пользоваться) вылезаешь ты, а в полосе слева от нее едет джип! Она еле увернулась от тебя и от него». Когда об этом узнал, было стыдно, обидно, неудобно, «больше так не буду». Причина проста (ну кроме того, что я, м**ак самоуверенный, решил сам свой аппарат по МКАДу повести) — хреново настроенные зеркала по принципу «И так сойдет», и неумение пользоваться поворотниками.
Заехав в город, добрались без приключений (если не считать заглохший старт со светофора при подъезде к гаражу), доехали до ГСК, встретил мастера и поставил своего коня в новую конюшню. Весь разбор вечерней езды был заснят на видео (нашлемная GoPro), утром показан и разжеван. Дважды хотелось провалиться сквозь землю с шевелящимися на затылке волосами. Я ведь ЧЕСТНО так больше не буду! Не зря же остался жив-здоров вместе с остальными участниками движения…
P.S. После таких фейлов понимаешь, откуда о первосезонниках часто говорят, будто они крайни везучи и живучи. Но ну его нафиг, повторять такие детские ошибки, которые потом могут стоит невосполнимо дорого.
ДЕЛАЙТЕ ПРАВИЛЬНО!
— Учитесь в мотошколе
— Добивайтесь помощи и сопровождения друзей
— Пользуйтесь поворотниками
— Настраивайте зеркала
— Соблюдайте скоростной режим
— Следите за СВЕТОФОРАМИ
— и читайте дорожные знаки (не зря же их повесили)
— Ездите в полной экипировке
Несоблюдение хотя бы одного из этих пунктов может привести к чему угодно, явно нехорошему.
Буду рад, если эта история предострежет хотя бы одного человека от неправильных и необдуманных действий, чреватых синяками, травмами, преждевременными закрытиями сезонов.
- unicorn
- Федор
- 12 сентября 2011 в 2:10
- 2
- +46
- Odinokij_Kot
- 12 сентября 2011 в 3:18
- ↓
4. Не пытайся прорваться на мигающий зеленый, тем более — на желтый, и тем более — когда даже желтый уже погас.спорное утверждение! на жёлтый ещё торможу, если скорость позволяет остановиться на стоп-линии, а на моргающий зелёный НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ!!!
Я тоже делал так же в первом сезоне, и чуть не получил дважды в зад на перекрёстке при торможении на моргающий зелёный. Первый раз автомобилист успел оттормозится, во второй раз я увидел водятла в зеркала и резко перекатился в соседнее междурядье. Двух раз мне хватило понять, что и как делаю я не правильно! Ну и по ПДД разрешается пересечение перекрёстка даже на жёлтый, в случае, если вы не можете остановиться перед стоп-линией не применяя экстренного торможения, либо уже движетесь по перекрёстку.
Кстати примерно тогда же появилась привычка при торможении поглядывать в зеркала, мало ли кто там сзади.
- Odinokij_Kot
- 12 сентября 2011 в 3:46
- ↓
Время выезда — вечер, около 22ч, т.к. прав у меня еще нет, нарываться на мотобат ну очень хочется. В такое время мотобат на дорогах надо еще поискатьПросто у
Спасибо за ценное наблюдение. Но в городе я че-то мотобата после 20 не замечал, разве что на Смотровой и в ее окрестностях, + когда занимался в МотоБутово, мотобатчики как-то раз приезжал в Северное Бутово на точку самой активной мотожизни района и устраивали там тотальный трэш с проверкой документов у всех проезжающих двухколесных.
Хорошо что меня успели предупредить и показать безопасный объезд, я тогда еще без прав был :)
Хорошо что меня успели предупредить и показать безопасный объезд, я тогда еще без прав был :)
Спасибо, Рамзес :) Мотоцикл провоцирует учиться, учиться и еще раз учиться. Ездя на машине, в голову почему-то не приходят мысли «надо бы пойти на курсы экстремального вождения», а для мота — жду момента, когда по деньгам и по времени все срастется.
В следующем посте расскажу, как осилил первую 1000 и что полезного (а там было МНОГО чего) дала мотошкола.
В начале сезона у меня была одна сильная мечта — это закастомайзить свой аппарат.
Теперь у меня их две:
1) Закастомайзить Ворриор (дело отдаленного будущего, там работ будет немеряно).
2) Взять эндурик и заняться стантом (этого хочется уже куда сильнее и в первую очередь, но деньги, деньги… 150-200к только на мотоцикл).
А пока грею себя мыслью, что дорогу осилит идущий :)
В следующем посте расскажу, как осилил первую 1000 и что полезного (а там было МНОГО чего) дала мотошкола.
В начале сезона у меня была одна сильная мечта — это закастомайзить свой аппарат.
Теперь у меня их две:
1) Закастомайзить Ворриор (дело отдаленного будущего, там работ будет немеряно).
2) Взять эндурик и заняться стантом (этого хочется уже куда сильнее и в первую очередь, но деньги, деньги… 150-200к только на мотоцикл).
А пока грею себя мыслью, что дорогу осилит идущий :)
Эх, как все знакомо...:) Артем этот, тренер, правильно говорит кстати — велик, тренажерный зал. Я частично интуитивно, а частично осознанно с этого и начал, готовясь к тому, что у меня сейчас;) В итоге как грят «сел-поехал»: баланс и управляемость (а так же толкаемость и поднимаемость (265 кг) в горку и с земли) — прямо со старта норм:).
По остатку статьи: зеркала придумали для трусов?)) Друзья тебя не учили в них смотреть и выпустили на оживленную трассу?)
По остатку статьи: зеркала придумали для трусов?)) Друзья тебя не учили в них смотреть и выпустили на оживленную трассу?)
Спасибо на добром слове. Без проблем. Собственно этим и занимаюсь. Другое дело, что:
1) Посты достаточно объемные, чтобы не потерять ни крупицы ценного опыта
2) Чтобы сделать краткую выжимку максимально по делу и без лирики, нужен список вопросов, на которые я смогу ответить. Сможете помочь с вопросами?
3) Первый аппарат у меня достаточно специфичный… Для чопперюг наверное будет ценно, для остальных — пока не знаю.
1) Посты достаточно объемные, чтобы не потерять ни крупицы ценного опыта
2) Чтобы сделать краткую выжимку максимально по делу и без лирики, нужен список вопросов, на которые я смогу ответить. Сможете помочь с вопросами?
3) Первый аппарат у меня достаточно специфичный… Для чопперюг наверное будет ценно, для остальных — пока не знаю.
Что-то типа дневника было бы в тему. Вопросы те, которые ты в свою очередь задавал товарищам. Как трогаться, какие ньюансы при этом (с мельчайшии подробностями, опытный такое может не учесть, а новичку это может быть критичеси важно), реакция байка на газ, переключение передач, привыкание к скорости и т.п., все, что может быть для человека пересевшего с велика(авто) незнакомо и пугающе. Вообщем стандартные вопросы.
«Байк для чайников» в принципе близок к кладезю знаний, но инфы для впервые севших, занимающихся самообучением (типа меня:)) маловато.
«Байк для чайников» в принципе близок к кладезю знаний, но инфы для впервые севших, занимающихся самообучением (типа меня:)) маловато.
ОК, именно так и делаю.
Другое дело, что на каждый такой пост уходит 2-4 часа времени…
А их по текущему накату еще где-то 2-3-4 штуки написать можно.
Так что это небыстро, но зато, надеюсь, качественно :)
Если есть желание, то после окончания сезона можно будет как-нибудь виртуально собраться и на основе предыдущих постов скомпилировать один ёмкий FAQ, как отмечалось выше — для полных чайников.
Сам через все это проходил, но у меня была (и надеюсь есть) хорошая команда поддержки, которая, пусть и на спортах катает, но фишку рубит :)
Другое дело, что на каждый такой пост уходит 2-4 часа времени…
А их по текущему накату еще где-то 2-3-4 штуки написать можно.
Так что это небыстро, но зато, надеюсь, качественно :)
Если есть желание, то после окончания сезона можно будет как-нибудь виртуально собраться и на основе предыдущих постов скомпилировать один ёмкий FAQ, как отмечалось выше — для полных чайников.
Сам через все это проходил, но у меня была (и надеюсь есть) хорошая команда поддержки, которая, пусть и на спортах катает, но фишку рубит :)
Однозначного ответа я пока не могу дать.
По своему опыту — НЕ ПРИНИМАЙ КАК 100% ИСТИНУ — мне удобнее ездить так:
1) видишь в ближнем углу к оси мотоцикла часть своих локтей — это настройка по «оси X»
2) По оси Y добиваешься того, чтобы видеть назад асфальт начиная с где-то с полуметра за кормой мотоцикла и как можно дальше.
3) При регулировках принимаешь именно ТУ ПОЗУ, в которой ты обычно ездишь. У меня с этим отдельный прикол, т.к. несмотря на чоппер, ездить приходится с небольшим наклоном вперед.
Данные правила вывел эмпирически, когда впервые не торопясь покатал по району. Возможно, в инете есть толковый мануал «как настраивать зеркала на мотоцикле» :)
По своему опыту — НЕ ПРИНИМАЙ КАК 100% ИСТИНУ — мне удобнее ездить так:
1) видишь в ближнем углу к оси мотоцикла часть своих локтей — это настройка по «оси X»
2) По оси Y добиваешься того, чтобы видеть назад асфальт начиная с где-то с полуметра за кормой мотоцикла и как можно дальше.
3) При регулировках принимаешь именно ТУ ПОЗУ, в которой ты обычно ездишь. У меня с этим отдельный прикол, т.к. несмотря на чоппер, ездить приходится с небольшим наклоном вперед.
Данные правила вывел эмпирически, когда впервые не торопясь покатал по району. Возможно, в инете есть толковый мануал «как настраивать зеркала на мотоцикле» :)
Мдя… У меня всё было куда проще…
Человек из краснодарских Ночных Волков, у которого я купил своего коня, прокатил меня вторым номером из Краснодара до Горячего ключа. Потом, после сделки, докатился до дороги, где показал мне что зачем нужно. Объяснил, как переключать передачи, работать поворотниками… Десять минут, не больше.
Потом я сел и проехал около ста метров. На ногах развернулся и вернулся обратно.
На следующий день я купил шлем и начал тренироваться. Сам. Кроме просто поездок, я заставлял себя управлять этим агрегатом на малой скорости, для чего проезжал десять метров, тормозил и поворачивал на другую полосу… Стоит упомянуть, что дорога там очень хорошая, а машин очень мало. И так прошла неделя.
Да, падал. Но всё по медленной. Например, бёрнаут я тоже делал и тоже упал… Поднимал байк обычно один, так как никого рядом не было.
Ну а потом я поехал в Питер. По МКАД'у, кстати, помотаться в ту поездку пришлось и ничего, выжил.
Была пара действительно опасных моментов, когда я уже начинал прощаться с этим миром, но кое-как доехал и вернулся обратно.
Потом был трактор… Но это уже не так важно, потому как управлять 270-ти килограммовым чоппером я научился и влетел я по дурости, а не потому что не умел ездить.
На самом деле, самый большой прогресс был на трассе, когда, приехав в Питер, я понял, что больше не боюсь города и вполне могу по нему ездить.
P.S. Пост замечательный! Не хватает только фотографии агрегата со счастливым владельцем.
Человек из краснодарских Ночных Волков, у которого я купил своего коня, прокатил меня вторым номером из Краснодара до Горячего ключа. Потом, после сделки, докатился до дороги, где показал мне что зачем нужно. Объяснил, как переключать передачи, работать поворотниками… Десять минут, не больше.
Потом я сел и проехал около ста метров. На ногах развернулся и вернулся обратно.
На следующий день я купил шлем и начал тренироваться. Сам. Кроме просто поездок, я заставлял себя управлять этим агрегатом на малой скорости, для чего проезжал десять метров, тормозил и поворачивал на другую полосу… Стоит упомянуть, что дорога там очень хорошая, а машин очень мало. И так прошла неделя.
Да, падал. Но всё по медленной. Например, бёрнаут я тоже делал и тоже упал… Поднимал байк обычно один, так как никого рядом не было.
Ну а потом я поехал в Питер. По МКАД'у, кстати, помотаться в ту поездку пришлось и ничего, выжил.
Была пара действительно опасных моментов, когда я уже начинал прощаться с этим миром, но кое-как доехал и вернулся обратно.
Потом был трактор… Но это уже не так важно, потому как управлять 270-ти килограммовым чоппером я научился и влетел я по дурости, а не потому что не умел ездить.
На самом деле, самый большой прогресс был на трассе, когда, приехав в Питер, я понял, что больше не боюсь города и вполне могу по нему ездить.
P.S. Пост замечательный! Не хватает только фотографии агрегата со счастливым владельцем.
Да нет тут никакого врождённого чувства мотоцикла. Просто я поставил себе цель поехать в Питер и упёрся в неё всеми своими рогами. В день реально тратил четыре-пять часов на тренировки (у меня было это время) и преуспел.
Стоит добавить, что опыта на машине у меня тоже не было: на какие педали давить я знал, но именно опыта вождения — zero.
Стоит добавить, что опыта на машине у меня тоже не было: на какие педали давить я знал, но именно опыта вождения — zero.
Пост понравился. Много чего напомнило мне свои ощущения, что-то у меня было по-другому.
Из собственных «неожиданностей» на мотоцикле:
1. Посадка на СВ-1 — ноги носками на подножки, пятки прижаты к опорным щиткам, колени ПЛОТНО охватывают бак, руками за мот не держаться, висим на ногах мышцами спины и ног. Руки только для руления, а не для держания за мот.
2. Очень чувствительная ручка газа (по сравнению с скутером). Нужно дозировать усилие буквально по миллиметрам/градусам.
3. Работа сцеплением — момент передачи усилия двигателя на колеса почти в самом конце хода рычага (подозреваю, что это можно отрегулировать, но мне нравится текущая настройка).
4. Трогание на противоходе сцепления и газа, как на автомобилях, не совсем аналогично работает на мотоциклах. Можно тронуться и совсем без газа, если умело работать сцеплением. Снова напоминает о себе проблема чувствительности ручки газа. Чуть перекрутил, и мот уносится из-под тебя как бешеный скакун.
5. Повороты наклоном (подачей «бюста» вперед-вправо и вперед-влево), которые сначала вызывают животный ужас своим явным авантюризмом («сейчас эта двухсоткилограммовая штука меня придавит к земле»), а потом формируют прямо-таки щенячий восторг, когда всё получается.
6. Работа с коробкой передач в достаточно жестком мотоботе. Необходимость считать передачи, которые переключил «вверх», чтобы правильно вернуться «вниз». Увлекательная ловля «нейтрали» при приближении к оживленному перекрёстку.
7. Мешает старая автомобильная вредная привычка выжимать сцепление при резком торможении. Чувствую, что от неё на мотоцикле нужно избавляться немедленно, ибо…
8. «Куда смотрю, туда и еду» — опять наперекор автомобильной и скутерной привычке искать на дороге ямы и канавы. С трудом себя заставлял отводить взгляд от люков и палок перед колесами, но зато потом, когда получилось, снова был прилив витаминов счастья :)
Вот как-то так…
Из собственных «неожиданностей» на мотоцикле:
1. Посадка на СВ-1 — ноги носками на подножки, пятки прижаты к опорным щиткам, колени ПЛОТНО охватывают бак, руками за мот не держаться, висим на ногах мышцами спины и ног. Руки только для руления, а не для держания за мот.
2. Очень чувствительная ручка газа (по сравнению с скутером). Нужно дозировать усилие буквально по миллиметрам/градусам.
3. Работа сцеплением — момент передачи усилия двигателя на колеса почти в самом конце хода рычага (подозреваю, что это можно отрегулировать, но мне нравится текущая настройка).
4. Трогание на противоходе сцепления и газа, как на автомобилях, не совсем аналогично работает на мотоциклах. Можно тронуться и совсем без газа, если умело работать сцеплением. Снова напоминает о себе проблема чувствительности ручки газа. Чуть перекрутил, и мот уносится из-под тебя как бешеный скакун.
5. Повороты наклоном (подачей «бюста» вперед-вправо и вперед-влево), которые сначала вызывают животный ужас своим явным авантюризмом («сейчас эта двухсоткилограммовая штука меня придавит к земле»), а потом формируют прямо-таки щенячий восторг, когда всё получается.
6. Работа с коробкой передач в достаточно жестком мотоботе. Необходимость считать передачи, которые переключил «вверх», чтобы правильно вернуться «вниз». Увлекательная ловля «нейтрали» при приближении к оживленному перекрёстку.
7. Мешает старая автомобильная вредная привычка выжимать сцепление при резком торможении. Чувствую, что от неё на мотоцикле нужно избавляться немедленно, ибо…
8. «Куда смотрю, туда и еду» — опять наперекор автомобильной и скутерной привычке искать на дороге ямы и канавы. С трудом себя заставлял отводить взгляд от люков и палок перед колесами, но зато потом, когда получилось, снова был прилив витаминов счастья :)
Вот как-то так…
Я так сейчас и приспособился. Вчера заезжали в гаражи к Михаилу, он помог настроить высоту лапки переключения передач под мой мотобот и проверил регулировку рычага сцепления.
1. Лапка встала как надо, переключаться одно удовольствие.
2. Сцепление немного ведет, в межсезонье надо будет менять диски :( Поэтому и поиск нейтрали на прогретом движке затруднён.
1. Лапка встала как надо, переключаться одно удовольствие.
2. Сцепление немного ведет, в межсезонье надо будет менять диски :( Поэтому и поиск нейтрали на прогретом движке затруднён.
школа школа и еще раз школа!
учиться у друзей которые оставляют тебя на площадке для общественного транспорта на заведенном Варриоре, потому что им надо купить водички… эта незачот!!! ни змеек, ни торможений, вторая передача — и «ты готов для города» плин да ты действительно удачливый )))
ну или несмотря на явную склонность к эпистолярному жанру, просто не оч подробно описал как и чему они тебя учили.
ну или мне повезло что моим первым инструктором был 45-и летний мастер спорта по мотокроссу )) он меня хоть и хвалил за динамику обучения, и змейку (правда 4х метровую) со второй передачей мы на первом занятии уже проходили, но без 10-ти часов прессования на площадке в город выпускать категорически отказывался, и больше 2х часов за раз заниматься не давал, говорил — нефиг уставать. Спасибо ему большое, а тебе удачи и ровных дорог))
учиться у друзей которые оставляют тебя на площадке для общественного транспорта на заведенном Варриоре, потому что им надо купить водички… эта незачот!!! ни змеек, ни торможений, вторая передача — и «ты готов для города» плин да ты действительно удачливый )))
ну или несмотря на явную склонность к эпистолярному жанру, просто не оч подробно описал как и чему они тебя учили.
ну или мне повезло что моим первым инструктором был 45-и летний мастер спорта по мотокроссу )) он меня хоть и хвалил за динамику обучения, и змейку (правда 4х метровую) со второй передачей мы на первом занятии уже проходили, но без 10-ти часов прессования на площадке в город выпускать категорически отказывался, и больше 2х часов за раз заниматься не давал, говорил — нефиг уставать. Спасибо ему большое, а тебе удачи и ровных дорог))
Спасибо :) Реально там было часа 4 и не сразу, т.к. все детали за один присест не вспомнить.
Пиши конечно же! Чем больше будет нас, «чукч-писателей», тем проще будет первосезонникам учиться на НАШИХ ошибках! Представляешь, проходит какое-то время, наш новыйадепт секты мотобрат заходит на БП и думает «Что делать дальше?»
Потом проходит по тэгам — и вот оно:
— Залитый пивом, с дюймовым крепежом, небритый мануал для новичка-чоппериста
— Злое пластиковое безномерное наставление для желающих учиться на спорте/стрите
— Спокойное и миролюбивое руководство для осваивающих дорожник
— Замешанная с грязью и прыгающая инструкция для новых фанатов эндуро/кросса
Это ведь именно то, зачем сюда приходят новички — так давайте им поможем :)
Пиши конечно же! Чем больше будет нас, «чукч-писателей», тем проще будет первосезонникам учиться на НАШИХ ошибках! Представляешь, проходит какое-то время, наш новый
Потом проходит по тэгам — и вот оно:
— Залитый пивом, с дюймовым крепежом, небритый мануал для новичка-чоппериста
— Злое пластиковое безномерное наставление для желающих учиться на спорте/стрите
— Спокойное и миролюбивое руководство для осваивающих дорожник
— Замешанная с грязью и прыгающая инструкция для новых фанатов эндуро/кросса
Это ведь именно то, зачем сюда приходят новички — так давайте им поможем :)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (61)
RSS свернуть / развернуть