Привет, Байкпостовчанин. Кажется, ты используешь AdBlock.
БайкПост развивается и существует за счет доходов от рекламы. Добавь нас в исключения.
открытое письмо как отключить
Ретро мотоциклы
  • Пробег для публикации поста в сообщество: 50.00 км
  • Читателей: 450 | Постов: 572

Блог посвящён старинным мотоциклам в стиле ретро, классика, винтажная мототехника

Ретро мотоциклы → Welbike. Диверсант с бесплатной доставкой по Европе.

В 1942 году по заказу британской организации SOE (Special Operations Executive — Управление специальных операций) начинается производство одного из наиболее интересных малолитражных мотоциклов.

Задача: Снабдить диверсантов в тылу противника мобильными средствами передвижения.


Извлечение мотоцикла из контейнера на поле боя. Демонстрация во время учений.


Для решения задачи в обстановке секретности производится разработка мотоцикла — одного из прародителей скутера. Главное техническое ограничение — стандартный контейнер, используемый для парашютного сброса оборудования: цилиндр длиной 150см и диаметром 38см. Конструктор и разработчик первого прототипа был ярым любителем мототехники и подчиненным Вооруженных сил Британии: майор Джон Вернон Роберт Долфин. Силовым агрегатом выступил 98см3 одноцилиндровый двухтактный мотор с воздушным охлаждением производства Villers (один из пионеров мотостроения — после ряда перекупок пришедшего под крыло ныне почившего в бозе Norton'а).


Студийное фото, сделанное в мастерских Фарнборо для использования в печати.

Вместить полноценное средство передвижения в столь малый объем сложновато. И британцы стали лишать разработку всего, что не влияло на единственное назначение мотоцикла — везти на себе солдата в обмундировании. У него нет подвески, электрики, коробки передач и снабжен он одним лишь задним тормозом. Интересная особенность: рукоятка тормоза располагается на левой ручке и повернута под хват большим пальцем. Плотная компоновка обязала конструкторов все же поставить на мотоцикл бензонасос — бак-то находится ниже карбюратора. Хотя назвать насосом ручную помпу, накачивавшую воздух в бак можно чисто номинально. Бака объемом всего-то 3,7 литра хватало на 140км пробега при скорости 48км/ч. При сухом весе 37кг это вполне шустрая машинка — не так ли?

Демонстрация пока еще секретной экипировки десантников перед высадкой в Нормандии. 1943г.

Имя Welbike происходит от Welwyn — названия деревни в Хартфордшире. Разработки SOE, произведенные на базе в этой деревушке, носят подобные названия: Welman (миниатюрная подводная лодка), Welrod (бесшумный пистолет) и пр.

Демонстрация мотоцикла, готового к десантированию. Мотоцикл десантировался задним колесом вниз. На нижнем конце контейнера прекрасно виден сминаемый демпфер, работавший при посадке. В верхней части контейнера находится полость под парашют. Испытания на полигоне в Булфорде. 5 февраля 1943г.


Несмотря на то, что мотоцикл разрабатывался как инвентарь диверсантов, реальное его использование оказалось значительно шире. На нем ездил аэродромный персонал, штабные рабочие использовали его за неимением лучшей техники, но самое массовое применение он получил в войсках десантников: морских и воздушных. Собственно, самой SOE досталось менее четверти всех произведенных мотоциклов.

WelBike засветился на всех фронтах, где участвовали Британцы. Мотоцикл на фото используется персоналом аэродрома. RAF — Royal Air Force. Северная Африка — 1943г.



Хотя мотоцикл и проектировался для воздушного десантирования, это не помешало морским пехотинцам применять его в своих операциях. В этом случае WelBike поставлялся уже собранным. Высадка в Нормандии.


Шутка ли — при малом весе его можно было тащить на руках. Тренированный солдат превращает десантный контейнер в полноценный мотоцикл всего за 15 секунд: вынуть — разложить седло и руль — накачать бак — дёрнуть — поехать!


Польский десантник 1-й отдельной парашютной дивизии на учениях за несколько дней до высадки в рамках операции «The market garden». Британия 1944г.


За все время был произведен 3 641 мотоцикл, включая опытные модели. Будучи, по сути, расходным материалом, данный мотоцикл не был окружен заботой и выбрасывался при поломке, которую нельзя было решить простейшими подручными средствами. До наших дней их дожило всего ничего.


Северная Африка. 1943г.


После войны на базе военной разработки в производство пошел не особо примечательный мотоцикл марки Corgi. Интересен тот факт, что главным инженером и директором компании оказался главный конструктор Welbike — Джон Долфин. В послевоенной Британии, испытывавшей острый дефицит как в сырье, так и в товарах для мирного населения, данный мотоцикл был более чем востребован.

Улавливаете сходство? Буклет 1950г.

Использованные материалы:
Фото и аннотации: Pen & Sword «Images of War — Motorcycles at War»
Текст: Конспект из материалов, найденных в интернете (в основном Энциклопедия Wikipedia).

Напоследок видео. Реклама производителя реплик. Хотя по утверждениям двигатель все же оригинальный.


  • FiggyfoxFiggyfox
  • Михаил Галёнков
  • 20 октября 2013 в 18:34
  • 4
  • ?

Комментарии (21)

RSS свернуть / развернуть
+19
kosyamba
Оный в одном из музеев Лондона



Презабавнейший аппарат! Долго крутился я вокруг него… Жаль, освещение там ни к черту, да и нормального фотика под рукой не было(((
+6
Figgyfox
Спасибо за фото наших дней!
+3
kosyamba
Не за что! И Вам спасибо за интересный пост!
0
Figgyfox
Будет время — еще вернусь к теме мотоистории во время Второй Мировой. Из книги использован всего-то десяток страниц.
+3
Kyryll
спасибо за интересный пост) а можно еще про — примечательный мотоцикл марки Corgi? тоже интересно почитать)
+4
Figgyfox
Пост писать лень, но вкратце история проста.

Джон Долфин после войны стал директором своего производства и сумел произвести 27 киломотоциклов. Мотоцикл использовали штатовцы в корейской войне — и там его весьма любил все тот летный персонал. Его банально возили в транспортных самолетах вместо обычных велосипедов.

В общем смотри Википедию — инфы по этому моту много.
+3
Figgyfox
Да извинят меня модераторы, но вот ссыль на целый список мотоциклов Corgi. Под фотографией выбиратор, который позволяет посмотреть десятка два моделей, доживших до наших дней.
+1
Kyryll
спасибо) пошел читать)
+1
Andsah
Шасси очень похоже на мотороллер Gogo.Интересная штука.
+1
4etvyortyi
Напомнило, как у нас в военные годы использовали автомобиль Луаз.Даже сбрасывали с самолётов.И в случае чего-его просто бросали.
+3
Figgyfox
А по сути ЛУАЗ — целевой родственник Велбайка. Простой автомобиль с минимальными весогабаритными характеристиками, нереальной проходимостью и не очень большим ресурсом. Дешевый. Если нафиг не нужен, то в канаву его.

Всегда считал ЛУАЗ «Водник» (амфибия) и 4-х мужиков самым лучшим оффроуд аппаратом. Если не проедет, то проплывет. Если совсем застрянет, то будет перенесен на руках.
+3
havanaclub
Побольше бы таких постов здесь. Спасибо!
+1
Anhen
  • Anhen
  • 20 октября 2013 в 22:33
Спасибо! Очень познавательный и интересный пост
+1
Tarhun
Прикольный аппарат :)
Спасибо!
+2
somepeka
Спасибо! Очень интересный «мотоцикл»!) Прочитал с удовольствием!
+1
kot-pilot
Отличный пост, с удовольствием почитал)))
+1
savbat1
Прадедушка питбайков, не иначе Ё!
+1
kosyamba
скорее «бешеных табуреток»
0
Figgyfox
Спасибо за приятные отзывы. Судя по рейтингу статья многим пришлась по вкусу — буду смотреть материал для следующей.
+1
REK
  • REK
  • 26 октября 2013 в 1:35
Евойный аналог в музее германии.
«Сorgy Luftlandemotorrad» 1.5 л.с. 49сс. 1944г.в.

Вернулся недавно, много чего интересного в мото и авто музеях Германии нашел.
Постараюсь пост написать )
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Ретро мотоциклы, Welbike. Диверсант с бесплатной доставкой по Европе.