Путешествия → Путешествие на три моря. Часть четвертая.

Доброго всем дня! Вот и заключительная часть моего рассказа о нашем семейном мотопутешествии по Северному Кавказу. Напомню, что ездили мы втроем: я, мой супруг и сын, на двух мотоциклах, в августе этого года.
Первая часть ( bikepost.ru/blog/travel/58180/Puteshestvie-na-tri-morja-CHast-pervaja.html#cut )
Вторая часть ( bikepost.ru/blog/travel/59344/Puteshestvie-na-tri-morja-CHast-vtoraja.html#cut )
Третья часть ( bikepost.ru/blog/travel/59769/Puteshestvie-na-tri-morja-CHast-tretja.html#cut)

Наш маршрут:
Москва — Каменск Шахтинский — Кучугуры(Азовское море) — Абрау-Дюрсо(Черное море) — Гузерипль(горы) — Архыз(горы) — Теберда(горы) — Терскол(самые высокие горы) — Грозный — Дербент(Каспийское море) — Астрахань — Волгоград — Москва.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СЕВЕРНОМУ КАВКАЗУ.

Чеченская Республика. Грозный.

Итак, мы поставили «жирную точку» в горной части нашего маршрута, поднявшись к подножию Эльбруса и теперь направляемся в столицу Чеченской Республики, город Грозный. Посещение этого города не было у нас в планах, изначально мы хотели проскочить его мимо и сразу ехать в Дербент. Но, так как в начале нашего путешествия мы сэкономили целый день, то на общем собрании решено было потратить его на посещение Грозного, тем более, что он находился прямо на нашем маршруте. Накануне, вечером мы забронировали номер в небольшой частной гостинице, а утром «Серебряный» и «Красавчик» помчали нас вперед, навстречу приключениям)
От поляны Чегет в Приэльбрусье, до города Грозный, 330 км. Доехали достаточно быстро, дорога хорошая. Правда пришлось немного поплутать по городу, так как мотоциклам въезд в центр запрещен, а наша гостиница находилась в самом центре Грозного. Сначала побоялись ехать под запрещающий знак, пытались найти объезд, но других вариантов не нашлось, пришлось нарушать. Забавно было, когда проезжающие мимо нас ГАИшники, только весело помахали нам руками))) Насколько мы поняли, отношение к соблюдению или не соблюдению ПДД, здесь довольно-таки лояльное. Пока катались обратили внимание, что по всему городу висит очень много плакатов с изображением лидеров Чеченской Республики и конечно В. В. Путина, которых здесь любят и уважают.
Не торопясь разместились в гостинице и отправились смотреть на главную достопримечательность города — мечеть «Сердце Чечни». Идти было недалеко, поэтому пошли пешком.

Чеченская Республика, город Грозный.

В городе идеальная чистота, очень мало народу и совсем немного машин. Все тихо и спокойно. Только в эту идиллию никак не вписывались «вооруженные до зубов» здоровые, бородатые мужики в форме, которых было достаточно много. Как нам потом рассказала хозяйка гостиницы, это охрана резиденции главы Республики, причем стоят они не только около самой резиденции, но и по достаточно большому периметру вокруг. Фотографировать их мы не решились, уж очень грозно они выглядели.

Мечеть «Сердце Чечни».

Мечеть «Сердце Чечни» — крупнейшая мечеть в России, одна из самых больших в Европе и в мире.

Вокруг мечети большой и ухоженный парк, утопающий в зелени.

Из парка открывается отличный вид на «Грозный-Сити».

Туристов здесь практически нет, может быть этим можно объяснить то, что местные жители нас слишком откровенно разглядывали. Немного неуютно чувствуешь себя под такими пристальными взглядами. По этой причине в саму мечеть мы не пошли, посмотрели только снаружи.
Мечеть выглядит впечатляюще. Действительно огромная и очень величественная.
Потом мы съездили на местный рынок, затарились вкуснейшими фруктами и вечером устроили праздник живота.
Грозный нам понравился. Вопреки сложившемуся мнению — тихий, спокойный, гостеприимный, чистый и красивый город.

Утром следующего дня мы отправились к долгожданному Каспийскому морю. Наш путь лежал в самый южный и самый древний город России — Дербент, который находится в Республике Дагестан, на берегу Каспия. Расстояние всего 300 км, ехали которое мы достаточно долго. Дело в том, что по этой дороге много блокпостов, на которых всех останавливают, проводят через металлоискатели и проверяют документы. Все это отнимает достаточно много времени, но мы отнеслись к этому с пониманием. В остальном все хорошо, трасса без претензий. Перед путешествием, я прочитала в интернете пару отчетов о поездках в Дагестан. В них было написано, что в этой Республике мотоциклистам нужно быть особенно осторожными на дорогах: им не уступают, могут ехать лоб в лоб и не подвинуться, делают вид что их не видят, короче говоря, мотоциклистов вообще не считают за участников движения. Должна сказать, что у нас сложилось полностью противоположное мнение. По дороге нам все уступали, даже тогда, когда нам не было нужно, улыбались и махали руками из машин. То есть отношение очень теплое и приветливое, что конечно же нас порадовало.

Республика Дагестан. Дербент.

Хорошая дорога закончилась сразу после въезда в Дербент. К сожалению, в городе или очень плохие дороги, или их вообще нет. 15 сентября этого года, Дербент отмечал свое 2 000-летие. В связи с этим знаменательным событием по всему городу шли подготовительные работы, в том числе и строительство дорог, из-за чего везде были огромные пробки. Пока мы катались в поисках своего отеля, нам встретился местный байкер по имени Владимир, который нам помог и показал дорогу. Спасибо ему за помощь!

Отель в Дербенте.

Как я писала ранее, Дербент единственный город, в котором мы заранее забронировали отель, так как нас напугали что частный сектор здесь не развит и мы можем остаться без жилья. Здесь мы решили остановиться на 3 дня, так как эта точка была поворотной в нашем путешествии. После Дербента наш путь лежал уже к дому.
Времени было предостаточно и день приезда мы решили посвятить отдыху и купанию)))

Каспийское море.

Наверное какое-то волшебное, рыбное место!

Отель стоит прямо на берегу моря, только пляж у них не песочный, а из каких-то причудливых, огромных, плоских камней. Причем когда входишь в море, там под ногами такие же камни. Выглядит это очень необычно и красиво, но купаться не удобно. Зато вода очень-очень теплая.
На следующее утро мы отправились смотреть основные достопримечательности Дербента: комплекс древней крепости — Нарын-кала и старый город.

Крепость Нарын-кала.

Точная дата создания крепости неизвестна. Историкам так и не удалось выяснить, кто и когда построил Дербентскую крепость. Крепость состоит из нескольких объектов: цитадель Нарын-кала и двойная стена, ведущая от крепости к морю. Эти стены когда-то уходили прямо в море, но морские участки, описанные античными историками, до наших дней не сохранились.

Вся трава вокруг стен крепости выжжена жарким, южным солнцем. А нам опять повезло с погодой, в этот день как по заказу, солнце спряталось за облаками, поэтому гулять было очень комфортно.

Вокруг крепости очень грязно, валяется много мусора.
К сожалению, крепость не произвела на нас должного впечатления. Мы ожидали чего-то большего. Мне кажется, что готовясь к 2 000-летия города, крепость так старательно отреставрировали, что не осталось никакого ощущения старины, которое обычно испытываешь в таких древних местах.
Зато с крепости открывается великолепный вид на весь город и на Каспийское море, так как она расположена на значительном возвышении.

Посмотрев на город сверху, мы решили спуститься вниз — в старый город или магалы. Магалы – это тот район, с которого вообще началась история Дербента как города. Самый древний городской район. Магалы находятся прямо под цитаделью «Нарын-Кала», и представляют собой кварталы с одноэтажными каменными постройками. В магалах можно просто погулять, погружаясь в экзотику.

Старая часть города — очень колоритное место. Попадая сюда, действительно кажется что ты перенесся в прошлое. Средневековые узкие улочки с невысокими домиками восточного типа, открытые настежь двери, ребятня гоняющая мяч, все это производит впечатление, что ты находишься в каком-нибудь древнем Багдаде.

Мы обратили внимание, что в Дагестане на дорогах очень много машин марки Лада Приора, почему-то именно белого цвета. Вот кто основной покупатель отечественного автопрома))) Даже здесь, в старейшем районе Дербента, на одной из улочек мы снова увидели припаркованную машину этой марки.

Большинство населения магалов, составляют азербайджанцы-шииты, которые немного отличаются от жителей остального города. Они, как и их дома, являются истинно восточными: любят поговорить, поскандалить, более темпераментные, более непосредственные. Считается также, что в этом районе, к сожалению, много наркоманов. На туристов, которых здесь практически нет, смотрят очень пристально, складывается ощущение, что за тобой все время следят. В общем, мы прошлись немного и решили, что «пора и честь знать». Мы вышли из района магалов и отправились смотреть на старую Армянскую церковь, которую заприметили сверху, когда еще были у крепости. Она стоит в более новой части города, там все по другому — широкие улицы, магазины и торговые центры, в общем жизнь кипит.

Армянский храм Святого Всеспасителя.

В сравнении с городом храм очень молод — построен во второй половине XIX столетия. Сейчас в храме проводятся религиозные обряды, но не постоянно — здание занимает Музей ковра.

Спустившись вниз от Армянской церкви, мы попали на огромную площадь, с которой открывался отличный вид на храм и на крепость. Кстати, издалека стены крепости выглядят гораздо интереснее чем вблизи.

Площадь Свободы.

Площадь достаточно большая и красивая. Она находится в центре города и считается главной площадью города. Здесь проходят различные праздничные мероприятия, а по выходным сюда приходят погулять и отдохнуть местные жители.
Еще одно место, которое обязательно нужно посетить в Дербенте — это рынок. Туда мы и отправились. Пока мы его искали, понаблюдали за поведением и общением местных автомобилистов на дорогах города. Во первых: правил для них не существует. Нарушении ПДД, это абсолютно естественно и нормально. При этом, что удивительно, мы не видели ни одной аварии. Во вторых: все свои эмоции, будь то дружественное приветствие или недовольство чем-либо, выражается многократным би-биканьем, которое не прекращается ни на минуту. В третьих: складывается ощущение, что здесь все друг друга знают. Наблюдали такую картину — два встречных автомобиля останавливаются прямо посередине перекрестка, просто чтобы поздороваться и перекинуться парой слов, типа «как твои дела?» Что нас совсем сразило, так это то, что другие автомобилисты молча и спокойно ждали, пока те не разъедутся!
На рынке, все чего только душа пожелает: всевозможные свежие овощи и фрукты, различные восточные сладости, вкуснейшие домашние сыры, многочисленные соленья, горячие лепешки и многое др. Запах стоит непередаваемый. Мы решили попробовать всего понемногу)))
Так прошел еще один день. Если честно, если бы не бронь в отеле, можно было бы уехать, вроде все что хотели мы посмотрели. У нас оставался еще один оплаченный день и нужно было что-нибудь придумать. Лежать как тюлень на пляже и бездарно тратить время, не вариант. В интернете нашли еще одну достопримечательность — Самурский лес. Это единственный в России лиановый лес, находится он южнее Дербента, на самой границе с Азербайджаном. Туда и поехали на следующий день.

Лиановый лес.

Найти его, оказалось на так-то просто. Мало кто о нем слышал и никаких указателей или вывесок нет. Еле нашли. Выглядит как обычный лес, только если зайти поглубже и приглядеться, то можно увидеть лианы.

Необычно конечно, но тратить столько времени на дорогу, ради того чтобы погулять в лесу, наверное все-таки не стоит. На обратном пути снова заехали на рынок, затарились вкусностями, а потом устроили прощальный пикник на берегу Каспийского моря.

Так прошел третий и последний день в Дербенте. В общем город понравился — колоритный, интересный и необычный. Сюда стоит приехать. Местные жители очень гостеприимные и доброжелательные. Единственный минус — это грязные улицы. Вдоль дорог и на побережье валяется огромное количество мусора, который никто не убирает и это портит все впечатление. Может быть поэтому здесь практически нет туристов. Что касается частного сектора в Дербенте, ничего не могу сказать, мы так и не узнали можно ли было здесь найти жилье по факту, не бронируя заранее. Наш отель находился на окраине города, даже скорей за его пределами и поблизости не было никаких домов. В самом Дербенте ни одной таблички о сдаче жилья мы не видели.
Еще в Москве, перед путешествием, когда мы рассказывали друзьям и знакомым про наш запланированный маршрут, реакция на посещение Чечни и Дагестана была у всех одинаковой: «Вы с ума сошли», «Не стоит туда ехать, там неспокойно», " А вы не боитесь?" и т.д. Должна сказать, что у нас и изначально не было никаких сомнений или опасений, а после поездки мы только лишний раз убедились, что мнение людей, как минимум, немного устаревшее. Все тихо, мирно и спокойно, люди очень добрые и отзывчивые, туристов встречают с огромной радостью, жаль только что их (туристов), так мало.
На следующее утро мы поехали по направлению к дому. Нас ждал нелегкий перегон по жарким степям, до Астрахани. Ехали по указателям и сверяли дорогу по навигатору в телефоне, но все равно умудрились заблудиться. Асфальт вдруг закончился, абсолютно неожиданно для нас. Впереди степь, дороги дальше нет, а навигатор показывает ехать прямо! Пришлось разворачиваться и делать огромный крюк. Температура воздуха в тени +44, мы в полной экипировке, ни одного деревца вокруг, только выжженная солнцем трава, даже асфальт плавится, а нам все нипочем. Весело было ехать. В итоге проехали 860 км, вместо обещанных навигатором 650 км!
В Астрахань приехали уже к вечеру. Гулять по городу не пошли, устали. Заселились, сходили в магазин, поели, да легли спать. Утром снова в дорогу, до Волгограда. Там мы запланировали отдохнуть пару дней. Ехать 470 км.
Дорога участками — то хороший асфальт, то весь разбитый. В самом городе дороги, мягко говоря, не лучшего качества. Добрались без приключений. Пока разместились, отдохнули и покушали, наступил вечер. Немного прогулялись по городу, прокатились на теплоходе по Волге-матушке и пошли спать, оставив посещение достопримечательностей на следующий день.

Волгоград.

Волгоград — город-герой. Мы не могли проехать мимо него. Этот город хранит память о доблестных бойцах защищавших нашу Родину в годы Великой Отечественной войны. Более полугода здесь шла кровопролитная Сталинградская битва, которая унесла жизни более 1 млн. человек! Суровым прошлым и объясняется то, что большинство памятников, монументов и достопримечательностей Волгограда связаны с Великой Отечественной войной и Сталинградской битвой.

Мы запланировали посетить Мамаев курган и музей-панораму «Сталинградская битва».
Ближе к нашему дому находился музей-панорама «Сталинградская битва». Туда мы и отправились сначала. Пошли пешком, чтобы город посмотреть, а заодно и пофотографировать.

Волгоград.

Здание вокзала.

В центре Волгограда, нет новостроек или безликих небоскребов. Здесь сохранились невысокие постройки прошлого столетия, с резными балконами и арочными окнами, которые создают необыкновенный облик города.

Центральная набережная.

Волгоград расположен на бравом берегу реки Волга и растянулся вдоль водной глади на 90 км. Центральная набережная одно из самых красивых и любимых мест отдыха как местных жителей, так и гостей города.

Все основные достопримечательности также расположены вдоль реки, на набережной.

Музей-панорама «Сталинградская битва» — крупнейшая в России экспозиция, посвященная битве при Сталинграде.

В состав музейного комплекса входит не только сама панорама, а также более 3500 экспонатов, коллекции холодного и огнестрельного оружия, фотографии и боевая техника, принявшая участие в боях под Сталинградом.

Руины старой мельницы, находятся рядом с панорамой и входят в состав музейного комплекса.
14 сентября 1942 года мельница понесла весомые потери: две фугасные бомбы полностью проломили крышу мельницы.
После окончания войны руины старой мельницы в Волгограде не стали восстанавливать, было решено оставить их как военный мемориал – грустная страница из жизни Сталинграда.

У музея-панорамы находится экспозиция раритетной военной техники, а также отреставрированный паровоз тех времен.

Музей очень интересный, стоит посетить.

Дальше мы отправились на Мамаев курган. Пешком идти далековато и мы решили доехать, тем более что ехать нужно на трамвае, который тоже является местной достопримечательностью, потому что часть трамвайных линий проходит под землей.

Метротрам.

Метротрам — это скоростной подземный трамвай в Волгограде, такой своеобразный гибрид метро и трамвая. Интересно было на нем прокатиться. Довез он нас прямо до Мамаева Кургана.

Мамаев Курган — святое место для всего народа огромной страны. Именно здесь произошел коренной поворот в ходе Великой Отечественно войны. Это один из самых монументальных памятников мира, который сохранил на века историю об отваге и бесстрашии защитников Сталинграда в ходе ожесточенных боёв за город. Ежегодно сюда приезжают десятки тысяч людей, чтобы почтить память погибших героев.

Мамаев Курган. Аллея тополей.

Мамаев курган – огромная архитектурно-скульптурная композиция, связанная общим замыслом и идеей. Протяжённость всего комплекса от подножия до вершины холма составляет 1,5 километра.

Скульптура «Война».

Фигура этой скульптуры высечена из монолита, из огромной глыбы и располагается на площади под названием «Стоять насмерть». Данная композиция олицетворяет самый сложный период Сталинградской битвы, когда мужество советского солдата сломало уверенность врага в его непобедимости.

Территория площади «Стоять насмерть» заканчивается лестницей, состоящей из 200 ступеней — это число дней и ночей битвы за Сталинград.

Вдоль ступеней с обеих сторон, расположены стены-руины, представляющие собой стилизованный горельеф. Левая сторона стен усеяна яркими фразами – клятвами советских солдат. Правая часть стен-руин на Мамаевом кургане изображает сцены ожесточенных боев под Сталинградом. Во время подъема по ступеням, вас сопровождает голос Левитана, который передает обстановку на фронтах, также воспроизводятся звуки боя и звучат песни военных лет.

Площадь героев.

Далее находится «Площадь героев». В центре площади – огромный бассейн. Справа от бассейна расположены скульптурные группы, отражающие сцены реальных событий битвы за город.

Зал Воинской славы.

Затем вы попадаете в зал Воинской славы. Зал посвящен вечной памяти павших в боях за Мамаев курган и Сталинград. На своде здания изображены государственные награды, на стенах — 34 красных знамени, каждое из которых содержит имена погибших бойцов. Здесь невозможно сдержать слез.

Скульптурная группа «Скорбящая мать» и храм Всех Святых.

Когда выходишь из зала Воинской славы, открывается площадь Скорби, центром которой является скульптура «Скорбящая мать». Скорбящая мать на Мамаевом кургане — это собирательный образ советских женщин, потерявших своих близких на войне. Отсюда же открывается вид на храм Всех Святых.

Главная скульптура комплекса — «Родина-Мать зовет!»

Скульптура «Родина-мать зовет!» является композиционным центром всего ансамбля и символом Волгограда. Скульптура поражает своими размерами, недаром она входит в список 10 самых высоких в мире. У подножья монумента расположены захоронения солдат и офицеров, почти 35 тысяч человек покоятся на склонах кургана.

Сверху открывается вид на весь город.

Сложно передать словами те чувства, которые испытываешь при посещении этого комплекса. Находясь здесь, погружаешься в особую атмосферу этого места, которая заставляет любого человека почувствовать весь ужас и кошмар войны. Почувствовать какой ценой досталась победа в этой войне. Слава тем героям, что ценой жизни своей подарили многим поколениям мирное небо над головой. И нам надо помнить об этом!!!

Вот и закончилось наше путешествие. Домой мы доехали без приключений. Сказать что эта поездка нам понравилась, это ничего не сказать! Мы искупались в трех морях, в двух горный озерах, полазили по горам, получили массу впечатлений и огромный заряд энергии, и все это не выезжая за пределы своей Родины. А главное, что ездили мы семьей!
Надеюсь этот пост будет полезным и сподвигнет кого-нибудь на путешествия по России, ведь в нашей стране так много необычайно красивых и очень интересных мест!
"… Не видавши своих красот, не хвали красоты чужие..."