Проект продается, 60 000 USD [email protected]

Блог им. urley → Путешествие на Кавказ "От Каспия до Черного". Отчет: часть I. Волгоград, Эльтон, Дагестан


После весеннего ознакомительного путешествия в Приэльбрусье, которое мы совершили вдвоем с другом на моем старом коне — TDM 850-2 в апреле этого года, у меня было сильное желание познакомиться с красотой Кавказа намного ближе и детальнее.Путешествие «Навстречу весне»
На этот раз у меня было и времени намного больше на путешествие, и техника более подходящая, чтобы катать по предгорьям. После прошлого путешествия я обзавелся новым мотоциклом Yamaha XT660Z Tenere и начал понемногу вливаться в мир эндуро, что доставляло мне больше удовольствия, чем катание по асфальту — что ни говори, а TDM это дорожный мотоцикл.
Тщательно подобрав снаряжение, проведя техобслуживание и немного потренировавшись в шиномонтаже в гараже, я ждал наступления отпуска и начала новых приключений на мотоцикле.
Много было обсуждений с разными людьми по поводу того, насколько безопасен Кавказ, чтобы путешествовать по нему в одиночку. Невзирая на опасения и предостережения близких, я был убежден, что найти неприятности в пути на Кавказе можно примерно с той же вероятностью, что и в любом другом месте. Во многом моей убежденности способствовали отчеты на форуме Синуса от sanchos'a и tolich'a, но больше всего за полезные советы и подробные описания в соответствующей теме на африканском форуме я благодарен человеку с ником Ч.И.П.
В общем, решено было ехать по возможности самыми интересными дорожками по максимально диким местам, ведь именно там спрятана та самая красота и сила природы Кавказа.
Поиск попутчиков результата не принес, что меня особенно не расстроило — ездить один я люблю, потому что не нужно ни перед кем держать отчет, кроме как перед самим собой. Можно принимать самые смелые решения и потом пенять только на самого себя!
Старт состоялся 27 июля. Выехал в 6 часов утра и бодро помчал в сторону Волгограда, сделав всего 2 остановки на АЗС за весь день. 1000 км за перегон удалось сделать не очень сложно, лишь последние 200-300 км заметно меня задержали и вымотали, потому что начались частые ремонты дороги со светофорами и жара. К слову, от жары мне пришлось изрядно пострадать не только в первый день пути. К 18-30 я уже был в Волгограде, где заселился в квартиру к своему товарищу по работе, в которой на тот момент никто не жил. Вечером погулял пешком по центру города, посмотрел Аллею Героев и насладился красивым ночным видом на Волгу.
На следующий день, погрузив свои вещи снова на мотоцикл, я отправился на экскурсию на Мамаев Курган.

Еще задолго до полудня на улице стояла сильная жара, сколько именно было градусов, я ни разу не уточнял. Оставив мотоцикл на парковке под присмотром приветливой женщины, продававшей билеты в платный туалет, я двинулся в сторону скульптуры «Родина-мать зовет». По пути меня очень рассмешил мальчик лет 5, который спросил у отца, глядя на меня в черной одежде, мотоботах, с тактической сумкой на ремне и моноподом в руках: «Папа, а это тоже солдат?». Видимо, малыша впечатлил караул курсантов у вечного огня. Мамаев Курган оставил сильное впечатление, это очень важное место, хранящее память о великом сражении в Великой Отечественной войне.

После Мамаева Кургана я поехал в сторону Астрахани, по пути выбирая у себя в голове, на какое из двух соленых степных озер я хочу поехать — Эльтон или Баскунчак. Оба озера уникальны, а я хотел выбрать то, которое даст мне больше впечатлений. На Эльтон из Волгограда можно проехать и по асфальту (330 км), но ведь не для этого я выбрал турэндуро, чтобы ездить только по асфальту. Навигатор в телефоне прокладывал короткий маршрут через степь в районе города Знаменска, куда я и поехал. Предварительно заправившись до полного бака на лукойловской АЗС, обнаружил, что проезд в Знаменск осуществляется только по пропускам — на въезде КПП и военные. Спросил совета у местного таксиста по поводу дороги на Эльтон, он сказал, что вроде бы есть короткая дорога по степи, но знает он ее только до середины, так называемой 71-й точки. Точками, как я понял, здесь называют сельскохозяйственные временные или постоянные базы в степи. Мужчина объяснил мне, что в степи легко заблудиться и попасть на территорию Казахстана, либо в приграничной полосе нарваться на пограничников и получить административный штраф за нахождение в 5-километровой зоне без специального пропуска. Плюс к этому на Эльтоне нет АЗС, а самый короткий путь по степи составит около 150 км, да и время уже было почти вечернее, около 17 часов. На мой вопрос: «А может лучше на Баскунчак?», он ответил, что туда, конечно, гораздо проще проехать. Этот момент и определил мой выбор — проще мне не нужно, это неинтересно. Купив с собой в дорогу 3 литра воды, проезжаю еще немного по асфальту и сворачиваю в Капустин Яр. В этом поселке тоже несколько КПП, но я их объехал и выехал на грунтовку в степь перпендикулярно асфальтовой дороге. Встаю в стойку и бодро поливаю, глядя вперед и выбирая из имеющихся разветвлений дороги наиболее соответствующие моему изначальному направлению. На одном из пересечений грунтовых колей решаю остановиться и сверить свое направление с картой в навигаторе. Направление оказалось верным, и я уже был готов двигаться дальше, как вдруг обнаружил, что заднее колесо спустило — поймал саморез, как выяснилось.

Шиномонтаж не заладился с самого начала. Сначала долго не удавалось оторвать резину от обода. Когда я тренировался с этой процедурой на запасном колесе в гараже, с легкостью проделал это при помощи бокового упора Тенерки, надавливая им на борт шины под всем весом мотоцикла. Это отличный способ, когда есть еще один мотоцикл рядом, но в полевых условиях у меня такого не было, пришлось очень долго изображать шаманские танцы на борту покрышки. Поставив взамен старой камеры запасную, весело приступил к сборке. Однако недостаток опыта в этом деле привел к тому, что я в дугу согнул имевшиеся у меня монтажки, а резину на обод так и не надел.

Пеняя на некачественный и еще неопробованный в бою инструмент, заметил вдалеке движущийся в мою сторону трактор. Одолжив у тракториста монтировки, решаю, что теперь уж дело точно в шляпе. Но не тут-то было. Силой снова ничего не удалось добиться — большая монтировка хоть и не гнулась, как мои, но и с ее помощью резина на обод налезать не хотела. Вспомнив теоретический курс, обнаружил, что противоположный край резины утоплен в обод недостаточно, что и приводило к чрезмерному усилию на завершающей стадии. Свершилось! Резина на своем месте.

Но радость была недолгой — как ни старался, камеру я все же порвал монтажкой при сборке. Заклеиваю старую камеру, демонтирую снова резину, и теперь уже «по науке» тщательно заправляю камеру в середину обода. Готово, не спускает. Когда накачивал колесо, а было это уже в темноте — провозился я несколько часов, ко мне со стороны Эльтона подъехала «девятка», семья из Казахстана ехала с озера в Капьяр. Пообщавшись с ними немного, разузнал, что ехали они по степи около 3-4 часов, и пограничники им не встретились. Дали мне совет держаться левее, дабы не пересечь случайно границу. У меня на тот момент уже преобладала мысль о том, что придется прямо здесь в степи заночевать, а уже утром вернуть монтировки хозяину и двинуться на озеро, но мои новые знакомые помогли мне отодвинуть эту мысль на второй план. Смазав заодно цепь, поставил колесо на место, собрал свои пожитки и поехал на точку к трактористу, которую он мне указал, когда еще только начинало смеркаться. Хозяина решил не беспокоить, так как было уже 22 часа, и он, скорее всего, отдыхал после трудового дня. Оставив монтировки в кабине трактора, возвращаюсь на свою дорогу и снова двигаю в сторону Эльтона. Быстро ехать не рисковал, держал примерно 50-70 км/ч, потому что постоянно попадались ямы или опасные диагональные колеи. После жаркого дня и злополучного шиномонтажа чувствовалась усталость, ноги в стойке быстро уставали, спортивные боты тоже этому не способствовали — нагрузка на стопы распределялась неправильно. Но это все были мелочи. По дороге в свете фары много раз видел перепуганных зайцев, тушканчиков, лису и чуть не наехал на хорька. Один раз меня немного напугал неожиданно взлетевший с обочины крупный орел, а вот когда при приближении к очередной точке мне навстречу с лаем выбежали две здоровенные кавказские овчарки, тут уж я реально испугался — открутил ручку газа, нажал на кнопку звукового сигнала и попер прямо на них, в самый последний момент взяв немного в сторону. Не разбирая дороги, прямо по степи умчался подальше, еле удержавшись, чтобы не разложиться. Если бы разложился, мог бы, наверное, быть атакован этими суровыми защитниками скота от волков. Когда сердцебиение восстановилось, начал вглядываться пристальнее вперед. С теми, от кого должны защищать собаки, встретиться хотелось еще меньше. К часу ночи я все же доехал без неприятностей до озера Эльтон, проехав сначала насквозь одноименный поселок. При свете фонаря поставил палатку чуть в стороне от беседки и завалился спать, понимая, что уже довольно скоро жаркое солнце не даст мне возможности отдохнуть.

Около 4-30 солнце, как я и ожидал, выгнало меня из палатки. Не торопясь позавтракав рыбными консервами с галетами, я пошел гулять на озеро. Возле беседки висит знак «кирпич», поэтому я не стал наглеть и выезжать на косу, ведущую вглубь белой солевой поверхности. Озеро примерно на 100-150 метров от берега не имело воды, да и то, что начало хлюпать под ногами позже, водой не является, а представляет собой насыщенный солевой раствор — рапу. Пока я завтракал, на машинах к озеру подъезжали несколько пожилых людей, которых я теперь встретил. В основном сюда приезжают на оздоровительные процедуры — принимать солевые и грязевые ванны здесь считается очень полезным для здоровья. Я же хотел просто полюбоваться этим замечательным местом.

Нагулявшись по белой поверхности озера, я вернулся к месту ночевки, отмыл ноги от соли в имевшемся тут же небольшом пресном водоеме с довольно чистой водой, но с берегом из вязкой глины. Солнце уже пригревало довольно сильно, вещи в дорогу я собирал медленно, двигаться быстро не было никакого желания. В поселке заехал в один из продуктовых магазинов, где пополнил запас воды в дорогу и охладился немного под кондиционером. Найти ту же отворотку в степь, по которой я приехал ночью, у меня не получилось, поэтому обратный путь тоже стал для меня определенным квестом с заданием не попасть в Казахстан, но и выехать не дальше Капустина Яра к трассе. Примерно через 3 часа у меня это получилось. Расстояние вышло практически такое же, как и по пути на озеро — 130-140 километров. Днем ехать намного проще, разве что жара заставляла периодически останавливаться и пить воду. Думал о том, что не лишним было бы обзавестись рюкзаком с гидратором. Выехав на асфальт, двигаюсь в сторону Астрахани. Цели доехать до самого города у меня не было, поэтому на заправке я посмотрел карту и выбрал для себя съезд к воде для ночевки. К слову о заправке, я боялся, что расход по степным дорогам вырастет, так как движение происходит в основном на 3-4 передаче, но в итоге получилось все те же 400 с лишним километров на заправке. Где-то за Ахтубинском я остановился и пообедал в придорожном кафе. Местом для ночевки я выбрал берег реки Ахтуба рядом с селом Селитренное, расположенным в 120 километрах до Астрахани. Приехал туда я около 18 часов и прямо в пыльной после степи одежде занырнул в освежающую воду. После стирки и купания в реке я разбил лагерь и поужинал. Водные процедуры вернули мне силы после выматывающей езды по жаре. Лег пораньше, а встать постарался как можно позже, палатку для этого специально ставил с западной стороны от росших на берегу кустов.

Четвертый день путешествия начался с хорошего настроения, которому способствовал нормальный отдых. К концу дня я планировал доехать до Чиркейского водохранилища, до которого было примерно 600 км. Пока я собирался в путь, солнце уже начало греть вовсю. Когда к обеду я проехал Астраханскую область, асфальт резко закончился и начался каменистый грейдер, большую часть которого я бодро валил в стойке, обгоняя нечастые машины. Примерно после 35 километров начали попадаться участки песка, которые поначалу были неглубокими. По песку я ездить пока не научился, да и мотоцикл был обут в дорожную резину — впереди свежий Michelin Sirac, а сзади наполовину стертый Anakee 2. На участке глубокого песка я увидел 2 стоящих Камаза, а перед ними легковушку, застрявшую в песке. Сам я не удержался от падения на небольшой скорости, когда переднее колесо завязло. Подняв мотоцикл, я аккуратно проехал рядом с Камазами и поставил его на твердую поверхность, чтобы подтолкнуть застрявшую машину. Но пока я ставил мотоцикл, машину уже вытолкали из песка без моей помощи. Молодые ребята, толкавшие ее, попросили воды, которой у меня уже не оказалось. Через несколько километров грейдер закончился и начался не очень хорошего качества асфальт, на котором я повернул вправо в сторону Улан-Хола. В Улан-Холе я заехал в магазин, в котором под кондиционером влил в себя бутылку минералки, пополнил запас воды в дорогу и поехал на заправку, которая была на выезде из поселка в сторону Комсомольского. Возле другого магазина увидел машину, которую выталкивали из песка — ребята тоже нашли свое спасение от жажды. Солнце пекло очень сильно. Воду на остановках я заливал не только в себя литрами, но и под одежду, в шлем, на волосы, за спину, чтобы было хоть какое-то охлаждение, потому как встречный степной ветер был по-настоящему горячим. Залив полбака 92-го, пообщался с заправщиком. Он сказал мне, что можно срезать по такому же грейдеру примерно 70 километров, если повернуть обратно и через 3-4 километра после Улан-Хола повернуть вправо. Узнав, что там участки песка еще больше и прикинув остатки своих сил, решаю все же ехать по асфальту — выгода от срезки не столь велика, а вот по такой жаре окончательно вымотаться в степи вероятность была высокой.
Из Улан-Хола доехал до Комсомольского, оттуда до Артезиана, после которого уже выехал в Дагестан, потеряв немного времени на КПП. В Артезиане на заправке снова встретил машину, которая застряла в песке в Калмыкии. Познакомились, хорошо пообщались. Женщина по имени Наталья путешествовала с детьми. Тема мотоциклов ей была близка, а особенно тема Дакара. Там же познакомился с Русланом, который ехал из Москвы на родину в Дагестан со своей семьей. После того, как проехал Калмыкию, жара начала спадать, поэтому ехать стало полегче. Правда, плотность потока была довольно высокой, средняя скорость движения была небольшой. Темнело по-южному быстро, когда въехал в Хасавюрт, было уже совсем темно. Примерно к 21 часу доехал до Дубков, где купил в киоске шаурму и несколько сосисок в тесте, а также пополнил запас воды. От Дубков до Чиркейского водохранилища нужно было спуститься вниз на 7 километров. Место на берегу выбрал с третьей попытки, и оно оказалось пустым в отличие от предыдущих. Снова под светом фонарика поставил палатку, сбросил с себя одежду и полез купаться. Ощущение классное, когда ты после долгого жаркого дня окунаешься в освежающую воду. После купания перекусил и лег спать.
Вода в Чиркейском водохранилище очень прозрачная, такой видимости я не встречал больше нигде в природных водоемах. Да и само место очень красивое. Расстраивало только количество мусора, разбросанного на берегу и плавающего на поверхности воды.
На утро доел оставшиеся сосиски, пару раз искупался, собрал пожитки и поехал в Дубки на смотровую площадку Сулакского каньона. На площадке встретил своего нового знакомого по имени Шамиль, который утром приезжал искупаться на водохранилище рядом с местом моей стоянки. Шамиль рассказал мне, что раньше мусора на водохранилище было еще больше, когда здесь было организовано катание на катерах. Вид со смотровой площадки на каньон очень впечатляет, там можно было бы находиться часами, созерцая это творение природы, но не в такую жару и не в полной экипировке.

Вернувшись в село и охладившись бутылкой холодной минералки и мороженым, я встретил группу из 3 мотоциклов и трайка. Ребята из Новороссийска и Геленджика заехали сюда по пути в Дербент. Весело пообщались с ними. Я показал им, в какую сторону ехать на водохранилище, а они поделились со мной контактами президентов мотоклубов из Махачкалы, Дербента и Баку.

Из Дубков выехал в Махачкалу, где меня уже ждал мой институтский товарищ Назар. После душа и вкусного обеда мы, поставив мотоцикл в гараж, поехали на машине смотреть столицу Дагестана. Движение по Махачкале быстрое и немного сумбурное. Поворотники, кстати, не включает почти никто. Оставив машину в центре, пошли гулять по улице 26 Бакинский Комиссаров — главной улице города. Посмотрели главную мечеть, городской пляж, а затем встретились с Мурадом — еще одним моим товарищем из Дагестана, с которым мы вместе работаем в Москве. Мурад тоже был в отпуске, и вечером выехал в центр, чтобы прогуляться по городу с сыном. У Мурада я забрал канистру с маслом для мотоцикла. Менять его перед поездкой было еще совсем рано, да и само путешествие было запланировано примерно на 8000 км, поэтому целесообразнее было сделать замену ближе к середине пути. В Махачкале больше всего мне понравилось место под названием «голова Ленина». Сам памятник там мы не увидели, зато полюбовались прекрасным панорамным видом на ночной город, растянувшийся по берегу Каспийского моря.

На следующее утро, поблагодарив Назара за теплый прием и экскурсию, я отправился в Дербент, в котором через интернет забронировал недорогую гостиницу на берегу моря. Не торопясь доехав до Дербента, оставил мотоцикл у главной достопримечательности города — крепости Нарын-Кала, и, стараясь не совершать лишних движений на жарком солнце, пошел на самостоятельную экскурсию. Из-за своей исторической ценности крепость внесена в список всемирного наследия ЮНЭСКО, и ее действительно стоит посетить.

После осмотра крепости поехал в гостиницу, чтобы переждать жару под кондиционером, а вечером пойти погулять по ночному Дербенту. Однако этому плану не суждено было сбыться. В выбранной мной гостинице не оказалось свободных мест. Передо мной извинились и вернули уплаченную при бронировании сумму. Можно было бы, конечно, поискать другую гостиницу, но я решил, что лучше мне устроиться на отдых на берегу Каспийского моря поближе к границе с Азербайджаном, поэтому я выбрал точку в навигаторе, расположенную в Самурском лесу, и отправился туда. Поворот с трассы влево на Белиджи я прозевал, поэтому свернув дальше в районе Куллара, остановился и полез в телефон изучить дорогу. Когда я стоял на обочине, ко мне подъехали двое местных пожилых мужчин на белой Приоре и, узнав, что мне надо в Самурский лес, сказали: «Езжай за нами». Несмотря на седые волосы, водитель Приоры ехал резво, не по-пенсионерски. На одном из перекрестков Приора свернула направо, а мне указали прямо. Пока ехал, жара меня совсем добила. Плюс я себе как обычно сам нашел новые трудности — въехал на песчаный пляж, чтобы отъехать подальше от отдыхающих, и завяз в рыхлом песке. В интернет-видеоуроках я видел совет, что по песку на слоне нужно ехать рывками, добавляя тягу на заднем колесе с помощью газа и сцепления. Возможно этот совет и работает, а я просто делал это не совсем верно, но мне помогло противоположное — умеренная и ровная тяга. После жарких песчаных приключений я с удовольствием окунулся в море и развалился на коврике рядом с мотоциклом. Вокруг отдыхали люди, бегали дети, шумели, но это не помешало мне погрузиться в сон на пару часов. К вечеру начал накрапывать дождь, который прогнал всех гостей пляжа, кроме меня. Я же, разбив палатку, поел и снова лег отдыхать. Утром ко мне подъехал инспектор природнадзора, поинтересовался, нужна ли помощь. Я спросил у него, есть ли в ближайших селах СТО, потому что мне нужно было заменить масло перед выездом в Азербайджан — канистра протерлась об край багажника и начала немного протекать. Инспектор подсказал мне, где найти ближайшее СТО и пригласил приехать в эти края снова. Перелив масло из канистры в пластиковые бутылки, валявшиеся на берегу, смазав цепь и собрав пожитки, я отправился в село Тагиркент, где нашел СТО и магазин хозтоваров. В магазине купил болтов на М6, взамен открутившемуся по дороге болту крепления козырька шлема, а на СТО попросил заклеить порванную в степи запасную камеру и дать мне емкость для слива масла. Дружелюбные и приветливые дядьки на СТО вдобавок к этому принесли мне пару бутылок ледяной воды в дорогу, взяв за свои услуги всего 200 рублей. Затем в кафе Фазенда меня вкусно накормили, а на соседней мойке отмыли моего коня от подтеков масла из прохудившейся канистры. Теперь я в полной готовности ехал на границу в районе азербайджанского поселка Ялама.
Продолжение здесь ЧАСТЬ II
  • urleyurley
  • dm.adventurist
  • 11 ноября 2018 в 10:45
  • 4
  • ?

Комментарии (13)

RSS свернуть / развернуть
+2
Mashinochka
Впечатлил рассказ! Жду продолжения)
0
urley
Спасибо! Продолжение будет совсем скоро
+2
VladXT660
Спасибо за пост! Момент бортировки колеса перечитал несколько раз, чуть не прослезился))) прям нахлынули воспоминания!!! Особенно тот момент когда вроде всё готово, качаешь а она зараза спускает!!!))) И ты понимаешь, что ты рукожоп порезавший камеру))

Пы.сы Сделай монтажки из накидных ключей. Ими и ось откручиваешь, а потом бортируешь ими же. Меньше инструмента таскаешь.
0
urley
Да, у самого слезы наворачивались, когда писал))) Все именно так!
А с монтажками уже решил вопрос — сделал из титановой автомобильной основную, а к ней в помощь от Урала из стандартного комплекта инструментов. Получился отличный тандем!)
0
oleg-gx
Я в детстве 21 дырку в камере заклеил. На одном колесе. Разобрал-заклеил-собрал-накачал- не накачивается. Это был пипец просто.
0
urley
В юности приходилось бортировать ураловские и ижевские колеса, проблем особых не было, а тут вот встрял) зато это очень ценный опыт, который еще не раз пригодится.
+1
ArtemEfigog
Прекрасный рассказ!
Такому опытному путешественнику просто необходим смазчик цепи, я сделал из 50 см3 шприца, работает как часы!
0
urley
Спасибо за оценку! Я не особенно опытный путешественник пока что) а насчет автосмазчика задумываюсь, думаю, приду к нему в будущем.
0
ArtemEfigog
За зиму можно заколхозить))) Сейчас не представляю, как ездил без него раньше
0
urley
может и займусь) спасибо за совет!
0
jker
Расскажи по подробнее.
+1
LenaP
  • LenaP
  • 13 ноября 2018 в 23:27
О! Рассказ напомнил о лете 17 года! Дагестан! Как мне там было хорошо, какие люди встретились.
0
urley
Все так и есть!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. urley, Путешествие на Кавказ "От Каспия до Черного". Отчет: часть I. Волгоград, Эльтон, Дагестан