Путешествия → Путешествие на три моря. Часть первая.

Всем доброго дня! Вот уже третий год подряд мы проводим свой летний отпуск путешествуя семьей на мотоциклах. В середине августа мы вернулись из очередного мотопутешествия, и я от лица нашей мотосемьи хочу поделится с вами полученными впечатлениями. В этот раз прокладывая маршрут, у нас было два обязательных условия: горы и море. А три моря еще лучше, решили мы, и вот что из этого получилось:

Москва — Каменск Шахтинский — Кучугуры(Азовское море) — Абрау-Дюрсо(Черное море) — Гузерипль(горы) — Архыз(горы) — Теберда(горы) — Терскол(самые высокие горы) — Грозный — Дербент(Каспийское море) — Астрахань — Волгоград — Москва.

Весь мир на ладони, ты счастлив и нем…
В. Высоцкий

Итак, ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СЕВЕРНОМУ КАВКАЗУ!

Обожаю это ощущение — когда впереди три недели отдыха, твоя семья рядом и перед тобой открыты все дороги! И ты знаешь что твой отпуск пройдет не по схеме: отель-пляж-отель, а каждый день тебя будут ждать новые пейзажи, новые города, новые встречи и новые впечатления. Это потрясающее чувство свободы и никакого четкого плана, только отмеченные места на карте, которые тебе хочется посетить и осознание того, что в любой момент можно изменить маршрут и отправится туда, куда позовет сердце. Мы решили что наше путешествие должно быть именно таким, поэтому ничего заранее не бронировали, кроме Дербента, в котором сложно найти жилье(так нам сказали).
Путешествовали семьей: я, мой супруг и сын, на двух мотоциклах. С 24 июля по 15 августа 2015г.
Общий пробег: 6 500 км.
Бюджет поездки на троих человек и два мотоцикла: 120 тыс. руб., из них:
— бензин — 23 000 руб. + 1 000 платные дороги + 1 000 штраф
— жилье — 49 000 руб.
— аккумулятор — 3 300 руб.
— остальные 42 700 — на еду, экскурсии и сувениры.

Выехали, как всегда рано утром. Москва провожала нас хмурым небом и дождем. Кстати, это был единственный раз за все путешествие, когда мы попали под дождь в дороге! Через какое-то время тучи рассеялись и выглянуло солнышко. Все вокруг заиграло новыми красками: деревья насыщенно зеленого цвета, бесконечные поля оранжево-желтых подсолнечников и все это на фоне ярко голубого неба! После серого города все это буйство красок казалось какой-то сказкой. Ехать было легко и приятно. Первая наша цель — поселок Кучугуры, который расположен на побережье Азовского моря, недалеко от Керченской переправы, в 1500 км от Москвы. Добраться до него планировали за три дня, с ночевками в Воронеже и в Ростове-на-Дону, как и в прошлом году, когда ездили в Крым. В итоге, в первый день проехали 944км, побив свой личный рекорд, переночевали в придорожном мотеле и на следующий день уже купались в море. До Воронежа трасса М4, по которой мы ехали хорошая, с несколькими платными участками. Дальше участок разбитой дороги и много ремонтных работ, что существенно снижало скорость передвижения. Доехали без происшествий.

КУЧУГУРЫ

Этот поселок мы выбрали чисто случайно, понравилось название) Решили там остановиться на денек, отдохнуть от дороги, поесть фруктов и искупаться в море. Нашли чудесный гостевой дом, расположились и пошли гулять. Сам поселок небольшой, на пляже народу немного и никаких достопримечательностей, в общем все как мы хотели. Единственное развлечение — это грязевой вулкан, туда мы и отправились на следующее утро. От нашего дома до него 6 км, дорога шла вдоль моря и мы решили прогуляться пешком.

Грязевой вулкан.

Очень необычные ощущения, когда опускаешься в грязь. Она теплая и вязкая, сразу обволакивает все тело и двигаться в ней практически невозможно. Взрослые копошатся в этой грязи и резвятся как маленькие дети. В общем повеселились мы от души и пошли в море, отмываться. По пути домой зашли на местный рынок и накупили вкуснейших фруктов. Незаметно день подошел к концу. От отдыха в Кучугурах мы получили именно то, что хотели, нам очень понравилось. Но больше одного дня там делать нечего и на следующее утро мы отправились дальше.

АБРАУ-ДЮРСО

Абрау и Дюрсо – это фактически два разных поселка: Абрау расположилось по берегам одноименного озера в горной котловине, а Дюрсо – на берегу Черного моря. Вся эта местность называется Абрау-Дюрсо и по праву считается одной из красивейших на всём Черноморском побережье. Мы решили остановиться в поселке Абрау, на берегу озера. Так как мы заранее ничего не бронировали, я подготовилась и еще дома выписала по несколько телефонов по всему маршруту, на всякий случай. Должна сказать, что все они пригодились. Нам не пришлось бегать и искать жилье, достаточно было просто позвонить. От Кучугур до Абрау всего 130 км. Доехали быстро, расположились и пошли на озеро.

Озеро Абрау.

Озеро Абрау — самый большой в Краснодарском крае пресноводный водоем. В некоторых местах глубина озера достигает десяти метров. В него впадает река с одноименным названием. На дне Абрау бьют ключи, и хотя стока у озера нет, вода куда-то исчезает. С 1979 года водоем имеет статус памятника природы. По этой причине на моторных лодках по озеру передвигаться запрещено.

Церковь Святой Ксении Петербургской

Главной достопримечательностью поселка является знаменитый Завод Шампанских вин, в который организуются экскурсии, с дегустацией всех видов продукции.

Вот такая елочка украшает территорию завода Абрау-Дюрсо.

Рядом с заводом, расположен магазин «Грот», в котором продается его продукция. Магазин находится прямо в скале и выглядит очень впечатляюще, как снаружи, так и внутри. Даже если вы не собираетесь ничего покупать, туда стоит зайти.

Магазин «Грот».

Также в поселке есть красивая набережная, прокат лодок и катамаранов, рынок с различными сувенирами и пляж.

Набережная.

Пляж.

Вода в озере очень теплая и чистая.

Мы нагулялись, накупались, покатались на лодке по озеру и отправились домой спать.

Вечер.

Закат на озере.

На следующее утро мы решили отправиться на море. От нашего дома до Черноморского побережья 7 км горной дороги, можно доехать на маршрутке или на такси. Но нас трудностями не испугаешь и мы пошли пешком, о чем нисколько не пожалели. Виды вокруг были потрясающие.

Озеро, вид сверху.

Горная дорога.

Виноградники.

А вот и море.

Пляж галечный, очень чистый, но вода после Азовского моря показалась прохладной. Народ есть, но не слишком много, ходить по головам не приходилось.

День пролетел незаметно. На следующий день нас ждала дорога в горы.

Утром мы сели на наши телепортаторы и отправились в дорогу. Телепортаторами мы назвали наши мотоциклы, потому что стоит только сесть на них, как очень скоро ты оказываешься в каком-то другом мире, с абсолютно новыми и неожиданными пейзажами. Ощущение, что ты попал в машину времени и она перенесла тебя в новую реальность. У нас, у всех троих сложилось именно такое впечатление во время нашего путешествия.

Наши телепортаторы: «Серебряный» и «Красавчик».

Гузерипль.

Гузерипль – поселок, притаившийся у подножия Главного Кавказского хребта на высоте 670 метров над уровнем моря, в Майкопском районе Республики Адыгея. От Абрау-Дюрсо до поселка Гузерипль 410 км. Ехать мы решили через Джубгу, нам сказали что там очень красивая дорога. Нас не обманули, но насладится красотой нам помешало плохое самочувствие, приходилось часто останавливаться, чтобы передохнуть. Этот перегон, хоть и небольшой, но дался очень тяжело. Что это было мы так и не поняли, через несколько часов все прошло само собой. При подъезде к Гузериплю, мы вообще про все забыли, настолько там было красиво! Дорога к поселку идет вдоль бурной горной реки, под названием Белая. Шум реки мы услышали даже сквозь шлем и остановились посмотреть.

Оказалось, что это местная достопримечательность(это нам потом рассказали).

Гранитный каньон реки Белой.

Так выглядит река в августе, какая она по весне даже сложно представить.

Каньон очень впечатлил, красота необыкновенная! Кстати, сначала мы хотели остановиться в Каменномостском, который расположен раньше Гузерипля. Но потом подкорректировали маршрут и изменили пункт назначения, как оказалось не зря. Дорога до поселка отличная, идеальный асфальт.

Гузерипль.

Гузерипль — это небольшой поселок, со всех сторон окруженный горами, покрытыми дубовыми и пихтовыми лесами. Дальше проехать невозможно, дорога здесь заканчивается. Очень тихий и уютный уголок, с потрясающим воздухом и нетронутой девственной природой. В поселке всего одна улица, вдоль которой расположены небольшие гостевые домики, в одном из которых мы и остановились.

Гостевой дом в Гузерипле.

Домик очень понравился- хорошая, гостеприимная хозяйка, уютные комнаты и отличные виды с террасы на втором этаже.
Расположившись, мы пошли в Кавказский биосферный заповедник, единственную достопримечательность поселка.
В заповеднике есть музей с экспонатами горной флоры и фауны. Рядом с музеем находиться самый большой в Адыгее дольмен, возраст которого насчитывает более 4 тысяч лет, но всего этого мы не увидели, так как пришли слишком поздно и заповедник уже закрылся (работает до 17.00). Мы попросили пустить нас взглянуть «одним глазком» и добрая тетенька разрешила нам пройти на территорию бесплатно (вообще вход платный), с условием что мы не задержимся там надолго.

Река Белая, которая находится на территории заповедника.

Искусственный водопад реки Молчепы, падающий с плотины небольшой ГЭС на реке.

Мы выполнили свое обещание, прошлись немного, посмотрели на реку и отправились на выход. Потом мы еще немного прогулялись по поселку.

По поселку гуляют лошадки, которые с удовольствием принимают угощения.

Единственная улица Гузерипля, заканчивается упираясь в реку Белая, вдоль которой и расположен поселок.

Мы спустились к реке и решили посидеть немного у воды.

Сидеть и слушать шум бурлящей реки можно бесконечно, но как только солнце спряталось за горами, стало прохладно и мы пошли к дому.
На следующий день мы решили отравиться на какую-нибудь экскурсию. Основной достопримечательностью окрестностей Гузерипля является Партизанская поляна с обзорными площадками. Также можно съездить в Гуамское ущелье и на плато Лаго-Наки, но это далековато. В любом случае, ни на одну из этих стандартных экскурсий мы не поехали. Мы нашли нечто более интересное. У хозяйки нашего гостевого дома, базируется группа ребят, которые держат свое кафе, а также возят туристов на экскурсии и на рафтинг. Они и предложили нам съездить на «Раскол». Раскол — это огромная трещина в скале, до которой нужно сначала ехать по бездорожью в лесу, а потом идти пешком до самой скалы. Это нам подходит! — решили мы.

Вот такое транспортное средство нам подали.

Ехать мы решили семьей, с нами был только водитель, он же экскурсовод. Сначала мы повеселились на бездорожье. Я вообще не представляла что по такому… можно проехать. Сфотографировать не получилось, потому что приходилось крепко держаться, чтобы не вывалиться из машины. Дальше начался пеший участок.

Путь лежал через лес и оказался нелегким, но это было только начало. Про эту часть маршрута нам ничего не рассказали, наверное решили сделать сюрприз. Очень скоро мы услышали шум воды, а затем увидели реку, которая спускалась вниз красивыми каскадами водопадов. Это было неожиданно, прямо среди леса.

Тут и выяснилось, что дальше мы будем карабкаться вверх по огромным валунам, прямо вдоль реки.
Все камни и торчащие корни деревьев, окружающие ниспадающие сверху воды реки, покрыты густым слоем мха. Ощущения нереальные, как-будто попал на съемки фильма Аватар.

Видимо весной здесь поток воды гораздо сильней, даже деревья с корнем вырывает. Хотела бы я на это посмотреть!

Карабкаться по влажным и скользким камням было очень тяжело, сердце выскакивало из груди. Но нам всем очень понравилось. Это было необычно, а виды вокруг все компенсировали.

Наконец-то мы добрались и до самой скалы.

Оказалось, что и тут нам придется буквально ползти вверх по камням, которые осыпаются из под твоих ног.

Было даже немного страшно, но оно того стоило.
Сверху, как и полагается открылся потрясающий вид.

Ящерки греются на солнышке.

Мы тоже немного посидели, полюбовались и отправились в обратный путь.
Экскурсия была просто необыкновенной. Все остались в полном восторге.
Еще до поездки мы мечтали, что когда будем в Адыгее, обязательно попробуем адыгейский сыр. На экскурсии, наш сопровождающий сказал нам, что у них в кафе можно купить настоящий адыгейский сыр, который готовит его бабушка. Вернувшись в поселок, первым делом пошли за сыром. Жаль мы его не сфотографировали. Внутри был нежнейший сыр, а сверху копченая корочка. Просто объедение! День пролетел и подарил нам кучу эмоций. Вечером уснули как младенцы, а на следующее утро нас снова ждала дорога.
Гузерипль очень понравился. Тихий, спокойный и удивительно красивый поселок. Сюда хочется вернутся снова.

Ну а мы отправляемся в Архыз. Его мы добавили в наш маршрут, буквально за день до отъезда. Совершенно случайно увидели фото в интернете и решили, что не можем прехать мимо такой красоты.

Архыз

Архыз — горный район Карачаево-Черкесской Республики, расположенный в высокогорной долине, в верховьях реки Большой Зеленчук, на высоте 1450 метров над уровнем моря. От Гузерипля до Архыза 334 км.

Дорога до въезда в Каарачаево-Черкессию была отличная. Дальше начался разбитый асфальт, с неожиданными участками гравийки. Поэтому ехали не торопясь и очень осторожно. Доехали без происшествий.
Так как Архыз больше горнолыжный курорт, мы понадеялись что спокойно найдем там жилье летом и заранее не подготовились. На месте оказалось все не так просто. Сам поселок не очень большой, отелей немного и они дорогие. Искали в частном секторе. С трудом нашли бабулю-«Божий одуванчик», которая сдавала жилье с удобствами на улице.

Постановочное фото.

Нам понравилось и мы решили здесь остановится.

Как обычно разместились и пошли гулять.
Фотографии с прогулки по Архызу.

Река Большой Зеленчук.

Нагулялись, насмотрелись на красоты природы, надышались свежим воздухом и пришли домой голодные. Оказалось что у нашей бабули, есть коллега по бизнесу))), еще одна бабуля- «Божий одуванчик», которая может приготовить нам вкусный ужин. Она рассказала нам про хычин. Это местная лепешка из теста с различными начинками: мясо, картофель, сыр, творог или зелень, на выбор. Мы решили попробовать. Очень вкусно и сытно! Сыновья нашей бабули, у нее их три, (тоже помощники по бизнесу), возят туристов на экскурсии. Один из них предложил нам съездить на Софийские водопады. На следующее утро мы отправились на них смотреть, вот на такой чудной машинке.

Схема такая же как в Гузерипле. На машине вас довозят до определенного места, а дальше вы идете пешком, только самостоятельно. Сам водитель ждет туристов на стоянке. На вопрос -Куда идти? нам сказали — Идите, на ошибетесь. Мы и пошли.

Дорога идет постоянно вверх, вдоль горной реки, действительно не ошибешься, больше идти просто некуда. Очень скоро вдалеке стал виден сам ледник и водопад.

Виды вокруг неописуемые!

Эта картинка у меня до сих пор перед глазами. Такой красоты я еще не видела!

А вот и снег, а рядом трава и цветы! Как такое возможно?

Водопад все ближе.

Наконец-то дошли. Я не знаю сколько ушло времени на дорогу, у нас не было часов. Мы вообще потеряли счет времени от таких красот. Посидели, отдохнули и решили, что хотим посмотреть на водопад с другой стороны реки. Спустились немного вниз, там где не очень страшно было перейти бурлящий поток, перешли кое-как и снова поднялись вверх к водопаду, только с другой стороны.

Здесь он выглядел совсем по другому, даже еще красивее и брызги летели гораздо сильнее.
Супруг даже искупался под водопадом! Я не решилась, вода ледяная!

Хорошо что мы пришли рано утром. Когда мы были на той стороне, там никого не было. А час спустя там уже начал скапливаться народ.

Около водопада долго не простоишь: стало холодно от летящих брызг и заболели виски. Может от нехватки кислорода? Не знаю. Да и водитель внизу ждет. Пришлось идти обратно.
Когда мы спустились вниз, вода в реке, которая еще недавно была прозрачной, стала вдруг мутной. Наверное где-то в горах прошел дождь.

По дороге посмотрели на местных коров. Они такие упитанные, ухоженные и чистые, что глаз радуется. А шерсть у них так и лоснится на солнце, аж переливается!

Экскурсия получилась необыкновенная. Увиденные красоты надолго останутся в нашей памяти. По возвращении домой, начался дождь. Мы даже обрадовались, потому что за день получили много эмоций и немного устали. Нужно было отдохнуть. К вечеру дождь прекратился, позволив нам еще немного прогуляться по поселку, на прощанье.

Вид после дождя.

Наверное именно так и зарождаются облака?!

После дождя, река стала еще более бурной и всю ночь нам напевала свой незатейливый мотив.
А утром наше замечательное путешествие продолжилось, но об этом в следующей части)