- Пробег для публикации поста в сообщество: 25.00 км
- Читателей: 544 | Постов: 506
Блог посвящён скутероводам с любого уголка планеты! Новинки, концепт, видеоролики.
Администраторы (1)
Модераторы (0)
Модераторов здесь не замеченоЧитатели (544)
Bodya Mila NalVal HAYABUSA Osama MAGIK spamer80 ginecolog RedLine Vacelica Hydrophonic shakawkaw gsxrider Marcus Serch enemy Rocet NeeD vooda Sanya198311 zurriburi panicaepta Antoni777 MAO baltmotors13 timonza-kun lerusichka_d DockeR Snegov serlibiano DemonTLT Sheva BeavieS PovstaneC AndreyTech d1manscool zoomba motoshilo LORD uglytp BULLET Or1yS Jazz_Bardine Rayn RZ350 unlim kenge GTK900 Chudo Hawk_whiteВсе читатели
Скутер клуб → Как пересесть со скутера на мотоцикл.
Всем привет,
Мой сегодняшний пост посвящен такой теме, как пересадка со скутера на мотоцикл.
Как известно, мотоциклисты бывают «чистые» и нет. Первые, это кто сразу без затей начал с мотоцикла, скутеры долго и подробно не катал (но частенько заочно презирает :)). С ними всё ясно. Есть и “чистые” скутеристы. Тут всё также, только другая сторона баррикад. Начал без прав (или с категорией «В») на скутере полтосе-стописятке, дальше категория “А”, рост кубатуры, в финале здоровые самоходные диваны. Моцыль, что показательно, тоже особо плотно не щупали, но при этом видят в скутерах вершину мото-эволюции. Кстати, именно эти две вышеописанные категории и есть основные участники адского холивара на тему “Мотоцикл или скутер?”.
Но очень прошу: давайте тут об этом не будем. Я вот и сладкие блюда люблю и острые. Что-же мне теперь, идти на кухонный форум и устраивать нелепую войну под темой “Чем вишневый пирог круче том-яма”? :) Это я о своем личном отношении к этому вечному нелепому спору. Но, я ушёл от темы, продолжим.
Пост этот не для вышеуказанных “чистых” мотоциклистов и скутеристов. У них и так всё хорошо, они довольны тем, на чём катаются и изменения в классе им не нужны. Мой пост: для иной категории — скутеристов-перебежчиков. Для тех, кто ездит на скутере, но хочет попробовать мотоцикл. Казалось бы – вроде ты в теме. Катаешься с мотоциклами по тому-же междурядью, носишь ту-же мотоэкипировку, тусуешь в тех-же местах, легион у тебя приятелей на мотоциклах. Ты — рыцарь дорог, йоба-боба, как и мотоциклисты.
А сесть на моц ты, при этом, не можешь. Тупо не умеешь им управлять. Да, когда-то там в мотошколе ты катался по площадке и даже сам сдал на права. Но когда это было? И сколько ты так в общей сложности проехал – километр или два? А хочется ведь пощупать, выйти на ДОПы… Или динамики уже не хватает, или хочется большой-железный, а то и просто как я – захотелось попробовать новое. Да мало ли причин?
Также эта статья будет интересна для скутеристов-полтосоводов, которые вообще даже в завалящей мотошколе никогда не были и в целом смутно себе представляют как управлять мотоциклом. Это я сейчас, прошу обратить внимание, не задираю никого. Не грех чего-то не знать, грех – не хотеть узнавать новое. Просто мне лично такой статьи очень не хватало в свое время и я решил восполнить информационный вакуум. Тут много моментов, очевидных для мотоциклиста, но интересных для скутериста. Поэтому написать её должен был именно скутерист-ренегат, который сам знает, как вишневый пирог запить том-ямом.
Сразу оговорюсь: если твёрдо решил пересесть на мотоцикл – иди в мотошколу. Только так и без вариантов. В хорошую, в которой учат именно ездить, а не сдавать на права. Рекламировать никого не буду, но мотосообщество знает такие места, просто поищи\поспрашивай. Даже если ты не первый сезон катаешь тяжёлый бургман 650 и кажешься себе матёрым байкерюгой – иди в мотошколу. Управление отличается довольно сильно и механическая коробка, как бы это странно не звучало для скутериста – далеко не самая большая проблема при пересадке на мотоцикл. Не трать время и не учись сам неправильно, переучивать тебя потом будет сложнее. Ведь тебе однозначно будет проще и нужно куда меньше уроков, чем людям, которые никогда не ездили ни на чём двухколесном, кроме велосипеда. Так что потратишь ты совсем мало времени и денег. Дай инструктору расклад с чего ты пересаживаешься и тебе подберут соответствующую программу тренировок.
Или делай как я – начинай эндурить зимой.
Школы, которые учат эндурить с нуля также есть. Такой способ хорош тем, что ты убиваешь несколько зайцев:
1. Не тратишь сезон. Пока скутер все равно законсервирован в гараже, ты катаешься зимой, лечишь мототоксикоз, параллельно учишься ездить на моце. Потом садишься весной на свой скутер и прислушиваешься к ощущениям, ярким на контрасте. Если тело благостно вздыхает, а душа поёт на тему: “Ну наконец то автомат! Наконец-то не дергать ногой! Удобная посадка и широченный диван под жопой! Огромный багажник для любимого барахла!” – забудь про моц, это не твоё. Если-же ты, наоборот, с ужасом понимаешь, что всё это время катал не валящую, не тормозящую, плохо управляемую беременную корову – отринь сомнения и срочно покупай моцыль – у тебя весь мото-сезон ещё впереди.
2. Кросс\Эндуро это вообще какой-то третий вид мото-техники. Иметь его в личной собственности, возможно, надо не всем. Но вот периодически прохватывать – обязательно каждому, кмк. Он адски штырит, он проедет где тебе и не снилось, он отлично тренирует тело, а твои “шары” с каждой тренировкой становятся всё крепче и по итогу могут вообще стать стальными :)). Ведь на нем вся езда – сплошная экстремальная ситуация. И все это очень тебе пригодится на любом мотоцикле. Любой, кто ездил\ездит на эндуро, подтвердит – тело привыкает к экстремальным ситуациям, всяким сносам-заносам-пробуксовкам, их не боится и знает что делать на уровне рефлексов. Там, где головной мозг обычного мотоциклиста задёргается от страха в непривычной ситуации и может допустить ошибку – у эндуриста за него правильное решение мгновенно примет спинной мозг. А головной только восторженно выматерится, когда опасность уже минует :)
3. “Все! Все будут ездить на эндуро!”© :)
И поверь, приятель, ты за зиму больше с друзьями пропиваешь, тоскуя о межсезонье, чем потратишь на тренировки. В среднем такса за час-полтора покатушек по Москве составляет +\-1500 рублей. Причем за этот промежуток времени ты так укатаешься, что мышцы будут болеть всю следующую неделю.
Всё, я предупредил.
Однако, не все так просто. Допустим, ты торопыга и мотоцикл себе уже купил. Тогда, помимо мотошколы, тебе можно и нужно тренироваться и на своем мотоцикле. Ты привыкаешь к особенностям своего личного аппарата (а разные модели моцыляк ГОРАЗДО больше отличаются друг от друга по повадкам, чем скутеры), спокойно и вдумчиво шлифуешь до автоматизма работу с КПП и экономишь деньги на мотошколу. Пусть лучше они тебя учат сложным вещам, простые ты вполне в состоянии осилить сам. Ну и просто пока только думающим о смене типа двухколесного друга будет не лишним почитать нижесказанное. На своём примере я подробно опишу основные отличия в управлении скутера и мотоцикла, а также с чего можно начинать самостоятельные тренировки.
Итак, мой скутер уехал к новым хозяевам. Я купил мотоцикл и попросил продавана перегнать его ко мне в гараж. Он же не только продаван, но и мотобрат. Ему не сложно, а я буду разбираться с основами управления в тихих родных гаражах, а не в летящем потоке на ТТК. Как только байк пригнали я тут-же начал тренироваться. В условиях наличия гаражного кооператива или просто места с почти отсутствующим движением вполне реально набить начальные навыки вождения.
Неожиданности при пересадке со скутера на мот сразу ожидают тебя в самых, казалось бы, безобидных местах. Помнится на мотосалоне. Идем с сыном. А я тогда водил только скутеры. Он: “Папа, смотри, мотоцикл BMW! Ты же байкер, попробуй!” Громко так. Ну я, с чувством и расстановкой, подхожу к байку. А там стоит BMW K1200 LT. На центральной подножке. Ну я так лихо ногу закидываю и… Позорно задеваю корпус байка и еле-еле в итоге перекидываю ногу через седло. Вот тебе и байкер, на букву “б”! Не, я конечно громко вопил про зимнюю одежду, узкие джинсы и вообще… Но, даже залезть на мотоцикл не так просто, как кажется.
Фишка в чем — на скутере ты просто шагаешь через полик, мимо рулевой колонки и седла и садишься, как на табуретку. На моце надо ногу перебросить через седло. И на некоторых моцах, особенно эндурках, это не так просто, как кажется. Гораздо проще сесть на моц, если чуть наклониться вперед, как бы прилечь на бак. Не обязательно прямо ложиться на него, но просто наклон чуть вперед и к баку позволит перекинуть ногу без малейших проблем. Еще садиться надо со стороны наклона. Подавляющее большинство моцев, в отличие от скутеров, оборудованны только боковой подножкой. Соответственно, садиться надо со стороны подножки, так как байк с этой стороны наклонен и залезть проще. Еще раз: подходим со стороны подножки, опираемся руками на руль, чуть наклоняемся к баку, перекидываем ногу, чуть согнув её в колене.
Залезли, теперь надо осмотреться. Первое, что пугает скутериста на моце – механическая коробка.
Напомню алгоритм — передачи идут 1-N-2-3-4-5-6.
Полностью выжимаем рычаг сцепления (на месте рычага заднего тормоза на скутере (левая рукоятка)).
Левая нога стоит на подножке каблуком, носком на лапке переключения передач. Нажимаем носком вниз, передача втыкается, лампа нейтрали гаснет и происходит небольшой толчок мотоцикла. Все, мы на скорости.
Очень плавно отпускаем рычаг сцепления, в момент когда мотоцикл порывается тронуться даем немножко газа. Ручкой газа на мотоцикле орудуем очень-очень аккуратно, пока не привыкнем. Дури на ней – в разы больше, чем на скутере. На скуте ты можешь резко открутить газ на полную и он просто начнет резво ускоряться. На моце возможны разные печальные сценарии, коих полно на youtube, в зависимости от мощности аппарата.
Поэтому “чуть-чуть добавить газа” — означает именно чуть-чуть, в миллиметрах хода ручки.
Итак, продолжая плавно отпускать сцепление немножко даём газа. Полностью отпустили, моц едет и не глохнет, ура! Росси занервничал – у него появился серьезный конкурент :)
Разгоняемся, теперь вторая. Выжимаем сцепление. Закрываем газ. Каблук опять на подножке, но носком залезаем уже ПОД лапку переключения передач снизу. Дергаем носок вверх, резко и сильно, толкая лапку КПП вверх.
Дернем слабее — можем попасть на нейтралку. Плавно но быстро отпускаем сцепление, стараемся держать те же обороты, что были на момент закрытия газа при переходе скорости. Если не попасть будет или рывок вперед сильный (обороты сильно больше) или торможение двигателем (обороты сильно меньше). Еще раз – первая вниз, остальные пять — вверх.
Сначала, пока нет навыка правильного переключения на пониженные передачи, лучше просто притормозить перед остановкой, снизив скорость до минимальной, выжать сцепление и быстро одну за одной отщелкнуть скорости вниз до первой, докатываясь на маленькой скорости до светофора. Остановившись спокойно втыкаем нейтралку, если не получилось воткнуть её на ходу. Нейтралка втыкается просто. Находясь на первой скорости делаем то же движение, как для включения второй (носком вверх), но на половину хода, слегка. Загорается индикатор нейтрали на приборке — попали. Вообще к скоростям привыкаешь относительно быстро, и незачем черезчур заморачиваться по первости и глазеть на тахометр. Сначала переключаться надо по принципу — не хватает тяги, щелкай вниз. Уже не тянет, хотя вблизи красная зона — щелкай вверх. У каждого моца свои диапозоны скоростей и потребности в переключении. Где-то передачи короткие, где-то на первой можно и до сотки разогнаться. Впоследствии ты вовсе будешь переключаться по звуку и прочим тактильным ощущениям, но это придет чуть попозже. Вышеописанный алгоритм переключения нужен нам в начале, просто чтобы начать ездить, доехать до ГАИ и поставить на учёт, например. Быстро правильно переключаться вверх\вниз – гораздо сложнее, в известной книге про эффективные приемы уличного вождения “Полный контроль” её автор Ли Паркс пишет следующее: “Самый простой способ оценить уровень мотоциклиста — посмотреть, как он переключает передачи.” Мне до Ли Паркса далеко, поэтому тебя этому научат уже в мотошколе. Сейчас мы просто пересаживаемся со скутера и делаем первые шаги.
Да и вообще – разгоняться пока рано, сначала я долго учился делать старт-стоп. Самая засада для новичка — уверенно трогаться. Представьте: вот вылезли Вы на ДОП. Светофор — сзади миллион машин, короткий зеленый, а ты заглох на старте. Сигналят, объезжают впритирку, приятного мало. Поэтому первое с чего я начал — тронулся, остановился и так много раз. Далее начал вводить усложнения типа тронуться в горку, тронуться находясь в ямке, тронуться с повернутым колесом, на грунте, итд.
Сразу дам такой совет про нейтралку: У меня, как у изначально автолюбителя, в голове прочно засело. Если машина с МКПП заглохла — жмем сцепу, втыкаем нейтраль, заводимся. В описанной ситуации — светофор, сзади вереница машин и мы позорно глохнем если действовать по автомобильному алгоритму – сцепа-нейтралка-старт велик шанс со спешки и отсутствия навыка не попасть в нейтраль и тупо дергать ногой под аккомпанемент гудков от благодарных за задержку водителей. Но, можно сделать следующий финт. Глохнем, тут же левой рукой выжимаем сцепление, а затем правой бьём кнопку стартера. Всё, завелись и уже находимся на первой передаче. Два молниеносных движения. На нейтралку для этого переключаться не надо, если выжато сцепление можно заводится на передаче. Ключи тоже не трогаем – не машина, зажигание у нас включено. Вроде очевидно, но я по автопривычке пытался найти нейтраль и словил массу эмоций от соседей по потоку. Это тоже можно потренировать пару раз. Если знать как делать на автомате – заводишься мгновенно и заглохнуть на старте не так страшно, так как задержка будет менее секунды.
Привыкай к своим тормозам. Первое что надо сделать – отучить себя выжимать левую ручку при торможении. Объясню: у скутера на левой ручке, как известно, задний тормоз. Если мы правильно научились ездить на скутере, то два пальца каждой руки у нас всегда на обоих рычагах.
При экстренном торможении мы тормозим сразу двумя рычагами. На мотоцикле – левый рычаг это сцепление. Постоянно держать на нем два пальца во время движения НЕ НАДО. Давить его при торможении не надо до последнего. Выжимать его надо только при переключении передач или уже перед остановкой, чтобы мотоцикл не заглох. Почему это надо делать? Моцыль, в отличие от скута, адски тормозит двигателем, некоторые модели настолько интенсивно, что тебе реально могут въехать в зад, если ты просто бросишь ручку газа на одной из низших скоростей, настолько резким будет твое замедление. Поэтому максимально быстрое замедление у мотоцикла получается при торможении двигателем + оба тормоза. Если ты, по скутерной привычке, при экстренном торможении жамкнешь оба рычага – ты зажмешь передний и выжмешь сцепление. Привод разомкнется и ты лишишься огромного подспорья в виде торможения двигателем. И именно этого тебе может не хватить в критической ситуации. Да, если не выжимать сцепление вплоть до остановки, мотоцикл в итоге заглохнет. Но мы говорим об экстренном торможении, когда наша задача максимально быстро остановиться, а не поддерживать штатную работу двигателя. Заведешься потом, ничего страшного. Это надо понимать.
Тема торможения на моцыле довольно сложная, сильно отличается на разных типах мотоциклов, итд итп. Потом инструкторы научат тебя всему этому, а также перещелкиваться вниз и тормозить вообще одним двигателем в большинстве ситуаций. Пока запомни одно: убери во время езды два пальца с левого рычага и не трогай его при экстренном торможении. Это увеличивает тормозной путь.
А где же задний тормоз? А он у тебя под правой ногой. Под левой подножкой у тебя лапка КПП, под правой – педаль заднего тормоза. Тут задний тормоз — ножной.
Привыкай пока к нему, специально в штатных ситуациях, докатываясь к светофору, аккуратно тормози им в дополнение к переднему. Пусть выработается рефлекс — под правой ногой у тебя тормозная педаль и не надо про неё забывать при торможении. Также нужно опытным путем понять: какое эффективное усилие нажатия педали на твоем мотоцикле, чтобы со страху не перетормозить и не заблокировать колесо в случае экстренного торможения.
Еще следует уделить внимание тренировке езды на медленной скорости, активно работая сцеплением. Это – симулятор междурядья. Ты едешь относительно медленно, постоянные препятствия, надо тормозить, вплоть до полной остановки, снова трогаться и при этом не глохнуть, для чего нужна активная работа сцеплением. Тут все просто – медленно езжай, держась максимально близко к сплошной стене гаражей с одной стороны. Стена имитирует поток машин с одной стороны. Другая сторона свободна, есть куда уйти в случае ошибки. При попытке байка завалиться-заглохнуть поддавай газа, работай сцеплением, итд. Периодически останавливайся, имитируя остановку в перекрытом междурядье, и трогайся снова. На самом деле лично мне сразу показалось, что на моцыляке в пробках ездить удобнее, чем на максискутере. Правда, нинка — не показатель. Она очень узкая и легкая, плюс имеет почти эндурную короткую тяговитую первую. Она в принципе по замыслу – городской пробкопрошиватель, поэтому валить в междурядье на ней сплошное удовольствие. А вот если ты купил широкий тяжелый круизер – езда в междурядье по началу будет для тебя серьезной проблемой. Но, какой бы мотоцикл у тебя не был, надо быть готовым к встрече с междурядьем и сознательно тренировать этот момент. Другое дело, что специально пока в междурядье лезть тебе не надо. На светофоре вставай с коробочниками в ряд, пока не будет навыка. Но рано или поздно в нашем городе ты точно неожиданно вляпаешься в мёртвую пробку и придётся ехать, не стоять же с коробками два часа – ноги отдавят нафиг. Тут то и вспомнишь вышеописанные тренировки добрым словом.
Ну и напоследок самое важное, о чём бы хотелось упомянуть – непосредственно рулёжка. На скутере ты сидишь как на табуретке, у тебя пять точек контакта – филейная часть, стопы ног, кисти рук. На мотоцикле также, но при этом обе ноги – сплошное пятно контакта с байком. Площадь контакта куда как больше. Ты не только сидишь на нем, ты еще и плотно обхватываешь его ногами. Это большая разница. Связь гораздо теснее. Плюс подножки по бокам, на которые удобно переносить массу тела и заваливать мотоцикл в поворотах. Если на скутере твоя посадка больше похожа на таковую в автомобиле, на мотоцикле ты как кентавр – одно целое с байком, настолько тесна Ваша связь. Именно поэтому, кстати, многие “чистые” мотоциклисты неуверенно чувствуют себя впервые сев на мощный максискутер. Ты ничем кроме рук за машину не держишься, а просто сидишь на несущейся в пространстве огромной тяжёлой табуретке на небольших колёсиках…
Тема правильной посадки и положений тела пилота при езде на мотоцикле настолько сложная и многогранная, что я даже не буду её касаться. См. выше. Мотошкола. Только так. Эндурка – вообще одна сплошная работа телом, с нехилой физической нагрузкой, кстати. В “пампасах” на них даже сидят редко, в основном стоя валят.
Вот с этих вещей, по моему личному опыту, начинается самостоятельная тренировка при пересадке со скутера на мотоцикл. Самому вполне реально довольно быстро достичь навыка, достаточного чтобы неспеша доехать из точки А в точку Б при небольшом трафике утром в выходной. Но научат тебя ездить хорошо – уже в мотошколе. Но по любому вышесказанное не будет лишним. Надеюсь, что статья была полезной. В заключение хочу сказать — хотите попробовать мотоцикл? Не забивайте голову сомнениями, а просто попробуйте. Ведь не боги горшки обжигают.
Мой сегодняшний пост посвящен такой теме, как пересадка со скутера на мотоцикл.
Как известно, мотоциклисты бывают «чистые» и нет. Первые, это кто сразу без затей начал с мотоцикла, скутеры долго и подробно не катал (но частенько заочно презирает :)). С ними всё ясно. Есть и “чистые” скутеристы. Тут всё также, только другая сторона баррикад. Начал без прав (или с категорией «В») на скутере полтосе-стописятке, дальше категория “А”, рост кубатуры, в финале здоровые самоходные диваны. Моцыль, что показательно, тоже особо плотно не щупали, но при этом видят в скутерах вершину мото-эволюции. Кстати, именно эти две вышеописанные категории и есть основные участники адского холивара на тему “Мотоцикл или скутер?”.
Но очень прошу: давайте тут об этом не будем. Я вот и сладкие блюда люблю и острые. Что-же мне теперь, идти на кухонный форум и устраивать нелепую войну под темой “Чем вишневый пирог круче том-яма”? :) Это я о своем личном отношении к этому вечному нелепому спору. Но, я ушёл от темы, продолжим.
Пост этот не для вышеуказанных “чистых” мотоциклистов и скутеристов. У них и так всё хорошо, они довольны тем, на чём катаются и изменения в классе им не нужны. Мой пост: для иной категории — скутеристов-перебежчиков. Для тех, кто ездит на скутере, но хочет попробовать мотоцикл. Казалось бы – вроде ты в теме. Катаешься с мотоциклами по тому-же междурядью, носишь ту-же мотоэкипировку, тусуешь в тех-же местах, легион у тебя приятелей на мотоциклах. Ты — рыцарь дорог, йоба-боба, как и мотоциклисты.
А сесть на моц ты, при этом, не можешь. Тупо не умеешь им управлять. Да, когда-то там в мотошколе ты катался по площадке и даже сам сдал на права. Но когда это было? И сколько ты так в общей сложности проехал – километр или два? А хочется ведь пощупать, выйти на ДОПы… Или динамики уже не хватает, или хочется большой-железный, а то и просто как я – захотелось попробовать новое. Да мало ли причин?
Также эта статья будет интересна для скутеристов-полтосоводов, которые вообще даже в завалящей мотошколе никогда не были и в целом смутно себе представляют как управлять мотоциклом. Это я сейчас, прошу обратить внимание, не задираю никого. Не грех чего-то не знать, грех – не хотеть узнавать новое. Просто мне лично такой статьи очень не хватало в свое время и я решил восполнить информационный вакуум. Тут много моментов, очевидных для мотоциклиста, но интересных для скутериста. Поэтому написать её должен был именно скутерист-ренегат, который сам знает, как вишневый пирог запить том-ямом.
Сразу оговорюсь: если твёрдо решил пересесть на мотоцикл – иди в мотошколу. Только так и без вариантов. В хорошую, в которой учат именно ездить, а не сдавать на права. Рекламировать никого не буду, но мотосообщество знает такие места, просто поищи\поспрашивай. Даже если ты не первый сезон катаешь тяжёлый бургман 650 и кажешься себе матёрым байкерюгой – иди в мотошколу. Управление отличается довольно сильно и механическая коробка, как бы это странно не звучало для скутериста – далеко не самая большая проблема при пересадке на мотоцикл. Не трать время и не учись сам неправильно, переучивать тебя потом будет сложнее. Ведь тебе однозначно будет проще и нужно куда меньше уроков, чем людям, которые никогда не ездили ни на чём двухколесном, кроме велосипеда. Так что потратишь ты совсем мало времени и денег. Дай инструктору расклад с чего ты пересаживаешься и тебе подберут соответствующую программу тренировок.
Или делай как я – начинай эндурить зимой.
Школы, которые учат эндурить с нуля также есть. Такой способ хорош тем, что ты убиваешь несколько зайцев:
1. Не тратишь сезон. Пока скутер все равно законсервирован в гараже, ты катаешься зимой, лечишь мототоксикоз, параллельно учишься ездить на моце. Потом садишься весной на свой скутер и прислушиваешься к ощущениям, ярким на контрасте. Если тело благостно вздыхает, а душа поёт на тему: “Ну наконец то автомат! Наконец-то не дергать ногой! Удобная посадка и широченный диван под жопой! Огромный багажник для любимого барахла!” – забудь про моц, это не твоё. Если-же ты, наоборот, с ужасом понимаешь, что всё это время катал не валящую, не тормозящую, плохо управляемую беременную корову – отринь сомнения и срочно покупай моцыль – у тебя весь мото-сезон ещё впереди.
2. Кросс\Эндуро это вообще какой-то третий вид мото-техники. Иметь его в личной собственности, возможно, надо не всем. Но вот периодически прохватывать – обязательно каждому, кмк. Он адски штырит, он проедет где тебе и не снилось, он отлично тренирует тело, а твои “шары” с каждой тренировкой становятся всё крепче и по итогу могут вообще стать стальными :)). Ведь на нем вся езда – сплошная экстремальная ситуация. И все это очень тебе пригодится на любом мотоцикле. Любой, кто ездил\ездит на эндуро, подтвердит – тело привыкает к экстремальным ситуациям, всяким сносам-заносам-пробуксовкам, их не боится и знает что делать на уровне рефлексов. Там, где головной мозг обычного мотоциклиста задёргается от страха в непривычной ситуации и может допустить ошибку – у эндуриста за него правильное решение мгновенно примет спинной мозг. А головной только восторженно выматерится, когда опасность уже минует :)
3. “Все! Все будут ездить на эндуро!”© :)
И поверь, приятель, ты за зиму больше с друзьями пропиваешь, тоскуя о межсезонье, чем потратишь на тренировки. В среднем такса за час-полтора покатушек по Москве составляет +\-1500 рублей. Причем за этот промежуток времени ты так укатаешься, что мышцы будут болеть всю следующую неделю.
Всё, я предупредил.
Однако, не все так просто. Допустим, ты торопыга и мотоцикл себе уже купил. Тогда, помимо мотошколы, тебе можно и нужно тренироваться и на своем мотоцикле. Ты привыкаешь к особенностям своего личного аппарата (а разные модели моцыляк ГОРАЗДО больше отличаются друг от друга по повадкам, чем скутеры), спокойно и вдумчиво шлифуешь до автоматизма работу с КПП и экономишь деньги на мотошколу. Пусть лучше они тебя учат сложным вещам, простые ты вполне в состоянии осилить сам. Ну и просто пока только думающим о смене типа двухколесного друга будет не лишним почитать нижесказанное. На своём примере я подробно опишу основные отличия в управлении скутера и мотоцикла, а также с чего можно начинать самостоятельные тренировки.
Итак, мой скутер уехал к новым хозяевам. Я купил мотоцикл и попросил продавана перегнать его ко мне в гараж. Он же не только продаван, но и мотобрат. Ему не сложно, а я буду разбираться с основами управления в тихих родных гаражах, а не в летящем потоке на ТТК. Как только байк пригнали я тут-же начал тренироваться. В условиях наличия гаражного кооператива или просто места с почти отсутствующим движением вполне реально набить начальные навыки вождения.
Неожиданности при пересадке со скутера на мот сразу ожидают тебя в самых, казалось бы, безобидных местах. Помнится на мотосалоне. Идем с сыном. А я тогда водил только скутеры. Он: “Папа, смотри, мотоцикл BMW! Ты же байкер, попробуй!” Громко так. Ну я, с чувством и расстановкой, подхожу к байку. А там стоит BMW K1200 LT. На центральной подножке. Ну я так лихо ногу закидываю и… Позорно задеваю корпус байка и еле-еле в итоге перекидываю ногу через седло. Вот тебе и байкер, на букву “б”! Не, я конечно громко вопил про зимнюю одежду, узкие джинсы и вообще… Но, даже залезть на мотоцикл не так просто, как кажется.
Фишка в чем — на скутере ты просто шагаешь через полик, мимо рулевой колонки и седла и садишься, как на табуретку. На моце надо ногу перебросить через седло. И на некоторых моцах, особенно эндурках, это не так просто, как кажется. Гораздо проще сесть на моц, если чуть наклониться вперед, как бы прилечь на бак. Не обязательно прямо ложиться на него, но просто наклон чуть вперед и к баку позволит перекинуть ногу без малейших проблем. Еще садиться надо со стороны наклона. Подавляющее большинство моцев, в отличие от скутеров, оборудованны только боковой подножкой. Соответственно, садиться надо со стороны подножки, так как байк с этой стороны наклонен и залезть проще. Еще раз: подходим со стороны подножки, опираемся руками на руль, чуть наклоняемся к баку, перекидываем ногу, чуть согнув её в колене.
Залезли, теперь надо осмотреться. Первое, что пугает скутериста на моце – механическая коробка.
Напомню алгоритм — передачи идут 1-N-2-3-4-5-6.
Полностью выжимаем рычаг сцепления (на месте рычага заднего тормоза на скутере (левая рукоятка)).
Левая нога стоит на подножке каблуком, носком на лапке переключения передач. Нажимаем носком вниз, передача втыкается, лампа нейтрали гаснет и происходит небольшой толчок мотоцикла. Все, мы на скорости.
Очень плавно отпускаем рычаг сцепления, в момент когда мотоцикл порывается тронуться даем немножко газа. Ручкой газа на мотоцикле орудуем очень-очень аккуратно, пока не привыкнем. Дури на ней – в разы больше, чем на скутере. На скуте ты можешь резко открутить газ на полную и он просто начнет резво ускоряться. На моце возможны разные печальные сценарии, коих полно на youtube, в зависимости от мощности аппарата.
Поэтому “чуть-чуть добавить газа” — означает именно чуть-чуть, в миллиметрах хода ручки.
Итак, продолжая плавно отпускать сцепление немножко даём газа. Полностью отпустили, моц едет и не глохнет, ура! Росси занервничал – у него появился серьезный конкурент :)
Разгоняемся, теперь вторая. Выжимаем сцепление. Закрываем газ. Каблук опять на подножке, но носком залезаем уже ПОД лапку переключения передач снизу. Дергаем носок вверх, резко и сильно, толкая лапку КПП вверх.
Дернем слабее — можем попасть на нейтралку. Плавно но быстро отпускаем сцепление, стараемся держать те же обороты, что были на момент закрытия газа при переходе скорости. Если не попасть будет или рывок вперед сильный (обороты сильно больше) или торможение двигателем (обороты сильно меньше). Еще раз – первая вниз, остальные пять — вверх.
Сначала, пока нет навыка правильного переключения на пониженные передачи, лучше просто притормозить перед остановкой, снизив скорость до минимальной, выжать сцепление и быстро одну за одной отщелкнуть скорости вниз до первой, докатываясь на маленькой скорости до светофора. Остановившись спокойно втыкаем нейтралку, если не получилось воткнуть её на ходу. Нейтралка втыкается просто. Находясь на первой скорости делаем то же движение, как для включения второй (носком вверх), но на половину хода, слегка. Загорается индикатор нейтрали на приборке — попали. Вообще к скоростям привыкаешь относительно быстро, и незачем черезчур заморачиваться по первости и глазеть на тахометр. Сначала переключаться надо по принципу — не хватает тяги, щелкай вниз. Уже не тянет, хотя вблизи красная зона — щелкай вверх. У каждого моца свои диапозоны скоростей и потребности в переключении. Где-то передачи короткие, где-то на первой можно и до сотки разогнаться. Впоследствии ты вовсе будешь переключаться по звуку и прочим тактильным ощущениям, но это придет чуть попозже. Вышеописанный алгоритм переключения нужен нам в начале, просто чтобы начать ездить, доехать до ГАИ и поставить на учёт, например. Быстро правильно переключаться вверх\вниз – гораздо сложнее, в известной книге про эффективные приемы уличного вождения “Полный контроль” её автор Ли Паркс пишет следующее: “Самый простой способ оценить уровень мотоциклиста — посмотреть, как он переключает передачи.” Мне до Ли Паркса далеко, поэтому тебя этому научат уже в мотошколе. Сейчас мы просто пересаживаемся со скутера и делаем первые шаги.
Да и вообще – разгоняться пока рано, сначала я долго учился делать старт-стоп. Самая засада для новичка — уверенно трогаться. Представьте: вот вылезли Вы на ДОП. Светофор — сзади миллион машин, короткий зеленый, а ты заглох на старте. Сигналят, объезжают впритирку, приятного мало. Поэтому первое с чего я начал — тронулся, остановился и так много раз. Далее начал вводить усложнения типа тронуться в горку, тронуться находясь в ямке, тронуться с повернутым колесом, на грунте, итд.
Сразу дам такой совет про нейтралку: У меня, как у изначально автолюбителя, в голове прочно засело. Если машина с МКПП заглохла — жмем сцепу, втыкаем нейтраль, заводимся. В описанной ситуации — светофор, сзади вереница машин и мы позорно глохнем если действовать по автомобильному алгоритму – сцепа-нейтралка-старт велик шанс со спешки и отсутствия навыка не попасть в нейтраль и тупо дергать ногой под аккомпанемент гудков от благодарных за задержку водителей. Но, можно сделать следующий финт. Глохнем, тут же левой рукой выжимаем сцепление, а затем правой бьём кнопку стартера. Всё, завелись и уже находимся на первой передаче. Два молниеносных движения. На нейтралку для этого переключаться не надо, если выжато сцепление можно заводится на передаче. Ключи тоже не трогаем – не машина, зажигание у нас включено. Вроде очевидно, но я по автопривычке пытался найти нейтраль и словил массу эмоций от соседей по потоку. Это тоже можно потренировать пару раз. Если знать как делать на автомате – заводишься мгновенно и заглохнуть на старте не так страшно, так как задержка будет менее секунды.
Привыкай к своим тормозам. Первое что надо сделать – отучить себя выжимать левую ручку при торможении. Объясню: у скутера на левой ручке, как известно, задний тормоз. Если мы правильно научились ездить на скутере, то два пальца каждой руки у нас всегда на обоих рычагах.
При экстренном торможении мы тормозим сразу двумя рычагами. На мотоцикле – левый рычаг это сцепление. Постоянно держать на нем два пальца во время движения НЕ НАДО. Давить его при торможении не надо до последнего. Выжимать его надо только при переключении передач или уже перед остановкой, чтобы мотоцикл не заглох. Почему это надо делать? Моцыль, в отличие от скута, адски тормозит двигателем, некоторые модели настолько интенсивно, что тебе реально могут въехать в зад, если ты просто бросишь ручку газа на одной из низших скоростей, настолько резким будет твое замедление. Поэтому максимально быстрое замедление у мотоцикла получается при торможении двигателем + оба тормоза. Если ты, по скутерной привычке, при экстренном торможении жамкнешь оба рычага – ты зажмешь передний и выжмешь сцепление. Привод разомкнется и ты лишишься огромного подспорья в виде торможения двигателем. И именно этого тебе может не хватить в критической ситуации. Да, если не выжимать сцепление вплоть до остановки, мотоцикл в итоге заглохнет. Но мы говорим об экстренном торможении, когда наша задача максимально быстро остановиться, а не поддерживать штатную работу двигателя. Заведешься потом, ничего страшного. Это надо понимать.
Тема торможения на моцыле довольно сложная, сильно отличается на разных типах мотоциклов, итд итп. Потом инструкторы научат тебя всему этому, а также перещелкиваться вниз и тормозить вообще одним двигателем в большинстве ситуаций. Пока запомни одно: убери во время езды два пальца с левого рычага и не трогай его при экстренном торможении. Это увеличивает тормозной путь.
А где же задний тормоз? А он у тебя под правой ногой. Под левой подножкой у тебя лапка КПП, под правой – педаль заднего тормоза. Тут задний тормоз — ножной.
Привыкай пока к нему, специально в штатных ситуациях, докатываясь к светофору, аккуратно тормози им в дополнение к переднему. Пусть выработается рефлекс — под правой ногой у тебя тормозная педаль и не надо про неё забывать при торможении. Также нужно опытным путем понять: какое эффективное усилие нажатия педали на твоем мотоцикле, чтобы со страху не перетормозить и не заблокировать колесо в случае экстренного торможения.
Еще следует уделить внимание тренировке езды на медленной скорости, активно работая сцеплением. Это – симулятор междурядья. Ты едешь относительно медленно, постоянные препятствия, надо тормозить, вплоть до полной остановки, снова трогаться и при этом не глохнуть, для чего нужна активная работа сцеплением. Тут все просто – медленно езжай, держась максимально близко к сплошной стене гаражей с одной стороны. Стена имитирует поток машин с одной стороны. Другая сторона свободна, есть куда уйти в случае ошибки. При попытке байка завалиться-заглохнуть поддавай газа, работай сцеплением, итд. Периодически останавливайся, имитируя остановку в перекрытом междурядье, и трогайся снова. На самом деле лично мне сразу показалось, что на моцыляке в пробках ездить удобнее, чем на максискутере. Правда, нинка — не показатель. Она очень узкая и легкая, плюс имеет почти эндурную короткую тяговитую первую. Она в принципе по замыслу – городской пробкопрошиватель, поэтому валить в междурядье на ней сплошное удовольствие. А вот если ты купил широкий тяжелый круизер – езда в междурядье по началу будет для тебя серьезной проблемой. Но, какой бы мотоцикл у тебя не был, надо быть готовым к встрече с междурядьем и сознательно тренировать этот момент. Другое дело, что специально пока в междурядье лезть тебе не надо. На светофоре вставай с коробочниками в ряд, пока не будет навыка. Но рано или поздно в нашем городе ты точно неожиданно вляпаешься в мёртвую пробку и придётся ехать, не стоять же с коробками два часа – ноги отдавят нафиг. Тут то и вспомнишь вышеописанные тренировки добрым словом.
Ну и напоследок самое важное, о чём бы хотелось упомянуть – непосредственно рулёжка. На скутере ты сидишь как на табуретке, у тебя пять точек контакта – филейная часть, стопы ног, кисти рук. На мотоцикле также, но при этом обе ноги – сплошное пятно контакта с байком. Площадь контакта куда как больше. Ты не только сидишь на нем, ты еще и плотно обхватываешь его ногами. Это большая разница. Связь гораздо теснее. Плюс подножки по бокам, на которые удобно переносить массу тела и заваливать мотоцикл в поворотах. Если на скутере твоя посадка больше похожа на таковую в автомобиле, на мотоцикле ты как кентавр – одно целое с байком, настолько тесна Ваша связь. Именно поэтому, кстати, многие “чистые” мотоциклисты неуверенно чувствуют себя впервые сев на мощный максискутер. Ты ничем кроме рук за машину не держишься, а просто сидишь на несущейся в пространстве огромной тяжёлой табуретке на небольших колёсиках…
Тема правильной посадки и положений тела пилота при езде на мотоцикле настолько сложная и многогранная, что я даже не буду её касаться. См. выше. Мотошкола. Только так. Эндурка – вообще одна сплошная работа телом, с нехилой физической нагрузкой, кстати. В “пампасах” на них даже сидят редко, в основном стоя валят.
Вот с этих вещей, по моему личному опыту, начинается самостоятельная тренировка при пересадке со скутера на мотоцикл. Самому вполне реально довольно быстро достичь навыка, достаточного чтобы неспеша доехать из точки А в точку Б при небольшом трафике утром в выходной. Но научат тебя ездить хорошо – уже в мотошколе. Но по любому вышесказанное не будет лишним. Надеюсь, что статья была полезной. В заключение хочу сказать — хотите попробовать мотоцикл? Не забивайте голову сомнениями, а просто попробуйте. Ведь не боги горшки обжигают.
- Sanchez_RSC
- 18 января 2014 в 16:44
- 10
- +70
- Crazy-Sunny
- 18 января 2014 в 17:03
- ↓
Когда я впервые села за скут, я чувствовала себя настолько не уверенно, что проехав метров 10 зареклась больше на него не садиться. Вместе с тем месяц спустя в мотошколе впервые села за мот. Инструктор долго удивлялся тому, что по площадке катаюсь без проблем — трогаюсь, оттормаживаюсь, разворачиваюсь. Это еще без конусов было. Просто так прокатиться дал.
- Sanchez_RSC
- 18 января 2014 в 18:24
- ↑
- ↓
Так и знал, что пнёт кто-нибудь :) Пошёл с сыном (7 лет) на горку. Утеплился. На обратном пути зарулили в гараж, где сын и меня и фотографировал. Так что шерстяные носки в -12 = trueъ :)
здесь был ататат
- Sky_Archer
- 18 января 2014 в 23:02
- ↑
- ↓
Есть ведь и моты с автоматом. Например, Honda DN1. У меня было такое чудо, скутер, скутером, но очень удобно и привычно скутеристу.
- Sanchez_RSC
- 18 января 2014 в 20:34
- ↑
- ↓
В школу, нах. Пару занятий и ты забудешь — чем варик лучше. И лучше ли?! :)
Знаю многих у кого одновременно и мот и скут. Мот для вечерних прохватов, а скут для повседневного перемещения по городу.( сам такой) И никаких трудностей не возникает. Это аналогично наличию одновременно двух машин-с РКПП и с автоматом. Просто садишься и едешь. Есть мышечная память-она главнее памяти мозга
- Sanchez_RSC
- 18 января 2014 в 18:50
- ↑
- ↓
Шаришь, бро! Сейчас в Митино, не называю контор. Но начинать с нуля надо там, Саша шарит и поставит на колёса, за что ему — респект и уважуха.
Сразу оговорюсь: если твёрдо решил пересесть на мотоцикл – иди в мотошколу. Только так и без вариантов.Это в идеале и если есть хорошая мотошкола. Можно и самому научиться без проблем.
Или делай как я – начинай эндурить зимой.Ну езда по бездорожью на эндуро, и езда на дорожнике по допам весьма разные вещи.
Не тратишь сезон. Пока скутер все равно законсервирован в гараже, ты катаешься зимой, лечишь мототоксикозЭто если температура не -15. И если есть возможность возить на чем-то мотоцикл на природу. А еще придется потратится на спец экипировку для зимы.
Кросс\Эндуро это вообще какой-то третий вид мото-техники. Иметь его в личной собственности, возможно, надо не всем. Но вот периодически прохватывать – обязательно каждому, кмк.Полностью согласен.
Очень плавно отпускаем рычаг сцепления, в момент когда мотоцикл порывается тронуться даем немножко газа.Так наоборот неудобно, новичок будет дергаться, гораздо удобнее сразу немного приоткрыть газ и держать его в одном положении потом плавно отпускать сцепление и ехать.
Дергаем носок вверх, резко и сильно, толкая лапку КПП вверх.Небольшая поправка, мягко и быстро.
На мотоцикле – левый рычаг это сцепление. Постоянно держать на нем два пальца во время движения НЕ НАДО.Согласен при езде по пустой дороге. А при интенсивном движении в городе надо.
- Sanchez_RSC
- 18 января 2014 в 19:03
- ↑
- ↓
На горе: «Пип-пип, твою пип, как Вы ездите на этих скутерах?! Обхватить не за что, не едут, не рулятся, не тормозят! А я тяэыелый выфер не первый и не пятый сезон катаю. Чё за хрень, на,?!» :)
Возможно, в дальнейшем набью пост «С мотоцикла- на скутер!». Я, лично, свой выбор сделал. Но лично знаю людей, которые катали много моцылей, вплоть до голды, но в итоге остановились на максискутере. Вот как бывает…
Возможно, в дальнейшем набью пост «С мотоцикла- на скутер!». Я, лично, свой выбор сделал. Но лично знаю людей, которые катали много моцылей, вплоть до голды, но в итоге остановились на максискутере. Вот как бывает…
- Sanchez_RSC
- 18 января 2014 в 20:42
- ↑
- ↓
скутеры долго и подробно не катал (но частенько заочно презирает :))
:)))))))) Чопперисты, они такие чопперисты…
:)))))))) Чопперисты, они такие чопперисты…
- prostoilja
- 18 января 2014 в 23:06
- ↑
- ↓
Круизер, чоппер попозжа. Процетирую: мотоцикл — фетиш, это образ жизни. А скутер это диван. Может поэтому и нет скутер фестов, таких же как байк шоу. Мне, слава богу, хватает мозгов крутить газ и переключать скорости. Скутер, для 90 процентов — доступный диван. Остальные 10 процентов энтузиастов я уважаю. Вот реально парни на тубаретках смешат, особенно упакованные как Валентино Росси.
- Programer23
- 19 января 2014 в 16:13
- ↑
- ↓
Заходи в профиль, посмейся от души. Смех продлевает жизнь )))
- Sanchez_RSC
- 18 января 2014 в 20:45
- ↑
- ↓
Я начинал со скутеров, катал и «тяжелые». Сезон отъездил на моцыле, на той-ране друзья посадили на Sym Maxsym 400 и Yamaha Majesty 400. Проехал пару км. и чуть не обоср… Неуютно было, короче. Сидеть удобно, ветрозащита — лучше всяких похвал. Как рулить и тормозить — неясно %-)
- antresoldo
- 18 января 2014 в 19:05
- ↓
Спасибо, для меня тоже очень полезный текст:). Думаю, что скоро пересяду с автомата на полуавтомат (Honda Wave), а потом уже и на механику.
- Sanchez_RSC
- 18 января 2014 в 20:40
- ↑
- ↓
«Волну» не мацал, но слышал, что такие аппараты переключаются «по кругу». То есть сцепы нет, а ты просто дергаешь ногой "..1-N-2-3-4-5-6-N-1..."
Как сядешь — напиши, плз, очень интересно. В Тае такие аппараты гораздо дешевле всяких там PCX. Было бы интересно их снять, предварительно прочухав — как и чё…
Как сядешь — напиши, плз, очень интересно. В Тае такие аппараты гораздо дешевле всяких там PCX. Было бы интересно их снять, предварительно прочухав — как и чё…
Хорошо написано!
Когда читал, всё в живую воспринимается. Проходили. :-)
Из личных заметок. При необходимости кратковременно притормозить, нажал по городской, скутерной привычке два рычага на руле дырчика в деревне. :-) Дёрнулся, взбрыкнул и поехал дальше. Как на уровне автоматизма это устранять не знаю. Ведь раньше начал ездить на механике и уже потом пересел на скутер.
У китайцев бывают круговые коробки. :-) 0-1-2-3-4-0
Это просто для информации. :-)
Когда читал, всё в живую воспринимается. Проходили. :-)
Из личных заметок. При необходимости кратковременно притормозить, нажал по городской, скутерной привычке два рычага на руле дырчика в деревне. :-) Дёрнулся, взбрыкнул и поехал дальше. Как на уровне автоматизма это устранять не знаю. Ведь раньше начал ездить на механике и уже потом пересел на скутер.
У китайцев бывают круговые коробки. :-) 0-1-2-3-4-0
Это просто для информации. :-)
- Sanchez_RSC
- 18 января 2014 в 21:11
- ↑
- ↓
Да, лажанулся я. Какая там шеститступка, 4 скорости там по кругу…
Прошу пардону, только для уточнения. :-)
Начал писать комментарий и отвлекли. Дописывал позже не видя твоего сообщения про шестиступку. И про круговую коробку упомянул, на всякий случай.
После дырчика осталась привычка привставать переезжая кочки, ямки на подножках. Вообщем, как я руль на скутере не оторвал не знаю. Но пару тройку раз так делал. Судорожно хватался за руль и вставал на ногах, на скутере. :-) Самому смешно, когда представляю как это со стороны выглядело. :-) Хотя, по сути, наверное опасно.
Начал писать комментарий и отвлекли. Дописывал позже не видя твоего сообщения про шестиступку. И про круговую коробку упомянул, на всякий случай.
После дырчика осталась привычка привставать переезжая кочки, ямки на подножках. Вообщем, как я руль на скутере не оторвал не знаю. Но пару тройку раз так делал. Судорожно хватался за руль и вставал на ногах, на скутере. :-) Самому смешно, когда представляю как это со стороны выглядело. :-) Хотя, по сути, наверное опасно.
Хотелось бы отметить, что на мотоциклах, при переключении на повышенные передачи, сцепление можно не выжимать — так называемый принцип полуавтомата. Но, чтобы, минимизировать рывки, если кто то плохо знает характер своего мота, ручку сцепы можно слегка выжимать. При этом скорость переключения, по сравнению с полным выжимом, повышается.
Моцыль, в отличие от скута, адски тормозит двигателемЯ конечно все понимаю, но зачем же советы вроде «сцепление не трогай», «вообще руку с него убери» — это, так называемые, «вредные» советы.
Представь себе физику торможения на мотоцикле, где двигатель и так впереди и при торможении еще и водитель вперед смещается, что происходит? А происходит сжатие передней вилки и распрямление заднего амортизатора, в таких условиях заднее колесо теряет большую часть своего сцепления с дорогой. В итоге торможение задним колесом это, примерно, от 10% (спорты) до 20% (круизеры) всего тормозного потенциала мотоцикла и нужно, практически, только для того, чтобы нагрузить переднюю вилку, где обычно ставят тормоз помощнее, ибо это твой основной тормоз.
А что делает торможение двигателем? Да то же самое, что и задний тормоз. В итоге, если подумать, правильная последовательность действий при торможении — закрыть газ и поджать задний тормоз, чем нагрузить переднюю вилку по-максимуму, а далее выжать сцепление и передний тормоз. Причем делать все эти четыре действия нужно практически одновременно (можно так и делать), еще раз повторю: закрыл газ, поджал задний тормоз, выжал сцепление и передний тормоз. Да и к тому же торможение двигателем на тех же 4х цилиндровых 600тых дорожниках не так эффективно, как на какой-нибудь одноствольной эндуре.
Это все относительно экстренного торможения, если нужно просто притормозить, сцепление, действительно, можно не трогать, как там говорилось «оружие автомобилиста — педаль тормоза, оружие мотоциклиста — ручка газа», с выжатым сцеплением остаешься безоружным. Тем не менее, в городском потоке, особенно в плотном, а то и пробке, сцепление — твой лучший друг, с помощью него ты можешь контролировать устойчивость мотоцикла на низкой скорости и использовать его для резкого ускорения в открывшееся окно, но, как ты и сам говорил, про правильную работу сцеплением лучше всего расскажут (и покажут, я надеюсь) в хорошей мотошколе.
- Sanchez_RSC
- 19 января 2014 в 12:15
- ↑
- ↓
Всё так, но читаем еще раз.
Тема торможения на моцыле довольно сложная, сильно отличается на разных типах мотоциклов, итд итп. Потом инструкторы научат тебя всему этому. Пока запомни одно: убери во время езды два пальца с левого рычага и не трогай его при экстренном торможении. Это увеличивает тормозной путь.
Но научат тебя ездить хорошо – уже в мотошколе.
Статья не о том, как научиться ездить на мотоцикле. Статья как пересесть со скутера. Чем продиктован мой совет — у скутеристов намертво вбитая привычка дёргать оба рычага при экстренном торможении. И два пальца они постоянно держат на левом рычаге. Там тормоз. Задний, в силу развесовки на скутере основной, особенно на моделях с комбибрейком. При этом навыка торможения педалью заднего нет вообще. То есть в случае экстренного торможения 99% скутеристов на мотоцикле дёрнут оба рычага. А про педаль и не вспомнят просто. В итоге — торможения двигателем нет, заднего нет, тормозим только передним. Потом навык придёт, но пока на новичка и так валится масса всего. Поэтому СНАЧАЛА нужны чёткая, универсально-усредненная программа экстренного торможения. То есть сцепу не трогаем, правый рычаг+педаль. Для большинства людей, пересевших со скутера это будет наилучшим решением в этой ситации.
Сейчас мы просто пересаживаемся со скутера и делаем первые шаги.
Тема торможения на моцыле довольно сложная, сильно отличается на разных типах мотоциклов, итд итп. Потом инструкторы научат тебя всему этому. Пока запомни одно: убери во время езды два пальца с левого рычага и не трогай его при экстренном торможении. Это увеличивает тормозной путь.
Но научат тебя ездить хорошо – уже в мотошколе.
Статья не о том, как научиться ездить на мотоцикле. Статья как пересесть со скутера. Чем продиктован мой совет — у скутеристов намертво вбитая привычка дёргать оба рычага при экстренном торможении. И два пальца они постоянно держат на левом рычаге. Там тормоз. Задний, в силу развесовки на скутере основной, особенно на моделях с комбибрейком. При этом навыка торможения педалью заднего нет вообще. То есть в случае экстренного торможения 99% скутеристов на мотоцикле дёрнут оба рычага. А про педаль и не вспомнят просто. В итоге — торможения двигателем нет, заднего нет, тормозим только передним. Потом навык придёт, но пока на новичка и так валится масса всего. Поэтому СНАЧАЛА нужны чёткая, универсально-усредненная программа экстренного торможения. То есть сцепу не трогаем, правый рычаг+педаль. Для большинства людей, пересевших со скутера это будет наилучшим решением в этой ситации.
Сейчас мы просто пересаживаемся со скутера и делаем первые шаги.
- Programer23
- 19 января 2014 в 16:21
- ↑
- ↓
убери во время езды два пальца с левого рычага и не трогай его при экстренном торможении. Это увеличивает тормозной путь.Вот как раз при экстренном не выжатое сцепление тебе удлинит путь.
чтобы со страху не перетормозить и не заблокировать колесо в случае экстренного торможенияКстати, про это тоже скажу, не надо бояться блокировать заднее колесо, «бояться» надо заблокирвоать переднее, ибо заднее будет просто тащить по прежнему курсу (особенно если этот курс прямолинейного движение, какое обычно и происходит при экстренном торможении), а вот переднее очень легко подвернется и… и дальше вы сами можете представить что будет, в зависимости от скорости.
Конечно, заблокированное заднее имеет худшую степень сцепления с дорогой (привет ABS), да и при не прямолинейном движении может привести к неприятным последствиям. Но в любом случае — бояться блокировки не надо, выезжайте на площадку, разгонитесь по прямой до 20-30 кмч и от души жмите задний тормоз, пусть колесо блокируется, вы увидите что ничего страшного в этом нет.
А потом попробуйте замерить расстояние тормозного пути в следующих случаях:
1. Используется только задний тормоз с блокированием колеса.
2. Используется задний тормоз на грани блокировки.
3. Используется задний тормоз на грани блокировки совместно с передним тормозом.
- Programer23
- 19 января 2014 в 15:57
- ↓
Меня сложно назвать перебежчиком. На мото катал не много, нравится. Коробка не смущает. Расскажу, как меня в школе учили. Посадка на мотоцикл: Только слева, т.е. со стороны боковой подножки. Руку на передний тормоз, держим тормоз перекидываем правую ногу через байк. Мотоциклы бывают разные большие и тяжелые, очень неприятно когда ты завалишь мот на стоянке, не удержав его, поэтому держим передний тормоз перед посадкой. Сели поудобнее обоими ногами до земли достаем, перенесли вес на правую ногу, убрали подножку. Сцепление, нейтраль, завелись, заводится можно и на передаче выжав просто сцепление. 1я передача, держим сцепление, перенесли вес на левую ногу, правую на подножку носочком на задний тормоз (меня учили носочком на тормоз давить, носочком передачи щелкать, каблук не на подножке получался, дозировать носочком удобнее, но тут многое от обуви зависит в кросовках такой фокус у меня не получался). Плавно отпускаем сцепление и добавляем чуток газа, поехали. Почему мы трогаем именно с левой ноги? Все просто. При экстренном торможении, когда мы тронулись со светофора видим пролетающую машину на красный, тормозим только задним, торможение передним на малой скорости приведёт к заваливаю байка. Когда трогаемся с левой ноги у нас правая уже на заднем тормазе находится. При трогании с правой можем не успеть воспользоваться задним и жмакнем передний как следствие завалимся. Торможение: Тормозим с выжатым сцеплением нам нужно разъединить двигатель и коробку при торможении тогда оно будет более эффективно (позже научимся и комбинированному торможению, коробкой, тормозами) Торможение начинаем с ЗАДНЕГО тормоза (валидол достало большинство мотоциклистов) максимально нагружаем заднее колесо, руки прямо, упираемся в руль, подключаем передний тормоз. И так до полного автоматизма тренируем торможение. Блокировки заднего колеса не должно быть, руки прямые, упор назад. Торможение получается высоко эффективным при правильном торможении и загрузки заднего колеса. Я тоже думал что передний основной тормоз. Задавал глупые вопросы инструктору, ответом было ну давай 40 кмч от сих до сих затормози как ты считаешь нужным. А теперь как вот так попробуй. Убедился на собственном опыте, что не с переднего тормоза начинается торможение. При остановке останавливаемся на левую ногу, переносим вес на правую, подножка, тормоз передний держим, слазим. Меня долго пытались научить, что пальцы рук не лежат не на одном из рычагов, объясняли почему именно так должно быль, пытались пальцы отрезать, но мое глубокое убеждение что пальцы в городе всегда должны быть на рычагах. А от случайного рефлекторного жмаканья тормоза, сцепления надо себя отучать. Не хрен его жамкать не подумав. Для себя выбрал так. Хотя по всей логике одна мысль, одно движение никаких рефлексов не должно быть в начале, поэтому и не стоит держать пальцы на рычагах. Сейчас езжу на ТМАКсе, все что дали мне в школе на моте применимо на нем, так же вес в повороте переносишь, упираясь в полик, так же наклон вперед делаешь для маневрирования типа 8ки, так же садишься на него. Попробовал я по привычке полтинной через тонель сесть на муху пару раз, чуть не шлепнулся вместе с ним. Так же тормозишь. Отсутствие бака между ног меня лично не напрягает. На мой взгляд сложность пересадки со скутера на мот связана больше с развесовкой тем что подвеска другая, маятника на большинстве скутеров нет, амортизатор крепится к двигателю и как следствие совершенно другое. Поэтому мотоциклисты себя не уверено чувствуют на скутере. а скутеристы на мотоцикле.
Буквально пару месяцев назад пересел на Suzuki V-Strom 650, до него были скутера: Peugeot G-Force 50, затем Yamaha X-Max 250, ну и напоследок Aprillia Scarabeo 500. Первый день поездил сам(хоть жена очень хотела чтоб я ее прокатил), не стал рисковать, решил что сперва сам обуздаю коня)) Вообщем покатался пару часов акцентируя внимание на коробке передач, работе со сцеплением и уже к вечеру заметил что перестал обращать внимание на свои действия. На следующий день уже смело усадил жену на мото и мы поехали кататься..)) Из своего личного опыта могу сказать что, пересесть со скутера на мот, это совсем просто, при условии что имеется опыт вождения скутера хотя бы в половину мощности мотоцикла(естественно что скутер 50сс и мото в 600сс совершенно не сопоставимы), по-моему, 80% все же это опыт вождения двух колесного транспорта на дорогах общего пользования и только 20% технические различия. Ну и в конце хочется добавить что хоть техника вождения скутера и дорожного мотоцикла не сильно отличается, душевную и моральную часть от вождения мото не передать, ЭТО СОВСЕМ ДРУГОЙ МИР! Мотоцикл-это максимальное единство человека и машины!!! Для меня назад дороги нет!))
- nuclearcat
- 20 января 2014 в 23:26
- ↓
Спасибо за познавательный и интересно написанный пост! Знакомство со скутерами лет этак 10 назад не вызвало у меня никаких положительных эмоций кроме страха прилечь в повороте. Не понимаю до сих пор как можно ехать на «табуретке» (да простят меня скутеристы — ну не понимаю и все!) не ощущая байк как одно целое с собой! На мотоцикле поехала сразу! И ОЩУЩЕНИЯ..!!!.. единство с мощной техникой… и не страх, а желание научиться управлять этой мощью! Может быть привычка сказывается — всю жизнь на велосипеде)))
- Sanchez_RSC
- 21 января 2014 в 17:36
- ↑
- ↓
Да не за что, сам подобное искал, к огда пересаживался. Нашёл лишь одну статью на МСК (тут ссылки нельзя приводить, но если погуглить — можно найти). Она покороче, но сильно тогда мне помогла. Вот решил сам отписать, чтобы Вы не мучались. :)
Понравилась фраза: “Все! Все будут ездить на эндуро!”© :)
Именно этот класс (эндуро или кросач) я рассматриваю в первую очередь для пересадки со скутера (honda silver wing 600). Точней не для замены, а в дополнение, чтоб иногда можно было без проблем съехать с трасссы и помесить поля (в том числе и зимой). Но полностью пересаживаться на мот я пожалую не очень готов. Как не крути, а практичность и комфорт моего дивана выше большенства мотиков. И управляемость моего дивана при правильной посадке (вытянутые ноги, распираясь между поликом и спинкой) ниразу не пугает (пугают полтосы и лёгкие табуретки), а лишь способствует хорошему чувству и контролю байка (жаль привстать на подножках не представляется на ямах).
Именно этот класс (эндуро или кросач) я рассматриваю в первую очередь для пересадки со скутера (honda silver wing 600). Точней не для замены, а в дополнение, чтоб иногда можно было без проблем съехать с трасссы и помесить поля (в том числе и зимой). Но полностью пересаживаться на мот я пожалую не очень готов. Как не крути, а практичность и комфорт моего дивана выше большенства мотиков. И управляемость моего дивана при правильной посадке (вытянутые ноги, распираясь между поликом и спинкой) ниразу не пугает (пугают полтосы и лёгкие табуретки), а лишь способствует хорошему чувству и контролю байка (жаль привстать на подножках не представляется на ямах).
- Sanchez_RSC
- 22 января 2014 в 11:12
- ↑
- ↓
Фраза не моя, а известная мукдрость мотосообщества.
Челвоек, который продал мне мой последний максискутер ездил именно на сильвере и хонде XR. Так что не утебя одного такие мысли.
На мадже 400 товарища вполне себе он ловко встаёт на подножках, когда грунтовка, ибо тоже эндурит и уже привычка.
Челвоек, который продал мне мой последний максискутер ездил именно на сильвере и хонде XR. Так что не утебя одного такие мысли.
На мадже 400 товарища вполне себе он ловко встаёт на подножках, когда грунтовка, ибо тоже эндурит и уже привычка.
Отличная статья, четко и по существу. На мой взгляд толковое описание «разночтений» стилей вождения мота и скутера, основных технических различий. Несмотря на то, что давно обращен в чистую «максискутерную» веру, прочитал с любопытством. Лично для меня при сдаче «А» экстерном самым сложным была работа со сцеплением и начало движения с места, посему «доску» удалось сдать только со второго раза )))) Автору спасибо за отличный слог!!!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (62)
RSS свернуть / развернуть