Проект продается, 60 000 USD [email protected]

Блог им. kes → Памир 2023 на YBR 125. Часть 4.

Здравствуйте! Очередное продолжение рассказа, о поездке на Памир на YBR 125. В этой части, я наконец то доберусь до перевала Ак Байтал. Поехали…

Часть 1.
Часть 2
Часть 3

Предыдущая часть закончилась прибытием в Калай Хумб, и небольшой подготовкой к следующему дню. Выезжать мы решили в 4 утра и разошлись спать. И вот со сном у меня были большие проблемы. То что жарко и нет в номере кондея, это пол беды. Сильно досаждала боль в руке и в отбитой правой части тела. Долго пробовал улечься, вертелся-крутился. Поспал в итоге всего пару часов, меня и Ричарда «выдернул» будильник в 03.30. На улице темнотища, я в коматозе. О чём и сообщил Ричарду, сказал- поеду позже. Подремал ещё полтора часа, вскочил, одел на себя мокрые джинсы, которые не просто не успели высохнуть за такое время и поехал. Время 05.30. Бруно тоже решил немного «задвинуть» и выехал вместе со мной.
Дорога закончилась сразу же на выезде из города. Бац, и всё. Камни, грунт и пылища. Нет, не так. ПЫЛИЩА! На этом участке она была почти везде. Асфальтовые куски оставались только в немногочисленных деревнях, но они были в таком состоянии, что лучше уж без асфальта ехать.
Первое перекрытие дороги было уже за 7 км от города. Проехали спокойно, техника ещё не работала. Бруно сразу же уехал вперёд, я спокойно прыгал по кочкам со скоростью не больше 30, а то и меньше. Окончательно рассвело, и после очередного безымянного аула, в 07.45, я подъехал к «шлагбауму». Верёвка на дороге и чувак с рацией. Всё. Не успел, 15 минут. Тут же стоял Бруно, пара машин и пара велосипедистов из Германии. Сказали, стоять будем до обеда! Я решил не терять время и позавтракать. Достал горелку и все причендалы, погрел гречки из зипа своего и неспеша умял всё это дело под лаваш. Под одобрительные взгляды немцев. И только стал искать тенёк и местечко чтобы поспать, как местный чувак поднял бучу, чтобы открыли дорогу. Все засуетились, мы собрались, проехали первые через верёвку и через километр увидели такую вот картину.

Экскаватор стоял посередине, проезда нет. Подошли строители и погнали нас обратно. Я показал жестом водиле-сдай на метр и разверни чуток. Он всё понял и сделал. В итоге проехали только мы с Бруно и велосипедисты. Проскочили ещё километров 10 и снова встали. На этот раз надолго. Снова немного не успели и слышали взрывы, за поворотом и видели кучу пыли. Я поговорил с рабочим с рацией, с самим бригадиром по той же рации. Пообщался с взрывником-бурильщиком. Всех достал, в общем)) Сходил за поворот, посмотрел. Дорога завалена камнями и экскаватор ещё и не спускался сверху, на расчистку. Сидим, ждём. Разглядываем противоположный берег реки. Ведь там Афганистан. Кстати, в связи с этой близостью в 50-100 метров, появились постоянные пограничные наряды. По три человека. Очень часто попадались по пути. Это одна из причин, почему там нельзя ночевать, на дороге. Мало того, что негде, так ещё и погранцы прогонят из любого закутка. В целях твоей же безопасности. Солнце стало жарить, что трындец и мы стали искать тенёк. Бруно кинул куртку возле мота и лёг в тенёк. Достал компрессор и качал колесо каждые пол часа. Велосипедисты ушли чуть выше, за камень в тень. Я скинул боты, обул тапки и ушёл к Пянджу, тоже лёг за камень. Подложил плоский камень под голову и даже поспал часок. Прямо на земле, как настоящий мотобомж)

Проснулся от оклика рабочего- можно ехать! Время 12 часов. Быстро переобулся и «помчал». Дорога-жесть. Узкая. Вся она идёт вдоль Пянджа. Слева скалы, справа река. Попадаются широкие расчищенные участки, но в тех местах на дороге лежит много пыли. И дышать нечем, если кто то впереди идёт и вязнешь в ней. Несколько раз попадались ступеньки на дороге. Реально, перепады как ступенька. Едешь, как в мототриале, скачешь. Только ногами можно помогать себе.
Пару слов о движении. На этом отрезке Калай Хумб-Хорог, оно интенсивное. По меркам гор конечно. Дорога то одна, альтернативы нет. Основная проблема, это местные фуры. Да, они там ездят. Вернее, ползают. Встречаешься с ним на узком участке и всё. Или едь назад, или пробуй разъехаться. Очень здорово такие разъезды щекочут нервы. Закончится то это всё может полётом вниз.
Вот один из примеров. И таких примеров куча.

Другая проблема, это так называемые таксисты. Старые Крузаки с багажниками на крыше и с грузом на них. На них ездят и местные и туристы. Вот эти черти носятся как угорелые, не жалея машин. Несколько раз видел, как они меняли пробитые колёса, а у одного вообще рычаг подвески отвалился. Проезд стоит 300-400 сомони, для несведущих туристов ценник в баксах. Вот они и летают, бабло зарабатывают. Основную пылищу они поднимают. Я их специально пропускал и отставал немного. Про обгоны и объезды грузовиков на такой дороге. Всегда устанавливай контакт с водилой обгоняемой машины. Сигналь, моргай, делай всё, чтобы он тебя увидел. Потом обгоняй. Иначе, или к скале прижмёт, или в вниз скинет, смотря где будешь его объезжать. Меня разок, по дороге туда, чуть не размазали по камням.


Ещё пару слов, о детях, в проезжаемых аулах. Некоторые мотоблогеры восторгаются, мол приветствуют, радуются, руки тянут-дай пять! Скажу честно, пару раз дал пять. Потом просто надоело, что к тебе под колёса лезут постоянно, особенно, когда одного чуть не задавил. Всю палитру нашего мата им раскрыл. И так, ямы и канавы, они ещё отвлекают.
Ближе к Хорогу, после аула Рушан, дорога становится немного лучше, появляются кусочки асфальта. Заправок на этом отрезке нет! Не забываем заправляться с вечера. Мотик, уже на подъезде к Хорогу, начал дёргаться и плохо ехать. Приеду, буду глядеть. Вот и Хорог, столица Памира. Находится на высоте 2200 м. Цивильный асфальт, АЗС, и даже парк есть.

Заправился сразу, АЗС по пути, справа, мимо не проехать. Заехал в магаз, купил колбасы, сыра и замороженную кока колу. Аж слюни потекли, в предвкушении ужина. Забил в Мапс ми хостел Pamir Lodge, с ребятами договорились встретится там. Навигатор приводит не туда, упираешься в ворота. Нужно на соседнюю улочку выше и направо. Территория уютная, сан узел только не очень, номера сделаны «под камень», внутри прохладно и без кондея. Ребята все уже были там, ковыряли мотоциклы. Обрадовались, что я не особо долго ехал. Также была компания велосипедистов, немцы и англичане. Приехал я в 19.00 и проехал за день всего 240 км. Зато каких.
Приехал вот в таком виде. Кусок пыли.

Вытряхнул все шмотки, постирался-развесился, помылся и сразу мотик ковырять, пока темно не стало. Выяснил причину того, что мот не ехал. И это не высота. Из за постоянной пыли, забило наглухо фильтр. Ещё и мой наддув работал как пылесос. Палка о двух концах. Пришлось его пока не использовать. Выбил и продул воздухан, прыснул очистителем в карб, погонял немного, проверил свечу и так общий осмотр всего и вся. Теперь можно и поужинать в хорошей компании. Эрдал купил всем по бутылочке пива. Это просто супер, как в сухую землю всё ушло)) Я познакомил иностранцев с Кронидовской едой и угостил их пловом. Они были удивлены, у них такого нет, только армейские сух пайки. Потом позвонил домой, интернет был нормальный в этот день. И всё, спать. Перед сном, наругал немецкого велосипедиста, за то, что в номере воняет потными носками. Ладно я, грязный байкер. И то, моюсь и стираюсь каждый день. Но они то, цивилизованная Европа) Ушёл. Помылся и переоделся. Стыдно стало что ли. Проветрил номер и уснул.
Утром подъём, завтрак в компании Лукаша и Эрдала. Ричард подорвался раньше всех и уехал без завтрака. Бруно ночевал в другом месте, так как долго делал своё колесо в шиномонтаже. Рассказал ребятам про горячие источники Гармчашма и Биби Фатима. Удивительно, но про Гармчашму они не знали.

Попрощались с хозяйкой, сказали-ждите нас через несколько дней обратно. И я стартанул. Ребята долго собирались и выехали позже. Дорога, на удивление хорошая( по моим меркам конечно) Асфальт средней паршивости, с ямами, но всё же асфальт. По дороге, пытался установить контакт с жителями Афганистана. Встал поснимать, на той стороне реки, водители Камазов воду набирали. Махал рукой, кричал Привет! Не хотят идти на контакт. Ну и ладно, хорошо что хоть не стреляют в ответ) В общем, 40 км до поворота на Гармчашму я проехал довольно быстро. От поворота ещё 6.5 км по обычной грунтовке немного в гору и я приехал в Таджикскую Памуккале, как иногда называют эти источники. И приехал не очень удачно. В основном открытом бассейне, где вся красота, женское время. И до начала мужского ждать 2 часа. Не пойдёт, долго. Я конечно, не против совместных купаний, но там традиции не те. Пошёл в крытый бассейн. вход 20 сомони. Красоты конечно никакой. Но есть та же горячая и целебная водичка. Поплескался 20 минут. Хорошо!
Фотки без красоты, в интернете есть с красотой)


Обтёрся, оделся и вперёд, в сторону Ишкошима. Дорожка всё такой же асфальт с ямами, иногда грунтовка с пылью. Мне прямо стало не по себе. Где же тут подстава? Так хорошо не может быть)) Так я проехал от источника ещё 75 км и приехал в Ишкошим. Там раньше был погран переход в Афганистан, через мост. Мост был затянут колючкой и по виду, давно не работал. Это меня расстроило. Ибо была суббота и должен был работать афганский рынок. Там я хотел купить себе сувенир. А пока я заехал на заправку, залил до полного и сделал полезное дело. Нашёл себе бутылку на 2 литра, в замен своей разбитой канистры. Тоже залил её и засунул под сетку на кофре. У меня как у хомяка, запас должен быть! Спросил у заправщика про рынок, он сказал-закрыли ещё во времена ковида. Печалька. И кстати, только в Ишкошиме, мне пришло смс от оператора-Добро пожаловать в Афганистан! Хотя ехал уже второй день вдоль него. Сохранил на память. Выехал из городка и после него, справа, увидел на горе остатки каких то развалин и торговлю сувенирами. Вооот! Туда то мне и нужно. Хотел приобрести себе Афганский национальный головной убор и платок. Купил. Хотели по 150 сомони, за каждое. Сторговал 200 за всё. Прирождённый коммерсант)) Тут же фотосессия и осмотр остатков древней крепости. Название такое, что язык сломаешь.


Довольный покупкой, покатил дальше, в сторону источников Биби Фатима и крепости Ямчун. Вот дальше дорога стала сильно хуже. Появилась пыль и небольшая гребёнка. Зато скала перестала нависать слева, стало шире ехать, впереди начинался Ваханский коридор. И наверное, за счёт того, что широко, сильно дует ветер и на дороге образовываются сильные перемёты из пыли. В самом сильном перемёте я застрял. Закопался конкретно. Слез и толкал мотик метров 15. После перемёта стоял тягач с тралом, ждал трактор. Иначе бы он заблокировал вообще всё движение, когда бы сел в этой пыли. За 10 километров до поворота на источники началась жуткая гребёнка. Ехать больше 20 км/ч вообще не возможно. Такая вибрация идёт, жесть. Свернул я налево, на источники, дорога пошла резко в гору и на выезде из аула, после поворота на 180 градусов, я встал. Мот не тянет в гору, под нагрузкой и глохнет. Снял воздушный фильтр, откатился вниз и ни хрена. Ему просто не хватает 10 лошадей, чтобы заехать. Набежали местные детишки, стоят, глазеют. Сейчас я вам устрою. Шоу про упёртого мотоциклиста. Слез с мота, завёл, передачу и бегом вместе с ним в гору. Пробежал метров 50, до горизонтальной площадки, встал и чуть не сдох)) Дышал как рыба на берегу. Вот они, горы и нехватка кислорода. Отдышался, завёл и вперёд! Только бы не заглохнуть на повороте. Еду на первой передаче, держу одни обороты, чтобы мот не захлёбывался. А подъём всё идёт. А мы всё не сдаёмся. И ехать по навигатору 8 км. Заехал! Подъехал к гостишке, стоят мотики Бруно и Ричарда. Их не видать. Пошёл к сами источникам, встретил Ричарда. Он сказал, что будет ночевать тут. Хотя время всего 3 часа дня. Я сказал, что поеду дальше, ещё 50 км до аула Лянгар. Иначе сегодня будет лайтовый день, 200 км с асфальтом, а потом тяжёлый, 300 км до Мургаба. И забегая вперёд, скажу, что я был прав. Ехать нужно точно до Лянгара, будет более ровное распределение по маршруту. А пока, 20 сомони за вход и купаться! Купался один, народ как раз выходил. Супер. Из скалы бьют струи кипятка, при чём, как мне показалось, одна горячее другой. В естественный грот я не полез, там тесно, я сослался на клаустрофобию) А так очень понравилось.


Вышел, оделся и покатил обратно вниз. Тормознул у крепости Ямчун, походил, поглазел. Находится на высоте 2500м, 3 й век до нашей эры. Строилась для контроля над Ваханской долиной и коридора в Пакистан. До него, кстати, всего ничего. Когда то была огромной, сейчас осталось пару башен и часть стен.

Посмотрел и поехал дальше. Только выехал на основную дорогу, едет Эрдал. Тормознулись, Лукаш подъехал через 5 минут. Договорились, где будем ночевать в Лянгаре. Сказал им про последнюю заправку, в ауле Зонг. Дальше до Мургаба, заправок нет. Поехали, а вернее, попрыгали. Все 50 км до Лянгара, идёт отвратительная гребёнка. Дотряслись до аула Зонг, в конце, слева, стоит бетонная серая будка. Это заправка. Настоящая, Памирская. Из ведра и неизвестной жижей. Заливаюсь до полного!)

И ещё 10 км и я в Лянгаре. Хостел Бехруз, слева, ближе к выезду с аула. Всё на уровне, номера, душ. Не дорого. Есть внизу небольшой магазинчик. Ребята уже тут. Так же пара немцев и Денис с Донецка, все на великах. Денис едет по Памиру по максимально экономному проекту. Еду просит у местных, пропуск не делал. Вот это приключение. Скинул шмотки, осмотр мота, помывка и ужин. Дениса накормили заодно) Рассказал Эрдалу, что был на всех источниках, он не поверил. Показал фотки, он весь вечер сокрушался и головой качал, мол, как так? Мы на эндуро, а ты на таком дырчике, да ещё на дорожной резине. Ты везде был, мы нет и приехали почти одновременно. Я поржал, сказал, что я русский Грэм Джарвис)) Побеседовали и разошлись спать. Пробег составил 250 км.
Возле хостела.
На утро подъём, завтрак и вперёд, на штурм. Сразу после Лянгара начинается очень сильный подъём. И по опыту прошедшего дня, меня это пугало. Не придётся ли мотик тащить на себе? Лянгар на высоте 2655, а подъём на перевал 4300. Вот сейчас и узнаем. Первая, газ в пол, первый поворот по камням, ещё один. Ещё и ещё. Это просто нереально, я проехал немного, а деревья и аул уже далеко внизу. А подъём всё идёт и с такими крутыми шпильками. Откуда то выскочили собаки и с лаем кинулись на меня. Я орал дурниной-уйдите суки! Потому что понимал, если сейчас встану, поеду вниз, начинать подъём сначала. Горизонтальной площадки, как при подъёме на Биби Фатима, тут нет. Один раз чуть не «сел», мот потерял тягу и почти заглох. Но обошлось. Я до сих пол не понимаю, как я туда смог заехать. Это самый крутой подъём на всём пути. Зато вид от туда, сверху на долину, просто супер.
Потом подъём и шпильки закончились и дорога несильно пошла вверх. Доехал до участка, где в прошлом году смыло мост. Мост так и валяется, сделали дорогу чуть выше и трубы положили. Мне повезло, воды было мало, не весна. Но на камнях я всё равно застрял.


После брода снова вверх и я вышел на плато. И понял смыл фразы «Памирская пустыня». Мрачно и безжизненно. Только суслики толстожопые бегают вдоль дороги) Дорога та же зубодробильная гребёнка, и она не кончится до самого выезда на асфальт. Перед Харгушем погран пост, доки проверили и пропустили. Сам Харгуш, это два-три домика. После Харгуша появились озёра, справа и слева.


Ещё 30 км грейдера и вот он, асфальт. Но радоваться и сразу откручивать ручку не стоит. Идут такие волны, что на первой я чуть не вылетел из седла. И ямы тоже есть такие, колёса сразу в минус. До Мургаба оставалось 130 км. Они пролетели не особо быстро и однообразно. Со скоростью 60 км/ч. Под сброс газа на мотоцикле появились выстрелы в глушитель. Бензин не сгорал полностью.
Виды стали получше ближе к Мургабу. И небо немного прояснилось от дымки. И вот поворот, дорога на спуск и впереди слева виднеется Мургаб. Город на высоте 3700 м. Живут почти одни киргизы. На въезде шлагбаум и погран пост. Снова проверка доков и я поехал искать гостиницу. Гостиница там одна и чуть ли не единственное здание в два этажа. Есть ещё несколько хостелов, но мы договорились встать тут. Номер дали на первом этаже, в номере холодно и сыро. Температура на момент приезда была 16 градусов. Приехал я в 17.00 что довольно рано. Покопался с мотом, подтянул цепь. Скинул вещи и поехал искать заправку. Та, что напротив гостишки, закрыта. Проехал на параллельную улицу и после недостроенной Азс, справа, нашёл такие же бочки во дворе. Заправился на розлив «92м» и вернулся в гостишку. Спросил в гостишке, когда будет горячая вода? Обещали дать к 18.00. В итоге, в семь часов я пошёл и помылся холодной. Хорошо, что хоть такая есть. А то говорят тут и свет на генераторах и могут отключить. Ребята приехали уже после семи часов, и те, кто ехал от Биби Фатима (Ричард и Бруно) выглядели немного уставшими. Посидели пообщались и пошли ужинать. Ребята в столовку при гостишке, я не рискнул. Как они тут готовят, на высоте? Всё ли проварено? Поел своих запасов, в номере, только лаваш купил. И завалился спать. Проехал 230 км. Вечером уже шёл дождь…

Спалось не очень. Может высота, может ещё чего. Дождь шёл всю ночь, здорово похолодало и из под одеяла вылазить совсем не хотелось. А нужно. Сегодня на Ак Байтал. Выпил на всякий случай Диакарб и Гипоксен. Горняшка не мучала, но чувствовалось, что ночёвка на высоте даёт знать. Давление было немного повышенное. Оделся, вышел, достал дождевик и бахилы. На улице +6 и дождь, супер погода. Начал заводить мот, а он не хочет) Думал уже свечу погреть, схватил, с 15й попытки. Обороты не держит, зажал ручку газа бутылкой и пошёл одевать дождевик. Спустился Ричард, говорит, сейчас тоже буду мучиться с карбом. Пожелал мне удачи, договорились увидеться в Хороге. И я поехал. Ехал аккуратно, под лужами ямы, пару раз пробивал заднюю подвеску. До перевала 70 км, чуть больше часа пути. Дорога незаметно, но идёт вверх, на обратной дороге это лучше видно. Немного проехав, справа, вдоль дороги началась Китайская граница. Столбы с колючкой. Ну и конечно же, в знаменитом месте, где пролёт сломан, я не отказал себе в удовольствии «сходить пешком в Китай». Прошёл через забор, поднялся на соседний холм. Постоял, посмотрел. Те же яйца, только в профиль)) Снял на память, сам на себя компромат, как я там лажу и покатил дальше.

Ехал, в навигатор не смотрел и подъехал к началу перевала внезапно. Вот она, заветная и желанная табличка) Решил скатать выше на сам перевал. Мот пердел и кашлял, но я доехал до седловины и повернул обратно. На озеро Каракуль я решил не ехать. Холодно и сыро, к берегу всё равно не подъехать. А рядом горы, со снегом. Пятитысячники стоят, вот, руку протяни. И спустившись к табличке, пришло осознание, что вот она, ещё одна мечта сбылась. Я это сделал и мотик смог. 5500 км в один конец. И теперь предстоит путь домой. Даже как то грустно…


Конец. Продолжение следует…
  • keskes
  • Яков
  • 3 октября 2023 в 20:20
  • 3
  • ?

Комментарии (8)

RSS свернуть / развернуть
0
Mik06
  • Mik06
  • 3 октября 2023 в 20:57
Здорово! В следующем году тоже еду.
+1
Perjuga
Ты большой молодец! Мот — огонь!
Одно чувство — зависть!
+1
kes
Спасибо. Не нужно завидовать. Нужно готовиться, садиться на мот и самому ехать.
0
Kadet73
Отлично катнул! Сколько по деньгам все путешествие обошлось?
+1
kes
На «круг» 80 тыс рублей. Баксы брал в феврале-марте, по 79-80. Думал, будет больше, но 100 даже обратно привёз.
0
Karabaras
Увлекательный рассказ. Написано отлично, спасибо большое
0
MischaCross
Как писал пролетарский поэт «Безумству Храбрых поëм мы песню! ». Захватывающий очерк. Прочитал на одном дыхании! Офигенное путешествие двух Героев: Человека и его железного Друга. Реально, если бы это был какой-то большой и злой эндуро, то история потеряла бы половину своей привлекательности, а то и больше. Спасибо и Удачи!
0
Sergey69
Совершенно согласен. Путешествия на малокубатурниках почему-то интересней читать, смотреть. Может это только мне…
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. kes, Памир 2023 на YBR 125. Часть 4.