Блог им. TigerRag → Путешествие по Чечне. Сломала кнопку стартера, заводила впрыском адреналина. Много фото

Моя поездка в Чечню началась на смотровой площадке Сулакского каньона со стаканчика капучино и прощания с попутчиком, с которым катались по Дагестану.

(О путешествии по Дагестану можно прочитать вот здесь: https://bikepost.ru/blog/96437/V-Dagestan-v-kontse-sentjabrja-Opasno-Ochen-mnogo-fotografij.html )

После Дагестана у меня была запланирована прогулка по маякам Крыма и между этими событиями образовалась пауза в 3-4 дня. Прощаться с красотой Кавказа так быстро мне не хотелось и я решила доехать до весьма туристического и красивого места — озера Кезенойам, потом в Грозный, потом в Краснодар, а потом уже в Крым.

Я знала, что к озеру ведет асфальтовая дорога — если хочется стабильности и безопасности, но также, при желании приключений, я могу проехать и по грунтовкам.

Второй раз за эту поездку я проехала через Гимринский туннель, въехав в него в солнечную погоду и выехав тоже к ясному небу. (Часто говорят, что на разных концах тоннеля — разная погода).

Красивыми и не очень красивыми дорогами я добралась без приключений до въезда в Ботлих, где остановилась передохнуть и заодно пообщаться, спросить, какой дорогой лучше/интереснее ехать. (Посоветовали ехать через Анди).

От Ботлиха до Кезенойам у меня был грунтовый вариант доезда и вариант по асфальту.

Впереди у меня было 2 часа до заката солнца и я решила, что если поеду по грунтовке и что-то пойдет не так, будет не очень хорошо, так как спальник то у меня был с собой, а вот коврика и палатки не было. Замерзать ночью в горах без должной экипировки мне не хотелось. Кроме того, я предполагала, что в Отеле Кезенойам могу вечером пообщаться с группой мотоциклистов, которые ехали где-то в эти же дни в этих же местах в формате мото-тура.

Прекрасный асфальт, шикарные виды, светило солнышко, было классно!
Внезапно дорога оказалась перегорожена, нарисован знак объезда и водитель встречной машины подтвердил, что на асфальтовую дорогу сошел оползень и надо ехать по объездной.

Объездная — грейдер с мелкими камешками очень круто забирала вверх, закладывая короткие петли, после каждого поворота кажется становилась еще круче.

Ехалось мне неплохо. Мысль о том, что будет, если я уроню мотоцикл в крутом подъеме на грейдер, старательно оттеснялась на периферию сознания.
Аккуратный наклон мотоцикла в повороте, чуть больше газа на выходе и радость, что не едет встречка.

Смотрите, как переплетаются на карте асфальт и эта грунтовка:

Все это веселье довольно быстро закончилось выездом снова на асфальт и тут на пограничном посту между Дагестаном и Чечней я пересеклась с парой на большом KTM adventure. Парень с девушкой, они тоже ехали к Кезенойам. (Примерно через месяц мы с ними снова встретились на ралли-рейде Moto Rally Cup в Бологое — тесен мир мотоциклистов!).

Пограничник, проверявший паспорта, что-то говорил парню-мотоциклисту про дорогу, «две дороги на развилке — тебе нужна правая». Когда дошла моя очередь демонстрировать паспорт, мы с пограничником отлично поулыбались друг другу: «А как вам в Дагестане? — Ой, очень красиво, вкусно и гостеприимно! — Ну, приезжайте еще!» и все в таком духе, а вот про дорогу мне уже не рассказали, а мне показалось, я и так все услышала и запомнила.

И на развилке я уверена выбрала правую дорогу, асфальтированную, а не грейдер, асфальт очень быстро привел меня в село Анди.

(Спойлер: надо было по грейдеру!!!)

Википедия: Анди́ — село в Ботлихском районе Дагестана. Административный центр Андийского сельсовета.
Население 5591 человек (2010)
Национальности: андийцы
Жители села говорят на андийском языке.

И тут начался мой весёлый кошмар.

Я въехала в село и асфальт закончился, начались узкие улочки, засыпанные мелкой щебенкой, опять-таки с подъемами, спусками, крутыми, под 180 градусов, поворотами.

«Поверните налево, на улицу Андийская» — сказала мне в ухо Яндекс.Алиса, и я повернула.
Поверните направо, на улицу Андийская. — Ок!
Поверните налево, на улицу Андийская. — Хм…
Поверните назад, на улицу Андийская. — ШТА?!!!
Поверните налево, на улицу Андийская.
Поверните направо, на улицу Андийская.
Возьмите левее, на улицу Андийская.
На перекрестке поверните направо, на улицу Андийская.
Поверните налево, на улицу Андийская.
И еще так 100500 раз…

И я поворачивала, страшно не хотелось уронить мотоцикл на этих, все в мелкой щебенке, с разными уклонам, улочках!

Мой проезд по главной улице села Анди, улице Андийская, сопровождали мальчишки. Они бежали известными им короткими путями, выбегали на каждом новом перекрестке, махали мне руками и кричали «тетя, тетя!». Офигевшая от яндекс-навигации тетя, осторожно (как бы не навернуться!) махала рукой в ответ и приветственно кивала головой.

Если вы скажете, что надо было остановиться, посмотреть внимательно на карту, и все стало бы понятно, куда надо ехать, то я сразу скажу: ни по ширине, ни по покрытию, ни по любым другим признакам главная улица Андийская ничем не отличалась от других пересекаемых улиц — все были довольно узкими, без указателей, и все с одинаковым щебеночным покрытием.

Вот мне прямо очень было бы интересно посмотреть на мой проезд в записи на GoPro, сопоставить впечатление собственное с впечатлением от последующего просмотра, но GoPro у меня не было.

Наконец я выехала из села Анди. Дорога — по-прежнему это был грейдер, стала шире, и снова стала круто забирать наверх.

На одном из поворотов серпантина я остановилась попить водички, перекусить и передохнуть, порадоваться, что не уронила на улицах Анди мотоцикл под крики «тетя! тетя!».

Сверху по дороге, очень не спеша, поворачивая на петлях серпантина, спускался старый черный Мерседес. Подъехав ко мне, остановился, из Мерседеса вышел мужчина, лет 55-60 и спросил, все ли у меня хорошо, как я тут оказалась, ведь по этой дороге ездят только местные, приезжают отдохнуть и выпить пива.
Водитель Мерседеса успокоил меня, что еще «3000 ведер и золотой ключик у меня в кармане» — то есть метров 500 серпантина и я окажусь на широком грейдере основной дороги, и дальше у меня жизнь наладится.

И действительно, довольно быстро я выехала на главную дорогу, выдохнула, проехала немного и мне стало интересно, как Анди выглядит с высоты. «О боже, какая красота!»

Кстати, грунтовый зиг-заг на фото — как раз там и поднималась на основной грейдер.

Я остановилась и стала доставать телефон для фото.
Тут что то пошло не так: скорее всего, я остановилась на нейтральной, был небольшой уклон, мотоцикл покатился немного назад и упал. Ну упал и упал, мне было уже не страшно. Рядом проезжала 6-ка цвета баклажан, и водитель, определенно джентльмен, лет 70-ти, помог мне поднять мотоцикл.

Нафотографировавшись, я села снова в седло, стала заводить мотоцикл, но он не заводился, жму пальцем, а кнопки то нету!!!

Кнопку я нашла на камешках, где упал мотоцикл, приложила ее к «больному» месту, мотоцикл завелся, кнопка была бережно положена в нагрудный карман, карман был застегнут на молнию до конца, и еще раз проверен, закрыт ли.

Я поехала дальше, размышляя, что кнопка — это ерунда, там же пружинка, наверное надавишь на нее отверткой, мотоцикл и заведется.

Однако садилось солнце, очень уже хотелось завершить дневные приключения. После 100 раз «поверните нале-направо на улицу Андийская» осталось впечатление, что кружится голова (как в детской игре, когда завязывают глаза, раскручивают и надо пройтись прямо).

Поэтому к озеру я спускалась ища тепла, уюта, цивилизации и горячего душа )) И если действительно мото-туристы из Даг-тура Проджекта18 там будут, может, дадут совет, что лучше сделать с этой кнопкой стартера.

Я уверена, что самый крутой вид на Кезенойам — когда спускаешься со стороны границы с Дагестаном по серпантину: виток за витком открывается тебе прекрасное озеро.

Отель Кезеной-Ам оказался вполне неплох, банный халат был новый, белый, пушистый, кайф! (Номер для меня нашелся на месте, заранее не бронировала).

На ужин я наконец съела знаменитое сушеное мясо с кукурузными лепешками — это очень экзотично, необычно, аутентично! И никогда больше!

Я встала на рассвете и пошла гулять вокруг озера.

После утренней прогулки по озеру Кезеной-Ам я собиралась стартануть в Грозный и немного там погулять. Пока на стоянке я разглядывала сломанную кнопку стартера и решала, положить обломки в карман для сохранности или приклеить к ручке скотчем, вселенная весело крутанулась на каблуках и предложила мне фантастическую возможность: путешествие по Чечне, с братьями мотоциклистами, но не на мотоцикле, а на багги. Это были удивительные два дня!

ДПС в горах

Аргунское ущелье

Поездка по Чечне закончилась для меня в Шали. Гостиница в Шали называется конечно «Шали-Сити». В центре Шали стоит большая красивая мечеть, с RGB-подсветкой вечером.
Мне нравится думать, что Шали — это глагол в повелительном наклонении («Приказываю тебе — Шали!») или французское слово châles, однако это не так, написание этого города разнится и обозначает на чеченском — «плоскость».

Из Шали я выехала на мотоцикле в Краснодар, уже без заезда в Грозный.
После езды по Махачкале, Дагестану, могу сказать, что в Чечне на дороге водители меня видели, и даже немного съезжали правее, пропускали. Да и вообще в Чечне мне показались все очень дружелюбными и корректными. (В Дагестане тоже все были дружелюбными, но в Дагестане другой стиль вождения :)

На КПП на въезде в Ингушетию меня остановили для проверки документов, когда я подняла визор, передумали о них спрашивать. Патрульный заулыбался и задал три ключевых вопроса: «Сколько прет? Сколько жрет? Сколько стоит?» — после чего пожелал мне хорошего пути :).

После этого, частично под дождем, но без приключений, я доехала до Краснодара.

Вечером в Краснодаре удивительный мастер-механик Андрей разобрал пульт, приклеил кнопку, собрал пульт, для верности еще заклеил скотчем. Кнопка продержалась еще 3000 километров, пока на очередной мойке, ближе к середине ноября, я не отклеила скотч. Кнопка отклеилась вместе со скотчем.

Утром в Краснодаре я купила в Декатлоне туристический коврик и выехала к крымским маякам.

О поездке по маякам можно прочитать здесь:

Маяки Крыма Часть 1. https://bikepost.ru/blog/96308/Majaki-Kryma-CHast-1.html
Маяки Крыма Часть 2. https://bikepost.ru/blog/96351/Majaki-Kryma-CHast-2.html
Маяки Крыма Часть 3. https://bikepost.ru/blog/96405/Majaki-Kryma-CHast-3-Surepkovoe-maslo-Luzha-rtuti-Kolokol-Menja-chut-ne-uneslo-vetrom.html

На выезде из Краснодара меня настигли 17000 км моего первого сезона.

P.S. Вот несколько фактов, которые я узнала за время путешествия по Чечне:
а) Даже в самый маленький аул, даже если остался в ауле 1 жилой дом, протянут газ. Газопроводы идут вдоль дорог и поднимаются высоко в горы.
б) Для заселения фауны в Чечне закупаются в соседних республиках олени, газели, птицы и тд. Охота при этом запрещена и строга наказуема.

Спасибо за внимание и хороших вам путешествий!

• TigerRagTigerRag
  • Наталья
  • 30 января 2022 в 14:28

Огонь!
этот характерный Шарой с лозунгом «Ахмат — сила» и дорога дальше к Аргуну и одинокая будочка на перевале из которой так никто и не вышел — одной дорогой катали =)
мы там кстати тоже встретили ATV club в желтых джерси, причем дважды — интересно это одни и те же или у них там «тропа натоптана» =)
TigerRag
Может и те же:) там много их катает, встретили несколько групп в разных местах.
Отличный отчёт, фотки супер. А мы от озера поехали вперед по грунтовке и, заплутав у «чеченского ноева ковчега», потом укатили через весьма сложный грунтовый перевал с бомбическими видами.
А где фото кемпинга на «стене» — там мы как раз спускались…
Kadet73
Дмитрий, ждём отчета)
А я без фотика был, только с гопрой, у меня объектив на фотике крякнулся.
TigerRag
Здорово! Возможно, еще раз окажусь в тех краях, и может тоже проеду этот грунтовый перевал.
Kadet73
А что это за девайс слева на руле с экранчиком?
пульт управления гопрохой
отчет будет?
ajnj-текстового нет, фотик сдох — не брал его. А вот на киношку когда сил хватит, может и сподоблюсь)
Polbred
сочувствую с фотиком, но киношка тоже вариант
TigerRag
Кажется, и мы там ехали.
Оно?
Hkosta
С одной стороны, там всего один грунтовый выезд в Чечню, с другой стороны в повествовании явно не хватает инфы между КазенойАм-Аргунское ущелье-Шали
Один?
1.Кири-Ансалта.
2. Макажой, ковчег и дальше вниз
3. не доезжая озера (спускаемся по асфальту), направо, в сторону Чечени уходит хорошая грунтовка — надо бы ее проверить. Или может кто ездил по ней?
TigerRag
А дальше поезд следовал без остановок, на карту не смотрела, только фотографировала )
Ага. Согласись — офигенная дорога!)
TigerRag
Да, офигенная! Стоишь там наверху, как king of the hill, и эхо привычно отзывается «мать мать мать» ))
pb8081
  • 30 января 2022 в 22:49
Нифига себе пейзажи.
Dimko1
Прекрасные фото, замечательный рассказ!
Спасибо! :)
Omich
  • Omich
  • 31 января 2022 в 8:18
Фантастические фото. Респект.
ises
  • ises
  • 31 января 2022 в 8:35
Вот никогда бы не подумал, что захочу Чечню посетить, но глядя на красоты захотелось воочию увидеть. Отличный рассказ, классные фото!
TigerRag
Я тоже не ожидала, что там настолько красиво!
IvanPro
Фото — огонь! Маршрут по Чечне не раскрыт, но по фото мне сдается что доехали до Цой-Педе и поднялись на перевал, который опять закрыт для сквозного проезда?

>>Поверните налево, на улицу Андийская.
>>И еще так 100500 раз…

В том числе по этой причине никогда не пользуюсь голосовыми подсказчиками. То съезды с круга не так посчитают, то найдут круг, где его нет, то находят поворот, где надо ехать прямо, то ровно наоборот.
Просто поглядываю на трек во время движения, да перед маневром смотрю в навике куда мне надо выехать с перекрестка. Ошибок — 0%.
TigerRag
так и у меня было ошибок ноль )) улица действительно виляет )) просто с обычной рутинной ездой по городу случился разрыв шаблона )

Маршрут по Чечне не раскрыт, потому что я превратилась в пассажира, который щелкал камерой и за каждым поворотом ахал, как красиво, какая красота! Да, были в погран зоне, на перевале Безымянном, в Аргунском ущелье. Как то так.
IvanPro
Вот Безымянный то я и узнал) вернее дорогу на него. Укатанная блин какая. Прямо передо мной шел грейдер и дорога превратилась в кучу скальника. Догнал грейдер уже на самом верху и упросил его пропустить меня вперед )))
не, с голосовыми не убедить уже меня… Часто съезжаю с маршрута, увидев что-то интересное и начинается «развернитесь, развернитесь....» и вообще, я еду один, а тут как уже не один получается — все время кто-то в ухо орет ))))
TigerRag
не убеждаю ) в данном случае интересно же получилось :)))
IvanPro
Вот, почти на самом верху Безымянного )
Al_Vas__1___
Из Дагестана через Ботлих на Казеной зря не рискнула, там той грунтовки часа на два, с перекурами и фото. И она хорошего качества, там на приорах ездят, спускаешься прям к озеру в итоге и вот отель рамзанчиковый.
Ну пост на перевале, проверят документы. Так что объезжать по асфальту там нет никакого профита ни по времени, ни тем более, по красоте видов.
Но вообще, ты и так молодец, все правильно делаешь. Я только про палатку и пенку не понял, их не было, потом ты купила коврик и в крымнаш поехала, а палатку так и ее купила? Спала завернувшись в чехол от мотоцикла или просто в спальнике на коврике под мотиком?
TigerRag
Может, еще раз буду в тех краях и поеду грунтовкой :)
В Крыму я ездила с попутчиком, палатка у него была. В чехол от мотика не пришлось заворачиваться )) Кстати да, надо купить палатку, записала ))
Al_Vas__1___
Я глянул твою карту повнимательнее, ты и ехала правильно, через Ботлих на Казеной. Просто раньше там была грунтовка, а теперь видимо асфальт, вот я и не понял. Просто в Анди эти заезжать для этого не надо, ты плутанула, но так даже интереснее получилось, значит не зря.
IvanPro
От поста полиции до поворота на озеро дорога и есть грунтовка. Местами небольшие фрагменты асфальта, которые уже пошли трещинами и волнами. Кучи щебня, бульдозеры… Для турынды весело, на машине уныло.
Правильная дорога на Кезеной это через Рахата и Макажой )))
Al_Vas__1___
Да, я помню, там расходится куча локальных дорожек с трассы, наверняка там можно неделю кататься по округе и будет интересно. Кавказ он такой, стоит только выбрать на навигаторе пеший маршрут или вело, и можно упарываться неделю))
TigerRag
На это вся надежда, с закрытыми то границами ))
varadero
Отличный отчет, и очень атмосферные фото! Не менее классных путешествий)
Спасибо большое! :)
robotteddy
Кто ездил по Чечне, по опыту скажите, на туристе реально там попутешествовать или только на турэндуре там можно катать?
Al_Vas__1___
Да хоть на скутере. Дороги хорошие, с бензином проблем нет. Садись да поезжай. До основных достопримечательностей идет либо асфальт, либо укатанные грейдеры. Если подвигов покорения бездорожья не ищешь, то их и не будет.
Главное — правильно выбери сезон поездки, самое лучшее время это август-сентябрь.
Chudo37rus
Почему именно август-сентябрь? Что там в июле творится?
Al_Vas___1
Честно говоря, в июле на Кавказе я никогда не был. Может только проездом куда-то через Владик в Грузию, не помню точно. Наверно и в июле хорошая погода должна быть, просто в августе-сентябре нежарко уже и в долинах и в горах еще не холодно. Ездовая погода, комфортная. И ранняя осень, краски меняются понемногу. Дожди правда возможны, конец августа-начало сентября, сходы селя и все такое. Но может и не быть, как повезет, надо смотреть за прогнозом.
Я бы планировал Кавказ на начало-середину сентября или как-то около того.
Chudo37rus
Хороший рассказ, очень красивые места!!! так и не подумаешь что какие-то двадцать лет назад здесь шла война…
TigerRag
Согласна, выглядит все очень мирно.
IgorLebedev
Великолепные виды!!! Природа (мать) во всей своей красе.
Спасибо огромное. Путешествие навечно отпечатается в памяти как «кусочек счастья»
Кстати, я тоже кнопку стартера ломал в 2009 и лечил переносом контактов с проводами на левую сторону на место кнопки «мигалки» дальним светом.
TigerRag
Спасибо за отзыв :) Интересный способ лечения, надо запомнить! :) Мне вроде как по гарантии починят, жду, когда детальки приедут. Ну я надеюсь, во всяком случае.
MaximGoy
Фото очень вставили, записал себе в книжечку ваш маршрут, попробую туда выбраться! Спасибо!
TigerRag
Спасибо! И удачной поездки, когда выберетесь :)
мотоблоги, Блог им. TigerRag, Путешествие по Чечне. Сломала кнопку стартера, заводила впрыском адреналина. Много фото