Блог им. CTbIC → Зимний соло бомж-трип Волгоград-Териберка-Волгоград\ часть первая.

Меня никогда не интересовала зимняя езда на мото. Я имел опыт небольших зимних прогонов мотоцикла на 300 километров. Удовольствие прямо скажу-так себе. Все началось в сентябре 2019. Я только вернулся из большого летнего трипа и ехать пока еще никуда не хотелось. И тут находясь на работе, слышу новость-вы зимой работать не будете. Судно ставят на отстой, а вас разгоняют в отгулы. Расстроились все. Все кроме меня, я по-идиотски улыбался и уже набрасывал план безобразия на воображаемую карту, в то время как мои коллеги, стали бурно обсуждать варианты, где подзаработать денег в зиму, ведь у всех кредиты, нужды, жены и бла-бла-бла.
Зима была вся свободна с 10-20 декабря и по середину марта. До этой новости, мои планы не блистали разнообразием. Работать и собирать пару мотоциклов к сезону. Стандартное времяпрепровождение в межсезонье. Но я же знаю, что растягивать на всю зиму то, что можно сделать за 30-40 дней, как минимум глупо. Поэтому все эти планы можно смело перенести до крайнего срока. Теперь зима точно свободна. Как психологически, так и по фактически. Так началась подготовка к зимнему дальнобою длинной в… А впрочем не важно на какой срок. Как пойдет. Надоела жизнь по графику. Так маршрут был готов. На нем красовалась пометка- «полная импровизация». Оставалось дело за мотом. Больше всего корректив в планы, внесли долги оставшиеся от покупки ноутбука для видео монтажа и оставшиеся с летнего трипа. И так, разложим все вводные по полочкам.

-Время на трип 2-2,5 месяца
-Денег-снова минимум. (По прикидкам 50-60 тысяч на все включая экипировку себя и мота)
-Нужно на мот- резина, ошиповка, подогрев
-Нужно мне- снегоходный комбез, снегоходный шлем, теплая обувь, теплые перчатки

Итого, что мы имеем на данном этапе. По самым скромным подсчетам, резина обойдется мне в 15 тысяч, подогрев-2 тысячи, комбез и шлем ( бу естественно)-20 тысяч. Обувь и перчатки еще 3 тысячи. В сумме 40 тысяч только на подготовку. Даже из гаража не выехал, а уже весь бюджет ушел. Не желание сидеть дома, перекрывало все трудности и мозг начал искать пути решения этих проблем. Плюсом добавились расходы на еду и ночевки. Готовить зимой на улице, сомнительное удовольствие, особенно в мототрипе. Значит на этом особо не сэкономить. На жилье можно сэкономить и даже изобретать ничего не надо. Просто воспользуюсь опытом коллеги по цеху. Строим кунг с отоплением и дело в шляпе! Бомжевать так бомжевать! Вместо дорогого снегоходного комбеза, на работе была найдена какая-то куртка с аля-мембраной и распотрошена зимняя роба. Буду шить комбез сам. Пусть я ни черта не умею шить, но когда бы меня подобное останавливало. И так, около 10 тысяч сэкономлено на комбезе. Так же сэкономил на подогреве. Изучив все аспекты и на выписывая требования пришел к выводу, что надо колхозить самому. На мой 25 мм руль выбор был не велик. Либо китайская ИК-пленка, либо фирменные ХДшные ручки с подогревом. Первое- хлипко, второе-дорого. Нашел все так же на работе кусок нихромовой спирали, размотал, замерил сопротивление, намотал на валявшуюся грипсу и зажав ручку в руку одетую в перчатку, стал ждать. Подогрев грел годно. Вышло два режима 15 и 30 ватт, при последовательном и паралельном соединении обмоток на грипсах соответственно. Грело 50 и 70 градусов. То что надо! На подогрев сиденья пошел углеродный кабель, купленный на Алике, с сопротивлением в 17 Ом на метр. На этом пока что все возможные варианты хоть как-то сэкономить денег чтобы не влезать в новые долги иссякли и я принялся продумывать детали по переоборудованию мотака под предстоящий трип. Сразу скажу, меня терзали сомнения, по поводу целесообразности выезда на моем боевом моте. Хотя он и был готов процентов эдак на 80. Но убивать мот ездой по реагентам, очень не хотелось. Альтернативой был второй мой днепр, который я недавно переоформил. Он был в стоковом состоянии, не имел каких либо доработок и изысков и вообще собирался мной чисто для гражданской езды " по делам". Так сказать, как повседневный транспорт для езды по своей области. По сему, ему только предстояла реинкорнация в нечто, на чем мне будет комфортно ездить. Но если раскидать объем работ по его подготовке, то он был готов для зимы, процентов так на 10. Я встал на распутье. Катить на боевом моте или же пилить новый. Этот момент я так и не решил и оставил его на время. Пока не дойдет очередь непосредственно до мотака.

И так, настало время конструировать кунг. Неделю, я провел в копании недр интернета, для того чтобы собрать необходимую информацию интересующую меня по зимним мото дальнобоям. Как оказалось, на словах " не закрывает" сезон, каждый второй, на деле же я нашел пару тройку серьезных отчетов о зимних дальнобоях. А все остальное, сводилось к тому что чел выкатил мот, проехался 15 километров наделал фоток и повыкладывал в сеть с подписями в духе " мототоксикоз?! не, не слышал" и " сезон продолжается". Приехал домой и стал раздавать советы, что на летней резине нормально ездить и спец экип нафиг не нужен. Пришлось опираться на те самые толковые отчеты. И так, началась работа над кунгом. Требования к нему были немного глуповатые и местами взаимоисключающие. Вот список

— возможность спать в тепле, вне зависимости от погоды за бортом
— полная автономность не менее 2 суток
— возможность вытянуться во весь рост ( это важно, иначе не выспаться)
— вариант аварийного обогрева кунга
— безопасность ( чтобы не угореть, не надышаться углекислого газа, пожаробезопасность)
— возможность подключиться к сети 220 и обогреваться от нее ( этот случай, если вдруг подвернется возможность прикуриться к розетке, на какой-нибудь стоянке)
— и самое главное, вес снаряженного кунга, не должен превышать вес родной коляски с пассажиром.

Задачи были более чем понятные и я принялся за работу. На роль автономного отопителя лежала купленная два года назад, ШААЗовская печь от запорожца. Промыв и обслужив ее, попробовал сделать тестовый запуск. Итоги были печальными. Очень вонючий токсичный выхлоп, адское потребление тока ( особенно на пуске). Расход бензина не стал даже замерять, потому что и так стало ясно, что спать в одном помещении с этим шайтан агрегатом так же безопасно, как дергать тигра за хвост, сидя с ним в одной комнате. Так место ШААЗовской печуры, заняла китайская дизельная автономка на 5 киловатт, с расходом 200 грамм в час и потребляемой мощностью в 11 Ватт. Это уже больше похоже на автономку. Для подзарядки акб на длительных стоянках, дабы увеличить время автономности, я решил использовать 20 ваттную солнечную панель. Купил панель и контроллер заряда, все на том же Алике. Вопрос с автономностью решен. Теперь настал момент обеспечения безопасности. С этой системой пришлось повозиться. Надо было продумать все до мелочей. Прокрутить в голове все возможные сценарии развития событий и хреновых ситуаций. Чтобы не пришлось потом стать поводом сбора поминок. Потратив пару вечеров, родилась блок схема, прописаны сценарии и условия работы всех элементов. И так. Мозг системы, представлял собой микропроцессор на базе ардуино. Она собирает данные с трех датчиков. Датчик угарного газа( установлен вверху), датчик углекислого газа ( установлен внизу) и датчик дыма ( установлен вверху). Так же к системе подключены три мощных вентилятора расположенных снизу и сверху кунга, которые отвечают за продувку кунга при сработке по углекислому или угарному газу. Так же в систему я добавил соленоид. Он разблокировал подпружиненную крышку кунга, которая должна была открываться на газовых упорах от багажника нивы, как подстраховка в случае сработки по угарному газу или по дыму. Так же добавил сирену с мерзким звуком, для оповещения о сработке по концентрации газов, дисплей с отображением концентрации всех газов в воздухе, а так же некое подобие климат контроля для кунга и режим проветривания ( но это я так, заигрался в радиолюбителя). Поженить все это дело в единое устройство и написать прошивку, взялся мой лучший друг Жека. Я заказал все необходимые модули из Китая и стал ждать.
Дальше у меня вышла дилемма. Я рассказал о своих планах товарищу. И понеслись советы. Полезные и не очень. В какой-то момент, я понял что человек не пытается мне помочь, а хочет реализовать моими руками свои идеи, совершенно мне не нравящиеся. По сему я пресек все коррективы в этот творческий проект и стал думать своей бошкой. Камнем преткновения стала система отопления от 220 вольт и аварийное отопление. Сейчас поясню что я подразумеваю под словом «аварийное». Это было на случай, если я встану не весть где, на глухой ( не дай бог на перекрытой или заметенной снегом) трассе и что-то случится с дизельной автономкой или с мотом. На этот случай, должна быть возможность не окочуриться от холода в ожидании помощи, на время устранения проблем с техникой или распутства стихии. Проще говоря, нужна энергонезависимая херня, готовая сделать тепло из всего что горит. Дрова, ветки, трава, мусор, масло, резина. И транспортировать это тепло внутрь кунга. Идея с печкой внутри кунга отсекалась сразу, в виду повышенной опасности.Выбор пал на создание мини-буржуйки с водяной рубашкой. Ну а что? Сварю я ее без проблем. Проблема только куда разместить ее. Внутри кунга кину змеевик медной трубкой, а к рубашке сделаю гибкое подключение полдюймовыми шлангами. Идея казалась мне офигенной. Плюсом, через тройник, можно было подключить некое подобие электрического котла из нагревательного тэна, пустив его в эту же систему. Офигенной эта мысль была ровно до того момента, пока я не принялся за сварку и болгарку. Раскроил на листе железа все элементы печки. Взвесил. Вся конструкция потянула на 13 кг +\-, плюс к тому же, по габаритам была похожа на 90 амперный аккумулятор. Сильно дохрена! Мысли с печкой повисли в воздухе. Снова принялся лопатить интернет. Ничего подходящего под мои задачи не было. Ни из готовых решений, ни из произведений самоделкиных. Мозговой штурм дал свои плоды. Споткнувшись на палубе об кусок трубы диаметром 110 мм, решение пришло само. Так родился вертикальный котел все с той же водяной рубашкой и съемной топокй. То есть его можно было топить всем что горит. Основным его горючим было масло или отработка. Почему? а потому что из безопасного и широкодоступного это самое теплотворное топливо, выдающее с 1 кг, аж 12 киловатт тепловой энергии. ну а масло на крайняк, можно будет и с кпп слить, в случае чрезвычайной ситуации. Плюсом этого котла была его конструкция, которая позволяла как использовать его в виде самостоятельного устройства, так и в паре с очень экономичным примусом шмель. И самая трешовая. Просто разжечь костер и бросить его прямо в костер, где он выполнял бы роль теплообменника. Размером с двухлитровую бутылку, по весу 4 килограмма. Это уже кое-что. Сварил котел. Через какое-то время, мне на глаза попалась статья, как люди выживали в снежном плену на трассе. Прочитал пару раз. Потом перечитал все что смог найти на подобную тему. Так я понял что котел не годится в этих условиях. Начались поиски дальше. В конце концов, на места все расставила одна фраза из видео зимних туристов. " Греть должна не палатка. Греть должен спальник. А палатка всего лишь защищает тебя от осадков и ветра." А у меня то утепленный кунг. Замкнутый герметичный объем в полтора кубометра. И спальник зимний у меня есть. Так что не замерзну. А в качестве аварийного подогрева, я выбрал пару каталитических 90 граммовых грелок. Путем не хитрых расчетов выяснил что грелка, дает 62 ватта тепловой энергии. И от одной заправки греет от 16 до 24 часов. Вот! То что надо! Так же купил пару 100 часовых парафиновых свечек.
Конец октября. Я наконец- то сменился с вахты и приехал домой. Все снова по класские. Два месяца до старта, 20 дней на подготовку. Не сделано нихрена! Красота! Но я настолько привык к таким раскладам, что совершенно не смутился. Закипела работа. Первым делом, нашел подходящую раму коляски с тормозным приводом. Зима же. Нужны все три тормоза. Закупил проф трубы, фанеры и пеноплекса. Хотел уже было заказывать ткань на комбез и тут, шерстя авито, наткнулся на новый комбез нефтянника для заполярья. С тефлоновой пропиткой. Всего за 3500. Решил взять его в качестве запасного. Следующим шагом были перчатки. Их я упер с работы. По рассказам зимних дальнобоев понял что есть проблема, так как грипсы греют ладошки, а тыльная сторона руки замерзает. Надо организовать подогрев рук прямо на перчатке. Замерил необходимую длину кабеля нагревательного, чтоб не спалить руки, отрезал, обжал и пришил на перчатку. Включил и стал ждать. Греет достаточно хорошо. Но сверху надо тканью закрыть. В итоге, многослойный комбез, жилет с подогревом и перчатки, мне зачинила мама.

Домашние дела не давали расгрестись. И вот, наконец то, 27 октября, я распахнул двери гаража. Отцепил родную раму от своего боевого днепра и начал куралесить." Сперва, у меня был какой-то план и я его придерживался". Пока этот план не стал воплощаться в металле. Кунг, собираемый по чертежу, нарисованному мной на полу два месяца назад, был утопичным. Во-первых из за аэродинамики. Конечно оппозит и аэродинамика, это изначально слова диаметрально противоположные но это был вообще трындец. Снова включил рассчеты на глаз и через пол часа плясок с рулеткой вокруг мотака, родился новый чертеж. Вот так он выглядел.
К тому же открылись непредвиденные проблемы. Фанера, купленная мной не соответствовала ГОСТу и оказалась слишком тяжелой. А ведь это была взвешена только внешняя обшивка. Не долго думая, заменил фанеру на фанеру по-тоньше и пересмотрел внутреннюю отделку. Работа кипела. Но из за того что фактически, делалось все на коленке по месту, это очень замедляло процесс сварки карскаса. Каркас имел не строго прямоугольную форму, а огибал препятствия на мотаке, дабы выиграть необходимый внутренний объем.
Так же присутствовала небольшая проблема в виде отсутствия какого-либо багажного объема. На мотоцикле оставался боковой и центральный кофры. Под вещи первой необходимости и под одежду. А элементарно положить инструменты и мелкие запчасти было некуда. Докупил газовые упоры багажника и петли для крышки люка и двери. Долго подгонял угол установки газовых упоров, дабы оставить нужное усилие, способное «срывать» люк в случае обмерзания от конденсата. Попутно боролся с мостиками холода ( точки где голый металл каркаса торчал бы внутри кунга). Боролся на стадии сварки, максимально убирая их, а следовательно и точку росы, внутрь стен.

Пришло железо для бортового компьютера. Сгреб его и уехал на работу. На работе, мой друг Жека, принялся писать код для железа. Изначальное тех.задание, правилось по несколько раз на дню. Нюансы продумывались уже в две головы, по ходу написания кода. Все это дело напоминало математику. Когда решаешь уравнение на пол листа, а в итоге оно оказывается неверным, из за того что ты не поставил какой-нибудь минус. Так было и тут. Потратили час на ковыряние кода выдающего ошибку. А дело было всего лишь в знаке «больше», который мы попутали. Жека писал код, а я визуализировал на листе бумаги, все что должно было присутствовать там. Попутно занимаясь силовой частью бортового компьютера.
Так к концу второго дня окончательно закончили писать меню, привязали дисплей, датчики дыма, со и со2, энкодер, пару термодатчиков и блок реле. Осталась проблема только с калибровкой датчиков со и со2. Всю голову сломали, но пока не решили пробелму.
Наверно, будет не лишним сказать, что же теперь умел бортовой компьютер и для чего предназначался. И так, он имел основной дисплей, с отображением температуры в кунге и снаружи, концентрацию газов со и со2 в формате PPM в режиме реального времени. При сработке по дыму- автоматически открывалась крышка аварийного люка, подпертая газовыми упорами. И начинала выть мерзкая сирена, попутно перекрывая подачу топлива в автономный отопитель. При сработке по углекислому газу (со2), включалась продувка кунга кулером расположенном в нижней части. А при сохранении превышения порога концентрации газа в течении 1 минуты, включалась сирена. При сработке по угарному газу (со), открывалась крышка аварийного люка, включалась сирена, включалась продувка кулерами снизу и сверху кунга. Так же комп имел две доп. программы. Климат-контроль и вентиляция.
Климат-контроль отвечал за поддержание температуры внутри, при использовании автономного отопителя. Так как объем был всего около 1,5 кубического метра, а минимальная мощность, на которой работал отопитель, составляла 1 киловатт, было принято решение, просто сбрасывать излишки тепла в атмосферу ( чтоб лето быстрей наступило). Сбросом части горячего воздуха за борт управляли два шибера, привод которых я сделал из приводов центрального замка от какого-то ВАЗа. Но просто управление шиберами от температуры, нам не очень понравилось. Поэтому немного поразмышляв и прокрутив в бошке сценарии его работы, добавили настраеваемый гистерезис открытия\закрытия шиберов и ручной режим.
Режим вентиляции, включал в себя ручную вентиляцию и вентиляцию по превышению концентрации углекислого газа, которая работала в автоматическом режиме.

Вообще, стоит сказать о том, что процесс создания самого кунга, увлекал меня все больше и больше. Уже даже не столь важным было само путешествие, сколько сам процесс. В процессе работ, я скидывал их этапы другу Сане из Бийска. И он однажды сказал мне фразу- " да, не так-то просто оказалось кунг построить с нуля". А ведь действительно. Сделать утепленный коробок, назначение которого не дать тебе замерзнуть, чтоб кое-как переночевать-это раз плюнуть. А сделать жилой модуль. Комфортный (с точки зрения зимнего мотопута) и безопасный. Да еще заранее все продумать, чтоб потом не страдать от какого-нибудь косяка-это совершенно другой уровень, другие трудозатраты.
Все идеи и интересные решения, приходили мне в голову именно тогда, когда я стоял под струёй горячего душа и бессознательно залипал в точку ( многие поймут о чем я сейчас говорю). И так, стою я под душем, залипаю в точку и думаю. " А вот одежда промокнет, где ее сушить?". Так родилась съемная сушилка для одежды.
В конце ноября я попал в больницу. Судно поставили на зимний отстой, а это означало что до апреля, делать нечего. Чертова прокрастинация вырвалась наружу и я провалялся с 12 до 20 декабря в доме, почти не выходя на улицу ( мозг понял что впереди много времени и растянул задачи). Но собрав волю в кулак и разогнав лень, я пошел в гараж и принялся за работу. Достроил кунг я достаточно быстро. Протянул всю электрику, подключил системы, установил отопитель и стал тестировать модуль.
А в это время занимался другими делами. Надо было собрать главный редуктор и двигатель. Воскресить переднюю вилку, сделать панель управления подогревом одежды, поставить дублёры поворотников, сварить кронштейн под канистры с бензином и прочие мелочи. И эти мелочи отняли в сумме почти месяц. Из всех этих задач, главной проблемой оставались неошипованые колеса. Я уже предпринимал попытку зашиповать их в местной шиномонтажке, на что мне отказали, сославшись на то что боятся испортить резину. И я уже было хотел оставить как есть и катить без шипов. Но пробный заезд по снегу, расставил все а места. Мот не рулился не фига. Собрал всю резину и поехал на шиномонтаж. Обрисовал мастеру ситуацию. Взялись таки зашиповать. Через день я уже был обладателем четырех ошиповаых колес, которые закатали в 6 рядов каждое. За всю работу взяли 3600.
Следующей проблемой стал внезапный отказ отопителя. Ничего не оставалось, как разбирать и ремонтировать. Зачинил довольно быстро. Дальше меня поджидала подляна в виде отсутствия нужного мне масла в магазинах станицы. К тому же барыги настолько стали жадными, что все что я нашел, это канистру трансмиссионнки синтетики, объемом 4 литра и стоимостью 2400. Написал своей подруге Сюзе. Она работала в организации, которая занимается снабжением всех торговых точек авто запами, маслами и прочей радостью. Попросил помочь. В итоге через неделю, она через машину развозившую грузы по магазинам, отправила мне посылку, в которой было 4 литра трансмиссионной синтетики и 5 литров моторной синтетики. И все это мне обошлось в 2390. Вот это подарок!)
И так, все было готово к старту, но мелкие недочеты постоянно оттягивали старт. И вот, 31 декабря я установил модуль на мотоцикл и сделал пробный заезд.
В качестве испытателя была мама, которая напросилась, прокатиться " в кибитке" ( так в ее представлении назывался кунг). Проехали 20 км. Все в порядке. Мама осталась довольной. 1 февраля было посвящено сборам шмурдяка. Весь день я боролся с паранояльными мыслями и желанием накидать в багаж всякой херни.
Продолжение следует…
  • CTbICCTbIC
  • Станислав
  • 7 июня в 19:10
  • 2
  • ?

Комментарии (18)

RSS свернуть / развернуть
+4
Mik06
Я в шоке, мой мозг отказывается понимать все это " безобразие", но руки растут с правильного места однозначно!
+3
solars
Потрясающая задумка. Пока читал в мысле витает, А что так можно было?.. Очень необычно. С таким кунгом можно катать круглый год и палатку летом не брать, спать наверняка удобней, и спокойней в плане безопасности.
+16
Gdetoedet
Очень крутая тема!
Я знаю с чего ты срисовал дизайн)))
броневик</a
+5
CyTeHeP
Охренеть, вот это я понимаю подготовка к дальняку.
+5
danila1271
Просто шок. Ты псих в хорошем смысле слова. Горжусь тем, что в нашей стране есть ещё такие авантюристы, да ещё и с руками из плеч!
+1
Lifan1984
Да тебе нужно в силиконовую далину приехать и сказать, знакомьтесь я ваш новый начальник! Я серьезно! Это потрясающи!
+1
stv_nik
Бомба. Ладно из микроавтобусов дома на колесах мутят, но такое…
здесь был ататат

+1
sergey_zh
Вот это да!!! Реальная бронемашина!
+1
nesport
Чувак, я твой фанат)) на Памир было мощно, но это явно ещё круче
+3
Igor65
Станислав, ты абсолютно ненормальный!) Не знаю, представляешь ли сам, насколько мир стал бы беднее и бесцветнее без таких ,, ненормальных"… Береги себя и не забудь передать свои гены в надёжное хранилище!))
здесь был ататат

+1
LIMUR
Очень круто!
здесь был ататат

+1
blackfire
Привет, спасибо за подробный отчет. Видели твой мот ночью на заправке в Лоухи.
здесь был ататат

здесь был ататат

+1
Kadet73
Очень интересно и необычно)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. CTbIC, Зимний соло бомж-трип Волгоград-Териберка-Волгоград\ часть первая.