Блог им. sumerkalesa → Отпуск на Рычалке. "Дикая" финская неделя. Часть 1

Приветствую всех!

Хочу рассказать вам про маленькое путешествие с палатками по Финляндии. В этот раз не будет сериала — постараюсь уложиться в две части. Сегодня расскажу про дорогу «туда» — про ставшие родными laavu, северных оленей, Санта-Клауса и про прелесть отсутствия планирования.
Как обычно — никаких технических деталей, только путевые зарисовки двойки.
Добро пожаловать под кат!

Так уж получилось, что в этом году нам пришлось сделать паузу и обойтись без уже привычного майского марафона в стиле «10 000 км за 3 недели». Но душа просила дальняк, да и Рычалку надо было выгулять. Поэтому мы взяли неделю в конце мая и решили отправиться в Финку.

Как уже знают читатели моих прошлых опусов, в путешествиях мы ночуем в хостелах в городах. В этом сезоне решили попробовать другой тип дальняка — с палаткой и природой, без предварительного планирования маршрута и бронирования жилья. С палатками выезжали только на выходные (и то рядом едет машина сопровождения — друзья, к которым можно закинуть палатку, спальники и другие вещи), поэтому готовиться начали заранее — перебирать туристическую экипировку, присматривать походное меню и так далее. Я мужественно держалась и не изучала статьи «Что посмотреть в Финляндии» и «10 самых необычных достопримечательностей в городе N», хотя это было очень сложно. Но в Финку мы ездим регулярно, поэтому не ожидала никаких особых открытий — просто хотелось отдохнуть на природе без людей.

И вот настала ночь перед выездом. Сбор!!! Разложив вещи на кровати, мы впали в ступор — как ВСЕ ЭТО разместить на бедном Рычалке. Мы же еще набрали с собой еды — раз уж проводим эксперимент, то это должен быть бомж-тур, с минимум трат. Стало понятно, что ранний выезд нам не светит — утром будем играть в тетрис.

День 1.
Выезд. Ну что, мое предсказание сбылось — цыганский табор выехал только в 9 утра.

Границу прошли легко и непринужденно примерно за 40 минут, хотя очередь из машин растянулась почти на километр.

С погодой повезло, поэтому с удовольствием катались по второстепенным дорогам Финляндии без особой цели. В итоге случайно наткнулись на парк работ Вейё Рёнккёнэн. Если коротко — художник из бетона делал разные фигуры, которые являлись скрытыми автопортретами (особенно 200 с лишним фигур, занимающихся йогой). Мне даже днём было жутко в этом парке, особый ужас наводили глаза и зубы (настоящие что ли) фигур. Короче, развлечение на любителя, но зато отвлеклись от дороги.

Ближе к вечеру мы добрались до города Йоэнсуу — приятный город, в центре много пешеходных улиц и зелени, странные памятники и одноэтажные домики на окрание.

Незаметно настал вечер, поэтому мы решили начать думать о ночевке. В Финляндии есть такое понятие, как laavu — в вольном переводе Maps.me «укрытие». Это домики/навесы/шалаши, где любой путник бесплатно может остановиться на ночь. Запас дров, урна, красивый вид и иногда туалет прилагаются.

Есть сайт laavu.org, но мы не смогли с ним подружиться — он только на финском, нет поиска и фильтров, 300 страниц в списке laavu. Поэтому в очередной раз мы доверились maps.me.

В итоге мы нашли свободную лааву за Йоэнсуу. Она близко к трассе, но зато свободный домик около озера и ещё горячие угли в очаге. Место для костра, кстати, тоже важная вещь — в Финляндии можно разводить огонь только в специально оборудованных местах. И теперь я понимаю почему — дрова настолько сухие, что вспыхнули буквально с первой искры.

Глядя на тихую гладь озера и облизывая ложку после гречки с тушенкой, я подумала, что мне нравится ехать без конкретного места ночёвки. Нет четкой точки, куда ты должен успеть приехать. Несмотря на то, что палатки/спальники/пенки занимают ооочень много места, они же дарят свободу перемещения. Первый ужин получился праздничным — невозможно приехать в Финку и не купить рыбу и сыр. Так себе бомж-тур у нас)

День 2.
Проснулась утром и не сразу сообразила, где мы находимся. Пока пилот возился с костром, я собирала спальники, палатку и вещи в целом.

Позавтракав сыром и вкусняшками, мы были готовы выехать в 10 утра, но тут случилось непредвиденное — аккумулятор Рычалки не подавал признаков жизни. 5 лет — большой срок, конечно, но он так легко и просто завёлся после зимней спячки, что мы были уверены в его надежности на ближайший сезон.

Вы когда-нибудь толкали гружённый мотоцикл в горку? Я теперь тоже «да» — так себе ощущения, на троечку. Особенно когда потом пилот скатывается с этой горки, пытаясь завести двигатель в движении, но безрезультатно — и надо ещё раз толкать в ту же дурацкую горку.

Само собой, мы именно для этой поездки выложили крокодилы, поэтому пришлось останавливать проезжающие машины. Вот ещё один плюс близости нашего сегодняшнего укрытия к дороге. У первого финна с собой не было крокодилов, но он позвонил другу, который ещё оставался на озере и тот обещал выручить нас. Через 10 минут приехал брутальный лысый мужик с бородой сурового вида и за 5 минут оживил нашего рычалку. Едем на север!

Так как едем без навигатора и стараемся ехать без трасс, то мы оказались на дороге, ведущей не на север, а на запад. В этот раз мы можем смело менять маршрут, поэтому решили поехать в сторону города Куопио. А после него уже попробуем свернуть в северном направлении.

Куопио довольной большой город, очень похожий на все остальные города Финляндии (кроме Хельсинки). На центральной площади раскинулся блошиный рынок, продают все подряд — кукол, печенье, блокноты, одежду, посуду. Поели мы мороженое, посмотрели на эту вакханалию и поспешно сбежали.

В городах здорово, но на природе лучше. Видим красивое место — делаем привал.

Ехали в отмеченную на берегу реки лааву, но не доехали — увидели домик на озере с пирсом. Домик, правда, оказался переодевалкой, но мы же с палаткой, очаг есть — значит можно останавливаться.

Вечером я решила посмотреть список лааву на карте и обнаружила, что около городка Рованиеми находится деревня Санта-Клауса. Да-да-да, я обещала ничего не планировать, Вот обещала же, но на карте искала знак полярного круга и увидела деревню Санта-Клауса — мое сердце дрогнуло )

День 3.
Разведали лааву, до которых не доехали вчера — очень даже неплохо, даже есть на территории туалет с журналами про компьютерные игры (правда, 96 года). Едем дальше в сторону Санты и полярного круга.

Природа потихоньку меняется — сосны и березы становятся все ниже, появляются болота, исчезают машины. И вот она — первая встреча с северными оленями! Мама с мохнатыми рогами выгуливает маленьких оленят и настороженно смотрит на нас. Пытались незаметно подползти поближе к ним, но олениха была бдительна и увела свою семью в лес. Все равно здорово!

Остановились на нашей уже любимой заправке ABC, чтобы оценить погоду — мы же не привязаны к маршруту, а вот погода очень даже важна. И вот он облом — в Рованиеми сегодня дождь, так что остаюсь без Санты, поворачиваем в сторону Оулу.

Оулу — довольно крупный город с населением 130 тысяч. Никита даже хотел здесь заночевать в цивилизации, чтобы погулять по местным красотам. Ещё Оулу считается местной силиконовой долиной — тут много технологичных предприятий и крупный университет.

В качестве начальной точки отметила крепость, которую мы так и не увидели, только какое-то розовое кафе. Как мы узнали позже, это кафе построено на фундаменте старой крепости, а в подвале небольшая выставка, посвящённая истории крепости, который уже нет.
Зато около библиотеки нашли милую площадь с красивыми деревянными домиками, где даже шиканули и выпили сидр.

После обзорного круга по Оулу стало понятно, что ночевать мы тут не будем, скучно. Лучше заскочим в Швецию — 130 километров и мы в другой стране)

Когда ехали из Оулу в сторону приграничного Торино, на трассе всё-таки попали в ливень. Пришлось снова менять планы — решили оставить шведский городок на завтра, а сегодня пораньше встать на место ночёвки, чтобы согреться и лечь спать пораньше.

Заехали в прибрежный городок Кеми — вот бы сюда в солнышко. Красивая розовая церковь, уютная набережная и множество лодок и яхт. Очень много памятников, посвящённых потерям в 39-45 гг.

Закупались продуктами, идём по классике — хлеб, сыр, вода и шоколад. Пора искать место для ночёвки — благо я отметила несколько лааву рядышком.

Это был вечер облом. Первая — 4 км ехали по лесу и вдоль угольного карьера и обнаружили только обугленные брёвна в лесу. Чтобы пробраться к второй лааву надо было заезжать на частную территорию и ехать мимо дома (и ещё не факт, что она там вообще есть). Третья лааву оказалась в черте города и больше напомнила место для пикника (а ещё была грязной и без дров). Решили вернуться чуть назад и заехать в лесную лааву. В итоге к этой четвёртой лааву проезд запрещён — мы, конечно, проигнорировали знак и шлагбаум, но там ремонтировали дорогу, поэтому даже на Рычалке не пробраться.

Психанули и решили ехать в кемпинг, а то время позднее, ноги все еще мокрые. И не доезжая 5 км до кемпинга мы видим на берегу реки лааву. Да, она тоже почти в черте города и рядом шумит завод (ночная смена что ли), зато мимо нас пробежал жирный заяц и само место чистое. В итоге встали на привал только в 22.30 — самый поздний наш приезд. Дров не было, поэтому сделали маленький сырой костер для чая (речка грязная, поэтому чай делали на минералка), а ужинали бутербродами с сыром и рыбной консервой.

А перед сном мы увидели, как садится лебедь — это потрясающее зрелище! Неторопливо взмахивая крыльями, поднимая брызги воды… красивая птица! Вот после такого можно и спать )

День 4.
Встали пораньше потому что место ночёвки не вызывало доверия — слишком близко к городу и слишком похоже на место для пикника, а мы с палаткой. В итоге уже в 7 утра мы выехали. Пока собирались увидели несколько огромных зайцев, которые носились по противоположному берегу реки, а когда уже выезжали из сонного городка, увидели белку.

Ну что, едем в Швецию, надо подарить Рычалке ещё одну наклейку. Сама граница проходит по мосту и практически незаметна. Поняли, что мы уже в Швеции, когда на знаках вместо Keskusta появилось Centrum.

Первое впечатление было гнетущим — пусто после зомби-апокалипсиса и довольно грязно. Решили немного побродить по центру. Очень удивляло отсутствие людей — в Финляндии уже кипела жизнь. Скоро мы поняли в чем дело — оказывается, в Швеции другое время и сейчас только 6.50, нашли время для знакомства с новой страной)

Сделали небольшую обзорную экскурсию — очень похоже на Финляндию, только менее красиво и аккуратно (обшарпанные дома, неухоженные придомовые территории и мусор). Увидели школу с игровой площадкой — не смогли пройти мимо качелей. Наверное, это было странное зрелище — ранним утром два чудика в шлемах ползают по детской площадке. Зато согрелись.

Я очень хотела сделать обязательную для нас фотографию на фоне таблички с названием страны. Пришлось пару раз пересечь границу (как звучит-то!), чтобы найти ее и удобный момент для фото Ещё одна галочка )

Потом попытались найти другой мост в Финляндию, но нашли только железнодорожный мост и очередного зайца. Или мы плохо искали, или это досадное упущение — вот случится что-то с мостом, куда будут ездить шведы за дешевым бензином?

Швеция ещё более дорогая страна, чем Финляндия, но мы все равно зашли в кондитерскую в центре — не только чтобы согреться, но и чтобы зафиксировать визит в другую страну (есть у нас такой пунктик). Судя по цене, булочки были посыпаны золотом, но что делать.

Ну что, пора к Санте?

Холодно и мокро, даже оленей не видно — конечно, они же не дураки, чтобы бродить в такую погоду. Спасают бензиновые грелки в карманах. За 20 км до точки назначения потихоньку стало появляться солнце — жизнь прекрасна!

По пути решили заехать в сам город Рованиеми и зашли в местную церковь. Алтарная фреска называется «Родник жизни» — она изображает сердце человека, в котором идёт борьба добра со злом. Слева люди, идущие к роднику, ищут смысл жизни, а справа люди, которые тратят жизнь на ссоры и клевету. И все это на фоне лапландской природы (информация из буклета).

Вообще тут 2 тематических парка — Деревня Санты (бесплатный вход) и Парк Санты (платный). Угадайте, куда мы пошли?) Сказка начинается. Мы почему-то начали с магазина — приходилось бить себя по рукам, чтобы не купить кучу милых бесполезных штук — купили только памятную наклейку для рычалки. Здесь же указатель «дорога к Санте». Немного волнительно, поэтому мы очень неторопливо шли по волшебной тропинке. Но через минут 10 к нам подошёл эльф и попросил покинуть заведение — нет, с нами все в порядке, но у Санты обед. Что ж, вернёмся попозже.
Дальше мы пошли на почту — тут действительно работают эльфы! Интересно, сложно ли получить тут работу? И как называется их должность — эльф? Рычалка уже более чем нагружен, поэтому обходимся без подарков, но я отправила домой письмо, которое должно придти к Рождеству (забегая вперед — письмо пришло 20 января, хотя было отправлено 4 декабря).

Потом пошли бродить по магазинам — я не люблю бесцельный шопинг (да и вообще магазины), но тут это больше похоже на прогулку по музею. Особенно понравился магазин с игрушками-каруселями (не знаю, как они правильно называются — на фото понятно). Такая милота!
Увы, лавка с «самой вкусной семгой» была закрыта. Если бывал кто — расскажите хоть, что мы потеряли )

Совсем забыли о нашей цели — полярный круг. А тем временем распогодилось — плюс 19. Эх, знали бы мы, что дальше будет только холоднее… Фото на память — и дальше бродить по парку.

Наверное, тут круто зимой — сейчас многое закрыто/ремонтируется, но все равно я уже немного устала эмоционально. Представляю, как тут крепко спят дети!

Стесняюсь и даже немного боюсь, но надо же встретится с Сантой. К нему ведёт длинная лестница и коридор, так что ты успеваешь морально настроиться на чудо. И вот он — милый дедушка, с добрыми глазами и пухлыми ручками. Будь я ребёнком — точно бы поверила, что это настоящий Санта. Фото делать нельзя, но можно на выходе купить профессиональную за 40 евро! Ребята молодцы — дали визитку, по которой потом в любое время можно будет купить фото (что мы и сделали потом). Общее впечатление — даже взрослый тут почувствует себя ребёнком) не зря приехали!

Полярный круг был самой дальней точкой нашего маршрута, поэтому дорогу «обратно» оставлю на следующую статью.