Блог им. BigBug → Куда глядят глаза? На Кавказ! Часть 2.

Продолжаю рассказ о прошлогодних весенних покатушках в сторону Кавказа, начатый здесь:

Отъезд из Баку пришелся на теплое солнечное утро. Мы немножко поплутали по городу, путаясь в развязках дорог, но в итоге вышли на нужную трассу и вскоре цивилизация, большие дома и широкие проспекты остались позади. Мы ехали по красивой дороге в небольшую горную деревушку под названием Лахыч. А иногда и не по дороге, благо возможности Трансальпа позволяли немного хулиганства.

Дорога, сначала петлявшая среди холмов, забиралась все дальше в горы. Иногда мы делали привал на попить водички и пофоткаться, и внезапно находили что-то интересное. Так, на одной из стоянок мы вроде бы заприметили узкую тропку, ведущую куда-то на вершину скалы. По другую сторону скалы текла горная речка, лезть наверх по камням было довольно трудно, но мы не сдавались, предвкушая таинственные открытия, которые ждали нас впереди. Наконец, вот она — вершина! На ней обнаружилась беседка, скамеечки и… аккуратная каменная лестница с противоположной стороны скалы :) Придумывать себе трудности, а потом мужественно их преодолевать — наше все. Я потопала вниз по ступенькам, Гоша же решил идти до конца и стал спускаться к мотоциклу обратно по склону.

Разумеется, я спустилась раньше. На другой стороне обнаружился небольшой источник родниковой воды. Пока я рассматривала его, на горизонте показался пожилой мужчина на тоже немолоденьком муле. Мы разговорились. Увидев, с каким любопытством я смотрю на мула, он предложил покататься))

Жизнь в горных селах ни разу не легкая, но жители стараются не терять оптимизма, хотя и смотрят на окружающую местность совершенно с другой стороны. Что для нас — экзотика, для них — ежедневное преодоление трудностей…

Дорога в Лахыч красива, но какой-то своей, немного пугающей, красотой. Местами видны следы еще свежих обвалов, а суровые горы нависают над головой, словно напоминая, кто в природе главный — и это совсем не человек.

В Лахыче мы заранее бронировали жилье через букинг. В самой деревне улочки оказались узкими, выложенными камнем и ведущими далеко-далеко вверх. И, конечно же, наш дом располагался практически на самой вершине. Нелегко было добираться, особенно когда примерно на середине пути нам навстречу пошла Шишига — неслабых таких размеров машинка. Мы тщетно пытались вжаться в каменный забор, но бросили эту попытку и покатились задним ходом вниз, до ближайшего ответвления дороги. Короче, подъем был не из легких.

Когда мы добрались до нужного нам дома, минут пятнадцать потратили на попытки достучаться в ворота до хозяев. Пока не обнаружили, что рядом открытая калитка =)) Нас встретил хозяин дома Дадаш с супругой. В разгаре был Рамадан, и Дадаш, как и многие его соотечественники, соблюдал пост, поэтому предложил нам прогуляться часок до вечерней молитвы, а после поужинать всем вместе. Мы тоже были совершенно не против осмотреть окрестности.

Деревушка навевала воспоминания о лермонтовских романах, почему-то мне вспомнился «Герой нашего времени». Мы бродили по холмам, где-то внизу стояла мечеть, в которой горел неяркий огонек, а мимо то проходило стадо баранов, то мчался всадник на лошади, то шли местные дети, приветствующие нас обязательным «Салям». Запел мулла, и мы двинулись обратно к дому.

Там нас уже ждал целый стол всяких вкусностей. Жена Дадаша не принимала участие в общей трапезе, но угощений наготовила на славу. К сожалению, то ли от перепада высот (хотя они не такие уж и большие, высота была даже меньше полутора тысяч километров), то ли еще от чего, мне стало нехорошо, и я, закинувшись какими-то таблетками, рано отправилась спать под теплое шерстяное одеяло.

На следующий день проснулась в прекрасном настроении, то ли сон помог, то ли чудо-таблетки)) Перед отъездом пошли гулять по поселку. На самом деле, он не такой уж и большой, и прогулочная улица всего одна, — она же и торговая. Но залипать на ней можно долго, то вдыхая ароматы специй, то разглядывая узоры на национальной одежде и сумках, то любуясь чеканкой по меди в исполнении местных мастеров.

Из поселка спустились к быстрой реке Гирдыманчай, несущейся вдоль дороги. С виду узкая, но попробуй перейди — мощный поток снесет и не заметишь. На другой стороне заприметили что-то, показавшееся водопадом. Оказалось — горное стекло.

Напоследок проходим мимо школы, где работает Дадаш (он учитель русского языка). Уроки как раз подошли к концу, из школы в разные стороны разбегаются толпы детей. Они как-то сразу опознают в нас туристов и радостно бросаются навстречу с криками «Hello» и «How are you?» Но поддержать беседу не выходит — похоже, активный словарный запас школьников пока ограничен только двумя этими фразами :)

Дальнейший путь наш лежит в Шеки — относительно крупный город, целый райцентр. Следующие несколько дней мы проведем в гостевом доме очень приятного шекинского семейства, объединившего целых четыре поколения — от старенькой бабушки, не говорящей ни по-русски, ни по-английски, но проявляющей искреннюю заботу о гостях, до годовалого Атилы, резво ползающего по всему дому и то и дело находящегося в самых неожиданных местах. Единственным обитателем дома, вызвавшим дикую ненависть, оказался безумный петух, орущий в час ночи прямо под нашими окнами.

За дни, проведенные в Шеки, мы успели облазить дворцы шекинских ханов — красивые постройки с изумительными витражами в окнах, заглянули в Караван-сарай (по факту, просто переоцененный ресторан с завышенным ценником), зашли в местную мастерскую ремесел и просто много бродили по улицам.

Если вам когда-нибудь скажут «что ты тут развел базар-вокзал», смело отвечайте, что «базар-вокзал» — это вот:

Недалеко от Шеки расположилась деревушка Киш, главной достопримечательностью которой является христианский храм 12 века. Съездить туда мы решили на маршрутке, что было отдельным приключением: сидеть на креслах без спинок и смотреть в окошко, как маршрутка, бибикая на каждом перекрестке, лавирует в потоке машин, а, выйдя из города, резво скачет по узенькой каменистой дороге вдоль обрыва — добавляет адреналинчику)

По нашей просьбе водитель подсказал, где лучше выйти, чтобы добраться до храма, а дальнейшую дорогу мы узнали у местного жителя, приехавшего из Шеки в той же маршрутке. Интеллигентный мужчина в пиджаке и белой рубашке со свежекупленной на базаре тушкой курицы в руке не только объяснил нам дорогу, но и рассказал о своей работе в школе и даже прочитал красивые стихи.

Когда мы добрались до храма, меня там ждал приятный сюрприз: бюст Тура Хейердала. Вот уж не ожидала встретить его в таком-то месте. Оказалось, его посещению Азербайджана посвящена значительная часть информации внутри храма.

Скандинавская мифология описывает бога по имени Один, который пришел в Западную Европу из места под названием Азер. Я изучил эти записи, и пришел к выводу, что это не мифология, это настоящая история и география. (Тур Хейердал)

Конечная, по плану, точка Азербайджана перед въездом в Грузию — город Гянджа. Там мы по удивительно низкой цене заселились в очень классный отельчик при заправочной станции, единственным минусом которого оказалась некоторая удаленность от центра. Когда мы в первый же вечер отправились искать что-либо интересное, пришлось долго идти по пустынным улицам мимо закрытых магазинов и недостроенных домов, пока наконец-то не добрались до набережной.

Набережная, если честно, не вызвала особенных восторгов. Гораздо интереснее оказалось углубиться внутрь города, пройтись по парку, выйти на центральную площадь, на которой, судя по огромному количеству валяющихся воздушных шариков, недавно прошел какой-то праздник.

На следующий день продолжили бесцельно шататься по городу. Набрели на интересный бутылочный дом — после войны его построили из 48 тысяч бутылок в память о пропавшем без вести солдате.

Вечером набрели на красивую, хоть и недлинную, пешеходную улицу. Она запомнилась своими закоулками и не сильной освещенностью, но пройтись по ней под начинающимся дождиком оказалось очень приятно и атмосферно. Так мы и бродили допоздна, а утром собрались с силами и выехали в сторону грузинской границы, до которой было уже рукой подать.

Помятуя о неудачном опыте наших московских друзей Макса okdell и Юли, равно как и десятков других мототуристов, развернутых на границе, мы решили перестраховаться по-максимуму и с утра заныкали свои зеленые жилеты с нашивками Кросс-раши поглубже в кофр, дабы не провоцировать лишних вопросов из-за российских флагов на нашивках. И вот то ли отсутствие жилетов, то ли близость границы, то ли просто стечение обстоятельств — но мы впервые за весь Азербайджан познакомились с оборотнями в погонах.

Развод на бабки по-гайцовски, прошу любить и жаловать.

Дорога была удивительно гладкой, ровной и прямой. Единственной ее особенностью была сплошная полоса, непонятно, с какой целью нарисованная, но тем не менее. Я глазела себе по сторонам, но через какое-то время заметила, что мы ползем с совершенно нехарактерной для Азербайджана скоростью, причем тормозящим фактором является черный «Мерседес», неспеша катящийся впереди на расстоянии двух грузовиков от нас. В какой-то момент ближайший к нам грузовик слегка подвинулся, дав возможность совершить опережение, оставаясь в той же полосе (примерно в этот момент и было сделано фото). Сразу же после маневра сзади раздался звук сирены и из ниоткуда выскочила машина с двумя ублюдками в форме на борту. И началась комедия.

Гошу сначала позвали в машину. Потом начали куда-то звонить. Потом дали телефон Гоше, пообщаться «с начальником», причем старательно не понимая русского языка и вменяя обгон в запрещенном месте, хотя никакого обгона по факту не было. Мне начал надоедать этот цирк, поэтому от скуки я достала мобильник и принялась снимать портреты героических защитников безопасности движения. Пока один из них активно втолковывал Гоше, что для соблюдения правопорядка необходимо внести существенный взнос, и вообще ай-яй-яй, второй вдруг поперхнулся, выпучил глаза и принялся пихать в бок своего боевого товарища, судорожно тыча в меня пальцем. Обоих из машины как ветром сдуло. «Начальнику» в телефон было что-то сказано, после чего через минуту к месту разборок подлетел… да-да, тот самый медлительный мерседес, и уже втроем слуги закона принялись на чистом русском уверять нас, что гостей они уважают что прям ну очень, и конечно же все в порядке, и вот вам ваши документы, только дайте в телефон посмотреть, ну пожалуйста… В общем, фотки их рож пришлось удалить и ограничиться устным уведомлением о том, что они — крысы помойные. После чего каждый пошел своей дорогой.

Жилетки перед границей мы прятали зря. Нас не то, что досматривать не стали — даже просто не пустили к шлагбауму. Грузинский пограничник подошел сам, сфоткал нас на телефон, забрал паспорта и куда-то удалился на томительные десять минут. После чего вышел и, извинившись от себя лично, отдал нам бумажки с запретом на въезд в страну на три месяца. Ничего, мол, не поделаешь, велели не пущать.

На Азербайджанской границе не сильно удивились, увидев в паспорте сегодняшние штампы о выезде. Мы такие тут далеко не первые. Что ж, досадно, обидно, да что там — просто злоба берет, но едем обратно, решив за день доехать обратно до Баку. Вскоре после отъезда от границы нас опять тормозит мент (кормушка у них тут что ли?), но этот по сравнению с первыми совсем уж не старается — бормочет что-то про превышение скорости и сливается практически сразу после просьбы предъявить доказательства.

Доехать до Баку в итоге успеваем, пусть и в полной темноте. Селиться решили в уже знакомую гостиницу футбольного клуба. Мальчик с рецепшена, похоже, не ожидал увидеть нас снова, да еще и так скоро) Возможно, полезный совет для тех, кто пользуется букингом: заселяться в гостиницу напрямую не всегда выгодней. Мы решили не бронировать номер заранее, ожидая, что без посредника в виде сервиса цена будет ниже, но по факту оказалось наоборот — в приложении у меня действовала скидка в 15%, которую не учли при заселении. Впрочем, когда я рассказала об этой ситуации, гостиница пошла навстречу и вернула переплаченные деньги, заселив по цене букинга со скидкой.

В Баку в этот раз решили не задерживаться, и на следующее утро рванули в сторону границы, но уже российской. Казалось бы, путешествие подходит к завершению… Но нет, дальнейшая дорога подарила еще больше красот и приятных сюрпризов. Об этом — в следующей части и спасибо, что читали.