Блог им. BigBug → Ситцевая Забайкадьба. Часть вторая, грузино-турецкая

Часть первая
Почитать об этой же поездке глазами пилота можно тут и здесь.

Хоть и отговаривала нас добрая женщина из Степанцмиды ехать дальше в тот же день, пугая перевалом, мы не послушались. Уж больно манящей выглядела перспектива уже сегодня вечером прогуляться по Тбилиси. И мы двинулись в единственном возможном направлении — вперед и вверх. И чем выше мы поднимались, тем больше я задавалась вопросом, а что же ждет нас впереди? Мы еще на самом-самом пороге Грузии, а от красоты вокруг уже захватывает дух, и сложно представить себе место прекраснее…

Одометр отсчитывает километры, мы забираемся все выше, и жара внезапно отступает. Да, я слышала о прохладе в горах, но, как говорится, лучше один раз увидеть. У меня словно открылось второе дыхание, вновь появилось желание ехать и ехать, хоть целые сутки напролет (конечно, не мне ж рулить)). А пугали, что наверху из-за перепадов давления наоборот, может стать хуже. Делаем остановку, потом еще и еще — невозможно просто проехать мимо таких пейзажей.

До Тбилиси доезжаем по самому пеклу. Градусник на улице показывает +37. Никак не можем отыскать отель, забронированный где-то в старом городе. Пытаясь узнать дорогу у местных, через какое-то время ловлю себя на мысли, что слегка тушуюсь, заговаривая с людьми. Дело в том, что многие молодые люди уже не понимают по-русски, в то время как большинство говорят по-русски распрекрасно. И каждый раз, подходя к человеку, пытаешься на глаз определить, как к нему обратиться, на английском или на русском, чтобы не выглядеть глупо. Апофигей моих внутренних самокопаний наступил на одной из заправок, где я просто подвисла на минуту, разглядывая кассиршу, пока она сама не разрешила мой вопрос, поинтересовавшись, чего же я хочу?

Отель вскоре был найден благодаря помощи местного жителя на «Лексусе», подсказавшего нам дорогу. Он просто тормознул возле нас, когда мы растерянно разглядывали карту в телефоне, и потребовал рассказать, чем он может нам помочь. Если бы не он, мы бы до сих пор, наверно, там стояли. А так — уже минут через пятнадцать мы были у цели. Нужный нам дом оказался спрятан в лабиринте из узких улочек, убегающих куда-то вверх, под таким углом, что и пешком непривычному человеку идти трудно. Подъем осложняло то, что дорога там вымощена скользкими неровными камнями. Но мне уже так хотелось поскорее сбросить вещи и уединиться с кондиционером в закрытой комнате, что я всецело доверилась Гоше. А он, видимо, так этим вдохновился, что проскочил нужный поворот и усвистал еще выше.

Но вот, наконец-то, наш дом на ближайшие дни. Он стоил всех усилий, приложенных на его поиски. Мы заселились в небольшую уютную комнату с интерьером в багровых тонах. На стене — карта старого города. А под ней — кирпичная кладка старого дома, прикрытая стеклом с подсветкой. При ремонте не стали закрывать отделкой всю стену, и получилось такое вот «окно в прошлое».

Хозяева оказались тоже очень гостеприимными, каждый вечер угощали постояльцев домашним вином, а в первый же вечер мы попали на всеобщую посиделку на веранде на крыше по случаю дня рождения, налопались хинкалей от пуза и никуда не пошли в итоге, отложили изучение города назавтра.

Утром мы обнаружили, что кривые улочки спускаются к проспекту Руставели — главному проспекту Тбилиси. Последующие несколько дней мы, далеко от него не уходя, открывали все новые и новые интересные места. Сначала отправились на смотровую площадку, с которой открывается шикарный вид на город. Подняться туда можно на фуникулере. Вагончики резво карабкаются вверх, и вот мы уже на площадке. А там, для большего кайфа, можно выпить бокал вина с видом на горы в расположенном тут же ресторане.

Еще из интересного тут же — парк развлечений, а в нем — колесо обозрения. Нам повезло сесть в него уже на закате, и с высоты мы смотрели на город, освещенный заходящим солнцем, облака розоватого оттенка, деревья, раскачивающиеся где-то внизу (поднялся сильный ветер).

На другой день дорога вывела нас прямиком к кукольному театру Резо Габриадзе. Главную достопримечательность здесь представляет часовая башня, ставшая частью ансамбля театра. Было почти двенадцать часов. Мы уселись в тени дерева, и ровно в полдень створки дверей на вершине башни распахнулись, и из них вышел ангел, чтобы пробить двенадцать раз. А в центральной части башни тем временем куклы дали небольшое, но очень светлое и немного грустное представление под названием «Круг жизни». Увидеть его можно каждый день в 12 и в 19 часов, и всегда оно собирает много зрителей.

Часы ночью

Нижняя часть, расписанная птичками

Прогулялись до римских бань, правда, в сами бани не пошли — припекало конкретно, и высшим наслаждением было пробежать через ледяную автополивалку для газона, а не сидеть в парилке. Из-за жары выходить на улицу старались пораньше утром, потом отсыпались в обед и повторно шли гулять уже ближе к вечеру.

Как всегда, жаль, что отпуск такой короткий — уезжать из Тбилиси, от гостеприимных хозяев и вечерних прогулок совсем не хочется. Но мы же еще не видели моря! Поэтому, ранним солнечным утром мы снова надеваем экип, вяжем багаж и стартуем вперед, навстречу приключениям. Ну то есть как стартуем. Мотоцикл, припоминая нам чеченский бензин, не хочет заводиться, и тут нам на выручку приходит местоположение отеля. С каким трудом мы сюда забирались, теперь же с ветерком летим под горку и… опять не заводимся. Горок много, и в конце концов Девиль решил поехать. Ну вот, теперь можно и навстречу приключениям.

Следующая остановка на нашем пути — Кутаиси. Но перед этим мы не можем не заехать в Гори, в знаменитый музей Сталина. Переживший многое, музей бережно сохранил самое главное — историю, чтобы теперь передавать ее в беспристрастном виде.

По некоторой невеселой иронии, именно в Гори за несколько часов нашего там пребывания нас пытались развести: сначала мужик, с чего-то решивший, что мы ему должны за парковку мотоцикла, потом цыганка. Так и вертелось в голове, Сталина на вас нет.

В Кутаиси мы прибыли уже ближе к вечеру. Весьма колоритный город, по которому просто интересно пройтись. Из местных выдающихся мест первым делом посетили кебабную Викентия, вкуснющие кебабы, дичайше острый соус и нейтрализующее его пиво в интерьере советской пивной — обязательно к посещению. Чувствуя себя огнедышащими драконами, пошли гулять.

На следующий день выдвинулись в Батуми. Дорога туда весьма оживленная, полно курортников едет отдыхать. Дорогу свою еще с дуру проложили через Кабулетти — курортный городок, наполненный туристами. Граждане отдыхающие отдыхают полностью, мозги тоже предпочитают не напрягать, поэтому то тут, то там бросаются прямо под колеса, только замечай. Небольшая пробка из-за едущей впереди свадьбы… Немного серпантинов… И еще чуть-чуть… Море!

Заселились мы в очень оригинальный гест-хаус, хозяева которого, похоже, о технике безопасности читали в книжке «Вредные советы», либо имеют свое видение мира. Во всяком случае, розетка в ванной, расположенная прямо под душем, и дверь в душевую, имеющая замок снаружи, но не закрывающаяся изнутри — очень смелые дизайнерские решения.

Купаться в тот же вечер я не рискнула, море было неспокойным. А вот для кораблика и прогулок по берегу — самое то!

Что это? Голова свиньи?!

А, нет… Футуристический банкетный зал.

По дороге к морю заехали мы в одну автомастерскую, подтянуть рулевые подшипники. Своим появлением мы вызвали небывалый ажиотаж, собрав вокруг толпу народа. После успешного ремонта нас повезли угощать хинкалями хороший человек Гоги со своим братом.

Воот такенную рыбину поймал! (придумай свою забавную подпись):

И вот, поглощая хинкали, рассказали они об одной шаурмятне в Батуми. Конечно же, мы туда зашли. Что это была за шаурма!.. Опытный шаурмист, практически не глядя, закидывает на распростертый лаваш овощи: помидоры, огурцы, лук, и никакой капусты! Ничего лишнего. Сверху набрасывает большие куски свежего прожаренного мяса, которое не успевает залежаться — поток посетителей в закусочной огромный. Набрасывает не по чуть-чуть, а столько мяса, что кажется, лаваш нельзя уже будет свернуть… Сверху поливает смесью соусов из разных бутылок. Сворачивает это чудо в рулетик… И единственное, о чем мы жалеем, пока едим шаурму, это то, что не взяли сразу две. Но она настолько сытная, что брать вторую после уже глупо. После этой гастрономической поэзии еще немного гуляем по городу, решая, что же делать дальше. Ведь по плану у нас еще и заезд в Турцию, где, говорят, красивые виды, а в Батуми осталось неплаванное море, нельзя же его так и оставлять. Решаем выдвигаться в сторону границы после обеда, посвятив утро купанию.

Турецкую границу проходим довольно легко, виды пока не сильно поменялись, только на домах периодически начали появляться флаги с полумесяцем. Но чем дальше мы уходим от границы, тем сильнее меняется дорога. В городе Хопа сворачиваем в сторону от моря, горы начинают захватывать все больше пространства, заявляя о своих правах, и городам приходится ютиться считаясь с горным рельефом, выглядит это все ужасно необычно, улицы, расположенные на разных уровнях. А дальше начинается совсем уж фантастика.

Турцию мы покидаем тем же вечером, пройдя через Артвин, Ардахан и свернув в сторону погранперехода в Ахалцихе. Но даже такой краткий забег того стоил. За эти 300 километров мы покорили два перевала, поднимаясь из давящей жары к прохладной вершине, где руки мерзнут даже в перчатках, видели горные пастбища, луга, пристроившиеся в горных долинах, деревушки и города и даже целый университетский городок в отдалении от прочих населенных пунктов. По-английски, кстати, в этих краях не говорит никто — даже на заправках объясняться пришлось жестами (зато узнали новое слово «шифер» — пин-код)). Видимо, совсем не туристические места. И напрасно.

Границу переходили уже в темноте, была какая-то волокита с местными чиновниками, долгая очередь, непонятные вопросы типа «Куда едешь?» (ну в Грузию еду, грузинская граница же, или что вы хотите от меня?). До Ахалцихе едем в темноте, красиво («на холмах Грузии лежит ночная мгла...»), но страшновато. Дорога извилистая, ничего не видно. Но вот впереди появляется машина, пристраиваемся ей в хвост, так и добираемся до города. Там заходим в ближайшую же кафешку, все пыльные, усталые и в ярко-зеленых жилетах. Пока наворачиваем мясцо с тарелок, обращаю внимание на гламурных дев в леопардовых мини-платьях, проходящих в соседний зал с громкой музыкой. Кажется, мы попали в ночной клуб, и выглядим не совсем уместно. Предложила Гоше забежать потанцевать с местной золотой молодежью, гремя мотоботами, но он у меня вежливый и не любит смущать людей :) Традиционно долго ищем ночлег, путаясь в навигаторе, находим и заваливаемся спать.

Утром нас накормили просто на убой, причем в счет проживания. После завтрака идем изучать Ахалцихскую крепость (название города, кстати, переводится как «Новая Крепость»). Как я поняла, она разделена на платную и бесплатную зоны. Мы бродили по бесплатной. Свежеотреставрированная, чистенькая, местами мне напомнила Хогвартс)

Сфоткай, типа моя крепость.

А путешествие наше, тем временем, перевалило за середину, и если раньше мы ехали вперед, то теперь — приближаемся обратно к дому. Но у нас еще осталось одно невыполненное дело — подняться к церкви Гергети. За день проезжаем Грузию насквозь, знакомый перевал перед поселком Степанцмида… Стоп, а это что за стела?

Когда мы только въезжали в Грузию, окружающий пейзаж настолько захватил все внимание, что мы даже не поняли, что прошли через знаменитый Крестовый перевал.

В Степанцмиду приехали под вечер. Попробовали заехать в гору своим ходом, но быстро отказались от этой идеи. Зато познакомились с сообществом джиперов. Они как раз собирались ехать к церкви и заночевать там. Пожелали им удачи и пошли есть хинкали в удивительном «кафе», если можно его так назвать, с непередаваемой домашней обстановкой и каким-то своим уютом.

Ковер прям как у меня дома!

Ночевать впервые за всю дорогу было холодно — в горах действительно нет такой духоты по ночам, как везде. О подъеме в гору договорились с местным водителем Делика, собиравшим группы человек по восемь. Дорога узкая, две машины разъезжаются с трудом, едем постоянно сигналя перед поворотами. Впечатлений масса, даже захотелось купить себе джип) А наверху нас ждали красоты. Орлы, парящие над головой, поселок где-то там, внизу, старая церковь, так не похожая на золоченые городские храмы, и величественный Казбек — как финальный штрих нашего маленького, но такого насыщенного путешествия.

Обратная дорога началась с вопроса пограничника на грузинской границе:
-Что, домой уже хотите?
-Не хотим, но надо…

А дальше была М4, пара ночевок в придорожных гостиницах, отравление чем-то, и из-за этого несколько смазанный финал поездки)

Грузия заняла свое место в памяти, оставив там горные перевалы, море, солнце, жизнерадостных и гостеприимных людей, вкус вина и хинкалей и сильное желание вернуться. Лето состоялось! :)