Блог им. BigBug → Зов севера. Нордическая Забайкадьба. Часть 5.
Первая часть
Вторая часть
Третья часть
Четвертая часть
Мой норвежский рассказ, незаметно растянувшийся почти на год, плавно выходит на финишную прямую. В этой, заключительной, части нам предстоит пересечь границы еще пяти государств по дороге домой (а некоторые даже по два раза).
Итак, прошу под кат!
Первые километры в Швеции, честно сказать, не вызвали ничего, кроме недоумения. Однообразная дорога, довольно-таки грязная заправка, скучноватые после норвежских красот пейзажи… Мы немного оживились, когда подъехали к придорожному макдаку. Итак, вот он, первый плюс в происходящем: теперь не надо платить целое состояние за дурацкую котлету в булке. От радости мы шиканули по-королевски и заказали еще и по картошке с колой. И то ли это просто голод, то ли действительно дело в продуктах, но шведский фастфуд оказался гораздо вкуснее российского, который в последнее время вообще есть невозможно. Еще из отличий — раздельная сортировка мусора, вплоть до «трубочки сюда, стаканчики туда, а крышки от стаканчиков еще куда-то», и все посетители, включая компании подростков, старательно распихивали все по нужным контейнерам.
Остаток дня мы провели в поисках какого-нибудь кемпинга с пляжем, благо озер в округе карты рисовали множество. Но — все либо оказывались заняты, либо стоили слишком дорого. Один раз нам, казалось, улыбнулась удача, мы нашли номер в кемпинге по приемлемой цене, но на ресепшене выяснилось, что в Швеции нельзя просто так взять и снять домик, для этого нужно докупить некий туристический ID, а без него нам везде сдадут только место под палатку. Короче, мы поняли, что нам втирают какую-то дичь, попрощались и поехали дальше.
В кемпинг мы все же заехали, и даже с озером. Никакого ID у нас не потребовали, заселили в домик (что было очень кстати, потому что вечером разбушевалась гроза). Правда, оказалось, что постельное белье — платное (его брать не стали, расстелили спальники), озерцо — торфяное и сильнопахнущее (зато заразы никакой нету!), горячая вода в душе в отдельном корпусе — тоже за деньги (нормально помыться можно и холодной), ну и всякие странные правила в номере, типа «вы должны при выселении пропылесосить и помыть полы, все аккуратно сложить и мусор унести из корзины в контейнеры», короче, экономия на уборке по полной)
Короче, Швеция в первый день нас совсем не впечатлила. Может быть, стоило построить путешествие в обратном направлении, с юга на север, для нарастания градуса эпичности? С такими мыслями мы и подъехали к шведской столице — Стокгольму.
Когда мы въехали на его улицы, мой внутренний хипстер возликовал и сплясал торжествующий танец) Оказывается, я соскучилась по большим городам, в которых старина, молодость, движение и свобода переплетаются в одно целое, и, кажется, сами улицы подталкивают тебя к новым свершениям. В таком городе, должно быть, живут интересные люди — и в этом мы убедились практически сразу, когда подъехали к нашей гостинице в самом сердце Гамла Стана — старого города.
В поисках гостиницы мы въехали в пешеходную зону, что несколько напрягало. Мы решили поскорее затащить вещи в номер и отогнать мотоцикл куда-нибудь на стоянку, но, когда мы с баулами подошли на рецепшн, нас встретило лишь пустое кресло. Минут пять мы топтались на месте, не зная, что делать — мотоцикл стоит, улица людная, а ну как еще полиция появится — и только собрались идти по этажам искать людей, как на пороге появилась колоритнейшая дама лет пятидесяти с сигаретой в зубах и цветными татухами. Дама явно была на расслабоне, не спеша села за стойку, спросила на кого забронирован номер…
— А у вас номер без окна, наверху, вы в курсе?, — поинтересовалась она. Конечно, мы в курсе, бронировали самый дешевый, на прочие ценник кусался. — Вы знаете, свободен номер на первом этаже. Давайте я вас туда поселю. Мне совесть не позволит селить людей в комнату без окна в такую жару, вы там задохнетесь. Да вы заносите вещи-то…
Гоша, получив также указания насчет ближайшей парковки, укатил ставить мотоцикл, я же принялась обустраиваться в номере, в котором помимо окна оказалось еще и массажное кресло — ценнейшая вещь после долгих часов на мотоцикле.
Остаток дня мы бродили по Стокгольму, переходя с острова на остров. Начав прогулку с Гамла Стана, ушли куда-то ближе к центру, прошлись по пешеходной улице сквозь толпы народа, поели кебаба в кафе с русскоговорящим кебабменом, восемь лет жившим в Хабаровске, посидели с баночкой пива на скамейке у городского пруда в компании студентов, бомжей и офисных клерков, по традиции свернули не туда и вперлись на какую-то стройку, встретили закат на очередном мосту и пошли спать в гостиницу, напитавшись атмосферой города. Город, впрочем, не собирался отпускать нас так быстро, и еще долго шумел под открытым окном и звенел в ночи колоколом с башни, около которой и расположилась гостиница.
Встали мы непривычно рано и отправились на прогулку по холодку. Есть в этом особенное удовольствие — гулять по еще спящему городу, мимо только-только открывающихся витрин магазинов, по пустым улицам, на которых накануне вечером было не протолкнуться от туристов.
Мы решили покататься на стокгольмском метро. Правда, все встреченные нами шведы утверждали, что метро у них чрезвычайно скучное и совершенно заурядное, смотреть там нечего и вообще ничего интересного там нет. К счастью, мы им не поверили. Поэтому, отыскав вход в метро, обозначенный красной буквой «Т», и разобравшись с билетами (не без помощи сотрудников метрополитена), мы спустились в самую настоящую пещеру.
Поскольку у нас не было времени на то, чтобы объездить все станции, мы решили проехаться по синей ветке и смотреть станции на ней. Большинство из них — вырублено в скале безо всякой дальнейшей отделки. Из интересного:
В метро очень холодно и немноголюдно. На одной из станций пришлось ждать поезда очень долго, и мы даже пожалели, что не взяли с собой теплых вещей.
Тем временем приближался обед, пора выселяться из гостиницы. Правда, паром у нас только в пять вечера, еще бы гулять да гулять, у нас еще есть некоторые гастрономические планы… Но с вещами по городу таскаться неохота. И мы решаем обратиться за помощью к хозяйке гостиницы — может быть, нам разрешат оставить вещи за стойкой регистрации, а мы налегке погуляем. Когда мы, вернувшись в номер, изложили хозяйке свои размышления, она, даже не дослушав, сама предложила оставить вещи у них в кладовой, а еще подробно рассказала, как найти киоск с национальным шведским блюдом — жареной селедкой. Ура, наше шведское путешествие продлилось еще на несколько часов!
Селедку мы нашли практически без труда, но ее показалось мало, поэтому мы пошли и догнались «лучшими кебабами в городе» (по версии кого-то незнакомого в интернете). Кебабы и впрямь оказались очень вкусными. Наевшись от пуза, выходим обратно, на улочки Гамластана, и просто бродим по ним, пока не приходит время сборов. Мы возвращаемся в гостиницу, переодеваемся в экипировку, и Гоша уходит за мотоциклом, чтобы подогнать его к крыльцу, я же в это время распихиваю остатки вещей по кофрам и сумкам, предвкушая трогательное прощание со Стокгольмом, прогулку по берегу в ожидании парома и томные взгляды в морскую даль…
Мои романтические мечты внезапно прервал звук мотора мотоцикла с улицы, а за ним — вой сирены и сердитый мужской голос с напрягающими нотками официозности. Я прислушалась: «пешеходная зона… мотоцикл… нельзя...», услышала безуспешные попытки Гоши объясниться с полисменом и поспешила на помощь.
Иногда лучшая тактика при общении с официальными лицами в чужой стране — это прикинуться идиотом. И ситуация с заездом под кирпич — пожалуй, вполне для этого подходящая. Старательно изображая «непонимайт», мы в результате пришли к компромиссу: мы укатываем мотоцикл из пешеходной зоны руками и больше не ездим по пешеходным зонам, а полицейский — не выписывает нам штраф на пять тысяч крон. Полицейский, довольный, что отвязался от тупых туристов, укатил вдаль на своем гироскутере, мы, довольные, что легко отделались, стали вязать вещи к мотоциклу. Единственным недовольным в данной ситуации остался прибежавший на шум муж хозяйки гостиницы — услышав Гошино предположение, что полицию вызвала официантка из соседней кафешки, он долго ругался, посылая ей гневные взгляды.
В общем, прощание вышло долгим, мы поняли, что уже опаздываем, и вместо неторопливой мотопрогулки в сторону пристани мы мчались как угорелые. Времени на сантименты уже не оставалось, мы нашли нужную очередь, прошли формальности с проверкой билетов, заехали на паром и только потом уже выдохнули свободно.
Девятипалубный паром Стокгольм-Таллин — по сути, целый город на воде, со своими прогулочными коридорами, магазинами, ресторанами и салонами. До нашей самой бюджетной каюты мы шли целую вечность, одна я бы, наверное, заблудилась. Из-за низкой стоимости у нас даже не было иллюминатора, но вместо него висело большое круглое зеркало, которое создавало иллюзию окна, чтобы не было неуютно в закрытом помещении. Побросав вещи в каюте, мы поспешили на верхнюю открытую палубу, чтобы посмотреть, как медленно исчезают вдали шведские берега, а мы выходим в открытое море.
Нам ужасно повезло с погодой: вечер был теплый и тихий, на море стоял штиль. Поужинав супом, приготовленным в туалете каюты, мы снова вышли на палубу и встретили там потрясающей красоты закат над Балтикой.
Спалось в каюте без окон прекрасно, в полной темноте. Ночь пролетела быстро, и вот нас уже будит голос по громкоговорителю, извещающий, что мы подходим к эстонским берегам. Завтрак, быстрые сборы, выходим напоследок на палубу — и попадаем, как ежики, в густой-густой туман.
Да, за ночь погода конкретно испортилась, и в Эстонию мы выкатились под мелким, противным дождиком. Довольно-таки корявенькие дороги не добавляли оптимизма, а вот ценники на заправке, напротив — порадовали. Для еды и заселения в заранее забронированную квартиру было пока слишком рано, поэтому мы сразу отправились в морской музей.
Музей действительно сделан с душой. Продуманная расстановка экспонатов, интересная планировка — зал как будто разделен на подводную и надводную части, в верхней части ходишь по мостикам как будто на уровне моря. Единственное, неприятно и немного брезгливо было читать с каждого второго информационного стенда грязь о прошлом страны, невыносимо страдающей под гнетом оккупации. Почему с каждого второго? Потому что, как гласят те же стенды, каждый второй корабль, лодка, катер и так далее появился в стране, и, соответственно, в музее, благодаря «проклятым оккупантам»…
Прогулка по музею заняла довольно продолжительное время, но мы все же осмотрели и выставленные на улице корабли. Самый впечатляющий из них — пожалуй, ледокол Суур Тылл с интересной и непростой судьбой. Построенный в 1914 году по заказу правительства России, был захвачен, возвращен Эстонии, принимал участие в обеих мировых войнах, сменил множество названий.
С остальными кораблями, представленными в музее, все немного печальнее — корабли, в основном подарки эстонскому флоту от стран Евросоюза, лохматых годов выпуска и остро нуждаются в реставрации.
После музея — долгожданный завтрак (или уже обед?) в ближайшей найденной пиццерии, а потом, сытые и довольные, мы заселились в забуканную квартиру в старом, но все еще довольно крепком доме, пристроив мотоцикл во дворе под лестницей. Процедура заселения прошла без участия хозяина квартиры, мы просто взяли ключи из запароленного ящика. Гулять отправились пешком, и, разумеется, в Старый город — куда еще идти, если времени на осмотр меньше суток? Дорога до исторического центра не отличалась чем-то выдающимся, тротуары умеренной разбитости, преобладание серых цветов в окружающем пейзаже, множество магазинов, пыль — в общем, обычный крупный город, только движение не очень оживленное. Старая часть Таллина оказалась гораздо красивее и интересней. Каменные дома с красными крышами, улочки, мощеные брусчаткой — красота же! Пока гуляли, наткнулись на очень зрелищное фаер-шоу, потом — на толпу пьяных футбольных фанатов (лично с ними, к счастью, не встретились, просто слышно их было еще издалека), поднялись на смотровую площадку.
Перед сном прохватили на мотоцикле по ночному Таллину. Возвращаясь назад, попытались поставить мот на вроде бы охраняемую парковку в паре сотен метров от дома, но так и не смогли докричаться до предполагаемого охранника. Решив, что с такими сторожами нам парковка и даром не нужна, оставили мотоцикл просто во дворе под окном.
Следующий день подарил нам знакомство с первым на нашем пути не вполне адекватным арендодателем, что вносит минутку негатива в моё повествование. Из-за этого замечательного человека мы потеряли добрых три часа времени, которые могли бы потратить на прогулку по городу, потому как человек, сдающий в интернете жилье, ВНЕЗАПНО решил, что постоянный доступ в интернет ему нафиг не упал, и мы банально не смогли с ним связаться для заселения. Вечер в Риге мы планировали провести немного иначе, чем сидя на заправке в ожидании чуда, но делать нечего, таскаться по жаре в экипе и с вещами кажется еще более плохой идеей. Когда мы наконец-то встретили хозяина квартирки, он потребовал залог и до кучи денег за постельное белье. От белья мы попытались отказаться, как уже делали в Швеции, но не тут-то было. В ответ оторопевший от такой наглости собеседник начал приводить аргументные аргументы вида «да как вы можете, тут до вас блохастые маргиналы ночевали на этих кроватях, платите и все тут», и вишенкой на торте — «не ведите себя по-советски!». Не буду описывать дальнейшие громкие разборки, во время которых мы, пожалуй, тоже вели себя чуть более эмоционально, чем того требовала ситуация, но голодный желудок, сорванные из-за тупого ожидания планы и подобный «клиентоориентированный и совершенно не советский, а труЪ-эуропейский» сервис не слишком способствовали постижению дзена.
В описании жилья было написано «старинный памятник архитектуры»
Разум все-таки победил. В итоге мы сошлись на оплате всего, за что требовалось заплатить, но с меньшим залогом, занесли вещи, и, придя в себя после такого гостеприимства, наконец-то отправились гулять по Риге. Часть города, где мы остановились, действительно была близко к историческому центру. Недалеко от дома — мемориал «Большая хоральная синагога», в память о евреях, сожженных нацистами в 1941 году.
Сталинская высотка
В старой части города тоже есть, что посмотреть. Тут и знаменитый «Дом с котами», и архитектурный комплекс «Три брата», и Домский собор с органом. Мне давно хотелось попасть на концерт органной музыки. Сначала хотелось еще в Челябинске (но не вышло), потом в Риге (но тоже не вышло). Так что хотеться будет и дальше :)
«Три брата», и девушка, без которой мы хотели сделать фото, но, простояв минут десять, так и не дождались, когда она дофоткается на крылечке
Еще наткнулись на выставку медведей — эти фигурки, созданные представителями различных государств, объездили много стран, неся идею мира и дружбы всех народов.
Практически весь следующий день мы провели в интереснейшем месте — Рижском Мотор-музее. В огромном здании на трех этажах представлены потрясающие коллекции автомобилей, и не только. Начинается выставка с самых ранних шагов автомобилестроения — первые самоходные коляски, первый прообраз мотоцикла, первые двигатели и шины… История развивается, и вот уже появляются настоящие автомобили — многие старинные авто, стоящие в музее, принадлежат частным коллекциям, некоторых на момент просмотра нет на месте — уехали на какой-нибудь ретро-пробег.
Второй этаж посвящен советскому автопрому. Сюда отправились в том числе и автомобили генсеков, включая разбитый в аварии автомобиль Брежнева.
Уникальное авто — Серебряная стрела, чудом отвоеванная музеем у завода, на котором его хотели пустить под нож на металлолом. За эту модель компания-изготовитель готова была отстроить здание музея в голодные девяностые годы, но учредители музея не пошли на такую сделку, автомобиль остался у них, а здание постепенно построили и своими силами.
Частично там же представлен и советский быт — различные модели радиоприемников, играющих популярные в те времена песенки, телефоны, и даже старая телефонная будка, в которой, набрав определенный номер, можно было услышать советский анекдот. Вообще, не смотря на то и дело встречающиеся в текстах описаний автомобилей шпильки в адрес «советского режима», этот уголок ностальгии привлек немало посетителей, надолго в нем зависающих. Умилило семейство с ребенком, крутящимся около телефонной будки — для него ведь это реально уже глубокая история…
В музее много интерактива, типа двигателя или ходовой в разрезе с подвижными деталями и возможностью навести на любую из них специальный планшет и узнать подробности ее работы. Был и шлем виртуальной реальности, позволяющий сесть на место штурмана в гоночной машине, и сидение, имитирующее тряску во время гонки — в общем, есть, чем разнообразить просмотр выставки.
На нижнем этаже расположились велосипеды — тоже начиная от одних из самых первых, мопеды и разнообразная спецтехника.
В общем, музей уникальный, бродить в нем можно часами — что мы, в принципе, и делали. Выйдя на улицу уже глубоко за полдень, решили перекусить. Есть отправились в «Лидо» — местный ресторан столовского типа, где за небольшие деньги можно вкусно поесть и даже обожраться.
Вечером, лежа в кровати, решаем, что пришла пора отдохнуть от цивилизации и немного насладиться пляжным отдыхом — на следующий день мы выезжаем в курортный городок Паланга в Литве. Сначала мы думали о Юрмале (потому что больше особо и не знали курортных мест), но посмотрели ценники на жилье и слегка подофигели. Впрочем, причина раскрылась довольно быстро — в это время там проходил какой-то фестиваль, в город понаехали всякие Киркоровы, и, видимо, такой ценник служил своеобразным барьером для охраны психического здоровья приезжих. Юрмалу мы проехали насквозь, вообще симпатичный городок, весь в цветах и зелени. Киркорова, к счастью, по дороге не встретили.
Прежде, чем покинуть Латвию и въехать в Литву мы сделали еще одну остановку — на месте гибели Цоя. Около дороги, где оборвалась жизнь музыканта, стоит небольшой памятник, а позади него разгорается звезда по имени Солнце, и множество рук тянется к ней.
В Паланге, не смотря на бронь, нас не ждали. Мы подъехали к гостевому дому, еще раз сверили адрес и постучались. Дверь открыла девушка, которая очень странно отреагировала на приветствие: «А почему по-русски?». Тут я вскипела. Туристический город, в описании гостинки четко значилось «русскоязычный персонал», да и ответила она, собственно, на русском языке, так какого хрена морду кривить? Стараясь держаться в рамках приличия, отвечаю, что мол, уж простите, не выучила литовский пока, не думала, что он понадобится, когда приезжаешь отдыхать. «А… Как это не знаете литовского?.. Отдыхать..?» — растерянно продолжает тупить девушка. Да что с ними со всеми не так? Ну да, говорю, отдыхать. Ехали вот, комнату у вас бронировали. И только после этого на лице девушки начинает проступать понимание. Оказалось, они отменили нашу бронь. До нас эта информация не дошла, но вполне естественно, что в доме об этом не знали, поэтому появление на пороге двух настойчивых людей в салатовых жилетах они сочли нашествием полиции, по какой-то странной причине не говорящей на государственном языке страны, и, похоже, здорово перепугались.
Когда все прояснилось, надо было решать, куда ехать дальше. Нам дали доступ к местному вай-фаю, и мы забронили другой гостевой дом, чуть дальше от моря. В нем нас встретили очень радушно, очень радовались, что мы первые мотоциклисты в этом сезоне, кто к ним приехал, а когда мы уже занесли вещи в номер, внезапно выяснилось, что мы ошиблись адресом и заехали в соседний дом. Но хозяев это не смутило, они уговорили нас остаться, сдав номер по той цене, на которую мы рассчитывали изначально. Эти милые люди подробно рассказали, где тут гулять, куда ходить и где купаться, сказали непременно обращаться к ним, если что-то понадобится, куда занести деньги за проживание и откланялись.
Дальше был вполне стандартный пляжный отдых, и довольно неплохой, пляжи в Паланге чистейшие, видно, что их постоянно убирают (или так сильно не загаживают), вода, конечно, прохладная, но кого это остановит, а вечером мы купили потрясающе вкусную местную рыбину, потому что быть на море и не есть морепродукты — это преступление.
Через пару дней нам пора двигаться дальше. Утром перед отъездом спрашиваем у хозяев, можно ли оставить в номере вещи до обеда, пока мы напоследок сбегаем поплавать. Получив согласие, радостно бежим на пляж. Прохладные волны Балтийского моря не хотят отпускать, но нам уже пора. Искупавшись, идем обратно в дом, где атмосфера становится несколько напряженной, хотя оговоренное время еще не закончилось. Мы выгребаем вещи из номера, чтобы не мешать уборке, пьем чай на общей кухне, тоже предварительно поинтересовавшись, не помешаем ли мы здесь кому, и перед уходом благодарим хозяев за жилье, отличный отдых и приятное отноше… «Вообще-то вас тут давно быть не должно, вы заплатили за сколько дней? Ну и все, выселяться вовремя надо! Собрались — и уехали!» — оборвал нас хозяин на полуслове.
Кроме неприятных людей, подгадивших впечатление о в общем-то красивых городах, Прибалтика на прощание подкинула нам еще одну подлянку в виде улетевших с мотоцикла перчаток, которые были примотаны к спальнику резинкой. Их пропажу я обнаружила слишком поздно. Мы вернулись обратно и снова медленно проехались по той же дороге, но то ли кто-то перчатки уже подобрал, то ли они слились с мусором по обочинам и мы их просто не заметили — поездка прошла безрезультатно. А нам уже пора обратно в Россию. Короткий паром на Куршскую косу, и через некоторое время мы выезжаем на российскую территорию.
На косе заехали в знаменитый «Танцующий лес». Причудливо изогнутые стволы деревьев создают ощущение прикосновения к тайне, а толпы тупых туристов, залезающих ради фотачег на бедные деревья, даже на специально огороженные, — желание бить их головой об таблички с надписью «По деревьям не лазить, они от этого погибают».
Вечером приезжаем в Калининград. Там нас встречает Юра, с которым мы познакомились по дороге во Владивосток в 2016 году. Он и его девушка Катя устроили нам экскурсию по городу и заодно предложили мне исполнить давнюю мечту и сходить в собор на органный концерт, ведь они проходят каждый день. Мы подошли к афише концертов, и убедились, что это действительно так. В расписании был всего один выходной день в месяце — тот самый, который у нас был выделен на прогулку по Калининграду.
Поскольку концерт снова обломался, на следующий день мы поехали на пляж недалеко от города. Балтийское море оставалось таким же прохладным, как и в Литве, но, в отличие от зарубежной стороны, не отличалось чистотой. Гоше вскоре надоело плескаться, и он уговорил меня на поездку на таблетке. Я хоть и попросила «таблеточника» вести катер поаккуратнее, вопила так, что когда мы вернулись на берег, там уже выстроилась длинная очередь из желающих покататься.
На следующий день мы покидаем Калининград. Путешествие плавно движется к завершению, и на пути у нас всего одна остановка — Белоруссия, где мы задерживаемся еще на пару дней, чтобы незваными гостями нагрянуть на день рождения к Сане kobba Кобе. Выезжаем мы через Литву, долго стоим на белорусской границе, получаем завершительные штампы в загранпаспорта…
Сюрприз определенно удался. На поляне, где Саня отмечал свою днюху, нас никто не ждал, поскольку все думали, что мы еще катаемся где-то по Скандинавии или Прибалтике. Нашему приезду так обрадовались, что уговорили нас остаться на ночь, поэтому мы полноценно присоединились к застолью. Потом была рыбалка, вечерние посиделки, попытки уйти уже спать, состояние зомби наутро, прощание с немногочисленными проснувшимися к нашему отъезду, пара банок энергетика… И, нигде уже не останавливаясь, к вечеру мы добираемся домой.
Приходить в себя после столь длительного отсутствия дома оказалось очень трудно. До конца отпуска оставалось еще несколько дней, за которые пришлось заново привыкать к тому, что не нужно думать, где достать еды и где переночевать; в шкафу оказалось неожиданно много одежды после полутора месяцев с минимальным комплектом футболок, а первые дни на работе тянулись мучительно долго: мозг отказывался понимать, почему вместо того, чтобы ехать, куда глаза глядят, надо сидеть в четырех стенах и пялиться в монитор. Впрочем, вскоре жизнь приготовила нам череду перемен, с которыми скучать не приходилось, но это уже другая история, выходящая за рамки данного рассказа. Я же могу сказать, что не смотря на все трудности, которые пришлось преодолеть путешествуя по Норвегии, эта страна прочно заняла свое место в душе, немного изменила взгляд на мир, подарила новые знакомства, и она определенно стоит того, чтобы ее увидеть. При этом мы на собственном опыте убедились, что прожить в Норвегии можно и весьма бюджетно, главное, правильно расставить приоритеты. Надеюсь, мы туда еще вернемся.
А пока я дописывала свой рассказ, незаметно подкрался новый сезон, а значит — новые путешествия и впечатления. Удачи на дорогах и спасибо, что читали!
Вторая часть
Третья часть
Четвертая часть
Мой норвежский рассказ, незаметно растянувшийся почти на год, плавно выходит на финишную прямую. В этой, заключительной, части нам предстоит пересечь границы еще пяти государств по дороге домой (а некоторые даже по два раза).
Итак, прошу под кат!
Первые километры в Швеции, честно сказать, не вызвали ничего, кроме недоумения. Однообразная дорога, довольно-таки грязная заправка, скучноватые после норвежских красот пейзажи… Мы немного оживились, когда подъехали к придорожному макдаку. Итак, вот он, первый плюс в происходящем: теперь не надо платить целое состояние за дурацкую котлету в булке. От радости мы шиканули по-королевски и заказали еще и по картошке с колой. И то ли это просто голод, то ли действительно дело в продуктах, но шведский фастфуд оказался гораздо вкуснее российского, который в последнее время вообще есть невозможно. Еще из отличий — раздельная сортировка мусора, вплоть до «трубочки сюда, стаканчики туда, а крышки от стаканчиков еще куда-то», и все посетители, включая компании подростков, старательно распихивали все по нужным контейнерам.
Остаток дня мы провели в поисках какого-нибудь кемпинга с пляжем, благо озер в округе карты рисовали множество. Но — все либо оказывались заняты, либо стоили слишком дорого. Один раз нам, казалось, улыбнулась удача, мы нашли номер в кемпинге по приемлемой цене, но на ресепшене выяснилось, что в Швеции нельзя просто так взять и снять домик, для этого нужно докупить некий туристический ID, а без него нам везде сдадут только место под палатку. Короче, мы поняли, что нам втирают какую-то дичь, попрощались и поехали дальше.
В кемпинг мы все же заехали, и даже с озером. Никакого ID у нас не потребовали, заселили в домик (что было очень кстати, потому что вечером разбушевалась гроза). Правда, оказалось, что постельное белье — платное (его брать не стали, расстелили спальники), озерцо — торфяное и сильнопахнущее (зато заразы никакой нету!), горячая вода в душе в отдельном корпусе — тоже за деньги (нормально помыться можно и холодной), ну и всякие странные правила в номере, типа «вы должны при выселении пропылесосить и помыть полы, все аккуратно сложить и мусор унести из корзины в контейнеры», короче, экономия на уборке по полной)
Короче, Швеция в первый день нас совсем не впечатлила. Может быть, стоило построить путешествие в обратном направлении, с юга на север, для нарастания градуса эпичности? С такими мыслями мы и подъехали к шведской столице — Стокгольму.
Когда мы въехали на его улицы, мой внутренний хипстер возликовал и сплясал торжествующий танец) Оказывается, я соскучилась по большим городам, в которых старина, молодость, движение и свобода переплетаются в одно целое, и, кажется, сами улицы подталкивают тебя к новым свершениям. В таком городе, должно быть, живут интересные люди — и в этом мы убедились практически сразу, когда подъехали к нашей гостинице в самом сердце Гамла Стана — старого города.
В поисках гостиницы мы въехали в пешеходную зону, что несколько напрягало. Мы решили поскорее затащить вещи в номер и отогнать мотоцикл куда-нибудь на стоянку, но, когда мы с баулами подошли на рецепшн, нас встретило лишь пустое кресло. Минут пять мы топтались на месте, не зная, что делать — мотоцикл стоит, улица людная, а ну как еще полиция появится — и только собрались идти по этажам искать людей, как на пороге появилась колоритнейшая дама лет пятидесяти с сигаретой в зубах и цветными татухами. Дама явно была на расслабоне, не спеша села за стойку, спросила на кого забронирован номер…
— А у вас номер без окна, наверху, вы в курсе?, — поинтересовалась она. Конечно, мы в курсе, бронировали самый дешевый, на прочие ценник кусался. — Вы знаете, свободен номер на первом этаже. Давайте я вас туда поселю. Мне совесть не позволит селить людей в комнату без окна в такую жару, вы там задохнетесь. Да вы заносите вещи-то…
Гоша, получив также указания насчет ближайшей парковки, укатил ставить мотоцикл, я же принялась обустраиваться в номере, в котором помимо окна оказалось еще и массажное кресло — ценнейшая вещь после долгих часов на мотоцикле.
Остаток дня мы бродили по Стокгольму, переходя с острова на остров. Начав прогулку с Гамла Стана, ушли куда-то ближе к центру, прошлись по пешеходной улице сквозь толпы народа, поели кебаба в кафе с русскоговорящим кебабменом, восемь лет жившим в Хабаровске, посидели с баночкой пива на скамейке у городского пруда в компании студентов, бомжей и офисных клерков, по традиции свернули не туда и вперлись на какую-то стройку, встретили закат на очередном мосту и пошли спать в гостиницу, напитавшись атмосферой города. Город, впрочем, не собирался отпускать нас так быстро, и еще долго шумел под открытым окном и звенел в ночи колоколом с башни, около которой и расположилась гостиница.
Встали мы непривычно рано и отправились на прогулку по холодку. Есть в этом особенное удовольствие — гулять по еще спящему городу, мимо только-только открывающихся витрин магазинов, по пустым улицам, на которых накануне вечером было не протолкнуться от туристов.
Мы решили покататься на стокгольмском метро. Правда, все встреченные нами шведы утверждали, что метро у них чрезвычайно скучное и совершенно заурядное, смотреть там нечего и вообще ничего интересного там нет. К счастью, мы им не поверили. Поэтому, отыскав вход в метро, обозначенный красной буквой «Т», и разобравшись с билетами (не без помощи сотрудников метрополитена), мы спустились в самую настоящую пещеру.
Поскольку у нас не было времени на то, чтобы объездить все станции, мы решили проехаться по синей ветке и смотреть станции на ней. Большинство из них — вырублено в скале безо всякой дальнейшей отделки. Из интересного:
В метро очень холодно и немноголюдно. На одной из станций пришлось ждать поезда очень долго, и мы даже пожалели, что не взяли с собой теплых вещей.
Тем временем приближался обед, пора выселяться из гостиницы. Правда, паром у нас только в пять вечера, еще бы гулять да гулять, у нас еще есть некоторые гастрономические планы… Но с вещами по городу таскаться неохота. И мы решаем обратиться за помощью к хозяйке гостиницы — может быть, нам разрешат оставить вещи за стойкой регистрации, а мы налегке погуляем. Когда мы, вернувшись в номер, изложили хозяйке свои размышления, она, даже не дослушав, сама предложила оставить вещи у них в кладовой, а еще подробно рассказала, как найти киоск с национальным шведским блюдом — жареной селедкой. Ура, наше шведское путешествие продлилось еще на несколько часов!
Селедку мы нашли практически без труда, но ее показалось мало, поэтому мы пошли и догнались «лучшими кебабами в городе» (по версии кого-то незнакомого в интернете). Кебабы и впрямь оказались очень вкусными. Наевшись от пуза, выходим обратно, на улочки Гамластана, и просто бродим по ним, пока не приходит время сборов. Мы возвращаемся в гостиницу, переодеваемся в экипировку, и Гоша уходит за мотоциклом, чтобы подогнать его к крыльцу, я же в это время распихиваю остатки вещей по кофрам и сумкам, предвкушая трогательное прощание со Стокгольмом, прогулку по берегу в ожидании парома и томные взгляды в морскую даль…
Мои романтические мечты внезапно прервал звук мотора мотоцикла с улицы, а за ним — вой сирены и сердитый мужской голос с напрягающими нотками официозности. Я прислушалась: «пешеходная зона… мотоцикл… нельзя...», услышала безуспешные попытки Гоши объясниться с полисменом и поспешила на помощь.
Иногда лучшая тактика при общении с официальными лицами в чужой стране — это прикинуться идиотом. И ситуация с заездом под кирпич — пожалуй, вполне для этого подходящая. Старательно изображая «непонимайт», мы в результате пришли к компромиссу: мы укатываем мотоцикл из пешеходной зоны руками и больше не ездим по пешеходным зонам, а полицейский — не выписывает нам штраф на пять тысяч крон. Полицейский, довольный, что отвязался от тупых туристов, укатил вдаль на своем гироскутере, мы, довольные, что легко отделались, стали вязать вещи к мотоциклу. Единственным недовольным в данной ситуации остался прибежавший на шум муж хозяйки гостиницы — услышав Гошино предположение, что полицию вызвала официантка из соседней кафешки, он долго ругался, посылая ей гневные взгляды.
В общем, прощание вышло долгим, мы поняли, что уже опаздываем, и вместо неторопливой мотопрогулки в сторону пристани мы мчались как угорелые. Времени на сантименты уже не оставалось, мы нашли нужную очередь, прошли формальности с проверкой билетов, заехали на паром и только потом уже выдохнули свободно.
Девятипалубный паром Стокгольм-Таллин — по сути, целый город на воде, со своими прогулочными коридорами, магазинами, ресторанами и салонами. До нашей самой бюджетной каюты мы шли целую вечность, одна я бы, наверное, заблудилась. Из-за низкой стоимости у нас даже не было иллюминатора, но вместо него висело большое круглое зеркало, которое создавало иллюзию окна, чтобы не было неуютно в закрытом помещении. Побросав вещи в каюте, мы поспешили на верхнюю открытую палубу, чтобы посмотреть, как медленно исчезают вдали шведские берега, а мы выходим в открытое море.
Нам ужасно повезло с погодой: вечер был теплый и тихий, на море стоял штиль. Поужинав супом, приготовленным в туалете каюты, мы снова вышли на палубу и встретили там потрясающей красоты закат над Балтикой.
Спалось в каюте без окон прекрасно, в полной темноте. Ночь пролетела быстро, и вот нас уже будит голос по громкоговорителю, извещающий, что мы подходим к эстонским берегам. Завтрак, быстрые сборы, выходим напоследок на палубу — и попадаем, как ежики, в густой-густой туман.
Да, за ночь погода конкретно испортилась, и в Эстонию мы выкатились под мелким, противным дождиком. Довольно-таки корявенькие дороги не добавляли оптимизма, а вот ценники на заправке, напротив — порадовали. Для еды и заселения в заранее забронированную квартиру было пока слишком рано, поэтому мы сразу отправились в морской музей.
Музей действительно сделан с душой. Продуманная расстановка экспонатов, интересная планировка — зал как будто разделен на подводную и надводную части, в верхней части ходишь по мостикам как будто на уровне моря. Единственное, неприятно и немного брезгливо было читать с каждого второго информационного стенда грязь о прошлом страны, невыносимо страдающей под гнетом оккупации. Почему с каждого второго? Потому что, как гласят те же стенды, каждый второй корабль, лодка, катер и так далее появился в стране, и, соответственно, в музее, благодаря «проклятым оккупантам»…
Прогулка по музею заняла довольно продолжительное время, но мы все же осмотрели и выставленные на улице корабли. Самый впечатляющий из них — пожалуй, ледокол Суур Тылл с интересной и непростой судьбой. Построенный в 1914 году по заказу правительства России, был захвачен, возвращен Эстонии, принимал участие в обеих мировых войнах, сменил множество названий.
С остальными кораблями, представленными в музее, все немного печальнее — корабли, в основном подарки эстонскому флоту от стран Евросоюза, лохматых годов выпуска и остро нуждаются в реставрации.
После музея — долгожданный завтрак (или уже обед?) в ближайшей найденной пиццерии, а потом, сытые и довольные, мы заселились в забуканную квартиру в старом, но все еще довольно крепком доме, пристроив мотоцикл во дворе под лестницей. Процедура заселения прошла без участия хозяина квартиры, мы просто взяли ключи из запароленного ящика. Гулять отправились пешком, и, разумеется, в Старый город — куда еще идти, если времени на осмотр меньше суток? Дорога до исторического центра не отличалась чем-то выдающимся, тротуары умеренной разбитости, преобладание серых цветов в окружающем пейзаже, множество магазинов, пыль — в общем, обычный крупный город, только движение не очень оживленное. Старая часть Таллина оказалась гораздо красивее и интересней. Каменные дома с красными крышами, улочки, мощеные брусчаткой — красота же! Пока гуляли, наткнулись на очень зрелищное фаер-шоу, потом — на толпу пьяных футбольных фанатов (лично с ними, к счастью, не встретились, просто слышно их было еще издалека), поднялись на смотровую площадку.
Перед сном прохватили на мотоцикле по ночному Таллину. Возвращаясь назад, попытались поставить мот на вроде бы охраняемую парковку в паре сотен метров от дома, но так и не смогли докричаться до предполагаемого охранника. Решив, что с такими сторожами нам парковка и даром не нужна, оставили мотоцикл просто во дворе под окном.
Следующий день подарил нам знакомство с первым на нашем пути не вполне адекватным арендодателем, что вносит минутку негатива в моё повествование. Из-за этого замечательного человека мы потеряли добрых три часа времени, которые могли бы потратить на прогулку по городу, потому как человек, сдающий в интернете жилье, ВНЕЗАПНО решил, что постоянный доступ в интернет ему нафиг не упал, и мы банально не смогли с ним связаться для заселения. Вечер в Риге мы планировали провести немного иначе, чем сидя на заправке в ожидании чуда, но делать нечего, таскаться по жаре в экипе и с вещами кажется еще более плохой идеей. Когда мы наконец-то встретили хозяина квартирки, он потребовал залог и до кучи денег за постельное белье. От белья мы попытались отказаться, как уже делали в Швеции, но не тут-то было. В ответ оторопевший от такой наглости собеседник начал приводить аргументные аргументы вида «да как вы можете, тут до вас блохастые маргиналы ночевали на этих кроватях, платите и все тут», и вишенкой на торте — «не ведите себя по-советски!». Не буду описывать дальнейшие громкие разборки, во время которых мы, пожалуй, тоже вели себя чуть более эмоционально, чем того требовала ситуация, но голодный желудок, сорванные из-за тупого ожидания планы и подобный «клиентоориентированный и совершенно не советский, а труЪ-эуропейский» сервис не слишком способствовали постижению дзена.
В описании жилья было написано «старинный памятник архитектуры»
Разум все-таки победил. В итоге мы сошлись на оплате всего, за что требовалось заплатить, но с меньшим залогом, занесли вещи, и, придя в себя после такого гостеприимства, наконец-то отправились гулять по Риге. Часть города, где мы остановились, действительно была близко к историческому центру. Недалеко от дома — мемориал «Большая хоральная синагога», в память о евреях, сожженных нацистами в 1941 году.
Сталинская высотка
В старой части города тоже есть, что посмотреть. Тут и знаменитый «Дом с котами», и архитектурный комплекс «Три брата», и Домский собор с органом. Мне давно хотелось попасть на концерт органной музыки. Сначала хотелось еще в Челябинске (но не вышло), потом в Риге (но тоже не вышло). Так что хотеться будет и дальше :)
«Три брата», и девушка, без которой мы хотели сделать фото, но, простояв минут десять, так и не дождались, когда она дофоткается на крылечке
Еще наткнулись на выставку медведей — эти фигурки, созданные представителями различных государств, объездили много стран, неся идею мира и дружбы всех народов.
Практически весь следующий день мы провели в интереснейшем месте — Рижском Мотор-музее. В огромном здании на трех этажах представлены потрясающие коллекции автомобилей, и не только. Начинается выставка с самых ранних шагов автомобилестроения — первые самоходные коляски, первый прообраз мотоцикла, первые двигатели и шины… История развивается, и вот уже появляются настоящие автомобили — многие старинные авто, стоящие в музее, принадлежат частным коллекциям, некоторых на момент просмотра нет на месте — уехали на какой-нибудь ретро-пробег.
Второй этаж посвящен советскому автопрому. Сюда отправились в том числе и автомобили генсеков, включая разбитый в аварии автомобиль Брежнева.
Уникальное авто — Серебряная стрела, чудом отвоеванная музеем у завода, на котором его хотели пустить под нож на металлолом. За эту модель компания-изготовитель готова была отстроить здание музея в голодные девяностые годы, но учредители музея не пошли на такую сделку, автомобиль остался у них, а здание постепенно построили и своими силами.
Частично там же представлен и советский быт — различные модели радиоприемников, играющих популярные в те времена песенки, телефоны, и даже старая телефонная будка, в которой, набрав определенный номер, можно было услышать советский анекдот. Вообще, не смотря на то и дело встречающиеся в текстах описаний автомобилей шпильки в адрес «советского режима», этот уголок ностальгии привлек немало посетителей, надолго в нем зависающих. Умилило семейство с ребенком, крутящимся около телефонной будки — для него ведь это реально уже глубокая история…
В музее много интерактива, типа двигателя или ходовой в разрезе с подвижными деталями и возможностью навести на любую из них специальный планшет и узнать подробности ее работы. Был и шлем виртуальной реальности, позволяющий сесть на место штурмана в гоночной машине, и сидение, имитирующее тряску во время гонки — в общем, есть, чем разнообразить просмотр выставки.
На нижнем этаже расположились велосипеды — тоже начиная от одних из самых первых, мопеды и разнообразная спецтехника.
В общем, музей уникальный, бродить в нем можно часами — что мы, в принципе, и делали. Выйдя на улицу уже глубоко за полдень, решили перекусить. Есть отправились в «Лидо» — местный ресторан столовского типа, где за небольшие деньги можно вкусно поесть и даже обожраться.
Вечером, лежа в кровати, решаем, что пришла пора отдохнуть от цивилизации и немного насладиться пляжным отдыхом — на следующий день мы выезжаем в курортный городок Паланга в Литве. Сначала мы думали о Юрмале (потому что больше особо и не знали курортных мест), но посмотрели ценники на жилье и слегка подофигели. Впрочем, причина раскрылась довольно быстро — в это время там проходил какой-то фестиваль, в город понаехали всякие Киркоровы, и, видимо, такой ценник служил своеобразным барьером для охраны психического здоровья приезжих. Юрмалу мы проехали насквозь, вообще симпатичный городок, весь в цветах и зелени. Киркорова, к счастью, по дороге не встретили.
Прежде, чем покинуть Латвию и въехать в Литву мы сделали еще одну остановку — на месте гибели Цоя. Около дороги, где оборвалась жизнь музыканта, стоит небольшой памятник, а позади него разгорается звезда по имени Солнце, и множество рук тянется к ней.
В Паланге, не смотря на бронь, нас не ждали. Мы подъехали к гостевому дому, еще раз сверили адрес и постучались. Дверь открыла девушка, которая очень странно отреагировала на приветствие: «А почему по-русски?». Тут я вскипела. Туристический город, в описании гостинки четко значилось «русскоязычный персонал», да и ответила она, собственно, на русском языке, так какого хрена морду кривить? Стараясь держаться в рамках приличия, отвечаю, что мол, уж простите, не выучила литовский пока, не думала, что он понадобится, когда приезжаешь отдыхать. «А… Как это не знаете литовского?.. Отдыхать..?» — растерянно продолжает тупить девушка. Да что с ними со всеми не так? Ну да, говорю, отдыхать. Ехали вот, комнату у вас бронировали. И только после этого на лице девушки начинает проступать понимание. Оказалось, они отменили нашу бронь. До нас эта информация не дошла, но вполне естественно, что в доме об этом не знали, поэтому появление на пороге двух настойчивых людей в салатовых жилетах они сочли нашествием полиции, по какой-то странной причине не говорящей на государственном языке страны, и, похоже, здорово перепугались.
Когда все прояснилось, надо было решать, куда ехать дальше. Нам дали доступ к местному вай-фаю, и мы забронили другой гостевой дом, чуть дальше от моря. В нем нас встретили очень радушно, очень радовались, что мы первые мотоциклисты в этом сезоне, кто к ним приехал, а когда мы уже занесли вещи в номер, внезапно выяснилось, что мы ошиблись адресом и заехали в соседний дом. Но хозяев это не смутило, они уговорили нас остаться, сдав номер по той цене, на которую мы рассчитывали изначально. Эти милые люди подробно рассказали, где тут гулять, куда ходить и где купаться, сказали непременно обращаться к ним, если что-то понадобится, куда занести деньги за проживание и откланялись.
Дальше был вполне стандартный пляжный отдых, и довольно неплохой, пляжи в Паланге чистейшие, видно, что их постоянно убирают (или так сильно не загаживают), вода, конечно, прохладная, но кого это остановит, а вечером мы купили потрясающе вкусную местную рыбину, потому что быть на море и не есть морепродукты — это преступление.
Через пару дней нам пора двигаться дальше. Утром перед отъездом спрашиваем у хозяев, можно ли оставить в номере вещи до обеда, пока мы напоследок сбегаем поплавать. Получив согласие, радостно бежим на пляж. Прохладные волны Балтийского моря не хотят отпускать, но нам уже пора. Искупавшись, идем обратно в дом, где атмосфера становится несколько напряженной, хотя оговоренное время еще не закончилось. Мы выгребаем вещи из номера, чтобы не мешать уборке, пьем чай на общей кухне, тоже предварительно поинтересовавшись, не помешаем ли мы здесь кому, и перед уходом благодарим хозяев за жилье, отличный отдых и приятное отноше… «Вообще-то вас тут давно быть не должно, вы заплатили за сколько дней? Ну и все, выселяться вовремя надо! Собрались — и уехали!» — оборвал нас хозяин на полуслове.
Кроме неприятных людей, подгадивших впечатление о в общем-то красивых городах, Прибалтика на прощание подкинула нам еще одну подлянку в виде улетевших с мотоцикла перчаток, которые были примотаны к спальнику резинкой. Их пропажу я обнаружила слишком поздно. Мы вернулись обратно и снова медленно проехались по той же дороге, но то ли кто-то перчатки уже подобрал, то ли они слились с мусором по обочинам и мы их просто не заметили — поездка прошла безрезультатно. А нам уже пора обратно в Россию. Короткий паром на Куршскую косу, и через некоторое время мы выезжаем на российскую территорию.
На косе заехали в знаменитый «Танцующий лес». Причудливо изогнутые стволы деревьев создают ощущение прикосновения к тайне, а толпы тупых туристов, залезающих ради фотачег на бедные деревья, даже на специально огороженные, — желание бить их головой об таблички с надписью «По деревьям не лазить, они от этого погибают».
Вечером приезжаем в Калининград. Там нас встречает Юра, с которым мы познакомились по дороге во Владивосток в 2016 году. Он и его девушка Катя устроили нам экскурсию по городу и заодно предложили мне исполнить давнюю мечту и сходить в собор на органный концерт, ведь они проходят каждый день. Мы подошли к афише концертов, и убедились, что это действительно так. В расписании был всего один выходной день в месяце — тот самый, который у нас был выделен на прогулку по Калининграду.
Поскольку концерт снова обломался, на следующий день мы поехали на пляж недалеко от города. Балтийское море оставалось таким же прохладным, как и в Литве, но, в отличие от зарубежной стороны, не отличалось чистотой. Гоше вскоре надоело плескаться, и он уговорил меня на поездку на таблетке. Я хоть и попросила «таблеточника» вести катер поаккуратнее, вопила так, что когда мы вернулись на берег, там уже выстроилась длинная очередь из желающих покататься.
На следующий день мы покидаем Калининград. Путешествие плавно движется к завершению, и на пути у нас всего одна остановка — Белоруссия, где мы задерживаемся еще на пару дней, чтобы незваными гостями нагрянуть на день рождения к Сане kobba Кобе. Выезжаем мы через Литву, долго стоим на белорусской границе, получаем завершительные штампы в загранпаспорта…
Сюрприз определенно удался. На поляне, где Саня отмечал свою днюху, нас никто не ждал, поскольку все думали, что мы еще катаемся где-то по Скандинавии или Прибалтике. Нашему приезду так обрадовались, что уговорили нас остаться на ночь, поэтому мы полноценно присоединились к застолью. Потом была рыбалка, вечерние посиделки, попытки уйти уже спать, состояние зомби наутро, прощание с немногочисленными проснувшимися к нашему отъезду, пара банок энергетика… И, нигде уже не останавливаясь, к вечеру мы добираемся домой.
Приходить в себя после столь длительного отсутствия дома оказалось очень трудно. До конца отпуска оставалось еще несколько дней, за которые пришлось заново привыкать к тому, что не нужно думать, где достать еды и где переночевать; в шкафу оказалось неожиданно много одежды после полутора месяцев с минимальным комплектом футболок, а первые дни на работе тянулись мучительно долго: мозг отказывался понимать, почему вместо того, чтобы ехать, куда глаза глядят, надо сидеть в четырех стенах и пялиться в монитор. Впрочем, вскоре жизнь приготовила нам череду перемен, с которыми скучать не приходилось, но это уже другая история, выходящая за рамки данного рассказа. Я же могу сказать, что не смотря на все трудности, которые пришлось преодолеть путешествуя по Норвегии, эта страна прочно заняла свое место в душе, немного изменила взгляд на мир, подарила новые знакомства, и она определенно стоит того, чтобы ее увидеть. При этом мы на собственном опыте убедились, что прожить в Норвегии можно и весьма бюджетно, главное, правильно расставить приоритеты. Надеюсь, мы туда еще вернемся.
А пока я дописывала свой рассказ, незаметно подкрался новый сезон, а значит — новые путешествия и впечатления. Удачи на дорогах и спасибо, что читали!
- BigBug
- Елена
- 5 мая 2019 в 22:13
- 1
- +20
- alextallinn
- 5 мая 2019 в 23:36
- ↓
Красиво, занимательно.
Но почему вас удивляет такое отношение к русским в цивилизованном мире?
Но почему вас удивляет такое отношение к русским в цивилизованном мире?
здесь был ататат
- sergeech007
- 17 мая 2019 в 23:27
- ↓
А как же Стокгольм и ни слова о Карлсона? Хоть по крышам бы погуляли)))
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (5)
RSS свернуть / развернуть