Проект продается, 60 000 USD [email protected]

Блог им. Bergman → По Кавказу 2016


После поездок по дождям все таки простыл, и появилось время для написания отчета о поездке по Кавказу на чесотке (дорожник), не судите строго за много букаф:
Фотогаллерея: postimg.cc/gallery/1dkjgf93q/
В среду 14 сентября сего года, выехал по полудню из Краснодара по самому длинному отрезку маршрута (по яндекс картам 740 км) в город Гудермес Чеченской республики, о чем пожалел в итоге...) Т.к. прибыл в пункт назначения очень поздно, около 23.00, и к тому же от Баксана до Грозного пришлось ехать после заката, да еще и временами в сильный дождь! Не ожидал, но на постах у меня даже документов не спросили, дпсники и амоновцы провожали только сочувственными взглядами. ОстОнОвИлИ только один раз, перед Грозным, спросили: «Нохчи ё...?», но услышав, что я не местный, и еду из Краснодара, махнули автоматом, со словами «а ну тогда езжай») Порадовали довольно большие участки отличного асфальта, и нормальные сетевые заправки с кофеМ и чаем, что позволило чувствовать себя довольно уверенно даже в скверных погодных условиях на «вражеской» территории :D К стати погодные условия ни как не мешали чеченцам интересоваться мотоциклом, задавать стандартные вопросы, и одобрительно кивать на ответы.
И так, я прибыл в гости к родителям своего друга, был радушно встречен, привез гостинцы из предыдущих поездок по Крыму и Абхазии, передал приветы. и после развешивания промокших вещей, и пары рюмочек вечернего чаю с разговорами о том, как прошли годы которые мы не виделись, приступил к крепкому самозабвенному сну.

Четвергом 15 дня сентября месяца, протер заляпанный дорожным маслом визор и мотоцикл, смазал цепь и оставив рюкзак с палаткой, налегке стартовал в древний город Дербент, доблестной республики Дагестан (260 км в одну сторону)
Перед Хасавюртом имело место быть неожиданная встреча! И как не странно это оказался байкер, но как бы это не казалось странным… Из Германии… Немец стоял на обочине, общаясь на чистом немецком языке с местным жителем, который остановился, заметив немецкие номера спросить чем помочь, и просто подбодрить разговором человека на его языке в далеке от родины, и посоветовать как лучше проехать куда ему надо. Традиции гостеприимства на Кавказе очень крепки, и как бы то ни было иронично по отношении к истории, уже седые мужики ржали в голос, шутя о чем то своем, разговаривая по немецки на границе Чечни и Дагестана, потом попрощались, и разъехались каждый по своим делам, дагестанец в Гудермес, немец в Астрахань и Ростов, а я продолжил путь в Дербент.

В Хасавюрте остановился спросить местных парней где лучше заправляться, много ли дальше постов, и как вообще сейчас в Дагестане?.. Парни вполне адекватные, рассказали где что, поспрашивали про мот, куда и откуда еду, и с весельем удивились рассказу про немца) С юными девушками в Чечне и Дагестане особо рьяно заговаривать к стати не рекомендуется… Т.ч. общался в основном с мужиками. Еще не принято курить возле мечетей, и при старших… Так же в Дагестане не стоит полностью полагаться и надеяться на местных служителей правопорядка… Поэтому очень важно знать куда ты едешь, где поставишь мот на ночь, как его сможешь найти в случае угона, какие местные байкерские клубы есть, и их контакты, что мне весьма помогло в разговоре с молодыми дагестанцами. Еще пара любопытных моментов: останавливаться на долго (более 20 минут) лучше возле мечетей или в зоне видимости блокпостов, постов, и камер наблюдения; В далеких аулах тоже варежкой щелкать не стоит. Обычные меры предосторожности и элементарная вежливость, работают так же в КБР, КЧР, и Осетии, как в Дагестане, Абхазии или Чечне.
Дагестан мне очень сильно напомнил Крым, видимо мелкой колкой пылью от ракушечника на дороге, качеством покрытия, и своим ландшафтом, за исключением только- ГИГАНТСКОЙ песчанной дюны по дороге к Махачкале) В этот раз в Махачкалу не заезжал, но город на берегу Каспия очень оживленный, большой и интересный. Так же не успел посетить, считающуюся невероятной сладости для глаз природную достопримечательность, а именно Гранд каньён всея Кавказа- Сулакский каньён…
И так, чем ближе я подъезжал к Дербенту, тем сильнее портился асфальт, лежачие полицейские
становились агрессивнее, становилось меньше дорожных указателей, чаще встречались азербайджанские номера, и нелепости местного колориту вроде заправок «РОССНЕФТЬ» и «ЛИКОЙЛ» при чем в остальном оформлении практически полностью копирующие дизайн заправок популярных брендов) За небольшим исключением: одного из помещений, кроме стандартных, называемого «молебная»… К этому факту стоит относиться с почтением и уважением, поскольку во время намаза, например, возле мечетей стараются ограничить движение дабы с южной стороны (т.е. перед лицом молящихся) никто не сновал лишний раз…
Заправки VNK, к стати, из местных- считаются хорошими.
Поскольку дорожных указателей мало, то если вы доехали до тоннеля по трассе на Баку,
то вы уже в Дербенте)
Город древний, по некоторым данным ему более 5000 лет. Многие здания просто вросли в землю когда то бывшими, возможно «первыми» этажами… В старой части города улочки изломанные и узкие. К тому же там расположен не особо большой по экспозиции государственный музей, но в довольно большом красивом хачкаре (храме) из известняка, со следами от пуль на стенах.

О военных действиях в Дагестане, визуально, напоминает не очень много, только блок посты, и колонны бронетехники, временами встречающиеся по дороге. Но о том что ты находишься именно в Дагестане забыть просто не возможно, не по этому) А по тому, что практически все здания построены из известняка, либо с его применением, или облицованы дагестанским камнем, даже высотки 12-16 этажей) Иногда кажется, что там даже железобетон могут заменить известняком, без особого ущерба для прочности и надежности конструкций) Еще наткнулся на довольно красивую синагогу того же камня в отделке :)

После посещения музея, я отправился на пляж, посмотреть на Каспий, перекусить, и отдохнуть. Обнаружил много рыбаков на берегу, но только один выловил маленькую рыбешку с ладошку. Над городом виднеется древняя крепость, которую небезосновательно считают довольно пошлым способом отреставрированной.
На обратном пути увидел четыре спортА, обоюдно поприветствовал не малых размеров пилотов в черных шлемах и бронефутболках, и ближе к городу с одноименным названием коньяка- Избербаш, еще увидел двух молодых радостных пацанов на разбитом в хлам китайце в бронешортах и бронешлепках, но к сожалению даже без бронеочков. В городках встречал много пошарпанных скутеров, но показалось, что мотоциклистов там видят крайне редко.
После Избербаша снова попал под дождь. В Хасавюрте остановился погреться чайком, и был немедленно окружен молодыми дюжими дагестанцами примерно своего возраста, и моложе, поговорили, ответил на стандартные вопросы, и немного удивился, что не услышал что то вроде «Бамбарбия! Киргуду!», как в Кавказской пленнице) Стоило расспросить их о местном байкклубе с доблестным названием «Блэк Иглз», и знают ли кого из мотоциклистов, как они стали теплее воспринимать осведомленность собеседника. Вернувшись к 21.00 в Гудермес снова пробовал крепкий напиток по местному рецепту с острым перцем.

Утром 16 дня сентября месяцЕ года 2016, поблагодарил приютивших меня, и по семейному гостеприимных родителей друга, и отправился в обратный путь. Для начала поехал на горное озеро Козеной Ам, оно расположено за Ведено, еще выше в горах. По пути останавливался осмотреться, и сфоткать мечеть в поселке Автуры Где ко мне подъехал чеченец на белой короле (это не опечатка)) спросил, куда- откуда еду, чем мне помочь, и нужны ли жилье, деньги или техобслуживание, что было сколь удивительно, столь и приятно. После поселка Харачой начинается 40 километров свежего асфальта на прекрасном серпантине, но только доехав до него, я понял, что не заправил бензин, к тому же набежали тучки и стало совсем холодно. Но говорят, что место очень красивое… Поднимусь туда в следующий раз обязательно, очень уж красивые горы…
Спустился в Грозный, проехался, поглазел на высотки, осмотрелся.
Город красив, полностью отстроен, и довольно хорошо к стати. В плане архитектуры в городе даже немного перестарались)
В частном секторе же, который более распространен в меньших городках, есть интересные черты: например заборы выглядят очень помпезно, порой так, что скрывают полностью, традиционно П-образной планировки одноэтажный домик.

Пока был в чеченской столице, один из местных даже предложил купить у меня мотоцикл прям на месте, хоть я и старался придать ему совсем не презентабельный вид перед поездкой в Дагестан… Но после вводной, об экипировке, и навыках управления двухколесной техникой, подумал, и сказал, что тогда на следующий год купит его у меня) Повеселев от такого оборота дел, я отправился дальше, в сторону Кисловодска. В Назрани проверили документы на посту, и все… Еще Назрань запомнилась тем, что подошел какой то пожилой мужчина, и предложил купить у него лютый спортбайк без доков… В Ингушетии довольно странные ощущения: люди живут не особо богато, и взгляды довольно тяжелые…
Разместился в Кисловодске поздней ночью в хостеле с гаражиком, за недорого. Утром меня ждало новое приключение…

17-го дня месяца сентября, проснулся неожиданно рано, поскольку в горах рассветает примерно в 5.00- 5.30, и уже в 8.00, оставив хабари в хостеле, я выехал из прекрасного города Кисловодска в направлении ЮГ- по дороге на северный склон горы Эльбрус! В место под названием А Джилы- Су… По пути заметил мечеть, и стоящий на против неё православный храм с надписью «С нами Бог») Вообще мечетей на Кавказе столько же сколько и церквей у нас, но заходить не рекомендуется, только разве что в крупные, как в Грозном
. Поехав по улице Гагарина, первые 10 км я думал, что я поехал куда то не туда, и отказывался верить показаниям ЖПСа своего, т.к. Эльбруса видно не было, и дорога была на столько ужасна, что подумалось мне развернуться, как только я увижу вершину Европы…
Так вот, я доехал до смотровой площадки с большим указателем Сахауат,
кафе, и видом на высочайшую гору Европы, взгрустнул, что отдохну и поеду в освояси, но тут подъехала газелька с туристами, водитель которой рассказал, что через пол километра начинается хороший асфальт! И каково же было моё изумление, когда я через пять минут вваливал по чудесной дороге любуясь сказочными пейзажами!!!
По пути обнаружил обсерваторию, на вывеске указано наличие в ней гостиницы с питанием, и экскурсий к телескопам...)


Забегая вперед скажу, что бензин в высокогорье улетает вдвое быстрее, и проехав 80 км я удивился «всего только лишь» четверти бака, хотя заправлялся перед Кисловодском до полного… А заправок там нет…
Но все же по порядку: Дорога просто фантастически красива!!! Разнообразна, по пути трижды спускается в ущелья, пересекает три речки, и трижды же поднимается на хребты. Т.е. за 80 км проезжаешь три полноценных перевала!!!

Но! есть и серьезные минусы: коровки и лошадки там очень творческие натуры, и творят на асфальте все, что их душе угодно. К сожалению знаков «Кругом бычъё» или иначе 1.26 «Перегон скота»- очень мало, в отличии от Дагестана и Чечни, где они почти не нужны, но их предостаточно (знаков) На этой дороге, еще в Абхазии, и Домбае коровки чувствуют себя практически как священные животные в Индии, а знаков предупреждающих об этом почти нет… Бывают не заметные и очень неприятные неровности на асфальте, на прямиках, эффект неожиданности от них может превратиться в такой же цвет. Еще один минус- это щебенка с песочком густо растянутая на многих поворотах серпантина… Местные рассказывали что мотоциклы там частенько раскладываются, почти везде написаны телефоны эвакуаторов, но думаю если залюбоваться каким ни будь видом, что немудрено, то можно совершенно неожиданно заэндурить в обрыв… Если асфальт в тени скал или облаков, не обольщайтесь- он холодный, скользит, особенно на спусках. Отсутствие заправок очень туго компенсируется возможностью стрельнуть у запасливых тазоводов… И еще, как и везде в горах выше 2000 метров- прохладно… Так же есть один минус, который весьма щекочет нервы- скорая туда быстро приехать не сможет, ролики на ютубе на которых спустя 30 секунд после аварии появляются врачи- можно забыть.
И вместе с тем, дорога самая что не на есть обалденная!!! В чем то даже лучше чем на пародром в Чегеме, или по Баксанскому ущелью на Азау… Есть связь, только мегафон и йота, примерно на каждой четверти пути есть домашние кафешки, с очень вкусными ХЫЧИНАМИ (чем выше в горы, тем они вкуснее), горным медом, и чаем из трав...
Где то посередине находится долина нарзанов. После моста через Малку огромные скалы!!! Они просто ОГРОМНЫЕ!!! И нависают прям над дорогой, т.ч. на ацких прямотоках лучше туда не соваться, честно. В конце дороги вы найдете: карандаши, которыми рисовал создатель эти горы, ОГРОМНЫЙ водопад, каменную морену, термальные источники с ваннами для купания, лечебные нарзаны, и много туристических маршрутов. Так же от туда идет маршрут на альпийский лагерь- 3,5ч. пешком от ванн, поляну каменных грибов и термальных источников (Джилы- Су)- 6,5ч. пешком от ванн, и далее на вершину Эльбруса. Отсутствие тотальной гаженности цивилизацией, не подскажет вам, где там оставить байк…
Встретил там синий Пан- чемодан, из Пятигорска, с ростовскими номерами, и Триумфа с красными дисками. Прикупил бензина у мужиков, погулял, узнал у пилота Пан европиан, что у него бак 29 литров, что на эндуриках там приходится менять жиклеры, чтоб нормально ездить, попрощался, и отправился обратно. Не успев сильно разогнаться, был остановлен доблестным служителем закона, который проверял у меня наличие пропуска в заповедник, без моего на то ведома… В ответ я сунул ему чек на 50 рублей, который мне выдали по приезду на место, и поехал дальше, оставив его с пистолетом в кобуре, и задумчивостью на челе.
Тем не менее рекомендую, воспользовавшись своей сознательностью, отыскать заранее (где ни будь в интернете или Кисловодске) место где можно оплатить вход в заповедник, т.к. стоимость не велика и сравнима с 3-мя сотнями рублей, да еще и позволяет управлению заповедника, если не бурно производить обустройство туристической инфраструктуры, но хотя бы поддерживать пояса егерей, и вывозить мусор со стоянок «бренного» человека.


Еще пара важных моментов есть, если хотите полюбоваться на Эльбрус: после обеда (ВСЕГДА) вершину затягивает облаками т.ч. отправляйтесь с утра. И еще одно: со слов местных, там часто бывают дожди и град…
Погладил лошадей на обратном пути, и забрав свои вещи из хостела, выехал в Домбай. Дорога на Карачаевск просто ужасная… Как стиральная доска, разметки нет, с наступлением темноты ехать страшно и жутко, холодно. Поэтому я заночевал на смотровой, в палатке.

Утро 18-го дня месяца сентяБРЪ! было холодным и спокойным, до тех пор, пока я не выбрался из палатки! Времени было 6.00 На горизонте сиял Эльбрус, глаза распахнулись, сердце забилось быстрее, наступало прекрасное утро прекрасного дня...) В кафе, там же на смотровой, снова отведал Кавказской кухни, любуясь горами!: изменяющимся прям на глазах утренним пейзажем, в лучах восходящего солнышка.


Едва я закончил завтракать, как подъехали два громадных автобуса туристов, и покой, тишина, и молчание гор были нарушены, прям в такой последовательности) За это время солнцем не только растопило иней на травах, но и подсушило конденсат на палатке, что помогло быстро собраться.
После Карачаевска асфальт разительно меняется, и становится спокойно и интересно ехать, к тому же долина по мере приближения к Домбаю зарастает густым смешанным лесом, переходящим в Хвойный! с Гигантскими Соснами, и Елями! В сочетании с идеальным асфальтом, это чистый эндорфиновый взрыв в мозге, как по дороге на Аджилы-су!!)


Домбай весьма доставляет… Словно маленький кусочек Швейцарии с видом на её главный фалический символ- гору Маттерхорн) Видно ледопады, и снежные пики, скалы, они прям вокруг поселка, и это так же вдохновляет как уютно) Ощущение будто малюсенький Домбай приютился на теплой ладони у седых гор, пригрелся на солнышке, засопел дымоходами, и уснул, а они так тихонько на него смотрят, и будить не хотят)

Чем то все же увлечение мотоциклами напоминает альпинизм…
На обратном пути прикупил шерстяных носков на всю семью, т.к. что в Кабардино- Балкарии, что в Карачаево- Черкессии вязанные вещи стоят не дорого, но Очень теплые)
По дороге от Домбая до Псебая есть мемориал защитникам перевалов Кавказа- очень впечатляет, своим масштабом и ощущениями от восприятия… Эмоции от его тектоники и композиции очень схожи с посещением Мамаева кургана в Волгограде. Где то я даже слышал, что там же есть и музейная экспозиция.
И еще один важный момент: сразу после села Курджиново есть маленькая, старая, неприметная, но заправка Роснефти, там принимают сберкарты, может кому пригодится.
В Псебае историческая ирония выходит на поистине микронный уровень т.к. на центральной площади был замечен памятник Ленину за спиной которого находилась деревянная часовенка))

И вот я уже в Адыгейске, стемнело, пошел дождь, который лил до Краснодара. В город я въехал в 19.40 полный благородной усталости, и стоило мне остановиться отдохнуть, как какой то пьяный но веселый студент, не обращая ни какого внимания на мой рюкзак с палаткой закрепленный на месте второго номера, и идущий дождь, попросил его прокатить по городу))
Так завершился этот трип общей протяженностью примерно 3000 км. И спустя уже несколько лет, несколько тысяч километров пробега, несколько погибших на дорогах знакомых, и одиночной поездки Краснодар- Красноярск, могу добавить: помните что «наша галава нас обманывает», что может привести к вполне осязаемым для здоровья и самочувствия вас и ваших близких последствиям.
Берегите себя.




  • BergmanBergman
  • 5 ноября 2019 в 17:09
  • 3
  • ?

Комментарии (3)

RSS свернуть / развернуть
+2
vovkvalki
Заметил что на высоте 1600 и выше, карбы начинают сильно богатить. На глоссглокнере (альпы) (2600м) мот на 2 передаче еле ехал.
+1
oldrider
На инжекторе значительно веселее и на высоте, и на жаре, и на холоде. Задумайся :)
+1
Bergman
Наверняка… Зато карбы менее зависимы от качества топлива, и всегда можно доехать на трех или двух котлах, если карбы подзаср… Подзабились.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. Bergman, По Кавказу 2016