Проект продается, 60 000 USD [email protected]

Блог им. Sobrat41 → Если нет ABS, как экстренно тормозить в повороте?

Что лучше? Остаться в своей полосе или применить более эффективное торможение пусть и завершая его вне полосы?
Довелось получить сюрприз под концовку сезона:

  • Sobrat41Sobrat41
  • 20 октября 2019 в 1:56
  • ?

Комментарии (162)

RSS свернуть / развернуть
+4
xurotape
Да уж. По-хорошему как вдарить бы ему конечно в бочину, прямо в тугосерю его, чтобы такие как он не размножались. Но не та ситуация конечно. На машине не задумываясь бил бы.
+9
buzileus
На машине не задумываясь бил бы.
Тебе совсем не жалко своего времени на последующие разборки и восстановление машины?)
+12
Abihto
Если твоя торпеда 10-летнее ведро с болтами, то затраты на разборки меньше полученного удовольствия от истерик владельца модного кредитомобиля.
+3
Abihto
Оговорюсь на всякий случай: ничего не имею против ни владельцев подержанных авто, ни владельцев новых кредитных.Да, на чём можем, на том и ездим.

А вот кого не люблю — так это «королей асфальта», думающих что ПРД не для них.
0
Boggi
Какие истерики? Ты о чём?
Каско же.
Вообще насрать. Угнали, помяли… Да и пофиг.
0
Werewolf2012
Смотря какая машина, после моей пепелац из видео в большой вероятностью пошёл бы в утиль )) Про время другой разговор
-17
xurotape
Да, да. Ведро. Конечно. Если ты на ведре двигаешься- это не мои проблемы так-то. И каски-шмаски не для тебя я думаю. ВРЕМЯ? О, да. По-любому контракт на миллиард у тебя сорвётся, я уверен. А так-то вообще до лампочки что там будете делать в такой ситуации. Хорошо так-то постфактум рассуждать как лучше сделать то бы было. Теоретики диванные.
+5
Kagi
Что ты хотел сказать? я ничего не понял
+14
Sobrat41
— он некорректно начал маневр.
+ он постарался быстрее его завершить.
Машина тяжелая, дымила во все свои 2 выхлопные трубы черным выхлопом — это видно на видео.
В ответ он посигналил и остановился, я просто не стал тратить время на сокрушение о случившемся.
На переднем сиденье видно удивленно-испуганное лицо ребенка. Вот даже на БТР-е все равно постарался бы разминуться.
+2
tpaxtapict
Похоже что водитель джипа не учел, что на мокром асфальте он не такой резкий, это его ошибка. Было бы сухо и тепло — скорее всего джип проскочил бы не создав аварийную ситуацию. Вы же выбрали дистанцию и скорость соответственно вашим навыкам и обстановке, и не допустили ДТП. Банально, но ДТП случаются — когда все учасники допускают ошибки.
+4
kex24
  • kex24
  • 20 октября 2019 в 3:55
Боюсь, здесь нет единственно правильного решения. Все ситуативно. А, вообще конечно, неприятный эпизод. Хорошо, что обошлось без ударов и падений.
+34
borsch
Грамотно выбранная скорость — залог успеха экстренного торможения. Было бы 80км/ч, влетел бы 100%. Пилоту-респект. Водителю коробки — по чайнику.
+1
vasyapupkin1
Полностью согласен. Правильно выбранная скорость и умение тормозить, всё грамотно сделал.
+15
Ratko_Mladic
правильная дистанция это не только не слишком близко, но и не слишком далеко. Вас реально не совсем было видно (я не оправдываю коробку) в условиях поворота.
такая дистанция на многополосной дороге невольно «провоцирует» третьи ТС встроиться между Вами и впереди идущим транспортом, что одномоментно превращает «достаточную» дистанцию в критически опасную короткую
+5
Sobrat41
Согласен, есть такое дело. Тот самый случай, когда чуточку быстрее — безопаснее.
+8
dmitchern
Вот соглашусь, городское движение — штука сложная, иной раз перемещаясь на машине приходится искать вот такое вот окно, чтобы совершить маневр. Перекресток на повороте, видимость ограничена… Автомобиль завидел окно после автомобиля и ринулся, ему бы чуть быстрее выполнять свой маневр, было бы безопаснее для мотоцикла.

А нам мотоциклистам, дабы оставаться целыми и не тратить много нервов, приходится прогнозировать на 2 шага вперед, кто куда и откуда может вылезти… Или ускориться, чтобы сократить дистанцию до впереди идущего, чтобы никто не ломился сразу за ним или наоборот быть готовым притормозить.

В любом случае авто не оправдываю, но и не обвиняю, скорее — отношусь с понимаем.
А автор не превышал и не испугался (чтобы «положить» мотоцикл), что и позволило разъехаться без последствий, чего и дальше желаю)
+6
HotGuy
Однако, знатная засада. Торможение в повороте на мокром холодном асфальте — без падения и без дтп, это хорошо. Резина если не секрет, какая была?
По самой ситуации — водитель внедорожника явно видел только автомобиль, который ехал впереди — потом образовался свободный карман и мот не было видно из-за поворота и белого микроавтобуса. Когда внедорожник начал маневр, он уже перестал смотреть вперед — иначе мотоцикл можно было заметить, и спокойно пропустить. Или водитель хотя бы мог не так вальяжно заворачивать, а прибавить газу и свалить из встречной полосы побыстрее. Но судя по всему, мот он не видел от слова совсем…
0
Sobrat41
Резина штатная от Bajaj Boxer 150X.
-1
kosta2000
Конкретно в вашем случае смена траектории в сторону движения внедорожника была, конечно ошибкой. Повезло, что скорость была небольшая и зацепа шин хватило. А вообще нет единого рецепта оставаться в полосе и тормозить или объезжать. Правила требуют оставаться в полосе, практически все опытные байкеры советуют объезжать. В идеале обладать и тем, и тем скиллом и пользоваться на рефлексах тем, который в данный момент нужнее.
Ну и АБС все-таки полезная штука, что ни говори.
+1
jgrav
Про скорость это не везение, видно что автор вообще грамотно едет, перед перекрестками и отворотами сбрасывая газ и скорость.
0
pafi
Если бы он поехал против движения на мокром асфальте мог бы попасть на встречку.
0
kosta2000
Вот поэтому я про прокачку скиллов и написал. А вообще, в данной конкретной ситуации если бы просто по прямой тормозил, то и ситуация была бы намного менее опасна, тк, внедорожник с траектории уже ушел, но автор ролика свернул вправо, почти его догнав.
+5
Sobrat41
Я то как раз по прямой и тормозил. Тормозить по кривой, оставаясь в своей полосе не рискнул, сцепление с дорогой слабое. Если только не тормозить, а слегка притормаживать — тогда вошел бы в него в своей полосе. Наверное.
+1
kosta2000
Сначала вы тормозили по прямой, но во второй половине тормозного пути случилось классическое «куда смотришь-туда едешь», это даже по камере видно, что вы повернули голову в сторону внедорожника и байк резко начал уходить вправо.
+2
Sobrat41
Видимо со стороны виднее. Колеса периодически блокировались, приходилось приотпускать усилие, пытаться еще и закруглять траекторию, чтобы остаться в своей полосе то ли скила не хватило, то ли был реальный риск положить мотоцикл, что не входило в планы.
-7
Abihto
Если нет ABS, как экстренно тормозить в повороте?
ритмично жамкая на тормоз. Пробовать начмнать с ритмичных лёгких нажатий на скорости примерно 30км/ч. Именно ритмично и именно жамкать, оно сработает даже при диком волнении, когда плавно нажать из-за адреналина не получится.
+5
vsokolov
Вы если сами не разбираетесь, то лучше молчите, глядишь, кто-то жив останется. Ритмично жамкая тормоз, вы не дадите передней подвеске сжаться и загрузить переднюю покрышку. Незагруженная покрышка заблокируется значительно раньше, чем сможет реализовать свой потенциал сцепления, вне зависимости от покрытия.
+3
AntonKatenev
Интуитивно в таких ситуациях обычно маневрируют по ходу движения препятствия, по хорошему надо в противоположную сторону.

И это как раз один из тех случаев, когда качество техники очень важно. На хорошем мотоцикле с хорошей резиной и АБС это штатная ситуация, которую просто не замечаешь. На Боксере уже приходится откладывать кирпич. Холод, мокрая трасса, поворот, все это одновременно — для такого мотоцикла это немного слишком.
0
Vershinsky
С угловой АБС, наверное, вообще ловко можно разруливать. Интересно, как она себя ведёт на практике
0
AntonKatenev
Ну, в этом повороте угловая АБС скорее всего и не понадобилась бы. Обычной АБС вполне достаточно.
0
Vershinsky
Не спорю, я с точки зрения маневрирования в экстренных ситуациях в принципе. На машине ведь можно тормоз в палас вжать и при этом выруливать, и это здорово. Хотелось бы попробовать. Возможно, я не дождусь от Сузуки рестайлинга и новых электронных шанешек на gsxs, так что поглядываю по сторонам, на чём ещё можно было бы поездить, хочу, чтоб угловая АБС была.
0
AntonKatenev
Ну вообще-то и без угловой АБС можно неплохо маневрировать при торможении. Но с ней конечно будет лучше во многих сложных случаях. Сейчас угловая АБС очень много где есть, постепенно это становится стандартной комплектацией. В тестах полно таких мотоциклов, проблема в том что те тестовом мотоцикле скорее всего не станешь так ездить, чтобы реально оценить разницу.
0
Vershinsky
Братан, мне потому и интересно, что я передним пользуюсь при маневрировании на повседневке, могу и потралить неплохо при необходимости и в целом получаю от этого удовольствие. Прогресс шагает, хочу его попробовать, вот присматриваюсь потихоньку, вдруг будет оказия мот поменять
0
AntonKatenev
Я много мотиков с угловой АБС тестировал в последнее время. Скажем так, даже прилично насилуя, разницу по сухому заметить довольно сложно, во всяком случае на ДОП. Так что бери на тест в дождь. Монстра 1200 возьми, например, там угловая АБС есть.
0
Vershinsky
Будет лето — будет пища. Спасибо за совет
0
Takeda1977
Антон, ну рука лицо же. Угловая АБС меньше поднимает мотоцикл из наклона и в сухую погоду и в мокрую
0
AntonKatenev
Да я не спорю, просто посуху на коротком тесте на ДОП заметить сложно, надо специально этим заниматься. Ты же понимаешь, меньше-больше — понятия сравнительные, соответственно надо сравнивать. А чтобы вот так прямо сразу бросалось в глаза — такого не заметил. Вроде получше, но мотоциклы-то другие, и непривычные, и кто ж его разберет, из-за углового абс это или нет. Лучше всего загнать на площадку или картодром, и там погонять с включенной и выключенной.

Ну или по мокрому, по мокрому будет гораздо лучше заметно, как и любой АБС.
0
RomanG
Я тут видео уже выставлял в теме про ABS. Там парень тестировал на сухом асфальте — мотоцикл KTM Super Duke R. Тестировал при езде в наклоне. И там был момент, он по привычке сам выпрямлял мотоцикл, за что получил от инструктора.
В итоге получилось и он описал это как «С обычной ABS я бы упал мордой на асфальт, а тут в наклоне просто жмешь тормоза — сохраняя положение тела и мотоцикла в наклоне.»
+1
apritula
По существу сюжета выше уже все сказали, не по существу: как делать такие плашки на видео?
0
Sobrat41
В бесплатном соньковском простеньком видеоредакторе есть кнопка «повторить», она и приводит к такому эффекту.
0
Kayak
Камера — Сонька? Ой, как картинка понравилась!
0
Sobrat41
Да, AS300.
0
Kayak
спасибо)
0
Sobrat41
Если речь о спидометре и пр., то в том же реакторе, если видео записывалось с GPS данными, есть возможность выбрать режим отображения трека.
+3
DoKS
  • DoKS
  • 20 октября 2019 в 10:50
Надо бы открутить яйцы тому кто спроектировал перекрёсток на повороте дороги. Обзор там никакой. Авто не нарушил правил. Он просто физически не имел возможности увидеть мотоцикл.
+1
tpaxtapict
Полностью поддерживаю, там бы круговое движение организовать, либо отдельную полосу для поворота налево со светофором.
В моем городе есть очень похожий Т образный перекресток на дуге, всегда с опаской его проесжаю.
0
Sobrat41
Вполне возможно, что уже и откручивать некому. Этот отросток дороги зарождался еще где-нибудь в 16 веке (https://ru.wikipedia.org/wiki/Голубое_(Московская_область)), сейчас просто облекся в асфальт, а перекресток — в знаки приоритета и разметку.
0
Moto_rider
Этот коробочник даже в ответ пробибикался. Видимо поприветствовал.
+2
Takeda1977
Водитель мотоцикла молодец, что не тормозил в истерике в пол.
-4
quoter
Задним умом все крепки, но, кмк, этого утырка там издалека было видно
-3
quoter
Причем, ок был явно недоволен, что господину на бчд — мот сделал расчет
-3
quoter
*сделал опасно
+1
MOTOPPP
Джиповоду на дитё своё насрать, на окружающие незнакомые физические тела тем более.
Просто резкое торможение, и киндер расквасит лицо о панель.
+2
saku
  • saku
  • 20 октября 2019 в 15:05
Отсутствие ABS не преграда для торможения в повороте, а вот мокрый или грязный асфальт — да.
Поэтому в ситуации как на видео лучше тормозить выпрямив мотоцикл, либо делать маневр вне торможения. Самый идеальный вариант — просчитывать ситуацию наперед, если впереди поворот и встречка не проглядывается через траффик — плавно сбрасывать скорость заранее и проезжает перекресток медленно.
0
Romanfrost
Начать надо с того, что дело было на перекрестке, да ещё контур дороги дугообразные, они обоюдно друг друга не видели.На дуге и без перекрестка надо внимание повышать.На дню по нескольку раз и на прямом участке при малой скорости мотоцикла не видно.Начинается совсем не с нажатия на тормоза.
+1
Wrangler
Обычная штатная ситуация. В похожих «закрытых» поворотах с большим потоком встречного транспорта интуитивно сбрасываешь скорость. Может и по встречке авто со спецсигналом двигаться. В Вашем случае ещё и не регулируемый перекрёсток.
Или «зайца» пускаешь, или будь не чеку.
0
Sobrat41
В подбитого «зайца» только потом не войти.
0
Wrangler
Разумную дистанцию, по погодным условиям, никто не отменяет)
0
Romanfrost
Помимо дистанции ещё нужно быстро по ситуации перемещаться на разные стороны полосы, как раз на перекрестке либо встреча не видит, либо тот кто справа.
+1
Sobrat41
Это могло бы помочь вот тут:
?t=396
? Тот же перекресток, но вчера совсем при других условиях.
+1
Sobrat41
Смотреть с 6:36
+1
Romanfrost
Старайся как можно раньше прочитывать ситуации, просигналил поздновато, когда расстояние уже маленькое было, то есть сигнал, уже особо ничего не решал, а так заранее посигналил, и ему дал бы больше времени сообразить.
0
Sobrat41
Согласен, переделикатничал.
+2
Wrangler
Заколдованный для тебя перекрёсток. Объезжай.
0
Sobrat41
На нем часто аварии случаются. Теперь буду к нему подходить особо…
+3
vsokolov
Тормозить на мотоцикле хоть с АБС хоть без АБС нужно одинаково: плавно и постепенно выжимая ручку переднего тормоза до крепкого сжатия, не допуская проскальзывания переднего колеса. По возможности это следует делать на вертикальном мотоцикле, но при торможении в наклоне действуют те же правила, поправкой на то, что нужно одновременно удерживать мотоцикл на нужной траектории контр-рулением, постепенно выпрямляя его по мере замедления.

АБС сам по себе не обеспечит наиболее эффективного торможения, он лишь спасёт от блокировки колеса. Наиболее эффективное торможение обеспечит правильная техника торможения. Если у тебя сработала АБС, значит ты что-то сделал не так (например, слишком резко схватился за ручку тормоза).

По ситуации — молодец, так и надо.
+2
Cluaran
АБС сам по себе не обеспечит наиболее эффективного торможения, он лишь спасёт от блокировки колеса. Наиболее эффективное торможение обеспечит правильная техника торможения. Если у тебя сработала АБС, значит ты что-то сделал не так (например, слишком резко схватился за ручку тормоза).



Вам сюда
0
vsokolov
Надя, спасибо большое, очень снисходительно с Вашей стороны указать, куда мне.

Я читал этот пост. С некоторыми выводами согласен, с некоторыми нет. Обобщения там рассчитаны на среднестатистического мотоциклиста, который обладает довольно посредственными навыками торможения, а некоторые аспекты упрощены. Я к советам и подаче информации стараюсь относиться с позиции того, что нужно тренироваться и повышать уровень контроля мотоцикла; утверждения у меня соответственно категоричные. Считайте меня тем, про кого в статье по ссылке сказано «А можно то же самое, но без АБС?» – «Можно, но для этого нужны очень серьезные тренировки в разных условиях. Вы должны быть достаточно опытным спортсменом». Я могу пояснить за свой опыт, если будет необходимость, но можете просто поверить мне на слово.
+2
AntonKatenev
Тут надо или шляпу снять, или трусы надеть.

Потому что если «то же самое, но без АБС» — то АБС и не сработает, потому что его нет.
А если применить все те же навыки на мотоцикле с АБС — она сработает. Если не сработала — навыки недоприменены, банальное недотормаживание. Можно отодвинуть этот момент, настроив АБС на более позднее срабатывание, но принципиально ничего не изменится, пока срабатывание не станет настолько поздним, что фактически получим мот без АБС. Что возвращает к первому пункту.

А пытаться применять навыки торможения, пытаясь предотвратить срабатывание АБС при экстренном торможении — это работа против электроники, и в конечном итоге против себя, потому что электроника работает лучше, и не надо ей мешать. И она работает не лучше среднестатистического мотоциклиста, а лучше вообще, если говорить о тех ситуациях, для которых, собственно, и предназначена. И эти ситуации очень далеки от спорта.

Речь при этом не идет про излишнее резкое начало торможения, этот момент в статьях разжеван отдельно. Но АБС вообще-то предназначен для срабатывания не в начале применения тормозного усилия, а в момент его максимального применения, поскольку это ограничитель.

Поэтому, если у вас сработала АБС в начале торможения — это ошибка. Но если она не сработала в конце — это ошибка еще хуже. Напоминаю, речь идет об экстренном торможении на ДОП, а не об отработке торможения в спорте или на площадке.
0
Takeda1977
Да все проще — среднестатистический мотоциклист склонен переоценивать свои навыки :)
+1
AntonKatenev
Я пытался быть политкорректным :))
0
vsokolov
«и склонен видеть в других мотоцилистах среднестатистических» ;-)
0
AntonKatenev
Я, честно говоря, склонен видеть в них ниже среднестатистических. Так безопаснее :)))

Но если кто-то является приятным исключением из правил — то я только за. Если есть понимание того, что это все-таки исключение.
0
vsokolov
А я согласен. Только очевидно, что ситуация «как с АБС, но без АБС» абсурдна и требует поправки на отсутствие АБС.

У меня ни на одном мотоцикле нет АБС (пока что, во всяком случае), поэтому я вынужден справляться без него. Если бы передо мной стоял выбор выключать ли АБС на ДОП, я бы не отключал, и с Вами бы во всём согласился. Однажды, вероятно, у меня будет мотоцикл с АБС — замечательно, я буду им пользоваться, но и навыки, полученные на мотоциклах без АБС на треке, площадке, и бездорожье, в дождь и по сплошному снегу, не пропадут. Пока что я вынужден полагаться только на них.

Про «ошибка ещё хуже» посмешили :-) Если АБС нет (а Вы, по-видимому, исходить из того, что она есть), то последствия блокировки колеса в начале и в конце торможения могут быть несопоставимы (знаю по своему опыту — мотоцикл в утиль и сотрясение мозга против «поднял и поехал дальше»).

Вы по-своему правы, и оставайтесь правым, а я останусь по-своему ;-)
+1
capitan_amer
Ситуация неприятная, но вполне банальная
На баджьяджье спереди баранчик, так?
На скорости 46 вполне можно обойтись без АБС
0
AntonKatenev
АБС и не нужна, когда нет тормозов. Поэтому на барабанах и не применяется. Что толку ограничивать тормозное усилие, если его и развить нельзя.

Поэтому упасть при торможении на бажаже сложно, разве что совсем мокро. Зато можно запросто в кого-то приехать, потому что тормозов-то нет. И АБС тут действительно не поможет. Только АБС вместе с тормозами.

А вот когда тормоза есть, на скорости 46 по мокрому долбануться, сорвав переднее — как нечего делать. Бессчетное количество случаев уже произошло, и еще очень много произойдет.
0
Sobrat41
Заднее заблокировал почти сразу, пришлось приотпускать. По переднему привычка чуть-чуть не доводить до блокирования. Но при желании даже на этом барабане оно вполне блокируется. Просто усилие на рычаге требуется побольше. На мокром асфальте так совсем немного больше.
0
AntonKatenev
Ну я честно говоря на бажаже этом никогда не ездил. Может на нем какой-то хороший барабан, не знаю. Те барабанные передние тормоза, которые приходилось видеть — все равно что без тормозов, во всяком случае если говорить про экстренное торможение.

А вообще советую попробовать в следующем сезона мотоцикл с нормальными тормозами и АБС. Просто для того, чтобы понять, как вообще мотоциклы умеют тормозить. Это будет полезно и для езды на бажаже потом. Если есть пара лет стажа, можно просто взять что-то на тестдрайв, понятное дело что не пушку какую-нибудь, а например, среднекубатурный дорожник типа диверсии.

Я думаю ты уже понял, что торможение весьма важный процесс.
0
Sobrat41
В этом сезоне довелось немного попробовать BMW R1200GS. С непривычки от легчайшего нажатия на рычаг переднего тормоза вводил его в крайнее положение, когда на сверхмалых скоростях колесо просто блокируется или срабатывает АБС, если скорость побольше. Времени было мало на адаптацию. Ощутил так, что весь диапазон усилий умещается в очень узком пространстве. Как тут ловить точность при легком подтормаживании — осталось загадкой. Вернувшись на своего коня в привычные условия еще раз оценил «информативность» переднего тормоза. От легкого подтормаживания до блокировки колеса рычаг имеет около 2/3 своего хода — варьируй себе на здоровье по обстановке. Конечно, усилие на рычаге для блокировки переднего колеса на ББ (Баджаж Боксер) получается существенным.
0
AntonKatenev
Ну да, если с барабана пересесть на BMW — охренеешь с непривычки :)) БМВ затачивает тормоза до бритвенной остроты, но они прекрасны по информативности. Мне правда больше нравятся настройки дукати или триумфа, но это уже вкусовщина.
0
Lexa555
А скорость на видео правильно камера показывает?
От момента входа в поворот до почти столкновения — 4 секунды прошло, что на такой скорости соответствует примерно 50 метрам. Субъективно, до машины метров 15-20 было
0
Sobrat41
Камерный спидометр сильно интегрирующий, т.е. показания на нем усредняются за промежуток времени как раз около 3-4 секунд и, таким образом, запаздывают.
0
Lexa555
сколько там реально метров получилось? с 32-й секунды видео по 36-ю секунду?
0
Sobrat41
Спасибо за вопрос, взял в руки калькулятор) По моим расчетам на торможение получилось около 3-х секунд. Начальная скорость 48 км/ч = 13.3 м/с, к концу торможения скорость была около 12 км/ч = 3.3 м/с. Расчетный путь торможения составил 25 м, что в целом совпадает с отображением на видео. Ускорение на тормозном пути 3,3 м/с² — слабенькое, соответствует мокроте покрытия и шинам.
0
Lexa555
Я правильно понимаю, что на твоем моте барабанные тормоза (оба) с тросовым приводом?
0
Sobrat41
Совершенно верно, барабанные тормоза, спереди тросом, сзади тягой.
0
Lexa555
даже не знаю, насколько эти тормоза эффективно и корректно работают. пяток-десяток торможений на площадке бы попробовать, чтоб определить возможности тормозилок
0
Sobrat41
Сами тормозные механизмы не так уж и плохи. Цепляемость шин на троечку, зато они почти вечные. Периодически проверяю торможение на безопасных участках (для других участников) своего пути, чтобы действительно знать, что от него можно ожидать.
0
AntonKatenev
Жопа в том, что шины-то может и вечные, только вот когда валяешься в больничке с травмами, от этого как-то не легче… Так что аккуратнее там с шинами «на троечку», и со всем остальным тоже. Звоночек-то уже прозвенел.

На серьезной технике это и не ситуация вообще. Забываешь о таком через несколько секунд. А на бажаже пришлось напрягаться, причем так, что аж событие, достойное обсуждения. А был бы песочек в этом повороте, путешествие вообще скорее всего закончилось бы в кювете.
0
Sobrat41
Оно конечно, на серьезной технике можно позволить себе скорости побольше, но с песочком и на ней можно если не в кювет, то в другое место попасть, если что-то пойдет не так, не так ли?

Ну а пугаться, мандражировать или вообще перестать катать — ведь не наш метод, верно же?
0
AntonKatenev
Тут к сожалению не так все просто, потому что на дороге ты не один. Да, можно сбросить скорость, но надо иметь в виду, что остальные этого не сделают, и будут продолжать творить всю ту же дичь, невзирая на то, ч оу тебя шины вечные и тормоза барабанные. А возможностей парировать косяки других участников движения на подобной технике очень немного.

Пугаться как раз не надо — это только во вред. Но на этом мотоцикле надо быть предельно осторожным, особенно по мокрому. Он на мокром как корова на льду.
+1
Sobrat41
А на бажаже пришлось напрягаться, причем так, что аж событие, достойное обсуждения.

Баджаж тут просто как пример. А такого рода событие может коснуться каждого независимо от «серьезности» техники. Поэтому и обсуждается, наверняка с пользой не только мне лично.
0
AntonKatenev
Да такое не просто может, а регулярно случается. Но на более серьезной технике торможение с такими запасами по расстоянию происходит совершенно штатно, и вообще в памяти не откладывается.
0
Sobrat41
Но на более серьезной технике торможение с такими запасами по расстоянию происходит совершенно штатно, и вообще в памяти не откладывается.
Что провоцирует поддать, чтобы хоть что-то в памяти откладывалось. Выигрыш в большей средней скорости, так?
0
AntonKatenev
Провоцирует обычно другое. Тот же АБС ничего не провоцирует, и статистика этого тоже не подтверждает. Аккуратнее, короче. У каждой техники свои пределы, и к сожалению прощупать их может не только тот, кто сидит верхом.
+1
Takeda1977
на этом мотоцикле любые шины будут вечные
+1
Takeda1977
А был бы песочек в этом повороте, путешествие вообще скорее всего закончилось бы в кювете.
Как и на любой другом мотоцикле, скорее всего :)
0
AntonKatenev
Не в этом случае, запас там был очень большой. С нормальной резиной, АБС и тормозами можно было и на песочке остановиться довольно уверенно, но кирпич конечно выпал бы :))
0
Takeda1977
Смотря сколько этого песка.
Вся современная электроника и угловые супер-АБС не дают гарантии от срыва морды с неизбежным падением в условиях резкого и продолжительного снижения сцепления с дорогой. Поэтому кв. метр песка вполне может быть причиной бух-бух.
Собственно говоря, на презентации 1290 для журналистов пара мотоциклов ушли с переда на гладком и мокром асфальте. Знаю, по крайне мере, пару случаев ухода с переда S1000XR на мокрой и холодной дороге.
0
AntonKatenev
Да это понятно, чудес-то не бывает и физику не обманешь. Но к счастью песок на дорогах лежит не кучами, а понемножку :)) А по холоду и мокрому я и на мульте мега осторожен, потому что поведение в поворотах меняется очень заметно, даже на хорошей резине. И кстати становится довольно похожим на поведение того же ебра в обычных условиях.
0
Takeda1977
Да это понятно, чудес-то не бывает и физику не обманешь.
И есть еще один аспект: электроника помогает, но по крайней мере частично блокирует обратную связь с дорогой. Поэтому мотоцикл часто не дает знаков того, что предел сцепления рядом.
0
AntonKatenev
Эмм… до момента срыва поведение одинаково что с электроникой, что без. А когда срыв произошел, ты его и так и так почувствуешь. Это про обычное торможение. В повороте с угловой АБС да, немного по другому, но там вообще не совсем про предел сцепления.
0
Sobrat41
AntonKatenev, бегло ппрочитал статьи, в них не нашел подробностей про «угловую АБС». Поделитесь?
0
AntonKatenev
На мотоцикл устанавливается IMU, который работает в первую очередь как бесплатформенная система гировертикали, то есть постоянно выдает вектор «инстинной вертикали», с той или иной точностью. Выдает как правило в кватернионах относительно осей мотоцикла.

Дальше два варианта, как правило одновременно.

Первый немного упомянут в статьях. Это постоянная корректировка коэффициентов АБС в поворотах, в зависимости от угла наклона, скорости, и много чего еще. В первую очередь эта корректировка связана с распределением тормозного усилия. Собственно, это и есть «угловой АБС», и назначение этого алгоритма — работа на пределе сцепления при торможении в поворотах.

Второй сложнее. Наклон мотоцикла, а точнее его первая производная, включается непосредственно в контур обратной связи АБС, и фактически система старается эту производную обнулить (это если по простому). То есть, это не АБС, как таковая, это классическая система стабилизации. То есть система старается минимизировать влияние торможения на наклон мотоцикла, ограничивая и перераспределяя тормозное усилие. К пределу сцепления это имеет мало отношения, и может работать очень далеко от него. Поэтому правильно это называть системой стабилизации, а не АБС, собственно тот же Бош так и называет — MSP, Motorcycle Stability Program. Кстати в систему стабилизации может быть включено не только торможение, но и разгон.

Все вместе принято называть «cornering ABS», тем более что все эти алгоритмы работают именно в блоке АБС, и даже IMU часто там же.

Ничего особенно сложного в этих алгоритмах нет, математически там все очень просто (если не считать IMU, там уже посложнее). По компонентам тоже недорого, микромеханические IMU сейчас стоят копейки, а все остальное и так есть в блоке АБС. Но все это требует тонкой настройки коэффициентов, а это могут позволить себе немногие, поэтому встречается это пока только на топовых моделях. Впрочем, очень скоро будет везде.
0
Sobrat41
Спасибо. Интересно, чем и как измеряется
Наклон мотоцикла
Ведь в явном виде его не получить к.л. простым датчиком наклона. Косвенно через ускорение по вектору веса (по вертикальной оси мотоцикла)?
0
AntonKatenev
Бесплатформенные инерциальные гировертикали работают так

Основа — 9 осевой датчик, три оси угловой скорости, три оси ускорения, три оси магнитометра. Оси взаимно перпендикулярны.

Основа алгоритма — непрерывное интегрирование угловой скорости, что в идеале дает текущее отклонение от начальной позиции (выставляемой по акселерометрам), как и в обычной платформе с гироскопами. Но в реальности микромеханические гироскопы очень дрифтуют, плюс плохо измеряют малые угловые скорости (меньше 2 градусов в секунду). Поэтому применяется фильтр Калмана, который объединяет эти данные с данными акселерометров. Такая система все равно будет плыть при резких ускорениях, поэтому туда же в Калман забивается еще первая производная с магнетометров (магнитное поле замли достаточно стабильно на коротких промежутках времени). Все это вместе, дает довольно устойчивую и точную псевдовертикаль, особенно если у системы есть периодические участки относительного покоя.

Для навигации такие системы применять сложно — дрифт при интегрировании довольно велик, но для измерения производных очень даже, что и нужно в системах стабилизации.

Аналогично все это работает в подвесах камер, и т.д.

Можно сильно увеличить робастность такой системы применением дифференциальной GPS сразнесенными антеннами, но это уже тема из авиации, и как ни странно — из сельского хозяйства.
0
Takeda1977
Не совсем :)
До срыва мотоцикл может давать «намеки». К примеру, легкой пробуксовкой, переставками, срывом на сбросе газа и т.д. Электроника это все сильно сглаживает
В повороте с угловой АБС да, немного по другому, но там вообще не совсем про предел сцепления.
Торможение — это всегда про предел сцепления :)
0
AntonKatenev
Торможение — это всегда про предел сцепления :)
Не всегда :)

Что касается «намеков», то вот тот же спид трипл, если его насиловать, только и делает, что дает намеки. И пробуксовкой, и переставками (это особенно весело), и всем остальным. Несмотря на то, что электроники там до черта. Прикольно, конечно, но на мой взгляд небезопасно. А вот монстр, например, прет невозмутимо до самого конца, хотя электроники там примерно столько же, и она примерно та же самая. Кстати мне это показалось более правильным (но веселья меньше). Так что это не только от электроники зависит.
0
Takeda1977
Так что это не только от электроники зависит.
Но и от ее настроек. Где-то она вмешивается уж совсем рано, обрывая связь с мотоциклом

Не всегда :)
На холодном и мокром (о чем бы сейчас и говорим) — всегда! :)
0
Sobrat41
Если правильно понял, угловая АБС в «мокрых поворотах» при экстренном торможении должна вмешиваться как можно раньше при первых признаках скольжения колеса и делать это как можно чаще, желательно так, чтобы пилот даже не ощущал ее работу. По сути, торможение должно быть на самом пределе сцепления, но почти без проскальзывания колес по асфальту. К этой штуке еще нужно привыкать, чтобы эффективно ее использовать без боязни.

Но философский вопрос все равно остается. Если есть в арсенале крутая АБС, а ехать так, как если ее нет, то зачем она нужна? А если ехать в расчете на нее, то это позволит немного приподнять среднюю скорость при таком же ощущении безопасности.

Тоже самое касается и шин. Но если АБС на мой мотик прикрутить нереально, то с шинами вопрос остается.
Скажите, кто на своем опыте знает, те шины, которые хороши в дождь, держат ли на свежепокрашенной разметке?
+1
Takeda1977
Нет, ни к чему с АБС и угловой АБС привыкать не надо. Надо разве что приучить себя к мысли, что можно агрессивнее тормозить в наклоне.

о зачем она нужна
Для безопасности, в первую очередь. Ваш пример в видео не совсем показателен. Во-первых, скорость небольшая, во вторый в повороте места на дороге дорольно много. А если, к примеру, вы едете по узкой дороге без обочины, ходовой поворот и… вдруг что-нибудь встречается на дороге (выехавшая машина, дерево и т.д.). Вот тут и срабатывает та самая угловая АБС. Вы сможете одновременно и тормозить и маневрировать.
0
Sobrat41
привыкать = приучить себя к мысли)
Свобода маневрирования при торможении, конечно, стоит свеч.
Повод задуматься о более совершенной технике. Наверное, в малокубатурном варианте выбор невелик, если ограничить еще и классическим дизайном.
+1
AntonKatenev
Малокубатурников с АБС много. С более совершенными системами пока что нет, потому что такая техника обычно довольно бюджетна. Но скоро это будет штатным оснащением, потому что реальная разница в себестоимости очень небольшая. Как только кто-то из производителей решится делать бюджетные мотики с хорошей электроникой — все остальные быстро подтянутся.
+1
Takeda1977
Ну а без АБС надо, по хорошему, в каждую поезду подстаивать стиль торможения под условия на дороге. Для этого… надо быть компьютером :)
+1
AntonKatenev
Вы сможете одновременно и тормозить и маневрировать.
Это и без угловой АБС можно делать, и довольно неплохо. Но нужен приличный навык, которого у большинства мотоцклистов нет. С угловой АБС в сложных ситуациях конечно гораздо проще.
+1
AntonKatenev
Угловая АБС во первых перенастраивает АБС в поворотах на более раннее и более плавное срабатывание. Во вторых, вообще стабилизирует мотоцикл при торможении в поворотах, ограничивая тормозное усилие на колесах, это уже не имеет отношения к сцеплению с дорогой. В результате поворот проходится стабильнее и безопаснее, тормозить в нем можно без особенных ограничений, хотя тормозной путь конечно же в повороте будет побольше.

Привыкать к АБС не надо. Но надо понимать, что эта система есть.

Ехать с АБС так, как будто ее нет можно (а многим и нужно). Нельзя тормозить так, как будто ее нет. А так как безопасность на ДОП определяется не только скоростью, то с АБС езда гораздо безопаснее. Что однозначно подтверждает статистика.

На мокрой разметке сцепление падает на любых шинах. Но с АБС проблемы в этом нет. А вот без АБС дофига народу попадало при попытках торможения в такой ситуации.
0
Ilja124
Тоже про шины хотел заикнуться по поводу их «вечности» но другие уже отписались. По каталогам на вашем моте шины вроде как могут быть двух видов: чисто дорожные и универсальные. Какие на вашем стоят?
0
Sobrat41
Наверное, универсальные, вот такие:
0
Ilja124
Универсальные, ага. В ситуации, когда рассчитывать на помощь электроники не приходится, подстраховаться можно лишь выбором покрышек: дрожный вариант был бы гораздо надёжнее, хотя даже не знаю, можно ли подобрать что-либо из брендовой резины такой размерности.
0
Ilja124
Из личного опыта, так сказать, ещё в начале мотостажа: город, Т-образный перекрёсток, главная дорога идёт прямо, второстепенная примыкает справа. Ездил тогда на Сузуки DRZ400-SM. Еду по главной, ситуация примерно идентичная, но с разницей, что в моём случае машина перекрыла мне дорогу не встречная, а та, что на второстепенной дороге. Скорость была не выше 50 км/час, сухая и ясная погода, +25. Спасло от ДТП то, что краем глаза я всё-таки успел заметить начало движения авто и то, что скорость моя была невелика. По ситуации: впереди меня так же на значительном удалении шла машина, водила " пятёрки«стоял перед перекрёстком и глядя направо ждал, когда на главной образуется просвет в потоке, чтоб повернуть налево. Получается, он пропускает машину, что идёт передо мной и продолжая глядеть направо, начинает движение, просто перекрыв мою полосу. Это было для меня тогда неожиданностью, поэтому всё, на что меня хватило- зажать в панике задний тормоз, чем заглушил автоматически двигатель и пустил колесо в юз, одновременно нажав кнопку клаксона и отворачивая от него влево. Что можно добавить, мужик конечно навалил от испуга не меньше, чем я сам- это выражение было на его лице. Меня спасла невысокая скорость. Но, собственно, нюанс ещё вот в чём- шины! Моту на тот момент было около 8 лет и покрышки стояли ещё „родные“, Данлоп. Я рассуждал тогда так: чё их трогать, протектор же ещё проглядывается. Но вот когда сменил через год Данлоп на пусть и не самую дорогую, но свежую Шинко, я понял, что 9-и летние шины- это просто дубовое гавно.
0
Sobrat41
Спасибо за изложение своей истории и подчеркивание важности качества шин. Надо будет поискать мой типоразмерчик, может кто-то из именитостей его все же выпускает.
+1
quoter
Если ты от Шинки в таком восторге, что же тобой будет от Мишки )))
0
Takeda1977
Мопед приклеится к асфальту и не сможет тронуться :)
Как будто все мишки одинаково полезны
0
quoter
Что за манера, постоянно пытаться додумать крайности за собеседника?
0
Takeda1977
Доведение до абсурда — логический прием :) вот, например, у пр3 и пр4 был фиговый держак на морде. Спортивро-городские мишки сливают, имхо, пирелли. Пр5, правда, хорош по нашему лету. Но там ещё и перед мягкий мягкий. Но стоит как танк ;)
0
quoter
Это очень жырный прием, негодный

ПР5 стоит всего на пару штук дороже 4
Раз пошла такая пьянка, у меня перед кончается. Стоит попробовать пр5 вместо 4? Сзади я свежий 4 поставил, а перед весной менять буду.
0
Takeda1977
Это очень жырный прием, негодный
Классический :)

Раз пошла такая пьянка, у меня перед кончается. Стоит попробовать пр5 вместо 4? Сзади я свежий 4 поставил, а перед весной менять буду.
Хорошее решение — назад пр4, вперед что-нибудь спортивное от мишки. Но это для туринга.
0
AntonKatenev
Пр5 перед не любит холод. Начиная с 5-7 градусов начинает безобразничать в поворотах. Зато любит дождь, едет как посуху.
0
quoter
Любопытно…
Безобразничает она если ехать спокойно и аккуратно, или если валить с коленкой? Последнее в холод я точно не планирую)
0
AntonKatenev
Если ехать спокойно, то можно ехать на чем угодно. А так вообще Пр5 хорошая резинка, но по холоду я первый раз отложил таки кирпичик. Даже сначала подумал, что давление потерял. Но нет, просто замерзло.

Но чтобы это почувствовать, надо прилично заложиться. И при этом хорошо себе представлять, как колесо должно вести себя в норме.

Короче, по холоду аккуратнее, сначала надо пощупать пределы, а потом уже валить в повороты. А то может быть сюрприз.
0
quoter
Если ехать спокойно, то можно ехать на чем угодно.
Если ты едешь спокойно, это не гарантирует, что рядом все такие же спокойные и все видят)
0
Takeda1977
Начиная с 5-7 градусов начинает безобразничать в поворотах.
Почти вся моторезина так себя ведет. Ну не рассчитана она на такие температуры
0
AntonKatenev
С четверкой не было такого резкого изменения, она как-то по другому реагирует, более предсказуемо. А пятерка неожиданно подламывается.

Пирелли кстати тоже холода сильно не любит.
0
Ilja124
Пирелли- какая конкретно модель?
0
AntonKatenev
У меня скорпион трейл второй. Ща буду менять на него же.
0
Takeda1977
И я на нем же.
В целом, ничего, но когда сточится морда буду таки ставить 5-ю мишку.
0
Takeda1977
4-ке нужен был прогрев поменьше. Ну и она в целом не такая цепкая, так что был наготове, думаю :)
0
AntonKatenev
Да, четверка на холоде как-то постепенно сдается и дубеет, привыкаешь постепенно. А пятерка хлоп, и все, замерзла. Без особенного перехода.

Но летом у нее держак лучше. Там где четверка уже начинает поскрипывать и попрыгивать, пятерка едет себе. А в дождь вообще огонь.

Пирельку ставлю, потому что этот скорпион бегает довольно долго. На заднице точно его оставлю, мишка чуть ли не вдвое быстрее уходит, особенно если с пассажиром и грузом. Но скорпион конечно более дубовый, по сравнению с пятым мишкой.
0
AntonKatenev
Ну и мишка пятый даже в самом легком говнеце пасует начисто. А скорпион ничего, как-то катается. Так что на мульт назад точно мишку ставить не буду, а вот вперед можно.
0
Takeda1977
Пирелька тоже на мокром грунте (твердом, само собой :))) Так себе.
А скорпион… У меня уже второе колесо сточилось за 6000. Точно как Мишка 5-й :)
0
AntonKatenev
Пирелька на грунте не фонтан, хотя они и называют ее эндуро. Но мишка воопче никак, зацепа ноль. Ну нафиг, у меня уже было с этим пара дурацких случаев :))

Короче пришел к тому, что на городской ставлю пятую мишку, а на турынду скорпиона. Правда последнего скорпиона жестоко убил на серпантинах, ненадолго его там хватило :))) Но в принципе меня он устраивает.
0
AntonKatenev
Я так понимаю, что у скорпиона серединка более жесткая, чем боковины. Поэтому если ехать по трассе по прямой на сложных щщах, то его надолго хватает. Но стоит начать веселиться с поворотами — каюк ему, боковины мягкие, держат хорошо, но недолго :))
0
Takeda1977
У меня пирелли как раз на магистралях и убивается.
Вообще, к заднему претензий нет. Но морду хотелось бы помегче
0
AntonKatenev
Ну может это тогда от мотоцикла зависит. У меня на магистралях скорпион как раз долго служит. Хотя едем мы вроде примерно одинаково…

Первый скорпион кстати вообще неубиваемый. Но дубовый.
0
Ilja124
Увы, я мальчиками не интересуюсь.
0
quoter
Ээ… Чего??
0
Ilja124
Ну а кто этот Мишка, что от него такой восторг…
+1
quoter
Если это шутка, то довольно неудачная
+2
Ilja124
Ничто ведь не мешает назвать конкретную модель, чтоб не пришлось догадываться о чём идёт ресь.
0
Ilja124
Шинко 005: на ДРЗ-те покатать не успел особо, по ресурсу ничего сказать не могу, т.к. поездил на ней сезон и продал мот, по сцеплению она меня устраивала. Такую же поставил на Фазера назад, взамен родного лысого Бриджстоуна. При моём в основном спокойном ритме передвижения, к её сцепным качествам вопросов опять же не было, а вот ресурс-увы. 10тыщ и протектора осталось совсем ничего.
0
quoter
Почти все Фазеры, которые я видел — ездят на мишке пр4. Райдеры оч довольны
0
Ilja124
Цена на неё в среднем- две цены Шинко или Пирелли.
0
quoter
И она того стоит
Потому что это безопасность и здоровье. Ну и кайф от хорошего держака
0
Ilja124
А есть что-то покруче Мишлена?
0
Takeda1977
А есть что-то покруче Мишлена?
Пирелли Дьябло Россо держит посуху лучше любого Пирелли :)
0
Takeda1977
Ой, Мишлена, конечно же.
0
magic2k
Плохая резина не так работает на легком мотоцикле. Она цепляется в большинстве случаев нормально, но иногда — не цепляется и послужить этому может любая мелочь. Она наиболее опасна своей непредсказуемостью, а не плохими характеристиками.
0
danila1271
Жуть конечно. Молодец что не упал и не стукнулся
0
Sobrat41
Спасибо за поддержку. Вообще всем спасибо, кто откликнулся и поделился соображениями. Заинтересовало, что же такое эта угловая АБС, в чем ее физическое отличие от обычной? Более чувствительная или в ней несколько другой алгоритм, или исполнительное устройство чем-то отличается? Понятно, что «чем круче джип, тем дальше идти за трактором», но все же любопытно.
+1
AntonKatenev
Почитай мои статеечки про АБС, там немного есть про это. А потом уже можно объяснить поподробнее.
0
Sobrat41
Спасибо, почитаю.
+1
ModernViking
Лучшее ДТП это ДТП которого не было.
Так что если твой выезд из полосы не приведет к другой аварии — лучше тормозить, пусть и с выездом.
У меня был такой момент на машине, когда в гололёд на трассе пришлось тормозить об снег на встречной обочине или бить машины, которые столкнулись прямо передо мной. Благо встречка была пустая и дтп я не создавал своими действиями.

При езде по городу подобные ситуации не редкость, и да — ОЧЕНЬ иной раз хочется упороть такое чудо колесом в борт, так как на малой скорости колесу не будет по сути ничего, а вот машине — будет. Но тратить время на разборки со страховой и портить историю мотоцикла левыми дтп не хочется. И прихожу к мысли, что если бы я ехал на машине — в такой же ситуации скорее всего бы специально стукнул подобного утырка. Не сильно, но достаточно чтобы сделать его виновным и запороть ему историю по страховке.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. Sobrat41, Если нет ABS, как экстренно тормозить в повороте?