Блог им. Ingvarr → Унесённые к картошке или Приключения мотоциклистов в Беларуси. 29.09.16 - 03.10.16 (часть 1)
— От Киева до Минска без малого 600 км. За полдня мы туда доедем. Туда-обратно – день. В самом Минске день-другой. Давай тогда уж поедем не только в Минск, но и в Брест, посетим Брестскую крепость. Из Киева выедем на север, проедем по Беларуси до Минска, оттуда – в Брест и домой.
С моим другом Антоном мы сидим в парке пасмурным сентябрьским днём 2016 года, пьём пиво и обсуждаем предстоящую поездку в Беларусь. Спонтанная идея рождается из моей мимолётно высказанной мысли, что Минск это один из тех городов на территории бывшего Союза, куда бы я хотел попасть. Антон внезапно подхватывает затею и предлагает не ждать следующего сезона, а ехать сейчас, в конце сентября. Я ошеломлён подобной резвостью, мне-то эта поездка виделась, как серьёзный дальняк, с солидной полугодичной подготовкой. Вяло сопротивляюсь напору энергии моего товарища, но в конце концов выбрасываю белый флаг.
Сочиняем маршрут из расчёта на четыре дня. Я сижу и несколько вечеров выбираю основные достопримечательности, обязательные к посещению: замок в Мозыре, Мирский замок, Брестская крепость, музей железнодорожной техники в Бресте, Хатынь, минский музей ВОВ.
Сентябрь выдаётся холодным и дождливым, это вынуждает смотреть ещё и погоду. Мониторинг веду по трём сайтам. На всех трёх прогнозы несколько разнятся. Пытаюсь всё это свести в единую картину, чтоб не ехать в дождь и всё равно на каком-то из участков нас неизбежно оросит. К счастью, меня осеняет – надо просто перевернуть маршрут и ехать сначала в Брест, потом в Минск. В таком варианте мы как раз проскакиваем между дождями по всем прогнозам. Да ещё этот вариант лучше тем, что самый длинный перегон – 700 км от Киева до Бреста – приходится на начало поездки, пока мы ещё свежие.
Получается этакий треугольник – Киев-Мозырь-Брест-Минск-Чернигов-Киев.
Первый день – выезд из Киева, пересечение границы, осмотр замка в Мозыре, приезд в Брест.
Второй день – Брестская крепость и брестский музей железнодорожной техники, выезд в Минск, посещение Мирского замка, приезд в Минск.
Третий день – целиком в Минске с выездом в Хатынь.
Четвёртый день – выезд в Украину и возвращение домой.
На этом утверждение маршрута оканчивается.
Готовим наших рысаков. Они у нас как на подбор – родные братья из одной конюшни. И мастью – оба серебристые; и породой – оба китайские клоны Ямахи Вираго объёмом 250 кубиков, только у Антона Кивей Круизер, а у меня – Зонгшен zs-250-5 по имени Лекс.
Стартуем 22-го сентября. В пять утра я выезжаю и к шести заезжаю к Антону – мы с ним живём в разных концах Киева. Жду, пока он спустится, наблюдаю за сереющим небом на востоке и думаю о предстоящей поездке. Грядёт мой самый серьёзный дальняк. До этого рекорд – тысяча с хвостиком километров туда/обратно под Одессу, покупать Лекс. Но это сложно назвать туристической поездкой, мы ехали с ясной целью и на месте по приезде были ровно столько времени, сколько нужно для осмотра и покупки мотоцикла. Самая дальняя моя развлекательная поездка – в Чернигов, 350 км в оба конца. На сей же раз наш маршрут – 1700 километров.
Антон спускается, подвожу его к гаражу, там забираем Кивей, привязываем к Лексу поклажу – два скромных рюкзака — и выезжаем из пустынного осеннего предрассветного города.
Всё идёт замечательно на протяжении 30 километров. Около девяти часов утра Антон, едущий ведомым, отстаёт и останавливается. Я успеваю проехать метров двести, прежде чем это замечаю. Оставляю мот и пешком возвращаюсь к нему. Кивей заглох и отказывается ехать.
Только что всё было в порядке, и вот как будто кто-то сглазил. Прямо там, на трассе, мы пытаемся завестись. Ни в какую. В какие-то моменты двигатель схватывает, даёт пару вспышек в котлах – и тут же снова тухнет. Добиться хоть сколько-то устойчивой работы от него мы не можем. Пробуем с подсосом и без подсоса – всё без толку. Он глохнет напрочь, железно.
Мы быстро садим аккум – на Кивее он маленькой ёмкости, 4 А*ч против 9 А*ч на Лексе. Теперь либо заводить с толкача, либо снимать аккум с Лекса. Пробуем обойтись малой кровью. Разгоняем мот и пытаемся завести его со второй передачи. Меняемся ролями, то я толкаю, Антон в седле, то наоборот. Мартышкин труд ни к чему не приводит. Рывками по пятьдесят метров с чиханьем и прокашливанием мотора доезжаем до ближайшего села. Оба мокрые и злые.
В селе от трассы напрово и чуть вверх уходит узкая улочка. Спихиваем туда Кивей, я бегу на трассу за Лексом и приезжаю к Антону.
Отдыхаем, буквально иссушая бутылку воды на двоих, и приступаем к ремонту. Стягиваем экип, отвязываем рюкзаки и начинаем расследование. Подозреваемых у нас двое – искра в свече зажигания либо горючая смесь. Проблемы и с тем и с другим могут привести к тому, что двигатель не заведётся. Для начала экспериментальным путём исключаем из списка подозреваемых пропавшую искру, это проще и быстрее. Искра на законном месте в обоих горшках, бьёт голубым сильно и задорно.
Второй подозреваемый это смесь. Антон лезет в карбюратор, возится, регулирует, чертыхается. После собираем Кивей в кучу и пробуем завести с толкача, разгоняя его вниз с горки. Местные жители из-за заборов наблюдают, как в одну сторону мы молча не спеша выталкиваем Кивей вверх, а вниз бежим как можно быстрее с криками «давай-давай-давай!», с прострелами, чиханиями, взвизгиваниями блокирующейся резины по асфальту. Всё, чего мы добиваемся – еле-еле он заводится, но устойчиво работать не желает. Выхлоп у Кивея громкий и местные за нами наблюдают уже с явным недовольством, когда, к их радости, забеги прекращаются – мы просто выдыхаемся. Чтоб Кивей завести, надо растолкать его хотя бы до 40 км/ч, а последние разы даже с горки мы не могли как следует разогнаться.
Перекур. Дышим как загнанные лошади, воду пьём за пятерых. Лекс стоит в теньке, инструмент из рюкзаков поблёскивает на траве равномерным слоем.
Надо оптимизировать и интенсифицировать процесс. Антон вспоминает виденный им у эндуристов метод буксировки одним мотоциклом другого, когда с исправного мотоцикла водитель упирается ногой в пассажирскую подножку неисправного и начинает его разгонять. На глазах изумлённых сельчан пробуем такой подход. Я подъезжаю на Лексе сзади слева к Кивею с Антоном, упираюсь правой ногой в его левую пассажирскую подножку и потихоньку трогаюсь. Кивей двигается с места, но у меня ноги коротковаты для такого трюка, расстояние между мотами слишком мало, я рискую либо зажать свою ногу между мотов, либо ударить Антона рулём по локтю. Меняемся аппаратами. Ноги у Антона длиннее и зазор между мотами более-менее нормальный. Налицо преимущество средств механизации над примитивным ручным трудом — всё с той же горки мы разгоняем Кивей до 60 км/ч, но удаётся достичь лишь того, что он с грехом-пополам заводится на полностью вытянутом подсосе и работает на холостых. Стоит воткнуть передачу и попробовать поехать, как нагрузка тут же глушит двигатель.
Так наворачиваем несколько кругов, надеясь, что хотя бы малый ход Кивей всё-таки сможет дать. Бесполезно. Разогнанный до 60 км/ч, он с жуткими перегазовками заводится и может лишь с провалами держать холостые. Ни дать, ни взять, шоу-стоппер – смотреть можно, а ехать – нет.
Уже полдень, наши планы сорваны. Даже если Кивей каким-то чудом заведётся, то дальше ехать мы не рискнём. Где гарантия, что это не повторится перед границей или, что ещё плачевнее, за границей?
Впрочем, Кивей всё равно не оживает. Решено возвращаться. Собираем пожитки, упаковываем рюкзаки.
До Киева нам 30 км. Толкать Кивей в руках всё это расстояние желания нет. Будем толкать ногами, он это сегодня заслужил. Уславливаемся ехать не больше 40 км/ч, быстрее страшновато и внимание полиции не хочется привлекать.
Я занимаю место в седле Кивея, Антон на Лексе начинает толкать меня. Пять минут едем 40 оговорённых км/ч. Всё замечательно. Мы идём ровно, без рывков, слётанной парой, ничем не хуже каких-нибудь авиагрупп высшего пилотажа. Разве что пару раз я легко получаю рулём Лекса по левому локтю. Убедившись, что метод работает, Антон потихоньку откручивает ручку. 50 км/ч… 60… 70… Через десять минут мы идём 90 км/ч. Могли бы и быстрее, но Антон уже выкрутил ручку газа до упора – отягощённые двойной нагрузкой, вынужденные отдуваться за себя и за того парня, идти быстрее 19 лошадок Лекса не могут.
Навстречу попадается тройка мотоциклистов. Мы поднимаем руки в приветствии, они отвечают и сворачивают шеи, пытаясь понять, почему мы идём так плотно и что вообще у нас происходит.
В населённых пунктах приходится сложнее, чем на трассе – ровный темп движения сменяется рваным. Пару раз на перекрёстках и выбоинах Антон меня теряет – я тогда покорно качусь вперёд, постепенно теряя скорость. На одном, особенно широком перекрёстке, я остаюсь без внешней тяги и уже готов остановиться прямо посреди перекрёстка перед машинами, когда коршуном налетает Антон и уволакивает меня у них из-под носа.
На КПП полиции поступаем так же – перед ним Антон меня разгоняет и отпускает. И мимо поста мы проезжаем на целомудренном расстоянии друг от друга, а за постом он меня опять подхватывает и ускоряет.
30 км до дома пролетают быстро и весело. Впихиваем Кивей в гараж и, озадаченные, едем перекусить. Путешествие откладывается до выяснения причины поломки и устранения её.
За пару дней Антон возвращает Кивей в строй и тестирует его ежедневными поездками. Всё в порядке, намёков на болезнь нет. Планируем вторую попытку уехать в Беларусь на ближайший четверг. План не меняется. Прогноз погоды становится похуже, но дожди мы всё ещё объезжаем.
В четверг, 29-го сентября, утром у меня ощущение де жа вю. Всё, как неделю назад — ранний подъём, выезд в ночь. Разве что стало холоднее, да в центре Киева меня накрывает лёгкий дождик.
У Антона дождя нет. Мы выкатываем Кивей, грузимся и трогаемся. Вот Киев позади, вот мимо промелькнула давешняя сельская улочка с горкой, где мы несколько часов катали друг друга на Кивее.
Через 70 км мы останавливаемся — Кивей едет, но на скорости свыше 100 км/ч пытается затухнуть. Проблема не похожа на ту, с которой мы столкнулись в первый раз и не останавливает нас. Не велика беда – будем идти не быстрее 100 км/ч.
В любом случае, как говаривали древние, аут Цезарь, аут нихиль. Будь что будет, поворачивать вторично мы не согласны.
Коростень, десять утра, заправка. Останавливаемся перекусить. Вчера вечером я сделал нам несколько бутербродов, половина из них сейчас уходит. Один отдаю приблудившейся псине.
Завтрак на заправке. Спереди — Лекс, позади — Кивей
Дорога за Коростенем, ведущая на север к Овручу, уже не так гладка и приятна. Нам приходится сбавить темп и маневрировать между выбоин.
Тормозим в Овруче. Я ремонтирую раскрутившийся рычажок подсоса. Местные смотрят на нас так, будто других мотоциклов, кроме Яв и Днепров не видели.
За Овручем дорога портится ещё сильнее. Дорога вообще не напоминает трассу, ведущую к границе. Такое впечатление, будто она вот-вот станет грунтовой и растворится в полях. Мы трясёмся, объезжаем ямки.
Остановка для пятиминутного перекура. Кивей по-прежнему слегка теряет тягу на максимальных оборотах. Рядом тормозит дальнобойщик:
— Ребята, всё в порядке? А то стоите на обочине, я решил – обломались. У меня фура пустая, могу довезти.
Мы благодарим и отказываемся, но приятное впечатление остаётся.
Граница. Оба – и я и Антон — первый раз в жизни выезжаем за пределы отечества милого в седле мотоцикла. Наши погранцы производят впечатление своих парней. Улыбаются, шутят, расспрашивают, куда же это мы собрались осенью на мотоциклах. А вот в будке сидит угрюмая тётка, что проверяет документы. Но у нас в порядке, нас отпускают с богом и мы, оставляя за спиной Украину, катим по нейтральной полосе в сторону братской республики.
Я себе это немного иначе представлял. Мне казалось, что там метров сто-двести – и уже их погранпост. А едем мы с километр. Рюкзаки не привязываем к мотоциклам, везём на себе, понимая, что на следующем посту их заново снимать.
Вот и врата в Беларусь. Мы являем белорусам весь запас своего невежества. Нахально объехав всю очередь и проскочив под красным светофором, спрашиваем:
— Мы к вам. Где тут чего писать?
Белорусы – полная противоположность нашим, они отстранённо-учтивы. Сдержанно улыбаются и просят отъехать назад до светофора, взять декларации и заполнить их. Мы на мускульной тяге возвращаем моты ко светофору и пешим порядком идём на приступ рубежей сопредельного государства.
В декларации строка, где нужно указать город назначения, улицу и дом. Как мы можем указать улицу и дом, когда у нас с местами ночёвок такое же сумасбродство, как и с выбором времени для поездки и мы до последнего момента не знаем, где уснём?
Обращаемся за помощью к погранцу. Он грустно вздыхает и спрашивает:
— В какой город едете?
— В Брест, — отвечаем мы, — окунуться в героическое прошлое.
— Ясно. Пишите – город Брест, улица Партизанская.
Произносит всё это он без малейшей запинки и становится понятно, что мы далеко не первые, кому он диктует улицу Партизанскую в городе Бресте.
Получив вводные, мы возвращаемся к мотам и заполняем декларации. Нужно указать время выезда из страны. По нашему плану это воскресенье, но мой напарник предлагает на всякий пожарный написать понедельник.
Антон умудряется ошибиться в своей декларации. За новой, чтоб не вызвать дипломатического скандала, иду я.
— А дайте, пожалуйста, ещё одну декларацию, поскольку мы допустили некую…кхм… неточность.
Из окошка на меня внимательно смотрят три пары глаз, но второй экземпляр стражи границы всё же дают.
Со второй попытки, под моим чутким руководством и неусыпным контролем, Антон нормально заполняет все клеточки в декларации, и мы прибываем к месту таможенного досмотра. Нами занимается очаровательная барышня, холодная и неприступная, как альпийские пики. Мне, впрочем, случайно удаётся заставить её выдать неуставную улыбку – на просьбу показать паспорт я уточняю:
— А паспорт человеческий или мотоцикла?
Антон хрюкает со смеху, а барышня улыбается.
Осмотр вещей поверхностен. Пару взглядов в рюкзаки, приподнятая бровь при виде количества инструмента, который мы тащим с собой – и мы признаны достойными для въезда в республику.
Покидаем погранпост, выкатываемся из-под навеса и оказываемся на чужой земле. Для приличия отъезжаем пятьсот метров и останавливаемся, чтоб привязать обратно нашу поклажу. От Киева нас отделяет каких-то триста километров, но в нас бурлит восхищение собственной дерзостью и отчаянностью. До границы вся наша затея была абстрактной, мы могли в любой момент отвернуть – и были бы в Киеве через пару часов. Сейчас же приходит ощущение пройденного рубежа; чувство того, что всё наяву – на три дня мы за границей, в постоянном движении.
Ощущение заграницы подчёркивает первая же заправка, возле которой мы останавливаемся доесть наши бутерброды. На ценниках непривычно маленькие цифры, всюду русский язык и, в довершение контраста, надпись «Белнефтехим».
Первая остановка в Беларуси рядом с границей
Первая наша цель – город Мозырь. До него 50 км от границы, мы катим по замечательному двухполосному шоссе, окончательно распогодилось, ничего не осталось ни от ночного киевского дождя, ни от коростеньского влажного асфальта.
На подъезде к Мозырю видим трамвайную ветку, идущую просто в поле к городу. Мы долго едем вдоль неё и бок о бок въезжаем в первый белорусский город на нашем пути.
В обменнике меняем доллары на рубли. И мы и наши моты привлекают внимание. Когда выходим из банка, рядом с мотами стоит мужик и изучает их. Непонятно, что привлекает больше внимания – сами моты или украинские номера.
В Мозыре по плану у нас осмотр замка. К замку едем достаточно нахально, проскочив под кирпич, совершая весьма лихие манёвры, распугивая местных.
Сам замок не похож на классический средневековый с высоченными башнями и глубокими рвами. Это скорее деревянный форт. Там мы проводим час. Небезынтересно, но не настолько, чтоб тратить тут столько времени.
Больше в Мозыре нас ничего не держит. Дальше – Пинск и Брест. Антон на выезде из Мозыря заправляется, а я ещё не обсох до резерва и потому решаю сделать это позже. Но зря — стоит нам отъехать пять километров от Мозыря, как Лекс начинает чихать и подглохать. На ходу переключаюсь на резерв, пристраиваюсь бок о бок с Антоном и жестом показываю ему, что мне нужна заправка. Он кивком даёт понять, что информацию принял.
Заправки на трассах в Беларуси непривычно редки. Мы едем и едем, а кругом только поля да перелески. Начинаю тревожиться. Резерв у меня три литра и хватит его километров на 70. Если я обсохну полностью, Кивей, конечно, сыграет для меня роль танкера, но переливание бенза займёт какое-то время.
Наконец долгожданный знак заправки. Съезжаем к ней. Но, бог мой, что это за заправка! Давненько я такого не видал. Не то, что кафе или навеса, нет даже привычной топливораздаточной колонки. Будка заправщика и штанга, на которой висит на проволочке шланг с пистолетом. Вот и весь «автозаправочный комплекс». И это заправка на достаточно крупном шоссе. Даже подъездной путь не асфальтирован, это простая гравийная дорожка. Но заправка, тем не менее, судя по всему, пользуется популярностью. Оттого ли, что одна на всю округу, или потому что тут заправляется сельхозтранспорт – бог его знает. И любопытный штрих – цена на бенз на этой заправка ровно такая же, как и на крупных заправках с кафе и вай-фаем.
Пока я заправляюсь, Антон устанавливает на треноге экшн-камеру и снимает заправку. К нам выходит персонал заправки – мужик лет пятидесяти и собака. Мужик общается с нами на отвлечённые темы, а псина изучает камеру и, в конце концов, роняет её.
Стартуем после заправки, по гравию выруливаем на трассу и набираем наш крейсер – 90-100 км/ч. Дорога замечательная, солнышко светит и пригревает, музыка в наушниках заставляет прихлопывать в такт рукой по курку сцепления.
И вот только сейчас, пробыв уже полдня в Беларуси и проехав 200 км, я наконец-то в полной мере ощущаю, насколько же наша затея хороша. Всё только началось, у нас впереди три дня дороги в чужой стране, три дня впечатлений. Киев со всеми проблемами, удачами и неудачами, разочарованиями и восторгами остаётся где-то в другом измерении. Даже отсутствие у нас связи – а мы не покупали сим-карт и можем лишь на заправках через вай-фай связываться со внешним миром — только радует; мы оторваны от всего мира, у нас тут своя локальная цивилизация на колёсах.
Дорога на Пинск идёт через поля и даже они кажутся нами не такими, как в Украине. Скошенное сено спрессовано в тюки и из этих тюков вдоль дороги сделаны забавные скульптурки — дракончик, крепость, слоник, гусеница.
Ближе к Пинску дорога вбегает в лес. Солнце низко висит над горизонтом, а путь держим на запад, оттого кажется, будто едем навстречу солнцу в коридоре, где стенами хвойный лес. Антон на ходу развлекается с гопрошкой и снимает коротенький, на пару минут, ролик, запечатлевающий нашу слётанную пару. Этот ролик да видео, снятое на той постапокалиптической заправке, будут единственной нашей кинохроникой из поездки.
Темнеет по-осеннему рано и до Пинска доезжаем к девяти часам. Понимаем, что из нашего плана мы выпали и до Бреста не дотянем.
Принимаемся искать ночлег. Никаких домашних заготовок на сей счёт у нас нет. А куда-то приткнуться, чтоб перекусить и поспать, уже хочется. Но нам нужен интернет, без него нас ждут разве что лавки на вокзале.
После торжественного проезда по центральной части города находим какой-то отель – стоимость номеров нас не устраивает, зато мы разживаемся вай-фаем. Антон ищет на букинге место для ночёвки, а я выхожу во двор к мотам. Их уже окружила компания подвыпивших мужиков, которые с почтительного расстояния изучают наших серебристых «китайцев».
Подхожу ближе. Меня начинают засыпать вопросами.
— А вы из Украины?
— Да. Утром были ещё в Киеве.
— А куда едете?
— Из Пинска – в Брест. Потом – в Минск и обратно в Киев.
— А что за мотоциклы такие у вас?
— «Китайцы». Зонгшен и Кивей, — указываю сначала на гружённого Лекса, потом на Кивей.
— А объём какой?
— Сами как думаете?
— Нуу… — мужики подходят поближе и изучают моторы обоих мотов, — два горшка…V-образные… кубов по 500, наверное.
— Не-а. Оба по 250.
— А выглядят кубатурнее…
Антон тем временем находит квартиру за приемлемые деньги где-то ближе к окраине города. Сразу найти адрес не получается, мы плутаем, но две пожилые женщины указывают нам верный дом. Когда узнают, что мы из Киева, рассыпаются комплиментами в адрес нашей столицы, в которой они частенько бывали в молодости.
В квартире тепло и уютно, но голодно. Находим с помощью гугла неподалёку супермаркет. Туда едем вдвоём на Лексе. Вылазка суть лихость и гусарство — мы едем без шлемов, не выдерживая скоростной режим, с шутками-прибаутками. Настроение приподнятое – первая ночёвка за границей это некий успешно взятый рубеж. В супермаркете закупаем провиант и пиво — грешно не выпить после такого дня. Обратно едем ещё веселее. Какие там максимально разрешённые в населённом пункте 60 км/ч, мы мчимся под сотню.
Моты ночуют во дворе дома, привязанные противоугонным тросом к турникету для выбивания ковров. Этот трос будет ещё вызывать удивлённые взгляды и недоумённые вопросы белорусских мотоциклистов и пограничников. Каждый раз придётся объяснять, что этот метровый кусок троса с замком нужен затем, чтоб утром найти мотоцикл на том месте, где ты его оставил.
Дома ужинаем, выпиваем и обмениваемся впечатлениями. Пока всё идёт по плану, кроме лёгких капризов Кивея и того, что на 150 км мы отстаём от нашего графика. Впрочем, ни то ни другое нас особо не пугает. «Завтра нагоним» — с этой мыслью мы засыпаем.
С моим другом Антоном мы сидим в парке пасмурным сентябрьским днём 2016 года, пьём пиво и обсуждаем предстоящую поездку в Беларусь. Спонтанная идея рождается из моей мимолётно высказанной мысли, что Минск это один из тех городов на территории бывшего Союза, куда бы я хотел попасть. Антон внезапно подхватывает затею и предлагает не ждать следующего сезона, а ехать сейчас, в конце сентября. Я ошеломлён подобной резвостью, мне-то эта поездка виделась, как серьёзный дальняк, с солидной полугодичной подготовкой. Вяло сопротивляюсь напору энергии моего товарища, но в конце концов выбрасываю белый флаг.
Сочиняем маршрут из расчёта на четыре дня. Я сижу и несколько вечеров выбираю основные достопримечательности, обязательные к посещению: замок в Мозыре, Мирский замок, Брестская крепость, музей железнодорожной техники в Бресте, Хатынь, минский музей ВОВ.
Сентябрь выдаётся холодным и дождливым, это вынуждает смотреть ещё и погоду. Мониторинг веду по трём сайтам. На всех трёх прогнозы несколько разнятся. Пытаюсь всё это свести в единую картину, чтоб не ехать в дождь и всё равно на каком-то из участков нас неизбежно оросит. К счастью, меня осеняет – надо просто перевернуть маршрут и ехать сначала в Брест, потом в Минск. В таком варианте мы как раз проскакиваем между дождями по всем прогнозам. Да ещё этот вариант лучше тем, что самый длинный перегон – 700 км от Киева до Бреста – приходится на начало поездки, пока мы ещё свежие.
Получается этакий треугольник – Киев-Мозырь-Брест-Минск-Чернигов-Киев.
Первый день – выезд из Киева, пересечение границы, осмотр замка в Мозыре, приезд в Брест.
Второй день – Брестская крепость и брестский музей железнодорожной техники, выезд в Минск, посещение Мирского замка, приезд в Минск.
Третий день – целиком в Минске с выездом в Хатынь.
Четвёртый день – выезд в Украину и возвращение домой.
На этом утверждение маршрута оканчивается.
Готовим наших рысаков. Они у нас как на подбор – родные братья из одной конюшни. И мастью – оба серебристые; и породой – оба китайские клоны Ямахи Вираго объёмом 250 кубиков, только у Антона Кивей Круизер, а у меня – Зонгшен zs-250-5 по имени Лекс.
Стартуем 22-го сентября. В пять утра я выезжаю и к шести заезжаю к Антону – мы с ним живём в разных концах Киева. Жду, пока он спустится, наблюдаю за сереющим небом на востоке и думаю о предстоящей поездке. Грядёт мой самый серьёзный дальняк. До этого рекорд – тысяча с хвостиком километров туда/обратно под Одессу, покупать Лекс. Но это сложно назвать туристической поездкой, мы ехали с ясной целью и на месте по приезде были ровно столько времени, сколько нужно для осмотра и покупки мотоцикла. Самая дальняя моя развлекательная поездка – в Чернигов, 350 км в оба конца. На сей же раз наш маршрут – 1700 километров.
Антон спускается, подвожу его к гаражу, там забираем Кивей, привязываем к Лексу поклажу – два скромных рюкзака — и выезжаем из пустынного осеннего предрассветного города.
Всё идёт замечательно на протяжении 30 километров. Около девяти часов утра Антон, едущий ведомым, отстаёт и останавливается. Я успеваю проехать метров двести, прежде чем это замечаю. Оставляю мот и пешком возвращаюсь к нему. Кивей заглох и отказывается ехать.
Только что всё было в порядке, и вот как будто кто-то сглазил. Прямо там, на трассе, мы пытаемся завестись. Ни в какую. В какие-то моменты двигатель схватывает, даёт пару вспышек в котлах – и тут же снова тухнет. Добиться хоть сколько-то устойчивой работы от него мы не можем. Пробуем с подсосом и без подсоса – всё без толку. Он глохнет напрочь, железно.
Мы быстро садим аккум – на Кивее он маленькой ёмкости, 4 А*ч против 9 А*ч на Лексе. Теперь либо заводить с толкача, либо снимать аккум с Лекса. Пробуем обойтись малой кровью. Разгоняем мот и пытаемся завести его со второй передачи. Меняемся ролями, то я толкаю, Антон в седле, то наоборот. Мартышкин труд ни к чему не приводит. Рывками по пятьдесят метров с чиханьем и прокашливанием мотора доезжаем до ближайшего села. Оба мокрые и злые.
В селе от трассы напрово и чуть вверх уходит узкая улочка. Спихиваем туда Кивей, я бегу на трассу за Лексом и приезжаю к Антону.
Отдыхаем, буквально иссушая бутылку воды на двоих, и приступаем к ремонту. Стягиваем экип, отвязываем рюкзаки и начинаем расследование. Подозреваемых у нас двое – искра в свече зажигания либо горючая смесь. Проблемы и с тем и с другим могут привести к тому, что двигатель не заведётся. Для начала экспериментальным путём исключаем из списка подозреваемых пропавшую искру, это проще и быстрее. Искра на законном месте в обоих горшках, бьёт голубым сильно и задорно.
Второй подозреваемый это смесь. Антон лезет в карбюратор, возится, регулирует, чертыхается. После собираем Кивей в кучу и пробуем завести с толкача, разгоняя его вниз с горки. Местные жители из-за заборов наблюдают, как в одну сторону мы молча не спеша выталкиваем Кивей вверх, а вниз бежим как можно быстрее с криками «давай-давай-давай!», с прострелами, чиханиями, взвизгиваниями блокирующейся резины по асфальту. Всё, чего мы добиваемся – еле-еле он заводится, но устойчиво работать не желает. Выхлоп у Кивея громкий и местные за нами наблюдают уже с явным недовольством, когда, к их радости, забеги прекращаются – мы просто выдыхаемся. Чтоб Кивей завести, надо растолкать его хотя бы до 40 км/ч, а последние разы даже с горки мы не могли как следует разогнаться.
Перекур. Дышим как загнанные лошади, воду пьём за пятерых. Лекс стоит в теньке, инструмент из рюкзаков поблёскивает на траве равномерным слоем.
Надо оптимизировать и интенсифицировать процесс. Антон вспоминает виденный им у эндуристов метод буксировки одним мотоциклом другого, когда с исправного мотоцикла водитель упирается ногой в пассажирскую подножку неисправного и начинает его разгонять. На глазах изумлённых сельчан пробуем такой подход. Я подъезжаю на Лексе сзади слева к Кивею с Антоном, упираюсь правой ногой в его левую пассажирскую подножку и потихоньку трогаюсь. Кивей двигается с места, но у меня ноги коротковаты для такого трюка, расстояние между мотами слишком мало, я рискую либо зажать свою ногу между мотов, либо ударить Антона рулём по локтю. Меняемся аппаратами. Ноги у Антона длиннее и зазор между мотами более-менее нормальный. Налицо преимущество средств механизации над примитивным ручным трудом — всё с той же горки мы разгоняем Кивей до 60 км/ч, но удаётся достичь лишь того, что он с грехом-пополам заводится на полностью вытянутом подсосе и работает на холостых. Стоит воткнуть передачу и попробовать поехать, как нагрузка тут же глушит двигатель.
Так наворачиваем несколько кругов, надеясь, что хотя бы малый ход Кивей всё-таки сможет дать. Бесполезно. Разогнанный до 60 км/ч, он с жуткими перегазовками заводится и может лишь с провалами держать холостые. Ни дать, ни взять, шоу-стоппер – смотреть можно, а ехать – нет.
Уже полдень, наши планы сорваны. Даже если Кивей каким-то чудом заведётся, то дальше ехать мы не рискнём. Где гарантия, что это не повторится перед границей или, что ещё плачевнее, за границей?
Впрочем, Кивей всё равно не оживает. Решено возвращаться. Собираем пожитки, упаковываем рюкзаки.
До Киева нам 30 км. Толкать Кивей в руках всё это расстояние желания нет. Будем толкать ногами, он это сегодня заслужил. Уславливаемся ехать не больше 40 км/ч, быстрее страшновато и внимание полиции не хочется привлекать.
Я занимаю место в седле Кивея, Антон на Лексе начинает толкать меня. Пять минут едем 40 оговорённых км/ч. Всё замечательно. Мы идём ровно, без рывков, слётанной парой, ничем не хуже каких-нибудь авиагрупп высшего пилотажа. Разве что пару раз я легко получаю рулём Лекса по левому локтю. Убедившись, что метод работает, Антон потихоньку откручивает ручку. 50 км/ч… 60… 70… Через десять минут мы идём 90 км/ч. Могли бы и быстрее, но Антон уже выкрутил ручку газа до упора – отягощённые двойной нагрузкой, вынужденные отдуваться за себя и за того парня, идти быстрее 19 лошадок Лекса не могут.
Навстречу попадается тройка мотоциклистов. Мы поднимаем руки в приветствии, они отвечают и сворачивают шеи, пытаясь понять, почему мы идём так плотно и что вообще у нас происходит.
В населённых пунктах приходится сложнее, чем на трассе – ровный темп движения сменяется рваным. Пару раз на перекрёстках и выбоинах Антон меня теряет – я тогда покорно качусь вперёд, постепенно теряя скорость. На одном, особенно широком перекрёстке, я остаюсь без внешней тяги и уже готов остановиться прямо посреди перекрёстка перед машинами, когда коршуном налетает Антон и уволакивает меня у них из-под носа.
На КПП полиции поступаем так же – перед ним Антон меня разгоняет и отпускает. И мимо поста мы проезжаем на целомудренном расстоянии друг от друга, а за постом он меня опять подхватывает и ускоряет.
30 км до дома пролетают быстро и весело. Впихиваем Кивей в гараж и, озадаченные, едем перекусить. Путешествие откладывается до выяснения причины поломки и устранения её.
За пару дней Антон возвращает Кивей в строй и тестирует его ежедневными поездками. Всё в порядке, намёков на болезнь нет. Планируем вторую попытку уехать в Беларусь на ближайший четверг. План не меняется. Прогноз погоды становится похуже, но дожди мы всё ещё объезжаем.
В четверг, 29-го сентября, утром у меня ощущение де жа вю. Всё, как неделю назад — ранний подъём, выезд в ночь. Разве что стало холоднее, да в центре Киева меня накрывает лёгкий дождик.
У Антона дождя нет. Мы выкатываем Кивей, грузимся и трогаемся. Вот Киев позади, вот мимо промелькнула давешняя сельская улочка с горкой, где мы несколько часов катали друг друга на Кивее.
Через 70 км мы останавливаемся — Кивей едет, но на скорости свыше 100 км/ч пытается затухнуть. Проблема не похожа на ту, с которой мы столкнулись в первый раз и не останавливает нас. Не велика беда – будем идти не быстрее 100 км/ч.
В любом случае, как говаривали древние, аут Цезарь, аут нихиль. Будь что будет, поворачивать вторично мы не согласны.
Коростень, десять утра, заправка. Останавливаемся перекусить. Вчера вечером я сделал нам несколько бутербродов, половина из них сейчас уходит. Один отдаю приблудившейся псине.
Завтрак на заправке. Спереди — Лекс, позади — Кивей
Дорога за Коростенем, ведущая на север к Овручу, уже не так гладка и приятна. Нам приходится сбавить темп и маневрировать между выбоин.
Тормозим в Овруче. Я ремонтирую раскрутившийся рычажок подсоса. Местные смотрят на нас так, будто других мотоциклов, кроме Яв и Днепров не видели.
За Овручем дорога портится ещё сильнее. Дорога вообще не напоминает трассу, ведущую к границе. Такое впечатление, будто она вот-вот станет грунтовой и растворится в полях. Мы трясёмся, объезжаем ямки.
Остановка для пятиминутного перекура. Кивей по-прежнему слегка теряет тягу на максимальных оборотах. Рядом тормозит дальнобойщик:
— Ребята, всё в порядке? А то стоите на обочине, я решил – обломались. У меня фура пустая, могу довезти.
Мы благодарим и отказываемся, но приятное впечатление остаётся.
Граница. Оба – и я и Антон — первый раз в жизни выезжаем за пределы отечества милого в седле мотоцикла. Наши погранцы производят впечатление своих парней. Улыбаются, шутят, расспрашивают, куда же это мы собрались осенью на мотоциклах. А вот в будке сидит угрюмая тётка, что проверяет документы. Но у нас в порядке, нас отпускают с богом и мы, оставляя за спиной Украину, катим по нейтральной полосе в сторону братской республики.
Я себе это немного иначе представлял. Мне казалось, что там метров сто-двести – и уже их погранпост. А едем мы с километр. Рюкзаки не привязываем к мотоциклам, везём на себе, понимая, что на следующем посту их заново снимать.
Вот и врата в Беларусь. Мы являем белорусам весь запас своего невежества. Нахально объехав всю очередь и проскочив под красным светофором, спрашиваем:
— Мы к вам. Где тут чего писать?
Белорусы – полная противоположность нашим, они отстранённо-учтивы. Сдержанно улыбаются и просят отъехать назад до светофора, взять декларации и заполнить их. Мы на мускульной тяге возвращаем моты ко светофору и пешим порядком идём на приступ рубежей сопредельного государства.
В декларации строка, где нужно указать город назначения, улицу и дом. Как мы можем указать улицу и дом, когда у нас с местами ночёвок такое же сумасбродство, как и с выбором времени для поездки и мы до последнего момента не знаем, где уснём?
Обращаемся за помощью к погранцу. Он грустно вздыхает и спрашивает:
— В какой город едете?
— В Брест, — отвечаем мы, — окунуться в героическое прошлое.
— Ясно. Пишите – город Брест, улица Партизанская.
Произносит всё это он без малейшей запинки и становится понятно, что мы далеко не первые, кому он диктует улицу Партизанскую в городе Бресте.
Получив вводные, мы возвращаемся к мотам и заполняем декларации. Нужно указать время выезда из страны. По нашему плану это воскресенье, но мой напарник предлагает на всякий пожарный написать понедельник.
Антон умудряется ошибиться в своей декларации. За новой, чтоб не вызвать дипломатического скандала, иду я.
— А дайте, пожалуйста, ещё одну декларацию, поскольку мы допустили некую…кхм… неточность.
Из окошка на меня внимательно смотрят три пары глаз, но второй экземпляр стражи границы всё же дают.
Со второй попытки, под моим чутким руководством и неусыпным контролем, Антон нормально заполняет все клеточки в декларации, и мы прибываем к месту таможенного досмотра. Нами занимается очаровательная барышня, холодная и неприступная, как альпийские пики. Мне, впрочем, случайно удаётся заставить её выдать неуставную улыбку – на просьбу показать паспорт я уточняю:
— А паспорт человеческий или мотоцикла?
Антон хрюкает со смеху, а барышня улыбается.
Осмотр вещей поверхностен. Пару взглядов в рюкзаки, приподнятая бровь при виде количества инструмента, который мы тащим с собой – и мы признаны достойными для въезда в республику.
Покидаем погранпост, выкатываемся из-под навеса и оказываемся на чужой земле. Для приличия отъезжаем пятьсот метров и останавливаемся, чтоб привязать обратно нашу поклажу. От Киева нас отделяет каких-то триста километров, но в нас бурлит восхищение собственной дерзостью и отчаянностью. До границы вся наша затея была абстрактной, мы могли в любой момент отвернуть – и были бы в Киеве через пару часов. Сейчас же приходит ощущение пройденного рубежа; чувство того, что всё наяву – на три дня мы за границей, в постоянном движении.
Ощущение заграницы подчёркивает первая же заправка, возле которой мы останавливаемся доесть наши бутерброды. На ценниках непривычно маленькие цифры, всюду русский язык и, в довершение контраста, надпись «Белнефтехим».
Первая остановка в Беларуси рядом с границей
Первая наша цель – город Мозырь. До него 50 км от границы, мы катим по замечательному двухполосному шоссе, окончательно распогодилось, ничего не осталось ни от ночного киевского дождя, ни от коростеньского влажного асфальта.
На подъезде к Мозырю видим трамвайную ветку, идущую просто в поле к городу. Мы долго едем вдоль неё и бок о бок въезжаем в первый белорусский город на нашем пути.
В обменнике меняем доллары на рубли. И мы и наши моты привлекают внимание. Когда выходим из банка, рядом с мотами стоит мужик и изучает их. Непонятно, что привлекает больше внимания – сами моты или украинские номера.
В Мозыре по плану у нас осмотр замка. К замку едем достаточно нахально, проскочив под кирпич, совершая весьма лихие манёвры, распугивая местных.
Сам замок не похож на классический средневековый с высоченными башнями и глубокими рвами. Это скорее деревянный форт. Там мы проводим час. Небезынтересно, но не настолько, чтоб тратить тут столько времени.
Больше в Мозыре нас ничего не держит. Дальше – Пинск и Брест. Антон на выезде из Мозыря заправляется, а я ещё не обсох до резерва и потому решаю сделать это позже. Но зря — стоит нам отъехать пять километров от Мозыря, как Лекс начинает чихать и подглохать. На ходу переключаюсь на резерв, пристраиваюсь бок о бок с Антоном и жестом показываю ему, что мне нужна заправка. Он кивком даёт понять, что информацию принял.
Заправки на трассах в Беларуси непривычно редки. Мы едем и едем, а кругом только поля да перелески. Начинаю тревожиться. Резерв у меня три литра и хватит его километров на 70. Если я обсохну полностью, Кивей, конечно, сыграет для меня роль танкера, но переливание бенза займёт какое-то время.
Наконец долгожданный знак заправки. Съезжаем к ней. Но, бог мой, что это за заправка! Давненько я такого не видал. Не то, что кафе или навеса, нет даже привычной топливораздаточной колонки. Будка заправщика и штанга, на которой висит на проволочке шланг с пистолетом. Вот и весь «автозаправочный комплекс». И это заправка на достаточно крупном шоссе. Даже подъездной путь не асфальтирован, это простая гравийная дорожка. Но заправка, тем не менее, судя по всему, пользуется популярностью. Оттого ли, что одна на всю округу, или потому что тут заправляется сельхозтранспорт – бог его знает. И любопытный штрих – цена на бенз на этой заправка ровно такая же, как и на крупных заправках с кафе и вай-фаем.
Пока я заправляюсь, Антон устанавливает на треноге экшн-камеру и снимает заправку. К нам выходит персонал заправки – мужик лет пятидесяти и собака. Мужик общается с нами на отвлечённые темы, а псина изучает камеру и, в конце концов, роняет её.
Заправка в Беларуси
Стартуем после заправки, по гравию выруливаем на трассу и набираем наш крейсер – 90-100 км/ч. Дорога замечательная, солнышко светит и пригревает, музыка в наушниках заставляет прихлопывать в такт рукой по курку сцепления.
И вот только сейчас, пробыв уже полдня в Беларуси и проехав 200 км, я наконец-то в полной мере ощущаю, насколько же наша затея хороша. Всё только началось, у нас впереди три дня дороги в чужой стране, три дня впечатлений. Киев со всеми проблемами, удачами и неудачами, разочарованиями и восторгами остаётся где-то в другом измерении. Даже отсутствие у нас связи – а мы не покупали сим-карт и можем лишь на заправках через вай-фай связываться со внешним миром — только радует; мы оторваны от всего мира, у нас тут своя локальная цивилизация на колёсах.
Дорога на Пинск идёт через поля и даже они кажутся нами не такими, как в Украине. Скошенное сено спрессовано в тюки и из этих тюков вдоль дороги сделаны забавные скульптурки — дракончик, крепость, слоник, гусеница.
Ближе к Пинску дорога вбегает в лес. Солнце низко висит над горизонтом, а путь держим на запад, оттого кажется, будто едем навстречу солнцу в коридоре, где стенами хвойный лес. Антон на ходу развлекается с гопрошкой и снимает коротенький, на пару минут, ролик, запечатлевающий нашу слётанную пару. Этот ролик да видео, снятое на той постапокалиптической заправке, будут единственной нашей кинохроникой из поездки.
Дороги Беларуси
Темнеет по-осеннему рано и до Пинска доезжаем к девяти часам. Понимаем, что из нашего плана мы выпали и до Бреста не дотянем.
Принимаемся искать ночлег. Никаких домашних заготовок на сей счёт у нас нет. А куда-то приткнуться, чтоб перекусить и поспать, уже хочется. Но нам нужен интернет, без него нас ждут разве что лавки на вокзале.
После торжественного проезда по центральной части города находим какой-то отель – стоимость номеров нас не устраивает, зато мы разживаемся вай-фаем. Антон ищет на букинге место для ночёвки, а я выхожу во двор к мотам. Их уже окружила компания подвыпивших мужиков, которые с почтительного расстояния изучают наших серебристых «китайцев».
Подхожу ближе. Меня начинают засыпать вопросами.
— А вы из Украины?
— Да. Утром были ещё в Киеве.
— А куда едете?
— Из Пинска – в Брест. Потом – в Минск и обратно в Киев.
— А что за мотоциклы такие у вас?
— «Китайцы». Зонгшен и Кивей, — указываю сначала на гружённого Лекса, потом на Кивей.
— А объём какой?
— Сами как думаете?
— Нуу… — мужики подходят поближе и изучают моторы обоих мотов, — два горшка…V-образные… кубов по 500, наверное.
— Не-а. Оба по 250.
— А выглядят кубатурнее…
Антон тем временем находит квартиру за приемлемые деньги где-то ближе к окраине города. Сразу найти адрес не получается, мы плутаем, но две пожилые женщины указывают нам верный дом. Когда узнают, что мы из Киева, рассыпаются комплиментами в адрес нашей столицы, в которой они частенько бывали в молодости.
В квартире тепло и уютно, но голодно. Находим с помощью гугла неподалёку супермаркет. Туда едем вдвоём на Лексе. Вылазка суть лихость и гусарство — мы едем без шлемов, не выдерживая скоростной режим, с шутками-прибаутками. Настроение приподнятое – первая ночёвка за границей это некий успешно взятый рубеж. В супермаркете закупаем провиант и пиво — грешно не выпить после такого дня. Обратно едем ещё веселее. Какие там максимально разрешённые в населённом пункте 60 км/ч, мы мчимся под сотню.
Моты ночуют во дворе дома, привязанные противоугонным тросом к турникету для выбивания ковров. Этот трос будет ещё вызывать удивлённые взгляды и недоумённые вопросы белорусских мотоциклистов и пограничников. Каждый раз придётся объяснять, что этот метровый кусок троса с замком нужен затем, чтоб утром найти мотоцикл на том месте, где ты его оставил.
Дома ужинаем, выпиваем и обмениваемся впечатлениями. Пока всё идёт по плану, кроме лёгких капризов Кивея и того, что на 150 км мы отстаём от нашего графика. Впрочем, ни то ни другое нас особо не пугает. «Завтра нагоним» — с этой мыслью мы засыпаем.
- Ingvarr
- Игорь
- 22 сентября 2019 в 19:01
- ?
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (10)
RSS свернуть / развернуть