Suzuki DR650 2009 → Регулятор напряжения для мотоцикла
Периодически встречаю в статьях и отчётах о поездках упоминания того, что вышел из строя регулятор напряжения на мотоцикле.
Паранойя тоже твердит, что РР непременно обязательно выйдет из строя, когда будешь в самой "_опе мира".
После чтения профильного форума (ныне закрытого после начала проблем в Украине, но нашёл другой сайт с этим же содержимым — МотоРегулятор), было решено делать РР самостоятельно, сэкономив в рублях и гарантировав надежность.
(копии информации с форума разошлись по интернету, ищутся по словам «реле регулятор мотоцикла». Кому надо, текст с первоисточника у меня сохранён, могу прислать файлы).
Выбран был вариант «зачотная-2» от Skrut'a, как простой, с хорошей повторяемостью и высокой надёжностью.
Чтобы не ходить перед витриной в магазине электронных компонентов в поисках нужных деталек и не объяснять продавцу, что и зачем мне надо и чем заменить из того, что есть в наличии, все основные элементы заказал в чип-дипе, неспеша выбирая на экране компьютера
Симистор и микросхему взял по 1 запасной, на случай явной криворукости :)
а оставшуюся мелочёвку (R, C, VD) купил в ближайшем магазине, так как в чип-дипе их продажа только партиями по 10-20 штук…
Скомпоновать в оригинальный корпус РР не получается из-за больших размеров диодного моста, поэтому подыскал подходящий по размерам алюминиевый радиатор. Дальше пошёл процесс компоновки.
В результате получился вот такой монтаж
В статье было рекомендовано последовательно с 13-вольтовым стабилитроном включить такой же, в прямой полярности, для того, чтобы чуть поднять напряжение стабилизации с 13,0 до 13,6 вольт (падение напряжения на открытом диоде).
Экспериментальное включение показало, что со вторым стабилитроном выходное напряжение оказывается больше 15 вольт, что несколько чрезмерно.
12-вольтового стабилитрона + второго в прямом включении чуть маловато.
Остановился на одном 13-вольтовом стабилитроне.
Напряжение после РР на оборотах холостого хода — 14,6 вольта, с ростом оборотов чуть снижается, на рабочих оборотах — 14,2-14,4 вольта.
Родной регулятор на ХХ выдаёт 13,6, на рабочих оборотах — 13,2-13,4. Решено так и оставить.
В инете есть рецепты состава для заливки компонентов, чтобы вся конструкция не рассыпалась от вибрации. Один из вариантов — эпоксидная смола в пропорции с касторовым маслом в качестве пластификатора. Так же поиск даёт наименование готового состава для этих целей — "Виксинт (П)К-65". С буквой «П» — прозрачный, без неё — мутно-белый.
Может применяться для использования в температурном интервале от -70 до +250 градусов, при необходимости удаляется механически (для ремонта) и заливается повторно.
Предлагается много где, в большой таре. В местном магазине электронный компонентов найден под именем «герметик К-68», сам компаунд и катализатор. Правда, поставщик не долил 1 мл.катализатора, поэтому пришлось слегка убавить объём компаунда. Хорошо, что хватило.
Закрыл подручными материалами торцы радиатора, выдавил из шприца катализатор в бутылку с компаундом, перемешал деревянной палочкой и залил в РР. Сутки на полимеризацию.
В результате получилось вот такое изделие. Надеюсь, не пригодится в дороге :-)
Просверлить отверстия для крепления на предусмотренные производителем места вместо родного РР тоже не предоставилось возможным, поэтому просто сделаю металлических хомут, охватывающий радиатор поперёк, винтами к заводским отверстиям на раме. И высоту рёбер можно чуть подрезать.
Это уж как подскажет фантазия.
Паранойя тоже твердит, что РР непременно обязательно выйдет из строя, когда будешь в самой "_опе мира".
После чтения профильного форума (ныне закрытого после начала проблем в Украине, но нашёл другой сайт с этим же содержимым — МотоРегулятор), было решено делать РР самостоятельно, сэкономив в рублях и гарантировав надежность.
(копии информации с форума разошлись по интернету, ищутся по словам «реле регулятор мотоцикла». Кому надо, текст с первоисточника у меня сохранён, могу прислать файлы).
Выбран был вариант «зачотная-2» от Skrut'a, как простой, с хорошей повторяемостью и высокой надёжностью.
Чтобы не ходить перед витриной в магазине электронных компонентов в поисках нужных деталек и не объяснять продавцу, что и зачем мне надо и чем заменить из того, что есть в наличии, все основные элементы заказал в чип-дипе, неспеша выбирая на экране компьютера
Симистор и микросхему взял по 1 запасной, на случай явной криворукости :)
а оставшуюся мелочёвку (R, C, VD) купил в ближайшем магазине, так как в чип-дипе их продажа только партиями по 10-20 штук…
Скомпоновать в оригинальный корпус РР не получается из-за больших размеров диодного моста, поэтому подыскал подходящий по размерам алюминиевый радиатор. Дальше пошёл процесс компоновки.
В результате получился вот такой монтаж
В статье было рекомендовано последовательно с 13-вольтовым стабилитроном включить такой же, в прямой полярности, для того, чтобы чуть поднять напряжение стабилизации с 13,0 до 13,6 вольт (падение напряжения на открытом диоде).
Экспериментальное включение показало, что со вторым стабилитроном выходное напряжение оказывается больше 15 вольт, что несколько чрезмерно.
12-вольтового стабилитрона + второго в прямом включении чуть маловато.
Остановился на одном 13-вольтовом стабилитроне.
Напряжение после РР на оборотах холостого хода — 14,6 вольта, с ростом оборотов чуть снижается, на рабочих оборотах — 14,2-14,4 вольта.
Родной регулятор на ХХ выдаёт 13,6, на рабочих оборотах — 13,2-13,4. Решено так и оставить.
В инете есть рецепты состава для заливки компонентов, чтобы вся конструкция не рассыпалась от вибрации. Один из вариантов — эпоксидная смола в пропорции с касторовым маслом в качестве пластификатора. Так же поиск даёт наименование готового состава для этих целей — "Виксинт (П)К-65". С буквой «П» — прозрачный, без неё — мутно-белый.
Может применяться для использования в температурном интервале от -70 до +250 градусов, при необходимости удаляется механически (для ремонта) и заливается повторно.
Предлагается много где, в большой таре. В местном магазине электронный компонентов найден под именем «герметик К-68», сам компаунд и катализатор. Правда, поставщик не долил 1 мл.катализатора, поэтому пришлось слегка убавить объём компаунда. Хорошо, что хватило.
Закрыл подручными материалами торцы радиатора, выдавил из шприца катализатор в бутылку с компаундом, перемешал деревянной палочкой и залил в РР. Сутки на полимеризацию.
В результате получилось вот такое изделие. Надеюсь, не пригодится в дороге :-)
Просверлить отверстия для крепления на предусмотренные производителем места вместо родного РР тоже не предоставилось возможным, поэтому просто сделаю металлических хомут, охватывающий радиатор поперёк, винтами к заводским отверстиям на раме. И высоту рёбер можно чуть подрезать.
Это уж как подскажет фантазия.
- dimag
- Дмитрий
- 11 августа 2019 в 11:07
- 22
- ?
Есть графики — static6.arrow.com/aropdfconversion/eb6239017b4ca69566c49a4ac737636a941f7ce4/vs-36mtseries.pdf
35 ампер при +60 градусах температуры корпуса.
35 ампер при +60 градусах температуры корпуса.
Вполне прилично выглядит. Я сам как-то делал РР по этой же схеме, только получилось запихнуть в родной корпус: bikepost.ru/blog/79305/Kak-sdelat-rele-reguljator-svoimi-rukami.html
Только как теплоотвод обеспечен, есть ли под симисторами и мостом термопаста или термоскотч? Эти элементы совсем не любят перегрева.
Только как теплоотвод обеспечен, есть ли под симисторами и мостом термопаста или термоскотч? Эти элементы совсем не любят перегрева.
ну воот… уже залил…
Для «повторителей» — если вместо резистора (что крайний слева) поставить два последовательно (постоянный ом на 200 и переменный на столько же), то можно будет регулировать напряжение на выходе (и в бортсети). Единственное — переменный должен быть многооборотным и герметичным.
А так да — схема рабочая и многократно проверенная (иногда нужно подбирать стабилитрон. Можно ставить два или последовательно с ним включать простой диод: определяется при «контрольном прогоне» по выходному напряжению). Единственный минус — не у всех есть столько места, что бы всё это вкорячить. Но если найдётся — о РР можно будет забыть.
Кстати — схему можно и «размазать» на две разделив диодный мост и всё остальное на две части.
Для «повторителей» — если вместо резистора (что крайний слева) поставить два последовательно (постоянный ом на 200 и переменный на столько же), то можно будет регулировать напряжение на выходе (и в бортсети). Единственное — переменный должен быть многооборотным и герметичным.
А так да — схема рабочая и многократно проверенная (иногда нужно подбирать стабилитрон. Можно ставить два или последовательно с ним включать простой диод: определяется при «контрольном прогоне» по выходному напряжению). Единственный минус — не у всех есть столько места, что бы всё это вкорячить. Но если найдётся — о РР можно будет забыть.
Кстати — схему можно и «размазать» на две разделив диодный мост и всё остальное на две части.
А ведь схему можно упростить и улучшить. Классическим вариантом было бы 3 тиристора использовать в качестве нижнего плеча выпрямителя. Похожая схема встречается в выпрямителе на авиамоторах Rotax древних.
А ещё более идеальным была бы схема как в выпрямителях на современных ветрогенераторах. Там те же 3 фазы, но коротить обмотки — слишком накладно, ибо огромные потери — нагрев.
Я даже платки экспериментальные сделал, но так и не дошло до испытаний на натуре. Может этой зимой доберусь.
А ещё более идеальным была бы схема как в выпрямителях на современных ветрогенераторах. Там те же 3 фазы, но коротить обмотки — слишком накладно, ибо огромные потери — нагрев.
Я даже платки экспериментальные сделал, но так и не дошло до испытаний на натуре. Может этой зимой доберусь.
ULN2003 это сборка из транзисторов Дарлингтона и это вовсе не ключи.
Ключ это устройство у которого два положения. Транзистор дарлингтона это усилитель тока с большим коэффициентом усиления, но не ключ.
Но в этой схеме ULN практически в ключевом режиме, им управляет стабилитрон (током), а ULN управляет ключами на симистрах.
Может я не знаю какой то иной схемы на ТЛ431, Но в тех которые я знаю — всё точно так же — стабилитрон управляет ТЛ431, а ТЛ431 управляет шунтами.
Принципиальной разницы нет. лишь вопрос что управляет шунтами. Может я не знаю чего то?
Ключ это устройство у которого два положения. Транзистор дарлингтона это усилитель тока с большим коэффициентом усиления, но не ключ.
Но в этой схеме ULN практически в ключевом режиме, им управляет стабилитрон (током), а ULN управляет ключами на симистрах.
Может я не знаю какой то иной схемы на ТЛ431, Но в тех которые я знаю — всё точно так же — стабилитрон управляет ТЛ431, а ТЛ431 управляет шунтами.
Принципиальной разницы нет. лишь вопрос что управляет шунтами. Может я не знаю чего то?
Принципиальная разница…
3.11.2019, я уже упомянкл, что это дарлингтон. И что это ключ, пониже.
Надо сначала определиться, либо мы тут будем расписывать структурную схему, либо принцип действия.
А посему-
Работа в ключевом режиме, ключ.
Управление, от стабилитрона все таки. Улн без стабилитрона ноль.
Машина с усилитель руля или без. Управление от руля идет. Для перфекционистов от прокладки, межлу рулем и сиденьем.
Зачем расписывать то, что уже сказано?
…
431 это уже стабилитрон, зачем стабилитрону стабилитрон?
Разница… в даташитах все написано.
3.11.2019, я уже упомянкл, что это дарлингтон. И что это ключ, пониже.
Надо сначала определиться, либо мы тут будем расписывать структурную схему, либо принцип действия.
А посему-
Работа в ключевом режиме, ключ.
Управление, от стабилитрона все таки. Улн без стабилитрона ноль.
Машина с усилитель руля или без. Управление от руля идет. Для перфекционистов от прокладки, межлу рулем и сиденьем.
Зачем расписывать то, что уже сказано?
…
431 это уже стабилитрон, зачем стабилитрону стабилитрон?
Разница… в даташитах все написано.
что то не так? я вас чем то обидел, что вы не можете пояснить разницу, а предлогаете мне читать даташиты на что то или может в гугле поискать?
Работу в ключевом режиме для ULN обеспечивает резистор и стабилитрон. Поэтому все они в комплексе являются узлом работающим в ключевом режиме, что не делает ULN ключом вобще никак.
Ключ это то у чего есть два состояния. Хоть бы как не назывался руль в машине.
Вы можете определиться и либо расписывать мне структурную схему, или принцип действия, или еще что то. Мне это всё едино. У меня высшее образование есть и эти схемы мне более чем знакомы.
ТЛ431 это не стабилитрон. Это ключ срабатывающий на напряжение 2.5В и работающий с током до 100мА. Вы же на него даташит читали?
Работу в ключевом режиме для ULN обеспечивает резистор и стабилитрон. Поэтому все они в комплексе являются узлом работающим в ключевом режиме, что не делает ULN ключом вобще никак.
Ключ это то у чего есть два состояния. Хоть бы как не назывался руль в машине.
Вы можете определиться и либо расписывать мне структурную схему, или принцип действия, или еще что то. Мне это всё едино. У меня высшее образование есть и эти схемы мне более чем знакомы.
ТЛ431 это не стабилитрон. Это ключ срабатывающий на напряжение 2.5В и работающий с током до 100мА. Вы же на него даташит читали?
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (15)
RSS свернуть / развернуть