Проект продается, 60 000 USD [email protected]

Suzuki DR650 2009 → Регулятор напряжения для мотоцикла

Периодически встречаю в статьях и отчётах о поездках упоминания того, что вышел из строя регулятор напряжения на мотоцикле.
Паранойя тоже твердит, что РР непременно обязательно выйдет из строя, когда будешь в самой "_опе мира".
После чтения профильного форума (ныне закрытого после начала проблем в Украине, но нашёл другой сайт с этим же содержимым — МотоРегулятор), было решено делать РР самостоятельно, сэкономив в рублях и гарантировав надежность.
(копии информации с форума разошлись по интернету, ищутся по словам «реле регулятор мотоцикла». Кому надо, текст с первоисточника у меня сохранён, могу прислать файлы).
Выбран был вариант «зачотная-2» от Skrut'a, как простой, с хорошей повторяемостью и высокой надёжностью.





Чтобы не ходить перед витриной в магазине электронных компонентов в поисках нужных деталек и не объяснять продавцу, что и зачем мне надо и чем заменить из того, что есть в наличии, все основные элементы заказал в чип-дипе, неспеша выбирая на экране компьютера
Симистор и микросхему взял по 1 запасной, на случай явной криворукости :)
а оставшуюся мелочёвку (R, C, VD) купил в ближайшем магазине, так как в чип-дипе их продажа только партиями по 10-20 штук…



Скомпоновать в оригинальный корпус РР не получается из-за больших размеров диодного моста, поэтому подыскал подходящий по размерам алюминиевый радиатор. Дальше пошёл процесс компоновки.









В результате получился вот такой монтаж



В статье было рекомендовано последовательно с 13-вольтовым стабилитроном включить такой же, в прямой полярности, для того, чтобы чуть поднять напряжение стабилизации с 13,0 до 13,6 вольт (падение напряжения на открытом диоде).
Экспериментальное включение показало, что со вторым стабилитроном выходное напряжение оказывается больше 15 вольт, что несколько чрезмерно.
12-вольтового стабилитрона + второго в прямом включении чуть маловато.
Остановился на одном 13-вольтовом стабилитроне.
Напряжение после РР на оборотах холостого хода — 14,6 вольта, с ростом оборотов чуть снижается, на рабочих оборотах — 14,2-14,4 вольта.
Родной регулятор на ХХ выдаёт 13,6, на рабочих оборотах — 13,2-13,4. Решено так и оставить.

В инете есть рецепты состава для заливки компонентов, чтобы вся конструкция не рассыпалась от вибрации. Один из вариантов — эпоксидная смола в пропорции с касторовым маслом в качестве пластификатора. Так же поиск даёт наименование готового состава для этих целей — "Виксинт (П)К-65". С буквой «П» — прозрачный, без неё — мутно-белый.
Может применяться для использования в температурном интервале от -70 до +250 градусов, при необходимости удаляется механически (для ремонта) и заливается повторно.
Предлагается много где, в большой таре. В местном магазине электронный компонентов найден под именем «герметик К-68», сам компаунд и катализатор. Правда, поставщик не долил 1 мл.катализатора, поэтому пришлось слегка убавить объём компаунда. Хорошо, что хватило.



Закрыл подручными материалами торцы радиатора, выдавил из шприца катализатор в бутылку с компаундом, перемешал деревянной палочкой и залил в РР. Сутки на полимеризацию.







В результате получилось вот такое изделие. Надеюсь, не пригодится в дороге :-)
Просверлить отверстия для крепления на предусмотренные производителем места вместо родного РР тоже не предоставилось возможным, поэтому просто сделаю металлических хомут, охватывающий радиатор поперёк, винтами к заводским отверстиям на раме. И высоту рёбер можно чуть подрезать.
Это уж как подскажет фантазия.


  • dimagdimag
  • Дмитрий
  • 11 августа 2019 в 11:07
  • 22
  • ?

Комментарии (15)

RSS свернуть / развернуть
0
sepulturo
Что-то маловато на 36А диодный мост-то.ц
0
sepulturo
Есть же графики падения запаса по силе тока в диодном мосту, в зависимости от окружающей среды. На вскидку при температуре реле в 70 град, у тебя уже будет 13А.
+1
dimag
Есть графики — static6.arrow.com/aropdfconversion/eb6239017b4ca69566c49a4ac737636a941f7ce4/vs-36mtseries.pdf
35 ампер при +60 градусах температуры корпуса.
+1
tanatos91
Вполне прилично выглядит. Я сам как-то делал РР по этой же схеме, только получилось запихнуть в родной корпус: bikepost.ru/blog/79305/Kak-sdelat-rele-reguljator-svoimi-rukami.html
Только как теплоотвод обеспечен, есть ли под симисторами и мостом термопаста или термоскотч? Эти элементы совсем не любят перегрева.
0
dimag
Да, там asus'овские термопрокладки :)
-1
AntonKatenev
Лучше всего заливать теплопроводящим компаундом.
+1
XapoH
  • XapoH
  • 11 августа 2019 в 14:51
ну воот… уже залил…

Для «повторителей» — если вместо резистора (что крайний слева) поставить два последовательно (постоянный ом на 200 и переменный на столько же), то можно будет регулировать напряжение на выходе (и в бортсети). Единственное — переменный должен быть многооборотным и герметичным.
А так да — схема рабочая и многократно проверенная (иногда нужно подбирать стабилитрон. Можно ставить два или последовательно с ним включать простой диод: определяется при «контрольном прогоне» по выходному напряжению). Единственный минус — не у всех есть столько места, что бы всё это вкорячить. Но если найдётся — о РР можно будет забыть.
Кстати — схему можно и «размазать» на две разделив диодный мост и всё остальное на две части.
0
dimag
ну воот… уже залил…

Он у меня 4 года незалитым лежал :D
+1
Pugnator
А ведь схему можно упростить и улучшить. Классическим вариантом было бы 3 тиристора использовать в качестве нижнего плеча выпрямителя. Похожая схема встречается в выпрямителе на авиамоторах Rotax древних.
А ещё более идеальным была бы схема как в выпрямителях на современных ветрогенераторах. Там те же 3 фазы, но коротить обмотки — слишком накладно, ибо огромные потери — нагрев.
Я даже платки экспериментальные сделал, но так и не дошло до испытаний на натуре. Может этой зимой доберусь.
0
DIV123
Улучшенная схема на 431 тээлке. Правда для скрута все едино, что дарлигтон что тээлка.
Нет огромных потерь на нагрев при шунтировании обмотки, 20 ватт плюс минус. Индуктивное сопротивление обмотки ибо.
-1
Dyn
а вам какая разница что будет управлять шунтированием обмоток — uln2003 или TL431?
0
DIV123
Uln не управляет ничем, это просто ключ.
Шунтированием управляет стабилитрон. В обычной схеме.
0
Dyn
ULN2003 это сборка из транзисторов Дарлингтона и это вовсе не ключи.
Ключ это устройство у которого два положения. Транзистор дарлингтона это усилитель тока с большим коэффициентом усиления, но не ключ.
Но в этой схеме ULN практически в ключевом режиме, им управляет стабилитрон (током), а ULN управляет ключами на симистрах.
Может я не знаю какой то иной схемы на ТЛ431, Но в тех которые я знаю — всё точно так же — стабилитрон управляет ТЛ431, а ТЛ431 управляет шунтами.
Принципиальной разницы нет. лишь вопрос что управляет шунтами. Может я не знаю чего то?
0
DIV123
Принципиальная разница…
3.11.2019, я уже упомянкл, что это дарлингтон. И что это ключ, пониже.
Надо сначала определиться, либо мы тут будем расписывать структурную схему, либо принцип действия.
А посему-
Работа в ключевом режиме, ключ.
Управление, от стабилитрона все таки. Улн без стабилитрона ноль.
Машина с усилитель руля или без. Управление от руля идет. Для перфекционистов от прокладки, межлу рулем и сиденьем.
Зачем расписывать то, что уже сказано?

431 это уже стабилитрон, зачем стабилитрону стабилитрон?
Разница… в даташитах все написано.
0
Dyn
что то не так? я вас чем то обидел, что вы не можете пояснить разницу, а предлогаете мне читать даташиты на что то или может в гугле поискать?

Работу в ключевом режиме для ULN обеспечивает резистор и стабилитрон. Поэтому все они в комплексе являются узлом работающим в ключевом режиме, что не делает ULN ключом вобще никак.
Ключ это то у чего есть два состояния. Хоть бы как не назывался руль в машине.

Вы можете определиться и либо расписывать мне структурную схему, или принцип действия, или еще что то. Мне это всё едино. У меня высшее образование есть и эти схемы мне более чем знакомы.

ТЛ431 это не стабилитрон. Это ключ срабатывающий на напряжение 2.5В и работающий с током до 100мА. Вы же на него даташит читали?
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Suzuki DR650 2009, Регулятор напряжения для мотоцикла