Проект продается, 60 000 USD [email protected]

Honda CB750F2 1998 → [колхоз] делаем реле-регулятор напряжения.

«всё началось не со зла. всё началось, как игра», как пел в своё время Кипелов. в один прекрасный день я заметил, что на холостом появились пульсации напряжения — иначе говоря, свет замерцал. газу поддашь, снова всё нормально. долго думать не надо, история типовая — пробило какой-то из диодов в выпрямителе, а, поскольку реле-регулятор сделан цельным и залит компаундом, то, вобщем, ему пора. по уму, конечно, надо было бы посмотреть осциллограммы, для вынесения окончательного приговора, но и так всё понятно. напряжение при этом было почти в норме — на ХХ еле переваливалось за 12.5, на полном газу уходило иногда почти до 16. короче, под замену. есть, как всегда, два стула два варианта решения проблемы. первый — не заморачиваясь, купить новое, и второй — сделать своё, с карточными играми и развратными женщинами. ленивая жопа в моей голове сказала — пойдём изучать цены. пошли, изучили… после чего жаба сказала — давай делать. потому что ценник начинается от 2 тр за откровенный китай, до 8 тр за просто неоригинал и 18 тр за оригинал. данунахрен, там нечему столько стоить, кроме жадности и приставки «мото».



прелесть генератора CB750 в том, что он — «автомобильного» типа, с обмоткой возбуждения, значит, к нему вполне можно применить автомобильные детали, о чём неоднократно упоминалось на различных ресурсах по этому аппарату. приклеивать туда выпрямительный мост от автомобиля не захотелось сразу, он в размере ужасен, несмотря на очень приятную избыточность по току, поэтому китайская барахолка в помощь. десяток диодов RHRP3060 за 160 рублей кучка — вот самое то, что надо. чем хороши: 30А, 600В, быстродействующие, выпрямительные, корпус ТО-220-2, и рабочая температура — 120 градусов. т.е., заведомо не перегреются, небольшое падение напряжения (0.43В, не Шоттки, конечно, но в этом корпусе альтернатив сходу нет).

первое, что я сделал — выломал начинку из корпуса родного реле. терять всё равно нечего, так или иначе оно соберётся, в крайнем случае — это просто вопрос денег, а корпус нужен. из корпуса выскабливается всё содержимое, включая ступеньку, к которой штатно прикручена масса. её мы прикрутим как-нибудь потом.

после того, как корпус подготовлен, самое время сваять диодный мост. для этого я применил радиатор из какого-то старого блока питания, 6 диодов, и всякие прокладочки-проставочки, чтобы ни корпуса диодов, ни крепёж не касались радиатора. все эти прокладки и проставки выковыриваются из того же блока питания.



вобщем, после всех паяльных работ мост получается вот такой вот. провод сечением 2.5 мм2, паять лучше всего с активным флюсом — не успевает перегреться и уплыть изоляция. потом, естественно, флюс необходимо смыть. я это делаю тёплой водой с мылом.

следующим шагом надо бы прикрутить реле-регулятор, для этого выбран регулятор от ВАЗ-2105. плюсы: управляемая подача питания, теоретические 14.1В на выходе, цена, легкодоступность. минус: мутноватая система контактов. для ликвидации этого минуса была из остатков того же питального радиатора вырезана фигурная пластина, на которую этот регулятор прикручивается, и выточены капролоновые диэлектрические втулки. в принципе, можно использовать любые диэлектрические шайбы, а на тело болта натянуть термоусадку.



в моём случае корпус РР потребовалось немного подрезать по ширине. жизненно-важные органы не задеты. а вообще, они есть разные, я просто взял проверенного производителя. у «Энергомаша» хотя бы качество более-менее стабильное.



при дальнейшей компоновке сделал в пластине ещё один вырез, чтобы штатный минусовой контакт проводки не замяло получившимся бутербродом.



и на самом корпусе спилил одно из рёбер, чтобы не мешало.



на мотоцикле это размещается вот так.



потом в корпус упихивается мост и выглядит это вот так. тесновато, впритык, но влезло. ТО-247 не влез бы вообще. красно-зелёный провод — масса от моста, прикручена на корпус болтом М4 через сквозное отверстие. с этого ракурса не видно просто.



вся фигня в сборе, установленная на мотоцикл, выглядит вот так. отверстие, в которое закручен обычный строительный болт М6, необходимо рассверлить до 6 мм, а сам болт лучше заменить на под шестигранник. за контакт можно не беспокоиться, он ни к чему не подключён вообще. здесь слева можно хорошо разглядеть провод массы и его болт.



по результатам испытаний: на ХХ напряжение 12.8В, на максимуме оборотов — около 15. в прицнипе, съедобно, но хотелось бы поменьше. непонятно, почему так. может, таблетка бракованная, но при её ценнике… да какая разница. куплю ещё одну на попробовать. температура диодов после 10 минут работы 113 градусов, но это, по факту, без радиатора в виде штатной пластины с задницы РР, которая передаёт тепло на раму, и всё равно это находится в пределах допустимой температуры (-60...+175 градусов, по даташиту). тепловой контакт радиатора диодов и корпуса обеспечивается посадкой впритык, ну и что-то передастся через эпоксидку, которой я залил готовое изделие после испытаний. не образец теплопроводности, но вполне себе на уровне младших КПТД-1. а КПТД-1 с хорошей теплопроводностью и стоит очень так хорошо. посмотрим, я ничего не теряю — если что, соберу такое же ещё раз за вечер, или поставлю готовый мост, тысячи их. купить готовое реле я всегда успею.

итоговая цена вопроса — рублей 400, и ещё около тысячи на научно-исследовательскую работу — это не первый, но первый удачный вариант. при этом всём, штатная проводка остаётся нетронутой, а схема без изменений. переделка, кроме повторяемости, обладает ещё и обратимостью — одно из основных и очень важных условий.

настанет сезон — откатаю, посмотрю, но предварительно у меня получилось.
  • schturmannschturmann
  • Анатолий
  • 15 января 2019 в 23:23
  • 5
  • ?

Комментарии (31)

RSS свернуть / развернуть
0
Andsah
От Зубилы таблетка хорошо подходит, на 5 000 выдаёт без ближнего 14,8 по феншую.На ХХ 13,2.
0
schturmann
я думал про это. она дороже и чисто механически с ней больше геморроя. на мой взгляд, не очень красиво получится.
+1
Andsah
Зато работает как надо.В принципе если не жалко времени то можно поехать в любоу мастерскую по ремонту автомобильных генераторов, там щёточных узлов с таблетками что на помойку выкинуть не успели обычно есть из чего выбирать)))
+1
schturmann
если смотреть с точки зрения схемотехники, они все примерно одинаковы. по большому счёту, вся разница в управлении возбужднием по + или по -, а остальное — так… постольку поскольку, лирика сплошная. зубильные регуляторы в последнее время делают на MC33099, за счёт этого там несколько бОльшая стабильность, хотя сама по себе микруха так себе. я себе в машину сделал на L9473, вот это вещь, жаль только, сюда не подходит без капитального переколбаса электрики, чего мне делать не хочется. и ещё я перед собой ставил задачу сделать легкоповторяемую кем угодно конструкцию, из дешёвых и легкодоступных деталей, с минимумом мехобработки :).
+1
Andsah
По принципу то все одинаковые, в нюансах отличаются.Решение легко повторимо любым человеком со знанием основ схемотехники.
Ну а остальные как сказано в одной пословице могут себе что нибудь поломать и порезать))))
0
schturmann
про что я и говорю, там, помимо управления, есть ещё нюансы. те же зубильные и им подобные регуляторы — со встроенной термокомпенсацией, которая с прогревом снижает напругу адовейше, в пятёрочном такого нету, ну и плюс всякая там обратная связь с мозгами, для совсем уж свежака, но это всё мелочи мелочные и здесь неактуальные. вобщем, кто может — делает. кто нет — ломает и режет :). но, в принципе, предложенный мной вариант я считаю очень несложным в повторении.
0
Samurai69
Слушай, я что-то не знаю про диоды чтоли? Спинка и есть масса, она же контакт к радиатору, зачем было изолировать?

А так — нормуль получилось. 15 вольт вполне ок, штатно AGM аккумы заряжаются до стабилизации напруги 14.8. Превышение 0.2 — вообще предел погрешности тестера. Для кислотника заливного да, многовато. Но у тебя разве кислотник?
+1
schturmann
да всё там нормально с диодами. какая-то нога звонится на ухо, какая — точно не помню, да это и не важно. все диоды сидят на одном радиаторе, и, если они будут соединены между собой, трёхфазный мост не получится никак. собственно, это единственная причина, почему так.

да, у меня заливной кислотник, взял очень занедорого. закипает при около 14 с небольшим. предыдущий тоже был заливной, достался с мопедом уже в полумёртвом состоянии. я не знаю, по какой схеме собрано родное РР, но с ним, чем дохлее аккум, тем выше на выходе напряжение, а там уже чуть-чуть и привет, мозги. верхнюю границу их допустимого напряжения я не знаю, хоть стабилизатор на питание ставь… интересно, как оно будет с Я112 — на автомобилях я ни разу не наблюдал ничего подобного. ну, заодно и посмотрим.
думал заодно немного снизить напругу, пока что не очень получилось. собственно, чем больше я ковыряюсь в мотоэлектрике, тем больше охреневаю от того, насколько это всё ужасно сделано. сплошное кроилово, работающее на балансе компромиссов. :)
0
Samurai69
Это скорее причуды хонды. Хотя в этой части все очень штатно. БМВ — вот где шизорения и маразм с электрикой.
0
schturmann
спасибо, БМВ я наелся автомобилями в своё время. вся эта волшебная гамма из Е12, Е28, Е34, иногда Е23. когда у нас плотно так зависла Е34 с дизелем и автоматом, было принято волевое решение с БМВ завязывать. я и завязал, не жалею, хотя, конечно, по езде те БМВ были очень хороши. но вот в ремонте… данунахрен.

говоря про мотоэлектрику, я имел ввиду вовсе не одну эту хонду. через меня прошло сушественно меньшее количество мотоциклов, но того, что я видел, мне хватило для понимания. понятно, что это всё — сплошные компромиссы, кроме тех же БМВ, но, блин. не всегда есть смысл делать так, как даже китайцы в подвале не всегда лепят свои электронные поделки.
0
Samurai69
Слушай, туплю в фото где все в сборе. не могу понять, штекер 6 контактный или 5 контактный? 3 желтых — фазы с генератора, провод на АКБ + и, Масса зеленый? или масса в штекер не входит и это черно-полосатый провод, который на обмотку генератора идет?
0
schturmann
штеккер — 6 контактов. 3 фазы, 1 — напрямую с аккумулятора, 1 — коммутируемые замком зажигания +12, он же — питание одного из концов обмотки возбуждения, там двойной провод, 1 — регулирующий выход на второй конец обмотки возбуждения. типовая автомобильная схема, вобщем. масса идёт отдельным зелёным проводом с клеммой прямо на корпус снаружи. хотя, казалось бы, в разъёме есть место под седьмой контакт, что им мешало? впрочем, так, возможно, меньше вероятность фатального окисления контакта со всеми вытекающими.
0
andrey-11
15В немного перебор, аккум заряжаться будет быстрее, но меньше проживет, я бы добавил нагрузку (диод) скосив до 14,4В
0
schturmann
оно вообще должно выдавать 14.1В, на что и был расчёт. при 15 аккум уже откровенно кипит. я подумаю ещё, что с этим всем происходит — может, на больших оборотах оно откровенно перевозбуждается, а выходной транзистор в Я112 не успевает это отрабатывать. пока хз.
0
assa2008
Реле регулятор полностью собирается в родном корпусе, сам блок я112 не используется, а вот его схема собирается внутри штатного корпуса ряддом с диодным мостом. Фото готового попробую найти.
0
schturmann
было бы интересно посмотреть. Я112 был выбран не просто так, и не потому, что я не в состоянии его собрать, а из соображений того, что, если сдохнет в гребенях, в ближайших запчастях покупается аналогичное и всё. это сильно сэкономит время на устранение неисправности.
0
assa2008
«если сдохнет» — по таком принципу можно запасной мот с собой возить.
пробег на реле 8000км/1год


+1
assa2008
что то с картинками не то, ссылки:
реле 1
реле 2
реле 3
0
schturmann
ага, вот оно как. понял, спасибо. я думал про такой мост, не стал брать ещё на этапе теоретических изысканий из-за весьма большого падения напряжения. наверное, такой мост вполне имеет право быть, но я уже сделал, как сделал.

у меня пробег за сезон составляет около 15-17 ткм, случаются всякие интроверт-трипы и мизантроп-продубасы. если мопед сломается где-то очень далеко, будет очень грустно, если я не смогу его исправить подручными средствами за минимальное время. и плюс я немного параноик, возможно. поэтому я делаю, как делаю. чтобы, даже если проблема в этом месте возникла, она решалась быстро и просто. пока что это вполне получалось.
0
valkiriy
Садись, пять! :)
+1
Konevod
Вообще напряжение в идеале составляет 13,8-14,2В, причины завышенного напряжения в 99% случаев из-за плохих контактов: РР производит замер напряжения на контакте, идущем с замка зажигания, и если в этой цепи есть потери, он «намеряет» меньше, чем есть реально в бортовой сети, соответственно, будет повышать напряжение, пока не доведет до нормы напряжение на собственных контактах. Попробуй проверить там.
+1
Konevod
Я так понимаю, от замка зажигания подключена клемма «Б»? Замерь тестером напряжение на этой клемме и «плюсе» АКБ, если на клемме «Б» напряжение будет ниже, значит, проблема в проводке. Еще проще временно напрямую соединить клемму «Б» с плюсовой клеммой аккумулятора и замерить, какое напряжение он будет выдавать.
0
schturmann
шьорт побьери, а ведь так оно и есть. я ж ещё ставил эксперименты с РР от 2106, которое для генератора Г221 и вешается на крыло, и вот оно выдавало честные 14.1В, и оно именно что питалось напрямую от батарейки. да, разброс в напряжениях есть, это я тоже замерял. решение-то лежало на поверхности, но как-то не сделал последний шаг и не собрал всё в кучу. спасибо! теперь остаток зимы буду переплетать проводку… :)
0
Konevod
А оно тебе надо? Поставь дополнительное реле и всех делов ;)
0
schturmann
оно мне надо. :) приступ перфекционизма, все дела. ну и до кучи, ещё одно реле сожрёт немало места и добавит головняка с размещением. даже если я его соберу на smd в каком-нибудь микроформате. опять же, чем больше элементов в конструкции, тем больше вероятность поломки, а чем меньше типовых элементов, тем сложнее будет ремонтировать, если что. :)
0
e_giniborg
лет 10 назад на я112 собирал регулятор для ИЖа. на сколько помню там есть трабла с постоянным подсасыванием питания при нерабочем состоянии (решается либо через кнопку, либо питанием через замок зажигания)
+1
schturmann
не все Я112 одинаково полезны. в Я112В питание на всю схему (и на обмотку возбуждения, соответственно) подаётся после появления напряжения на выводе Б, в Я112А выводы Б и В между собой соединены напрямую.
0
e_giniborg
Спасибо за информацию, не знал об этом. у меня было на я112в1
0
oleg_ilichev
Здравствуйте, первый раз здесь пишу, у меня тоже проблема с перезарядом, причем реле-регулятор в порядке, похоже. Перезаряд адский, 2 аккума убил уже. На черном проводе разьема реле падение напряжения. Где искать не знаю. При подключении питания на него с аккумулятора напряжение естественно приходит в норму, ровно 14В, но это не решение проблемы, так как надо найти место падения напряжения. При 14 вольтах на аккумуляторе на лампе фары 10 вольт. Подскажите пожалуйста.
0
schturmann
причина перезаряда — в падении напряжения где-то там по пути от замка зажигания к реле-регулятору, отчего уплывает опорное напряжение и далее понеслось. я не стал искать, где оно падает, смысла нет, развязал замок зажигания и реле-регулятор. надо взять обычное автомобильное 4-контактное реле, провод, на котором появляется + при включении зажигания, вынуть из колодки РР, подключить его на клемму 86 реле. на клемму 85 подключить массу, на 30 — плюс с аккумулятора, выход с клеммы 87 подключить туда, куда раньше был подключён провод от зажигания. масса, как и раньше, берётся с рамы, добавляется ещё одна кольцевая клемма для клеммы 85.
0
schturmann
а пониженное на лампе фары — это надо трясти контакты в правом пульте, которые эту лампу включают, и в разъёмах. наверняка всё за годы засралось-окислилось-подгорело.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Honda CB750F2 1998, [колхоз] делаем реле-регулятор напряжения.