Блог им. Ascender → Проект "Dhampir" - от начала и до настоящего времени
Всем доброго времени суток! Думаю, можно таки написать пост про свой последний собранный проект. Собирался он довольно долго, муторно, и хотя был фактически собран ещё в прошлом году (весной 2018 года был первый выезд), его допил, доделка продолжались ещё долго. В движке менялись деталюхи, приходило понимание, что и как. Ибо опыта работы с таким движком было ноль. Как таковой старт проекта был дан аж в далёком 2014 году, но активная (сборочная) часть была почти полностью проведена осенью-весной 2017-2018 годов. Впрочем, обо всём по порядку.
Во-первых, по названию этого чудовища. Что за dhampir? Открываем википедию и находим примерно следующее: «Дампир (англ. dhampir) — наполовину человек, наполовину вампир. Дампиры обладают всеми достоинствами вампиров, и не обладают при этом их слабостями».
Если проще, то концепция данного мотовелосипеда была довольно проста. В идеале он должен вобрать лучшее от обоих видов транспорта и по-возможности, не иметь их недостатков. От велосипеда размеры, масса и возможность ехать на педалях в т.ч. по тротуару, не мешая пешеходам. От лёгкого мотоцикла — динамика разгона и крейсерская скорость. При относительно небольшой звезде в теории он способен разогнаться более чем до 90 км/ч. Всё это — при массе и габаритах, при которых его можно будет хранить в квартире, поднимая по лестнице, как я уже это делал с мопедом рига-13. Конечно, из-за односкоростного двигателя пришлось бы пожертвовать либо максимальной скоростью, либо проходимостью, и поэтому, идеального «баланса» между «велосипедизмом» и «мотоциклетностью» — не получилось бы, конечно.
А поэтому, более подробно по двигателю. Это двухтактник водяного охлаждения от ктм sx50. Достался он мне в весьма плохом состоянии, и был таки откапитален, установлены сначала новая китайская ЦПГ, ну и карб киоши (деллорто) 19мм, который некогда пробовался на прошлом мотовелосипеде, когда на нём стоял движок F-80. Таким он был куплен:
А потом пересобран:
Радиаторы планировалось ставить от ктм-65. Две штуки. Связано это было как раз с «балансом» тяги и скорости. Изначальные планы — ставить звезду на 60 зубьев. При такой звезде, как я считал, тяга должна была быть воистину тракторная, но максимальная скорость должна была ограничится в районе 70 км в час. Но я грубо, бестолково ошибался… Я считал, что передаточное число главной передачи примерно как у дешки, поэтому прикинув ПРИМЕРНО передаточное отношение, понял, что достаточная тяга была достижима и с 60й звездой. Радиаторы взял такие — ибо этот двигатель путём замены ЦПГ легко превращается в 65 кубовый.
По ходовой планировалось разное. Та же вилка — изначальная задумка подразумевала использование двухкоронки rock shox domain, которая уже показала свою надёжность на моём прошлом мотовеле. Тормоза были куплены Hope, спереди шестипоршневой М6, сзади четырёхпоршневой М4. Втулка под 12мм ось и 150мм дропауты от даунхильного велосипеда. Тормозной ротор планировалось разместить на том же переходнике, что и звезду.
Вот полный эскиз рамы
Колёса решил сразу делать на ободах мтх39, более злых ободов я не нашёл, да и не было особого смысла. Тем более, что эти обода стояли на зарубежных проектах трейл-байков, тот же мотопед Санта Круз имел такие. Мотоциклетные же были тяжелее. А про массу мы поговорим позже. Скажу только, что она росла по мере сборки проекта, и я вышел за пределы оговоренных 42кг довольно серьёзно. Основной треугольник рамы был сварен самостоятельно на балконе. Рулевой и кареточный стаканы были выточены на заказ. Занялся бы я этим на полгода раньше, и пришлось бы сдавать металл в чермет, т.к. мои относительно кривые ручёнки в этом плане «выправились» относительно недавно. Профиль был взят 50х3мм, сам треугольник получился массой более 7кг, в итоге, заходя вперёд, массу рамы в 10кг я так и не удержал. Да, всё было сделано из антилайтового «чугуния». Планировалось, что по массе он будет как рига-13, но по мощности и прочности конструкции конечно оно и рядом с этой ригой не будет стоять.
Ну да ладно, про детали можно долго говорить. Детали — лишь детали. Тут главное концепция. А она была весьма проста. Хардтейл с хорошей вилкой. Да, заднего амморта изначально не планировалось. Изготовить подвеску так, чтобы цепь не болталась, и уместить амморт и прочее — то ещё занятие. На тот момент уже прошло три года с момента покупки двигателя. И если я хотел сделать его вообще, надо было делать хоть что-нибудь.
Запуск двигателя на балконе
Прикидка деталей мотовела на уже готовом треугольнике
Очередная примерка
Седло Lepper Primus.
Прикинул расположение задних перьев. Материал — профиль стальной 40х20х2мм. Дропауты из 5мм листа, в них отверстия 25мм, в которые были вварены втулки под 12мм ось.
Была изготовлена также кастомная задняя втулка из ст45, полая 15мм ось (под вставную стягивающую 12мм ось) из легированной стали (40х). Втулка основана на даунхильной втулке Chosen, и в целом, повторяет её. Но с отличием, что в неё не 4, а шесть подшипников (4 опорных и 2 в барабане). Зачем? Была возможность, я и сделал.
Втулка со звездой и переходником.
Были сварены нижние, а потом и верхние перья задней вилки рамы. Изготовлен задний треугольник. Материал перьев профиль 40х40х2мм
Готовая рама (пока без крепёжных элементов)
Первая «нормальная» прикидка этого аппарата.
Далее подседел и его стакан (подседельной трубой его не назвать, как впрочем, и штырь — штырем — я опять переборщил с танкоподобностью). Вес получился грамм 900 этого всего, после этого осталось вварить стакан внутрь квадратной трубы рамы. Для качественной сварки (не присирания только вверху) я сделал в трубе два отверстия и приварив через них стакан к профилю.
Были вырезаны на плазме крепёжные элементы двигателя, радиаторов, бака, и прочего. На фото примерка всего этого.
Крепления двигателя были приварены, я убедился, что двигатель стоит как надо (прикинул чейнлайн — всё в норме, покрышки цепь не касалась).
Готовые крепления радиаторов. Приварены крепёжные пластины на раму. Примеряны сами радиаторы. Дальше был резонатор, если бы я знал, сколько времени я потрачу на окончательный вариант, с которым движок вышел на нормальную мощность…
Другу на ЧПУ был заказан ротор водяной помпы. Ибо родной, что пришёл с движком, доверия не внушал совершенно… Этот узел также даст мне знать в будущем так скажем, не в лучшей форме…
Прикидка натяжителя моторной цепи. Решил не делать его в виде перемычки между перьями, а сделал консольный. Крепление внешнего фланца карбюратора (нужен, чтобы закрепить карбюратор на раме и он не болтался).
Крепление суппорта заднего тормоза:
ПЕРВЫЙ (самый «неправильный») вариант резонатора. Увы, такой узел, как резонатор двухтактного двигателя, сделать наобум не выйдет. Тогда это
меня не смущало, «поедет как-нибудь уж» — думал я. Ага, щас!
Муффлёр и его крепление к резонатору.
Полностью готовая рама до покраски.
Сборка началась пятница, 13-го апреля 2018 года. Символично. И да, как вы уже поняли, вилка сменилась на ещё более монструозную (в прямом смысле) и тяжёлую вилку марзоччи монстр 2003.
Смонтирована система охлаждения. Заливаю антифриз.
Первые испытания начались на следующий день. Испытание проводилось в два приёма — сначала выпер мотовел на улицу дабы запустить двигло и испытать собсвеннно его. Ну убедиться, что ничего не течёт, нигде не травит и т.д. Штука всё-таки для меня была новая, двигатель с жидкостным охлаждением и с маслом в трансмиссии. В общем, двигатель я запустил, погазовал, убедился, что всё работает и настала очередь собственно ходовых испытаний. Нацепил свою убитую цепь (новую цепь надо было мыть от консервационной смазки, что заняло бы время), и поехал. Вообще, как всегда не обошлось без подлянок. Первое — начал течь бензокран. Прям дежавю словил, блин. В 2013м при испытании первого, дешечного мотовела, тоже самое было (там правда ссало по сварному шву бака). Ну, решил, что кран залеплю как-нибудь, не проблема. Второе — стал ссать чёрным маслом из под свечи. Видимо, свеча была ушатана (а точнее, прокладка на ней).
Теперь о том, какие были самые первые ощущения от езды. Поначалу я сел, запустил, и офигел от того, насколько же чахло он трогается. Ибо мой дешечный мотовелосипед по троганию легко уделал бы его. Не этого я, как вы поняли, ожидал от сверхмощного движка, не этого. И начались разные предположения.
«Видимо, сцепление должно притереться!» — подумал я. И стал накатывать круги во дворе и прилегающих окрестностях.
Медленно, но верно, разгон при выкручивании ручки газа всё-таки становился чуть лучше. Но всё равно это было как мёртвому припарка. Но при этом оно хоть стало как-то ехать. Я сразу понял, что двигло тупо не крутится до номинала. Решил выехать на трассу. Сказано — сделано. Трасса была чуть под уклон, и прямой участок уже кончался, а он только начал ускоряться разгоняться. Но скорость… Она была на тот момент не меньше 70, когда я стал тормозить. И это сильно порадовало. Впрочем, учитывая, что я всё-таки расчитывал на тягу…
Первые ходовые испытания показали, что резонатор был лишь тёплый. До горячего было ещё далеко. Радиаторы тёплые. Щупал руками. Не горячие. Движок тупо не прогревался даже.
Вес получился БОЛЬШОЙ. Первый раз, когда я выкатил его, ещё без цепи, проверить двигло, я СИЛЬНО офигел, заталкивая его обратно по лестнице на 2 этаж. Думаю, сто потов тогда сошло, не менее. Второй раз, когда уже вернулся с испытания, первые две лестницы я по прежнему заталкивал. После того, как сошло 75 потов, я понял, что если я хочу эксплуатировать эту машину без гаража, то я должен придумать, как его тащить наверх. И я придумал. Рукой взял за обод заднего колеса, второй рукой за траверсу вилки нижнюю. И вот так я затащил его по лестнице уже без ста потов.
Резюмируя, отмечу свои первые ощущения.
1. На низах момент очень слабый. Я не питал иллюзий насчёт тяги с низов у такого мотора, но что всё НАСТОЛЬКО ПЛОХО… к этому я был не готов. На чахлом, абсолютно немощном движке Д6 тяга с места была лучше. Я сразу понял, что сила его в оборотах. В той поездке я и близко подошёл к номинальным оборотам.
2. Звук воистину сатанинский. Чудовищный, злой (нужное подчеркнуть). Видео не передаёт этого.
3. Велосипедный ход весьма лёгкий. Что в принципе понятно, ибо нету сцепы в привычном понимании.
4. Ехал он МЯГКО. По грунтам я ехал как на альфе с подвеской. Ну может быть и не прям так, но было очень похоже. Седло отрабатывало свою цену.
5. Вес в сборе получился около 55кг, и были определённые проблемы с подниманием его на 2 этаж, где я живу.
Езда мотовела сразу после сборки:
Ну а дальше началось. Долгое, путём проб и ошибок, доведение мопеда до ума. Сначала я думал, что виновато сцепление. Оно там центробежное, и три его сектора имеют пружины в виде набора пружинных шайб. Покурив мануал, я выставил сетап как по мануалу и получил… НИЧЕГО. Стало вообще невозможно ехать, т.к. движок «орал и не ехал». Оно и понятно — ибо сетап по мануалу был расчитан для работы с нормальным, живым сцеплением, и с нормальным, качественным резонатором на обороты. А движок не крутился, кроме того, огромный люфт, болтающийся китайский колокол и собранное по-дешману из непойми чего сцепление (я этого не знал, т.к. не знал вообще, как ДОЛЖНЫ выглядеть НОРМАЛЬНЫЕ детали) не оставили никаких шансов. Пришлось подбирать настройку сцепления именно под мои условия. А ещё передаточное отношение было скажем мягко, неоптимальным. При ведомой звезде в 60 зубьев и ведущей в 11 — оно было равно, как нетрудно посчитать, 5,45. Я сразу понял, что мне нужна или бОльшая ведомая звезда, или меньшая ведущая. Забегая вперёд, у меня сейчас и то, и другое. Но тогда я думал, что ведущая звезда на 9 зубьев решит все мои проблемы. Она и была заказана из Китая. С ней передаточное отношение должно было стать 6,66, что увеличило бы тягу.
Прошли две недели, и ко мне наконец-то пришли звёзды на 9 зубов. И я прокатился. Впервые, как выяснилось, полноценно вышел на резонанс. Понял, что с тем резонатором он на оборотах порядка 12 тыс. об, при этом сам пик был настолько резкий, что даже езда в еле-еле заметную горочку не позволяла движку достичь оборотов резонанса. Это было очень плохо. Но я понял, что выход на резонансные обороты сопровождается сумасшедшим ускорением, ты летишь как ракета по дороге, обгоняя машины. Это было уже ЧТО-ТО. В процессе испытаний на дороге за городом было выяснено, что 60я звезда всё равно мала. Для ровного асфальта это ещё более-менее, на грунтах же я был абсолютно беспомощен. И я решил заказать звезду побольше. Размер выбрал 75 зуб., т.к. прикинул, что она будет оптимальна и для грунтов и для асфальта.
Езда на самом первом варианте резонатора и звёздах 9-60:
Но были и плохие новости. Мой движок был «суповой набор колхозника», если вы помните. Что с ним до меня творили, мне было неведомо. Но видимо, вторичный (выходной) вал движка был до меня угроблен, и его посадочное место под звезду чьими-то шаловливыми ручёнками было переточено под 14мм. А заёзды… под нормальный 15мм вал, какой и есть на всех движках ktm sx 50 с начала двухтысячных и по сей день. Даже заказанная «впрок» два года до этого звезда на 11 зубьев — тоже была на 15мм вал. Тогда я списал это на «китайщину» (ибо не могло же мне прийти в голову, что это МОЙ вал перепилен, и я думал, что у всех звёзды «неправильные») и даже вернул деньги с алиэкспресса. Забавно. А ещё забавнее то, что меня целый месяц «кинули на звезду» (ту самую, заказанную, что на 75 зубьев), в итоге тоже вернули деньги. Мне категорически не везло.
И вот наконец-то, параллельно переваривая на балконе резонатор самыми мыслимыми и немыслимыми формами, и тщетно ожидая ту самую звезду, я понял, что резонатор мне нужен как можно ближе к оригинальному. К тому моменту я нашёл и другое место, где бы мне сделали новую ведомую звезду. Размер я изменил, решил, что оптимально будет 77 зубьев, а не 75. Ибо с ведущей звездой в 11 зубьев отношение было бы «ровно» семь. Этого бы мне хватило точно.
А когда пришла звезда на 77 зубьев, я убедился, что резонатор по прежнему не позволяет движку достичь нужных оборотов. Ибо… тупо слишком длинный и не той формы…
А ту ещё и подлянка мне. Помпа водяного охлаждения сдохла. Сорвало «отвёрточный» шлиц на гайке ротора магнето и усё — приехали) Выяснил просто — цилиндр горячий, радиаторы холодные.
Начал думать что делать. Решил покупать китайскую версию помпы в сборе — там обхватывалась вся гайка целиком, а не какой-то мелкий шлиц. Кроме того, сам вал был более длинный, могучий, на подшипниках бОльшего размера и с более мощным сальником.
Сказано — сделано, и вот мопед уже на ходу. Кроме того, за то время, что я ждал новую помпу — был сделан окончательный вариант резонатора, с которым наконец-то двигатель не только начал выходить на резонанс, но и ещё и мопед при этом начал адекватно ехать.
Так я и откатал сезон 2018.
А так вот оно ехало на тот момент:
И вот настал сезон 2019. Я решил таки сменить сцепление полностью на оригинальное новое. Благо подвернулся колокол полностью оригинальный. И он так скажем, был сделан гораздо лучше колокола китайского, а самое главное, при этом не люфтил. Также было куплено само сцепление (клатч-блок) в сборе. Поставив его, я понял, что до этого сцепление работало не совсем так как надо — тупило и глючило.
Байк поехал резвее, без тупизма сцепления после прогрева. Но… недолго музыка играла. Помпа сдохла второй раз. Потрясающе. Смысл тот же самый — сорвалась снова гайка, теперь уже всей поверхностью. Заодно отправился в небытие и вал с крышкой (подшипники стали в ней проворачиваться, ибо сам вал затирал по внешней обойме одного из них).
Что же, подумал я, придётся и этот узел сделать полностью кастомным! Так я и поступил. Теперь гайка имеет почти размеры ротора и вал своим фланцем обхватывает её полностью. Между нижним подшипником и фланцем вала поставил шайбу 0,2мм, и подшипник не затирает внешней обоймой. Да и мой ЧПУшный ротор помпы тоже вернулся на место.
Так оно и работает. Заодно сменил масло в трансмиссии с декстрон-3 на декстрон-2, в итоге сцепление меньше буксует и резче схватывает, что ощутимо сказалось на динамике. На днях правда это привело к тому, что крепящийся к втулке шестью болтами М5 (хоть и кл. прочности 10,9) переходник звезды всё-таки расшатался. Пришлось всё-таки перенарезать резьбу на втулке на М6 и пересверлить отверстия в переходнике, проставочной шайбе и тормозном роторе. Теперь точно не сорвётся больше. Заодно и шляпки болтом меньше выпирают и колесо проще поставить на место.
Так оно едет (до замены масла в трансмиссии на более дешёвое):
Впрочем, камера всё равно не передаёт скорости, динамики, ничего.
Такие дела. Можно сказать, что байк наконец-то принят в эксплуатацию.
Во-первых, по названию этого чудовища. Что за dhampir? Открываем википедию и находим примерно следующее: «Дампир (англ. dhampir) — наполовину человек, наполовину вампир. Дампиры обладают всеми достоинствами вампиров, и не обладают при этом их слабостями».
Если проще, то концепция данного мотовелосипеда была довольно проста. В идеале он должен вобрать лучшее от обоих видов транспорта и по-возможности, не иметь их недостатков. От велосипеда размеры, масса и возможность ехать на педалях в т.ч. по тротуару, не мешая пешеходам. От лёгкого мотоцикла — динамика разгона и крейсерская скорость. При относительно небольшой звезде в теории он способен разогнаться более чем до 90 км/ч. Всё это — при массе и габаритах, при которых его можно будет хранить в квартире, поднимая по лестнице, как я уже это делал с мопедом рига-13. Конечно, из-за односкоростного двигателя пришлось бы пожертвовать либо максимальной скоростью, либо проходимостью, и поэтому, идеального «баланса» между «велосипедизмом» и «мотоциклетностью» — не получилось бы, конечно.
А поэтому, более подробно по двигателю. Это двухтактник водяного охлаждения от ктм sx50. Достался он мне в весьма плохом состоянии, и был таки откапитален, установлены сначала новая китайская ЦПГ, ну и карб киоши (деллорто) 19мм, который некогда пробовался на прошлом мотовелосипеде, когда на нём стоял движок F-80. Таким он был куплен:
А потом пересобран:
Радиаторы планировалось ставить от ктм-65. Две штуки. Связано это было как раз с «балансом» тяги и скорости. Изначальные планы — ставить звезду на 60 зубьев. При такой звезде, как я считал, тяга должна была быть воистину тракторная, но максимальная скорость должна была ограничится в районе 70 км в час. Но я грубо, бестолково ошибался… Я считал, что передаточное число главной передачи примерно как у дешки, поэтому прикинув ПРИМЕРНО передаточное отношение, понял, что достаточная тяга была достижима и с 60й звездой. Радиаторы взял такие — ибо этот двигатель путём замены ЦПГ легко превращается в 65 кубовый.
По ходовой планировалось разное. Та же вилка — изначальная задумка подразумевала использование двухкоронки rock shox domain, которая уже показала свою надёжность на моём прошлом мотовеле. Тормоза были куплены Hope, спереди шестипоршневой М6, сзади четырёхпоршневой М4. Втулка под 12мм ось и 150мм дропауты от даунхильного велосипеда. Тормозной ротор планировалось разместить на том же переходнике, что и звезду.
Вот полный эскиз рамы
Колёса решил сразу делать на ободах мтх39, более злых ободов я не нашёл, да и не было особого смысла. Тем более, что эти обода стояли на зарубежных проектах трейл-байков, тот же мотопед Санта Круз имел такие. Мотоциклетные же были тяжелее. А про массу мы поговорим позже. Скажу только, что она росла по мере сборки проекта, и я вышел за пределы оговоренных 42кг довольно серьёзно. Основной треугольник рамы был сварен самостоятельно на балконе. Рулевой и кареточный стаканы были выточены на заказ. Занялся бы я этим на полгода раньше, и пришлось бы сдавать металл в чермет, т.к. мои относительно кривые ручёнки в этом плане «выправились» относительно недавно. Профиль был взят 50х3мм, сам треугольник получился массой более 7кг, в итоге, заходя вперёд, массу рамы в 10кг я так и не удержал. Да, всё было сделано из антилайтового «чугуния». Планировалось, что по массе он будет как рига-13, но по мощности и прочности конструкции конечно оно и рядом с этой ригой не будет стоять.
Ну да ладно, про детали можно долго говорить. Детали — лишь детали. Тут главное концепция. А она была весьма проста. Хардтейл с хорошей вилкой. Да, заднего амморта изначально не планировалось. Изготовить подвеску так, чтобы цепь не болталась, и уместить амморт и прочее — то ещё занятие. На тот момент уже прошло три года с момента покупки двигателя. И если я хотел сделать его вообще, надо было делать хоть что-нибудь.
Запуск двигателя на балконе
Прикидка деталей мотовела на уже готовом треугольнике
Очередная примерка
Седло Lepper Primus.
Прикинул расположение задних перьев. Материал — профиль стальной 40х20х2мм. Дропауты из 5мм листа, в них отверстия 25мм, в которые были вварены втулки под 12мм ось.
Была изготовлена также кастомная задняя втулка из ст45, полая 15мм ось (под вставную стягивающую 12мм ось) из легированной стали (40х). Втулка основана на даунхильной втулке Chosen, и в целом, повторяет её. Но с отличием, что в неё не 4, а шесть подшипников (4 опорных и 2 в барабане). Зачем? Была возможность, я и сделал.
Втулка со звездой и переходником.
Были сварены нижние, а потом и верхние перья задней вилки рамы. Изготовлен задний треугольник. Материал перьев профиль 40х40х2мм
Готовая рама (пока без крепёжных элементов)
Первая «нормальная» прикидка этого аппарата.
Далее подседел и его стакан (подседельной трубой его не назвать, как впрочем, и штырь — штырем — я опять переборщил с танкоподобностью). Вес получился грамм 900 этого всего, после этого осталось вварить стакан внутрь квадратной трубы рамы. Для качественной сварки (не присирания только вверху) я сделал в трубе два отверстия и приварив через них стакан к профилю.
Были вырезаны на плазме крепёжные элементы двигателя, радиаторов, бака, и прочего. На фото примерка всего этого.
Крепления двигателя были приварены, я убедился, что двигатель стоит как надо (прикинул чейнлайн — всё в норме, покрышки цепь не касалась).
Готовые крепления радиаторов. Приварены крепёжные пластины на раму. Примеряны сами радиаторы. Дальше был резонатор, если бы я знал, сколько времени я потрачу на окончательный вариант, с которым движок вышел на нормальную мощность…
Другу на ЧПУ был заказан ротор водяной помпы. Ибо родной, что пришёл с движком, доверия не внушал совершенно… Этот узел также даст мне знать в будущем так скажем, не в лучшей форме…
Прикидка натяжителя моторной цепи. Решил не делать его в виде перемычки между перьями, а сделал консольный. Крепление внешнего фланца карбюратора (нужен, чтобы закрепить карбюратор на раме и он не болтался).
Крепление суппорта заднего тормоза:
ПЕРВЫЙ (самый «неправильный») вариант резонатора. Увы, такой узел, как резонатор двухтактного двигателя, сделать наобум не выйдет. Тогда это
меня не смущало, «поедет как-нибудь уж» — думал я. Ага, щас!
Муффлёр и его крепление к резонатору.
Полностью готовая рама до покраски.
Сборка началась пятница, 13-го апреля 2018 года. Символично. И да, как вы уже поняли, вилка сменилась на ещё более монструозную (в прямом смысле) и тяжёлую вилку марзоччи монстр 2003.
Смонтирована система охлаждения. Заливаю антифриз.
Первые испытания начались на следующий день. Испытание проводилось в два приёма — сначала выпер мотовел на улицу дабы запустить двигло и испытать собсвеннно его. Ну убедиться, что ничего не течёт, нигде не травит и т.д. Штука всё-таки для меня была новая, двигатель с жидкостным охлаждением и с маслом в трансмиссии. В общем, двигатель я запустил, погазовал, убедился, что всё работает и настала очередь собственно ходовых испытаний. Нацепил свою убитую цепь (новую цепь надо было мыть от консервационной смазки, что заняло бы время), и поехал. Вообще, как всегда не обошлось без подлянок. Первое — начал течь бензокран. Прям дежавю словил, блин. В 2013м при испытании первого, дешечного мотовела, тоже самое было (там правда ссало по сварному шву бака). Ну, решил, что кран залеплю как-нибудь, не проблема. Второе — стал ссать чёрным маслом из под свечи. Видимо, свеча была ушатана (а точнее, прокладка на ней).
Теперь о том, какие были самые первые ощущения от езды. Поначалу я сел, запустил, и офигел от того, насколько же чахло он трогается. Ибо мой дешечный мотовелосипед по троганию легко уделал бы его. Не этого я, как вы поняли, ожидал от сверхмощного движка, не этого. И начались разные предположения.
«Видимо, сцепление должно притереться!» — подумал я. И стал накатывать круги во дворе и прилегающих окрестностях.
Медленно, но верно, разгон при выкручивании ручки газа всё-таки становился чуть лучше. Но всё равно это было как мёртвому припарка. Но при этом оно хоть стало как-то ехать. Я сразу понял, что двигло тупо не крутится до номинала. Решил выехать на трассу. Сказано — сделано. Трасса была чуть под уклон, и прямой участок уже кончался, а он только начал ускоряться разгоняться. Но скорость… Она была на тот момент не меньше 70, когда я стал тормозить. И это сильно порадовало. Впрочем, учитывая, что я всё-таки расчитывал на тягу…
Первые ходовые испытания показали, что резонатор был лишь тёплый. До горячего было ещё далеко. Радиаторы тёплые. Щупал руками. Не горячие. Движок тупо не прогревался даже.
Вес получился БОЛЬШОЙ. Первый раз, когда я выкатил его, ещё без цепи, проверить двигло, я СИЛЬНО офигел, заталкивая его обратно по лестнице на 2 этаж. Думаю, сто потов тогда сошло, не менее. Второй раз, когда уже вернулся с испытания, первые две лестницы я по прежнему заталкивал. После того, как сошло 75 потов, я понял, что если я хочу эксплуатировать эту машину без гаража, то я должен придумать, как его тащить наверх. И я придумал. Рукой взял за обод заднего колеса, второй рукой за траверсу вилки нижнюю. И вот так я затащил его по лестнице уже без ста потов.
Резюмируя, отмечу свои первые ощущения.
1. На низах момент очень слабый. Я не питал иллюзий насчёт тяги с низов у такого мотора, но что всё НАСТОЛЬКО ПЛОХО… к этому я был не готов. На чахлом, абсолютно немощном движке Д6 тяга с места была лучше. Я сразу понял, что сила его в оборотах. В той поездке я и близко подошёл к номинальным оборотам.
2. Звук воистину сатанинский. Чудовищный, злой (нужное подчеркнуть). Видео не передаёт этого.
3. Велосипедный ход весьма лёгкий. Что в принципе понятно, ибо нету сцепы в привычном понимании.
4. Ехал он МЯГКО. По грунтам я ехал как на альфе с подвеской. Ну может быть и не прям так, но было очень похоже. Седло отрабатывало свою цену.
5. Вес в сборе получился около 55кг, и были определённые проблемы с подниманием его на 2 этаж, где я живу.
Езда мотовела сразу после сборки:
Ну а дальше началось. Долгое, путём проб и ошибок, доведение мопеда до ума. Сначала я думал, что виновато сцепление. Оно там центробежное, и три его сектора имеют пружины в виде набора пружинных шайб. Покурив мануал, я выставил сетап как по мануалу и получил… НИЧЕГО. Стало вообще невозможно ехать, т.к. движок «орал и не ехал». Оно и понятно — ибо сетап по мануалу был расчитан для работы с нормальным, живым сцеплением, и с нормальным, качественным резонатором на обороты. А движок не крутился, кроме того, огромный люфт, болтающийся китайский колокол и собранное по-дешману из непойми чего сцепление (я этого не знал, т.к. не знал вообще, как ДОЛЖНЫ выглядеть НОРМАЛЬНЫЕ детали) не оставили никаких шансов. Пришлось подбирать настройку сцепления именно под мои условия. А ещё передаточное отношение было скажем мягко, неоптимальным. При ведомой звезде в 60 зубьев и ведущей в 11 — оно было равно, как нетрудно посчитать, 5,45. Я сразу понял, что мне нужна или бОльшая ведомая звезда, или меньшая ведущая. Забегая вперёд, у меня сейчас и то, и другое. Но тогда я думал, что ведущая звезда на 9 зубьев решит все мои проблемы. Она и была заказана из Китая. С ней передаточное отношение должно было стать 6,66, что увеличило бы тягу.
Прошли две недели, и ко мне наконец-то пришли звёзды на 9 зубов. И я прокатился. Впервые, как выяснилось, полноценно вышел на резонанс. Понял, что с тем резонатором он на оборотах порядка 12 тыс. об, при этом сам пик был настолько резкий, что даже езда в еле-еле заметную горочку не позволяла движку достичь оборотов резонанса. Это было очень плохо. Но я понял, что выход на резонансные обороты сопровождается сумасшедшим ускорением, ты летишь как ракета по дороге, обгоняя машины. Это было уже ЧТО-ТО. В процессе испытаний на дороге за городом было выяснено, что 60я звезда всё равно мала. Для ровного асфальта это ещё более-менее, на грунтах же я был абсолютно беспомощен. И я решил заказать звезду побольше. Размер выбрал 75 зуб., т.к. прикинул, что она будет оптимальна и для грунтов и для асфальта.
Езда на самом первом варианте резонатора и звёздах 9-60:
Но были и плохие новости. Мой движок был «суповой набор колхозника», если вы помните. Что с ним до меня творили, мне было неведомо. Но видимо, вторичный (выходной) вал движка был до меня угроблен, и его посадочное место под звезду чьими-то шаловливыми ручёнками было переточено под 14мм. А заёзды… под нормальный 15мм вал, какой и есть на всех движках ktm sx 50 с начала двухтысячных и по сей день. Даже заказанная «впрок» два года до этого звезда на 11 зубьев — тоже была на 15мм вал. Тогда я списал это на «китайщину» (ибо не могло же мне прийти в голову, что это МОЙ вал перепилен, и я думал, что у всех звёзды «неправильные») и даже вернул деньги с алиэкспресса. Забавно. А ещё забавнее то, что меня целый месяц «кинули на звезду» (ту самую, заказанную, что на 75 зубьев), в итоге тоже вернули деньги. Мне категорически не везло.
И вот наконец-то, параллельно переваривая на балконе резонатор самыми мыслимыми и немыслимыми формами, и тщетно ожидая ту самую звезду, я понял, что резонатор мне нужен как можно ближе к оригинальному. К тому моменту я нашёл и другое место, где бы мне сделали новую ведомую звезду. Размер я изменил, решил, что оптимально будет 77 зубьев, а не 75. Ибо с ведущей звездой в 11 зубьев отношение было бы «ровно» семь. Этого бы мне хватило точно.
А когда пришла звезда на 77 зубьев, я убедился, что резонатор по прежнему не позволяет движку достичь нужных оборотов. Ибо… тупо слишком длинный и не той формы…
А ту ещё и подлянка мне. Помпа водяного охлаждения сдохла. Сорвало «отвёрточный» шлиц на гайке ротора магнето и усё — приехали) Выяснил просто — цилиндр горячий, радиаторы холодные.
Начал думать что делать. Решил покупать китайскую версию помпы в сборе — там обхватывалась вся гайка целиком, а не какой-то мелкий шлиц. Кроме того, сам вал был более длинный, могучий, на подшипниках бОльшего размера и с более мощным сальником.
Сказано — сделано, и вот мопед уже на ходу. Кроме того, за то время, что я ждал новую помпу — был сделан окончательный вариант резонатора, с которым наконец-то двигатель не только начал выходить на резонанс, но и ещё и мопед при этом начал адекватно ехать.
Так я и откатал сезон 2018.
А так вот оно ехало на тот момент:
И вот настал сезон 2019. Я решил таки сменить сцепление полностью на оригинальное новое. Благо подвернулся колокол полностью оригинальный. И он так скажем, был сделан гораздо лучше колокола китайского, а самое главное, при этом не люфтил. Также было куплено само сцепление (клатч-блок) в сборе. Поставив его, я понял, что до этого сцепление работало не совсем так как надо — тупило и глючило.
Байк поехал резвее, без тупизма сцепления после прогрева. Но… недолго музыка играла. Помпа сдохла второй раз. Потрясающе. Смысл тот же самый — сорвалась снова гайка, теперь уже всей поверхностью. Заодно отправился в небытие и вал с крышкой (подшипники стали в ней проворачиваться, ибо сам вал затирал по внешней обойме одного из них).
Что же, подумал я, придётся и этот узел сделать полностью кастомным! Так я и поступил. Теперь гайка имеет почти размеры ротора и вал своим фланцем обхватывает её полностью. Между нижним подшипником и фланцем вала поставил шайбу 0,2мм, и подшипник не затирает внешней обоймой. Да и мой ЧПУшный ротор помпы тоже вернулся на место.
Так оно и работает. Заодно сменил масло в трансмиссии с декстрон-3 на декстрон-2, в итоге сцепление меньше буксует и резче схватывает, что ощутимо сказалось на динамике. На днях правда это привело к тому, что крепящийся к втулке шестью болтами М5 (хоть и кл. прочности 10,9) переходник звезды всё-таки расшатался. Пришлось всё-таки перенарезать резьбу на втулке на М6 и пересверлить отверстия в переходнике, проставочной шайбе и тормозном роторе. Теперь точно не сорвётся больше. Заодно и шляпки болтом меньше выпирают и колесо проще поставить на место.
Так оно едет (до замены масла в трансмиссии на более дешёвое):
Впрочем, камера всё равно не передаёт скорости, динамики, ничего.
Такие дела. Можно сказать, что байк наконец-то принят в эксплуатацию.
- Ascender
- Arkadius
- 8 июля 2019 в 1:05
- 3
- ?
- Gestyanschik
- 8 июля 2019 в 10:15
- ↓
Как ты вагонку на балконе не спалил сваркой? Соседи не возмущались, когда мотор заводил? Почему выбрал именно такой мотор? У него ведь ресурс небольшой, по-моему. Сильные ли вибрации? Почему не стал делать двухподвес? Хватает ли тормозов? А так проект интересный! Достаточно грамотный подход и сварочные шовчики аккуратные. Молодец, терпения и усердия тебе не занимать!
Как выяснилось, искры от сварки не поджигают даже ковёр. А доски и подавно. Так и варил. Правда потом сосед сверху задолбал, что дым и вонь от болгарки идёт к нему через щели. Щели были запенены монтажной пеной, в окно сейчас установлен вытяжной промышленный вентилятор на 1200куб. в час. Его хватает.
Двухподвес не стал делать, т.к. хотел закончить проект побыстрее. Я откатал 4 сезона на более лёгком мотовелосипеде с похожей концепцией и не испытывал дискомфорта на грунтах. Всё-таки, это как мотовелосипед, а не как кроссовый мотоцикл задумывалось, хотя и нрав у него точно «типично кроссовый» (нельзя ездить медленно посути). Вибрации слабые, движок довольно неплохо отбалансирован и легко крутит свои 12000. Сварочные швы — плод огромного числа проб и ошибок, узнавал как варить долго и муторно. В итоге обычным электродом получилось очень даже неплохо. Самое главное, что на резонаторе все швы не только красивые и однородные, но ещё и абсолютно герметичные.
Двухподвес не стал делать, т.к. хотел закончить проект побыстрее. Я откатал 4 сезона на более лёгком мотовелосипеде с похожей концепцией и не испытывал дискомфорта на грунтах. Всё-таки, это как мотовелосипед, а не как кроссовый мотоцикл задумывалось, хотя и нрав у него точно «типично кроссовый» (нельзя ездить медленно посути). Вибрации слабые, движок довольно неплохо отбалансирован и легко крутит свои 12000. Сварочные швы — плод огромного числа проб и ошибок, узнавал как варить долго и муторно. В итоге обычным электродом получилось очень даже неплохо. Самое главное, что на резонаторе все швы не только красивые и однородные, но ещё и абсолютно герметичные.
Охренеть, по другому и не скажешь. А шлак где? Понятно, что отбил, но в раковинах в глубине шва он же все равно остается.
Мне, в силу владения китаймото, да и вообще часто по хозяйству приходится друга (дипломированного сварщика между прочим) просить заварить/приварить разные железки, так это ужас. Насрет или прожжет, хотя когда варит заборы или ворота, все отлично. По весне переделывал прогрессию на мото, нашел фирму по сварке полуавтоматом у себя в городе. Так тоже сделали тяпляп, сплошные непровары и шов замучился болгаркой поправлять. Короче, прям проблема это для меня. Который год собираюсь сам купить аппарат и освоить это дело, правда я смотрю в сторону бюджетных полуавтоматов. А тут ты на балконе инвертором творишь такое. Я очень удивлен
Мне, в силу владения китаймото, да и вообще часто по хозяйству приходится друга (дипломированного сварщика между прочим) просить заварить/приварить разные железки, так это ужас. Насрет или прожжет, хотя когда варит заборы или ворота, все отлично. По весне переделывал прогрессию на мото, нашел фирму по сварке полуавтоматом у себя в городе. Так тоже сделали тяпляп, сплошные непровары и шов замучился болгаркой поправлять. Короче, прям проблема это для меня. Который год собираюсь сам купить аппарат и освоить это дело, правда я смотрю в сторону бюджетных полуавтоматов. А тут ты на балконе инвертором творишь такое. Я очень удивлен
Круто, а можете по своему опыту что-то сказать про такую штуку как facili 50cc: меня неотвратимо тянет к такого рода технике, я даже свою детскую миниригу восстановил силами сторонних специалистов. Но рожденный Ригой катать не может, поэтому хотел что-то мелкое купить — ребенку пробовать в будущем кататься и т.д. То есть можно, конечно же, что-то вроде Манки искать, но этот Facile подкупает дизайном и мнимой беспроблемностью по поводу своей новости. В итоге, как считаете, есть смысл в нем? Он тоже, якобы, дает возможность на педалях ехать, а это хороший вариант для смешанного использования.
Надо понимать, что педали там чисто для запуска движка, как я понял. Та же суть, что в риге-13 и подобных же ей уже двускоростных педальных мопедах. Я же собирал аппарат именно с возможностью полноценно передвигаться на педалях не в ущерб всему. И это у меня всё-таки получилось. Не зря я установил 9ск велотрансмиссию, к тому же, на движке у меня центробежное сцепление, и педальный ход довольно свободный.
- MetaLWorkeR
- 8 июля 2019 в 12:43
- ↑
- ↓
Человек хотел кастомный аппарат которого почти ни у кого нет --человек его получил. А «зачем» уже никакого значения не имеет.
- madcrokodile
- 8 июля 2019 в 13:54
- ↑
- ↓
Могу предположить что низачем :)
Некоторым просто нравится делать, без особой цели :)
P/S потратил 3 года на постройку электровелосипедов. За своё время и свои деньги пришел к выводу, что вершина эволюции это фабричные байки аля merida e-one. Пытаться построить что-то близкое к ним в гаражных условиях можно даже не пытаться.
В результате любого строительства мотовелосипеда получается чугунный бестолковый монстр.
В этом плане выражаю респект автору поста, он даже не стал пытаться изображать «экономию веса».
Некоторым просто нравится делать, без особой цели :)
P/S потратил 3 года на постройку электровелосипедов. За своё время и свои деньги пришел к выводу, что вершина эволюции это фабричные байки аля merida e-one. Пытаться построить что-то близкое к ним в гаражных условиях можно даже не пытаться.
В результате любого строительства мотовелосипеда получается чугунный бестолковый монстр.
В этом плане выражаю респект автору поста, он даже не стал пытаться изображать «экономию веса».
Изначально вообще планировалась рама от дешёвого стального велосипеда. В прошлом моём мотовеле эта концепция вполне себе живёт до сих пор (может быть позднее напишу и про него). Но тут я быстро понял, что с таким движком хлипкая рама — это основа катастрофы, и решил сразу делать свою с нуля. А вес… Это следствие использование толстостенного профиля и труб, только и всего)
- danila1271
- 9 июля 2019 в 14:50
- ↓
Очень прикольно. Выглядит конечно жёстко, но у автора явно прямые руки и инженерный талант. Так держать :)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (21)
RSS свернуть / развернуть