KTM 50 SX 2006 → Самый быстрый мотовелосипед

И снова здравствуйте! Ещё в конце прошлого сезона был изготовлен новый муффлёр для моего мотовела, после чего я понял, что передаточное отношение главной передачи вполне можно было бы изменить, причём без особой потери тяги. Скорость при этом должна была бы увеличиться весьма значительно. Однако, всё это было отложено до нового сезона, т.к. уже минусовая температура и снег не позволили бы тогда всё равно испытать ни максимальной скорости, ни оценить что осталось от тяги на грунтах.
Но вот наступил мотосезон 2021. Открыл я его ещё в апреле, а в начале мая у нас прошло официальное открытие мотосезона. И уже тогда я вспомнил таки то, что хотел увеличить максимальную скорость — ехать в колонне на открытии я мог, но стоило кому-то резко ускориться — и я уже не мог его догнать. Хотя, «о чём ты тут вообще говоришь» — спросите вы, ведь у меня и не мотоцикл, а мопед менее 50 кубов, который и не обязан ускоряться как мотоцикл. Так-то оно так, но на самом деле, не совсем. Забегая вперёд — я не использовал до этого и половины мощности этого движка. Его резонансная характеристика как выяснилось, была резонансная во всём. Но тогда я об этом лишь догадывался, ибо как мы помним, этот пепелац изначально создавался как некий «внедорожный мотовелосипед», как быстрая замена основному, дешечному мотовелу (который ныне уже разобран, и детали которого будут использованы уже для нового проекта).
Но перед этим я облегчил сам мотовел как смог. Сделать что-то с тяжёлой стальной рамой я не мог при всём желании. Зато заменить детали, имеющие излишний вес, но не несущими какую-либо нагрузку — запросто. Первая деталь, сделанная с нуля — внешний диффузор (дудка) карбюратора. Слева новая деталь, сделанная из магниевого сплава, а справа стальная, весящая в три раза больше.

IMG-2803

Вес магниевого диффузора составил не более 50гр, а в реале думаю и меньше. Но заниматься крохоборством я был не намерен...

Следующие детали — штуцера, из которых был собран трубопровод системы охлаждения. Да, раньше там стояли стальные штуцера. И они тоже стали магниевыми. Сэкономил ещё полкило. И, наконец, облегчил тяжеленный подсидельный штырь, имеющий изначально стенки по 8мм — теперь там осталось миллитра по два-три. Итого я скинул не менее 1,5кг общей массы мопеда.
IMG-2867

Но вернёмся к передаточному числу. Самое простое, что я мог тогда сделать — это купить максимально возможную, из существующих, ведущую звезду на этот мотор. И это была звезда на 12 зубьев.

IMG-2805

Здесь она — крайняя слева. Вообще, на фото все возможные звёзды на этот мотор, от 9 и до 12 зубов. Все они — под 415 цепь и легко перетачивались под советскую мопедную цепь для мопедов рига и карпаты, которую я использовал на этом мотовеле с самого начала.

IMG-2806

С ведомой звездой — сложнее. Установив звезду на 12 зубьев на мотор, и оставив при этом ведомую «звездищу» на 77 зубьев, и не меняя при этом резину, я сразу получил максималку в 79 км/ч. И при этом я не заметил вообще какой-либо потери тяги! Но мне этого было уже мало! Я сразу понял, что истинная стихия этого аппарата — асфальтовые дороги с хорошим покрытием. И я купил чисто «сликовые» покрышки Maxxis Hookworm, а ведомую звезду поставил свою старую, на 60 зубьев.

IMG-20210531-194212

Решив действовать поэтапно, с ней я поставил сначала ведущую на 11 зубьев. Это соответствовало передаточному отношению, равному 5,45. Простой расчёт показывал, что с таким отношением я получу максималку сразу более чем 90 км в час. В реальности получилось чуть хуже.

Да, я получил максимальную скорость в 87 км/ч. Она была ниже расчётной по простой причине. Нет, это не было сопротивление воздуха. Дело было в том, что новые сликовые покрышки, особенно будучи накачанными не до предела, имели меньший профиль в высоту (их ширина была 2,5 дюйма, в отличии от грязевых с их 2,7 дюймами). Этого оказалось достаточно. В это время ко мне пришли новые звёзды. Изначально я заказывал вообще звезду на 66 зубьев, и чёрт подери, я тогда и подумать не мог, что мне этого будет уже много. Поэтому уже во время изготовления первой звезды, была заказана ещё и вторая, на 59 зубьев. Почему не на 60? Я решил по-макмимуму использовать пространство, которое я вообще смог бы использовать. Дело в том, что у меня тормозной ротор заднего тормоза находится рядом со звездой. Сделано это из-за того, что с другой стороны находятся звёзды велосипедной трансмиссии (это всё-таки мотоВелосипед, не забываем!) и там расположить ротор попросту невозможно. А если сделать звезду ещё меньше, цепь бы цепляла уже за суппорт заднего тормоза. В общем, сделал я эрзац-подножку и стал ставить новую звезду.

IMG-2842

Вот кстати и звёзды. Меньшая, на 59 зубьев, лежит на звезде с 66 зубьями.

IMG-2863

А вот она и на своём месте. Видно, как близко она проходит рядом со штуцером прокачки заднего тормоза — в реальности там не более 2-3мм остаётся до края цепи. Если я захочу поставить звезду ещё меньшего диаметра, мне неизбежно придётся менять ротор заднего тормоза на 180мм (сейчас стоит 203мм), а вместе с ним менять и адаптер самого суппорта, дабы он стоял на своём месте.

IMG-2864

Заодно собрал и установил новую помпу...

IMG-2870

В любом случае, выезд был можно сказать, триумфальным во всех отношениях. С ведущей звездой на 12 зубьев передаточное отношение составляло уже 4,9. И я разогнался до 94 км/ч.

Правда, почти сразу всплыла одна проблема — на скорости более 85 км/ч уже вовсю влияла балансировка заднего колеса (точнее её отсутствие) — жопа начинала вполне ощутимо «прыгать». Проблему удалось решить путём позиционирования резины на ободе — будучи просто так накачанной, она просто вставала не совсем ровно и получалось эдакое «яйцо», которое устранялось путём прокатывания мопеда на сильно спущеной резине и после последующей накачки колесо уже было относительно ровное, и можно было ехать не замечая никакого «подпрыгивания».
Цвет свечи был правда светловат...

IMG-2877

Пришлось ещё рассверливать жиклёр! Сверлом в 1,2мм! На самом деле, на более богатой смеси максималка чуть меньше, но зато двигатель не «ссыпется в штаны».

IMG-2882

На радостях я скатал в мини-дальняк. Ну как дальняк, суммарно 155км. Оказалось, что я могу ехать в потоке на трассе местного значения, держа долговременно 90 км/ч, хотя комфортной была скорость в 80-85...

Cy65-U7j-Z2w-Y

С горки удалось выжать аж 97 км/ч по GPS. Но это уже нечестно — двигатель яростно перекручивался и был готов выпрыгнуть из рамы. Но тем не менее, циферку я зафиксировал.

Qnc-Hi7tlw1w
Ну и конечно видео как оно едет по трассе.

Но… «Недолго музыка играла, не долго фраер танцевал». Конечно же, что-то неприменно отвалится, сдохнет, ну вы поняли. В этот раз, не выдержав вибрации от длительно работающего движка (или же металл на тот момент уже накопил усталостного напряжения), треснул резонатор, прямо около места сопряжения с цилиндром. Это был второй мини-дальняк, и я реально думал, что труба просто отвалится по дороге домой. К счастью, домой я доехал нормально.

VRZx-Xl-WMYJM>

Как выяснилось, треснул ещё и мой самособранный в прошлом году муффлёр! Да как треснул! Аж по всему корпусу трещина пошла! Ай красота!

photo-2021-06-26-22-23-37

Ну с резонатором то понятно, а какого чёрта то муффлёр? Ну тут всё ясно — трещина пошла от сварного шва. Винить своего знакомого, который это варил, не буду, но новая обойма была сделана уже по другому. Как собственно, полностью переделана передняя часть резонатора. Изменён узел сопряжения с цилиндром — за основу была взята конструкция этого узла у последнего поколения Ktm Sx 50 (правда там эти резинки на самой трубе, а у меня на цилиндре). Работы также выполнял Николай Груздов из Пятигорска. Забавно, что когда-то он делал резонатор для проекта «Самый Быстрый Питбайк», и тот проект так и не поехал нормально (по крайней мере о том питбайке с двигателем от кроссача ни слуху, ни духу). Ну а сейчас — этот мой проект, который уже можно смело называть «Самый Быстрый Мотовел». Ну в РФ он точно самый быстрый, и при этом у меня движок — легальные 49,5 кубов.
Но вернёмся к теме. Вот они, детали перед установкой на байк.

IMG-3006

А это новый фланец на цилиндр, с резиновыми кольцами для уплотнения. Сам же резонатор имеет втулку, которая одевается на этот фланец, и прижимается к цилиндру пружинами.

IMG-3008

Вот здесь это видно лучше

IMG-3035

Кому интересен весь процесс — можете посмотреть видео:

Из-за того, что риговская мопедная цепь попросту разрушалась на этих нагрузках (на моей цепе ролики попросту лопались), я решил попросту заменить её на 428ю. Для этого надо было сделать как новую ведущую звезду, так и при этом заказать ведомую более широкую. Начал я с ведущей.

IMG-3011

Сделана она была из двух звёзд — я спилил звёзды с ненужной мне оригинальной звезды, после чего она была проточена на токарнике. Полученная бобышка была запрессована в также проточенную звезду от какой-то хонды под 428 цепь, а после чего обварена аргоном.

IMG-3012

Новая алюминиевая ведомая звезда на 59 зубьев.
IMG-3032

И она же после первой сотни километров

IMG-3036

Внешний вид байка в своём окончательном «шоссейном» виде.

IMG-20210828-183357

Ну и наконец, изготовил шильдик и установил его на рулевой стакан

IMG-3031

Видео всей этой сборки (там же есть и как оно едет — но едет точно также, просто на видео мне не захотелось выезжать на трассу ради испытания максималки)

Вроде как всё. В таком виде этот байк похоже и останется теперь. Технически, можно установить звезду на 13 зубьев (сделанную таким же методом), тогда максималка в теории будет аж 105 км/ч. Но думаю, что это уже слишком много. Поэтому вероятность, что я всё-таки проверю это — крайне мала.
  • AscenderAscender
  • Arkadius
  • 10 сентября 2021 в 1:57

nnnnnnnnn
У меня кошка с подоконника рухнула от звука твоего мопеда ))
Ascender
В реальности звук довольно громкий. Стараюсь выезжать из жилой зоны на педалях, прежде чем дать полный газ. Ехать в открытом шлеме на дальняк черевато потом свистом в ушах — сказывается высокочастотный характер выхлопа. В закрытом «интеграле» же вполне норм — и не дует при этом. Реально, я только пройдя порог скорости в 90км/ч ощутил, что такое «дует в лицо»)
nnnnnnnnn
На велосипеде в интеграле конечно люто. Нормальные беруши помогут ехать в кайф.
Ascender
Ну и то верно. В интеграле на мотовеле в городе не езжу — в городе нужен максимальный обзор, постоянно кручу головой. За городом можно и в интеграле.
YuriyBobylev
Фару надо, мигать будешь, чтобы полосу освободили
Krossman
На дороге никто ничего тебе НЕ ДОЛЖЕН, ты можешь только Ожидать что люди едут по пдд, при этом держа в уме, что тебя могут не заметить, не пропустить, подрезать и т.д и т.п ;)
В ПДД слово «должен» встречается 52 раза
Иными словами ты должен признать, что ты не прав)
Сочетание «не должен» только 2 раза
Krossman
А как тормоза справятся с экстренным торможением с повышенной скорости?
А так круто, молодец. Но не убейся.
Ascender
Тормоза в принципе, справляются, но держу дистанцию в любом случае. В городе до максималки практически никогда не разгоняюсь.
dima367
Дырчик )))
дырчик-переросток)
JEANSY
  • JEANSY
  • 10 сентября 2021 в 8:57
Судя по магниевым диффузорам и другим решениям — технический ресурс у тебя будь здоров! Получилась крутотень опупительная)) Молодец, поздравляю с успешным проектом.
Ascender
Ну технический ресурс дома (станочный парк) недостаточен пока, но есть желание и представление, как примерно готовый результат должен выглядеть, это самое главное.
Shlang
  • Shlang
  • 10 сентября 2021 в 9:54
эту бы энергию, да в нужное русло…
Asfaltero
В какое, например? Техническое творчество, нормальное хобби.
YuriyBobylev
Нормальное русло, хороший опыт, хорошие знания
Pacman
Отличное русло. Необычный проект и, что самое главное, симпатичная реализация! Мотовел разительно отличается от обычных гаражных поделок. Лайк однозначно.
Ascender
Если интересно как оно начиналось — у меня в ленте есть отдельный пост как я и раму варил, и долгая-муторная доводка, понимание что и как с этим движком должно быть, а что не должно…
cr0acker
С этими новыми камерами скоро все так ездить будем.
Pacman
А с покрышками-то что не так, мистер-недовольный?))) Вам и тут видится след злобных капиталистов? :D
cr0acker
Причем здесь покрышки. Я про новые антимопедные камеры в дефолтсити.
Ascender
Ну мне на камеры фиолетово — у меня номера то нету)
Про то и спичь.
Eugeniy
А что за новые камеры? А то я пропустил новости.
serg78
  • serg78
  • 10 сентября 2021 в 11:20
В следующем сезоне будет пост «Как я сделал алюминиевую раму»?
cr0acker
Карпбоновую. Тут есть специалисты.
Ascender
Что-то именно в этом проекте допиливать серьёзно уже не буду. В планах — новый мотовел, с движком Franco Morini Motori (тоже полтинник, но воздушка).
cr0acker
Это который Зид скопировал и ставил на актив?
Ascender
На зиде стоит нело-клон Минарелли как я помню. Морини, что я планирую поставить — односкоростной, тоже с центробежным сцеплением. Но он более эластичный, не гоночный так скажем. Хотя мощности всё равно в нём будет достаточно.
NoelJ
  • NoelJ
  • 10 сентября 2021 в 19:11
хотя комфортной была скорость в 80-85
Меня терзают смутные сомнения в долговечности колесных (велосипедных) подшипников в таком режиме.
Ascender
Задняя втулка — кастомная, сделана с огромным запасом по прочности, всего там 6 (шесть) подшипников — 4 опорных и 2 в барабане. Передняя втулка с подшипниками большого диаметра (втулка под 20мм ось) и тоже весьма надёжна.
HamoWatt
Потрясающе! А эту модель можно производить серийно? С такой техникой можно стать королём доставки DeliveryClub, или Yandex. Да за чертежи этой штуки твоих соседей уже должны были убить :-0
Ascender
Боже упаси если курьеры Яндекса будут катать на подобном. Впрочем, они катают на альфах китайских.
Privalov
90 км — это круиз для многих мотоциклов, для которых инженеры расчитали тормозную систему, прочность рамы, особенность шин и пр. Всякий просчет в подобном деле грозит могилой. Жизнь у человека одна, а тело очень ранимо. Я не понимаю, что толкает людей гонять по дорогам на подобной технике, которая гарантировано не сможет затормозить, войти в поворот, объехать препятствие и т.п. в нестандартной ситуации.
Ascender
Меня называли и психом, и суицидником, так что не привыкать. Катаю на мопедах уже лет 12. Конкретно поведение этого аппарата гораздо ближе к мотоциклу, чем к мопеду. Не только скоростью, вес уже побольше например. Как итог, я постоянно использую контрруление, входить нормально в повороты на скорости и тормозить я научился именно на нём (на имеющем более чем в 2 раза более низкую скорость «дешечнике» это всё было попросту не нужно). В любом случае, я не псих, и не суицидник. Вот экип надо купить, да.
Privalov
вопрос безопасности заключается не только в личном опыте. Посади хоть Росси на самоделку и тот не справится с управлением, поскольку этот конструктор не прошел разноплановых испытаний, нет точного расчета эффективности тормозной системы, не учтена прочность рамы, линейная устойчивость и пр. т.е. нет того необходимого минимума, по причине которого даже велосипеды не разрешают к продаже. На подобной технике вполне реально ездить не спеша, но скорости под сотню — это даже не риск, тут вопрос лишь во времени…
Ascender
Конечно же я не претендую на лавры «СуперИнженера». Но как оно должно быть — я понимаю. Я также понимаю, что вы меня не услышите, т.к. для вас и рама, сделанная из толстостенного стального профиля, и спицы, показавшие свою прочность при наезде на «лежачего» на скорости в 80кмч (!!!), и прочнейшие обода, тормоза, мощнее которых для даунхила мало что существует — всё не имеет значения. Имеют значение только «разноплановые испытания». Но скажите, проходят ли эти испытания то множество кастомов, которые ездят по нашим дорогам? Может быть, они тоже такие, что «Росси убьётся»? Часть наверное — да. А часть — нет. И мой аппарат относится ко второй части. Впрочем, доказывать что-то кому-то не намерен, видящий — да увидит. Удачи!