Проект продается, 60 000 USD [email protected]

ИЖ Планета-4 1986 → Оживление Морковки. Часть 2 (не последняя)

Всем доброго времени суток!
Продолжаю повествование о восстановлении своего ИЖа! Остановился я вот на таком состоянии. Многие вещи, которые я здесь опишу, для многих будут наивными и будет непонятно как же я этого не знал! Будет много писанины. В конце поста кусочек философии. Крайне рекомендую чай с плюшкой!


Самое главное – мотоцикл на колесах и двигатель на раме. Осталось вроде бы не много, но, как всегда, мелочи делают свое дело. Как я уже писал, двигатель мы завели. Но обороты хх были очень высокими и никакой регулировке не поддавались. Мы с Алексеем сделали вывод что где-то подсасывает воздух, грешили на прокладку между карбюратором и патрубком на цилиндр ибо в наборе она была из очень тонкого паранита. Разбираться не было времени – я уехал в командировку.
Вернулся с командировки, по шустрому разгреб домашние дела и целых 4 дня после обеда был полностью свободен. Надо ли говорить, что все это время я был в гараже! Перво – наперво решил добиться нормального хх! Купил еще пару прокладок для карбюратора, поставил сразу две, все проверил, хорошо протянул и завел! ФИГВАМ – жилище такое у индейцев! (из замечательного мульта про Простоквашино) Орет мот как потерпевший! Глушу, чешу репу. Решил окончательно убедиться, что имеет место подсос воздуха. Завожу и закрываю ладонью воздушный фильтр. Двигатель тут же глохнет и даже не пытается продолжить работу. Таааак! Дело было не в бобине. Остается только карбюратор. Снимаю и начинаю осматривать. И вот оно! Эврика! Блин, как же я сразу не заметил. Шторка в карбюраторе полностью не опущена. Трос новый, смазан, ручка газа тоже новая, карб перебран, очищен! Что за ерунда-то? Начал откручивать ручку газа и шторка тут же опустилась. Разобрал правый пульт, достал ручку. На ней было обнаружено пару заусенцев. Попробовал их срезать ножом, но после установки проблема не ушла. Достал старую ручку, срезал с нее старую резиновую ручку, поставил новую, все собрал. И заработало! Старая ручка была приработана и притерта где надо. Прогрел мот и выставил холостые. Проблема пустяковая, а час времени потерял.
Дальше накинул цепь. В своих постах Aleksey43rus подробно этот этап описывает. Решил сделать так же. Посадил половинки улитки на герметик, перед этим завел цепь в улитку и смазал. Очень понравилось решение с резиновыми кожухами. Никакого геморроя с чисткой и смазкой цепи каждые 500 км. Лично меня это радует. Установил замок, натянул цепь. Как-то так удачно получилось, что предварительно выставленный задний тормоз натянулся как надо. Только немного подрегулировал свободный ход педали. Мелочь, а приятно!
Ну, а дальше нормальная прокладка проводки, установка прочей мелочевки. Сюрприз преподнесло сцепление. Никак не мог отрегулировать. Сцепление ужасно вело. Регулировал и так и сяк, по книге и по своим идеям – ничего путевого не получалось. В итоге закрутил регулировочный винт механизма включения сцепления. Выжимать ручку сцепления стало посложнее, зато все заработало. Решил пока так и оставить. Немного настораживала зарядка. На холостых горела лампа (зарядка низкая), чуть дашь оборотов и все нормально. Проверил тестером, на средних оборотах около 12,8-12,9 В при включенном головном свете. Грешил на новые не притершиеся еще щетки на генераторе. Решил понаблюдать.
Итак, вот он волнующий момент. Морковка собрана!

Как то незаметно пришел этот момент. Я так ждал его, так долго шел к нему. А он подкрался незаметно! Уж не знаю, как это получилось.
Настало время первой пробной поездки. Пара кругов вокруг рядов гаражей для опробования работы сцепления не считаются!
Одеваю экип. Зимой времени я даром не терял. К шлему были добавлены китайские черепаха и перчатки. На мой взгляд, это лучше, чем ничего. А при серьезной аварии и фирменный экип может не спасти. На ногах пока рабочие ботинки с высоким голенищем. Думаю, что скоро обзаведусь наколенниками и, возможно, ботами. Даже этот экип мне уже помог, но об этом чуть позже! В районах нашей области даже реальные пацанчики на потрепанных спортах ездят в шлемах, футболках, трениках и тряпичных кроссовках. Видимо всё с нанотехнологиями, просто я не в курсе! Именно поэтому все местные смотрят на меня как на инопланетянина. На ИЖе и в черепахе! Ересь какая! Ну да, фиг с ними, у меня своя голова на плечах.
Заметил сколько на одометре перед первым выездом.

Как видите почти 8 тысяч км. Я все же склоняюсь к мысли, что это реальный пробег. Сразу скажу, что первая поездка была насыщенной на открытия и эмоции! Изначально хотел проехать немного – 5 км в одну сторону и, соответственно, столько же обратно. Есть у нас дорога в соседние поселки, там тупик, будний день, машин мало, местами даже асфальт без ям и трещин. То, что мне надо. Сразу обратил внимание, что из-за небольшой вибрации на взгляд в зеркала трачу много времени – долгих 1 -1,5 сек. На авто одного мазка взглядом хватает — 0,5 сек. Пока скорость маленькая, не особо страшно. Но надо либо привыкнуть, либо что-то подрегулировать. Еще стало понятно что тело еще не привыкло к управлению мотоциклом. На авто все делаю на автомате, тут же приходиться направлять руки – ноги, отнимает время и силы. Нужны тренировки и опыт.
На прямом участке разогнался аж до первой космической скорости в 60 км/ч! Можете поржать! Я сам над собой ржу! Во-первых, двигатель на обкатке, во-вторых, пока очково быстрее. Тем более что пока не чую по-хорошему мот. Постоянно приходиться напоминать себе о правильной посадке. Попробовал контрруление. Это работает! Мозг пока не очень понимает как и все же работает. Факт!
Подъезжая к повороту к своему гаражу, решил еще покататься. В раж вошел. Остапа понесло! Рванул в другую сторону, там уже достаточно оживленная трасса. Все это время ехал без головного света – тупо забыл. А тут вспомнил и включил, тем более машин больше — надо быть заметнее. В другую сторону отъехал еще на 10 км. Прокатился по грунтовке. Почти заблокировал переднее колесо. Понял, что так делать больше не стоит. Успел отпустить передний тормоз и выровнять мот. Оценил задний тормоз на не очень ровной дороге, когда надо плавно притормозить. Опыт бесценен. И даже было первое падение! Как без него. Ну как падение, при развороте нежно положил мот на левый бок. Как хорошо, что Морковка железная. Ногу успел убрать, мот тут же заглушил, поднял, осмотрел. Все нормально. Завел и поехал дальше.
И вот тут могут начать ликовать все противники советских мотоциклов. За пару км до дома мотоцикл стал дергаться и как то неустойчиво работать. Я выключил головной свет, грешил на слабую зарядку. Была одна мысль – доехать бы до дома! И, да! Можете злорадствовать. За 400 м до гаража Морковка заглохла. Без признаков жизни. Не горела ни одна контрольная лампочка. Предохранитель был целый. Пошевелил пучок проводов под рулем – реакции нет. Я списал все на сдохший акум. Попробовал запустить через кнопку облегченного пуска – на Планете 4 кнопка на правом пульте. Безуспешно.
На улице солнечно и немного за + 25. А я в шлеме и черепахе толкаю мото к гаражу. Шлем чего-то не догадался снять. Я основательно согрелся, после постановки ИЖа в гараж нижнее белье можно было выжимать. Уж простите за подробности. Кстати, как раз хотел похудеть летом. Мечты сбываются не только у Газпрома! Вздохнул и пошел обедать. Я на сытый желудок лучше соображаю и работаю.
После обеда пришел искать косяк. На акумме напряжение в норме, предохранитель целый, с него плюс уходит, а вот после замка плюса нет. Лезем в приборку. Тут я ревизию по полной не наводил. С виду было все нормально было и я ограничился чисткой от грязи. Видимо зря! Сняв нижнюю крышку приборки сразу же увидел косяк. На приходящем плюсе на замок почернела изоляция. Я снял этот провод. Контакт был слабый. Видимо во время езды этот самый контакт то был, то не был. Штекер грелся. Вот и результат. Все снял, зачистил, поджал контакты, смазал токопроводящей специальной смазкой (я ж электрик, у меня таких вещей как у дурака фантиков!) и все собрал. Заодно провел ревизию всех остальных контактов. После этого Морковка завелась с полпинка!
Во время первой поездки напрягало сцепление. Если, по началу, тугая ручка не особо напрягала, то под конец небольшой моей поездки рука реально устала. Так дело не пойдет! Решено было снимать левую крышку картера. После уже проведенной работы над мотоциклом, это мелочи. Двигатель мы с Алексеем мы собирали на паранитовые прокладки с тонким слоем герметика. Я знаю, что есть люди ярые противники герметика в любом виде. Вот и решил посмотреть, на сколько это верно. Крышка легко снялась, остатки прокладки тоже легко снялась, остатки же герметика я стер обычной тряпкой с небольшим усилием. 2 – 3 проходки и кромка чистая. Внутри ошметок герметика тоже не обнаружено. Зато на кромке в паре мест достаточно сильные зазубрины, видимо предыдущий владелец усердно вколачивал отвертку. На мой взгляд, тонкая прокладка из набора не сможет заполнить эти зазубрины и тонкий слой герметика при сборке это исправит. Поэтому потом и собирал с герметиком. Главное не переборщить, реально тонкий слой! Вернемся к сцеплению. Замерил штангенциркулем глубину закрученных регулировочных болтов. Как и следовало ожидать, они были сильно зажаты. Отвернул на полтора оборота, тем самым добился регулировки как в книжке. После этого отрегулировал механизм включения сцепление! Небо и земля! Рычаг стал ходить раза в 2 легче! Собрал все обратно, на сливной болт снаружи прикрепил сильный магнит. На всякий случай. Буду потом проверять.
Еще при разборке я обратил внимание на слабые контакты головного света в пультах. Возможно, раньше там было какое-нибудь покрытие для улучшения контакта, но сейчас его нет. А ждать что-то подобное в новых переключателях из Китая не приходится. Китайцы конечно молодцы, но не на столько! Они идут по пути наименьшего сопротивления и более простых технических решений. Потому было решено переделать включение головного света через силовые реле. Были закуплены два 4-хконтактного реле, разъемы к ним и внешний предохранитель. Монтажные провода у меня были. Вся сборка заняла чуть больше получаса. Протянул отдельный силовой провод от аккумулятора через предохранитель в фару и там же установил два реле. Все спаял и получилось вот так!

Тем самым кнопками на пультах коммутируется небольшой ток управляющих катушек реле, снижается токовая нагрузка на замок зажигания. Кроме того, за 10 минут можно откатиться к обычной схеме – откусить 4 провода и скрутить их между собой.
Далее все же решил победить зарядку! Пока прет то! Снял новые щетки, немного доработал напильником! ДА-ДА-ДА! Можете опять позлорадствовать! Все как в том анекдоте: «После сборки тщательно обработать молотком и напильником!» Завел, но все по-старому. Тогда стал по новой все прозванивать. Генератор на целостность обмоток и на пробой изоляции. Так же проверил проводку до реле регулятора. Все в норме. Потом пришел черед РР. И вот тут я опять нашел косячок – контакт Х5 (отдельный розовый проводок) не плотно сидел. Стандартные процедуры – и все отлично! Завел, зарядка отличная. Уф!
На следующий день снова поехал обкатывать движок. Выезжаю я, значит, из гаражей на главную дорогу. Во всем своем экипе, включен головной свет, поворотник, все дела. И тут из-за поворота выныривает экипаж ДПС! Завидев меня, резко тормозят передо мной. Выскакивает инспектор (И) и происходит следующий диалог:
— (И): Здравствуйте. У Вас вроде обычная планета.
— (Я): Здравствуйте. Да, обычная. Четверка.
— (И): Странно, а Вы в защите. У нас не все на спортах то ездят в защите.
— (Я): Ну, так я жить хочу, да и тушку жалко. И я люблю свою семью.
За это время я глушу мот, снимаю перчатки и шлем. Прекрасно понимаю, что сейчас попросят документы и готовлюсь их доставать.
— (И): Ну, раз так, то и документы у Вас должны быть в порядке. И страховка, наверное, сделана? (ехидно улыбается)
— (Я): Да конечно! (с наглой моськой)
Я лезу в карман в полной уверенности что документы там и понимаю что их там нет! И моя моська сразу как-то скучнеет. Быстро вспоминаю где же права. Пешком 5 минут. Сообщаю эту информацию инспектору, прошу постеречь мотоцикл пока я хожу за документами. Он же еще раз глянул на меня, на мотоцикл, на номер и буркнул: «Езжайте» и быстро сел в машину, которая тут же уехала. Я даже «спасибо» сказать не успел! Вывод – экип не только может уберечь от травм, но и помогает в общении с инспекторами ДПС! По-моему, отличный бонус.
Я облачился, завел Планетку и поехал. Но не долго. Через пару км мотор заглох. Что за полтергей! Лампочки горят, пытаюсь завести – даже не схватывает. Решил проверить свечу. Снял сидение, бак, свечу. Все проверил, искра супер! Все отлично! Туплю. Дело в том, что даже мой первый авто – ВАЗ-2107 был инжекторным. Я не понимаю пока многих элементарных вещей, характерных для карбюраторов. И тут приходит мысль что маловато бензина. Снимаю топливный шланг с карбюратора, а с него в час по чайной ложке капает. Кран открыт. Дунул в него – ничего. И тут все же я сообразил открутить отстойник на кране. Не прошло и полгода! Сетка была в какой-то слизи. Протер, все собрал и из шланга нормально побежал бензин. Бак я промывал, шланг и кран новые, карб перебран. Только одно объяснение – в новом кране была какая-то смазка. Наверное, надо было промыть и его перед установкой. Я потратил на поиск этой проблемы аж 15 минут! Надеюсь с опытом я буду сообразительнее.
После было еще несколько небольших поездок по 10-15 км. Все без приключений. Все работает как надо. Потом я снова уехал трудиться.
В планах найти новый левый бардачек (этот сгнил), новые глушители и к ним патрубки и всякой мелочевки. Зимой разберу, отдам в пескоструй и на порошковую окраску. Вот тогда Морковка станет лялей. Пока это Франкенштейн какой-то. Технически мотоцикл исправен, но внешний вид немного напрягает. Сезон и так короткий, у меня частые командировки – хочу успеть покататься.
Ну, и как обещал – немного философии!
Кто то скажет что для 30-летнего с хвостиком мужика не велика заслуга купить и собрать ижак! И будут правы по-своему. Для меня же это исполнение моей очень давней детской мечты. А когда я эту кучку металлолома заставил еще и себя возить – была просто эйфория. Каждый выезд дарит кучу эмоций и позитива. В наше время, когда со всех сторон кричат про кризисы и прочую хрень, это просто великолепно, что есть такой источник позитива. В большинстве своем мы для этого и покупаем себе мотоцикл. Мало для кого это просто средство передвижения, тем более в нашем климате.
На этом откланиваюсь. Всех благ, берегите себя и своих близких!
P.S. Собрал Морковку я месяц назад, а сподобился написать только сейчас – лето жаркая и суетливая пора! Кстати, заодно хочу извиниться перед другими мотоциклистами. Очень часто они меня приветствуют, а я не всегда успеваю среагировать и ответить им. Просто еще очень сосредоточен на управлении. Я же чайник!
  • kruglykrugly
  • Андрей
  • 25 июля 2018 в 19:20
  • оценка: +20

Комментарии (10)

RSS свернуть / развернуть
+1
vbworm
Здорово, что ты нашел свой источник позитива. Вдвойне здорово, что растешь над собой, получая новый опыт. Занимательно, что выбор пал на такую технику, многие сейчас идут как ты и писал «по пути наименьшего сопротивления». Знаешь, мне на ум почему-то пришло сравнение как кто-то собирает «лего», а кто-то советский металлический конструктор «юный техник» или «конструктор».
Про промежуточные реле — хороший ход, очень даже, в свое время не сразу догадался так сделать
0
WildFalcon
Я понял, что вы хотели сказать, но простите, сравнение конструкторов глупое. Лего (в общем, а не частные примитивные наборы для детей 3х лет) ну уж никак нельзя назвать примитивным или ограничивающим воображение. А то что можно вытворять с серией Техник тому самому советскому Конструктор1 и не снилось. Кстати, и конструктор1 не советский, его немцы придумали.
Простите за такой оффтоп, просто за державу конструкторы обидно.
0
vbworm
Так нет же, все верно говорите, тут я имел в виду скорее образное сравнение, может не верно выразил мысль свою. Лего — качественный и многогранный инструмент для создания и развития «проектов» из него. То есть он как бы состоящий и из «готовых» модулей, и при желании эти же модули собираются из более мелких. «Конструктор» советский, он же немецкий, как раз предназначен для доработки (где-то подогнуть побольше, где-то отпилить если нужно), в нем (как правило) нет «готовых» модулей, только основные элементы. В комментарии выше я подразумевал именно это. И то и другое хорошо по-своему, просто каждый выбирает то, что ему нравится и подходит больше
0
WildFalcon
У вас какое-то ограниченное представление о Лего.
Или я не понял, что за «модули».
Что Лего (для грамотного сравнения с Конструктор1/Механо берем Техник), что металлические дают одинаковую степень декомпозиции на детали.
0
vbworm
Да блин, я наоборот пытаюсь сказать, что лего вполне себе конструктор, он хорош по многим критериям, если даже не по всем, только тот же «металлический» не менее хорош, но по-своему, так как его можно (или нужно) обработать дополнительно. Видимо, не могу понятно изъясниться. Смысл в том, что это разные конструкторы, и лего выберет 80% людей. Он универсален и хорош, из него чудеса можно творить, практически. А «металлический» можно использовать не только для игры, а например для крепления каких-то деталей в быту (просто пример). Я выбирать бы не стал, так как не разорваться, выбрал бы и то и другое. В моем сообщении была аналогия с мотоциклами, 80% выбрали бы ёбрик, а автор выбрал планету. Лично я не стал бы выбирать, как и писал уже, по-этому в гараже есть и то и другое:)
0
krugly
У меня сын фанат Лего.собирает из него все что ему понравилось.хороший конструктор.отлично развивает мышление и мелкую моторику.у меня же в детстве был конструктор пилот пластиковый и железный.я их даже потом научился соединять.сын во время оживления мотоцикла периодически терся рядом.уже просит посидеть, прокатить!
0
Alex9173
Что же, с первым выездом! Работы по внешней части много конечно, мотоцикл выглядит очень уставшим. Но я думаю, все у тебя получится) А там дальше и китайцы/японцы пойдут
-6
funky-67
забавляют меня, конечно, люди, которые связываются с этим дерьмищем, а потом ещё и тратят время чтобы настрочить восторженный пост в интернете. эта техника и в своё время была хламом, а ввиду тиража, не представляет вообще никакой ценности
+1
vbworm
хлам или не хлам, тут не имеет значения, для многих это либо единственная возможность приобщиться к «теме», либо просто желание и возможность получить хороший опыт «интимных утех» с железом.
Да, еще лет десять назад это не так бросалось в глаза, но сейчас такие люди встречаются редко, и это ли не повод поддержать человека в его устремлении?
0
WildFalcon
Как минимум это стоило затрат вашего времени на этот комментарий ;)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, ИЖ Планета-4 1986, Оживление Морковки. Часть 2 (не последняя)