Блог им. Aleksei43RUS → Ремонт двигателя ИЖ Планета 5-01.

Всем привет! Ух! Давно я ничего не писал, хотя много о чём хочу рассказать.
На повестке дня у нас ремонт двигателя ИЖ-Планета 5-01.
Всех желающих милости просим под CUT.



Начну издалека. Сезон 2021 начался как обычно. Снег на дорогах растаял, днём асфальт уже был сухой от яркого весеннего солнца. 10 апреля, начался отпуск, которого не ждал так рано, но раз дали, надо идти. Думаю, раз погода позволяет, пора ехать в город на тех. осмотр и сделать новую страховку. Выгнал Планетку из гаража, обслужил как полагается, после зимней спячки. Обычно после зимы мою мотоцикл, меняю масло в коробке передач, чищу краник на баке, снимаю и чищу карбюратор и воздушный фильтр, так же подтягиваю и смазываю цепь, накачиваю колёса, подтягиваю крепёж, чищу свечу зажигания и проверяю зазор на электродах и всё, ставлю АКБ, топаю и в путь!


Лето было жарким. Обычно ездил в город и на работу на планете, а машину оставлял дома. Ездил себе ездил, только лил бензин в бак и масло в маслобак, и ничего не предвещало беды.


И вот настал тот неудачный день. В свой выходной раздаётся звонок в 6 утра, надо ехать на стрельбы, пфф… Нууу лааадно, надо значит надо. Погодка чуть хмурилась, но дождя не было, решил ехать на планете. В одну сторону выходило километров 80-90. Как обычно, сел поехал.


Еду-еду, вспомнил, что в баке бензина не очень много, а в посёлке заправиться забыл, думаю, ладно, по пути заправлюсь.
Доехал до заправки, где ни разу не заправлялся, так как этой дорогой ездил я крайне редко. Бахнул полный бак и двинул дальше. Еду — еду, чувствую, как-то мотор не хочет разгоняться, с корректором разогнал до привычных 80-90км\ч. Доехал.


На обратном пути погода разыгралась и начала неимоверно жарить. Еду и вдруг мотор заглох и издал стук как при детонации. Оставновился, думал прихват, хотя с 2017 года ни разу не прихватывало… На декомпрессоре протопнул двигатель — не прихват, уже спокойней. Завёл, всё работает, поехал дальше, но уже чутка с обогащённой смесью. Еду и чувствую, что тяги не хватает, и когда даю газ то начинает идти детонация. С горем по полам доехал домой.
Начал искать причину детонации. Дня 2 копался, перепробовал абсолютно всё, что даже и не могло повлиять. В итоге поездив ещё 2 дня мотоцикл на открытие газа реагировал стуком, но на холостых работал ровно и ничего не издавал.
Тогда я решил сменить двигатель на запасной и с этим разобраться, когда будет время. В тот момент я делал Юнкер и двигатель на заказ, плюс обслуживал машину, времени ещё на это не было, а ездить надо. И потом случайно открыл бак и учуял запах газа, подумал, что-то не то. Слил бензин с бака, воняет газом и всё тут. Позвал отца, он раньше ездил на бензовозе, решил спросить, что это за чудо. Он и поведал, что были случаи когда газ бодяжили каким-то газовым конденсатом и запах был похожий. Ммм… спасибо компании Движение за шикарный бензин за 48р\литр.
Достал запасной двигатель, перекинул раздельную смазку и выполнил норматив по замене двигателя)


Зимой время на разборку нашёл. Открутив впускной патрубок, увидел, что на поршне есть задир, решил разобрать. Снял поршень, кольца залегли, хон остался, но в местах задира уже его не было.Вспомнил о косяках 2017 года и решил полностью разобрать двигатель.


Небольшая предыстория. Когда я только купил мотоцикл, при разборке двигателя я был удивлён, как он вобще ездил, так как его состояние было плачевным…


А вот и косяки. Когда я его собирал, я не знал, кто может аргоном заварить эти пропилы, которые сделали ленивые люди, чтобы не просовывать кому проводов генератора. Так я и ездил с ними, но при мойке мотоцикла приходилось затыкать дыру в картере, чтобы в зажигание не натекло воды.


Заодно хотел посмотреть вылезли ли ещё какие-нибудь неприятности. Ну что, поехали. Разбирать — не строить!

В крышке выжима сцепления люфтил выжимной вал, плюс сальник был убитым.


Перетёрло провода в крышке зажигания. Перебило их в том месте, где крепится скоба, которая держит провода. Придётся изменить конструкцию, чтобы потом не перетирало.


Разобрал двигатель. Нашёл места, где надо подварить аргоном и где наварить куски алюминия.


Всё разобрал, вымыл, продефектовал. В итоге все внутренности были в хорошем состоянии, даже коробка передач была как в тот день, когда я её ставил. Насчёт неё у меня были опасения, когда в городе лопнул тросик сцепления и пришлось без сцепления переключать передачи, чтобы доехать до дома. Посмотрел замки на шестернях и всё было в отличном состоянии. В итоге я решил заменить сальники, поршень с кольцами, дожать коленвал, который мастер не дожал в своё время, когда менял шатун, меняю люфтивший вторичный вал с подшипником и подшипники кпп, которые начали люфтить и одно из самого важного — убрать облои на картере, в кривошипной камере и заварить дыры.


И дошли руки до запасной крышки раздельной смазки. Тоже соберу её и поставлю, чтобы их не перекидывать каждый раз.


Ну вот, заварили.



А теперь надо всё обработать, чтобы выглядело эстетично.
Берём в руки напильник, наждачку и как говорится " Пилите, Шура, пилите". Наводим марафет на этом безобразии.




Взял новый поршень. Цилиндр свозил на хонинговку, большой овальности не было и сделали нужный зазор хонинговкой.
Покрутил, увидел на юбках куски, которые ну точно отлетят когда-нибудь.


Берём надфиль и без особого энтузиазма убираем лишнее. Так снял фаски с обоих сторон, где были острые края. Вот так приходится допиливать новые запчасти. Стало лучше.


Снял заглушки цилиндра. После хона там было много грязи в перемешку с абразивом. До меня их никто не снимал, так что нужно тоже там всё почистить и снять фаски на продувочных каналах в гильзе.


Ещё одна вещь не давала мне покоя. Как можно было так раздр… эм, увеличить отверстие под датчик нейтрали. Его снимают раз в 2000 лет. Я давно туда сделал втулку, которая была не лучшим вариантом. Сейчас я нашёл мебельный винт, не знаю, как его точно назвать. Нарезал резьбу в картере и посадил его на фиксатор и закернил, и конечно же сделал отверстие нужного диаметра под вал датчика. Вроде мелочь, а геморрой опять…


Пора собирать! Начал с того, что разбирал.
Итак, полистав каталог, нашёл номера подшипников и сальников. Теперь будем ставить новьё. Как показывает практика, в этот узел тоже единицы лазят.


Теперь всё ставим в крышку, всё обильно смазываем и готовим крышку к покраске. Я решил её покрасить, как на самых первых мотоциклах. Полировать её мне очень не хотелось, а вид надо улучшить.


Собираем крышку кпп. Как обычно всё продул, вычистил и ставлю.



Рем. комплект левой картерины.



Наконец-то убрал постоянно горящую лампу нейтрали, так как нужного зазора не было, а теперь есть.


Так, двигатель споловинил. Подшипники смазал, стянул картер.


Главное эти болты не забыть, а то когда будешь ставить двигатель и увидишь их отсутствие…


Проверяю зазоры на валах, так как менял подшипники и шайбы.


Всё, собираем коробку передач.


А вот здесь, главное, не перекрыть канал смазки. Кто прокладкой перекрывает, кто герметиком. Прокладку я подрезаю до нужной формы, мажу чуть-чуть герметика и хватит.


Вот и правая сторона практически закончена.


Собираем левую сторону. Решил поставить узкую корзину сцепления, так как моторная звезда с болтом под муфту маслонасоса перекочевала на запасной движок. Нашёл болт под узкую цепь и теперь не нужно искать комплект под широкую цепь. Дешевле сменить болт, чем всю корзину со звездой и цепью.


И делов-то было!


Вывел соосность барабана и звёздочки, теперь стопорим гайку внутреннего барабана сцепления.


Отрегулировал выступ гаек. Теперь моторная передача готова.


Сделал крышку такой, какой хотел. Кому как, а мне нравится.


Ну всё, правая сторона готова. Датчик уже в конце поставлю.


Поршневая готова к установке.


Готово. Ну вот, вид имеет. Остались мелочи.



Зачищаю крышку РСС перед покраской.


Нашёл в гараже фильтр увеличенного объёма, отмыл как полагается. Судя по отмытой грязи, до меня его никто не мыл. Классика.


Крышка установлена. Осталось найти муфту на привод маслонасоса и дождаться тросики на маслонасос и карбюратор. Самому стало лень опять изготавливать, так что заказал на этот раз.


Можно подвести итоги. Двигатель собран. Маслопровод подключен, установлен карбюратор. Конечно, осталось дождаться пару мелочей и всё будет окончательно собрано. Но этот мотор будет уже запасным. Мне не хочется обратно переставлять двигателя, это уже лишние телодвижения. Сейчас налью масло в цпг, закупорю выхлопной канал и впуск, и можно ставить его в режим ожидания. Что я хотел сделать, я сделал, убрал все косяки. Надеюсь теперь долго не буду его тревожить, так как на мотоцикле стоит заводской двигатель с пробегом уже 6000км, а это для него ещё только начало.


Всем спасибо за внимание :-) На подходе ещё пара материалов, которые подкопились за зиму.

Комментарии (38)

RSS свернуть / развернуть
+4
Void69
Приятно читать о такой целеустремленности, было интересно!
0
capitan_amer
Что за шины? Митас?
+1
Aleksei43RUS
Да, митас. Вроде Н-06. Когда их брал, стоили 2500 и качество лучше наших.
0
capitan_amer
Когда ездил на иже, тоже думал про митас, но руки так и не дошли
+3
Sidle_Jinks
Великолепная статья, просто взахлёб прочитал, автор молоток!
-6
drag_10
Ездить уже никуда долго не придется, страна в жуткой сраке.
+3
serg78
Да, ну… Положение конечно хреновенькое, но до сраки ещё далеко.
+2
n0vi
Когда-то мне сказали что колеса очень похоже на ямаховские и действительно)
Тут
+2
Korenb
Так это и есть ямаховские.
+2
ises
Хоть и не шибко люблю советские мотоциклы, но всегда восхищает целеустремлённость владельцев, не жалеющих сил и времени на восстановление. Однозначно уважение автору!
0
Aleksei43RUS
Спасибо:-)
-5
_Al_Vas__
На фоне этого совецкого уродства, какими же прекрасными мапедами выглядят нынешние китайские и индийские изделия. Я уже стал забывать, а ведь такая же планета была когда-то, благо не долго. Спасибо автор, напомнил, ну и конечно ты молодец, что так старательно заботишься о своем мотоцикле. А где на совкоциклы запчасти брать новые сейчас? Ну кроме резины, это понятно. Или только разборки и старый хлам?
+5
Aleksei43RUS
Новые запчасти есть. Что-то Россия, что-то Китай. даже в каких то позициях Китай лучше нашего. Разборки тоже помогают деталями, ну и случайно находятся чьи-то запасы. Проблем с этим нет) Да и стоят не так дорого
0
capitan_amer
Никто и не говорит, что это замена современным мотоциклам.
Времяпрепровождение, клуб по интересам.
Не интересно, не пиши плохие комментарии!
-7
_Al_Vas__
Ты мне указывать штоль будешь что мне писать и что нет? Мне на твой клуб по интересам глубоко насрать. Я автором темы общаюсь, спрашиваю то, что мне интересно. Так что засунь свои замечания себе поглубже в задний карман.
+1
capitan_amer
Я никогда не буду унижать владельцев ижей.
И тем более сравнивать мотоциклы конца восьмидесятых годов с китайскими и индийскими поделками, сделанным на 30 лет позже
-7
_Al_Vas__
Да мне насрать на тебя и на то, что ты будешь и не будешь. Совкоциклы — гавнище. Они были и будут гавнищем, несмотря на то, было они у кого-то или не были. Китайские и индийские мапеды по сравнению с совкоциклами — сильно лучше, просто небо и земля, особенно те, что скопировали с японцев из 80х и производят в настоящем на современных заводах, а не те, что с 50х, как роял энфилд.
0
capitan_amer
Рояль энфильд всё таки, когда они оба одновременно выпускались, это до 2002 года, был сильный дороже.
Ругать ижи — ума много не надо.
Я на планете ездил, вплоть до того что по болоту.
Твой рояль, с разомкнутой рамой, там просто развалится
0
capitan_amer
Какое время было, такие и мотоциклы.
И выбор не стоял иж или баджаж, иж или боксёр. А иж или восход, иж или Ява.
Но как ни странно ижи пережили явы. Поставки из Чехословакии прекратились в 1991, а ижи производились ещё долго.
Необходимость ремонта, доступность запчастей у ближайших барыг, интернета тогда не было, это и был мой выбор в пользу ижа
0
capitan_amer
Уже давно их не осталось, это причина пересадки на китайца
0
br0nek
Крышки просто класс. Интересно было читать.
0
EgorKorobov
Прочитал с большим удовольствием, спасибо. Крышки выглядят отменно, но видится это только частью образа
+2
cworange
глобальный подход, достойно уважения. Мало кто будет так старательно все делать для запасного двигателя с прицелом на будущее! Однозначно, плюс!
+1
capitan_amer
Сколько лет выпускалась 5.01?
Я думаю 1991-1996.
Она выпускалась параллельно со стандартной пятеркой?
В 2002 году вернулись к 4-му двигателю, регресс, с двумя глушаками, как объяснение ввели новый ГОСТ по шуму, а старая двухтрубная 4-ка тише.
Мой школьный учитель по черчению ездил на такой, не в школу, на дачу
0
ewil
Двухтрубый стали делать дейтсвительно из за норм по шумности, но при этом двигатель Планета 4 — на 2лс мощнее нежели 5ка однотрубая, из за лучшей продувки. так что по мне так это переход на 1 трубу нлушителя был регрессом…
0
capitan_amer
Ты видел графики замеров мощности?
+1
Aleksei43RUS
5-01 выпускали с 1994 года, примерно по 1998-2000. Вроде обычная пятёрка тоже была. В нулевые вернули 2 трубы, потому-что тогда основной экспорт был в Иран и ближлежащие страны, и как сказал инженер ИЖМаша, там привыкли к 2 трубам и их просили, плюс так же необходимо было уменьшить шумность( это достиглось 2 глушителями и новым фильтром). А по ощущениям,2 трубка бодрее однотрубки. Когда проехался после пятёрки на четвёрке, то он заметно реще разгонялась, да и звук поприятнее
0
capitan_amer
а шумность, да
до сих пор не люблю прямотоки, это цанговое крепление с подмоткой асбестом, кто вообще это придумал?
вылетает и начинает реветь
я даже покупал (не купил) планету, где хозяин возьми да и привари глушитель к колену (!), банально электродом
+2
ewil
Цилиндр и головку покрась черной термокраской, потом напильником торцы ребер шлифани — убъешь 2х зайцев — будет красиво и главное улучшится теплообмен!
+1
articfox
подскажите как устроен насос рсс?
+2
capitan_amer
Винтовой масляный насос с приводом от «маховика» (коленвала).
Его задача не развивать давление, а обеспечивать расход масла сообразно оборотами двигателя.
Какой расход масла, не знаю, ижатники подскажут.
Ни ввиду того, что от этой идеи отказались, надёжность его так себе.
На приборке всех ижей была лампа масла, незадействованная, которая должна была загораться при окончании масла.
Ну ещё зимой масло густело и его надо было разбавлять бензином. По-моему даже в инструкции было так и написано.
+1
articfox
Спасибо большое)
+3
Aleksei43RUS
ПО расходу скажу так, что маслобака мне хватило на 1000км, когда ездил в Ижевск. А эта система достаточно надёжна. Вот система, которая была на ПС — да, там было много недочётов. А вот уже у 5-01 она была проста и надёжна. Просто требует большего внимания, особенно целостность маслопровода.
0
capitan_amer
Я не говорю, что система не надёжна,
но делали их недолго, и потом вернулись к стандартной пятёрке, а на на юпитер никто и не пытался её ставить
0
355344
Ты бы определился…
ввиду того, что от этой идеи отказались, надёжность его так себе.
Я не говорю, что система не надёжна
0
capitan_amer
0
kalvors76net
Обычно после зимы мою мотоцикл, меняю масло в коробке передач, чищу краник на баке, снимаю и чищу карбюратор и воздушный фильтр, так же подтягиваю и смазываю цепь,… подтягиваю крепёж, чищу свечу зажигания и проверяю зазор на электродах и всё,
Хороший хозяин, да и все руководства по обслуживанию в один голос твердят, что все перечисленное выше надо делать перед зимней спячкой.
ставлю АКБ
А вот ак надо хранить на моте (если гараж неотапливаемый) или в холодном месте. Так саморазряд будет в разы меньше. Раз-два за зиму подзарядить — и всех делов. Последний раз прямо перед выездом.
0
Vital88
Интересная крышка выжима сцепления. Думал там реечный выжим, а нет. Да и мотор 5-01 редкий и интересный
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. Aleksei43RUS, Ремонт двигателя ИЖ Планета 5-01.