Блог им. AVIX → Мотожизнь в Барселоне или как сдать на права А2
Всем привет! После трёхлетнего перерыва я решил вернуться в родную гавань. Те, кто здесь давно, помнят мои посты с описаниями мотоциклов, а также серию МотоФотоЕвроТрип 2013 и 2012 года. В 2014 году моя жизнь резко повернула в сторону и мы вместе с супругой продали своих железных коней: Лайнера (Honda CBF1000) и Сибирьку (Honda CBR600FA) и переехали на ПМЖ в Испанию, а точнее в Барселону. Всем кому интересна мото жизнь в Испании, менталитет, привычки и подробности сдачи на права — добро пожаловать под Кат.
Примерно год ушёл на акклиматизацию и адаптацию, было немного не до мотоциклов. И вот в начале 2015 я купил здесь свой первый местный мотоцикл — Honda CBF600 по имени Зебра, а по прошествии года и любимая супруга вернулась в мотодвижение с новенькой Honda CBR500R — Тигрой.
Думал вернуться на Байкпост уже давно, однако хотелось пропитаться новой реальностью с круглогодичным сезоном, понять местное мотодвижение и рассказать вам, как же всё устроено в Испании, глазами не туриста, а жителя. Заодно поделиться с вами новыми маршрутами и конечно же фотографиями, разжигая страстное пламя мотопутешествий в ваших сердцах. Ну, что поехали…
Этот пост я изначально задумывал как вводный, без конкретной темы, однако после первого абзаца мне сразу стало понятно, что без темы не обойтись. Начну с общей атмосферы. Как известно, театр начинается с вешалки, а движение по дорогам начинается с водительского удостоверения. Мне, как и всем людям, переехавшим по ВНЖ (Вид на жительство) из России и получившим испанскую резиденцию, пришлось сдавать на права заново и это дало мне очень большое понимание — чем РФ отличается от ЕС. Оказаться после 7 сезонов в статусе новичка — мне даже показалось это прикольным. Поначалу.
Первое: купить права здесь по факту невозможно, да и вообще, уровень коррупции и взяточничества довольно низкий. Как результат, все люди учат теорию, затем сдают практику. На испанских дорогах я обнаружил и вежливость, и отстутствие лихачества, и доброжелательность по отношению к другим. Так вот, подобное поведение европейцев связано именно с типом обучения и с жёсткой структурой соблюдения законов.
В РФ 40 билетов по 20 вопросов, большая часть из которых про правила проезда перекрёстков. В ЕС 1000 билетов по 30 вопросов. И все эти билеты вдалбливают в голову ученика нормы поведения в различных дорожных ситуациях с точки зрения вежливости и безопасности. Для сдачи на права любой категории нужно на первом этапе ответить на 30 вопросов, допустив не более 3 ошибок. Как вести себя в случае аварии, в которую попал или которую просто увидел. Ну и так далее. Зазубрить эти билеты просто невозможно. Как сказала одна моя знакомая, для того, чтобы сдать «теорию», нужно понять её извращённую логику и осознать каждый постулат.
Поэтому каждый участник движения в курсе всех этих вдолбленных правил еще на этапе своих первых поездок. Со временем они впитываются и человек уже не знает, как иначе. Ученики смотрят на других и адаптируются под движение, а так как неадекватов довольно мало, то и дурной пример молодняку подать не кому. В случае, если водитель нарушает, он получает штраф. Откупиться нельзя, всё по закону. Однако если полиция видит, что нарушение было реально случайным, то никто просто так пресовать не будет. Любой неадекват выделяется из толпы и поймать его для полиции особой проблемы не составляет. Конечно бывают исключения, я описал общую картину. Однако это относится скорее к четырёхколёсному транспорту, а вот с мото всё несколько иначе.
Здесь, на побережье Средиземного моря, сезон круглый год, поэтому в Испании для большинства мотоцикл — лишь транспорт и не более. Это подогревается еще и внутренним законом страны, который гласит, что по прошествии трёх лет стажа вождения автомобиля, то есть категории «В», каждый может сесть за руль мотоцикла или скутера, мощностью не больше 15 лошадиных сил и объемом двигателя до 150 кубических сантиметров (категория А1). Это здорово разгрузило дороги, но создало определённый хаос на них, так как скутеристы не имеют никаких понятий о «Добре и Зле» в мототеме. В результате на дорогах в центре Барселоны может быть слегка не уютно из-за отмороженных скутеристов на малокубатурниках, которые летают между более медленными ТС как горнолыжники на слаломе. Для перемещения в междурядье нужно вырастить глаза на затылке, так как желающий тебя обойти может это сделать довольно грубо и неумело. Все парковки и некоторые тротуары заставлены скутерами, и именно эти самые скутеристы формируют 80% двухколёсного транспорта. И тем не менее, за счёт слабой мощности все ДТП с ними довольно лёгкие и при общем пофигизме к транспорту, к лёгким царапинам и повреждениям на нём, большинство просто разъезжается на месте. Агрессия и противостояние просто отсутствует, что очень удивительно было первое время, пока не осознал, что каждый водитель авто здесь имеет свой скутер. Никто и никого специально не зажимает, но спорных моментов на дороге достаточно.
А еще Барселона очень узкая. Улицы, парковки, междурядье. И чем меньше у тебя мотоцикл, тем проще на нём перемещаться по городу. Плюс уклоны парковок носом вниз. Задницей не дадут запарковаться за счёт интенсивности движения, да и любое место на загруженных парковках нужно хватать, пока оно есть. А вот если влезть на такое место мордой, то выпарковаться бывает ой как не просто, особенно при тяжёлом мотоцикле. Поэтому реально крупных «TRUE» байков здесь процентов 20. Более того, государство активно сдерживает мощную технику на дорогах. Каким же образом? — спросите вы?
А всё просто: для того, чтобы сесть на мотоцикл категории А2 — до 49 л.с. — нужно сдать целых три экзамена, если какая-нибудь другая категория уже была, и 4, если не было. Первый экзамен — это теория, где даётся 20 вопросов с двумя возможными ошибками. Этого достаточно, если до этого была сдана базовая теория от категории «В», если же раньше категории не было вообще, то базовую теорию тоже нужно сдавать. Да-да, вот те самые 30 вопросов из тысячи. Даже местные валятся на этом экзамене раз за разом. Однако если понять логику и обладать даже средним языком, теорию можно победить с первого раза. Мне потребовался месяц на изучение, после чего я сдал с первого раза всю теорию при весьма посредственном знании испанского, допустив максимально разрешенное количество ошибок. Можно сдавать на английском, однако найти тренировочные билеты будет куда сложнее, да и рассказывают, что перевод иногда бывает весьма корявый. Куда большее веселье ожидается после этого.
Первый практический экзамен для мото на категорию A2 — это Circuito cerrado («площадка»), или «destreza» (ловкость). Суть площадки в том, чтобы доказать, что ты можешь справиться с мотоциклом в критических ситуациях. Как это делается. Подопытному выдают 500 кубовый байк, типа раздолбанного в драбадан Suzuki GS500 с кривым рулём, не втыкающимися передачами и гуляющими холостыми, и предлагают проехать ЭТО!
Ребята, вы мне можете не поверить, но это лютый трэш. Я при всей подготовке на джимхане и трэке в Фирсановке реально офигел от этого экзамена. Суть его сводится к следующему: сначала нужно проехать доску шириной 30см. Затем сделать медленную змейку с расставленными в шахматном порядке на полметра от центра 5-ю конусами, между которыми дистанция 4 метра. Разогнаться по выходу, переключившись на вторую передачу, снова разогранться и остановиться в точно заданной точке. Выглядит просто. Прикол в том, что длина и вес мотоцикла подобраны так, что сделать это сложно. Любой заступ хоть на сантиметр, даже если экзаменатору просто покажется, что ты к нему приближаешься — является провалом экзамена. Задел вешку — провал. Два раза коснулся ногой земли — провал. Вылетел за 2.5 метра от центральной оси — провал. И да, вешки это не просто конусы, это полутораметровые палки. Короче, попробуйте на ближайшей джимхане выстроить эту схему и проехать её с первого раза. Интересен будет процент успеха. Уже позднее я пробовал вкатить в этот аттракцион садизма свой CBF600, пока результат не слишком положительный. На экзамене 80% валятся на заступе пределов доски, начиная поворот к первому конусу. Экзаменаторы стоят чуть ли не с биноклем, чтобы отшивать основную массу сдающих. А инструктора в школах об этой ловушке не предупреждают.
Второе упражнение чуть проще. Нужно проехать не более чем за 25 секунд быструю змейку из 5 конусов, совершить скоростной разворот и направиться назад не нажимая тормоз до предпоследних конусов, резко оттормозиться в плоскости 50 сантиметров. Это вполне делается, но мне было не очень-то приятно тормозить на мото с лысой резиной по отполированному коврику. Вот как выглядит этот проезд глазами пилота. На видео он проехал даже медленнее нормы в 23.5 — за 24 секунды.
А вот так выглядит весь экзамен на той площадке где я сдавал. Она одна на всю Барселону.
Да, я забыл еще «нулевое» упражнение — запарковать мотоцикл в «карман», катая его руками с выключенным двигателем. Это обычно всем удается легко.
Против сдающего вся система, которая кормится его деньгами. Идея в том, что попытка сдать на права подразумевает лишь две ошибки, после чего все сборы нужно заплатить заново. А это 280 евро. Каждая практика на площадке — еще 30-40 евро. Школы стремятся назначить ближайшую сдачу как можно ближе к началу обучения, однако, видя успехи на первых практиках, наоборот, назначают экзамен на как можно более далёкую дату. Более того, первые 6 занятий многие школы просто дарят. Ну так, для затравочки. При этом все добрые и улыбчивые. Самая задница в том, что этот экзамен не слишком-то чему-то учит. Этакий аттракцион отъёма душевных сил для новичков. Уже сдав, я поговорил с одним из инструкторов и спросил, сколько требуется практик, чтобы сдать. Его ответ был честным: «Как пойдёт, некоторым с опытом достаточно и 5-10, а другие и при 60 ничего сделать не могут». 60 практик по 40 евро… сумму представили? Каждые два проваленных экзамена еще плюс 280 евро. Не каждый может себе это позволить.
Мне удалось сдать с 7 практиками и не малым количеством везения. У меня за счёт собственного веса почти в 100кг и росте в 178см получалось управлять древним Suzuki 500GS как велосипедом. А вот на быстрой змейке мне становилось очень не уверенно и противно. Я чувствовал небезопасность всего происходящего. Ну не люблю я ездить в стиле а-ля «джимхана» на не проверенных лично мотоциклах, выпущенных 20 лет назад и ушатанных в дрова. Причём всё это меня уже просто бесило. От прикола и удовольствия не осталось и следа. Но я провёл на площадке немало времени и видел, что далеко не всем это даётся также «легко», как мне. Напомню, у меня 7 сезонов, трэк, и пробег уже больше 100000 километров.
Аюте повезло чуть меньше, ей, при меньшем росте и весе, досталась изначально убитая в хлам та же 500GS. В результате мы тренировались на площадке для джимханистов, лишь бы закончить этот кошмар и не набирать кучу практик. Вот видео с нашей общей тренировки. Она тренируется проезжать первое упражнение, а я учусь управлять дроном. Доска по умолчанию уже, чем в нашей реконструкции, но вот эти полусферы при 30см зазоре вообще было очень сложно проехать — при наезжании на них мотоцикл колбасило.
Так как пересдающих площадку в конечном итоге накапливается немалое количество, плюс, частенько экзамены отменяют из-за погоды, народу на каждую сдачу приходит человек по 50-70. Сами экзамены для разных наборов школ идуть чуть ли не каждый день. Всех выстраивают в порядке живой очереди на мотоциклах, на которых подопытные проходили обучение и устраивают карусель. Завалился на доске, сразу в конец очереди и мотоцикл следующему гладиатору. При удачной сдаче на месте результат не говорят, узнать его можно только на следующий день на сайте DGT (местная ГИБДД). И тем не менее, рано или поздно эта жесть заканчивается и приходит время для экзамена в городе.
Точнее не приходит очень долго. Ведь в городе карусель с мото не устроишь, а на процесс принятия одного ученика уходит от 20 до 40 минут времени. За это время он должен показать, как ведёт себя в городском трафике и на скоростном шоссе. Экзаменаторов мало и в результате за день экзамен может сдать человек 5-6 от силы. Это создаёт большие очереди и зачастую время ожидания между первым и вторым экзаменом может составлять не недели, а месяцы.Зато сам экзамен не сложный для тех, кто уже ездит. Само собой, есть ловушки с незаметными знаками STOP, односторонними движениями и автобусными полосами, тем не менее, экзаменаторы на этом этапе не лютуют и способны закрыть глаза даже на весьма завальные ошибки.
Своего экзамена в городе я ждал 3 месяца. Да — 3 месяца и да, это жесть. Взял три практики, чего было более чем достаточно и сдал с первого раза. Как это выглядит. Экзаменатор вместе с инструктором и еще одним учеником едут на машине позади мотоциклиста. На шлеме у ученика гарнитура Midland, а в машине звук выводится на громкую связь. Пол дороги едет один ученик, затем другой. Прикол в том, что те трое, которые сидят в машине, не молча едут, а активно обсуждают жизненно важные вопросы — футбол, политику и погоду. Это всё прямиком отправляется в уши сдающего, которому требуется вычленить команды экзаменатора. Моего испанского для этой задачи хватало на пределе. Более того, мне отдельно «повезло» с погодой. Сдавал я в январе и рано с утра. Температура за бортом была в районе +3 градусов. По городу это было еще терпимо, но когда мы вышли на трассу и мне надо было разогнаться до максимально разрешённой скорости, я думал, у меня яйца отмёрзнут и руки отвалятся. Пикантности добавлял визор шлема, который запотевал в ноль на любой остановке и поэтому приходилось ехать с открытым стеклом даже на скорости. В общем весело.
После сдачи результаты можно увидеть на сайте на следующий рабочий день, но, даже сдав, нужно подождать еще недельку, пока в мотошколу придут временные бумажные права. Пластиковые права приходят через две-три недели по почте. Вы думаете всё? Неа. Это только категория А2 до 49 л.с. Чтобы получить категорию А без ограничений, нужно проездить с категорией А2 два года и только после этого записаться на специальные курсы повышения мастерства и получить сертификат соответствия за два дня обучения и 300 евро. Мой Honda CBF600 естественно под А2 с завода не подходит, однако на любой мотоцикл до 100 л.с. можно установить Kit de limitación (ограничитель), проще говоря, задушить двигатель до разрешённых 49л.с. Мне повезло и на моём мотоцикле, по документам, этот комплект уже установлен, поэтому я пока могу обходиться своей неполноценной категорией. Сейчас уже записался в DGT на консультацию по поводу возможности пройти курсы на полную категорию А без ожидания двух лет, так как зачёл свой русский стаж вождения (вот так нижняя строчка на правах с обратной стороны с кодом 106.4). Если кому будет интересна тема с зачётом стажа, как это сделать, куда бежать и какие бумажки требовать, могу сделать про это отдельный пост.
Так вот, прикол в том, что все местные считают, что мне неимоверно повезло сдать всё это с такой скоростью и эффективностью. В России я сдал на категорию «А» с первого раза, не заплатив никому ни копейки, кроме пошлин и мотошколы. Но здесь, я впервые подумал, что, не моргнув глазом, отдал бы довольно большую сумму, лишь бы не заниматься всем этим цирком, уже имея полноценные права. Вот только нельзя здесь так решить вопрос. Кто-то рассказывал, что покупают румынские или итальянские права за несколько тысяч евро, но мне кажется это уже перебор.
Но вернёмся к главной теме — мотосообществу. Все местные знают про этот цирк с конями и идут на это испытание лишь те, кому ну очень хочется ездить на TRUE BIKES. Это создаёт ощущение сплочённости, и среди «больших» мотоциклистов отморозков мало. В Испании вообще и в Каталонии в частности очень распространён мототуризм по всяким красивым местам. Маршруты выходного дня и более длительные поездки по ближайшим странам. Есть движение мотоджимханы, кроссовые трассы. В городах мотоциклисты друг с другом не здороваются, однако на трассе приветствие встречных и попутных является абсолютной нормой. Многие ездят группами по 5-10 мотоциклов. Кстати, приветствие ногой здесь очень распространено. Есть мото бары и мото выставки. Но здесь нет , так как нет столь жёсткой аварийности, как в РФ, поэтому даже нормальные мотоциклисты, частенько пренебрегают экипировкой. По городу большинство ездит в мотокуртках, когда холодно, без бот и коленей. Только если пошёл на реальный серпантин можно и нужно одеться как рыцарь. Летом же, в 30 градусов, на короткие поездки большинство ездит в футболках и шлёпках. Плохо это или хорошо, сказать сложно. Это просто так.
Что ж, на этом пока закончу. Буду рад вашим вопросам, если о чем-то хочется узнать больше. А еще я планирую делиться с вами своими любимыми мотомаршрутами по Каталонии. Им посвящу следующие посты.
Примерно год ушёл на акклиматизацию и адаптацию, было немного не до мотоциклов. И вот в начале 2015 я купил здесь свой первый местный мотоцикл — Honda CBF600 по имени Зебра, а по прошествии года и любимая супруга вернулась в мотодвижение с новенькой Honda CBR500R — Тигрой.
Думал вернуться на Байкпост уже давно, однако хотелось пропитаться новой реальностью с круглогодичным сезоном, понять местное мотодвижение и рассказать вам, как же всё устроено в Испании, глазами не туриста, а жителя. Заодно поделиться с вами новыми маршрутами и конечно же фотографиями, разжигая страстное пламя мотопутешествий в ваших сердцах. Ну, что поехали…
Этот пост я изначально задумывал как вводный, без конкретной темы, однако после первого абзаца мне сразу стало понятно, что без темы не обойтись. Начну с общей атмосферы. Как известно, театр начинается с вешалки, а движение по дорогам начинается с водительского удостоверения. Мне, как и всем людям, переехавшим по ВНЖ (Вид на жительство) из России и получившим испанскую резиденцию, пришлось сдавать на права заново и это дало мне очень большое понимание — чем РФ отличается от ЕС. Оказаться после 7 сезонов в статусе новичка — мне даже показалось это прикольным. Поначалу.
Первое: купить права здесь по факту невозможно, да и вообще, уровень коррупции и взяточничества довольно низкий. Как результат, все люди учат теорию, затем сдают практику. На испанских дорогах я обнаружил и вежливость, и отстутствие лихачества, и доброжелательность по отношению к другим. Так вот, подобное поведение европейцев связано именно с типом обучения и с жёсткой структурой соблюдения законов.
В РФ 40 билетов по 20 вопросов, большая часть из которых про правила проезда перекрёстков. В ЕС 1000 билетов по 30 вопросов. И все эти билеты вдалбливают в голову ученика нормы поведения в различных дорожных ситуациях с точки зрения вежливости и безопасности. Для сдачи на права любой категории нужно на первом этапе ответить на 30 вопросов, допустив не более 3 ошибок. Как вести себя в случае аварии, в которую попал или которую просто увидел. Ну и так далее. Зазубрить эти билеты просто невозможно. Как сказала одна моя знакомая, для того, чтобы сдать «теорию», нужно понять её извращённую логику и осознать каждый постулат.
Поэтому каждый участник движения в курсе всех этих вдолбленных правил еще на этапе своих первых поездок. Со временем они впитываются и человек уже не знает, как иначе. Ученики смотрят на других и адаптируются под движение, а так как неадекватов довольно мало, то и дурной пример молодняку подать не кому. В случае, если водитель нарушает, он получает штраф. Откупиться нельзя, всё по закону. Однако если полиция видит, что нарушение было реально случайным, то никто просто так пресовать не будет. Любой неадекват выделяется из толпы и поймать его для полиции особой проблемы не составляет. Конечно бывают исключения, я описал общую картину. Однако это относится скорее к четырёхколёсному транспорту, а вот с мото всё несколько иначе.
Здесь, на побережье Средиземного моря, сезон круглый год, поэтому в Испании для большинства мотоцикл — лишь транспорт и не более. Это подогревается еще и внутренним законом страны, который гласит, что по прошествии трёх лет стажа вождения автомобиля, то есть категории «В», каждый может сесть за руль мотоцикла или скутера, мощностью не больше 15 лошадиных сил и объемом двигателя до 150 кубических сантиметров (категория А1). Это здорово разгрузило дороги, но создало определённый хаос на них, так как скутеристы не имеют никаких понятий о «Добре и Зле» в мототеме. В результате на дорогах в центре Барселоны может быть слегка не уютно из-за отмороженных скутеристов на малокубатурниках, которые летают между более медленными ТС как горнолыжники на слаломе. Для перемещения в междурядье нужно вырастить глаза на затылке, так как желающий тебя обойти может это сделать довольно грубо и неумело. Все парковки и некоторые тротуары заставлены скутерами, и именно эти самые скутеристы формируют 80% двухколёсного транспорта. И тем не менее, за счёт слабой мощности все ДТП с ними довольно лёгкие и при общем пофигизме к транспорту, к лёгким царапинам и повреждениям на нём, большинство просто разъезжается на месте. Агрессия и противостояние просто отсутствует, что очень удивительно было первое время, пока не осознал, что каждый водитель авто здесь имеет свой скутер. Никто и никого специально не зажимает, но спорных моментов на дороге достаточно.
А еще Барселона очень узкая. Улицы, парковки, междурядье. И чем меньше у тебя мотоцикл, тем проще на нём перемещаться по городу. Плюс уклоны парковок носом вниз. Задницей не дадут запарковаться за счёт интенсивности движения, да и любое место на загруженных парковках нужно хватать, пока оно есть. А вот если влезть на такое место мордой, то выпарковаться бывает ой как не просто, особенно при тяжёлом мотоцикле. Поэтому реально крупных «TRUE» байков здесь процентов 20. Более того, государство активно сдерживает мощную технику на дорогах. Каким же образом? — спросите вы?
А всё просто: для того, чтобы сесть на мотоцикл категории А2 — до 49 л.с. — нужно сдать целых три экзамена, если какая-нибудь другая категория уже была, и 4, если не было. Первый экзамен — это теория, где даётся 20 вопросов с двумя возможными ошибками. Этого достаточно, если до этого была сдана базовая теория от категории «В», если же раньше категории не было вообще, то базовую теорию тоже нужно сдавать. Да-да, вот те самые 30 вопросов из тысячи. Даже местные валятся на этом экзамене раз за разом. Однако если понять логику и обладать даже средним языком, теорию можно победить с первого раза. Мне потребовался месяц на изучение, после чего я сдал с первого раза всю теорию при весьма посредственном знании испанского, допустив максимально разрешенное количество ошибок. Можно сдавать на английском, однако найти тренировочные билеты будет куда сложнее, да и рассказывают, что перевод иногда бывает весьма корявый. Куда большее веселье ожидается после этого.
Первый практический экзамен для мото на категорию A2 — это Circuito cerrado («площадка»), или «destreza» (ловкость). Суть площадки в том, чтобы доказать, что ты можешь справиться с мотоциклом в критических ситуациях. Как это делается. Подопытному выдают 500 кубовый байк, типа раздолбанного в драбадан Suzuki GS500 с кривым рулём, не втыкающимися передачами и гуляющими холостыми, и предлагают проехать ЭТО!
Ребята, вы мне можете не поверить, но это лютый трэш. Я при всей подготовке на джимхане и трэке в Фирсановке реально офигел от этого экзамена. Суть его сводится к следующему: сначала нужно проехать доску шириной 30см. Затем сделать медленную змейку с расставленными в шахматном порядке на полметра от центра 5-ю конусами, между которыми дистанция 4 метра. Разогнаться по выходу, переключившись на вторую передачу, снова разогранться и остановиться в точно заданной точке. Выглядит просто. Прикол в том, что длина и вес мотоцикла подобраны так, что сделать это сложно. Любой заступ хоть на сантиметр, даже если экзаменатору просто покажется, что ты к нему приближаешься — является провалом экзамена. Задел вешку — провал. Два раза коснулся ногой земли — провал. Вылетел за 2.5 метра от центральной оси — провал. И да, вешки это не просто конусы, это полутораметровые палки. Короче, попробуйте на ближайшей джимхане выстроить эту схему и проехать её с первого раза. Интересен будет процент успеха. Уже позднее я пробовал вкатить в этот аттракцион садизма свой CBF600, пока результат не слишком положительный. На экзамене 80% валятся на заступе пределов доски, начиная поворот к первому конусу. Экзаменаторы стоят чуть ли не с биноклем, чтобы отшивать основную массу сдающих. А инструктора в школах об этой ловушке не предупреждают.
Второе упражнение чуть проще. Нужно проехать не более чем за 25 секунд быструю змейку из 5 конусов, совершить скоростной разворот и направиться назад не нажимая тормоз до предпоследних конусов, резко оттормозиться в плоскости 50 сантиметров. Это вполне делается, но мне было не очень-то приятно тормозить на мото с лысой резиной по отполированному коврику. Вот как выглядит этот проезд глазами пилота. На видео он проехал даже медленнее нормы в 23.5 — за 24 секунды.
А вот так выглядит весь экзамен на той площадке где я сдавал. Она одна на всю Барселону.
Да, я забыл еще «нулевое» упражнение — запарковать мотоцикл в «карман», катая его руками с выключенным двигателем. Это обычно всем удается легко.
Против сдающего вся система, которая кормится его деньгами. Идея в том, что попытка сдать на права подразумевает лишь две ошибки, после чего все сборы нужно заплатить заново. А это 280 евро. Каждая практика на площадке — еще 30-40 евро. Школы стремятся назначить ближайшую сдачу как можно ближе к началу обучения, однако, видя успехи на первых практиках, наоборот, назначают экзамен на как можно более далёкую дату. Более того, первые 6 занятий многие школы просто дарят. Ну так, для затравочки. При этом все добрые и улыбчивые. Самая задница в том, что этот экзамен не слишком-то чему-то учит. Этакий аттракцион отъёма душевных сил для новичков. Уже сдав, я поговорил с одним из инструкторов и спросил, сколько требуется практик, чтобы сдать. Его ответ был честным: «Как пойдёт, некоторым с опытом достаточно и 5-10, а другие и при 60 ничего сделать не могут». 60 практик по 40 евро… сумму представили? Каждые два проваленных экзамена еще плюс 280 евро. Не каждый может себе это позволить.
Мне удалось сдать с 7 практиками и не малым количеством везения. У меня за счёт собственного веса почти в 100кг и росте в 178см получалось управлять древним Suzuki 500GS как велосипедом. А вот на быстрой змейке мне становилось очень не уверенно и противно. Я чувствовал небезопасность всего происходящего. Ну не люблю я ездить в стиле а-ля «джимхана» на не проверенных лично мотоциклах, выпущенных 20 лет назад и ушатанных в дрова. Причём всё это меня уже просто бесило. От прикола и удовольствия не осталось и следа. Но я провёл на площадке немало времени и видел, что далеко не всем это даётся также «легко», как мне. Напомню, у меня 7 сезонов, трэк, и пробег уже больше 100000 километров.
Аюте повезло чуть меньше, ей, при меньшем росте и весе, досталась изначально убитая в хлам та же 500GS. В результате мы тренировались на площадке для джимханистов, лишь бы закончить этот кошмар и не набирать кучу практик. Вот видео с нашей общей тренировки. Она тренируется проезжать первое упражнение, а я учусь управлять дроном. Доска по умолчанию уже, чем в нашей реконструкции, но вот эти полусферы при 30см зазоре вообще было очень сложно проехать — при наезжании на них мотоцикл колбасило.
Так как пересдающих площадку в конечном итоге накапливается немалое количество, плюс, частенько экзамены отменяют из-за погоды, народу на каждую сдачу приходит человек по 50-70. Сами экзамены для разных наборов школ идуть чуть ли не каждый день. Всех выстраивают в порядке живой очереди на мотоциклах, на которых подопытные проходили обучение и устраивают карусель. Завалился на доске, сразу в конец очереди и мотоцикл следующему гладиатору. При удачной сдаче на месте результат не говорят, узнать его можно только на следующий день на сайте DGT (местная ГИБДД). И тем не менее, рано или поздно эта жесть заканчивается и приходит время для экзамена в городе.
Точнее не приходит очень долго. Ведь в городе карусель с мото не устроишь, а на процесс принятия одного ученика уходит от 20 до 40 минут времени. За это время он должен показать, как ведёт себя в городском трафике и на скоростном шоссе. Экзаменаторов мало и в результате за день экзамен может сдать человек 5-6 от силы. Это создаёт большие очереди и зачастую время ожидания между первым и вторым экзаменом может составлять не недели, а месяцы.Зато сам экзамен не сложный для тех, кто уже ездит. Само собой, есть ловушки с незаметными знаками STOP, односторонними движениями и автобусными полосами, тем не менее, экзаменаторы на этом этапе не лютуют и способны закрыть глаза даже на весьма завальные ошибки.
Своего экзамена в городе я ждал 3 месяца. Да — 3 месяца и да, это жесть. Взял три практики, чего было более чем достаточно и сдал с первого раза. Как это выглядит. Экзаменатор вместе с инструктором и еще одним учеником едут на машине позади мотоциклиста. На шлеме у ученика гарнитура Midland, а в машине звук выводится на громкую связь. Пол дороги едет один ученик, затем другой. Прикол в том, что те трое, которые сидят в машине, не молча едут, а активно обсуждают жизненно важные вопросы — футбол, политику и погоду. Это всё прямиком отправляется в уши сдающего, которому требуется вычленить команды экзаменатора. Моего испанского для этой задачи хватало на пределе. Более того, мне отдельно «повезло» с погодой. Сдавал я в январе и рано с утра. Температура за бортом была в районе +3 градусов. По городу это было еще терпимо, но когда мы вышли на трассу и мне надо было разогнаться до максимально разрешённой скорости, я думал, у меня яйца отмёрзнут и руки отвалятся. Пикантности добавлял визор шлема, который запотевал в ноль на любой остановке и поэтому приходилось ехать с открытым стеклом даже на скорости. В общем весело.
После сдачи результаты можно увидеть на сайте на следующий рабочий день, но, даже сдав, нужно подождать еще недельку, пока в мотошколу придут временные бумажные права. Пластиковые права приходят через две-три недели по почте. Вы думаете всё? Неа. Это только категория А2 до 49 л.с. Чтобы получить категорию А без ограничений, нужно проездить с категорией А2 два года и только после этого записаться на специальные курсы повышения мастерства и получить сертификат соответствия за два дня обучения и 300 евро. Мой Honda CBF600 естественно под А2 с завода не подходит, однако на любой мотоцикл до 100 л.с. можно установить Kit de limitación (ограничитель), проще говоря, задушить двигатель до разрешённых 49л.с. Мне повезло и на моём мотоцикле, по документам, этот комплект уже установлен, поэтому я пока могу обходиться своей неполноценной категорией. Сейчас уже записался в DGT на консультацию по поводу возможности пройти курсы на полную категорию А без ожидания двух лет, так как зачёл свой русский стаж вождения (вот так нижняя строчка на правах с обратной стороны с кодом 106.4). Если кому будет интересна тема с зачётом стажа, как это сделать, куда бежать и какие бумажки требовать, могу сделать про это отдельный пост.
Так вот, прикол в том, что все местные считают, что мне неимоверно повезло сдать всё это с такой скоростью и эффективностью. В России я сдал на категорию «А» с первого раза, не заплатив никому ни копейки, кроме пошлин и мотошколы. Но здесь, я впервые подумал, что, не моргнув глазом, отдал бы довольно большую сумму, лишь бы не заниматься всем этим цирком, уже имея полноценные права. Вот только нельзя здесь так решить вопрос. Кто-то рассказывал, что покупают румынские или итальянские права за несколько тысяч евро, но мне кажется это уже перебор.
Но вернёмся к главной теме — мотосообществу. Все местные знают про этот цирк с конями и идут на это испытание лишь те, кому ну очень хочется ездить на TRUE BIKES. Это создаёт ощущение сплочённости, и среди «больших» мотоциклистов отморозков мало. В Испании вообще и в Каталонии в частности очень распространён мототуризм по всяким красивым местам. Маршруты выходного дня и более длительные поездки по ближайшим странам. Есть движение мотоджимханы, кроссовые трассы. В городах мотоциклисты друг с другом не здороваются, однако на трассе приветствие встречных и попутных является абсолютной нормой. Многие ездят группами по 5-10 мотоциклов. Кстати, приветствие ногой здесь очень распространено. Есть мото бары и мото выставки. Но здесь нет , так как нет столь жёсткой аварийности, как в РФ, поэтому даже нормальные мотоциклисты, частенько пренебрегают экипировкой. По городу большинство ездит в мотокуртках, когда холодно, без бот и коленей. Только если пошёл на реальный серпантин можно и нужно одеться как рыцарь. Летом же, в 30 градусов, на короткие поездки большинство ездит в футболках и шлёпках. Плохо это или хорошо, сказать сложно. Это просто так.
Что ж, на этом пока закончу. Буду рад вашим вопросам, если о чем-то хочется узнать больше. А еще я планирую делиться с вами своими любимыми мотомаршрутами по Каталонии. Им посвящу следующие посты.
- AVIX
- Дмитрий
- 24 апреля 2017 в 17:15
- 9
- +92
У нас наоборот: школы изначально про возможность зачета стажа не знают, им приходится рассказывать процедуру и диктовать, что где делать и какие документы подавать. Однако в итоге все отлично: зачтенный стаж принимается как «местный» и страховыми, и компаниями, которые подписку на арендные скутера предлагают. А в некоторых особо удачных случаях еще и пункты добавляют (у меня 15).
- PASSATizhi
- 24 апреля 2017 в 22:10
- ↑
- ↓
не надо бред печатать, а то другие поверят. где идентично то? сборы другие в разы меньше, и повторять их не надо. очередь в Риге максимум месяц. фигуры с площадкой другие. сопровождение индивидуальное. мотоциклы новые.
- nataliaxen
- 25 апреля 2017 в 0:16
- ↑
- ↓
В Финляндии упражнения немного другие, так что не идентично. В Эстонии тоже немного отличаются, там есть «восьмерка» и движение в круге ограниченного радиуса
- SergeiIvanov
- 25 апреля 2017 в 13:29
- ↑
- ↓
В эстонии восьмерка, круг, змейка, движение со скоростью пешехода по узкой дороге, объезд препятствия на скорости, аварийное торможение, город. И в горку трогаться.
- costarider
- 25 апреля 2017 в 11:26
- ↑
- ↓
Аналогично. Я получал свои права в Афинах, все так же. Отличия только в мелочах
- archmaestro
- 24 апреля 2017 в 22:01
- ↓
Посты от тебя интересные, если будешь еще писать — напиши, об интересных местах Испании где успели покатать на байках.
Дмитрий, большое спасибо за подробный рассказ и качественные фото! Хотел бы уточнить один момент. Я правильно понимаю, что сдача местных экзаменов актуальна именно для резидентов страны? Можно ли управлять мотоциклом, попадающим под категорию A2, при наличии международных прав соответствующей категории, полученных в России?
Пост про стаж обязательно! Интересно все! Вообще все) Барселона это мечта, это цель, где то в дали на горизонте) Так что было бы интересно вообще про весь процесс переезда и работы, но наверное это уже совсем другая история и не на этот сайт)
(ПыСы если лезу куда не надо то прошу извинить, просто сбор всей возможной информации)
(ПыСы если лезу куда не надо то прошу извинить, просто сбор всей возможной информации)
- OrangeDiavel
- 25 апреля 2017 в 16:01
- ↓
Интересно написано. Рыжая хонда- красава! Жду посты про поездки по Испании. И что это за фотка чумачечая в коментах?) Н а машине хочу доехать.
Добрый вечер. Неплохо так же осветить со временем, сколько у нас тут (в Испании) страховка стоит, особенно если мот большой и нет ещё 2 лет стажа с категорий «А». Не каждая компания берётся страховать. Я, например, за свой Хорнет (106 л.с.) плачу 250 евро, и это очень недорого, в некоторых компаниях страховых 600-800 евро и выше. А по поводу водительского стажа могу сказать, что в Испанских правах в примечаниях, вписывают дату ваших старых прав и этим можно воспользоватся при страховании, но зависит от компании.
У нас в Эстонии тоже площадка нормальная, наверное не такая сложная, т.к все упражнения отдельно выполняешь по очереди, а не сразу, но в нее входят. 1) Эстакада, медленная езда, медленная змейка, быстрая змейка, экстренное торможение, объезд препятствия на 30 км/ч, и тоже самое на 50км/ч. Сдаешь на моте инструктора, или на своем. Я сдавал на своем, хотя мот инструктора был лучше для экзамена, но, платить 50 евро не хотелось да и разбили его за неделю до. А после площадки едешь в город, и за город тоже. Мне еще повезло, не в ковычках, шел дождь(ливень), что сглаживало некоторые ошибки. Что самое забавное, чем больше езжу, тем больше думаю что катаюсь я очень херово на самом деле. Поэтому попозже поеду на трек, на курсы, и на эндуро/кросс. И практика, практика, практика. Мот у меня основное ТС, так что должен кататься хорошо 8)
- MrJackson363
- 10 декабря 2020 в 16:24
- ↓
Круто. Как и обещал, заглянул почитать пост. Было очень интересно. Наше обучение по сути — легкая прогулка. У меня только остался один вопрос — чем грозит управление мотоциклом без нужной категории? И варьируются ли штрафы от определенной категории (ну точнее, если у вас есть категория А2, а вы управляете техникой А1). В России сейчас штраф за это от 5000 до 15000р. А если передать управление своим байком человеку, у которого нет нужной категории, то доходит до 30000р.
- DanielAdvy
- 11 декабря 2020 в 19:25
- ↓
Это все не так страшно. Нескольких раз покататься на площадке и вуаля.Я даже без опыта сдал.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (45)
RSS свернуть / развернуть