Блог им. roman2k → Estpania 2016 Tour, или 2000км по Испании, часть 1
Ола амиго!
Меня зовут Роман и я расскажу о небольшом путешествии по Испании с моими друзьями, которое состоялось в октябре 2016 года. Километраж небольшой – всего 2000 км, но каждый километр подарил нам незабываемые впечатления и бесценный опыт.
Будет много фотографий и видео.
Примерный план поездки – небольшой круг: Барселона – Валенсия – Мадрид – Сарагоса – Барселона + покататься по окрестностям. Идея поездки возникла более года назад у Стаса и Кости. Стас – инструктор своей мотошколы, и, как несложно догадаться, набирает команду среди своих бывших учеников, которые после получения категории стали ему друзьями или хорошими приятелями. Это отличное закрытие мотосезона, которое надолго останется в нашей памяти. Итак, знакомьтесь:
Стас – Yamaha XJ6, 2013 года
Костя – Suzuki Intruder 1800, 2007 года
Саша – Yamaha YZF-R6, 2007 года
Рома и Алёна – Yamaha FZ1 Fazer, 2008 года
Месяцем поездки сразу становится Октябрь, т.к. у Стаса заканчиваются обучение и экзамены. В течение 2016 года мы несколько раз встречаемся, знакомимся, обсуждаем поездку, маршрут и другие моменты. У каждого из нас около 10 дней отпуска, поэтому лучший для нас вариант покататься в тепле на своих мотах – отправка фурой. Тошнить своим ходом по польским автобанам с фурами в +6°C желания не было, мы предпочли спокойный темп и пейзажи Испании.
Почему назвали ESTPANIA? Мы из Эстонии, решили покататься по Испании, посмотреть дороги, пейзажи, культуру людей. К красивому созвучию добавили 2016 Tour. Готовим небольшую графику для наклеек и видео (первая картинка статьи).
Стас решает вопросы по доставке мотоциклов, датой погрузки назначается 7 октября. Покупаем билеты в Испанию, бронируем апартаменты, подготавливаем мотоциклы: резина, масло, прикуриватели, крепления навигаторов, багажные системы и т.п. Остается ждать.
За 4 дня до погрузки у меня умер аккумулятор. Это просто счастье, что не после погрузки, там, в Испании… За 2 дня до погрузки приходит новый, ставим, все работает.
Приближается погрузка. Собираем вещи, моем мотоциклы.
За день до погрузки встречаемся у Стаса в мастерской, клеим наклейки, делаем последние доработки. Завтра отсюда повезем мотоциклы в DSV. Новый акум я не успел зарядить до конца, а только на 70%. У Саши был тоже новый акум, более пустой, поэтому на ночь оставили заряжать его.
7 октября. Отправка мотоциклов.
На улице +6°C, утеплились, поехали. К 10 часам утра приезжаем на склад DSV, нам выкатывают железные рамы, выдают ремни, начинается неспешный процесс погрузки. Неспешный потому, что подобного опыта мы не имели, и приходилось искать элементы, за которые лучше и надежнее делать стяжки. К тому же крепить можно было только к синей раме-основанию. Спустя 5 часов моты готовы к транспортировке и работник склада их забрал. Мотоциклы доставят на склад в Rubi, пригород Барселоны.
Видео:
15 октября. Вылет.
Встреча в аэропорту Таллина около 20:00. Почти весь багаж — личные вещи, экип мы отправили с мотоциклами, сами летим только с ручной кладью. Пока ждем рейса — общаемся, делаем фотографии, снимаем короткие ролики для видео. Прибытие в GIRONA AIRPORT состоялось около часа ночи. Общественный транспорт не ходит, берем такси. До апартаментов ехать 32 км. Температура была около +12.
Mercedes-Benz Viano 2006 года с пробегом 899 000 км
Мы забронировали апартаменты в Blanes – небольшом, но очень приятном городке. Стас уже отдыхал здесь несколько раз, именно в тех апартаментах, поэтому было решено пожить там же. Ночью заселяемся в номера и заваливаемся спать.
Видео:
День 1 (16 октября), прогулка по Бланес.
Спать было прохладно, напялили все одеяла, что нашли. Апартаменты без обогрева… Испания… Но как только сонные морды вышли в из спальни в гостиную и раскрыли шторы, солнце сразу начало приятно припекать и открылся красивый вид на море.
Вид с балкона
Октябрь считается не сезоном, поэтому в апартаментах мало гостей. Наш с Аленой номер на 3 этаже, другой номер на втором (по диагонали). Перекличка с балкона, завтрак и сбор на улице. В воскресенье склад закрыт и мотоциклы мы не можем получить. Мы знали об этом, поэтому планировали в первый день в Испании просто погулять, посмотреть город и пляж, поесть паэлью, выпить пару бокалов сангрии. Выходим гулять, по ощущениям +23 градуса. Я с досадой понимаю, что забыл взять шорты в ручную кладь и приходится гулять этот день в джинсах. В такую погоду я бы одел майку и шорты, но к удивлению замечаю, что местные тоже ходят в штанах, некоторые даже в кофтах. Видимо, для местных это не лето. А для нас, не избалованных эстонским солнцем, это просто жара. Костя с Сашей даже пару раз окунулись.
Находим понравившийся в прошлый раз Стасу ресторанчик на берегу и пробуем местную кухню.
В городе была какая-то демонстрация спасательной техники, смотрим, фоткаемся на память, общаемся с местными насколько это возможно. К сожалению, каталонцы плохо говорят по-английски. Некоторые совсем не говорят, даже официанты, казалось бы, в туристическом месте. Приходилось пальцами тыкать меню и использовать гугл-транслейт.
После прогулки зашли в магазин, вернулись в апартаменты, приготовили покушать, посмотрели предстоящий маршрут, по каким дорогам ехать, погоду на неделю и отправились каждый к себе отдыхать.
Видео:
День 2 (17 октября), забираем мотоциклы, Rubi – Blanes (90 км)
Сегодня забираем мотоциклы. Подъем около 7 утра, нужно добраться до Руби. Алёна спит, а мы бегом на автовокзал, едем до ЖД станции и садимся на ближайший поезд до Барселоны. Едем до самого центра (Площадь Каталонии), где пересаживаемся на другую ветку и едем до Руби. Около 11 утра мы у ворот DSV. Волнительный момент. Там за стенами где-то наши мотоциклы, всем интересно как они доехали, все ли в порядке, как скоро их найдем и получим. Состояние техники волновало в первую очередь, т.к. боковых стенок у так называемой посылки не было (только рама-основание и желтые боковые столбы по углам для того, чтобы ставить второй мотоцикл наверх). У меня было снято большое стекло и положено на сиденье, не были сняты зеркала. Все, конечно, укладывалось в габариты, но все же волновало как оно доедет до Испании. Показав нужную бумажку в нужном окне, нам указывают на дверь, войдя в которую мы попадаем на склад и видим наши мотоциклы. Через 10 минут нам выкатывают их на погрузчике. Мотоциклы точно в таком же виде, как и были после упаковки в Таллине. Быстро снимаем обертку, ключи в зажигание и… все завелись. Радость, счастье, улыбки до ушей. Ставим кофры, я прикручиваю стекло, крепим камеры на шлемы и мы готовы ехать. Наши мотоциклы на испанской земле.
Поскольку все голодные, первая же остановка через километр на ближайшем МакДаке. После хоть какого-то обеда проверяем гарнитуры и начинаем искать в навигаторе маршрут до Бланеса. Изначально планировалось ехать по навигатору Стаса (старенький машинный ТомТом), но он как-то не хотел дружить с прикуривателем и периодически выключался. Перегруппировываемся, Стас встает последним, я выхожу вперед. В моём арсенале Galaxy Note 4 с установленным NAVIGONом. Забегая вперед, скажу, что этот вариант справился со всеми задачами на 9 баллов из 10.
До этого момента я привык ездить «в толпе» последним. Как-то хорошо себя чувствую последним. Никто сзади не поджимает, не надо следить за сзади едущими в зеркала, не надо следить за маршрутом, все вижу (предстоящие препятствия, неровности, где как кто объезжает) или просто снимаю «толпу» на камеру. А теперь предстояло ехать первым. Да еще по незнакомой местности, да еще и по навигатору. Должен признаться, что ранее у меня не было ни опыта езды по большим городам, ни опыта езды по навигатору (на мотоцикле). Дополнительного волнения добавлял и груз ответственности, т.к. три сзади едущих мотоцикла мне доверяют и будут выполнять те же действия и маневры, что и я. Не хотелось никого подводить.
Итак, выезжаем домой. Навигатор повез нас через Барселону. Первые километры даются с трудом, кто-то отстает, потом пара остановок для проверки навигатора. Я еду первый, затем Костя, Саша и последний Стас. Костя с Сашей на связи между собой, а я со Стасом. Как-то удалось запустить ТомТом и Стас помогает мне ориентироваться в поворотах и развязках. Потихоньку привыкаем к езде и выезжаем на просторную платную дорогу на Бланес. Что сказать… дороги в Испании отличные. Трехполосный автобан в каждую сторону. Отслюнявив на «блокпостах» около 6 евро (с каждого) за 70 километров шикарной дороги, мы добираемся до наших апартаментов примерно в 17 часов. Разгружаемся, ужинаем, записываем мысли, впечатления на камеру и обсуждаем завтрашнюю поездку.
Видео:
День 3 (18 октября). Blanes – Valencia (500 км)
Подъём в 7 утра, погода отличная, солнце, около 16 градусов. Завтракаем, крепим заранее собранные чемоданы на мотоциклы и выезжаем.
До Валенсии идет отличная платная дорога AP-7. Примерная стоимость этого 400-километрового удовольствия составляет около 40 евро с байка. Нас это «немного» смущало, если честно, потому что плата за асфальт на этом отрезке больше, чем траты на топливо (1 евро за каждые 10км). Было принято решение ехать второстепенными дорогами, которые идут параллельно AP-7 через небольшие города. К тому же хотелось посмотреть не только трассу, но и местность вокруг. Если что-то не понравится, всегда можно свернуть на AP-7. Нужно сказать, что мы ни разу не пожалели о принятом решении.
Итак, выезд. Машин на дороге было очень мало, ехать приятно. Навигация осуществляется на моем телефоне, который был заряжен на 100%, но все равно вставлен в зарядку. Спустя 10 км я вижу, что иконка зарядки горит, но % заряда самого телефона падает так, будто он вообще не вставлен в зарядку. Когда стало около 80%, я запаниковал, т.к. проехали всего 20км и при таком раскладе заряда телефона до Барселоны не хватит. К счастью, ниже 80% заряд батареи не падал. Видать, усб от акума мотоцикла не может зарядить относительно большой акум работающего на полной мощности телефона.
Приближаясь к Барселоне автомобилей становится больше, даже довелось постоять в мини-пробке. По возможности объезжаем стоящие фуры справа, аккуратно, не наглея. Безопасность выше всего. Мы специально объезжаем Барселону, чтобы не тратить время. На Барселону у нас отдельные планы, не сегодня. На каждой из заправок перекусываем сделанными заранее бутербродами, пьем чай и кофе.
Наконец, приезжаем в Таррагону, где находим, на наш взгляд, центральную (или близко к тому) улицу и обедаем в ресторанчике.
Выдвигаемся в путь и почти сразу после Таррагоны попадаем в местечко под названием Salou неподалеку от Cambrils. Это был один из самых запомнившихся моментов за всю поездку. Мы попали на дорогу, идущую вдоль моря. Справа вдоль улицы – одни отели или апартаменты (как нам показалось), а слева – красивый парк, пальмы и море. Уже дома я не поленился найти ее на гугл мапс — улица Passeig de Miramar. Поскольку октябрь – не сезон, мы проехали по практически пустой улице со скоростью около 40, машин и людей почти нет, даже было чувство какого-то зомби-апокалипсиса :) Эта улица настолько впечатлила, что мы не сделали даже остановку для фотографий, хотелось просто ехать. Мы сняли этот отрезок на видео. К счастью, камера была надета на селфи-палку и кадры получились отличными. Именно здесь я почувствовал то, ради чего я приехал в Испанию: солнце, тепло, дорога вдоль моря и пальмы :)
Далее едем и, судя по указателю, попадаем в Майами. Да, есть такое место в Испании — Miami Platja. Темп спокойный, никуда не торопимся, едем около 120 и наслаждаемся дорогой и пейзажами. Затем дорога немного отдалилась от моря и сменились пейзажи.
Приезд в Валенсию состоялся уже в темное время суток, время около 20:00. Это был самый продолжительный день из всех, что у нас были в этой поездке. Мы немного вымотались и хотелось уже отдохнуть, особенно Алёне. Мы никогда так много не ездили на мотоцикле за один день, и для неё это было маленькое испытание.
Отель заранее не бронировали, решено было каждый день экспериментировать. Припарковавшись, берем мобильники и начинаем поиск. Хотелось, чтобы ночлег укладывался в 50 евро каждый день. Попытка номер 1 приводит нас в самый центр города. Район нам не сильно нравится, ходят подозрительные типы, к тому же оказывается, что мы приехали к какому-то третьесортному хостелу. Попытка номер 2 приводит нас в самый центр, а-ля кафедральная часть, где даже движение транспорта запрещено. Заселиться можно, но для мотоциклов пришлось бы искать какую-то парковку, тащить вещи, чем совсем не хотелось заниматься. 2 неудачных попытки на фоне усталости, на самом деле, сыграли большую роль при наших дальнейших поисках мест ночлега. После этого приходит гениальная идея искать отель вне города. Открываем карту и начинаем искать отель, расположенный за Валенсией в сторону Мадрида. Проблем с парковкой загородом не должно быть, к тому же завтра не придется тратить время на выезд из большого города, а сразу поедем на трассу. У меня и Стаса одновременно падает взгляд к отелю, расположенному в 20 километрах от Валенсии. Мы решили все же позвонить перед тем, как начинать движение. Разговор с по телефону был примерно таким:
— Здравствуйте, у вас есть два свободных номера?
— Да, ноу проблем.
— А парковка есть для мотоциклов?
— Да, ноу проблем.
— А покушать у вас можно в такое время (около 22:30)?
— Да, ноу проблем.
Ну, раз ноу проблем, тогда седлаем байки и мчимся. Мы приехали к отелю, находящемуся практически на трассе. И мы не прогадали.
Очень приятный мужчина встречает на ресепшене, все рассказывает, выдает ключи от номера и даже не спрашивает денег – расплатимся, мол, завтра. Быстро бежим в приотельный кабак, который еще открыт и заказываем курицу гриль. Сложно даже было представить, что в отеле на трассе мы съедим самое вкусное (на мой взгляд) блюдо за всю поездку, всего за 7 евро. Повар шедеврально приготовил курицу на углях, сочную, с приправами и гарниром. Под сангрию блюдо залетело на ура. Будучи уставшими, мы все же посидели этой тёплой ночью на террасе и пообщались перед сном. Мы были последними клиентами и персонал ресторана терпеливо ждал пока мы закончим. Надо отдать должно всем испанским ресторанам – везде дают клиентам столько времени, сколько нужно, даже нет ни намека на время и на то, что пора бы закрываться.
Даже в темноте было понятно, что мы сегодня удачно приземлились. Но мы еще даже не представляли, в какое крутое и живописное место мы попали…
Видео:
День 4 (19 октября). Valencia – Madrid (380км)
Спали отлично, подъем около 8 утра, солнце светит через штору. Выходим на улицу и офигеваем от красоты.
Наши апартаменты представляли собой рядные домики с личным парковочным местом под навесом (на фото красивая арка). Вокруг все цветет, чисто, подстрижено и тишина… выходишь будто в свой собственный сад, где растут кусты с цветами. Хотелось остаться там на несколько дней, но надо выезжать на Мадрид. Завтрак бутербродами, соком и кофе был включен в цену, мы этим воспользовались. Затем собрали вещи, запарковали красиво мотоциклы и воспользовались живописным видом для записи своих впечатлений на видео.
Несмотря на то, что светило солнце и было очень тепло, мы знали, что по прогнозу ближе к Мадриду нас должен застать дождь. Сразу дождевики не одеваем, а кладем их в легкодоступное место.
От Валенсии до Мадрида идет бесплатная трасса А-3, поэтому второстепенными дорогами ехать мы не стали. К тому же из-за долгих сборов и съемок наш выезд немного задержался.
Выезд на трассу и поехали. Навигатор показывает ехать более 300км прямо, поэтому потеряться мы не боимся и меняемся иногда местами. Ребята без навигаторов выезжают вперед и мы пытаемся снять хорошие кадры на камеру. Спустя 100 км появляется тучка и мелкие капли, мы со Стасом переговариваемся по гарнитуре и принимаем решение остановиться надеть дождевики. Останавливаться на трассе нельзя, да и небезопасно. Ищем ближайший съезд с трассы и проезжаем около пары километров по второстепенной дороге, где находим безопасное для остановки место. Паркуемся в ряд, слезаем размять кости, достать дождевики и вдруг понимаем, что случайно остановились около виноградника.
Костя первый не побоялся испачкать ботинки и добыл нам гроздь винограда на пробу. Ягоды были небольшими и росли плотной гроздью, на вид ничего впечатляющего. Но после того, как Костя раскусил первую ягоду и мы увидели его расплывшуюся улыбку, стало понятно, что ботинки придется испачкать еще кому-нибудь. Это был самый вкусный виноград, что я пробовал. Очень сочный и очень сладкий. Если бы из него надавили сока и дали попробовать, я бы сказал, что точно подмешали сахара. Стас, измазав ботинки глинистой почвой, отважно добывает нам еще пару гроздей винограда и мы довольные трескаем случайно доставшийся нам десерт.
Мы не поленились даже достать камеру и каждый поделился мнением и передал привет унылому винограду, продающемуся на полках наших магазинов.
Виноградник сделал наш день! Эта остановка оставила массу впечатлений, дождь еле моросил и мы замечаем, что стоим уже около часа. Наконец, одеваем дождевики и двигаем дальше. Саша и Костя не брали дождевики с собой и просто ехали в коже. Как покажет дальнейший опыт – лучше бы дождевики были. Поскольку эта наша первая поездка такого плана, у каждого были пробелы в экипе, одежде, электронике и бытовых вещах. На то он и опыт, чтобы сделать выводы и в следующий раз укомплектоваться по-другому.
Было решено поснимать поездку на эстафетную селфи-палку, которую каждый будет передавать другому на ходу. Дорога, по которой мы ехали, была совсем пустая и мы неспешно снимали ролик до момента выезда на трассу. Результат можете посмотреть на видео.
Вообще пейзажи поменялись по сравнению со вчерашним днём, мы ехали вглубь страны. Иногда было похоже что-то на Аризону – пустынные места, горы вдали, редкая растительность.
Спустя какое-то время на трассе мелкий дождь превратился в ливень и дождевики были одеты не зря. Эта была моя первая поездка в дождевике. В Таллине я в такой дождь не ездил. А если и попадал, то это был дождь среднего калибра и максимум на 10 минут. Дождевик оказался очень удачным и капли скатывались как с гуся. Мы проехали несколько десятков километров, дождь не переставал и мы решили остановиться на довольно крупной заправке, чтобы залить баки и перекусить. На заправке была довольно большая столовая и мы недорого поели паэлью с чаем. Спустя минут 20 дождь прекратился и появилось солнце. Это нас очень обрадовало и мы выдвинулись дальше.
За 20 км до Мадрида была еще одна остановка на заправке, где мы посмотрели карту и решили куда поедем в Мадриде. На подъезде к столице была очень неслабая развязка дороги с кучей съездов, из-за непонятного в тот момент масштаба карты на навигаторе я ехал в неправильной полосе и мне пришлось резко перестраиваться вправо. Ребята сзади притормозили и успели перестроиться за мной… но не все. К сожалению, у Саши в последний момент не было возможности вильнуть вправо и мы разъехались по разным дорогам. Около километра мы ехали и видели Сашу параллельно нам, но понимали, что его дорога приведет не туда, куда нас. У Саши не было навигатора и он не мог скорректировать свой маршрут. Впереди была еще одна развязка и мы решили рискнуть и съехать в надежде попасть на ту дорогу, по которой ехал Саша. Но мы ошиблись и съехали на трассу, ведущую на Сарагосу. Делаем ближайший разворот (через примерно 10 километров) и, потеряв около 10 минут, мы подъезжаем к Мадриду. Начинало темнеть и мы надеялись, что Саша осилит указатели и все-таки приедет в Мадрид. Так и оказалось. Саша присылает нам СМС с адресом где он находится и мы едем его забирать. Воссоединившись, мы решаем сделать небольшой круг по центру Мадрида. Уже совсем прилично стемнело и снова начался небольшой, но дождь. Мы сделали круг почета по центру, немного поснимав на камеру, но пора было уже искать и отель. Тем временем дождь стал очень сильным и мы искали где в центре мадрида запарковаться. Нам повезло и мы остановились в свободном кармашке прям под большими деревьями. Снова одеваем дождевики, и начинаем поиски отеля.
Завтра нам ехать в Сарагосу, поэтому смотрим возможные варианты в пригородах Мадрида в сторону Сарагосы. Нашли подходящий вариант почти сразу, в 25 километрах, звоним – все хорошо. Выезжаем. Дождь усилился, едем по темноте в большом городе по телефонному навигатору, который пришлось положить в водозащитный чехол, так же пришлось приоткрывать визор и терпеть мелкие брызги, потому что капли при движении в городе не скатывались и сильно мешали обзору. Пришлось даже одеть резиновые перчатки с Луиса (поверх мотоперчаток). Руки, конечно, не промокли, но хват в мокрых резиновых перчатках был очень некомфортен. За городом пришлось ехать не больше 80км/ч из-за соображений безопасности. Куча неудобств, но в итоге мы благополучно добрались до места, дождь почти прекратился.
Отель был довольно неплохой. Мотоциклы разрешили поставить прям около входа. Первым делом мы разложили по номеру все вещи, чтобы просушить и поставили акумы камер и Powerbank-и на зарядку. После немного перекусили и легли спать.
Видео:
Продолжение следует…
- roman2k
- Роман
- 23 февраля 2017 в 0:34
- 6
- +48
- mototurist
- 23 февраля 2017 в 12:33
- ↑
- ↓
Нет, не мерещится
натурально немец (или эстонский легионер, ССовец — одеты были одинаково) с MG
А хозяину похоже нацики нравятся...
нда…
натурально немец (или эстонский легионер, ССовец — одеты были одинаково) с MG
А хозяину похоже нацики нравятся...
нда…
- mototurist
- 23 февраля 2017 в 13:00
- ↑
- ↓
А чего минусить-то? Незнаю кто как, я бы с таким «узором» даже рассматривать мотоцикл не стал бы. Дело конечно личное но о некоторых вещах весьма говорящее.
Уж извините, сказал что думаю.
Уж извините, сказал что думаю.
А у меня визу в шенген отобрали, вернее не продлили((( Была пятилетняя, мама живет в Латвии, но санкции… Меня как военнослужащего, тем более как представителя ГРУ, подвели под санкции, как Латыши так и наши. А столько планов было! Высоцкий пел- Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал! Саяны видел, Памир видел, Карпаты видел, Кавказ… Родился я на Кавказе, хотел Альпы увидеть…
Наконец, заговорили про то, о чем на самом деле пост. Я верил в адекватных читателей))
Финансы во второй части не описываются. Но было примерно так:
Билеты Тлн — Жирона 190 еур/чел
Такси до бланеса 60 еур (ночью)
Апартаменты в Бланесе 10 дней 360 еур на двоих (и около 400 еур трехместный номер)
Ночёвки в других отелях 45-50 еур за двухместный номер (60 за трехместный)
Еда около 30 еур в день
Топливо по 1.25 еур/литр
Платные дороги примерно 1 еур за 10км, можно ехать всегда бесплатными
Такси в аеропорт 50 еур (днем)
DSV считали цену за используемую площадь в грузовике. 1 байк шел на второй сверху, поэтому цена отправки 1 или 2 мотов одинаковая. Выгодно отправлять четное кол-во мотоциклов. Нам обошлось 470 евро с мотоцикла туда и назад.
Финансы во второй части не описываются. Но было примерно так:
Билеты Тлн — Жирона 190 еур/чел
Такси до бланеса 60 еур (ночью)
Апартаменты в Бланесе 10 дней 360 еур на двоих (и около 400 еур трехместный номер)
Ночёвки в других отелях 45-50 еур за двухместный номер (60 за трехместный)
Еда около 30 еур в день
Топливо по 1.25 еур/литр
Платные дороги примерно 1 еур за 10км, можно ехать всегда бесплатными
Такси в аеропорт 50 еур (днем)
DSV считали цену за используемую площадь в грузовике. 1 байк шел на второй сверху, поэтому цена отправки 1 или 2 мотов одинаковая. Выгодно отправлять четное кол-во мотоциклов. Нам обошлось 470 евро с мотоцикла туда и назад.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (37)
RSS свернуть / развернуть