Блог им. motomavr → Как мы с Серегой на Лофотены ездили. Июль 2016.
В июле мы сгоняли на Лофотены. Вообще, сначала я хотел на Нордкапп… как все. Но.
Был я на майских праздниках в Кракове на мотоцикле. Около отеля повстречался немец — тоже мотоциклист. Он заявил, что бывал на Нордкаппе, и ему там-де не понравилось. «Поезжайте-ка лучше на Лофотены! Там красиво. На Нордкапп вот все едут, ради галочки. А вам галочки не нужны!»
И мы поехали.
Серега и его жирный гусь
Я и моя новая Honda CBF1000, купил за две недели до поездки, на смену Kawasaki Versys 650, на котором отъездил полтора сезона. Версус — отличный мот, но захотелось помощнее. Как-нибудь напишу подробный отчет.
Наш маршрут на 11 дней.
Все заранее планировали и бронировали через букинг, отели и паромы. Бюджет получился примерно по 80 т.р. на человека (из них бензин где-то 35), не считая еды. Плана придерживались тютелька-в-тютельку. После последней поездки в Европу этой весной, где мы нифига не бронировали заранее и все делали на коленке в самый последний момент уже на месте, я понял, что залог успешного путешествия — тщательное планирование.
Российская часть путешествия проходит, как всегда, обыденно. Пилилово. Особо и фотографировать нечего.
Серега выехал накануне, договорились встретиться в Твери. Сегодня едем до Выборга.
Где-то под В.Волочком: «Серег, чо это за мот мы обогнали?» — «Да хер знает, на Голду похоже». — «А я думал Пан». Не угадали.
Это Кетай.))
Вот этот чувак — англичанин, но живет в Китае. Он и еще два китайца едут на трех китайских мотоциклах из восточного Китая, через всю Сибирь в Европу. Пенсионер мля… Кстати, в больших желтых сумках — только запчасти для их поездки. Все, включая сцепление.) Не, лучше Япония.))
Еще один. Кстати, англичанин очень ругал китайских водятлов, и говорил, что ездить там на мотоцикле, несмотря на продолжительный мотосезон, невозможно. «Because they are so fucking stupid!»
Быстро доехали до Питера и вот уже мы на Выборгском шоссе на съезде с КАДа.
А вот и Выборг. «Город смотреть пойдем?» — «А хрен там смотреть. Давай по пивку лучше».
Это еще мало мошек было…
На следующее утро проснулись, позавтракали, поехали в Оулу. Через КПП Светогорск. Наших погранцов в последнее время что-то прет. Стали часто задавать странные вопросы. Летал в последний раз зимой, спросили на вылете «с какой целью летите?». В этот раз в будке тетка велела, глядя в мой паспорт: «назовите фамилию, имя, отчество и дату рождения». А что, если забыл? А что, если человек просто мудак и не назовет — не выпустите? На обратном пути тоже был прикол, расскажу позже.
В общем, русских прошли быстро, а это, собственно, уже финны. Воскресенье утро, народу немного. Все четко. «Юр, ты куда разогнался между постами? Здесь вообще везде 20 висит. У меня один знакомый как-то раз на машине возвращался домой, поддал газку на „нейтральной“ территории, так тут везде камеры, его русские попросили вернуться к финнам, а те ему тут же влепили нехилый штраф».
Финка летом, как всегда, прекрасна. Тишь да гладь.
Жарко, через сотню километров после границы свернули на озеро искупаться. Озер на каждом шагу полно. Конкретно это место, скорее всего, находится в частной собственности. Но разрешение можно не спрашивать, потому что в Финляндии действует т.н. everyman's right, или «право каждого на доступ к природе». Если вкратце, по закону вы имеете право на доступ к земле, находящейся в публичной или частной собственности, для целей отдыха или занятия спортом. За несколькими исключениями. Короче, формально, за некоторыми исключениями, можно поставить палатку и отдыхать где угодно, если это не нарушает частной жизни собственника. Нельзя ставить рядом с чужим домом. Нельзя разводить костер. Нельзя мусорить, наверное. На практике, финны частенько высказывают свое недовольство, но если будет дело принципа — правда за вами. Вот тут можно про это почитать, на английском: en.wikipedia.org/wiki/Freedom_to_roam
Похожее работает в Норвегии, Швеции и немногих других странах. Короче, я искупался, водичка шикарная!)
Быть в Финляндии и не заехать пообедать на ABC — нельзя.
ABC — крупная финская сеть заправок и кафе.
Несколько лет назад, помню, после недельного похода по озерам, очень вкусно было там подкрепиться. В этот раз получилось так себе. Наверное, потому что мы спешили и взяли буфет.
Дорога на Оулу вся в видеокамерах. Точнее, это фотоаппараты. Их десятки. Выглядят вот так.
Дорога местами однополосная, а траффик плотный. Ехать на мотоцикле ровно 80, маневрируя, обгоняя и не при этом не превышая — практически невозможно. Штрафы высокие. Автомобили с российскими номерами тоже прекрасно штрафуются. Штрафы потом вешают и заставляют оплатить при следующем обращении за визой. Камеры щелкают вроде бы только в лицо, но когда ты например едешь и видишь такую же камеру для встречного потока, нет-нет, возникнет мысль — в вдруг она сейчас не только встречным, но и заодно тебе в жопу стреляет? В общем, кайф от езды это немного портит, потому что даже когда видишь встречную камеру, все равно чисто психологически сбрасываешь скорость перед ней. На ABC, спросил финку-мотоциклистку за соседним столиком — ездит на Дрозде(!) — насчет камер, она успокоила, не волнуйся, нашему брату они не страшны. То бишь в хвост не снимают. Чтобы два раза не вставать, также много камер в Швеции и встречались в Норвегии. Позже один норвежец из Тромсё, который возвращался домой на на Нортоне 1957 года выпуска, подтвердил, что в Скандинавии камеры мотоциклистам не страшны. То же самое в Эстонии, кстати. А вот из-под Твери мне-таки пришел штраф, 500 рублей, в районе Эммауса в Тверской области. Сереге пришло два.
Ладно, пока мы еще в Финляндии.
Байкеров очень много. Любят они это дело. И клубные, и путешественники и на разной технике. На трассе в Финке, Швеции и Норвегии встречные мотоциклисты, как правило, здороваются. Охотнее, чем в той же Польше или Чехии. Правда такого теплого отношения друг к другу, как в России, я не видел нигде. Остановишься позвонить — к тебе через 5 минут налетают по очереди поинтересоваться, все ли в порядке. Там такого точно нет.
Как в Америке, много мотопутешественников пожилого возраста. Жаль, не мог все снимать на фото, на заправке, разговорились с норвежкой на Драге, на вид лет 60, она возвращалась с мужем из двухнедельного путешествия по Скандинавии. Я сначала подумал, что она вторым номером, потом смотрю, у них два мотоцикла, сама то есть едет. Вообще, общение с людьми, такими же байкерами, особенно на заправках — это один огромных плюсов мотопутешествий. Это, если угодно, вообще треть того, ради чего я еду куда-то, даже если я еду один. Обязательно найдется кто-то, с кем перекинешься парой слов, про мотики или за жизнь, попьешь чайку, или вместе дальше поедешь. Хоть мотоциклисты, хоть обычные автолюбители. Когда ты на байке — люди идут на контакт намного охотнее. Зачем это надо? Не знаю, просто интересно общаться.
Насчет заправок: их мало. Особенно на севере Финляндии и в Швеции. Сереге-то как с гуся вода — у него бак 34 л, хватает на 600 км. Моих же 20 литров хватает максимум на 400 км, если ехать экономно, из них 5 резерв, то есть последние 100 км на нервах. Обсыхал пару раз, спасибо Сереге, он взял с собой канистру на 5 литров и вез ее всю дорогу. Плюс на случай нехватки бензина у меня всегда лежит в кофре гибкий шланг метровой длины, выручал как-то одного мотоциклиста на трассе.
600 км от Выборга пройдено, и мы приехали в Оулу.
Уютный северный городишко.
Ключ от апартаментов, которые мы сняли в Оулу, находился в навесном замке №5 на ручке входной двери китайского ресторана «Золотой Дракон». Замок, в котором
Разместились. Время 22-00. Светло, как днем.
Стоянка почти везде вроде как платная, но мы нашли где приткнуть моты.
На улице приятный северный холодок. Вид с балкона.
Топим баньку, кабинка прямо в ванной.
Еще одна ванна — Vanna Tallinn (купленная в дьютике за 2 евро) ждет на кухне.
Напарились, Серега лег спать, а я пошел гулять по городу.
На улице светит солнце и такой северный холодок. Без свитера очень зябко. Время 23-00.
Чей-то древний гусек.
Вышел к воде.
Один закат чего стоит.
Я не особый поклонник исторических достопримечательностей. В Оулу много всяких деревянных домиков
Уже почти полночь, с воскресенья на понедельник. Народ на улице тусуется. Молодежь сидит пьет пиво, бары открыты, кто-то катается на скейтборде.
Где-то в центре.
Многие ездят на велосипедах. Велики стоят около домов не пристегнутые. И это в городе с населением почти в 200.000 жителей!
Следующий день. Проснулись, позавтракали, еще 130 км, какой-то мост и опа — Швеция встречает нас Икеей.
Что можно сказать про финские дороги? Они идеального качества, без ям и неровностей. Как уже говорил, много камер. Ехать по Финке скучно, примерно как по Белоруссии. На машине была бы просто мука. К примеру, в той же Швеции, часть пути, особенно вдоль Ботнического залива, дорога очень напоминала по качеству российскую, с такими «веселыми» трамплинчиками. На Лофотенах местами так вообще… Но к Лофотенам мы еще вернемся, а пока мы в Швеции. Заехали на заправку.
Важно! Заправки в Швеции и Норвегии работают, сука, очень интересно. Многие автоматические, без оператора. Они принимают только карты. То есть как бы в магазинчике сидит за кассой дядечка, но он в процессе особо не участвует. Везде по-разному, но часто бывает, что налом заплатить ему нельзя, только картой через терминал. Около колонки находится терминал, в который ты суешь свою карточку. И вот тут начинается засада. На карте сразу блокируется определенная, весьма существенная, сумма. У Сереги в Норвегии заблокировали 150 евро в местных ноках, в Швеции два раза, кажется, по 10.000 рублей в шведских секах. У меня замораживали тоже 2 раза по 15.000 руб и 10.000 руб на обратном пути в Швеции. Так вот, ты вставил карточку, еще не заправился, а тебе сразу приходит смска о покупке. Заправляешься на полторы тысячи рублей, а остаток не отвисает. Все деньги отвисли только через неделю по возвращении домой. Представьте себе ситуацию: возвращаешься, отдых подходит к концу, денег в общем-то не так много остается, а тут тебе на каждой заправке херак — снимают по 100 евро. И налом под расчет заплатить нельзя — только картой через терминал. Так что надо это учитывать в поездке и денег на карте должно быть с запасом. Это мы потом поумнели, стали по очереди одной картой заправлять оба мота. Позже читал про этот феномен — да, действительно, в Швеции и Норвегии есть такая фишка. Банки или заправки — не знаю кто — пытаются обезопасить себя от недобросовестных клиентов, блокируя большую сумму, чем та, на которую они заправляются. Хотя сложно представить, как можно обмануть заправку. В Финляндии, такого прикола нет, хотя большинство заправок работают тоже автоматически. Там можно сразу ввести сумму, на которую хочешь залить топлива — к примеру, 10, 20 или 50 евро, остаток тут же вернется на карту.
Только я посетовал Сереге на заправке на качество шведских дорог, мы свернули от Ботнии на роскошнейший автобан, ведущий на север. Спокойно держали среднюю скорость 150 км/ч последующие два часа.
Становилось прохладно. Остановились, чтобы утеплиться.
Заправок с каждым разом все меньше. Чтобы заехать на очередную, пришлось немного свернуть с пути и проехать пару километров.
Время обедать, а тут удачно пиццерия прямо на заправке.
В ожидании заказа. Пьем пиво 2.5%, безалкогольного не было. Вообще, я большой противник любого алкоголя за рулем. Особенно на мотоцикле. На авто в общем тоже, но на отдыхе в странах, где есть допустимый предел промилле, могу себе позволить максимум один бокал пива за обедом. На мотоцикле же просто начинаю себя херово чувствовать, теряется координация, стучит сердце. Все-таки физическая нагрузка. Но тут мы пока еще будем обедать и отдыхать, так что баночку 0.3 можно. Кстати, о пиве. В Швеции мы не встречали пива крепче 3,5 градусов. Нигде. Пить его невозможно, это моча. Чтобы купить нормального пива, надо идти в специальный магаз, который хер знает где. В Норвегии похожая ситуация с алкоголем.
Кафе держат какие-то мигранты. Мы долго гадали кто они по национальности, пока Серега не попросил у них по-русски чаю. «А, чай» — обрадовался хозяин, который оказался турком.
Обед
Пока мы собирались в путь, у заправке подъехали еще два мотоциклиста: один на эрке КТМ 1190, второй на GSA.
«Привет, я Ларс, как дела? Куда путь держите?»
Ребята рассказали, что возвращаются домой в Стокгольм из поездки на Нордкапп и Лофотены. Причем они путешествовали исключительно по грунтовым дорогам. Предупредили об опасностях в виде оленей, и особенно, на Лофотенах, в виде таких маленьких тупых овечек, которые пасутся вдоль дороги и бросаются под колеса.
Едем дальше.
Местами идет ремонт дороги.
Стало реально холодно, плюс местами дождик. Приоделись в дождевики. Они нам еще много раз понадобятся.
Обгоняю фуру, скорость 120, смотрю впереди что-то темнеется на дороге… Как в том топике на мотофоруме: «Что за олень?»
Как бы так не получилось, что алень — это я.) Сбросил скорость, притормозил. Очень опасно. Оленей по пути на Лофотены мы видели два раза, оба раза в Швеции. Наверное, дорога с интенсивным движением, поэтому их не так много. А вот на обратном пути через Швецию по сельской дороге, их было реально дохерища, в районе Арвидсъяура. Но обо всем по порядку.
Север Швеции — это лес и озера. Норвегия — это фьорды и горы. Пересекаешь границу (особенно обратно) — и пейзаж меняется сразу. Близость Норвегии видна на фото.
И наконец:
Норвегия не входит в ЕС, и поэтому при въезде формально присутствует таможенный контроль с зеленым и красным коридорами. В действительности просто проезжаешь мимо табличек и все, ты в Норвегии. Как только мы въехали, сразу подул сильный ветер, пошел косой дождь, стало холодно, и перед нашим взором предстали какие-то нереально волшебные пейзажи! Именно вот эти первые пара десятков километров по Норвегии мне запомнились больше всего, даже где-то больше, чем Лофотены. Какие-то скалы, на них дома, ветряки, горы — это все просто поражает воображение. И это под дождем! Жалко, что мы не могли остановиться и сделать фото.
Продолжение следует.)
- motomavr
- 19 августа 2016 в 15:39
- 11
- +93
странные заправки. много раз слышал, что такие бывают, но сколько раз сам на автоматических заправлялся в Европе, всегда были опции «до полного» (тогда, видимо, как раз и замораживают много) или «на конкретную сумму» (я только так заправлялся на подобных заправках, и всегда списывали именно эту корнерктную сумму
Интересно. Вообще странная тема с заморозкой, ведь они фактически пользуются чужими денежными средствами и получают доход, возвращать с процентами должны. ) Эх. У меня уже три года версис, вот тоже сижу и думаю на что менять. Просто хочется чего то нового попробовать и помощнее. На Нордкапп съездим с другом, но по России, а то очень дорого.
Насколько мне известно, заморозка денег на такой длительный срок — это косяк наших банков. И, кажется, пользуются этими средствами не организация-заправка, а именно российский банк, так как «заморозка» — это не перевод денег на счет, а именно временное прекращение возможности ими воспользоваться. Есть для сравнения у меня карта американского банка — там деньги «размораживались» в течение дня, а примерно те же платежи, в тех же местах, но по нашей сберовской карте — размораживались по две-три недели…
Глядя назад, скажу так: Версус — лучший мотоцикл за свои деньги. Я немного жалею, что его продал. Просто так, ради новых ощущений, я бы не стал его менять его какой-либо мотоцикл стоимостью до 700 тр., новый или бу. По динамике разгона Версус не уступает 800 гусю, и не сильно отличается от 1200-го воздушника. Я катал на обоих на дальняки и знаю о чем говорю. Моя CBFка, конечно чуть порезвее (все-таки литр), но ненамного. При этом закладывается Версус в повороты просто на ура, в разы лучше Хонды. Скучаю по эндуристой Каве.
Тут извечные споры идут. На трассе тигр лучше однозначно, на грунтах он чутка проигрывает гусю, но не критично. Единственное, в чём он ощутимо проигрывает гусю — расход топлива. Вибраций нет, в отличие от гуся. Свет отличный, тяга отличная. Вообще у меня в постах есть отчёты по тиграм, можно посмотреть.
Он весьма молод, но уже есть пробеги у тигров за сотку, никаких проблем не выявлено. Есть пара детских болезней у первой модели тигров ( с датчиком холостого хода при постоянном использовании мота на пыльных дорогах и у некоторых стачивается лапка на валу кпп, что лечится даже вручную подручными средствами), в остальном никаких проблем вообще. В новой реинкарнации тигра эти проблемы, как заявлено, убраны.
Наверное, напишу отдельный отчет. Я вообще хотел гуся, но как-то так получилось, что мне на глаза попалась Хонда, и я ее купил. Мотоцикл, в общем вполне годится для дальних путешествий. 108 лс, тяга паровозная на всех скоростях. Руль существенно уже, чем у Версуса, поэтому в пробках по городу намного удобней — я два сезона это недооценивал и плевался на дорожники. Просто мне нравится высокая эндурная прямая посадка. На Хонде, конечно, посадка пониже, но чем-то приходится жертвовать. Плюс, слегка с наклоном вперед, но в меру, спина после 1000 км устает не больше чем на турэнде. Мот не злой, на вилли не становится, если специально не ставить. Жрет мало (при скорости 120 кмч 4.8 л на сотню), прет быстро (разгонял до 216 кмч, пойдет и быстрее, но страшно), стоит дорого:))) Цепь 530-я, раза в полтора толще чем на ерше, практически ни разу не подтягивал. Единственное, что не понравилось — как мот закладывается в повороты на Лофотенах. Мне после Версуса было его страшно сильно наклонять. Не знаю, почему. Допускаю, что я что-то делаю неправильно. Скорее всего, тут надо не просто наклоняться, но еще немного свешивать часть задницы, на Каве без этого можно было вполне обойтись. Причина в развесовке колес тут и там. Тут примерно 50/50, а на ерше на переднее колесо приходится больше. Хотя сейчас по городу катаю — вроде ничего.
Когда мы катили по всей Норвегии, самый большой промежуток между заправками был 175 км, это было в Финке. Ещё около 140 км один раз было в Норвегии на 17 дороге. По середине Швеции не скажу, но больше нигде у нас не было затыков с заправками… Даже если посмотрите просто набрав в картах Гугла АЗС — увидите расстояния между ними. 300 км нигде точно не найдёте… Особенно если учесть, что на гугл-картах далеко не все заправки показываются.
Скажу так: мы специально заправки в интернете не смотрели. Возможно, таких участков для нас могло быть меньше. За исключением одного случая, мы просто ехали по трассе, и начинали искать заправки, когда впереди маячил резерв (на моем мотоцикле). То есть когда запаса хода еще хватало километров на 100-120. Допускаю, что при желании можно было бы заправиться где-то еще, съехав с трассы или заехав в близлежайший город. Но Серега взял пятилитровую канистру, и она позволила избежать ненужных маневров и сэкономила время. Чисто субъективно, мало заправок было на севере Швеции в обоих случаях, по дороге туда и обратно.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (46)
RSS свернуть / развернуть