Проект продается, 60 000 USD [email protected]

Блог им. koven66 → Плато Маньпупунер или псы-полуночники

Ну раз пошла такая пьянка с мемуарными отчетами, то выложу, пожалуй, еще трилогию про небезызвестные и сильно раскачанные СМИ в последнее время так называемые Пупы (плато Маньпупунер) и Перевал Дятлова.

Сразу скажу, что это 2011 год — не кидайте шапками за такое ретро. В то время это еще был на самом деле тяжеловатый маршрут, а сейчас туда уже только ленивый не сходил, и киоски наверное уже стоят на поворотах.



Поездку на Пупы мы с Вадимом Мухаметовым (МУХА) планировали давно. Хотя планировали — это громко сказано: никаких планов-то собственно и не было, просто размышляли на эту тему и думали к кому присоседиться. Тут появился Сергей Толстов — человек с большим снегоходным опытом, хорошей компанией и, главное, с треком (хотя как потом выяснилось, трек для тамошних мест весьма условное понятие). Сергей со товарищи уже пытался покорить плато каменных идолов в прошлом году, но не доехал несколько километров из-за поломки снежика, а в этом году нескольким его друзьям все-таки удалось это, среди них был Олег, который и возглавил нашу снегоходную колонну, за что ему огромное спасибо (если бы не Олег, то даже с треком ни фига бы у нас не получилось… наверное). Но начну по-порядку.

Плато МаньПупунер — это… хотя погуглите и найдете целую кучу отчетов и версий происхождения этого чуда света на Северном Урале. Не буду останавливаться на этом

В пятницу 25 марта Вадим приехал к нам в сервис — мы немного посмотрели снежик. И начали грузиться. При условии, что это была наша первая подобная вылазка не снегоходах, подготовка и погрузка заняла целую кучу времени: взяли по несколько комплектов одежды, канистры на 400 литров бенза (те, кто ездил 8 марта сказали, что у них ушло 150 литров на Викинг — мы взяли с запасом), металлические сани (потом выяснилось, что это не самый лучший вариант), ну и 2 викинга (тоже потом выяснилось, что это не самый лучший вариант для таких экспедиций).



Остальные грузились отдельно. Мы в принципе даже не знали, кто конкретно едет — познакомились уже на старте.
Стартанули из Тагила на Север часов в 9 вечера, предварительно затарившись виски, колой, коньяком и парой банок с консервами (остальное Сергей взял на себя). Договорились встретиться с остальными у въезда в поселок Полуночное и двинулись в путь. Всю долгую дорогу проболтали, что уже совсем скоро въехали в Полуночное, предварительно заправив все емкости бензином в Ивделе. Времени было уже часа 3-4 ночи, вся остальная банда отстала в Серове ждать грузовик со снегоходами, который арестовали гаишники — кто-то забыл оставить водителю документы на снегоход. Вадим настроил бензиновую горелку и приготовил полуночно-утренний ужин из консервов и виски (гаишников с алкотестером мы уже не боялись). Уже в этот момент у нас сложилось нехорошее предчувствие про полуночную снегоходную экспедицию, но мы еще даже не представляли, что ночные приключения войдут в правило и пройдут лейтмотивом всего мероприятия.

Осушив бутылку виски, мы заснули… Проснулся я часов в 7 — уже было светло. Первая мысль: где все остальные? Связи нет. Вдруг проехали мимо нас, или что-то случилось. Решили двигаться в сторону Ивделя и ловить связь. Только подъехали с стеле «Полуночное», я смог позвонить — абонент вне зоны действия сети — что делать. И тут на горизонте появляется Паджеро с остальными (тесно им наверное было в одном автомобиле) и грузовик со снегоходами. Нашему ликованию не было предела — поехали!

Приехали в Бурмантово. Раньше все ездили через Вижай но в прошлое лето деревня выгорела полностью. Правда встретили Пермских ребят, которые нашли где там остановиться — о них позже. В Бурмантово разгрузились у какого-то дома, попросили присмотреть за автомобилями, хозяин сварил на всех пельменей, заправились виски и погнали. Началось!!!






Эйфория начала такого интересного путешествия очень, ну ОЧЕНЬ быстро сменилась на дикую усталость от дороги.
Олег был здесь всего 2 недели назад и дорога была в идеальном состоянии, на старте он сказал: «Ща быстро долетим, 60-70 км/час пойдем» — но… Геологи, чтоб им пусто было (не могу написать все, что мы о них тогда думали), решили этой дорогой вывозить все свое оборудование и жилища — разбили всю дорогу, колеи просто нереальные. Болело просто все: ноги, руки, плечи, спины. Налетались в кювет, навытаскивались снегоходы — в общем все прелести.






Эти 100 километров дались нам, как все 500. Начали двигаться в 11 утра и примерно к 12 ночи (может чуть позже) доехали до местного жителя Саввы. Заезд к его дому был реально крутой и наш викинг с нереально тяжелыми санями не смог подняться. Сергей объяснил другой заезд, но мы с Вадимом не смогли его сразу найти и уехали далеко от дома, час-полтора разворачивались, Сергей поехал нас искать — разбил стекло, наскочил на какую-то корягу. В общем, наотрез он отказался оставаться в этом доме и настаивал продолжать движение еще 30-40 км до базы геологов. Все остальные были просто без сил, и мы остались у Саввы, Сергея тоже убедили остаться, пообещав ему, что завтра все, как штык, встанем в 5 утра и за час соберемся и выедем.

Самого Саввы (хозяина жилища) не оказалось, он куда-то уехал. В доме был один из 4 его сыновей и девушка с ребенком (уж не знаю кто она дочь Саввы или невестка). Жилище (а по другому его назвать очень сложно) меня с Вадимом удивило (не могу подобрать другого более яркого слова). В доме несколько кроватей или вернее полок, печка, стол, телевизор (!) и лампочка от дизель-генератора. Семья Саввы — это коренные манси, живут здесь постоянно, промышляют, как я понял, охотой и товарообменом с такими же путешественниками, как мы.

Все остальные уже были здесь в прошлом году и как-то сразу очень смело, даже по-хозяйски, разместились в доме, я и Вадимом, немного помешкав, тоже присоединись к дележке кроватей и супа из лося. Заснул сразу, не смотря на то, что кровать — это просто положенная на две доски дверь, подушка — шлем танкиста, одеяло — не было одеяла, и кошки прыгали по мне, как хотели. Утро наступило очень быстро — как будто только глаза закрыл. Болит все! Пальцы не разгибаются и как будто сжимают ручки руля. В общем часов в 6-7 уже выехали.












Дорога нас сильно порадовала. Колей больше не было. Очень быстро домчались до священного для манси озера Турват, с которого открывается прекрасный вид на Уральские горы. Не простили бы Сергею, если бы поехали ночью и не увидели всего этого.








Доехали до базы геологов.
Хотя нет — доехали все кроме нас. Я шел с санями, Вадим за мной. Шли по реке, и пошла наледь, я почувствовал, что снежик просто вязнет в водной колее, когда увидел впереди довольно длинный участок воды, решил объехать его по целине. Но сани просто вкопались в снег и прилипли ко льду с водой и снегом — часа 2-3 отковыривали: порвали 2 веревки и только, когда приехал Олег, перегрузили все к нему в пластиковые сани, смогли двинуться дальше к домику. А там уже все приготовились к броску на Пупы: залили бенз, виски, водку. Мы немного опоздали на праздник жизни, но очень быстро наверстали упущенное :). Сергей посоветовал одеть химзащиту, так как в прошлом году было очень много открытой воды, а половина пути по рекам. Воды в этом году почти не оказалось, но позже мы не пожалели, что одели эти смешные штанишки.








Полетели на Пупы. Именно полетели. Шли по рекам. Снега в этом году очень много. Почти не копали и никого не вытаскивали. Буквально через час проскочили то место, которое у Сергея на навигаторе отмечено «Х… Й» — здесь его снегоход в прошлом году встал с коробкой. Остановились отметить это дело — заправились виски и полетели дальше.








Как только съехали с реки, начался лес и снег выше пояса. Слазишь со снегохода и проваливаешься по самое не хочу. И накопались и натаскались. Олег несколько раз возвращался, не найдя пути через лес и мы все дружно, только накопавшись и вытащив снежики, разворачиваясь, опять копали и вытаскивали. Складывалось ощущение, что Олег издевается, при этом он ехал по снегу, как-то легко и непринужденно, сдавал назад, разворачивался. Мы при этом зарывались все глубже и все чаще копали.


Наконец выскочили на перевал, который отделял нас от пупов. Перевал заканчивался большими острыми камнями, и спускаясь по ним, сразу подумал, что нам тут сегодня еще подниматься…








Спустившись с перевала, пересекли реку Печору, еще немного леса и вот они Пупы. Вернее не так: поднимаемся на очередной перевал, смотрим — стоит совсем новенький дом, навигатор показывает, что до пупов по координате, взятой из интернета, еще 25 км, и вот тут еще немного поднявшись — появляются пупы. Радости просто не было предела. Я сразу остановился фотографировать. Сергей кричит: поехали быстрее — там у пупов какой-то мужик один — поехали, поехали. Я остался фотографировать, а мужиком оказался наш соратник Андрей на Викинге — он как-то быстро промчался туда и встал нас ждать :)
























И вот ПУПЫ!!! и ВЕТЕР, просто нереальный ветер. И фотосессия. И виски.




















Обратно по накатанной колее прошли в принципе очень быстро. Правда на реке местами по нашему следу открылась вода и было интересно нырять и прыгать. Вернулись на базу за полночь, и ударил просто нереальный мороз, не знаю сколько градусов, но думаю, что не меньше 30. И небо!!! Даже не небо, а звездное поле, я такого никогда еще не видел. Казалось, что звезды можно рукой потрогать, правда рука отмерзает и даже, казалось, глаза тоже, но все равно хотелось смотреть на такое чудо — жаль что мой фотоаппарат не способен снять это.

Дальше виски, водка, мясо. Вадим затопил печку, по словам бывавших здесь не каждый справляется с этим, Сергей приготовил гуся, правда поели его мы уже только утром — просто сил не хватило ждать — заснули все — но гусь был просто сказочный.

вот они герои


Утро настало ближе к полудню. Вальяжно встали, поели гуся, описанного выше, начали собираться. Вернее сначала еще раз поели, выпили, подумали «пора собираться», еще раз выпили, начали собираться. Серега сказал, что сегодня надо доехать до финиша, что мне не сильно хотелось, представляя пробег, да и вообще еще хотелось приключений, например заехать на перевал Дятлова, можно было бы остаться на этой базе и истопить баню, остаться у Саввы и потом наутро двинуться дальше. Тут подъехали 9 пермяков из клуба Дилос: они тоже двигались на Пупы, пытались прорваться с Вижая другой дорогой, но не смогли пересечь вскрывшуюся реку и ехали нашей дорогой — очень «тепло» отзывались о геологах. Остановились они на соседней базе — километров 5, приглашали объединиться и вечером устроить банкет, а завтра посетить перевал Дятлова и потом домой. Но все решили двигаться домой, причем рискнуть форсировать ту реку, которая остановила пермяков.






Жаль, но все-таки покинули базу и выдвинулись обратно. Хорошо только, что после Саввиного дома по другой дороге. Реку немного подморозило за ночь и наледи почти не было, и даже подъем с реки наш викинг с санями прошел очень хорошо. Только поднялись из-за поворота вылетает еще колонна снегоходов. И я (шел первым), и они еле оттормозились. Мужики в в магическом для этих мест количестве 9 человек шли с Югорска на полярный Урал, пробег планируется у них 750 км, сани у них были еще более внушительные, чем у нас — не знаю, как они там дальше с ними — мы на Пупы ходили налегке. Их путешествие просто кругосветка по сравнению с нашим.




Пообщались, пожелали друг другу удачи и поехали дальше к Савве. По Турвату летели на максималке, даже с санями.


И снова Савва. Его все еще не было дома, хотя должен был вернуться неделю назад — видимо у них там это обычное дело. Дома оказался второй сын. Два наших Андрея хотели купить лосиного мяса. Саввин сын прыгнул на Буран, полетел в лес и привез две здоровенные лосиные лопатки. В лесу у схрона у него что-то отломилось от снегохода, он выстучал железяку об дерево и поехал дальше.






Поехали на Ушму и Вижай. Почти вся дорога была по целине, но все же это гораздо лучше, чем колея. Привет геологам, чтоб им икалось. В Ушму приехали уже к полуночи. Деревня абсолютно темная и мертвая, говорят, что там живут 3 человека. Видимо мы их потом встретили навстречу на Буране: летят втроем, моргают нам дальним — типа давай на обочину.

В Ушме долили последний раз бензин, еще облегчили наши сани на 50 кг, поменяли на викинге-тягаче ремень (был уверен, что он должен раньше умереть). Пролетели следующие 30 км до реки Вижай на одном дыхании. Звезды, мороз и снег. Не понятно откуда снег, как будто сами звезды падают. Уперлись в ту вскрывшуюся реку, про которую пермяки говорили. И хочется, и колется — вроде мелко — чуть выше колена, но для снегохода с санями как-то…

Вадим одел штаны химзащиты и пошел изучать брод. Олег поехал на снежике изучать берега. Занимались всем этим около часа. Потом все таки нашли льдину, наиболее близко подходящую к берегу (метров 15-20). Правда с льдины нужно прыгать и потом круто прыгать вверх на берег.
Первым прыгнул Олег, потом Серега, потом все остальные по очереди — никаких проблем ни у кого не было, но мероприятие запоминающееся. Жаль, опять же, что все это было снова ночью и не снять нормально на фото и видео. Полуночники блин.








Через несколько километров Вижай -абсолютная темнота. Если не знаешь — проедешь мимо. Нам осталось до Бурмантова буквально несколько минут. Правда дорогу не узнали — сильно занесло снегом — как будто в лесу едешь. Приехали — там уже стоял грузовик. Времени уже почти утро.

Очень жаль, что почти всю дорогу от Саввы до финиша ехали в темноте и почти ничего не видели, кроме колеи впереди идущего снежика в свете фары. Также еще больше жаль, что пролетели и не заехали на Перевал Дятлова — тогда он звучал для меня как-то мистически. Но все это означало, что мы вернемся сюда, и вернемся не раз.

На финише почувствовал такую дикую усталость, что уже не было сил ни радоваться, ни даже говорить, а нам еще собираться, грузиться, увязываться и ехать. Офигеть! Все это ночью после пробега в примерно 150 км. Сил хватило снять только баффины и плюхнуться в сиденье авто. Дальше поели, что осталось, попрощались как-то скомкано и быстро (все очень устали — не хватало сил на эмоции), и поехали. Уже после Ивделя я сел за руль и в 11 утра мы были в Тагиле. Все.

p.s. Много раз упоминал про алкоголь. Действительно, раньше да и сейчас многие снегоходчики и квадроциклисты баловались этим. Но мы уже давно зареклись пить за рулем — так что звиняйте и не посчитайте это пропагандой выпивки. Все поездки уже давно у нас только на трезвую. Писал это в 2011 — не стал ничего убирать.

p.p.s. Сейчас уже много воды утекло, и там многое изменилось: появились базы, домики, везде геологи и лесорубы. И туристы туда просто колоннами шпарят: и на снежках, и на квадрах, и пешком, и на машинах — нет там сейчас той первозданности что ли и дикости природы.

Если не сильно надоел, то порадую еще двумя опусами про Пупы
  • koven66koven66
  • Евгений Ковтунов
  • 1 апреля 2016 в 6:51
  • 8
  • оценка: +34

Комментарии (14)

RSS свернуть / развернуть
0
homa535
Очень круто! Жду продолжения!!!))
+2
koven66
будет не продолжение, а еще две другие поездки туда же, но с абсолютно другими ощущениями и эмоциями. Там каждый день все по новому
0
homa535
Тогда жду вдвойне!)
0
RSV
  • RSV
  • 1 апреля 2016 в 9:29
Алкоголики чертовы
+2
koven66
:) мы не такие
уже не такие
0
RSV
ты мне то не рассказывай
+1
koven66
Я только вечером могу в дрова, за рулем — ни-ни
0
Yeti
  • Yeti
  • 1 апреля 2016 в 15:45
ЖЖЖеня… сжжжжёг мне мозг!
Давно туда собираюсь и никак не складывается…
+1
koven66
Складывай уже
+1
zogar-zag
Ну почему у меня нет вино-водочного заводика, с этим бизнесом никогда не прогоришь :-)
0
koven66
Тонко, но к сожалению мимо. Или может пьём много по описанию?
+1
zogar-zag
В посте снегоходы заправляли один раз, а сами заправлялись при каждом удобном случае :-)
0
koven66
Был грех. Сейчас переболели.
0
LiliyaVFR800
Офигеть! Классно провели время. Завидую
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. koven66, Плато Маньпупунер или псы-полуночники