- Пробег для публикации поста в сообщество: 15.00 км
- Читателей: 4285 | Постов: 2504
Данный блог создан для публикации рассказов, фото и видео отчетов о путешествиях на любой мототехнике.
Администраторы (1)
Модераторы (0)
Модераторов здесь не замеченоЧитатели (4279)
kim Mila none9 none10 NalVal Kyryll Integra Osama Temy4 TriAl Urlak Malashka maximus KOSHKA Stich glyaks100 anro mia Pechota CriggerMarg Zhilinsky ArSoron ezhische hermes swamprunner7 PARUS spamer80 tapin13 nbaksalyar AXS KwaziMode ginecolog Oziris RedLine RMZS Satt 3dinfo gnus Wishka Bike-TV Vacelica abc Alan Hydrophonic Nastik shakawkaw pmg Marcus egoisto DroiDВсе читатели
Путешествия → Укок зимой. Хронология одного похода...
Укок зимой это что-то-что-то! Низкие температуры и сильные ветра.
Вот так мы начинали каждое утро. Холодно… время от времени приходилось выкручивать свечи… приморозил кончики пальцев. По возвращению на следующий день мы с Йетихой улетели в Питер… Пытался сохранить ногти… кончики пальцев были забинтованы с какой-то мазью… напоминал геккона. Когда прилетели — на немой вопрос друзей — что это??? не нашёл ничего лушчего, как растопырить все 10 забинтованных пальцев и сказать: "Привет пацаны"
Выехали по метели. Предстояло проехать 730 км со снегоходом в прицепе…
Приехали в Чуйскую степь — там снегом и не пахнет. Ожидали такое.
Оформляем документы для въезда в погранзону.
Домики перед перевалом «тёплый ключ» построены в советский период. До сих пор «работают», но обветшали уже
Тепература воды всегда +18. Радон. Лезем купаться!
Это одна из моих любимых фотографий.
Фотография примечательна тем, что сразу видно «моего» коня. Я ехал первым и, соответственно, первым встревал во всякие неприятности. На второй день у меня уже небыло стекла и половины пластика
В к вечеру облаков не стало, остался только ветер. Появился шанс…
И мы попробовали… Дорога занесена… Снегоход скатывается на камни… По этой дороге никак! Вечером попробовали взять перевал «в лоб». У нас получилось! Я на перевал так и не выехал… 6 раз кубарем катился метров по 500… Прягал в сторону со снегохода и плёлся вниз за ним…
Утром по проложеной тропе выехали на площадку от старой дороги. Здесь шли изыскания ещё в 1937 году. Я знал эту дорогу, но никогда по ней е ездил, и даже не ходил. Вот и пригодилась!
Пряио по центру фото — седловина перевала(высота 3000 метров). Маленькая точка по следу — ещё один снегоход на подходе. Белизна всё скрадывает… Масштабы впечатляют
Самая правая белая вершина на горизонте — Табын-Богдо-Ола: гора пяти вершин. Мы оставили сани под перевалом. Снегоходы навьючили по полной! С собой по 40 литров бензина, дрова, складная печка, палатки и пр.
Если выглядывало солнышко — было достаточно тепло. Это был единственный солнечный день.
Это ледяное поле образовала маленькая речка… ручеёк!
Столбы — это граница. Немного распогодилось и мы возвращаемся.
2 невидимые точки — это снегоходы
Эта избушка стоит на перевале. Мы без особых проблем заехали на него с южной стороны(со стороны Монголии). Большинство рельефа не ровное. и часто приходится преодолевать его с оттяжкой.
Спуск с перевала был одним из самых сложных. И только когда мы спустились и откопали сани, стало понятно, что можно вызывать машины. Что мы и сделали по спутниковому телефону. Нам оставалось 5 часов пути…
Это то, что сделали «подводные» камни. С виду чистый и ровный снег, но 2-3 см. сани продавливают. а т ам острые камни…
Неприятная ситуация… На каждом КП ГАИ нас останавливали и проверяли досконально всё! Оказывается была операция «ЛОСЬ». Браконьеры на снегоходах спокойно стреляют лосей и легко уходят от инспекторов. Поэтому всех, у кого в прицепе снегоходы — шмонают! На каждом КП потеря в 1.5-2 часа.
Хронология маршрута
1 день. 20 февраля.
г. Новосибирск – Акташ. 782 км. 12 часовВ 6 утра погрузил все вещи в такси и поехал в Гараж. Там уже работа кипела. Грузили снегоходы, машины забивали всякими нужными вещами и провизией. Мне, как всегда, достался бензин. Всего 15 двадцатилитровых канистр. Как ни торопились, раньше 8 уложиться не удалось. Последняя сверка документов, проверка раций и в 8.30 тронулись в путь. На двух машинах со снегоходами идёт первая партия: Маслениковский Андрей и Иванов Владимир. От Новосибирска до Барнаула дорога в неплохом состоянии. Гололёда немного. Слабый снежок. Видимость вполне приличная. После поворота на Бийск началась метель. Гололёд. Очень много аварий. Видимость упала до 10 метров. Пурга. Крадёмся. В вихрях снега Владимир чудом объезжает стоящий на обочине аварийный КамАЗ. Я уж думал – повезло, ан нет! Володя зацепил правым зеркалом за открытую дверцу Камаза – нет «лопуха»! За Бийском пообедали в столовой сразу за бором. До Горно-Алтайска погода значительно улучшилась. После Маймы совсем сухо. Первый снежок на Семинском перевале. Там же он и кончился. Короткая остановка за Чике-Таманом. Попили чайку, взбодрились. В 20.30 были в Акташе в дорожной гостинице. Есть связь по сотовому.
2 день. 21 февраля.
Акташ – Кош-Агач – Калгуты – Тёплый Ключ – Кош-Агач. 309км. 9 часов. Утром оформляем документы. Предпраздничное настроение у пограничников уже чувствуется. Относительно не долго. Уложились всего в 1.5 часа. Сразу же отправляемся в Кош-Агач. Заправляемся под завязку, обедаем и уезжаем на разведку. В степи пыльно. Возникает сомнение, будет ли вообще снег? Отмечаемся на заставе относительно быстро, т.к. нас всего двое и списки с техникой и паспортами заготовлены заранее. Дорога входит в ущелье и начинает петлять. Сильно не разгонишься. После мостика через р. Тархаты дорога поднимается на плато и тут то и начинается самая настоящая зима! Снега полно, да ещё и метёт. Местами дорога переметена. От Кош-Агача до своротка на Калгуты 70 километров. (когда то было 65, потом стоял знак 67, теперь стоит знак 70). То ли дорога начинает петлять, то ли измерение другое, ну вот так вот. В планах было закинуть снегоходы на обогатительную фабрику. Однако через 200 метров после своротка понимаем, что нам на машинах туда не попасть. Ходил Урал и так набуровил! Снимаем один снегоход. Володя уезжает на разведку, а я остаюсь с машинами. В общем-то, хорошо! Солнечно и не холодно. Володя приезжает через 4 часа. Уже совсем стемнело. Заметно похолодало. Минус 25. Трясётся весь… всё как положено.… Ставим снегоход на телегу, разворачиваемся и возвращаемся в Кош-Агач. Снегоходы оставляем возле пограничников. Уже ночью начинаем искать гостиницу. Народ уже «весёленький». Находим гостиницу «Транзит» и оказывается, что в ней то нам и забронировали номера. Приятно. Гостиница на втором этаже, тёплый туалет там же(!), горячая вода. Есть связь по сотовому. Вечером выходим на связь. Были большие опасения, что снега не будет, тогда остальные экипажи едут в Бийку, куда должны и мы подъехать на следующий день. Но всё со снегом «правильно» и мы ожидаем в гостинице прибытия экипажей.
3 день. 22 февраля.
День подготовки и оформления документов. 11 км.
Утром в Кош-Агаче демонстрация. Встречают Новый Год по-алтайски. Любопытно, но от участия воздерживаемся. Есть договорённость на счёт домика на руднике. Там даже свет есть, но нет лампочек. Покупаем попутно всякую мелочь. Замечаем, что на Тойота Лэнд Крузер 105 разбито стекло на задней дверце. Интересно так, всё в мелкую сеточку. Покупаем скотч и заклеиваем. Заезжаем в комендатуру и утрясаем последние вопросы по пересечению границы. По замыслу водители, оставшиеся с машинами, должны будут вернуться в Кош-Агач, а пропуск выписан групповой на одного человека. Уточняем, как грамотно это сделать. Возвращаемся в гостиницу. Уже в 22.00 по телефону узнаём, что один экипаж перевернулся под Барнаулом…
4 день. 23 февраля.
Кош-Агач – Калгуты – Тёплый Ключ. 102 км. 6 часов
В 3 часа ночи приехал Николай Анохин и Иван Щербенёв. Обмен впечатлениями и улеглись спать до утра. В 8 утра подъехал Валера и Матвей Муратовы (отец с сыном). Все в сборе. Завтракаем и выезжаем. По степи пыль столбом и вновь прибывшие недоумевают, куда тащим снегоходы? Отмечаемся у пограничников и двигаем до своротка на Калгуты. Здесь снимаем снегоходы, грузим бензин, дрова, шмутьё и продукты. Иван Щербенёв и Матвей Муратов остаются с машинами. Мы ещё не отъехали, как Матвей со сноубордом пошёл покорять ближайшую вершину. Погода портиться. Метёт так, что местами вообще не видно рельефа. Загрузились и поехали. Нас четверо на четырёх снегоходах, и одни сани. Засветло были уже в домике. В этот период фабрика не работает, и сторож отдал нам в распоряжение домик. Затопили печь, подмели, поставили чайник. Устроились. Через полчаса в нём уже тепло и уютно. С праздником, воины!
5 день. 24 февраля.
Тёплый Ключ. Разведка. 34 км. 6 часов.
Всю ночь ветер стучался в окна, хлопал дверью и гудел везде, где только можно. С рассветом засомневались, поедем ли вообще дальше. Позавтракали. Попили чай. Опять позавтракали. Опять попили чай. Постоянно выглядывая на улицу. Пришли к выводу, что всё равно надо ехать на разведку. Собираются Николай и Володя. Взяли рации, GPS и «ухнули» в метель, как их и не было! А мы с Валерой, что бы времени даром не терять, решили искупаться в источнике. Набрали дров и на одном снегоходе поехали на источник. Много раз бывал здесь, но пурга такая, что еле-еле нашёл дорогу. Подъезжаем к домику и видим знакомые снегоходы. Из аила нам машут руками – эй, заходи! Ребята говорят, что по такой погоде разведку не провести. Ага, оно и коню ясно. Идём на экскурсию в домики с радоновыми ванночками. Давненько никто сюда не заглядывал. Дверь аж вмёрзла! Думаем топить, или не топить печку… Алтайцы говорят, что сейчас, именно зимой, у Источника самая сила! В это время нет таяния и в воду не попадают посторонние примеси. Валера с Володей не долго думая, раздеваются и лезут в купель. Молодцы! Я воздерживаюсь. На обратном пути к нашему домику мы умудрились растеряться и заблудиться. Ветер иногда открывал небольшие окна… На пятистах метрах такие приключения! Пришлось воспользоваться GPS. Согрелись. Пообедали. Стали держать Совет. Решили сегодня не дёргаться, а завтра при такой же погоде возвращаться назад. После обеда вздремнули. И тут погода начала нас дразнить. Стали появляться окна, иногда даже было видно синее небо! Часок подождали – видимость заметно улучшилась и Николай с Володей снова поехали на разведку. Их не было 4 часа. Приехали кислые. Всё, говорят, перевал не проходим! Хотите – сами попробуйте. Ну не сидеть же! Поехали и мы пободаться. По дороге на перевал двигаться действительно нельзя. Очень большой крен и снегоход стаскивает на камни. С большим трудом удалось вернуться на ровное место. Поехали смотреть низом по долине. Получается, что перевал надо брать в лоб. Наверху видна старая дорога. Она уже достаточно пологая, чтобы удержать на ней снегоход, но попасть на неё трудно. Снега на этом участке достаточно для снегохода, но камней тоже много, и они часто скрываются под снегом. Наезд на такой «подснежник» на разгоне ставит снегоход почти вертикально! Начинаю выписывать петли: разгоняюсь вверх и, как только снегоход начинает опрокидываться, разворачиваюсь вниз, в долину. Внизу есть пологий участок, где можно безбоязненно развернуться. И снова вверх. Выбирая нужную траекторию подъёма, изрисовал петлями весь склон. Валера Муратов наблюдает за мной. Один раз не удержал снегоход – опрокинул. Удалось предотвратить падение снегохода со склона. Развернул его носом вниз и сам съехал. «Ну и куда ты хочешь попасть?» -спрашивает Валера. Показываю ему точку. Валера с первого раза заезжает и по дороге уезжает на перевал. Я еду за ним и чуть-чуть не доезжая до дороги падаю, да очень неудачно! Снегоход начинает катиться вниз, а я оказываюсь ниже его по склону. Лёжа на спине головой вниз, руки раскинул в стороны, воткнув ладони в снег как якоря, ногами пытаюсь удержать снегоход, а он катится! И ногами, как жонглёр в цирке крутит бочку – гусеница-сиденье, гусеница-сиденье, гусеница-сиденье – уф! Пробороздил метров пять вниз. Остановились оба! Страшно стало, вспотел! Хорошо, что камень под снегом не попался. Начинаю подкапывать снег под снегоходом, чтобы предотвратить дальней шее падение. С огромным трудом разворачиваю машину носом вниз и спускаюсь на пологое место. Отдыхаю. Спускается Валера.
–Ты чё, ты где, я тебя не дождался и поехал вниз.
–Ты был на перевале?
–Да. Там избушка стоит. И крест.
Точно был на перевале! Молодец! Темнеет. С ощущением победы возвращаемся домой. Небо почти чистое и уже первые звёздочки говорят о том, что ночью будет холодно. А в домике тепло и чай. Нас встречают. Заказали машина на завтра на 11 утра к своротку.
– Ну, как? Убедились?
–Мы были на перевале.(Я, конечно не был. Был только Валера, но гордость за нашу маленькую победу распирает! Вроде как и я тоже…)
–???
–Да были, были. И избушку видели, и крест. И дорогу проложили.
Нам не верят. В течение часа – полтора доказываем, что мы там были, а значит, перевал можно пройти. Куда только наши года разлетелись? Превращаемся в пацанов младшего школьного возраста и с жаром, со слюной выясняем правду-неправду. Снова выходим на связь и даём «отбой» машинам. Завтра едем на Укок! Заправляем снегоходы и укладываем часть вещей, чтобы сэкономить время утром.
6 день. 25 февраля.
Тёплый Ключ – застава Аргамджи – отроги г.Табын-Богдо-Ола – застава Аргамджи.
55 км. 7 часов Встаём рано, в 6. Утро морозное и солнечное. Решаем взять всё по-минимуму. Телегу с лишними вещами, пустыми канистрами и бензином на обратный путь, оставить под перевалом. Собираемся, упаковываемся. Дров то понавезли! Тронулись. Солнышко. Хорошо! Телегу оставляем под перевалом. Первым в перевал поднимаются Валера и Володя. К удивлению Валера не попадает в свой вчерашний след! Они набирают высоту и поднимаются намного правее и выше нужного участка. Валера аккуратно по склону, стоя на одном борту и максимально сместив центр тяжести, двигается к дороге и попадает на неё! Володя едет следом и переворачивается. Мы с Николаем снизу наблюдаем. Снегоход остается на склоне. На помощь уезжает Николай. Удачно. Я знаю, что такое 400 килограмм на крутом склоне, и тоже стремлюсь на помощь. Перегруженный снегоход ведёт себя совсем по-другому. 10 метров не доехал. Опрокинулся и начал падать вниз. Наученный вчерашним опытом, я отпрыгнул в сторону и хватаю снегоход за багажник. Сразу остановить не удалось. Почти 2.5 оборота. Но задержал. Сверху это смотрелось жутко. Когда я выглянул из-под машины, ко мне уже бежали все! Помогли мне развернуть снегоход вниз. Я съехал, отдышался и со второй попытки заехал на дорогу. Через полчаса все были на перевале. Ну что за вид! Не знаю по какой причине, но не сделали ни одного снимка. Видимо торопились вниз. В другую сторону склон намного положе. Камней почти нет, но есть опасность попасть в овраг по средине склона. Спускаемся примерно на одну треть и на площадке останавливаемся на совет. Выбираем наиболее безопасный путь. Первым едет Володя. Он поднимается снова вверх по склону и старается выбрать «путь воды». Видим его внизу и спускаемся к нему. Дальше движение продолжаем прямо по долине. Рельеф достаточно ровный. Иногда попадаются русла маленьких речек. Они занесены снегом и преодолеваются легко. Внизу речка Калгуты, маленькая такая речка, выглядит большой рекой. Наледи заполняют почти всё низкое место в долине. С опаской двигаемся прямо по льду. Ничего. Лёд прочный. Остаются только следы от полозьев на лыжах. Боялись попасть в промоины и при первой же возможности уходим со льда. Кочек тут предостаточно. Есть небольшие участки, которые позволяют развивать до 60 км. В час. Проезжаем «ворота Укока» и «топаем по газам»! В 12 часов мы на заставе Аргамджи. Нам удивлены! Не ожидали туристов в такое время! К ним начальство прилетело на 2 недели и уже два месяца живёт – нелётная погода. Проверка документов. Регистрация. А мы бы поспешили… пока погода хочется подъехать поближе к Табын-Богдо-Ола. Но, говорят, пока не отобедаете у нас, не отпустим. Не ожидали. Рассчитывали готовить сами. Снимаем вещи, топливо и оставляем всё на заставе. После обеда заправляемся и вперёд, на Гору! Признаюсь, что моя идея ехать по замёрзшему плато напрямик – откровенно плохая. Замёрзшие кочки для снегохода, конечно проходимы, нот лучше было бы в объезд по дороге, как ездят сами пограничники. Ну да ладно. Не возвращаться же! Хочешь быстро похудеть? Спроси меня – КАК? Я теперь точно знаю, как вытрясти из человека всё лишнее за предельно короткий промежуток времени. На другой стороне плато удалось разогнаться. Небольшой снежный покров с торчащей травой, иногда остатки колючки… ну уж будь внимателен!
Заезд решили сделать по руслу реки Аргамджи. Не получилось. Сплошные камни и местами снежные заносы… Пока искали место, к нам на лошади подъехал молодой алтаец. – Не, тут не надо, езжайте по дороге.
–Покажешь?
–Да.
Махнул рукой и поскакал. Сразу стало ясно, что нам за ним не успеть. Склоны почти голые. Снега мало и только на северном склоне и то рыжий от травы. Камней полно. Раза три он прощался с нами и потом легко догонял и показывал куда ехать дальше. Дорога едва-едва угадывается и тут же теряется, но всё-таки это самое подходящее место для движения. Спускаемся к реке Аргамджи. Преодолеть её удалось без проблем. Дальше начали подниматься к подножию Горы. Возможно, дорога где-то здесь и есть, как её описывают. Мы даже следов не видели. Погода начала заметно портиться. Максимально поднимаемся. Наверху начинается сплошной каменный пояс. Дальше на снегоходе нельзя. Собираемся вместе. Начинает темнеть, видимость ухудшается. Решаем вернуться по своим следам. Получается довольно быстро. Спустившись на плато, едем по дороге, а не напрямик, как мы это сделали вначале. Получается довольно быстро. В сумерках возвращаемся на заставу. Незапланированная тёплая ночёвка. Здорово!
7 день. 26 февраля. Утром встаём рано. –28. Быстро собираемся. На глазах чистое небо над Укоком заволакивает хмарь. Пакуем вещи и прогреваем снегоходы. Пограничники приглашают на завтрак. Говорят, что мы везунчики. Обычно в это время здесь сильные ветра вплоть до апреля. Позавтракав, прощаемся и трогаемся в путь. Довольно сильно теплеет. Возвращаемся к перевалу по своим следам. Перед подъёмом останавливаемся и обсуждаем тактику подъёма. Ещё немного и снег будет мокрый. Первый на подъём идёт Володя. Что-то у него не заладилось, и он делает петлю вниз по склону, но обошлось без опрокидывания. Аккуратно, выполняя оттяжку, поднимаемся на перевал. Возле домика короткая передышка. Табын-Богдо-Ола уже не видно. Из-за нё наползает огромная чёрная туча! Понимаем, что надо спешить. Впереди спуск с перевала. Температура близка к нолю. Очень скользко! Опять оттяжка и медленно-медленно, потихонечку двигаемся к спуску. Спускаемся к оставленным под перевалом саням. Я очень боялся этого участка, так как накувыркался на нём вдосталь. Всё обошлось. Помня, что за нами непогодь, двигаемся на Калгуты (свороток с трассы на Джазатор). За два дня снег в долине заметно стаял. Оголились большие участки дороги. Пытаемся ехать хотя бы по траве, но камней избежать не удаётся. Нас догоняет громадный фронт чернильного цвета. Видимость хорошая, что обеспечивает безопасную езду. Километров за 10 до трассы уже в долине нас накрывает лёгкий снежок, рельеф сразу же исчезает, и начинаем ловить всевозможные ямы. Машины нас уже ждут. Мы с Валерой уже успели разгрузиться, как по рации что-то сообщили. Треск, непонятно и сами не отвечают. Николая и Володи не было минут 15. Разворачиваемся и едем на встречу. Через 2 километра видим их. Двигаются. Оказалось, что на санях после большой ямы лопнул карабин. Сами справились. Загоняем снегоходы на тележки и перегружаем вещи по машинам. Через 20 километров зима кончилась. Возле солонешенской заставы сухо. Один экипаж сразу же уезжает в Новосибирск. Планируют к утру быть… В Чуйской степи как всегда пыль, но сильный боковой ветер. Валера прокалывает колесо. На ближайшей шиномонтажке его ремонтируем. Обедаем всё в той же столовой. Мечта заночевать на Семинском откладывается. Прямо на выходе из столовой нас забирают в милицию. Час теряем на проверку. Приходится доказывать, что мы не охотники, что оружия нет, и никакие рога и копыта не спрятаны в машинах под огромным количеством шмутья. Проверили…. И начали составлять протокол, что так оно всё и есть, по каждому отдельному случаю. Темнеет. Уже в сумерках заезжаем на заправку на выезде. Подъезжают другие охотоведы и…. всё сначала. А ночевать то хочется на Семинском…
До бывшей «базы олимпийского резерва» добрались к полуночи. Валера Муратов с сыном решают ехать дальше. Двое за рулём всё-таки. А мы остаёмся. Спать легли без ужина. Володя даже не храпел…
8 день. 27 февраля.
В три часа ночи Володя подорвался с постели и лихорадочно одевшись, побежал к снегоходу – ружьё оставил под сидушкой. Снегоход без тента и сиденье на резиночках… Подходи кто хочет, бери что хочет… Пришёл в недоумении – нет ружья. Спи, говорю, его ещё утром забрали, когда грузились…
Выспались просто прямо-таки великолепно! Прогрели машины. Позавтракали в столовой. Кормят там всегда хорошо. Пококетничали с лыжницами из Когалыма. И тронулись в путь. Спокойно доехали до Маймы и на очередном посту стали снова разгружаться-загружаться, доказывая, что мы не охотники, что рога и копыта не прячем. А в это время «ночные экипажи стояли в очереди: дорогу из Бийска в Барнаул закрыли. Мы спокойно и ровно продолжили путь. На каждом КПП проверки. Оказалось, что у охотоведов вместе с милицией операция «снегоход». Браконьеры на хороших снегоходах бьют лосей, косуль и т.д. Охотоведы не могут за ними угнаться… Решили всех на трассе, у кого снегоходы, проверить… Стемнело. В восемь часов вечера приезжаем домой. Предстоит ещё технику поставить и разобрать вещи.
Всё
Вот так мы начинали каждое утро. Холодно… время от времени приходилось выкручивать свечи… приморозил кончики пальцев. По возвращению на следующий день мы с Йетихой улетели в Питер… Пытался сохранить ногти… кончики пальцев были забинтованы с какой-то мазью… напоминал геккона. Когда прилетели — на немой вопрос друзей — что это??? не нашёл ничего лушчего, как растопырить все 10 забинтованных пальцев и сказать: "Привет пацаны"
Выехали по метели. Предстояло проехать 730 км со снегоходом в прицепе…
Приехали в Чуйскую степь — там снегом и не пахнет. Ожидали такое.
Оформляем документы для въезда в погранзону.
Домики перед перевалом «тёплый ключ» построены в советский период. До сих пор «работают», но обветшали уже
Тепература воды всегда +18. Радон. Лезем купаться!
Это одна из моих любимых фотографий.
Фотография примечательна тем, что сразу видно «моего» коня. Я ехал первым и, соответственно, первым встревал во всякие неприятности. На второй день у меня уже небыло стекла и половины пластика
В к вечеру облаков не стало, остался только ветер. Появился шанс…
И мы попробовали… Дорога занесена… Снегоход скатывается на камни… По этой дороге никак! Вечером попробовали взять перевал «в лоб». У нас получилось! Я на перевал так и не выехал… 6 раз кубарем катился метров по 500… Прягал в сторону со снегохода и плёлся вниз за ним…
Утром по проложеной тропе выехали на площадку от старой дороги. Здесь шли изыскания ещё в 1937 году. Я знал эту дорогу, но никогда по ней е ездил, и даже не ходил. Вот и пригодилась!
Пряио по центру фото — седловина перевала(высота 3000 метров). Маленькая точка по следу — ещё один снегоход на подходе. Белизна всё скрадывает… Масштабы впечатляют
Самая правая белая вершина на горизонте — Табын-Богдо-Ола: гора пяти вершин. Мы оставили сани под перевалом. Снегоходы навьючили по полной! С собой по 40 литров бензина, дрова, складная печка, палатки и пр.
Если выглядывало солнышко — было достаточно тепло. Это был единственный солнечный день.
Это ледяное поле образовала маленькая речка… ручеёк!
Столбы — это граница. Немного распогодилось и мы возвращаемся.
2 невидимые точки — это снегоходы
Эта избушка стоит на перевале. Мы без особых проблем заехали на него с южной стороны(со стороны Монголии). Большинство рельефа не ровное. и часто приходится преодолевать его с оттяжкой.
Спуск с перевала был одним из самых сложных. И только когда мы спустились и откопали сани, стало понятно, что можно вызывать машины. Что мы и сделали по спутниковому телефону. Нам оставалось 5 часов пути…
Это то, что сделали «подводные» камни. С виду чистый и ровный снег, но 2-3 см. сани продавливают. а т ам острые камни…
Неприятная ситуация… На каждом КП ГАИ нас останавливали и проверяли досконально всё! Оказывается была операция «ЛОСЬ». Браконьеры на снегоходах спокойно стреляют лосей и легко уходят от инспекторов. Поэтому всех, у кого в прицепе снегоходы — шмонают! На каждом КП потеря в 1.5-2 часа.
Хронология маршрута
1 день. 20 февраля.
г. Новосибирск – Акташ. 782 км. 12 часовВ 6 утра погрузил все вещи в такси и поехал в Гараж. Там уже работа кипела. Грузили снегоходы, машины забивали всякими нужными вещами и провизией. Мне, как всегда, достался бензин. Всего 15 двадцатилитровых канистр. Как ни торопились, раньше 8 уложиться не удалось. Последняя сверка документов, проверка раций и в 8.30 тронулись в путь. На двух машинах со снегоходами идёт первая партия: Маслениковский Андрей и Иванов Владимир. От Новосибирска до Барнаула дорога в неплохом состоянии. Гололёда немного. Слабый снежок. Видимость вполне приличная. После поворота на Бийск началась метель. Гололёд. Очень много аварий. Видимость упала до 10 метров. Пурга. Крадёмся. В вихрях снега Владимир чудом объезжает стоящий на обочине аварийный КамАЗ. Я уж думал – повезло, ан нет! Володя зацепил правым зеркалом за открытую дверцу Камаза – нет «лопуха»! За Бийском пообедали в столовой сразу за бором. До Горно-Алтайска погода значительно улучшилась. После Маймы совсем сухо. Первый снежок на Семинском перевале. Там же он и кончился. Короткая остановка за Чике-Таманом. Попили чайку, взбодрились. В 20.30 были в Акташе в дорожной гостинице. Есть связь по сотовому.
2 день. 21 февраля.
Акташ – Кош-Агач – Калгуты – Тёплый Ключ – Кош-Агач. 309км. 9 часов. Утром оформляем документы. Предпраздничное настроение у пограничников уже чувствуется. Относительно не долго. Уложились всего в 1.5 часа. Сразу же отправляемся в Кош-Агач. Заправляемся под завязку, обедаем и уезжаем на разведку. В степи пыльно. Возникает сомнение, будет ли вообще снег? Отмечаемся на заставе относительно быстро, т.к. нас всего двое и списки с техникой и паспортами заготовлены заранее. Дорога входит в ущелье и начинает петлять. Сильно не разгонишься. После мостика через р. Тархаты дорога поднимается на плато и тут то и начинается самая настоящая зима! Снега полно, да ещё и метёт. Местами дорога переметена. От Кош-Агача до своротка на Калгуты 70 километров. (когда то было 65, потом стоял знак 67, теперь стоит знак 70). То ли дорога начинает петлять, то ли измерение другое, ну вот так вот. В планах было закинуть снегоходы на обогатительную фабрику. Однако через 200 метров после своротка понимаем, что нам на машинах туда не попасть. Ходил Урал и так набуровил! Снимаем один снегоход. Володя уезжает на разведку, а я остаюсь с машинами. В общем-то, хорошо! Солнечно и не холодно. Володя приезжает через 4 часа. Уже совсем стемнело. Заметно похолодало. Минус 25. Трясётся весь… всё как положено.… Ставим снегоход на телегу, разворачиваемся и возвращаемся в Кош-Агач. Снегоходы оставляем возле пограничников. Уже ночью начинаем искать гостиницу. Народ уже «весёленький». Находим гостиницу «Транзит» и оказывается, что в ней то нам и забронировали номера. Приятно. Гостиница на втором этаже, тёплый туалет там же(!), горячая вода. Есть связь по сотовому. Вечером выходим на связь. Были большие опасения, что снега не будет, тогда остальные экипажи едут в Бийку, куда должны и мы подъехать на следующий день. Но всё со снегом «правильно» и мы ожидаем в гостинице прибытия экипажей.
3 день. 22 февраля.
День подготовки и оформления документов. 11 км.
Утром в Кош-Агаче демонстрация. Встречают Новый Год по-алтайски. Любопытно, но от участия воздерживаемся. Есть договорённость на счёт домика на руднике. Там даже свет есть, но нет лампочек. Покупаем попутно всякую мелочь. Замечаем, что на Тойота Лэнд Крузер 105 разбито стекло на задней дверце. Интересно так, всё в мелкую сеточку. Покупаем скотч и заклеиваем. Заезжаем в комендатуру и утрясаем последние вопросы по пересечению границы. По замыслу водители, оставшиеся с машинами, должны будут вернуться в Кош-Агач, а пропуск выписан групповой на одного человека. Уточняем, как грамотно это сделать. Возвращаемся в гостиницу. Уже в 22.00 по телефону узнаём, что один экипаж перевернулся под Барнаулом…
4 день. 23 февраля.
Кош-Агач – Калгуты – Тёплый Ключ. 102 км. 6 часов
В 3 часа ночи приехал Николай Анохин и Иван Щербенёв. Обмен впечатлениями и улеглись спать до утра. В 8 утра подъехал Валера и Матвей Муратовы (отец с сыном). Все в сборе. Завтракаем и выезжаем. По степи пыль столбом и вновь прибывшие недоумевают, куда тащим снегоходы? Отмечаемся у пограничников и двигаем до своротка на Калгуты. Здесь снимаем снегоходы, грузим бензин, дрова, шмутьё и продукты. Иван Щербенёв и Матвей Муратов остаются с машинами. Мы ещё не отъехали, как Матвей со сноубордом пошёл покорять ближайшую вершину. Погода портиться. Метёт так, что местами вообще не видно рельефа. Загрузились и поехали. Нас четверо на четырёх снегоходах, и одни сани. Засветло были уже в домике. В этот период фабрика не работает, и сторож отдал нам в распоряжение домик. Затопили печь, подмели, поставили чайник. Устроились. Через полчаса в нём уже тепло и уютно. С праздником, воины!
5 день. 24 февраля.
Тёплый Ключ. Разведка. 34 км. 6 часов.
Всю ночь ветер стучался в окна, хлопал дверью и гудел везде, где только можно. С рассветом засомневались, поедем ли вообще дальше. Позавтракали. Попили чай. Опять позавтракали. Опять попили чай. Постоянно выглядывая на улицу. Пришли к выводу, что всё равно надо ехать на разведку. Собираются Николай и Володя. Взяли рации, GPS и «ухнули» в метель, как их и не было! А мы с Валерой, что бы времени даром не терять, решили искупаться в источнике. Набрали дров и на одном снегоходе поехали на источник. Много раз бывал здесь, но пурга такая, что еле-еле нашёл дорогу. Подъезжаем к домику и видим знакомые снегоходы. Из аила нам машут руками – эй, заходи! Ребята говорят, что по такой погоде разведку не провести. Ага, оно и коню ясно. Идём на экскурсию в домики с радоновыми ванночками. Давненько никто сюда не заглядывал. Дверь аж вмёрзла! Думаем топить, или не топить печку… Алтайцы говорят, что сейчас, именно зимой, у Источника самая сила! В это время нет таяния и в воду не попадают посторонние примеси. Валера с Володей не долго думая, раздеваются и лезут в купель. Молодцы! Я воздерживаюсь. На обратном пути к нашему домику мы умудрились растеряться и заблудиться. Ветер иногда открывал небольшие окна… На пятистах метрах такие приключения! Пришлось воспользоваться GPS. Согрелись. Пообедали. Стали держать Совет. Решили сегодня не дёргаться, а завтра при такой же погоде возвращаться назад. После обеда вздремнули. И тут погода начала нас дразнить. Стали появляться окна, иногда даже было видно синее небо! Часок подождали – видимость заметно улучшилась и Николай с Володей снова поехали на разведку. Их не было 4 часа. Приехали кислые. Всё, говорят, перевал не проходим! Хотите – сами попробуйте. Ну не сидеть же! Поехали и мы пободаться. По дороге на перевал двигаться действительно нельзя. Очень большой крен и снегоход стаскивает на камни. С большим трудом удалось вернуться на ровное место. Поехали смотреть низом по долине. Получается, что перевал надо брать в лоб. Наверху видна старая дорога. Она уже достаточно пологая, чтобы удержать на ней снегоход, но попасть на неё трудно. Снега на этом участке достаточно для снегохода, но камней тоже много, и они часто скрываются под снегом. Наезд на такой «подснежник» на разгоне ставит снегоход почти вертикально! Начинаю выписывать петли: разгоняюсь вверх и, как только снегоход начинает опрокидываться, разворачиваюсь вниз, в долину. Внизу есть пологий участок, где можно безбоязненно развернуться. И снова вверх. Выбирая нужную траекторию подъёма, изрисовал петлями весь склон. Валера Муратов наблюдает за мной. Один раз не удержал снегоход – опрокинул. Удалось предотвратить падение снегохода со склона. Развернул его носом вниз и сам съехал. «Ну и куда ты хочешь попасть?» -спрашивает Валера. Показываю ему точку. Валера с первого раза заезжает и по дороге уезжает на перевал. Я еду за ним и чуть-чуть не доезжая до дороги падаю, да очень неудачно! Снегоход начинает катиться вниз, а я оказываюсь ниже его по склону. Лёжа на спине головой вниз, руки раскинул в стороны, воткнув ладони в снег как якоря, ногами пытаюсь удержать снегоход, а он катится! И ногами, как жонглёр в цирке крутит бочку – гусеница-сиденье, гусеница-сиденье, гусеница-сиденье – уф! Пробороздил метров пять вниз. Остановились оба! Страшно стало, вспотел! Хорошо, что камень под снегом не попался. Начинаю подкапывать снег под снегоходом, чтобы предотвратить дальней шее падение. С огромным трудом разворачиваю машину носом вниз и спускаюсь на пологое место. Отдыхаю. Спускается Валера.
–Ты чё, ты где, я тебя не дождался и поехал вниз.
–Ты был на перевале?
–Да. Там избушка стоит. И крест.
Точно был на перевале! Молодец! Темнеет. С ощущением победы возвращаемся домой. Небо почти чистое и уже первые звёздочки говорят о том, что ночью будет холодно. А в домике тепло и чай. Нас встречают. Заказали машина на завтра на 11 утра к своротку.
– Ну, как? Убедились?
–Мы были на перевале.(Я, конечно не был. Был только Валера, но гордость за нашу маленькую победу распирает! Вроде как и я тоже…)
–???
–Да были, были. И избушку видели, и крест. И дорогу проложили.
Нам не верят. В течение часа – полтора доказываем, что мы там были, а значит, перевал можно пройти. Куда только наши года разлетелись? Превращаемся в пацанов младшего школьного возраста и с жаром, со слюной выясняем правду-неправду. Снова выходим на связь и даём «отбой» машинам. Завтра едем на Укок! Заправляем снегоходы и укладываем часть вещей, чтобы сэкономить время утром.
6 день. 25 февраля.
Тёплый Ключ – застава Аргамджи – отроги г.Табын-Богдо-Ола – застава Аргамджи.
55 км. 7 часов Встаём рано, в 6. Утро морозное и солнечное. Решаем взять всё по-минимуму. Телегу с лишними вещами, пустыми канистрами и бензином на обратный путь, оставить под перевалом. Собираемся, упаковываемся. Дров то понавезли! Тронулись. Солнышко. Хорошо! Телегу оставляем под перевалом. Первым в перевал поднимаются Валера и Володя. К удивлению Валера не попадает в свой вчерашний след! Они набирают высоту и поднимаются намного правее и выше нужного участка. Валера аккуратно по склону, стоя на одном борту и максимально сместив центр тяжести, двигается к дороге и попадает на неё! Володя едет следом и переворачивается. Мы с Николаем снизу наблюдаем. Снегоход остается на склоне. На помощь уезжает Николай. Удачно. Я знаю, что такое 400 килограмм на крутом склоне, и тоже стремлюсь на помощь. Перегруженный снегоход ведёт себя совсем по-другому. 10 метров не доехал. Опрокинулся и начал падать вниз. Наученный вчерашним опытом, я отпрыгнул в сторону и хватаю снегоход за багажник. Сразу остановить не удалось. Почти 2.5 оборота. Но задержал. Сверху это смотрелось жутко. Когда я выглянул из-под машины, ко мне уже бежали все! Помогли мне развернуть снегоход вниз. Я съехал, отдышался и со второй попытки заехал на дорогу. Через полчаса все были на перевале. Ну что за вид! Не знаю по какой причине, но не сделали ни одного снимка. Видимо торопились вниз. В другую сторону склон намного положе. Камней почти нет, но есть опасность попасть в овраг по средине склона. Спускаемся примерно на одну треть и на площадке останавливаемся на совет. Выбираем наиболее безопасный путь. Первым едет Володя. Он поднимается снова вверх по склону и старается выбрать «путь воды». Видим его внизу и спускаемся к нему. Дальше движение продолжаем прямо по долине. Рельеф достаточно ровный. Иногда попадаются русла маленьких речек. Они занесены снегом и преодолеваются легко. Внизу речка Калгуты, маленькая такая речка, выглядит большой рекой. Наледи заполняют почти всё низкое место в долине. С опаской двигаемся прямо по льду. Ничего. Лёд прочный. Остаются только следы от полозьев на лыжах. Боялись попасть в промоины и при первой же возможности уходим со льда. Кочек тут предостаточно. Есть небольшие участки, которые позволяют развивать до 60 км. В час. Проезжаем «ворота Укока» и «топаем по газам»! В 12 часов мы на заставе Аргамджи. Нам удивлены! Не ожидали туристов в такое время! К ним начальство прилетело на 2 недели и уже два месяца живёт – нелётная погода. Проверка документов. Регистрация. А мы бы поспешили… пока погода хочется подъехать поближе к Табын-Богдо-Ола. Но, говорят, пока не отобедаете у нас, не отпустим. Не ожидали. Рассчитывали готовить сами. Снимаем вещи, топливо и оставляем всё на заставе. После обеда заправляемся и вперёд, на Гору! Признаюсь, что моя идея ехать по замёрзшему плато напрямик – откровенно плохая. Замёрзшие кочки для снегохода, конечно проходимы, нот лучше было бы в объезд по дороге, как ездят сами пограничники. Ну да ладно. Не возвращаться же! Хочешь быстро похудеть? Спроси меня – КАК? Я теперь точно знаю, как вытрясти из человека всё лишнее за предельно короткий промежуток времени. На другой стороне плато удалось разогнаться. Небольшой снежный покров с торчащей травой, иногда остатки колючки… ну уж будь внимателен!
Заезд решили сделать по руслу реки Аргамджи. Не получилось. Сплошные камни и местами снежные заносы… Пока искали место, к нам на лошади подъехал молодой алтаец. – Не, тут не надо, езжайте по дороге.
–Покажешь?
–Да.
Махнул рукой и поскакал. Сразу стало ясно, что нам за ним не успеть. Склоны почти голые. Снега мало и только на северном склоне и то рыжий от травы. Камней полно. Раза три он прощался с нами и потом легко догонял и показывал куда ехать дальше. Дорога едва-едва угадывается и тут же теряется, но всё-таки это самое подходящее место для движения. Спускаемся к реке Аргамджи. Преодолеть её удалось без проблем. Дальше начали подниматься к подножию Горы. Возможно, дорога где-то здесь и есть, как её описывают. Мы даже следов не видели. Погода начала заметно портиться. Максимально поднимаемся. Наверху начинается сплошной каменный пояс. Дальше на снегоходе нельзя. Собираемся вместе. Начинает темнеть, видимость ухудшается. Решаем вернуться по своим следам. Получается довольно быстро. Спустившись на плато, едем по дороге, а не напрямик, как мы это сделали вначале. Получается довольно быстро. В сумерках возвращаемся на заставу. Незапланированная тёплая ночёвка. Здорово!
7 день. 26 февраля. Утром встаём рано. –28. Быстро собираемся. На глазах чистое небо над Укоком заволакивает хмарь. Пакуем вещи и прогреваем снегоходы. Пограничники приглашают на завтрак. Говорят, что мы везунчики. Обычно в это время здесь сильные ветра вплоть до апреля. Позавтракав, прощаемся и трогаемся в путь. Довольно сильно теплеет. Возвращаемся к перевалу по своим следам. Перед подъёмом останавливаемся и обсуждаем тактику подъёма. Ещё немного и снег будет мокрый. Первый на подъём идёт Володя. Что-то у него не заладилось, и он делает петлю вниз по склону, но обошлось без опрокидывания. Аккуратно, выполняя оттяжку, поднимаемся на перевал. Возле домика короткая передышка. Табын-Богдо-Ола уже не видно. Из-за нё наползает огромная чёрная туча! Понимаем, что надо спешить. Впереди спуск с перевала. Температура близка к нолю. Очень скользко! Опять оттяжка и медленно-медленно, потихонечку двигаемся к спуску. Спускаемся к оставленным под перевалом саням. Я очень боялся этого участка, так как накувыркался на нём вдосталь. Всё обошлось. Помня, что за нами непогодь, двигаемся на Калгуты (свороток с трассы на Джазатор). За два дня снег в долине заметно стаял. Оголились большие участки дороги. Пытаемся ехать хотя бы по траве, но камней избежать не удаётся. Нас догоняет громадный фронт чернильного цвета. Видимость хорошая, что обеспечивает безопасную езду. Километров за 10 до трассы уже в долине нас накрывает лёгкий снежок, рельеф сразу же исчезает, и начинаем ловить всевозможные ямы. Машины нас уже ждут. Мы с Валерой уже успели разгрузиться, как по рации что-то сообщили. Треск, непонятно и сами не отвечают. Николая и Володи не было минут 15. Разворачиваемся и едем на встречу. Через 2 километра видим их. Двигаются. Оказалось, что на санях после большой ямы лопнул карабин. Сами справились. Загоняем снегоходы на тележки и перегружаем вещи по машинам. Через 20 километров зима кончилась. Возле солонешенской заставы сухо. Один экипаж сразу же уезжает в Новосибирск. Планируют к утру быть… В Чуйской степи как всегда пыль, но сильный боковой ветер. Валера прокалывает колесо. На ближайшей шиномонтажке его ремонтируем. Обедаем всё в той же столовой. Мечта заночевать на Семинском откладывается. Прямо на выходе из столовой нас забирают в милицию. Час теряем на проверку. Приходится доказывать, что мы не охотники, что оружия нет, и никакие рога и копыта не спрятаны в машинах под огромным количеством шмутья. Проверили…. И начали составлять протокол, что так оно всё и есть, по каждому отдельному случаю. Темнеет. Уже в сумерках заезжаем на заправку на выезде. Подъезжают другие охотоведы и…. всё сначала. А ночевать то хочется на Семинском…
До бывшей «базы олимпийского резерва» добрались к полуночи. Валера Муратов с сыном решают ехать дальше. Двое за рулём всё-таки. А мы остаёмся. Спать легли без ужина. Володя даже не храпел…
8 день. 27 февраля.
В три часа ночи Володя подорвался с постели и лихорадочно одевшись, побежал к снегоходу – ружьё оставил под сидушкой. Снегоход без тента и сиденье на резиночках… Подходи кто хочет, бери что хочет… Пришёл в недоумении – нет ружья. Спи, говорю, его ещё утром забрали, когда грузились…
Выспались просто прямо-таки великолепно! Прогрели машины. Позавтракали в столовой. Кормят там всегда хорошо. Пококетничали с лыжницами из Когалыма. И тронулись в путь. Спокойно доехали до Маймы и на очередном посту стали снова разгружаться-загружаться, доказывая, что мы не охотники, что рога и копыта не прячем. А в это время «ночные экипажи стояли в очереди: дорогу из Бийска в Барнаул закрыли. Мы спокойно и ровно продолжили путь. На каждом КПП проверки. Оказалось, что у охотоведов вместе с милицией операция «снегоход». Браконьеры на хороших снегоходах бьют лосей, косуль и т.д. Охотоведы не могут за ними угнаться… Решили всех на трассе, у кого снегоходы, проверить… Стемнело. В восемь часов вечера приезжаем домой. Предстоит ещё технику поставить и разобрать вещи.
Всё
- Yeti
- Андрей
- 5 ноября 2012 в 8:34
- 2
- +31
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (18)
RSS свернуть / развернуть