Блог им. romanikitin → Учат в школе, учат в школе, учат в школе...
Готовлюсь к первому мотосезону — поступил учиться в мотошколу. Нет, вообще-то это официально автомотошкола, и обучают там преимущественно водителей категории «В», но и «А» тоже готовят. То есть на теорию я (имея на руках водительское удостоверение на машину) хожу вместе с курсантами-новичками. Ничо так, полезно освежить знания по ПДД, тем более, что нового там прилично за последние 12 лет накопилось. ;) Впрочем, это не помешало мне сегодня сдать теоретический внутренний экзамен, так что теперь с вопросами повстречаюсь уже в ГИБДД на официальной сдаче теории.
Ну а практика…
Уф. Начать с того, что практика по вождению мотоцикла собственно этой автошколой не подается вообще. У них для этого есть субконтрактор, который и обучает вождению двухколесной мототележки. Субконтрактор этот — небольшая мотошкола, арендующая крытую площадку на одной из многоэтажных автопарковок г. Москвы. На площадке размечены все экзаменационные фигуры, и кое-какие, в список официальных тестов по вождению мотоцикла не входящие.
Начал я, конечно же, с Йобрика 125. У меня за плечами 13 лет увлечения велоспортом — маунтинбайком. Даже медальки за кое-какие гонки есть. То есть два колеса под попой чувствую хорошо. Однако сразу скажу всем велосипедистам — даже такой «велосипедный» и легкий мотоцикл как Yamaha YBR 125 едет совершенно (!) не так, как вы привыкли ездить на велосипеде. Не вопрос, заполучить нужные навыки несложно (у меня на это ушло два полуторачасовых занятия), но всем тем, кто думает, мол, сел и поехал, сообщаю: сел и не поехал. Ну, то есть по прямой там или по городу прохватить — это может быть, но в стесненных условиях габаритных коридоров, на мизерной скорости, это вряд ли вот так просто сразу и легко. Кроме того, все фигуры имеют меньший размер, чем экзаменационные в ГИБДД, так что придется немного постараться. При наличии навыков владения телом и весом — как уже сказал, два, может, три занятия по два академчаса. Если совсем никак до этого с двухколесной техникой в плане владения техники владения техникой :), то 4-5 занятий должно хватить для получения основ. И, главное, понимания того, чем отвечает мотоцикл на твои действия.
Однако это все фигня. Веселье началось тогда, когда к исходу третьего занятия я лихо так проезжал все доступные упражнения, причем с первой попытки. Причем на любом из имеющихся в распоряжении YBR, как почти новых, так и весьма ушатанных.
Я пересел на Stels Flame 200.
О, ребята, это чудо из чудес. Коробку из положения «первая» приходится выковыривать пяткой — с мыска лапка соскальзывает из-за совершенно идиотского расположения «где-то в Верхних Ипинях». Ход самой лапки как у кикстартера, которого там нет. Поймать нейтраль легко только на ходу, да и переключается тоже в основном там. На стоящем моцике (сцепление в грипсу) хорошо включается только по маршруту N-1. С мощным бабахом где-то в недрах картера. Вот ну по симптомам самое что ни на есть ведущее сцепление. Но по факту — никакого ведения, тяга ноль, рывка при включении передачи тоже не ощущается. Сказка да и только.
Педаль тормоза еще веселее — снова задрана вверх и вперед, поэтому нажать на тормоз можно только сняв правую ногу с подножки. То есть четко дозировать усилие — та еще задача, поскольку тормозишь ты нависающей над педалью ногой, считай, всем телом. А задний тормоз дисковый, мощный, сорвать заднее колесо в юз не вопрос — параллельно заглушив мотор, если не успеешь отработать сцеплением. Хорошо еще, модуляция по заднему тормозу отличная, иначе было бы вообще весело.
Передний тормоз, наоборот, вялый и ватный. То ли воздуху насосался, то ли одно из двух, но факт — Ямаха своим передом рвет стелсину просто в клочья. Обе ручки (и тормоз, и сцепление) типа «шпротстерные», то есть широченная штамповка, в общем-то, довольно удобная… если были бы на нужном расстоянии от грипс и не люфтили (особенно тормозная). Странное дело, ушатанные донельзя Йобрики не люфтят своими кондовыми, олдскульными ручками, а почти новый Стелс — таки да.
Разгон у 200-кубовки, конечно, куда веселее, чем мопедирование на Йобрике. Однако Yamaha едет с холостых и даже ниже — просто поверни ручку газа. Причем без чихпыха — медленно, но надежно. И на холостых тоже катится так, что некоторые из курсантов вообще узнают о функционале акселератора к третьему занятию. А вот Stels на холостых дергается, разгону подлежит после изрядной паузы, момент меньше ямаховского раза в полтора. Бухтит, конечно, породисто, да. Но лучше бы ехал.
Приборы… Можно я не буду ничего комментировать? Из всех плюсов только зеленая лампочка нейтрали. Но она и на «Ямахах» есть (если работает вообще — а то раз мне достался «йобр» вообще без приборной панели). Аццкая синяя китайская подсветка и слепые цифры как скорости (там цифровой спидометр), так и включенной передачи — почему-то еще в куда более контрастном черном окошке… Извините, не мой стайл вообще.
Ну и самое веселое — угол поворота руля. После YBR-125 Стелс просто мегачопер, поворачивать на ровном корпусе не собирается от слова «совсем». :) Нет, для мотоцикла все нормально с углом, но повторюсь, по сравнению с Йобром это просто кастом-лоурайдер. Зато именно на Stels я научился, наконец, грамотно работать углом наклона, проходя и змейку, и габаритный коридор, и… А вот фиг! Восьмерку я так и не осилил — мотоцикл банально вываливается за ее внешний габарит, даже при руле «в упор». Я уже говорил, что в этой мотошколе размеры фигур меньше, чем стандартные, и для уверенного прохождения той же «восьмерки» нужно не только играть газ/тормоз, но и валить его на бок со смещением собственного веса в противоположную сторону. Признаться, этот прием я так до сих пор надежно и не освоил. В следующие занятия буду тренировать.
В общем, обучение продолжается. К маю должен выйти на права. ;)
- romanikitin
- Роман
- 25 февраля 2015 в 23:06
- +19
- romanikitin
- 26 февраля 2015 в 6:08
- ↑
- ↓
Пост о том, как и что.
И нет, это не просьба дать мне совет насчет выбора мотошколы. Но все равно спасибо.
И нет, это не просьба дать мне совет насчет выбора мотошколы. Но все равно спасибо.
Мне инструктор тоже не говорил, да и по правилам сдачи в БГ восьмёрка вполне обширна и не имеет границ траектории, а только внешние границы, что вроде легче, но иногда сложнее — увлёкся, промахнулся с траекторией — приходится валить мот, чтоб попасть в финишные ворота. В инете начитался. А учебная площадка и казённый застрахованный мот — прекрасные условия для отработки подобных приёмов )
может просто руки достать из одного места? сам окончил мотошколу в ноябре, и мне все удавалось на ебрях, ирбисах, и т. д. Далеко не самых новых причем, не с 1 раза конечно, но если приложить руки и голову, то и на чепере можно джимханить. А сетовать на коробку, руль, габариты, цвет мото, плохому танцору, как говорится, мешает режиссерская задумка.
здесь был ататат
- romanikitin
- 26 февраля 2015 в 21:59
- ↑
- ↓
Дело в том, что сдаем мы вообще на Хонде (не очень пока знаю, какая модель), а Stels и Yamaha это учебные машины для разнообразия процесса, так сказать. Поскольку сдавать будем на полную «А», нужен мотоцикл объемом более 125 кубов, и YBR для сдачи в этом смысле не пригоден. Но он отлично пригоден для обучения (думаю, вопрос снят, почему), и вот такая катавасия получается с разномотством. ;)
- romanikitin
- 16 марта 2015 в 17:11
- ↑
- ↓
На YBR 125 нельзя сдать на полную А, поскольку полная А это больше 125 кубов. А на ебрике можно сдать только на А1: pddmaster.ru/voditelskie-prava/kategorii-voditelskix-prav.html
- romanikitin
- 16 марта 2015 в 21:35
- ↑
- ↓
Honda FTR 223, которая экзаменационная у нас, рулится и управляется в точности также легко, как Ебрик. Только да, чуть тяжелее и сильно мощнее. Зато с холостых вообще не нужно уходить, все вытаскивает без проблем.
Э-э-э, ну сиденье да, ибо не дотянутся до педалей или в руль упираться будут. Но можно ли настроить положение педалей? Расположение ручки переключения скоростей? Сев впервые за руль тойже машины — много ли человек знает о том как должно быть?
У меня лично ушло некоторое время, прежде чем я нашел ТО САМОЕ положение сиденья и руля — откатав и в городе и съездив на дальние расстояния.
В учебной машине я настраивал примерно — пользуясь общим руководством.
НУ и сколько времени это займет на мотоцикле — я о педалях, высоте и наклоне руля и т.д.?!
У меня лично ушло некоторое время, прежде чем я нашел ТО САМОЕ положение сиденья и руля — откатав и в городе и съездив на дальние расстояния.
В учебной машине я настраивал примерно — пользуясь общим руководством.
НУ и сколько времени это займет на мотоцикле — я о педалях, высоте и наклоне руля и т.д.?!
- romanikitin
- 26 февраля 2015 в 22:02
- ↑
- ↓
При этом почему-то передний тормоз на основном учебном байке Yamaha (их шесть штук) хватает намертво, ничего там по стандартной практике не ослабляют. А вот традиция подкрученных холостых на обоих мотах почему-то приводит к тому, что на холостых устойчиво едет только Yamaha. :)
Все на самом деле куда проще. Ебр банально качественнее. Собственно, этим я и открыл Америку, да.
Все на самом деле куда проще. Ебр банально качественнее. Собственно, этим я и открыл Америку, да.
- cross_tver
- 26 февраля 2015 в 16:55
- ↓
Как то не правильно, когда в школе площадка не по стандарту. Когда я училися, была площадка в соответствии с требованиями ГИБДД и сдавали на ней же. А еще была (может и сейчас есть) такая тема, что если автошкола не имеет своей площадки соответствующей требованиям (как по разметке, так и просто по площади), то обучать она не может и соответственно те, кто окончил такую школу, к экзаменам не допускаются. По крайней мере так было осенью. И на категорию «А» сдавали только на собственных площадках автошкол.
- romanikitin
- 26 февраля 2015 в 22:04
- ↑
- ↓
Я немного некорректно высказался.
Собственно площадка для сдачи у школы есть. Она на Яблочкова (москвичи-байкеры знают). Она полностью соответствует требованиями ГИБДД.
А то место, где я учусь сейчас, зимой, это крытая площадка на автопарковке, там в тренировочных целях все фигуры заужены. Я не уверен, что это совершенно правильно, но вот что резко повышает успеваемость сдачи на «большой» площадке — это да.
Остается лишь вопрос умения ездить на средних и больших скоростях. Этому вообще, похоже, не уделяют внимания. :(
Собственно площадка для сдачи у школы есть. Она на Яблочкова (москвичи-байкеры знают). Она полностью соответствует требованиями ГИБДД.
А то место, где я учусь сейчас, зимой, это крытая площадка на автопарковке, там в тренировочных целях все фигуры заужены. Я не уверен, что это совершенно правильно, но вот что резко повышает успеваемость сдачи на «большой» площадке — это да.
Остается лишь вопрос умения ездить на средних и больших скоростях. Этому вообще, похоже, не уделяют внимания. :(
- romanikitin
- 26 февраля 2015 в 22:09
- ↑
- ↓
Про А1 верно. Это и есть большой трабл, вынуждающий покупать более другие мотоциклы.
Про Дельту-200 — не знаю, что это. (в смысле, не ездил) А на Флейме-200 тоже вполне себе нормально и ездят, и, говорят, сдают кое-где. Мот, к слову, вполне себе веселенький. Племяннику бы купил, не особо думая.
Про Дельту-200 — не знаю, что это. (в смысле, не ездил) А на Флейме-200 тоже вполне себе нормально и ездят, и, говорят, сдают кое-где. Мот, к слову, вполне себе веселенький. Племяннику бы купил, не особо думая.
- romanikitin
- 26 февраля 2015 в 22:06
- ↑
- ↓
Это то, что есть де-факто. Был бы Стелс реально круче — «прославлял» бы его.
У меня вообще совершенно другой мотоцикл совершенно другого типа, и в этом смысле обвинять меня в прославлении вообще никак не боком ко мне YBR 125 — это несколько странно, не кажется?
У меня вообще совершенно другой мотоцикл совершенно другого типа, и в этом смысле обвинять меня в прославлении вообще никак не боком ко мне YBR 125 — это несколько странно, не кажется?
Весьма странно — это я о обучении на ёбрике. У нас (Германия), если открываешь категорию А — то и обучение проходишь на мотоцикле, подходящим под этот класс. Например возле дома — в автошколе предлагают Kawasaki er-6n, 2012 года.
Про площадки ни когда не слышал — то есть они существуют. Но в основном для отработки экстремального вождения. И они есть у BMW и ADAC — денежные фирмы и могут себе позволить.
На машине — сразу выезжаешь в город. На мотоцикле — тренировка на парковке или другом пустом, ровном пространстве.
Автошколы напрямую связаны с местом, где сдаем на права. Внутренний экзамен — он есть, выглядит примерно так — сажусь за отдельный стол с ноутом и тыкаю кнопки, когда закончил — сообщаю преподавателю. Если успешно закончил — он записывает меня на экзамен. И да, в школе это не обязательно — это скорей тест для самого себя и для школы. У них (у школ) существует свой рейтинг — если много учеников проваливаются на экзаменах — значит школа плохо обучает — могут отозвать лицензию.
Когда я сдал все с первого раза — учитель довез обратно до школы и мы отпраздновали это дело бутылочкой коньяка! :)
Про площадки ни когда не слышал — то есть они существуют. Но в основном для отработки экстремального вождения. И они есть у BMW и ADAC — денежные фирмы и могут себе позволить.
На машине — сразу выезжаешь в город. На мотоцикле — тренировка на парковке или другом пустом, ровном пространстве.
Автошколы напрямую связаны с местом, где сдаем на права. Внутренний экзамен — он есть, выглядит примерно так — сажусь за отдельный стол с ноутом и тыкаю кнопки, когда закончил — сообщаю преподавателю. Если успешно закончил — он записывает меня на экзамен. И да, в школе это не обязательно — это скорей тест для самого себя и для школы. У них (у школ) существует свой рейтинг — если много учеников проваливаются на экзаменах — значит школа плохо обучает — могут отозвать лицензию.
Когда я сдал все с первого раза — учитель довез обратно до школы и мы отпраздновали это дело бутылочкой коньяка! :)
- romanikitin
- 27 февраля 2015 в 21:43
- ↑
- ↓
Россия не Германия, это единственное, что могу сказать точно. ;)
К слову, рейтинг школ есть и у нас, и гайцы за ним следят. Если школа выпускает водителей, которые реально «портят статистику», то это повод ГИБДД (или Минобрнауки) присмотреться к этой школе, прошерстить ее на предмет «чо так».
К слову, рейтинг школ есть и у нас, и гайцы за ним следят. Если школа выпускает водителей, которые реально «портят статистику», то это повод ГИБДД (или Минобрнауки) присмотреться к этой школе, прошерстить ее на предмет «чо так».
- romanikitin
- 28 февраля 2015 в 15:56
- ↑
- ↓
Спасибо.
Там дифференцированный подход. Для тех, кто реально нуждается в помощи и внимании — с теми инструкторы персонально работают, буквально за хвостом мотоцикла ходят, много объясняют, контролируют. За такими, типа меня, особенно рьяно не следят, но всегда готовы подсказать-помочь, если что. Вчера, например, пытались решить проблему слишком высокой педали тормоза на «Стелсе», но увы, решить ее полностью не удалось, поскольку она усугубляется моей анатомией — у меня стопа не поднимается вверх на достаточную величину. На YBR и экзаменационной «Хонде» проблем с этим, однако, нет, там педаль на месте стоит.
Там дифференцированный подход. Для тех, кто реально нуждается в помощи и внимании — с теми инструкторы персонально работают, буквально за хвостом мотоцикла ходят, много объясняют, контролируют. За такими, типа меня, особенно рьяно не следят, но всегда готовы подсказать-помочь, если что. Вчера, например, пытались решить проблему слишком высокой педали тормоза на «Стелсе», но увы, решить ее полностью не удалось, поскольку она усугубляется моей анатомией — у меня стопа не поднимается вверх на достаточную величину. На YBR и экзаменационной «Хонде» проблем с этим, однако, нет, там педаль на месте стоит.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (41)
RSS свернуть / развернуть