Проект продается, 60 000 USD [email protected]
Путешествия
  • Пробег для публикации поста в сообщество: 15.00 км
  • Читателей: 4275 | Постов: 2469

Данный блог создан для публикации рассказов, фото и видео отчетов о путешествиях на любой мототехнике.

Путешествия → Три друга за полярным кругом. 2.1

Карелия. Часть 1.1 здесь
Карелия. Часть 1.2 тут
Хибины. Часть 2.1


Утро на Кольском мало чем отличается от ночи, светлее вроде не стало. Меня будит и заставляет выбраться из палатки сильный ветер — тент хлопает как парус, не давая уснуть. Туман рассеялся, на улице зябко, небо хмурое, обещающее дождь, с трассы доносится гул проезжающих автомобилей.

Привязав тент и положив сверху камень, залезаю в палатку, но сна уже нет ни в одном глазу. Ох как же я завидовал в такие моменты Тёмычу и Ване, что у них получалось спать столько, сколько они хотят! Собираясь в поездку, я пытался найти место в своём багаже для какой-нибудь небольшой книжки, но от этой идеи пришлось отказаться, о чём я несколько раз жалел, ибо поваляться утром в спальнике за каким-нибудь чтивом — самое милое дело. Однозначно, в следующую поездку беру с собой складной стул, книгу и снотворное.
Надев тёплые штаны и болотные сапоги, иду мыть в озере посуду, оставшуюся с вечера, попутно удивляясь, насколько тут чистая и прозрачная вода: я стоял в воде почти по пояс и отчётливо видел причудливый песчаный узор на дне так, как будто он на расстоянии вытянутой руки. Наверно в Москве сейчас душно и жарко, но мы сами выбираем себе дороги, жалеть тут совершенно ни о чем, и холод — это не так уж и плохо, он как своеобразная плата за все эти необычные для нас северные пейзажи. Прохлада заставляет тебя быть в тонусе, не даёт расслабиться. Нет, действительно, не смотря ни на что, я полностью был доволен происходящим, меня всё устраивало и я не жалел о выбранном направлении.
Скоро зашевелился Ваня, потом и Тёмыч выполз из палатки. Постепенно начал моросить дождик. Приветливое северное утро. Яйца закончились, поэтому завтракали овсянкой.
— Ну что, куда дальше едем? — Спросил Тёмыч с нотками сомнения в голосе, доедая кашу.
— Конечно же в горы, там должно быть очень здорово! — Бескомпромиссно отвечал я.
Чёрт с ней с Карелией, в конце концов в следующий раз прокачусь по тем местам, куда мы не поехали, либо сделаю это на обратном пути, но база КСС рядом с горой Куэльпорр по значимости в этом путешествии для меня находилась на том же месте, что и мыс Немецкий на Рыбачьем, уж проезжать мимо неё я точно не собирался, и за несколько месяцев до старта обозначил эту точку, как одну из ключевых в маршруте. Если бы Жека не рассказал мне о Хибинах, я бы никогда и не подумал туда ехать. Но увидев фотографии, я сразу понял, что обязательно должен оказаться там.
Собраться получилось несколько быстрее, чем обычно. Может быть виной тому был дождь. Надевая шлем, Тёмыч хватился своих очков, они остались в кармане палатки, которую мы так нежно утрамбовывали ногами в чехол. Палатку достали, с дрожью в руках развернули её, и о чудо, очки не разбились! Крупно повезло, ибо один раз Тёмыч уже ломал очки в поездке, было бы грустно, если бы это переросло в систему.

Проехав около 30 километров, взяли правее в сторону Апатит, и мелкий накрапывающий дождик постепенно пошёл на убыль. Прямо по курсу величественно возвышались хребты Хибинских гор. Сначала дорога шла сквозь плотную стену леса, затем она провела нас по железному мосту между двух озёр, берега которых терялись где-то вдалеке и были слаборазличимы на фоне возвышавшихся холмов, покрытых лесом. В такие моменты невольно начинаешь ехать медленнее, пытаясь охватить взглядом всё, что тебя окружает и проникнуться увиденным.
Чем ближе мы подъезжали к Кировску, тем выше вырастали горы, занимая собой всё больше и больше пространства на горизонте. Ну а когда мы уже оказались в Кировске, все вопросы и сомнения по поводу целесообразности посещения Хибин отпали сами собой. Остановившись у магазина, мы смотрели на гору с певучим и легкопроизносимым названием Вудъяврчорр и понимали, что следующие двадцать с чем-то километров по перевалу будут явно не скучными. Вид этой громадной горы на фоне небольшого городка, ютившегося у её подножия, внушал величие и незыблемость, нельзя было не восхищаться ею, особенно нам — людям, неискушёнными горными видами. Не иначе как мы должны ехать завороженные горными пейзажами, разинув рты от удивления, определённо. А ещё Жека предупреждал нас, что на нашем предстоящем маршруте падать будут все, и проколов не избежать, поэтому жгутов надо брать чем больше, тем лучше. Всё это у нас было с избытком, компрессор тоже имелся, так что проколы нам были не страшны. Время было послеобеденное, мы основательно закупились едой с расчётом на пару дней автономности и разложили её по кофрам наших мотоциклов. Большая часть еды конечно ушла в кофры к Ване. Как-то раз Тёмыч назвал Ванин ТДМ маленьким грузовичком, так к нему и приклеилось это прозвище, ибо в его три здоровенных кофра без особого труда можно было положить всё то, что к нам уже никак не влезало. Упаковывались мы с чувством и расстановкой, понимая, что времени впереди у нас много и спешить некуда. Приятно было осознавать, что впервые за поездку нам не нужно было мчаться наперегонки с ночью и усталостью. Я купил в магазине два десятка яиц и занимался тем, что пытался уложить их так, чтобы они не побились, пока мы будем скакать по камням. Задача: у мотоциклиста есть двадцать яиц, впереди двадцать четыре километра не самых ровных дорог. Вопрос: сколько яиц доедет целыми?
Закончив упаковывать всю провизию и смазав цепи, устраиваем себе нехитрый ланч напоследок. К этому моменту мы держались без кока колы и чипсов уже целых четыре дня, всё это время наблюдая за изменениями, происходившими в наших организмах, но потом кто-то не сдержался и купил бутылку этой чёрной психотропной водички, сведя на нет все наши достижения в области здорового питания.
Насмотревшись видео в интернете, я сделал вывод, что в целом и общем доехать на мотоцикле до базы КСС возможно, дорога не такая и ужасная, только в одном месте в начале она идёт по руслу реки и там много камней, так что главное проскочить этот участок, а потом будет легче. В ритме городского потока выезжаем из Кировска, слева от нас озеро Большой Вудъявр, сворачиваем в сторону ботанической станции.



Висящий баннер любезно предлагает нам оставить свои данные перед выездом в горы, мол, чтобы знать кого искать, если вдруг не вернёшься.
В горы надо ехать размеренно, отбросив суетные мысли, не спешить там, где не следует. Первые пару километров мы ехали по отличному широкому грейдеру, который вывел нас к карьеру, где постоянно сновали гружёные рудой Камазы. Догадавшись, что где-то в нашей жизни мы свернули не туда, пришлось вернуться немного назад.
Сначала я не хотел верить, но навигатор и стоящая на обочине машина подтверждала мои опасения. То, что мы сначала приняли то ли за следы не вписавшегося в поворот автомобиля, то ли за заброшенный съезд с дороги, на самом деле таковым не являлся. Все эти камни, рассыпанные ровным слоем по засохшему руслу горной речки, от которой сейчас оставался небольшой ручеёк, эта здоровая лужа в самом начале — всё это являлось началом того замечательного горного перевала, по которому нам предстояло ехать следующие восемнадцать километров! Отличный способ подтянуть свои эндурные навыки! Особенно когда твоё эндуро весит далеко за 200 килограмм, сверху до низу нагружено шмотками, и резина, резина чёрт возьми, ну совсем не эндурная! Нет, лично мне было весело и интересно, что же будет дальше и чем это всё закончится. Остановившись, машу ребятам рукой, мол, езжайте вперёд, сниму на камеру, как вы храбро штурмуете первый каменистый бродик. Тёмыч неуверенно поехал первым, нелепо перебирая ногами. Наверно подумал, что таким образом я хотел оценить глубину лужи и скользкость подводных камней, ведь старое правило гласит: самый лучший способ проверить, где стоит ехать, а где — нет, это послать вперёд товарища и посмотреть, что с ним станется. Ваня проехал чуть более уверенно, ну и, наконец, проехал я, вспоминая, что по нечто похожему приходилось ездить на бандите в Крыму. Остановился, визуально оценил, не хотят ли мои друзья сказать что-нибудь по поводу предстоящего нам маршрута, ибо дальше, насколько хватало глаз, дорога лучше не становилась — всё те же камни, принесённые течением реки по весне, когда вода сходит с гор. По краям здоровые булыжники, по центру — помельче. Оценив настроение народа как терпимое, быстрее поехал вперёд, сделав вид, что всё так и планировалось, пока они не успели очухаться и понять, что происходит. На самом деле, столкнувшись вживую с тем, что до этого представлял только по фотографиям, я пребывал в лёгком шоке, но главное — не показывать вид. Метров через пятьсот такой дороги, когда привыкаешь к тому, что руль не переставая дёргается в разные стороны, когда у тебя уже более-менее получается подруливать телом и ногами, ты впадаешь в тот самый неуловимый дзен, который позволяет тебе ехать более-менее уверенно со скоростью, отличной от черепашей. Ещё через какое-то время тебе приходит осознание того, что в данной ситуации самым лучшим решением будет езда в стойке. Внутренний голос протестует, мол, езжай сидя — так будет проще удержать мотоцикл ногами, если вдруг он начнёт падать. Нужно разумом принять тот факт, что если ехать в стойке, то и не нужно будет отталкиваться ногами от земли — с заниженным центром тяжести легче держать равновесие, обхватив коленями бак очень удобно наклонять мотоцикл, а возможность изменять центр тяжести путём перемещения своего тела в более широком диапазоне, нежели сидя, так вообще бесценна, она поможет сохранить равновесие в трудную минуту.
Конечно на деле не всё так просто, как на бумаге. Где-то приходится резко садиться и удерживать внезапно начинающий падать мотоцикл ногами, где-то просто не получается встать, особенно, когда приходится переезжать через валяющиеся россыпью большие булыжники. Но со временем ехать в стойке получается всё увереннее и увереннее. Зная маршрут, можно прикинуть, где будет лучше сэкономить силы и проехать сидя, а где лучше проскочить в стойке.

Пару раз я чуть не приложился, когда искал в зеркалах Ваню и Тёмыча, пытаясь удостовериться в том, что они не отстают. Впрочем, они также, как и я, быстро приспособились к новому типу покрытия и стабильно держались позади, особо не отставая.
Немного протащив нас по почти пересохшему руслу реки, дорога предоставила нам выбор: ехать дальше по камням, или же взять левее — там параллельно руслу шла обычная грунтовка. И судя по её укатанности, мы были далеко не единственными, кто выбрал лёгкий путь. На самом деле ехать по обмельчавшему руслу оказалось не так сложно, как это представлялось в начале. Да, мотоцикл скользил и буксовал на мокрых камнях, иногда даже делал попытки закапываться, но таких участков было не так много, а с сухими камнями можно было договориться — ехать по ним проблемы уже не составляло. Идущая в объезд грунтовка тянулась недолго. Хоть её и размыло дождями, но чтобы не упасть на ней, достаточно было следовать паре простых правил: ехать плавно и не делать резких движений.


На смену грунтовке пришла хорошая дорога с плотно утрамбованными камнями. Я наивно полагал, что нам этом наши трудности закончились, и что такое покрытие будет до самой поисково-спасательной базы. Подозревать что-то недоброе начал, когда через несколько сотен метров дорога в нормальном понимании этого слова закончилась, плавно вернув нас в русло реки. Только это уже было не то полупересохшее русло, по которому мы шли в начале, где воды-то почти не было, а если где и была, то стоячая, и её можно было объехать посуху. Сейчас перед нами была вполне себе определённая горная речка, пусть и не полноводная (слава богу), но какое-никакое течение имелось, и оно было против нас во всех смыслах этого слова.

Перевал подбросил нам очередное испытание. Всё логично: в начале пути было препятствие попроще. Прошли его, сдали норматив, приноровились немного? Отлично, эти навыки вам пригодятся, вот теперь держите участок посложнее, развлекайтесь. И мы развлекались как могли. Первые метров сто по дну реки дались относительно легко — с мелкими подводными камушками мы уже имели дело в начале перевала, урок этот усвоили и закрепили полученные знания. А вот потом стало чуть глубже, и камни стали крупнее, по-крайней мере те, что лежали на поверхности. По большим скользким камням, лежащим на дне реки ехать вообще весело. Ты никогда не знаешь наперёд, как поведёт себя мотоцикл в следующее мгновение, словно каждую секунду жизнь бросает невидимый кубик и выбирает один из возможных вариантов: либо лежащий перед тобой камень сдвинется под весом мотоцикла, либо колесо подбросит на камне, также оно может соскользнуть, забуксовать и закопаться, ну и наконец самый скучный и обыденный вариант — оно не встречает препятствий, и ты продвигаешься на пару метров вперёд. Ещё нужно учитывать, что поведение заднего и переднего колёс на одних и тех же камнях не всегда совпадают, так что невидимый кубик бросается для каждого колеса отдельно. Едешь, как играешь в странную лотерею.
Трудно выработать однозначную правильную стратегию: едешь медленно и аккуратно, перебирая ногами — постоянно закапываешься, встаёшь в стойку и едешь быстрее — мотоцикл бросает в разные стороны с сильными амплитудами, удерживать его становится труднее. Не успеваешь уворачиваться от здоровых булыжников, тыкаешься в них передним колесом, чудом не падаешь, начинаешь трогаться — опять закапываешься чуть ли не до тормозного диска.
Ваня с Тёмычем ехали сидя, я же для себя выработал следующую модель поведения в этой сложной психологической ситуации: тронулся — быстрее вставай в стойку, балансируй и пытайся набрать скорость, иначе так и будешь буксовать и перебирать ногами по камням до конца подъёма, нервничая при этом и расстраиваясь, зачем?
Всё таки лучше ехать быстрее хотя бы из-за того, чтобы меньше закапываться. Центр тяжести желательно сместить назад, чтобы разгрузить переднее колесо — так ему легче было преодолевать большие камни. Правда из-за смещённого назад центра тяжести могут случиться две неприятные вещи: камень перед тобой может оказаться слишком здоровым и колесо не сможет через него перескочить, ты резко остановишься и скорее всего упадёшь. Вторая неприятная вещь — на особо рыхлых участках всё таки можно закопаться даже на скорости. И да, если держаться за грузики, то из-за большего рычага тратится меньше сил на руление. Об этом важном совете, данным Жекой, я вспоминал в самые трудные моменты, не раз он меня спасал от падений, когда я цеплялся за него, как за спасительную ниточку.
Проехав примерно половину этого участка остановился передохнуть, заодно пропустил шедшую навстречу буханку, поинтересовавшись у водителя, долго ли ещё идти по руслу реки. Водитель успокоил, что мы почти преодолели этот сложный участок, а дальше до горно-спасательной базы будет нормальная дорога.
И правда — вдали виднелся подъём, и судя по тому, что говорил буханковод, это был не обман зрения. Тёмыч и Ваня мелкими точками виднелись в моих зеркалах, и вроде бы их мотоциклы находились в вертикальном положении и постепенно приближались. Рассудив, что лучшим решением в данной ситуации будет доехать самому до нормальной дороги, оставить мотоцикл там и идти помогать народу, если такова помощь потребуется, совершил последний бросок. Вот он мой звёздный час, когда оказался полезен весь опыт вылазок с джиперами по бездорожью и годы зимних прохватов на малокубатурной технике, наконец это хоть где-то пригодилось. Помимо всего прочего опыт и практика дают некоторую уверенность. Встречая на своём пути препятствие, ты вспоминаешь, что когда-то у тебя было нечто похожее, ты с этим справлялся, и пусть сейчас это будет тяжело, но это возможно, ничего нового тебе дорога не преподнесёт. Только мотоцикл твой весит как пять питбайков или два лёгких эндуро, а так — ничего. Хотя по большому счёту даже не важно, какая у тебя техника — было бы желание и немного практики. Понятно, что на лёгком эндуро ехать будет легче, но если потребуется, проехать можно хоть на спортбайке. Не уверен я только насчёт чопперов.
Был один момент, когда мне казалось, что наша дальнейшая поездка к базе КСС зависела только от излучаемой мною уверенности и энтузиазма, и что если бы у меня на лице или в голосе читалась хоть капля сомнения, ребята запросились бы назад. Я понимал, что им сейчас труднее, чем мне, и больше всего боялся, что кто-то включит заднюю. Собственно, кое как выбравшись из русла, поставил мотоцикл на подножку уже на твёрдой дороге, оглянулся назад и почуял неладное: вдалеке виднелись две неподвижные точки мотоциклов. Мотоцикл Тёмыча к тому же явно находился в положении, отличном от вертикального. Что ж, пришлось бежать на выручку.
Тёмычу придавило ногу, встать сам он не мог, и пока я приподнимал его мопед, чтобы он смог освободиться, я наслушался всяких историй про то, какие разные действия сексуального характера он вытворил бы со своей резиной, руслом реки и данной ситуацией впринципе. Подняв мопед Тёмыча, попытался поднять его боевой дух увереваниями, что идти по руслу осталось недолго, и что дальше дорога будет почти как автобан, но тут услышал, как Ваня что-то кричит, наверно ему тоже нужно было выговориться, так что оставив Артёма, я поспешил к нему.
Оказывается, что всё это время Ваня не просто сидел на мопеде где-то сзади и наслаждался зрелищем, как Артём нелепо бултыхается посреди реки и не может вытащить ногу из под под мотоцикла. Бедный Ваня из последних сил боролся с гравитацией, удерживая свой мотоцикл в крайнем положении, чтобы тот не упал, и силы его иссякали в неравной борьбе, о чём Ваня конечно же соизволил оповестить нас своими возгласами. Представляю, каково ему было в эти несколько минут: находиться на грани фола без единой возможности пошевелиться, не уронив мотоцикл, видеть, как один твой товарищ сражён в неравной борьбе со стихией, а тот единственный, кто ещё остаётся в строю и может помочь, бодро уезжает в туман, не оглядываясь назад, словно бросая вас на произвол судьбы. Признаюсь, если бы в этот момент я смотрел в зеркала, то скорее всего бы тоже валялся под мотоциклом, от этой картины боевой дух был бы окончательно сломлен, помощи ждать было бы неоткуда и целесообразность нашего дальнейшего продвижения по перевалу стояла бы под большим вопросом.



В целях поднятия боевого духа до Вани также была донесена информация, что скоро выйдем на нормальную дорогу, он отнёсся к ней с некоторым подозрением, но вроде поверил. Как обладатель несколько большего опыта в эндуро теме, предложил Ване безвозмездно свои услуги по перегону мотоцикла через труднопроходимую местность, которыми он не преминул воспользоваться и торжественно вручил мне бразды правления. Впрочем, долго ехать на ТДМе не получилось. Тёмыч не очень-то далеко успел отъехать, что-то у него пошло не так, и он закопался в камни по самый тормозной диск, так что мы оставили ТДМ и пошли ему на выручку. Поставленный на подножку ТДМ грохнулся в ту же секунду из-за выскользнувшего камня. Ирония судьбы: Ваня, превозмогая себя, удерживал мотоцикл долгие пять минут, пока ждал помощи, потом в целях сохранности доверил управление мне, и тут я, проехав 50 метров просто уронил его на ровном месте. Что, ж от судьбы не уйдёшь. Поставив мотик так, чтобы он точно никуда не делся, пошли помогать Тёмычу. Дабы не допустить бунт на корабле и пресечь панические настроения, я пытался излучать спокойствие и уверенность, всем своим видом показывая, что меня таким поворотом событий не удивить, и что я знаю выход из любой нестандартной ситуации.

Идея ехать в Хибины была моей, народ мне доверился, и сейчас я больше всего боялся вопросов, какого чёрта я вообще сюда нас притащил, как мы отсюда будем выбираться, и, наконец, а не пошло бы оно всё куда подальше, и не поехать ли нам назад? На самом деле я не знал, сколько ещё таких спецучастков нам попадётся в дальнейшем, но очень хотелось верить, что этот — один из последних. Вытащить Тёмыча особого труда не составило — под мои убеждения, что это стандартная процедура для любого эндуро на выгуле, и что на каждой покатушке по несколько раз приходится заниматься такими рутинными процедурами, вдвоём с Ваней приподняли и переставили в сторону заднее колесо, после чего на всякий случай страховали до конца ручья, впрочем, в этом уже не было необходимости, Тёмыч сам прекрасно справлялся. Когда Тёмыч с мотоциклом оказались в безопасности, я со спокойной душой вернулся к ТДМу, оседлал его и погнал к остальным мотоциклам, стоящим вдали. С непривычки было сложно ехать, я всё никак не успевал встать в стойку, а вставая, тут же садился, ибо езда в стойке на третьем ТДМе в стоке — это непонятная скрючившаяся вперёд поза, как на спорте. Передвигался я сидя, короткими рывками, постоянно закапываясь, разгазовывал мотор и играл сцеплением на первой передаче. Опять же чуть было снова не уронил мотик, когда ставил на подножку, к счастью ребята были рядом и успели поймать.
Весь негатив остался позади, и теперь, устроив небольшую передышку, у нас появилась возможность оценить величественность и незыблемость тонувших в тумане гор, покрытых зелёным мхом. После прохождения русла все внезапно воспрянули духом. Ребята восторгались тем, как же интересно мы проводим наш досуг, и как же здорово, что мы всё таки не поленились заехать в Хибины. Как ни странно, но я вдруг понял, что теперь, даже если впереди будут ещё более сложные испытания, ни у кого из нас даже мысли не будет повернуть назад и отказаться от намеченной цели. Такое вот резко изменившееся буквально за пятнадцать минут настроение.
Пусть у всех, кроме Вани, были мокрые насквозь ноги, но то, что нас окружало, было настолько необычным и красивым, новым для нас, что лично у меня притуплялись ощущения дискомфорта. Первые впечатления особенно сильные, благодаря им иногда получается забывать о голоде и усталости, а вот так близко горы я видел в первый раз… Может быть что-то в моей памяти притупилось, но мне кажется, что подъём на Ай-Петри в Крыму, прохождение перевала между Симферополем и Алуштой и посещение долины привидений не даёт возможности так отчётливо ощутить себя в горах, как на этом перевале.
Наша цель на данный момент — поскорее добраться до базы, разобраться с жильём, просушить обувь и одежду. По неподтверждённой информации из интернета, на базе есть баня, от одного намёка на которую на душе становилось тепло. Конечно, допускался и совсем экстремальный вариант ночёвки в палатках — если мест на базе не будет, но хотелось надеяться на лучшее.
Пока я ходил искать свой подшлемник, ребята посовещались и решили, что на обратном пути доверят мне перегнать все мопеды через это злополучное русло. Что ж, если они не передумают, будет отличная возможность сравнить на одном и том же участке бездорожья все три мотоцикла.
Сразу же после реки дорога и правда стала заметно лучше. За исключением одного небольшого каменистого брода, который показался нам сущим пустяком по сравнению с тем, что было до этого, труднопроходимых мест не было. Да, дорога не позволяла разгоняться и заставляла постоянно маневрировать, держа среднюю скорость, при которой подвеска получает не слишком сильные удары, в районе 15-30 км\ч. Да, случались частые спуски и подъёмы, опять же с камнями, втрамбованными в землю и просто рассыпанными по поверхности. Но у этой дороги был огромный плюс, нивелирующий все её минусы: на ней мотоциклы чувствовали себя устойчиво по сравнению с тем каменистым адом, через который мы прошли вначале.


Наш путь пролегал через широкую горную долину. Пологие склоны гор, наползающие друг на друга, у подножья которых петляет дорога. Кажется, что сверни сейчас с неё, и ты без проблем въедешь на самую вершину горного хребта, укутанного туманом. В начале перевала практически нет деревьев, он красив в своём минимализме: только россыпи камней на склонах, невысокая трава и горные склоны, покрытые мхом разных оттенков зелёного: где-то светлее, где-то темнее, как будто это просветы солнца сквозь тучи играют на их поверхности. Дорога ведёт вдоль серо-голубого горного озера, иногда нам приходилось ехать буквально в полуметре от обрыва, выбирая более удачную колею. Понимая, во что может обратиться твоё неосторожное движение, краем глаза всё же отмечаешь, насколько же прозрачная и чистая здесь вода. Недалеко от длинного озера есть невысокий пригорок с крестом, куда стоит заехать.



В какой-то момент долина сужается, и всю зелень мха на склонах гор вытесняет серость камней. Мелкий гравий и хаотично разбросанные огромные валуны напоминают древнее поле битвы и застывшую армию, штурмующую склоны, словно кто-то наложил проклятие, обратившее всех солдат в камень.
Словно лавина со склонов гор в долину клубами спускается туман, кажется, что ещё немного, и он накроет тебя с головой, но тут дорога делает очередной виток, мираж уходит, и перед тобой снова открывается широкая горная долина с небольшим озером в самом её центре. Шёл мелкий дождь, но единственное неудобство, которое он доставлял, заключалось в том, что из-за мелких брызг на очках и визорах нельзя было как следует осмотреться вокруг, картинка была размытой.
Чем дальше мы ехали по перевалу, тем плотнее горы обступали нас. Туман вперемешку с дождём оседал на наших визорах и и скатывался с них мелкими капельками. Если бы мне доводилось бывать в Шотландии, то я наверняка бы испытывал сейчас сильное дежа вю. Рассматривая фотографии шотландских дорог, идущих сквозь горные долины и ущелья, невольно приходит в голову сравнение с Хибинами.
За пару километров до базы КСС дорога развлекла нас парой неглубоких бродов и наконец вывела к воротам горно спасательной станции. Вид у нас тот ещё был. Въезжаем туда мокрые, уставшие, на грязных гружёных мотоциклах. Нам подаёт знак человек с нашивкой на плече — Вячеслав, похоже он тут главный. За что радуют такие места — с местными обитателями как-то сразу удаётся держаться на короткой ноге. Вроде не случайно заблудившиеся путники, мечущиеся в поисках ночлега. Если оказался здесь — значит заранее представлял, через что предстоит пройти, и что увидишь в конце пути. Может быть это помогает отбросить какие-то формальности.


Без долгих предисловий Вячеслав показывает нам, где мы будем жить, и быстро обрисовывает, что к чему. В нашем шикарном номере было всё необходимое для комфортной и счастливой жизни: газовая плита, стол, много деревянных коек — выбирай любую, а главное — это печка, которую мы сразу же растопили и вокруг которой развесили сушиться вещи.
— Дрова можно брать из поленницы, воду набирать в реке. Канализации нет, увы — грязную воду выплёскивайте в ближайшие кусты. Туалет тоже в кустах, либо если очень надо — есть деревенский вариант, идти до него метров пятьдесят, но вы можете ездить туда на мотоциклах, чтоб долго не ходить. — Добавил он.
— Ну да, действительно, зачем ходить пешком, когда есть мотоцикл? — Согласился я с ним. — А дальше в пяти километрах есть озеро, как там дорога, такая же, как от русла до базы?
— Точно такая же, проедете без проблем.
— А броды есть?
— Есть парочка, но они неглубокие. Когда будете проезжать, ноги поднимите, чтобы не замочить.
Выслушав все ценные указания, мы перенесли все вещи внутрь. Я думал, что в лучшем случае из двух десятков яиц по такой дороге целыми доедет штук десять, и приятно удивился, когда обнаружил только три разбитых яйца. Средний расход получился 1 разбитое яйцо на 6 километров, неплохо.
Развесив все сырые вещи, мы растопили печку. Очень скоро внутри стало жарко, хотелось просто сидеть на нарах и наслаждаться долгожданным теплом. После нескольких дней, проведённых под открытым небом, этот дом дарил нам такое ощущение комфорта и уюта, какое не сравнится ни с каким отелем.

дальше
  • NochnouNochnou
  • 20 января 2017 в 3:39
  • 9
  • оценка: +60

Комментарии (30)

RSS свернуть / развернуть
здесь был ататат

+4
dim1200
АСФАЛЬТ))))
+1
zhesin
та то ж скучно асфальт
+2
Nochnou
Да уж, в таких дорогах однозначно есть что-то притягательное. Как там писали А и Б Стругацкие? «Там, где асфальт, нет ничего интересного, а где интересно, там нет асфальта».
здесь был ататат

0
Nochnou
Стругацкие не были в Норвегии)
0
Dr_I-bolide
Опять таки спасибо! С нетерпением жду продолжения. На счет чтива, меня в таких случаях выручает аудиокнига в телефоне+наушники или електронная книга в том же телефоне. Помогает уснуть не хуже чем настоящая книга!
0
Nochnou
Я тогда свой смартфон ушатал, в поездке был кнопочный. На тот момент ещё за мотоцикл не расплатился до конца, чтобы покупать новые телефоны. Если читать, то наверно удобнее с электронной книжки, телефон экраном светит в глаза, устаю долго смотреть в него.
0
Alex_ManOwaR
Беруши лучше любого снотворного.
+3
Nochnou
Беруши не смогут заглушить назойливый шёпот внутреннего голоса, не дающего спать по утрам
+1
oleg-gx
Очень красиво написано!!!
0
Nochnou
Спасибо, я пытался)
+2
VladXT660
Пару бутылок пива или же бутылка вина моё снотворное. Чтобы уснуть в дороге спасает меня алкоголь, хлебанул винишка или что покрепче (в зависимости от климата) и тебе всё нипочем, спишь как младенец. Особенно алкоголь помогает когда едешь один и ночевать приходится в лесу, все эти шорохи меня настораживают и я не могу уснуть, но стоит выпить алкоголь, сталвлю замок на диск и спать.)))
+1
Nochnou
Я вот из той странной породы людей, которые не пьют от слова «вообще»)) С 2010 года ни-ни. Впрочем, в этой поездке я всё таки обнулил счётчик трезвости)
0
VladXT660
Пиши ещё.
0
Bandosaxis
Скажу по секрету, это даже ещё не половина отчёта.
0
VladXT660
Интересует протяженность грунтовок. Стоит ли брать комплект «злой» резины? Моя универсальная резина замыливается, а на камнях мокрых думаю будет скользить.
0
Nochnou
Да в целом не критично. Конечно на хорошей резине получишь больше удовольствия, но и на универсалке вполне достойно можно проехать. У меня стоял метзелер туранс, отъездивший к тому моменту тыщ 15, и ничего, в Хибинах ни разу не упал. Хоть постоянно шли дожди, но за всю поездку как таковой грязи нигде не было, чтобы резина прям замыливалась.
0
Nochnou
Чуть больше трети
+4
OrangeDiavel
Задача про яйца- Вливаешь их все в пластиковую бутылку, насыпаешь соли, и на сковороду прям из бутылки льешь;) проверено.
0
ilving
Хм… хорошая идея.
Заодно туда молока плеснуть — и как раз за время езды будет заготовка под шиканый омлет )
+2
OrangeDiavel
Это если к вечеру уже жарить, а так молоко скисать начнет в течение дня. Без молока 2-3 дня яйца живы будут.
0
Bandosaxis
А я глазунью люблю.
По поводу резины решили теперь ехать на дорожной, везти на себе злую, переобуваться в Апатитах и оставить там на хранение дорожную резину
0
Nochnou
Хозяйке на заметку, однако)
Но вообще да, глазунья как-то вкуснее кажется. Обычно прожариваю белок, а желток не взбалтываю, чтобы чуть жидким оставался, потом хлебушек макаешь в него и кушаешь)
0
Vampir4ik
Слушай, а как мопеды себя вели? Твой стром наверняка уже с пробегом далеко за 50. Менял что?
0
Nochnou
Мопеды вели себя достойно, не капризничали. По двиглу всё норм, надо дефектовать подвеску и ходовую.
0
LiliyaVFR800
Природа — прелесть! У самой ладошки вспотели, пока вы через перевал ехали)) Теперь я точно не хочу эндурить)))
Болотные сапоги все брали? Они же много места занимают…
0
Nochnou
Да ладно, я это писал дольше, чем ехал. По факту же от грейдера и до той точки, где заканчивается русло, мы ехали 20 минут, а на 250-ках народ проскакивает минут за 10, даже не обратив внимания, чё там было под колёсами)
Болотников одна пара была, помимо них были две пары бахил ОЗК. Место занимают, да, а чё делать? По сути болотники нужны были только на Рыбачьем, и то их высоты не везде хватало.
0
SHARAP
Достойное путешествие! Даже не знаю как правильно выразиться, с литературой у тебя на отлично, думаю на байкпосте никто еще так увлекательно и красочно не описывал прохождение сложных участков дорог. Обратил еще внимание в твоих рассказах, где не раз отмечаешь о более раннем подьеме, чем твои товарищи, в дальнейшем с возрастом это будет еще больше и сильнее проявляться, по себе знаю.
Удачи вам всем и чтоб в вашей жизни было много еще интересных мотопутешествий!
0
Nochnou
Спасибо, что поставил такую оценку по литературе) Есть ощущение, что всё это можно описать лаконичнее и лучше.
Насчёт того, что вставал раньше — быть может беруши и пару таблеток пустырника решили бы эту проблему, в следующий раз проверю.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Путешествия, Три друга за полярным кругом. 2.1