- Пробег для публикации поста в сообщество: 15.00 км
- Читателей: 4286 | Постов: 2495
Данный блог создан для публикации рассказов, фото и видео отчетов о путешествиях на любой мототехнике.
Администраторы (1)
Модераторы (0)
Модераторов здесь не замеченоЧитатели (4280)
kim Mila none9 none10 NalVal Kyryll Integra Osama Temy4 TriAl Urlak Malashka maximus KOSHKA Stich glyaks100 anro mia Pechota CriggerMarg Zhilinsky ArSoron ezhische hermes swamprunner7 PARUS spamer80 tapin13 nbaksalyar AXS KwaziMode ginecolog Oziris RedLine RMZS Satt 3dinfo gnus Wishka Bike-TV Vacelica abc Alan Hydrophonic Nastik shakawkaw pmg Marcus egoisto DroiDВсе читатели
Путешествия → Туда и обратно - путешествие Москва-Алтай. Ч.4
В последнее время полно напрягов по работе, так что прошу прощения за задержку с этой частью. Но зато она чуть длиннее предыдущих, и в ней я наконец (осторожно, спойлеры!) доезжаю до Алтая!
Предыдущие части:
1
2
3
Понеслась!
День 6. Омск-Новосибирск
Проснулся на удивление рано, выспавшимся и отдохнувшим. Быстро собрался и снова отправился воевать с омскими дорогами, теперь уже в одиночку. Даже в этот ранний час посреди рабочей недели улицы ехали еле-еле, их лунно-кратерная поверхность заставляла водителей двигаться с черепашьей скоростью, иногда задевая обочины и поднимая в воздух облака желтой пыли, подсвеченные косыми лучами утреннего солнца. Немного поплутав, но чётко следуя рекомендациям ребят, вскоре я покинул Омск и по затяжному круговому съезду выехал на магистраль. Магистраль отличного качества… Чудны дела твои, омский автодор! Отсюда и до самого Алтая к качеству дороги нареканий больше нет, она прекрасна, и можно в нашем рассказе сосредоточиться на более интересных вещах.
Пейзаж этого дня достаточно однообразен – прямая дорога через лес и поля. Нововведением стало появление огромного количества комаров. Недавно стаявший снег превратил равнины и пашни в болота с редкими островками кочек и берез среди зеркальных гладей огромных луж. Такие болота тянутся на десятки километров и являются прекрасным естественным ареалом обитания и размножения для невероятного количества мощнейших арахнидов. Процесс заправки в этот день выглядел так: въезжаю на пустую заправку, останавливаюсь. Снимаю шлем и перчатки и бегом выдвигаюсь к кассе, оплачиваю нужную сумму. Возвращаюсь – бак мотоцикла, более теплый, чем окружающее пространство уже облеплен несколькими десятками голодных кровососов. Одной рукой вставляю пистолет, второй – отмахиваюсь со скоростью вертолёта, а всем остальным телом совершаю колебательные движения непредсказуемой амплитуды, стараясь хоть как-то сбить супостатам прицел. Помогает плохо. Кожаная куртка отрабатывает свои деньги, а вот штаны-карго от комплекта М-65 не способны стать сколько-нибудь значимой преградой для этих монстров. Закрываю бак, поскорее напяливаю шлем, стартую чуть не с пробуксовкой, но с открытым забралом – чтобы выдуло тех гадов, что успели забиться внутрь. Только дойдя до третьей передачи закрываю обратно, и уже через десять минут визор покрывается ровным слоем мяса и хитина. Махрово-фибровая тряпка становится необходимым атрибутом каждой остановки и покоится в боковом кармане штанов, намоченная в воде с одной стороны и сухая с другой.
В этот день я еще раз разложился. Вышло это так: выезд с очередной заправки представлял собой резкий поворот направо в небольшую горку, без последующей разгонной полосы. Выехав в начало горки я посмотрел налево и увидел приближающуюся фуру. Расстояние до нее, впрочем позволяло выехать перед ней, чтобы потом не пришлось обгонять. Я газанул. Как оказалось позднее, горка была густо покрыта мелким гравием, и от моего резкого движения заднее колесо занесло влево. Пытаясь выровняться, я налег на левый бок, и в результате на него же и упал. Опять. На сей раз повреждения были чуть более заметны: левый кофр оторвался от рамки, за которую держался двумя кожаными ремешками, левая подножка опять согнулась, и потеряла резиновую оболочку. Руль тоже еле-еле заметно, на пару градусов стал смотреть влево. Ко мне подбежали мужики из находившегося тут же автосервиса и за пять минут вернули все в состояние более-менее близкое к первоначальному. Подножку снова выгнули назад, резиновую фигню на ней зафиксировали пластиковыми хомутами, а руль я выпрямил сам, зажав переднее колесо между коленями и приложившись руками. Вроде норм, до сих пор так езжу. Всяческий респект тем парням.
После общения с Чангом и другими встреченными автостопщиками, а также вдохновившись тем, как проходило путешествие до настоящего момента, я решил чуть усилить градус хардкора и ввести для себя новое правило: отныне и до конца поездки я не должен заплатить ни за одну ночёвку. Должно было бы получиться весьма бюджетно, и, кроме того, такой подход был призван стимулировать меня активнее искать новых знакомств и общаться с местным населением.
Здесь я хотел бы несколько прояснить свою позицию. Я не очень одобряю людей, которые кичатся тем, что путешествуют совсем без денег, разъезжая на попутках и выпрашивая еду где придется. По части самого акта автостопа отношения путешественника и водителя можно назвать взаимовыгодными: машине не в тягость, а взамен автостопщик развлекает водителя беседой и травит байки, но в отношении еды и крыши всегда есть тонкая грань между тысячелетними традициями взаимовыручки, позволившими человечеству выжить на протяжении всей истории существования нашего вида, и злоупотреблением гостеприимством. В этой связи для путешественника будет всё же более правильным иметь минимально необходимое количество денег на еду и никогда не ходить в гости с пустыми руками. Для путешествий, более затяжных чем это, стоит, пожалуй, освоить базовую профессию вроде основ плотницкого дела или электрики, которая была бы востребована везде и позволяла находить себе применение, или найти удалённую работу. Тем не менее, наряду с красивыми видами и объектами культуры, одна из наиболее интересных сторон путешествия – общение с людьми, далекими от твоей привычной среды. Чтобы урвать побольше такого общения, я взял за правило заговаривать с незнакомцами и по возможности находить ночевки под крышей у местных жителей, даже когда закончатся мои вписки с каучсёрфинга.
Последняя была намечена как раз на этот день. Накануне я позвонил девушке, согласившейся вписать меня в Новосибирске, и она озвучила мне адрес: «Морской проспект, недалеко от центрального пляжа!». Я повесил трубку и крепко задумался. Обратился к своим далеким от идеала познаниям в географии. Мысленно поискал ближайшее к Новосибирску море. Задумался еще раз. По всему выходило, что по какой-то ужасной и нелепой ошибке вместо Новосибирска я нашел себе вписку в Новороссийске. А к следующему вечеру я туда явно не успел бы, да и в планах у меня, вроде бы, такого не было. Впрочем, гугл развеял мои опасения: как оказалось, в Новосибирске есть не только Морской проспект, но и, собственно, море.
Маршрут этого дня был одним из самых легких, и солнце еще светило высоко в небе, когда я въехал в город. Вскоре сомнения разрешились окончательно – проехав огромную дамбу, я внезапно оказался на самом настоящем побережье, с песчаным пляжем и соснами, которое вполне могло бы сойти за Финский залив где-то в районе Светлогорска. На бетонном парапете смуглые люди торговали с лотков копченой рыбой, резиновыми тапками и магнитами на холодильник, в потоках свежего ветра фланировали чайки, рыбаки сосредоточенно копались в снастях и глядели вдаль так, будто тренировались этим заниматься всю жизнь. Таким образом, имела место атмосфера прибрежного города. Всё это благолепие получилось путем строительства дамбы на месте встречи рек Бердь и Обь (в результате которого, кстати, ушла под воду пара деревень) и носит официальное название Новосибирское водохранилище, но у местных фигурирует в разговоре исключительно как Обское море.
Место, назначенное для встречи с Лизой, — так звали девушку – пресловутый Морской проспект, располагалось не в самом Новосибирске, а в таком широко известном в узких кругах населенном пункте, как новосибирский Академгородок. Как позже я узнал из её рассказов, Академгородок специально строился так, чтобы ученым со всей страны было не жаль бросить свои насиженные места в Москве или Питере и переехать жить сюда. Небольшие 4-5 этажные домики или даже целые усадьбы для особо видных ученых утопают в зелени, значительную территорию занимает парк. Внутри городка имеются все необходимые объекты инфраструктуры, призванные обеспечить поселению полную автономность. Близость рукотворного моря довершает картину города-курорта в стране построенного коммунизма. Необычная история поселения и, безусловно, специфический контингент его жителей, за полвека сформировали здесь совершенно особый уклад жизни. Подчеркнуто-интеллигентное происхождение и близость культурных очагов зародили у местных некий сибирский вариант питерского снобизма. Отсюда также проистекает высокая общественно-политическая активность жителей в вопросах местного самоуправления. Я услышал даже рассказ о человеке, который, покупая лодку, предпочел пойти в местный магазин, узнать там, что нужная лодка там отсутствует и подождать три недели, пока её привезут на заказ, нежели чем купить такую лодку в наличии в 20 километрах, «в городе». Таким образом, местные жители Академгородок любят и очень к нему привязаны.
Встретившись с Лизой, я закинул вещи к ней в квартиру, расположенную в одном из этих малоэтажных домиков, и мы пошли гулять к морю.
Вы не знали? Ведь в Новосибирске только и разговоров, что о море и закате. О том, как солнце догорает в языках костра из выброшенного на берег бурелома, шум закипающего чая сливается с шепотом песка, гонимого ветром, и порывы свежего бриза играют в прядях чьих-то длинных волос. Бесконечность воды, уходящей за горизонт, будоражит и манит, пробуждая в каждом из нас отчаянного романтика. Тот, перед кем хоть раз открылась эта необозримая даль, всегда будет возвращаться к ней, на колесах, на крыльях, пешком или в мыслях. Даже сейчас, сидя в офисе среди суматохи, пустых речей, и бумаг, не стоящих тех деревьев, что были ради них спилены, я знаю, что где-то там оно плещет, ревет и искрит – волнуется без меня. Пригласить море к своему порогу – две деревни по карте Mastercard. Достучаться до небес – бесценно.
Когда солнце спряталось за горизонт, остывший чай был допит, а ветер стал всё настойчивей напоминать о пончо, оставленном в квартире у Лизы, встал вопрос о дальнейших планах на вечер. Оказалось, что Лизе нужно на тренировку – с каких-то недавних пор она занималась тайским боксом, и очередное занятие было как раз в этот вечер. Других знакомых в городе у меня, понятное дело, не было, а гулять одному почему-то не хотелось. К тому же, я давно неравнодушен ко всяческим единоборствам в стиле «уличный мордобой» и древнему восточному боевому искусству у-ку-шу. Таким образом, я решил за компанию навестить местную секцию.
Зал по давней советской традиции располагался в полуподвальном помещении школы. Секция включала, считая Лизу, всего трех адептов и тренера. Когда мы зашли, двое парней как раз довольно бодро выбивали друг из друга дурь, кружась в спарринге, а тренер – здоровенный мужик с внешностью классического боксёра старой школы — на ходу давал им советы из области стратегии и тактики. Один из парней был обычным таким школьником, зато второй являл собой какое-то чудо сибирского здоровья, и, возможно, секретных советских экспериментов в области генной инженерии – двухметрового роста, он имел широченные плечи, рельефный треугольный торс и бицепсы толщиной с мою ногу. Я понял, что мне предстоит интересный во всех отношениях вечер.
Подойдя к тренеру, я объяснил, что нахожусь тут проездом из Москвы на Алтай и попросился к ним в гости на одну тренировку. Окинув меня оценивающим взглядом, тренер выдал мне перчатки и предложил показательно поколотить боксерский мешок. Запасной формы, к сожалению, ни у кого не нашлось, так что пришлось гонять в своей обычной путевой одёжке (пончо, впрочем, всё еще лежало дома у Лизы).
Я от души прописал пару связок по мешку, тренер одобрительно хмыкнул и поставил меня биться с тем парнем (его звали тоже Андрей). В целом это можно было описать как схватку какого-никакого опыта и рефлексов (с моей стороны) против богатырского здоровья и молодецкой удали (с его). В результате по паре тумаков получили оба, так что победила дружба. Потом мы отстояли всю остальную тренировку, с отработкой связок и всем таким, и по итогу я неплохо провел время. Парни звали заходить еще на обратном пути, и сказали что таким гостям всегда рады. Приятно.
После тренировки Андрей рассказал, что сам он родом из Горно-Алтайска, до которого мне теперь оставался всего день пути. Я постарался распросить его, как коренного жителя, о подводных камнях путешествия по Алтаю, и он пояснил следующее:
— В Горно-Алтайске и потом, до Чемала русских много живет, там нормально. А дальше на стоянках и на турбазах ночуй, где территория огорожена, у дороги не становись. У местных развлечение такое – ночью подойти, доебаться, кулаками помахать или ножами. Карабины тоже у каждого второго дома есть.
Из уст такого подготовленного парня предостережение звучало вдвойне бодряще. Но вы же помните мой принцип – никаких турбаз, это считалось бы за платную ночёвку. Очевидно, придется заморочиться маскировкой стоянок.
Назад с тренировки шли через тёмный парк и снова встретили ежей, но теперь я уже был готов морально и физически.
В ходе прогулки выяснилось еще следующее обстоятельство: Лиза собиралась по приглашению друзей ехать на некие мотоциклетные соревнования, в организации которых эти друзья принимали участие. Что это должен был быть за вид спорта я из её рассказа так и не смог понять. Но соревнования начались как раз в этот день, а завтра продолжатся. Поскольку мой приезд был отложен на день из-за отдыха в Тюмени, она не смогла уехать в поселок, где проходили соревнования, вторым номером на мотоцикле своей подруги и теперь предлагала мне, как лицу, непосредственно причастному к данному обстоятельству, довезти её туда, учитывая, что мне относительно по пути. Я очень смутно представлял себе возможности размещения на своем мотоцикле, помимо всех навьюченных вещей, еще и одной дополнительной девушки, пусть и хрупкого сложения, но под напором обстоятельств вынужден был согласиться.
Вечером случилась еще одна забавная история. После тренировки следовало сходить в душ, а он в доме Лизы был общественным и находился на -1 этаже. Учитывая позднее время, там было тихо, темно и пустынно. Лиза отправилась в женскую часть, а я, соответственно, наоборот. Ополоснувшись, я вышел и обнаружил, что в женской части вода все еще шумит. Я подождал некоторое время, но Лиза всё не появлялась, и я решил выйти на улицу покурить. Вернувшись, я застал женский душ всё еще работающим, удивился чистоплотности моей новой подруги и снова стал ждать. Наконец, когда я уже начал волноваться, шум воды затих, и из дверей показалась дородная бабца, с трудом обернутая полотенцем. Решив перехватить инициативу в этой неловкой ситуации из японского хентая, я поинтересовался у нее, есть ли еще кто-нибудь в женском душе, на что она подозрительно сощурила глаза и переспросила, зачем мне, собственно, это знать. Я постарался максимально правдоподобно пересказать всю историю с самого начала, но дама явно не повелась и продолжала верить в тот вариант развития событий, где мне отводилась роль похитителя её девичьей чести. Как вы понимаете, всё это время Лиза ждала меня наверху.
День 7. Новосибирск — Алтай. На пороге.
Проснувшись довольно рано, мы наскоро позавтракали и стали собираться в дорогу. В ходе сборов на меня опять набросились дети, но в этот раз попались стеснительные и фотографироваться совсем не хотели.
Багаж пришлось перераспределить, но в итоге Лиза умостилась-таки сзади и обхватила меня руками. Выглядело всё это как-то так.
Ошалело крякнув что-то нецензурное в мой адрес, Тенегрив вывалился со двора и, ревя мотором, покатил по тенистым улицам Академгородка. До деревни Черепаново оставалось около 90 километров.
Вскоре я приноровился к новому балансу, и поездка пошла бодрее. Всюду чувствовалось приближение Алтая. Вдоль прекрасной дороги, то летящей вниз, то ползущей вверх по очередному холмогору, цвели поля и деревья, проникая сладким запахом под стекло шлема. Сытые, довольные пчелы и беззаботные бабочки совсем забывали смотреть по сторонам, перелетая через дорогу. Как ни странно, то ли благодаря длинным и крутым спускам, то ли из-за дополнительного груза на заднем колесе, увеличившего сцепление, мотоцикл выдавал рекордные скоростя, и на одном из участков мне даже удалось потрогать стрелкой рекордное для моей бедной чесотки значение в 150 км/ч.
Доехав на место и немного поплутав по селу, мы выехали на что-то вроде центральной площади поселка, и взгляду открылась любопытная картина. Несколько десятков пацанов младшего и среднего школьного возраста, выстроившись в очередь и используя кучу разношерстной техники вроде ижей, китайских питбайков и еще каких-то чуть ли не самодельных мопедов, по команде объезжали в нужном порядке расставленные на площади конусы на скорость. Я не очень разбираюсь, но вроде бы как раз это и называется джимханой. Получалось у них весьма бодро.
Среди всего этого мелкотравчатого китайско-советского многообразия выгодно отсвечивал хромом припаркованный тут же дальний родич моего коня – Ямаха Драгстар, тоже чесотка. Неподалёку была обнаружена и его хозяйка, которая как раз и оказалась подругой Лизы. Мы зазнакомились, и на фоне всеобщих восторгов мне даже доверили покататься на драге, что я тут же и осуществил. Для тех, кому может быть интересно сравнение этих двух мотоциклов — те же яйца, только в профиль. Ямаха понравилась более расслабонистым рулем, который будет более удобен в дальнем путешествии и менее удобен в пробке, но по мощности самую малость проигрывала. С другой стороны, проигрывает она, наверняка, за счет кардана, который по сравнению с цепью в сто крат менее гемороен в обслуживании, так что может оно того и стоит.
Здесь мне вроде как следовало попрощаться и двинуться дальше по своему маршруту, но вдруг я вспомнил, что за день до этого, где-то на подъезде к Новосибирску, у меня отвалился правый задний поворотник в том месте, за которое он был приварен при перемещении для установки кофров. Масштаб проблемы виден на предыдущем фото. В голову закралась мысль, что где-то рядом с таким скоплением ломучей техники непременно должен обретаться сварщик, и если его найти, то он, быть может, легко и непринужденно решит все вопросы с поворотником. Женя — подруга Лизы на драгстаре, выслушав мои жалобы на тяжелую жизнь мотопутешественника, удалилась и вскоре вернулась с парнем, который, как позже оказалось, и был главным зачинщиком всего этого веселья посреди деревни Черепаново. Он обещал помочь мне, но только после окончания мероприятия, то есть примерно через час.
Поскольку время было еще довольно раннее, я решил подождать. Наконец, самым чотким и маневренным выдали по диплому, а часть техники погрузили в кузов грузовичка и увезли. Оставшаяся часть должна была проехать своим ходом до места постоянного базирования – некого-гаражно-ремонтного комплекса на другом конце деревни. С гайцами была достигнута договоренность о том, что дети поедут по дорогам общего пользования своим ходом, но только в составе организованной колонны. Возглавили её тренер/механик/сварщик/на-все-руки-мастер Антон и Женя с её другом на Ямахе, а мне выпала честь эту колонну замыкать. Никогда еще не ездил с такой кучей мотоциклов. И знаете, почему нас не перебодали?? Да потому что мы – БАНДА!
По пути моё присутствие таки сыграло свою роль. Один из пацанят, как раз самый маленький, вдруг стал замедляться, и совсем остановился на обочине. Остальные, не заметив потери бойца, скрылись за поворотом, а мне пришлось разбираться. Путем беглого осмотра было установлено, что на китайце порвалась цепь, которая обнаружилась на дороге позади, метрах в 20 от вынужденного пит-стопа. Я догнал колонну и после недолгого совещания паренек, с цепью в кармане, был взят на буксир при помощи куска китайского паракорда из моих запасов (см. часть 1, список вещей). Таким образом мы всё-таки доехали до клаб-хауса этой импровизированной банды.
Вот тот самый героический парень – Антон!
Здесь, в уютной сторожке, мне предложили чаю и повели разговоры о починке каких-то газелей или москвичей.
А вот колоритный сторож этой базы.
Наконец из закромов был извлечен сварочный аппарат, но по результатам проведенного консилиума было установлено, что приварить поворотник не повредив идущие к нему провода, получится только если его разобрать, для чего, в свою очередь, нужно разбирать все заднее крыло, дабы добраться до проводки. Заниматься этим не было ни времени, ни желания, так что я распрощался с этой идеей и поворотник так висел на проводах, прижатый багажной сеткой, до самого возвращения в Москву. Зато с учетом всех ям, преодоленных и предстоящих, мне подзатянули пожестче задние амортизаторы, и даже подарили специальный ключ от мотоцикла ИЖ, которым эти настройки можно при необходимости поменять. Этот ключ стал первым из сувениров, привезенных из поездки, и теперь хранится на почётном месте у меня в комнате.
Вдохновившись отличной погодой и духом приключений Женя и её пассажир Лёха решили проводить меня на финишной прямой. До границы Алтайского края оставалось 30 километров.
Ехать по шоссе парой – чуть медленнее, зато гораздо веселее.
До населенного пункта Тальменка долетели на одном дыхании. Здесь мы перекусили и разъехались в разные стороны, договорившись обязательно пересечься на обратном пути.
Впервые за день я снова оказался на дороге один. Прекрасная дорога и солнце в спину – что еще нужно для счастья? Наверстывая упущенное, я весело летел по шоссе, рассчитывая встать на ночёвку уже где-то у Горно-Алтайска. Через некоторое время дорогу мне преградил Барнаул. Вообще-то его полагалось бы объехать по касательной, но я опять что-то прозевал в отсутствие навигатора и попал в центр города. Телефон категорически отказывался ловить спутники и показывать, где я, собственно, нахожусь, поэтому пришлось выспрашивать дорогу у водителей на светофорах. Любопытно, где проходит линия перемены двух крайностей? В начале пути никого не удивляли московские номера, но всех шокировало намерение доехать до Алтая. В Барнауле Алтаем было уже никого не удивить, а вот 50 регион на номерах вызывал искренний интерес.
Несмотря на уверенные ответы всех водителей, что Горно-Алтайск это прямо и никуда не сворачивая, я всё глубже увязал в плотном вечернем трафике Барнаула. Это грозило отнять кучу времени, а светофор солнца уже налился оранжевым и собирался вот-вот включить красный. Тут мне помог проверенный метод: между рядов мне встретился мужик на Harley Sportster, причем внезапно с московскими 77 на номере, но без особого багажа. Заинтригованный, я поравнялся с ним и узнал, что мотоцикл просто куплен в Москве и привезен оттуда уже с номерами. Я запросил навигации и омская фишка сработала снова: достопочтенный харлеевод, чьё имя я, к сожалению, не расслышал за шумом моторов, взялся вывести меня обратно на трассу. С загруженных улиц мы свернули в глухие дворы, и вскоре я снова лёг на прямой курс с того самого места, где свернул не туда. Блуждания по Барнаулу заняли часа полтора.
Уставшее после дня добросовестной работы солнце клонилось к горизонту, а вокруг начинался Алтай. Как легкая рябь на воде – предвестница скорой бури, травянистые холмы, обещая близкую встречу с Алтайскими горами, толпились по обе стороны дороги, подставляя макушки рыжим лучам заката и приглашая разбить палатку. Мне очень уж хотелось обустроить стоянку до темноты и выкроить немного времени для того чтобы просто посидеть, наслаждаясь моментом. Вскоре я поддался соблазну и выбрал себе один из таких холмов. Небольшой хинт: при проектировании заправок Лукойл, видимо, отдается предпочтение пустым местам, удаленным от поселений, но при этом сухим и с относительно ровным рельефом. Таким образом, если заехать на такую заправку, можно заправиться, закупить там же провианта, а потом просто выехать через бордюр с её «заднего двора», и, отъехав на достаточное расстояние для маскировки, ставить палатку. На ту же заправку можно потом вернуться за водой или по иным биологическим нуждам.
Именно так я и поступил, и объехав небольшой холм оказался на месте с прекрасным видом, хорошо укрытом и незаметном с дороги.
Солнце уже осторожно трогало точеным боком горизонт, в руке дымилась длинная хоббитская трубка, а меня разрывало изнутри чувство бесконечной удовлетворенности настоящим моментом времени.
Birds flying high you know how I feel
Sun in the sky you know how I feel
Reeds drifting on by you know how I feel
It's a new dawn it's a new day it's a new life for me
And I'm feeling good!
Продолжение следует…
Предыдущие части:
1
2
3
Понеслась!
День 6. Омск-Новосибирск
Проснулся на удивление рано, выспавшимся и отдохнувшим. Быстро собрался и снова отправился воевать с омскими дорогами, теперь уже в одиночку. Даже в этот ранний час посреди рабочей недели улицы ехали еле-еле, их лунно-кратерная поверхность заставляла водителей двигаться с черепашьей скоростью, иногда задевая обочины и поднимая в воздух облака желтой пыли, подсвеченные косыми лучами утреннего солнца. Немного поплутав, но чётко следуя рекомендациям ребят, вскоре я покинул Омск и по затяжному круговому съезду выехал на магистраль. Магистраль отличного качества… Чудны дела твои, омский автодор! Отсюда и до самого Алтая к качеству дороги нареканий больше нет, она прекрасна, и можно в нашем рассказе сосредоточиться на более интересных вещах.
Пейзаж этого дня достаточно однообразен – прямая дорога через лес и поля. Нововведением стало появление огромного количества комаров. Недавно стаявший снег превратил равнины и пашни в болота с редкими островками кочек и берез среди зеркальных гладей огромных луж. Такие болота тянутся на десятки километров и являются прекрасным естественным ареалом обитания и размножения для невероятного количества мощнейших арахнидов. Процесс заправки в этот день выглядел так: въезжаю на пустую заправку, останавливаюсь. Снимаю шлем и перчатки и бегом выдвигаюсь к кассе, оплачиваю нужную сумму. Возвращаюсь – бак мотоцикла, более теплый, чем окружающее пространство уже облеплен несколькими десятками голодных кровососов. Одной рукой вставляю пистолет, второй – отмахиваюсь со скоростью вертолёта, а всем остальным телом совершаю колебательные движения непредсказуемой амплитуды, стараясь хоть как-то сбить супостатам прицел. Помогает плохо. Кожаная куртка отрабатывает свои деньги, а вот штаны-карго от комплекта М-65 не способны стать сколько-нибудь значимой преградой для этих монстров. Закрываю бак, поскорее напяливаю шлем, стартую чуть не с пробуксовкой, но с открытым забралом – чтобы выдуло тех гадов, что успели забиться внутрь. Только дойдя до третьей передачи закрываю обратно, и уже через десять минут визор покрывается ровным слоем мяса и хитина. Махрово-фибровая тряпка становится необходимым атрибутом каждой остановки и покоится в боковом кармане штанов, намоченная в воде с одной стороны и сухая с другой.
В этот день я еще раз разложился. Вышло это так: выезд с очередной заправки представлял собой резкий поворот направо в небольшую горку, без последующей разгонной полосы. Выехав в начало горки я посмотрел налево и увидел приближающуюся фуру. Расстояние до нее, впрочем позволяло выехать перед ней, чтобы потом не пришлось обгонять. Я газанул. Как оказалось позднее, горка была густо покрыта мелким гравием, и от моего резкого движения заднее колесо занесло влево. Пытаясь выровняться, я налег на левый бок, и в результате на него же и упал. Опять. На сей раз повреждения были чуть более заметны: левый кофр оторвался от рамки, за которую держался двумя кожаными ремешками, левая подножка опять согнулась, и потеряла резиновую оболочку. Руль тоже еле-еле заметно, на пару градусов стал смотреть влево. Ко мне подбежали мужики из находившегося тут же автосервиса и за пять минут вернули все в состояние более-менее близкое к первоначальному. Подножку снова выгнули назад, резиновую фигню на ней зафиксировали пластиковыми хомутами, а руль я выпрямил сам, зажав переднее колесо между коленями и приложившись руками. Вроде норм, до сих пор так езжу. Всяческий респект тем парням.
После общения с Чангом и другими встреченными автостопщиками, а также вдохновившись тем, как проходило путешествие до настоящего момента, я решил чуть усилить градус хардкора и ввести для себя новое правило: отныне и до конца поездки я не должен заплатить ни за одну ночёвку. Должно было бы получиться весьма бюджетно, и, кроме того, такой подход был призван стимулировать меня активнее искать новых знакомств и общаться с местным населением.
Здесь я хотел бы несколько прояснить свою позицию. Я не очень одобряю людей, которые кичатся тем, что путешествуют совсем без денег, разъезжая на попутках и выпрашивая еду где придется. По части самого акта автостопа отношения путешественника и водителя можно назвать взаимовыгодными: машине не в тягость, а взамен автостопщик развлекает водителя беседой и травит байки, но в отношении еды и крыши всегда есть тонкая грань между тысячелетними традициями взаимовыручки, позволившими человечеству выжить на протяжении всей истории существования нашего вида, и злоупотреблением гостеприимством. В этой связи для путешественника будет всё же более правильным иметь минимально необходимое количество денег на еду и никогда не ходить в гости с пустыми руками. Для путешествий, более затяжных чем это, стоит, пожалуй, освоить базовую профессию вроде основ плотницкого дела или электрики, которая была бы востребована везде и позволяла находить себе применение, или найти удалённую работу. Тем не менее, наряду с красивыми видами и объектами культуры, одна из наиболее интересных сторон путешествия – общение с людьми, далекими от твоей привычной среды. Чтобы урвать побольше такого общения, я взял за правило заговаривать с незнакомцами и по возможности находить ночевки под крышей у местных жителей, даже когда закончатся мои вписки с каучсёрфинга.
Последняя была намечена как раз на этот день. Накануне я позвонил девушке, согласившейся вписать меня в Новосибирске, и она озвучила мне адрес: «Морской проспект, недалеко от центрального пляжа!». Я повесил трубку и крепко задумался. Обратился к своим далеким от идеала познаниям в географии. Мысленно поискал ближайшее к Новосибирску море. Задумался еще раз. По всему выходило, что по какой-то ужасной и нелепой ошибке вместо Новосибирска я нашел себе вписку в Новороссийске. А к следующему вечеру я туда явно не успел бы, да и в планах у меня, вроде бы, такого не было. Впрочем, гугл развеял мои опасения: как оказалось, в Новосибирске есть не только Морской проспект, но и, собственно, море.
Маршрут этого дня был одним из самых легких, и солнце еще светило высоко в небе, когда я въехал в город. Вскоре сомнения разрешились окончательно – проехав огромную дамбу, я внезапно оказался на самом настоящем побережье, с песчаным пляжем и соснами, которое вполне могло бы сойти за Финский залив где-то в районе Светлогорска. На бетонном парапете смуглые люди торговали с лотков копченой рыбой, резиновыми тапками и магнитами на холодильник, в потоках свежего ветра фланировали чайки, рыбаки сосредоточенно копались в снастях и глядели вдаль так, будто тренировались этим заниматься всю жизнь. Таким образом, имела место атмосфера прибрежного города. Всё это благолепие получилось путем строительства дамбы на месте встречи рек Бердь и Обь (в результате которого, кстати, ушла под воду пара деревень) и носит официальное название Новосибирское водохранилище, но у местных фигурирует в разговоре исключительно как Обское море.
Место, назначенное для встречи с Лизой, — так звали девушку – пресловутый Морской проспект, располагалось не в самом Новосибирске, а в таком широко известном в узких кругах населенном пункте, как новосибирский Академгородок. Как позже я узнал из её рассказов, Академгородок специально строился так, чтобы ученым со всей страны было не жаль бросить свои насиженные места в Москве или Питере и переехать жить сюда. Небольшие 4-5 этажные домики или даже целые усадьбы для особо видных ученых утопают в зелени, значительную территорию занимает парк. Внутри городка имеются все необходимые объекты инфраструктуры, призванные обеспечить поселению полную автономность. Близость рукотворного моря довершает картину города-курорта в стране построенного коммунизма. Необычная история поселения и, безусловно, специфический контингент его жителей, за полвека сформировали здесь совершенно особый уклад жизни. Подчеркнуто-интеллигентное происхождение и близость культурных очагов зародили у местных некий сибирский вариант питерского снобизма. Отсюда также проистекает высокая общественно-политическая активность жителей в вопросах местного самоуправления. Я услышал даже рассказ о человеке, который, покупая лодку, предпочел пойти в местный магазин, узнать там, что нужная лодка там отсутствует и подождать три недели, пока её привезут на заказ, нежели чем купить такую лодку в наличии в 20 километрах, «в городе». Таким образом, местные жители Академгородок любят и очень к нему привязаны.
Встретившись с Лизой, я закинул вещи к ней в квартиру, расположенную в одном из этих малоэтажных домиков, и мы пошли гулять к морю.
Вы не знали? Ведь в Новосибирске только и разговоров, что о море и закате. О том, как солнце догорает в языках костра из выброшенного на берег бурелома, шум закипающего чая сливается с шепотом песка, гонимого ветром, и порывы свежего бриза играют в прядях чьих-то длинных волос. Бесконечность воды, уходящей за горизонт, будоражит и манит, пробуждая в каждом из нас отчаянного романтика. Тот, перед кем хоть раз открылась эта необозримая даль, всегда будет возвращаться к ней, на колесах, на крыльях, пешком или в мыслях. Даже сейчас, сидя в офисе среди суматохи, пустых речей, и бумаг, не стоящих тех деревьев, что были ради них спилены, я знаю, что где-то там оно плещет, ревет и искрит – волнуется без меня. Пригласить море к своему порогу – две деревни по карте Mastercard. Достучаться до небес – бесценно.
Когда солнце спряталось за горизонт, остывший чай был допит, а ветер стал всё настойчивей напоминать о пончо, оставленном в квартире у Лизы, встал вопрос о дальнейших планах на вечер. Оказалось, что Лизе нужно на тренировку – с каких-то недавних пор она занималась тайским боксом, и очередное занятие было как раз в этот вечер. Других знакомых в городе у меня, понятное дело, не было, а гулять одному почему-то не хотелось. К тому же, я давно неравнодушен ко всяческим единоборствам в стиле «уличный мордобой» и древнему восточному боевому искусству у-ку-шу. Таким образом, я решил за компанию навестить местную секцию.
Зал по давней советской традиции располагался в полуподвальном помещении школы. Секция включала, считая Лизу, всего трех адептов и тренера. Когда мы зашли, двое парней как раз довольно бодро выбивали друг из друга дурь, кружась в спарринге, а тренер – здоровенный мужик с внешностью классического боксёра старой школы — на ходу давал им советы из области стратегии и тактики. Один из парней был обычным таким школьником, зато второй являл собой какое-то чудо сибирского здоровья, и, возможно, секретных советских экспериментов в области генной инженерии – двухметрового роста, он имел широченные плечи, рельефный треугольный торс и бицепсы толщиной с мою ногу. Я понял, что мне предстоит интересный во всех отношениях вечер.
Подойдя к тренеру, я объяснил, что нахожусь тут проездом из Москвы на Алтай и попросился к ним в гости на одну тренировку. Окинув меня оценивающим взглядом, тренер выдал мне перчатки и предложил показательно поколотить боксерский мешок. Запасной формы, к сожалению, ни у кого не нашлось, так что пришлось гонять в своей обычной путевой одёжке (пончо, впрочем, всё еще лежало дома у Лизы).
Я от души прописал пару связок по мешку, тренер одобрительно хмыкнул и поставил меня биться с тем парнем (его звали тоже Андрей). В целом это можно было описать как схватку какого-никакого опыта и рефлексов (с моей стороны) против богатырского здоровья и молодецкой удали (с его). В результате по паре тумаков получили оба, так что победила дружба. Потом мы отстояли всю остальную тренировку, с отработкой связок и всем таким, и по итогу я неплохо провел время. Парни звали заходить еще на обратном пути, и сказали что таким гостям всегда рады. Приятно.
После тренировки Андрей рассказал, что сам он родом из Горно-Алтайска, до которого мне теперь оставался всего день пути. Я постарался распросить его, как коренного жителя, о подводных камнях путешествия по Алтаю, и он пояснил следующее:
— В Горно-Алтайске и потом, до Чемала русских много живет, там нормально. А дальше на стоянках и на турбазах ночуй, где территория огорожена, у дороги не становись. У местных развлечение такое – ночью подойти, доебаться, кулаками помахать или ножами. Карабины тоже у каждого второго дома есть.
Из уст такого подготовленного парня предостережение звучало вдвойне бодряще. Но вы же помните мой принцип – никаких турбаз, это считалось бы за платную ночёвку. Очевидно, придется заморочиться маскировкой стоянок.
Назад с тренировки шли через тёмный парк и снова встретили ежей, но теперь я уже был готов морально и физически.
В ходе прогулки выяснилось еще следующее обстоятельство: Лиза собиралась по приглашению друзей ехать на некие мотоциклетные соревнования, в организации которых эти друзья принимали участие. Что это должен был быть за вид спорта я из её рассказа так и не смог понять. Но соревнования начались как раз в этот день, а завтра продолжатся. Поскольку мой приезд был отложен на день из-за отдыха в Тюмени, она не смогла уехать в поселок, где проходили соревнования, вторым номером на мотоцикле своей подруги и теперь предлагала мне, как лицу, непосредственно причастному к данному обстоятельству, довезти её туда, учитывая, что мне относительно по пути. Я очень смутно представлял себе возможности размещения на своем мотоцикле, помимо всех навьюченных вещей, еще и одной дополнительной девушки, пусть и хрупкого сложения, но под напором обстоятельств вынужден был согласиться.
Вечером случилась еще одна забавная история. После тренировки следовало сходить в душ, а он в доме Лизы был общественным и находился на -1 этаже. Учитывая позднее время, там было тихо, темно и пустынно. Лиза отправилась в женскую часть, а я, соответственно, наоборот. Ополоснувшись, я вышел и обнаружил, что в женской части вода все еще шумит. Я подождал некоторое время, но Лиза всё не появлялась, и я решил выйти на улицу покурить. Вернувшись, я застал женский душ всё еще работающим, удивился чистоплотности моей новой подруги и снова стал ждать. Наконец, когда я уже начал волноваться, шум воды затих, и из дверей показалась дородная бабца, с трудом обернутая полотенцем. Решив перехватить инициативу в этой неловкой ситуации из японского хентая, я поинтересовался у нее, есть ли еще кто-нибудь в женском душе, на что она подозрительно сощурила глаза и переспросила, зачем мне, собственно, это знать. Я постарался максимально правдоподобно пересказать всю историю с самого начала, но дама явно не повелась и продолжала верить в тот вариант развития событий, где мне отводилась роль похитителя её девичьей чести. Как вы понимаете, всё это время Лиза ждала меня наверху.
День 7. Новосибирск — Алтай. На пороге.
Проснувшись довольно рано, мы наскоро позавтракали и стали собираться в дорогу. В ходе сборов на меня опять набросились дети, но в этот раз попались стеснительные и фотографироваться совсем не хотели.
Багаж пришлось перераспределить, но в итоге Лиза умостилась-таки сзади и обхватила меня руками. Выглядело всё это как-то так.
Ошалело крякнув что-то нецензурное в мой адрес, Тенегрив вывалился со двора и, ревя мотором, покатил по тенистым улицам Академгородка. До деревни Черепаново оставалось около 90 километров.
Вскоре я приноровился к новому балансу, и поездка пошла бодрее. Всюду чувствовалось приближение Алтая. Вдоль прекрасной дороги, то летящей вниз, то ползущей вверх по очередному холмогору, цвели поля и деревья, проникая сладким запахом под стекло шлема. Сытые, довольные пчелы и беззаботные бабочки совсем забывали смотреть по сторонам, перелетая через дорогу. Как ни странно, то ли благодаря длинным и крутым спускам, то ли из-за дополнительного груза на заднем колесе, увеличившего сцепление, мотоцикл выдавал рекордные скоростя, и на одном из участков мне даже удалось потрогать стрелкой рекордное для моей бедной чесотки значение в 150 км/ч.
Доехав на место и немного поплутав по селу, мы выехали на что-то вроде центральной площади поселка, и взгляду открылась любопытная картина. Несколько десятков пацанов младшего и среднего школьного возраста, выстроившись в очередь и используя кучу разношерстной техники вроде ижей, китайских питбайков и еще каких-то чуть ли не самодельных мопедов, по команде объезжали в нужном порядке расставленные на площади конусы на скорость. Я не очень разбираюсь, но вроде бы как раз это и называется джимханой. Получалось у них весьма бодро.
Среди всего этого мелкотравчатого китайско-советского многообразия выгодно отсвечивал хромом припаркованный тут же дальний родич моего коня – Ямаха Драгстар, тоже чесотка. Неподалёку была обнаружена и его хозяйка, которая как раз и оказалась подругой Лизы. Мы зазнакомились, и на фоне всеобщих восторгов мне даже доверили покататься на драге, что я тут же и осуществил. Для тех, кому может быть интересно сравнение этих двух мотоциклов — те же яйца, только в профиль. Ямаха понравилась более расслабонистым рулем, который будет более удобен в дальнем путешествии и менее удобен в пробке, но по мощности самую малость проигрывала. С другой стороны, проигрывает она, наверняка, за счет кардана, который по сравнению с цепью в сто крат менее гемороен в обслуживании, так что может оно того и стоит.
Здесь мне вроде как следовало попрощаться и двинуться дальше по своему маршруту, но вдруг я вспомнил, что за день до этого, где-то на подъезде к Новосибирску, у меня отвалился правый задний поворотник в том месте, за которое он был приварен при перемещении для установки кофров. Масштаб проблемы виден на предыдущем фото. В голову закралась мысль, что где-то рядом с таким скоплением ломучей техники непременно должен обретаться сварщик, и если его найти, то он, быть может, легко и непринужденно решит все вопросы с поворотником. Женя — подруга Лизы на драгстаре, выслушав мои жалобы на тяжелую жизнь мотопутешественника, удалилась и вскоре вернулась с парнем, который, как позже оказалось, и был главным зачинщиком всего этого веселья посреди деревни Черепаново. Он обещал помочь мне, но только после окончания мероприятия, то есть примерно через час.
Поскольку время было еще довольно раннее, я решил подождать. Наконец, самым чотким и маневренным выдали по диплому, а часть техники погрузили в кузов грузовичка и увезли. Оставшаяся часть должна была проехать своим ходом до места постоянного базирования – некого-гаражно-ремонтного комплекса на другом конце деревни. С гайцами была достигнута договоренность о том, что дети поедут по дорогам общего пользования своим ходом, но только в составе организованной колонны. Возглавили её тренер/механик/сварщик/на-все-руки-мастер Антон и Женя с её другом на Ямахе, а мне выпала честь эту колонну замыкать. Никогда еще не ездил с такой кучей мотоциклов. И знаете, почему нас не перебодали?? Да потому что мы – БАНДА!
По пути моё присутствие таки сыграло свою роль. Один из пацанят, как раз самый маленький, вдруг стал замедляться, и совсем остановился на обочине. Остальные, не заметив потери бойца, скрылись за поворотом, а мне пришлось разбираться. Путем беглого осмотра было установлено, что на китайце порвалась цепь, которая обнаружилась на дороге позади, метрах в 20 от вынужденного пит-стопа. Я догнал колонну и после недолгого совещания паренек, с цепью в кармане, был взят на буксир при помощи куска китайского паракорда из моих запасов (см. часть 1, список вещей). Таким образом мы всё-таки доехали до клаб-хауса этой импровизированной банды.
Вот тот самый героический парень – Антон!
Здесь, в уютной сторожке, мне предложили чаю и повели разговоры о починке каких-то газелей или москвичей.
А вот колоритный сторож этой базы.
Наконец из закромов был извлечен сварочный аппарат, но по результатам проведенного консилиума было установлено, что приварить поворотник не повредив идущие к нему провода, получится только если его разобрать, для чего, в свою очередь, нужно разбирать все заднее крыло, дабы добраться до проводки. Заниматься этим не было ни времени, ни желания, так что я распрощался с этой идеей и поворотник так висел на проводах, прижатый багажной сеткой, до самого возвращения в Москву. Зато с учетом всех ям, преодоленных и предстоящих, мне подзатянули пожестче задние амортизаторы, и даже подарили специальный ключ от мотоцикла ИЖ, которым эти настройки можно при необходимости поменять. Этот ключ стал первым из сувениров, привезенных из поездки, и теперь хранится на почётном месте у меня в комнате.
Вдохновившись отличной погодой и духом приключений Женя и её пассажир Лёха решили проводить меня на финишной прямой. До границы Алтайского края оставалось 30 километров.
Ехать по шоссе парой – чуть медленнее, зато гораздо веселее.
До населенного пункта Тальменка долетели на одном дыхании. Здесь мы перекусили и разъехались в разные стороны, договорившись обязательно пересечься на обратном пути.
Впервые за день я снова оказался на дороге один. Прекрасная дорога и солнце в спину – что еще нужно для счастья? Наверстывая упущенное, я весело летел по шоссе, рассчитывая встать на ночёвку уже где-то у Горно-Алтайска. Через некоторое время дорогу мне преградил Барнаул. Вообще-то его полагалось бы объехать по касательной, но я опять что-то прозевал в отсутствие навигатора и попал в центр города. Телефон категорически отказывался ловить спутники и показывать, где я, собственно, нахожусь, поэтому пришлось выспрашивать дорогу у водителей на светофорах. Любопытно, где проходит линия перемены двух крайностей? В начале пути никого не удивляли московские номера, но всех шокировало намерение доехать до Алтая. В Барнауле Алтаем было уже никого не удивить, а вот 50 регион на номерах вызывал искренний интерес.
Несмотря на уверенные ответы всех водителей, что Горно-Алтайск это прямо и никуда не сворачивая, я всё глубже увязал в плотном вечернем трафике Барнаула. Это грозило отнять кучу времени, а светофор солнца уже налился оранжевым и собирался вот-вот включить красный. Тут мне помог проверенный метод: между рядов мне встретился мужик на Harley Sportster, причем внезапно с московскими 77 на номере, но без особого багажа. Заинтригованный, я поравнялся с ним и узнал, что мотоцикл просто куплен в Москве и привезен оттуда уже с номерами. Я запросил навигации и омская фишка сработала снова: достопочтенный харлеевод, чьё имя я, к сожалению, не расслышал за шумом моторов, взялся вывести меня обратно на трассу. С загруженных улиц мы свернули в глухие дворы, и вскоре я снова лёг на прямой курс с того самого места, где свернул не туда. Блуждания по Барнаулу заняли часа полтора.
Уставшее после дня добросовестной работы солнце клонилось к горизонту, а вокруг начинался Алтай. Как легкая рябь на воде – предвестница скорой бури, травянистые холмы, обещая близкую встречу с Алтайскими горами, толпились по обе стороны дороги, подставляя макушки рыжим лучам заката и приглашая разбить палатку. Мне очень уж хотелось обустроить стоянку до темноты и выкроить немного времени для того чтобы просто посидеть, наслаждаясь моментом. Вскоре я поддался соблазну и выбрал себе один из таких холмов. Небольшой хинт: при проектировании заправок Лукойл, видимо, отдается предпочтение пустым местам, удаленным от поселений, но при этом сухим и с относительно ровным рельефом. Таким образом, если заехать на такую заправку, можно заправиться, закупить там же провианта, а потом просто выехать через бордюр с её «заднего двора», и, отъехав на достаточное расстояние для маскировки, ставить палатку. На ту же заправку можно потом вернуться за водой или по иным биологическим нуждам.
Именно так я и поступил, и объехав небольшой холм оказался на месте с прекрасным видом, хорошо укрытом и незаметном с дороги.
Солнце уже осторожно трогало точеным боком горизонт, в руке дымилась длинная хоббитская трубка, а меня разрывало изнутри чувство бесконечной удовлетворенности настоящим моментом времени.
Birds flying high you know how I feel
Sun in the sky you know how I feel
Reeds drifting on by you know how I feel
It's a new dawn it's a new day it's a new life for me
And I'm feeling good!
Продолжение следует…
- ANaydenov
- Андрей Найденов
- 26 августа 2016 в 15:17
- 9
- +67
- ushakov_ivan
- 29 августа 2016 в 14:08
- ↓
Мы ночевали один раз просто так у дороги, и никаких проблем не было. Правда встали на ночёвку уже затемно, а встали рано
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (15)
RSS свернуть / развернуть